что ноты в партитуре связывает
Нотное письмо
Нота, длительности и их обозначения
(начертания), нотный стан
Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).
Думаю, ноты все Вы видели и знаете, что они обозначаются кружочками, к некоторым добавляются палочки и другие детали. Давайте вкратце рассмотрим традиции.
Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.
Названия длительности звуков и их обозначения нотами
Ребра имеют тот же смысл, что и хвостики, и применяются для смыслового и логического объединения коротких нот в группы, чтобы не загромождать запись многочисленными закорючками и облегчить беглое чтение нот.
Ноты могут объединяться в группы
При соединении в группы нот разной высоты выбирается такое положение штилей и ребер, при котором окажутся «удовлетворены» большинство нот группы.
КЛЮЧИ
За каждой линией нотного стана условно закрепляется определенная высота звука. Но поскольку в мире много разных инструментов, которые играют слишком разных высотных областях, то в музыке употребляются несколько различных «точек отсчета» высоты. Это делается с помощью условного знака, который называется ключом.
Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке.
Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных звуков на нотном стане.
Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть, он должен как бы «наматываться» на вторую линию нотоносца.
Басовый (ключ Фа). Обозначает на четвертой линии высоту звука фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.
Это и есть два наиболее употребительных ключа. Для написания нот для некоторых инструментов в применении остаются еще два ключа, вернее, один, но в двух вариантах.
Ключ До двух видов: альтовый и теноровый:
В нотном письме пользуются различными ключами для того, чтобы избежать большого количества добавочных линий; это облегчает чтение нот.
ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ
Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:
Действие знаков альтерации на высоту нот такое:
По «радиусу действия» знаки альтерации различаются на «ключевые» и «встречные» или «случайные». Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез «фа» будет повышать все поголовно ноты «фа», во всех октавах и на всей длине пьесы. Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение одного такта (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ К НОТАМ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ
Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности.
а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:
б) Две точки, увеличивающие данную длительность на половину и еще на четверть ее основной длительности:
в) Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты:
(продолжительность данных длительностей будет равна их сумме)
г) Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности. Почему-то многие улыбаются, при знакомстве с этим знаком. Да, действительно, длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах. А то ведь можно и так увеличить: «. а дальше я завтра сыграю». Фермата представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба:
Фермата, как и лига, может ставиться над или под нотой, смотря по графической ситуации, и соответственно, быть обращена к головке ноты «раскрытыми объятиями», то есть, может переворачиваться вверх ногами.
ПАУЗЫ
Перерыв в звучании называется паузой. Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и ноты:
Для увеличения длительностей пауз применяются точки и ферматы, так же как для нот. Значение их в этом случае такое же. Только вот лиги для пауз не применяются. Если есть необходимость, Вы можете ставить подряд несколько пауз, и больше ни о чем не заботиться.
ЗАПИСЬ ДВУХГОЛОСИЯ. ЗАПИСЬ МУЗЫКИ
ДЛЯ ФОРТЕПИАНО. АККОЛАДА. ЗАПИСЬ МУЗЫКИ ДЛЯ
АНСАМБЛЕЙ И ХОРА.
Не пугайтесь такого большого заголовка. Так как эта тема довольно-таки специфична, я не буду останавливаться на ней подробно. Так, в общих чертах.
ЗНАКИ СОКРАЩЕНИЯ НОТНОГО ПИСЬМА
Для упрощения и сокращения нотного письма применяется ряд знаков:
а) Знак переноса на октаву выше или на октаву ниже написанной музыки, для избежания большого количества добавочных линий, усложняющих чтение нот. Перенос на октаву вверх (или вниз) прекращается там, где кончается пунктир.
При переходе к заключению раньше окончания всей повторяемой части пишут: Da capo al segno poi coda, что значит: с начала до знака, потом кода (Слово кода означает заключение).
1. При повторении какого-либо такта один или несколько подряд пишут знак:
2. При повторении какой-либо мелодической фигуры в одном такте один или несколько раз, ее не выписывают, а заменяют чертами, соответствующими ребрам длительностей
3.Повторяющийся звук или аккорд обозначается следующим образом:
При повторяющемся звуке в тремоло общая длительность предполагаемой фигуры обозначается соответствующей нотой, а черточки обозначают, какими длительностями должна быть исполнена фигура.
Термины и определения в музыке
Общие сведения об оркестровой партитуре и оркестре.
Краткие исторические сведения о партитурном принципе нотации.
Существенные признаки партитуры наиболее точно даются в энциклопедических изданиях и музыковедческих трудах.
Оркестровая партитура – многострочная нотная запись всех партий музыкального произведения, предназначенного для оркестра.
Основным признаком партитурного принципа нотации является вертикальное расположение нотоносцев, объединённых акколадой и разделённых на такты. Партитурный принцип нотации развивался на протяжении IX – XIII столетий как письменная форма многоголосия и композиторской техники, когда эволюционировали ранние образцы европейской буквенной нотации, а также невменная, дасиальная (дасийная), диастематическая, крюковая, квадратная и готическая её формы. Поворотным моментом стало распространение мензуральной нотации, органной и лютневой табулатур.
Слово партитура используется не только для обозначения собственно партитурной нотации. Оно применяется также в широком смысле для обозначения трудностей многоголосной нотации к.-л. произведения, а также метонимически для замены сходных по значению слов (лист, тетрадь, том или сборник, содержащие партитуры) и метафорически в отношении музыкального произведения, нотированного в виде партитуры.
В XIII веке возникли так называемые «мнимые партитуры», включавшие инструментальные хоры в музыке вокальных жанров, а несколько позже, в XIV веке, представлявшие инструментальную многоголосную музыку.
Прообразом подлинной партитуры стали «композиторские дощечки» («tabula compositoria»). В ранних формах записи полифонии, в певческих (хоровых) книгах и книгах голосов (партий), постепенно совершался переход от нотации in corpo к нотации in partito.
«Партитурой называется нотная запись музыкального произведения, предназначенного для оркестра, хора или ансамбля». М.Готлиб, Я.Каабак, Е.Макаров.
К середине XVI века в вокальной полифонической музыке утвердился способ нотации на четырёх нотоносцах. Его основными признаками стали тесситурный порядок голосов на горизонтальных нотоносцах и вертикальные тактовые линии. Так образовались горизонтальная и вертикальная координаты партитурной нотации.
Способ нотации облегчил и предопределил способ чтения партитуры по горизонтали и вертикали.
Позднее партитурный способ нотации вокальных полифонических произведений был использован в инструментальной музыке XVII века.
Видоизменение партитурной нотации произошло на рубеже XVI – XVII веков, когда в недрах полифонии возникла гомофония и, как следствие, появилась партитура с генерал-басом. В партитурах с генерал-басом нотами фиксировались партии баса и мелодических голосов. Дополнительные (верхние) голоса гармонического сопровождения обозначались посредством цифр и знаков альтерации. Цифры и относящиеся к ним знаки альтерации указывали на аккорд и диатонический интервал, построенный от баса.
Со второй половины XVIII века в хоровых, ансамблевых и оркестровых произведениях утвердился единый принцип партитурной нотации, применяемый в нотопечатании. Первыми печатными оттисками партитур были «Tutti i madrigali» Киприана (Чиприано) де Рорé, изготовленные Анжело Гардано (Angelo Gardano) в Италии (1577). Первые печатные оркестровые партитуры были изданы в Париже (1582). В России первые опыты нотопечатания относятся к середине XVII века, а первая печатная партитура появилась в 1798 году. Современная организация партитуры оформилась к середине XIX века.
Средневековые манускрипты и дарственные экземпляры позднего времени сохранили различные формы нотоносцев: горизонтальную, кругообразную, спиралевидную, фигурную. В сочинениях ХХ столетия сочетаются традиционные и специфические формы записи для воплощения особых звуковых эффектов в оркестровой музыке.
Табулатура (лат. tabula – доска, таблица) – система записи инструментальной музыки в XIV – XVIII вв. с использованием букв, цифр и особых знаков. «Специфика различных видов табулатуры связана с особенностями устройства инструментов и техники игры на них, с фактурными принципами записываемой музыки». МЭС.
Термины и определения в музыке
Нотная графика — это совокупность знаков и правил для фиксации основных параметров музыкального звучания: высоты, длительности (ритма), громкости и тембра.
Партитурная нотация является одной из наиболее сложных форм письменного закрепления информации, одним из компонентов истории музыки и частью письменной культуры человечества.
Оформление партитуры начинается с создания партитурной системы нотоносцев — полной или сокращённой.
Партитурная акколада полной партитурной системы включает все инструменты избранного состава оркестра. Её составляют общая вертикальная линия, объединяющая все нотоносцы, утолщённая линия, охватывающая партии инструментов оркестровой группы, дополнительные скобки, выделяющие партии одноименных и видовых инструментов. Левее партитурной акколады указываются полные названия всех инструментов и строи транспонирующих инструментов (обозначаются латиницей). На последующих страницах названия инструментов не указываются. Партитурные акколады для малого, среднего и большого составов духового оркестра показаны на соответствующих примерах:
Сокращённая партитурная система может состоять из одной партии, оркестровой группы или какого-либо инструментального ансамбля. Если партитура начинается с такой системы, то на обороте титула указывается полный перечень инструментов. На одной странице могут размещаться две или более сокращённые партитурные системы. Вводимые инструменты и оркестровые группы указываются левее партитурной акколады сокращённо, а нотоносцы выключающихся инструментов опускаются на следующей странице.
Справа от партитурной акколады выставляются ключи, ключевые знаки и тактовый размер. Над тактовым размером выше верхнего нотоносца указываются темп и характер музыки.
Создание партитурной системы завершается разметкой тактовых линий. Тактовая линия является прерывистой, она соответствует утолщённой линии акколады, которой объединяются партии инструментов оркестровой группы.
В отличие от общих правил в партитуре принято записывать ноты, расположенные на средней линии нотоносца, только штилем вниз.
Если на нотоносце размещается одна партия, то:
Если на нотоносце размещаются две партии, то:
Если на нотоносце размещается одна партия или две единые по ритму партии, то штрихи указываются со стороны нотных головок, динамические оттенки, в том числе и их словесные обозначения, — ниже нотоносца, а способы извлечения звука и изменения ха-рактера звучания указываются над нотоносцем.
Буквенные или цифровые ориентиры выставляются над верхней строкой партитуры.
По отношению к партитуре термин «ранжир» означает строгое вертикальное и синхронное расположение оркестровых партий, динамических оттенков, а также горизонтальное соответствие между верхними и нижними добавочными линиями нотоносца.
В оркестротечно выполненных партитурах применяется система т.н. выписок — партий, которые исполняются в зависимости от конкретных обстоятельств (отсутствие исполнителя на каком-либо инструменте, акустические условия исполнения и т.п.).
Партитура завершается двойной тактовой чертой, последняя из них, подобно группповой линии в партитурной акколаде, является утолщённой.
Партитура представляет собой систему графем и детерминатив. Графемами являются: нотные головки различной формы, штили и вязки, ритмические точки, продлевающие продолжительность звуков, мелизматические группы нот. К числу детерминатив относятся: партитурная система, партитурная и фигурные акколады, нотоносцы, ключи, ключевые знаки и знаки альтерации, наименования и указатели строя инструментов, цифровые указатели оркестровых партий, прерывистые и заключительные тактовые линии, обозначения размера и темпа, динамики и экспрессии, пауз и лиг, артикуляции и штрихов, приёмов звукоизвлечения и способов изменения характера звука, знаки сокращения нотного письма, обозначения мелизмов, фермат, а также буквенные или цифровые ориентиры. В музыкальной нотации, поясняет И. Барсова, «детерминативы сами по себе не «произносятся», но уточняют «произнесение» графемы». // Барсова И. Очерки по истории партитурной нотации (XVI — первая половина XVIII века). – М., 1997. – С. 370.
Некоторые издательства следуют такому правилу: первая страница произведения или его отдельной части оформляется как полная партитурная система, где указываются названия всех инструментов.
Некоторые издательства и компьютерные системы смену размера и ключевых знаков, а иногда и структурных частей формы, подчёркивают двойной чертой.
В компьютерных нотных системах эти требования соблюдаются.
Термины и определения в музыке
Нотоносцы, расположенные в определенном порядке, создают партитурную строку-систему. Полная запись всех инструментальных партий (включая и паузирующие) для данного состава оркестра называется полной партитурной системой. Полная партитурная система отражает состав оркестра, его инструментальные группы и входящие в них отдельные инструменты.
Порядок партитурной записи значительно облегчает возможность следить за всеми партиями одновременно и за каждой партией в отдельности.
Полная партитурная система смычкового состава, как правило, имеет пять нотоносцев. Кроме общей и групповой акколад, в строке объединяются дополнительными акколадами два верхних и два нижних нотоносца.
Полная партитурная система струнного оркестра (Пример 1)
В партитурах композиторов классического периода партии виолончелей и контрабасов часто объединялись и котировались на одном нотоносце под общим названием «Bassi»:
Полная партитурная система струнного оркестра в партитурах классиков XVIII века (Пример 2)
С увеличением количества партий, вызванным делением одной партии на несколько подпартий, встречаются системы и с большим количеством нотоносцев:
Полная партитурная система струнного оркестра с divisi V-ni I, V-ni II, V-le и V-c (Пример 3)
По количеству партий, входящих в малый симфонический оркестр, его полная партитурная система может иметь до 20 и даже более нотоносцев. Но так как партии одинаковых духовых инструментов нотируются на одном нотоносце, количество нотоносцев малого симфонического оркестра обычно ограничивается 12 (если трубы не включены в оркестр) или 13 нотоносцами:
Полная партитурная система малого симфонического оркестра (без труб) (Пример 4)
Так как в малом симфоническом оркестре количественный состав медной духовой группы ограничивается обычно партиями четырех валторн и двух труб, то дальше следуют нотоносцы партий инструментов ударной группы. Из них первый нотоносец (восьмой сверху с басовым ключом) отводится для партии литавр, другие же — для партий остальных ударных инструментов (если таковые введены в партитуру).
Партии ударных инструментов без определенной высоты звука в настоящее время нотируются не на пятилинейных нотоносцах, а на однолинейных, называемых «нитками».
Далее следуют пять нотоносцев для партий инструментов смычковой группы (см. пример 5).
Полная партитурная система большого симфонического оркестра включает составы деревянных духовых (парный, тройной, четверной), медных духовых (4, 6, 8 валторн; 2, 3, 5 труб), я также ударных, щипковых и клавишных инструментов.
При парном составе деревянных духовых и соответствующем количестве инструментов медной духовой и ударной групп полная партитурная система большого симфонического оркестра состоит обычно из 15—17 нотоносцев.
Последовательный порядок нотирования инструментальных партии, имевший место в партитурах малого симфонического оркестра, остается тот же.
Введенные в партитуру большого симфонического оркестра партии трех тромбонов с тубой нотируются обычно на двух объединенных добавочной акколадой нотоносцах, которые помещаются непосредственно под партиями труб. Из них верхний нотоносец (с альтовым или с теноровым ключом) предназначается для партий первого и второго тромбонов, а нижний (с басовым ключом)—для партий третьего тромбона и тубы.
Приводится полная партитурная система большого симфонического оркестра с парным составом деревянных духовых и соответствующим ему общепринятым составом инструментов медной духовой и ударной групп (арфа отсутствует) — (см. пример 6).
При тройном составе деревянных духовых инструментов и с введением нотоносцев для арфы в полной партитурной системе большого симфонического оркестра количество нотоносцев увеличивается до 23 — 24 (см. пример 7).
Полная партитурная система малого симфонического оркестра (с трубами) (Пример 5)
Полная партитурная система большого симфонического оркестра (парного состава) (Пример 6)
Полная партитурная система большого симфонического оркестра с тройным составом деревянных духовых инструментов и соответствующим ему составом медной духовой, ударной и щипковой группы (Пример 7)
Последовательный порядок нотирования инструментальных партий, как и принцип объединения нотоносцев дополнительными акколадами, остается тот же, что и при парном и тройном составах деревянных духовых.
В партиях инструментов щипковой и клавишной групп фигурные акколады пишутся для каждого инструмента отдельно.
Порядок внутри этих групп обычно таков: за нотоносцем партии челесты следуют нотоносцы партии арфы (или арф), затем нотоносцы партий фортепиано и органа и далее нотоносцы смычковой группы. Перед последним, если это требуется составом партитуры, могут быть помещены дополнительно еще нотоносцы вокальных партий, как сольных, так и хоровых (см. пример 8).
Часто полная партитурная система дается только при tutti оркестра и, как правило, на первой странице партитуры. На остальных страницах, где это позволяет нотный текст произведения, полная партитурная система не выписывается, из нее выключаются нотоносцы с паузирующими партиями. Перечисление же инструментов полного состава оркестра помещается на отдельной странице перед началом нотного текста партитуры. На одной странице партитуры часто умещаются две или несколько сокращенных партитурных систем, а при небольшом составе оркестра даже и две полные партитурные системы (см. партитуры Моцарта, Гайдна, партитуры для струнного оркестра).
Встречаются партитуры, в которых имеются отклонения от вышеприведенного порядка расположения инструментальных партий. Так, например, в ряде партитур Вагнера партии валторн помещены не после партий фаготов, а перед ними (то есть между партиями семейства кларнетов и партиями семейства фаготов). Такое размещение валторн разъединяет их с «чистой» медью и сближает с деревянными духовыми инструментами, что в тембровом отношении свойственно валторнам.
В партитурах Прокофьева партии труб часто расположены выше партий валторн, что соответствует тесситурному положению труб (звучащих выше валторн) в медной духовой группе.
В партитурах XVIII—XIX веков, как правило, вокальные партии помещались среди партий смычкового квинтета, а именно между партиями альтов и виолончелей.
Иногда в рукописях (значительно реже в печатных партитурах) встречаются способы сокращенной записи (своеобразные «партитурные аббревиатуры»). Так, например, на нотоносце вместо нот выставляется термин col или coi, означающий, что не выписанная нотами партия данного инструмента должна исполняться по партии другого инструмента.
Имеются партитуры, в которых записаны на одном нотоносце две партии инструментов, принадлежащих хотя и к одной группе, но к разным ее семействам (конечно, при условии возможности их нотации в одном и том же ключе и при одних и тех же ключевых знаках альтерации).
Полная партитурная система большого симфотгееского оркестра с четверным составом деревянной духовой группы (Пример 8)