что нового было в политическом и экономическом курсе рузвельта
Новый курс Рузвельта
Всего получено оценок: 961.
Всего получено оценок: 961.
”Новый курс” Рузвельта в США – это экономическая политика, которую американский президент Франклин Рузвельт проводил для преодоления “Великой депрессии” (экономического кризиса 1929-1933 года). Все изменения проводились с целью стабилизации экономической ситуации и возвращения ее в нормальное русло.
Реформы в рамках “Нового курса”
Вступивший в должность 4 марта 1933, менее чем через неделю Рузвельт уже принял меры по стабилизации ситуации.
Рис. 1. Франклин Рузвельт.
Была созвана чрезвычайная сессия Конгресса, который заседал три месяца и в результате принял ряд важных для страны законов. Какие основные реформы были проведены, наглядно покажет таблица.
Сфера
Реформы
Объявление каникул для банков и полная их ревизия. Результат – банковская система укрепилась.
Создана Федеральная система страхования депозитов – она выдавала средства вкладчикам в случае банкротства банков.
Принят национальный закон по поводу восстановления промышленности (16 июня 1933 года). Результат – выработаны кодексы “честной конкуренции”.
Предписан минимум зарплаты и максимальная длительность трудовой недели.
Безработным оказывалась прямая помощь, организовывались общественные работы, внедрялись социальные выплаты неработающим.
Принят закон о выплатах по старости – 1935 год.
С целью трудоустройства безработной молодежи правительство были организованы специальные лагеря. Там молодые люди жили на полном обеспечении и работали с заработной платой в 30 долларов, причем 25 из них отдавались их семьям.
Реформы в сфере жилищного строительства и сельского хозяйства
Эти сферы также пострадали от кризиса 1929-1933 годов, они требовали развития.
Так, в том, что касается жилищного строительства, американское правительство пошло по пути, которые предполагал развитую систему кредитования на покупку жилья. С этой целью в 1933 году создали Ссудную корпорацию владельцев жилья, она выпускала специальные облигации. А в 1938 году создана еще одна организация, но уже подконтрольная государству.
которые читают вместе с этой
Чтобы поддержать производство сельхозпродукции, в мае 1933 года был выпущен и подписан Рузвельтом Билль о помощи фермерству. С его помощью предполагалось бороться с разорением фермеров и слишком низкими ценами на сельскохозяйственную продукцию. Принятый билль позволил фермерским хозяйствам большого масштаба стать более конкурентоспособными.
Рис. 3. Фермерское хозяйство в 1933 году.
Мелкие хозяйства также не были забыты – им оказывалась финансовая помощь, государство поощряло создание кооперативов для сбыта продукции и внедрение новых технологий в процесс работ.
Итоги и критика “Нового курса” Рузвельта
Принятые законы осуществляли прямое вмешательство государство в сферу социально-экономических взаимоотношений. Таким образом Рузвельт смягчил последствия кризиса и позволил Соединенным штатам Америки постепенно выйти из него.
Однако его политика постоянно подвергалась жесткой критике: когда страна стала выходить из кризиса, корпорации, обвиняя президента в насаждении социализма, стали добиваться отмены принятых законов. Но некоторые сравнивали его с таким великим политиком, как немецкий канцлер Отто фон Бисмарк.
Достижения в области трудового законодательства, которые были заслугой Рузвельта, сошли на нет уже после Второй мировой войны.
Что мы узнали?
Из статьи для 10 класса истории мы узнали кратко главное в “Новом курсе” Рузвельта – суть реформ в сельскохозяйственной, промышленной, социальной сферах, а также в том, что касалось банков и жилищного строительства. Указываются итоги проводимой им политики и то, какой критике она подвергалась. Узнали, чего удалось достичь благодаря вмешательству государства в экономические и социальные отношения.
В чём заключался «Новый курс» Рузвельта
Дословный перевод названия политики, проводимой Франклином Делано Рузвельтом, «Новая сделка» (New Deal). Но в русском языке этот термин имеет несколько иной смысл, чем в английском. Кроме того, Рузвельт действительно повёл страну новым курсом, резко отличавшимся от того, что делали ранее президенты США.
Предыдущий глава государства Герберт Гувер придерживался четырёх основополагающих принципов:
Ставший президентом 4 марта 1933 года Франклин Рузвельт, наоборот, выступал за самое широкое участие государства в делах экономики и увеличение госрасходов во имя её перезапуска. Уже пять дней спустя Конгресс США начал специальную сессию, длившуюся три месяца, во время которой были приняты важнейшие законы, обеспечившие проведение «Нового курса». Начал Рузвельт с банковской сферы, объявив 6 марта 1933 года банковские каникулы. Неделю банки были закрыты, в них шёл анализ состояния кредитных учреждений — разделение на три категории: «закрыть», «сохранить», «сохранить при выделении помощи». Банки из двух последних категорий открылись снова. Разорившимися банками стала управлять государственная Реконструктивная финансовая корпорация (РФК). Итог — оздоровление банковской системы и концентрация ресурсов, хотя самих банков стало меньше на 15%, зато объём активов вырос на 37%.
Промышленность и бизнес получили возможность масштабного кредитования. Рузвельт разделил банки на депозитные и инвестиционные, это деление сохраняется и поныне. Инвестиционным банкам было запрещено работать с депозитами населения и юридических лиц, а депозитным — заниматься рискованными инвестициями.
Государство страховало вклады, полностью компенсируя суммы до 10 тыс. долл. Это устраивало широкие массы и вызвало доверие к банкам, отток денег физических лиц прекратился: люди понесли в банки средства, что дало возможность пустить их в дело.
Для банков стало обязательным резервирование, эта норма до сих пор активно применяется центробанками для регулирования.
Наряду с запретом свободного золотого обращения и вывоза золота за границу, Рузвельт пошёл на девальвацию доллара: с января 1934 года содержание в нём золота уменьшилось на 41%, зато цена тройской унции выросла до 35 долл.
Предпринятые меры создали механизм развития американской экономики через инфляцию. С помощью девальвации доходы перераспределились от финансистов к промышленникам — Рузвельту было важно развитие промышленности.
В июне 1933 года принимается Закон о восстановлении национальной промышленности, его реализацию поручают Администрации национального восстановления, объединившей видных промышленников, предпринимателей и экономистов. Двухлетнее приостановление антитрестовского законодательства концентрирует производственные активы.
Рузвельт считал, что во время кризиса необходимо приостановить конкуренцию внутри каждой отрасли, промышленность разделили на 17 групп, было создано 400 кодексов честной конкуренции, регулировавших все аспекты. При помощи кодексов удалось привести объёмы производства в соответствие с платёжеспособным покупательским спросом.
Ещё одним важным приоритетом «Нового курса» стала борьба с безработицей. В 1933 году только каждый десятый — на полной занятости, в стране числилось почти 17 млн безработных, на 60% был сокращён фонд заработной платы. Потерявшие доход граждане лишались жилья из-за невозможности обслуживать займы, переселялись в пригороды, где строили трущобы и где царил натуральный обмен.
Через Администрацию по оказанию чрезвычайной помощи безработным были распределены бюджетные 4 млрд долл. Рузвельт создавал рабочие места при помощи госсредств — важно было дать людям доход для оживления потребления.
Рабочие места старались создавать в отраслях, дающих мультипликативный эффект в смежных секторах. Безработные активно привлекались к общественным оплачиваемым работам, через них прошли порядка 4 млн человек. Молодые люди 18–25 лет добровольно концентрировались в специальных трудовых лагерях, где гарантировались работа и зарплата. Они жили на гособеспечении, поэтому из 30 долл. зарплаты порядка 25 долл. отправлялось семье молодого человека или девушки.
В 1935 году введено страхование по старости и безработице.
В результате всех этих действий стимулировался экономический рост. «Великая депрессия» привела к падению цен на сельхозпродукцию на 58%, что не обеспечивало даже текущие потребности фермеров, не говоря о развитии агропромышленного комплекса. Разорилась примерно пятая часть фермеров. Сельхозтовары выгоднее было уничтожить, чем везти на продажу.
В 1933 году принимается Закон о регулировании сельского хозяйства, реализация которого поручается Администрации регулирования сельского хозяйства. Уровень цен устанавливает государство — они растут.
Фермеры получают госсредства, если сокращают посевы и выпуск продукции. Из оборота выведено 10 млн акров площадей под хлопок, уничтожается четверть иных посевов, поголовье свиней и крупного рогатого скота уменьшено на 30 млн голов. В 1934 году хлопковый урожай сокращается на четверть, кукурузы — на 40%. Сельхозпродукция прекратила дешеветь, фермеры вздохнули чуть свободнее. В мае 1935 года правительство создаёт Администрацию по сельской электрификации (REA).
Национальный акт о трудовых отношениях (закон Вагнера), принятый 5 июля 1935 года, знаменует второй этап реформ. Документ гарантировал подписание коллективного договора и организацию стачек. В июне 1938 года принимается Закон о справедливых условиях труда, вводивший минимальную почасовую оплату в 25 центов и полтора тарифа при превышении продолжительности рабочей недели, ограничен труд детей.
Государство развивает строительство жилья и ипотеку. В 1933 году начала работу Ссудная корпорация владельцев жилья, впервые финансирующая ипотеку через выпуск облигаций. В 1938 году под контролем государства создаётся Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA).
ГДЗ по истории 10 класс учебник Сороко-Цюпа параграф 8
Вследствие каких мер «новый курс» называют началом социально ориентированного развития капитализма?
С помощью каких мер правительство Рузвельта пыталось регулировать конкуренцию? Каковы были последствия этих мер для простых трудящихся?
Объясните, почему Рузвельта упрекали в том, что он строит в США социализм.
А что было в действительности, по вашему мнению?
Речь идет о периоде с 1933 по 1945 годы. То есть «новый курс» Ф.Рузвельта после Великой депрессии. В социализме его упрекали по ряду причин:
-Восстановление дипломатических отношений в 1933.
-Начало государственного вмешательства в экономику. Ранее в США такое было в эпоху прогрессивизма, но в 1920-ые снова был взят курс на невмешательство.
Вмешательство шло по ряду пунктов: лесопосадки, строительство сельских школ, общественные работы для безработных, а еще помощь женщинам-одиночкам с 1935. Тогда же с 1935 началось создаваться соцобеспечение, например, пенсий по старости.
Почему в Великобритании в 1930-е гг. утвердилась практика формирования коалиционных правительств?
Для обеспечения социального согласия и преодоления раскола в обществе
1. Назовите главные черты экономического кризиса в США.
обвал фондовой биржи
массовое банкротство банков
закрытие фирм и заводов
повышение уровня преступности
2. Сопоставьте меры, предпринятые президентами США Гувером и Рузвельтом по преодолению кризиса.
Меры, предпринятые Рузвельтом по преодолению кризиса:
• «новый курс Рузвельта» включал необходимость вмешательства государства во все сферы общественной жизни
• Государство могло регулировать производство и предпринимательские отношения – это нужно было для восстановления покупательской способности населения и восстановления банковской системы
• Восстановление банковской системы: их функционирование остановлено, их число сокращено до 15%, объем активов вырос на 37%
• Организация общественных работ под эгидой Администрации общественных работ и администрацией гражданских работ (в них было задействовано 3 миллиона челвоек – они были заняты в строительстве инфраструктуры, освоении новых территорий
• создание Национальной администрации восстановления промышленности
• регулирование сельского хозяйства за счет повышения цен на фермерскую продуцию и сокращение ножниц цен на промышленные и сельскохозяйственые товары
Меры, предпринятые Гувером по преодолению кризиса:
• Не считал нужным принимать меры до преодолению кризиса
• Нет обсуждал вопросы организации общественных работ и федеральной помощи бездомным
• Создал Федеральное фермерское управление
• Стимулировал частнособственническую инициативу
• Поощрял гуманитарные меры частной благотворительной деятельности
• Выделил 750 миллионов на общественные работы
• ввел мораторий на выплату задолженности по иностранным займам и репарациям (потому что видел причины кризиса во вне)
• увеличил госпомощь экономике
• создал корпорации финансирования реконструкции для выдачи займов на спасение железных дорог, банков и прочего
• был против прямой федеральной помощи, потому что считал, что это деморализует граждан
3. Что нового было в политическом и экономическом курсе Рузвельта?
Политический: политика добросердечного соседа по отношению к странам Латинской Америки, нейтралитет перед Второй мировой войной, потом помощь государствам по Ленд лизу.
4. Выделите особенности массовых социальных движений в США в 1930-е гг.
5. Какими методами Национальное правительство в Великобритании добивалось национального согласия?
Высшие круги Англии создали метод социального и политического маневрирования для того, чтоб предотвращать раскол в обществе. Для этой цели была разработана тактика, которая предполагала формирование коалиционных правительств, придерживаясь консервативной политики. Проявленная гибкость правительства позволила выйти из политического кризиса, сохранив при этом видимость национального согласия.
6. Объясните, какую роль играло Британское Содружество в экономике Великобритании.
При годовом государственном бюджете Британии (дефицитном на 15%) в 648 млрд фунтов стерлингов.
1. Представьте, что вы приглашены в качестве журналиста на пресс-конференцию с Ф. Рузвельтом. Подготовьте список вопросов, злободневных и актуальных в 1930-е гг., например о мерах преодоления кризиса в США, высказав при этом своё отношение к «новому курсу».
2. Подумайте над проблемой: возможно ли сочетание рыночной экономики и государственного регулирования?
«Новый курс» Франклина Делано Рузвельта. Справка
«Новый курс» – название экономической политики, проводимой администрацией президента США Франклина Делано Рузвельта с 1933 года с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929‑1933 годы.
Банковская сфера
Одним из первых шагов Рузвельта было объявление 6 марта «банковских каникул» на неделю, во время которой были закрыты все банки США. Далее с целью «очистки» банковской системы была проведена тотальная ревизия всех банков. Разорившиеся банки попали под управление государственной Реконструктивной финансовой корпорации (РФК). Устойчивые банки получили право на дальнейшую работу. В результате произошло укрупнение банковской системы – большинство банков, признанных «здоровыми», были крупными.
С целью оздоровления ситуации был принят ряд важных законов. Одним из важнейших стал закон Гласса‑Стигалла ‑ Закон о создании Федеральной корпорации по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation) от 16 июня 1933 года. Коммерческим банкам запрещалось работать с ценными бумагами, это право получали специализированные финансовые организации ‑ тем самым были снижены риски, которым подвергались средства вкладчиков банка. С целью пресечения привлечения средств по повышенным ставкам, характерных для проведения высокорискованных операций, был введен запрет на выплату процентов по текущим счетам, проценты по депозитным счетам подвергались регулированию Федеральной резервной системы (ФРС). Был регламентирован биржевой кредит.
Была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) – банки отчисляли взносы в страховой фонд, в случае банкротства ФСКД санировала банк и выплачивала вклады в пределах установленного законом лимита на вклад в одном банке.
Промышленность
Статья 7 НИРА содержала меры социального характера ‑ она вводила ограничения на продолжительность рабочей недели и предписывала обязательный минимум оплаты труда. В ней также признавалось право организации профсоюзов и заключение коллективных договоров.
Контроль за реализацией программы НИРА возлагался на созданную президентом Национальную администрацию восстановления.
Социальная сфера
Для борьбы с безработицей, а также с целью улучшения материального положения населения были предприняты следующие меры: прямая помощь безработным, введение системы страхования по безработице и организация общественных работ.
Так, 12 мая 1933 года на оказание помощи безработным было выделено около 0,5 млрд долларов, всего было израсходовано свыше 4 млрд долларов. Большинство безработных получению пособий предпочитало общественные работы. На основании рекомендаций НИРА была создана Администрация общественных работ (PWA), занимавшаяся в основном крупными строительными проектами, доказывая тем самым, что «деньги не шли на ветер». Общий объем работ, выполненных по ее проектам составил около 3,3 млрд. долл.
Для безработной молодежи весной 1933 года правительство организовало лагеря, в которых молодые люди работали и жили в течение шести месяцев, имея полное обеспечение. Заработная плата составляла около 30 долларов, из них 25 долларов направлялись семье работающего.
В 1935 году был принят закон, предусматривавший страхование по старости и безработице. Несмотря на низкий уровень выплат и нераспространение закона на значительные слои работающих (сельское хозяйство, государственные служащие и т.д.) закон имел революционное значение. Значительным шагом второго этапа реформ стало принятие 5 июля 1935 года Национального акта о трудовых отношениях, так называемого закона Вагнера. Закон гарантировал права трудящихся на организацию, заключение коллективного договора, организацию стачек. Следующим этапом развития социальных прав было принятие в июне 1938 года закона о справедливых условиях труда (ФСЛА), предусматривавшего обязательный минимум оплаты труда 25 центов в час, введение полуторного тарифа при превышении продолжительности рабочей недели (44 часа, с 1940 года – 40 часов), ограничивался детский труд.
Жилищное строительство
В годы Великой депрессии правительство уделяло значительное внимание развитию жилищного строительства, в частности ипотечного кредитования. Так в 1933 году была создана первая компания, выпустившая облигации для финансирования ипотеки – Ссудная корпорация владельцев жилья. В 1938 году создана Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA), находящаяся под контролем государства. Начальный капитал компании был сформирован за счет средств бюджета.
Сельское хозяйство
В мае 1933 года Рузвельт подписал билль о помощи фермерам, который предлагал меры по борьбе с кризисом в сельском хозяйстве, связанным с падением цен на продукцию и массовым разорением фермеров. Основная его часть представляла закон о регулировании сельского хозяйства, известный как закон ААА (the Agricultural Adjustment Act).
Главная его идея – ликвидировать «ножницы» между ценой, затрачиваемой фермером на производство продукции, и той, которую он получал при ее реализации. Чтобы сбалансировать спрос и предложение и поднять цену сельхозпродуктов, часть земли изымалась из сельскохозяйственного оборота, за что фермерам выплачивались субсидии. В первую очередь эта мера повысила конкурентоспособность крупных фермерских хозяйств, получивших основную массу премий за сокращение посевного фонда.
В дальнейшем был предпринят ряд мер, направленный на помощь более мелким фермерам. В 1935 году была создана Администрации по переселению, преобразованная в начале 1937 году в Администрацию по охране фермерских хозяйств. Эти учреждения осуществляли финансовую помощь мелким фермерам для покупки ферм и их переселения на более качественные земли, стимулировало развитие кооперативов для сбыта продукции, приобретения оборудования.
В 1936 году был принят закон о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка. Согласно его положениям, премии выплачивались тем хозяйствам, которые сокращали площади под культурами, истощающими почвы, а также за меры по улучшению почв. Необходимость этих мер была вызвана сильной засухой 1934 года, сопровождавшейся пыльными бурями.
Принятый в 1938 году закон о регулировании сельского хозяйства вводил концепцию «всегда нормальной житницы». Цель новых начинаний была прежняя – восстановление паритета цен, однако методы достижения были уже другими – продукция не уничтожалась, а сохранялась, выплаты производились в счет еще не проданной продукции.
В мае 1935 года правительство создало Администрацию по сельской электрификации (REA), организовавшую работы по электрификации сельской местности.
Новый курс Рузвельта: политика реформ в США и ее итоги
Масштабный экономический кризис, охвативший североамериканские штаты в конце двадцатых — начале тридцатых годов прошлого столетия, инициировал введение New Deal. Более распространенное название этой экономической политики — «Новый курс» Рузвельта. Администрация президента, вступившего в марте 1933 года в должность, повела страну иным путем, не имевшим ничего общего с деятельностью предыдущих руководителей государства.
Суть реформ
Сразу после вступления Франклина Делано Рузвельта в должность 32-го президента США начала свою работу специальная сессия Конгресса, целью которой стало принятие ряда ключевых законодательных актов, не только оказавших серьезное влияние на американскую экономику, но и ставших платформой Нового курса. В основу политики были положены мероприятия по повышению эффективности регулирования экономики государством, преодолению дефицита финансирования и реформированию институциональных основ рынка.
Тридцать первый президент Г. Гувер, на чей срок правления пришелся кризис, названный историками Великой депрессией, свою деятельность основывал на четырех принципах:
Концепция новой программы предусматривала одновременное ее начало во всех ключевых сферах социальных и экономических отношений. В частности, был наложен строжайший запрет на экспорт золота, проведено обесценивание доллара. Главной целью этих непопулярных в обществе мер была стабилизация денежной системы. Задачу по оздоровлению национальной промышленности Рузвельт возложил на вновь созданное учреждение, названное Национальной администрацией восстановления промышленности.
Реорганизация банков
Еще 6 марта президентом были объявлены недельные «банковские каникулы», предусматривающие закрытие и тотальную ревизию всех банковских учреждений. Банки, разорившиеся во время Великой депрессии, были отданы в управление РФК (Реконструктивной финансовой корпорации). Учреждения, устоявшие в период кризиса, продолжили дальнейшую работу. В этом секторе основное значение «Нового курса» Рузвельта состояло в создании укрупненной банковской системы. Этому способствовало включение в систему большинства крупных банков, поскольку именно они сохранили свое финансовое «здоровье».
Кроме того, банкам запретили работу с ценными бумагами, что существенно снизило уровень рисков, грозящих банковским вкладчикам. Введенный мораторий на выплату процентов с текущих счетов эффективно сократил поступление средств, привлеченных повышенными ставками, характерных для операций с повышенным риском. Подвергся регламентации и биржевой кредит.
Деятельность Федеральной корпорации, отвечавшей за страхование депозитов, заключалась в санации обанкротившихся банков и выплате вкладов в границах установленных лимитов из фонда, пополняемого взносами банков.
Преобразования в промышленном секторе
В качестве бонуса предприятия, принявшие «честный» кодекс к руководству, освобождались от антитрестовских мер давления.
Для стабилизации баланса спроса и предложения и роста цен на сельскохозяйственную продукцию из оборота изымалась часть земельных угодий. Взамен фермер получал субсидирование. В результате значительно выросла конкурентная способность крупных хозяйств, получивших солидные премиальные суммы за сокращение посевных площадей.
Что касается мелких фермерских хозяйств, то меры их поддержки свелись к оказанию финансовой помощи в приобретении ферм и переселении на земли, имеющие лучшие качественные характеристики. Для этого в 1935 году правительством была создана Администрация по переселению. В ее обязанности входило стимулирование модернизации и приобретения оборудования, а также развитие кооперативов, сбывающих сельхозпродукцию.
Закон о внутренних квотах и сохранении плодородия почв (1936) определял порядок премиальных выплат хозяйствам, сокращающим производство культур, истощающих землю.
Годом ранее правительством была создана Администрация REA, в задачу которой входила электрификация сельской местности.
Политическая самоизоляция США
Проведение реформ «Нового курса» осложнялось условиями обостренной политической борьбы. Это стало причиной применения американским правительством во внешнеполитической сфере курса на дистанцирование от проблем международного характера. Так, в 1933 г. по вине США была сорвана работа Лондонской международной конференции.
1933-й стал годом признания Америкой Советского Союза и заключения с ним дипломатических отношений. В этот период установилась политика добрососедства в отношениях государств Латинской Америки: пересмотрены договорные условия с Панамой, произошел отказ от американского присутствия на Гаити, была оказана поддержка реформационного процесса в Бразилии.
Критика оппонентов
Принятые правительством и администрацией президента США законодательные акты стали инструментом прямого вмешательства государственного аппарата в социально-экономические отношения. Это помогло Ф. Д. Рузвельту минимизировать последствия Великой депрессии, а американскому обществу выйти из нее.
Тем не менее эта политика подвергалась постоянной и довольно жесткой критике со стороны оппонентов. Представители крупных корпораций предъявляли Рузвельту обвинения в насаждении социалистических идеалов. Раздуваемые инсинуации о «призраке социализма» позволяли им требовать отмены законов, которые их не устраивали.
В итоге по окончании Второй мировой войны правительством США был совершен поэтапный отход с завоеванных «Новым курсом» позиций в области трудового законодательства.