что носят вайшнавы на шее
Кантхималы или священные деревянные бусы
Сегодня мы расскажем о кантхималах. Эти странные деревянные бусы на шеях у преданных. Каково их предназначение? Кто их может носить? Тенденции современной вайшнавской моды и слова Шрилы Прабхупады.
Что такое кантхималы
Кантхималы — это деревянные бусы сделанные из засохшего священного дерева Туласи. Очень важно, чтоб деревце умерло своей смертью, а не было срублено.
Есть много разных видов кантхимал — с серебром, жемчугом, камнями, разными по величине бусинами. Но каноничными считаются обычные деревянные бусы без вставок.
Кантхималы защищают носящего их человека от злых духов, сглазов и прочего. Условно их можно сравнить с крестиком. Так же они показывают принадлежность к вайшнавской культуре, хотя их могут носить как оберег и простые люди.
Прежде, чем надеть кантхималы их желательно подержать в любом растительном масле или сливочном топлёном масле гхи. После чего стоит ополоснуть и предложить Господу на алтаре.
Стоит отметить, что для промасливания ни в коем случае нельзя использовать любой животный жир, кроме молочного.
Шрила Прабхупада о кантхималах
Шрила Прабхупада, святой, который привёз и распространил Ведическое знание на Западе, говорил, что рядов у кантхимал желательно чтоб было два-три, но не более четырёх. Иными словами — длинна бус может позволять обмотать их 1-2-3 или 4 раза вокруг шеи.
В современном Обществе Сознания Кришны наблюдается тенденция, что те, кто пока не получили инициации или пранама мантры, носят один ряд бус. Люди, получившие пранама-мантру духовного учителя, носят два ряда бус. Люди с первой инициацией носят три ряда бус. И получившие брахманическую инициацию носят 4 ряда бус.
Это не обязательно будет именно так. В вайшнавском окружении достаточно преданных с инициацией, которые носят всего один ряд кантхимал, и так же достаточно новичков, носящих по два-три ряда кантхимал. Так что в данном вопросе каждый решает для себя сам сколько рядов кантхимал носить и носить ли вообще.
Вот такой небольшой экскурс в ведическую культуру.
Больше статей на данную тему можно найти в разделе Вайшнавский этикет.
Напоминаем, что контент предназначен для ознакомления новичков с общими моментами, но никак не претендует на научную работу с цитатами и ссылками.
Что носят вайшнавы на шее
» После изготовления бус Туласи, преданный должен очистить их, омыв панча-гавьей, 5-ю субстанциями от коровы. Затем он должен повторить на бусах Туласи мула-мантру и Гаятри-мантру 8 раз. После этого он должен поклоняться бусам, повторяя следующую мантру и предлагая благовоние:
туласи каштха валлабха вишнор
мале кршна джанаприйе
вибхарми твамахам кантхе
куру мам кршнаваллабхам
«О ты, дорогая Шри Кришне! О бусы туласи, я помещаю Вас на свою шею. Пожалуйста, сделайте меня дорогим Шри Хари». (313)
йатха твам валлабха вишнор
нитйам вишнуджанаприйа
татха мам куру девеши
нитйам вишну джанаприйам
«О дорогая Шри Хари! Как ты дорога Шри Кришне, и все преданные Кришны оказывают тебе почтение, таким же образом, милостиво позволь мне стать вечно дорогим Господу». (314)
Вербальный корень ла указывает на милость. О ты, дорогая Шри Кришне, поскольку ты даровала мне возможность общаться с преданными Кришны, к тебе обращаются как мала или нить бусинок(315)
В соответствии с правилами поведения, Вайшнав должен сначала молиться бусам из Туласи и затем предложить их Шри Кришне до того, как надел на шею. Поступая так он становится квалифицирован войти в царство Шри Вишну.(316)
Украшение тела нитью бус – вечно.
В Карттика-прасанге, разделе Сканда-Пураны говорится:
«Преданный, который не носит ожерелье из плодов амалаки, не может называться Вайшнавом, даже если он и занят поклонением Господу Вишну.»(317)
Гаруда-пурана:
Человек, который не носит кантхи-малы, и тот, кто греховен и любит сухие спекуляции, будет сожжён огнём гнева Шри Хари и отправится в ад.(318)
В Сканда-пуране говорится:
«Человек не должен избегать ношения бус Туласи и, особенно, бус амалаки. Эта практика уничтожает греховные реакции и награждает человека религиозностью, экономическим благополучием и чувственным удовлетворением.(319)
Слава ношения гирлянды Туласи (Агастья-самхита)
Поклонение Верховному Господу и совершение других ритуальных действий после того, как человек надевает гирлянду из туласи, предложенную Господу, приводит к достижению безграничных результатов.(320)
В Нарада-пуране говорится:
«Вайшнавы, носящие гирлянду Туласи или гирлянду из семян лотоса, предложенных Божеству, чьи лбы украшены тилакой, и чьи руки украшены знаками раковины, диска и других благоприятных знаков, могут очистить весь мир.» (321)
В Вишну-дхармоттаре Верховный Господь сказал:
» Нет сомнения, что человек, носящий кантхи-малы из Туласи, будь он благочестивый или греховный, в конце концов обретёт прибежище во Мне». (323-325)
В Карттика-прасанге, Сканда-пуране говорится:
Тот, кто занят в поклонении Шри Джанардане, нося кантхи-малы из Туласи, накапливает благочестие от раздачи 10 000 коров с каждым предложением цветов. (327-328)
В век Кали человек становится квалифицирован жить на Вайкунтхе столько тысяч лет, сколько дней он держал бусы из амалаки вокруг своей шеи. Человек, который всегда носит бусы из плодов дхатри и Туласи на шее, становится способен жить на высших планетах миллионы кальп. (331-333)
Туласи Упанишад (текст 14)
туласи-дару-манибхих
джапах сарвартха-садхаках
эвам на веда йах кашчит
са випрах швапачадхамах
«Повторением мантры на четках, сделанных из древесины Tуласи (после того, как они предложены Господу Хари) достигаются все цели. Тот, кто не знает этого, не лучше ничтожнейшего из собакоедов, будь он хоть брахманом.»
Примечание редактора (Е.С. Бхакти Вишрамбха Мадхава Свами Махараджа): «О необходимости вначале предлагать бусы из древесины Туласи Господу Хaри, а также о славе ношения их и повторения на них мантры, следующие цитаты можно найти в Бхакти-расамрита-синдху и Хари-бхакти-виласе.
В Падма Пуране сказано: “Tех, кто надевает на шею бусы из Tуласи, кто помечает двенадцать мест своего тела как храмы Вишну символическими представлениями Вишну [четыре предмета, которые держит Господь Вишну — раковина, булава, диск и лотос], и кто носит на лбу вишну-тилаку, следует считать преданными Господа Вишну в этом мире. Их присутствие очищает мир, и где бы они ни оставались, делают это место равным Вaйкунтхе.” (Бхакти-расамрита-синдху 1.2.122)
В Скaндa Пуране сказано: “К тем, кто украшен тилaкой или гопи-чанданом [разновидность глины, производимая в определенных местах Вриндавана], и кто ставит по всему телу святые имена Господа, и на чьих шее и груди — бусы из Tуласи, никогда не приближаются Ямадуты.” (Бхакти-расамрита-синдху 1.2.123)
В другом месте Скaндa Пураны также говорится: “Tот, кто нанизывает бусы из Tуласи, предлагает их Шри Хари и затем надевает на себя — лучший из Вайшнaвов. Однако, надевая такие бусы, не предложив их прежде Господу, он несомненно отправится в ад.” (Хари-бхакти-виласа 4.309-310)
В этом отношении необходимо отметить, что если кто-то не предложил ожерелье из Tуласи, то он должен снять его, очистить коровьем навозом, заново предложить его Божествам вишну-таттвы затем снова одеть их как раньше.
“Повторение мантры на джапа-мале из Tуласи исполняет все виды желаний, являющихся результатом всех видов благочестивой деятельности.” (Хари-бхакти-виласа 17.112)
В Гаутамия-тантре также сказано: “Четки из семян лотоса даруют совершенство в повторении Гопалa-мaнтры, четки из плодов амaлaки, как считается, наделяют человека всеми видами мистических совершенств, а четки из древесины Tуласи быстро дают освобождение из материального рабства.” (Хари-бхакти-виласа 17.113)
В беседе между Брaхмой и Нарaдой из раздела Kарттика-махатмья Каши-кханды сказано: “О Нарaдa, тот, чей лоб украшен тилaкой из почвы из-под дерева Tуласи, не может попасть под влияние греховных реакций, даже если он снова и снова совершает грехи под влиянием обстоятельств.” (Хари-бхакти-виласа 4.243)
Агастья-самхита утверждает: “Занимаясь поклонением Верховному Господу и другими ритуалами, прежде надев предложенную Господу гирлянду из Tуласи, человек достигает безграничного блага.” (Хари-бхакти-виласа 4.319)
В Шри Чайтанья-чаритамрите (Aнтья 13.134) сказано: “Когда Рагхунатха Бхатта Госвами был поглощен памятованием о Господе Кришне, он принял гирляnду из Tуласи и прасадам от Господа Джаганнатхи, которые ему дал Шри Чайтанья Махапрабху. Он связал их вместе и повесил себе на шею.”
Верховnый Господь сказал в Вишну-дхармоттаре: “Tот, кто носит на шее буsы из Tуласи — будь он хоть нечист или грешен — обретет мое прибежище. В этом нет сомнений.” (Хари-бхакти-виласа 4.322)
Не следует забывать, что перед тем, как начать пользоваться кантхи-малой (то же касается и джапа-малы), ее нужно сначала очистить и предложить Господу. В «Хари-бхакти-виласе» со ссылкой на «Сканда Пурану» говорится о том, что любой человек, надевающий на себя бусы из Туласи, предварительно надев их на Господа, считается величайшим из преданных, однако тот, кто не предлагает малу Господу прежде, чем надеть ее на себя, должен будет отправиться в ад. «Агастья-самхита» добавляет, что если тело преданного украшено Туласи-малой, предложенной Господу, результаты его практики преданного служения умножаются бесконечно.
Чтобы предложить кантхи-малу (то же касается и Туласи-джапа-малы) Господу, достаточно коснуться ею лотосных стоп или рук Божества. Можно попросить об этом пуджари. Обычно гаудия-вайшнавы предлагают Божеству Туласи-малу, приложив ее к лотосным стопам Господа. Некоторые обматывают малу вокруг шеи Божества или вкладывают Ему в ладонь, а затем поочередно касаются ею лба всех присутствующих в алтаре спутников Кришны, включая членов гуру-парампары. Когда кантхи-мала предложена, ее обматывают вокруг шеи, произнося при этом следующую мантру:
туласи-каштха-самбхуте
мале кришна-джана прийе
бибхарми твам ахам кантхе
куру мам кришна-валлабхам
(«Хари-бхакти-виласа», 4.132).
«О гирлянда, рожденная из ветвей Туласи! Ты очень дорога вайшнавам. Я надеваю тебя на шею. Пусть я стану дорог Кришне!»
Если вместе с кантхи-малой (или вместо нее) вы освящаете джапа-малу из Туласи, ее нужно взять в сложенные руки и положить в мешочек, произнося следующие молитвы:
авигхнам куру мале твам
харинама джапешу ча
шри-радха-кришнайор дасйам
дехи-мале ту прартхаве
(«Манохара-бхаджа-дипика», 4.223)
«О мала, молю тебя: пусть моя харинама джапа будет свободна от помех. Награди меня служением Радхе и Кришне!»
твам мале сарва-деванам
сарва-сиддхи прада мата
тена сатйена ме сиддхим
дехи матар намо сту те
(«Манохара-бхаджа-дипика»,4.225).
«О мала! Ты известна как обитель всех полубогов и та, кто дарует все совершенства. Даруй же и мне совершенство! Я приношу тебе свои поклоны!»
Вместе с тем хотелось бы предостеречь и от другой крайности. Некоторые вайшнавы, питая слабость к разного рода внешней атрибутике, любят украшать свое тело, помимо Туласи-малы, множеством других священных гирлянд. Что касается повседневной жизни, Шрила Прабхупада требовал от своих последователей простоты в этом отношении. Вот история, которую приводит Хари-шаури прабху в своем «Трансцендентном дневнике»: «Сегодня на прогулке в Ранга-гарденс Шрила Прабхупада ответил на вопрос о склонности преданных носить на себе всевозможные дополнительные атрибуты, такие как бусы из глины, добытой из Радха-кунды, бусы из Туласи с дополнительными вставками из золота и серебра, брахманические шнуры от Божеств, которые преданные иногда наматывают их себе на запястье. Шрила Прабхупада сказал, что шнуры от Божеств носить не следует. Все преданные словно помешались на этих шнурах. Эту практику следует прекратить. Он процитировал одну из свои метких бенгальских поговорок: «Ворона есть отбросы, а молодая ворона есть еще больше отбросов». Он сказал, что среди преданных есть такая тенденция, чуть что — возвращаться к привычкам хиппи. Этого нельзя допускать. Если такое случиться, то всей нашей хорошей репутации придет конец».
Прабхупада: И вы должны следить за тем, чтобы своими действиями следовать примеру других садху и преданных. У них есть тилака, а вы говорите «у меня не тилаки». Это не садху-маргану. Садху-марганугаманам. У них есть кантхи, а вы говорите «обойдусь без них». Это не садху-марганугаманам. Таким образом, если вы с самого начала не слушаетесь, как вы собираетесь прогрессировать?»
(Беседа, 27 января 1977г., Бхуванешвар).
Что носят вайшнавы на шее
Вопросы, стандарты, ответы, касаемые кантхимал, четок и украшений из древесины Туласи Деви.
Древесина Туласи (взятая после того как Она естественным образом оставила тело) может быть также использована для вырезания параферналий для поклонения.
В «Агастья-самхите» сказано: «Человек, который старательно изготовляет красивые бусины для четок или ожерелья из древесины Туласи, обретает непреходящее благо».
Туласи Упанишад (текст 14): «Повторением мантры на четках, сделанных из древесины Tуласи (после того, как они предложены Господу Хари) достигаются все цели. Тот, кто не знает этого, не лучше ничтожнейшего из собакоедов, будь он хоть брахманом.»
Джай Туласи деви! Джай Бхакти деви!
«Можно ли давать кантхималы из Туласи тому, кто ест мясо? Да! Даже нужно! Все, кто, так или иначе, соприкасается с Туласи, получает благо. Туласи сама постепенно исправит этого человека. Сама туласи трансцендентна к своему телу, ее используют даже во время кремации. Но вот человек, носящий туласи на теле, получит благо. Аиндра прабху прислал своему отцу кантхималу из туласи, и, как рассказывал его брат, отец настоятельно просил, чтобы во время смерти на его шее была эта кантхимала. Махарадж нашел в шастрах две шлоки, говорящие о том, что кантхималы из Туласи можно давать всем. А вот запретов этого в шастрах он не находил.
Также кантхималы и четки из Туласи может использовать самый начинающий преданный, все его оскорбления Туласи постепенно исправит.
Из Панчаратра Прадипы:
» После изготовления бус Туласи, преданный должен очистить их, омыв панча-гавьей, 5-ю субстанциями от коровы. Затем он должен повторить на бусах Туласи мула-мантру и Гаятри-мантру 8 раз. После этого он должен поклоняться бусам, повторяя следующую мантру и предлагая благовоние:
туласи каштха валлабха вишнор
мале кршна джанаприйе
вибхарми твамахам кантхе
куру мам кршнаваллабхам
«О ты, дорогая Шри Кришне! О бусы туласи, я помещаю Вас на свою шею. Пожалуйста, сделайте меня дорогим Шри Хари». (313)
йатха твам валлабха вишнор
нитйам вишнуджанаприйа
татха мам куру девеши
нитйам вишну джанаприйам
«О дорогая Шри Хари! Как ты дорога Шри Кришне, и все преданные Кришны оказывают тебе почтение, таким же образом, милостиво позволь мне стать вечно дорогим Господу». (314)
Вербальный корень ла указывает на милость. О ты, дорогая Шри Кришне, поскольку ты даровала мне возможность общаться с преданными Кришны, к тебе обращаются как мала или нить бусинок(315)
В соответствии с правилами поведения, Вайшнав должен сначала молиться бусам из Туласи и затем предложить их Шри Кришне до того, как надел на шею. Поступая так он становится квалифицирован войти в царство Шри Вишну.(316)
Украшение тела нитью бус – вечно.
В Карттика-прасанге, разделе Сканда-Пураны говорится:
«Преданный, который не носит ожерелье из плодов амалаки, не может называться Вайшнавом, даже если он и занят поклонением Господу Вишну.»(317)
Гаруда-пурана:
Человек, который не носит кантхи-малы, и тот, кто греховен и любит сухие спекуляции, будет сожжён огнём гнева Шри Хари и отправится в ад.(318)
В Сканда-пуране говорится:
«Человек не должен избегать ношения бус Туласи и, особенно, бус амалаки. Эта практика уничтожает греховные реакции и награждает человека религиозностью, экономическим благополучием и чувственным удовлетворением.(319)
Слава ношения гирлянды Туласи (Агастья-самхита)
Поклонение Верховному Господу и совершение других ритуальных действий после того, как человек надевает гирлянду из туласи, предложенную Господу, приводит к достижению безграничных результатов.(320)
В Нарада-пуране говорится:
«Вайшнавы, носящие гирлянду Туласи или гирлянду из семян лотоса, предложенных Божеству, чьи лбы украшены тилакой, и чьи руки украшены знаками раковины, диска и других благоприятных знаков, могут очистить весь мир.» (321)
В Вишну-дхармоттаре Верховный Господь сказал:
» Нет сомнения, что человек, носящий кантхи-малы из Туласи, будь он благочестивый или греховный, в конце концов обретёт прибежище во Мне». (323-325)
Туласи Упанишад (текст 14)
туласи-дару-манибхих
джапах сарвартха-садхаках
эвам на веда йах кашчит
са випрах швапачадхамах
«Повторением мантры на четках, сделанных из древесины Tуласи (после того, как они предложены Господу Хари) достигаются все цели. Тот, кто не знает этого, не лучше ничтожнейшего из собакоедов, будь он хоть брахманом.»
Примечание редактора (Е.С. Бхакти Вишрамбха Мадхава Свами Махараджа): «О необходимости вначале предлагать бусы из древесины Туласи Господу Хaри, а также о славе ношения их и повторения на них мантры, следующие цитаты можно найти в Бхакти-расамрита-синдху и Хари-бхакти-виласе.
В Падма Пуране сказано: “Tех, кто надевает на шею бусы из Tуласи, кто помечает двенадцать мест своего тела как храмы Вишну символическими представлениями Вишну [четыре предмета, которые держит Господь Вишну — раковина, булава, диск и лотос], и кто носит на лбу вишну-тилаку, следует считать преданными Господа Вишну в этом мире. Их присутствие очищает мир, и где бы они ни оставались, делают это место равным Вaйкунтхе.” (Бхакти-расамрита-синдху 1.2.122)
В Скaндa Пуране сказано: “К тем, кто украшен тилaкой или гопи-чанданом [разновидность глины, производимая в определенных местах Вриндавана], и кто ставит по всему телу святые имена Господа, и на чьих шее и груди — бусы из Tуласи, никогда не приближаются Ямадуты.” (Бхакти-расамрита-синдху 1.2.123)
В другом месте Скaндa Пураны также говорится: “Tот, кто нанизывает бусы из Tуласи, предлагает их Шри Хари и затем надевает на себя — лучший из Вайшнaвов. Однако, надевая такие бусы, не предложив их прежде Господу, он несомненно отправится в ад.” (Хари-бхакти-виласа 4.309-310)
В этом отношении необходимо отметить, что если кто-то не предложил ожерелье из Tуласи, то он должен снять его, очистить коровьем навозом, заново предложить его Божествам вишну-таттвы затем снова одеть их как раньше.
“Повторение мантры на джапа-мале из Tуласи исполняет все виды желаний, являющихся результатом всех видов благочестивой деятельности.” (Хари-бхакти-виласа 17.112)
В Гаутамия-тантре также сказано: “Четки из семян лотоса даруют совершенство в повторении Гопалa-мaнтры, четки из плодов амaлaки, как считается, наделяют человека всеми видами мистических совершенств, а четки из древесины Tуласи быстро дают освобождение из материального рабства.” (Хари-бхакти-виласа 17.113)
В беседе между Брaхмой и Нарaдой из раздела Kарттика-махатмья Каши-кханды сказано: “О Нарaдa, тот, чей лоб украшен тилaкой из почвы из-под дерева Tуласи, не может попасть под влияние греховных реакций, даже если он снова и снова совершает грехи под влиянием обстоятельств.” (Хари-бхакти-виласа 4.243)
Агастья-самхита утверждает: “Занимаясь поклонением Верховному Господу и другими ритуалами, прежде надев предложенную Господу гирлянду из Tуласи, человек достигает безграничного блага.” (Хари-бхакти-виласа 4.319)
В Шри Чайтанья-чаритамрите (Aнтья 13.134) сказано: “Когда Рагхунатха Бхатта Госвами был поглощен памятованием о Господе Кришне, он принял гирляnду из Tуласи и прасадам от Господа Джаганнатхи, которые ему дал Шри Чайтанья Махапрабху. Он связал их вместе и повесил себе на шею.”
Верховnый Господь сказал в Вишну-дхармоттаре: “Tот, кто носит на шее буsы из Tуласи — будь он хоть нечист или грешен — обретет мое прибежище. В этом нет сомнений.” (Хари-бхакти-виласа 4.322)
ВОПРОС: Если человек не вегетарианец, но хочет носить кантхималы, может ли он их носить или нет? Я прошу прощения, но может ли он носить бусы, сделанные не из Туласи? Чтобы оказать служение Шримати Туласи деви, мясоед должен воздерживаться от ношения Туласи до тех пор, пока не расстанется со своей дурной привычкой?
ОТВЕТ Е.С. Джаяпатака Свами Махараджа: «Я знаю одного человека, который не был вегетарианцем, но носил кантхималы, после чего стал вегетарианцем. ТУЛАСИ ДЕВИ ки — джая!
Традиционно, как говорят в Индии, считается оскорбительным есть мясо и при этом носить бусы из Туласи. Я не встречал таких утверждений в писаниях, но такова общепризнанная традиция. Если человек сам покупает себе бусы из Туласи и носит их, тогда он сам несет за это ответственность.»
Не следует забывать, что перед тем, как начать пользоваться кантхи-малой (то же касается и джапа-малы), ее нужно сначала очистить и предложить Господу. В «Хари-бхакти-виласе» со ссылкой на «Сканда Пурану» говорится о том, что любой человек, надевающий на себя бусы из Туласи, предварительно надев их на Господа, считается величайшим из преданных, однако тот, кто не предлагает малу Господу прежде, чем надеть ее на себя, должен будет отправиться в ад. «Агастья-самхита» добавляет, что если тело преданного украшено Туласи-малой, предложенной Господу, результаты его практики преданного служения умножаются бесконечно.
Чтобы предложить кантхи-малу (то же касается и Туласи-джапа-малы) Господу, достаточно коснуться ею лотосных стоп или рук Божества. Можно попросить об этом пуджари. Обычно гаудия-вайшнавы предлагают Божеству Туласи-малу, приложив ее к лотосным стопам Господа. Некоторые обматывают малу вокруг шеи Божества или вкладывают Ему в ладонь, а затем поочередно касаются ею лба всех присутствующих в алтаре спутников Кришны, включая членов гуру-парампары. Когда кантхи-мала предложена, ее обматывают вокруг шеи, произнося при этом следующую мантру:
туласи-каштха-самбхуте
мале кришна-джана прийе
бибхарми твам ахам кантхе
куру мам кришна-валлабхам
(«Хари-бхакти-виласа», 4.132).
«О гирлянда, рожденная из ветвей Туласи! Ты очень дорога вайшнавам. Я надеваю тебя на шею. Пусть я стану дорог Кришне!»
Если вместе с кантхи-малой (или вместо нее) вы освящаете джапа-малу из Туласи, ее нужно взять в сложенные руки и положить в мешочек, произнося следующие молитвы:
авигхнам куру мале твам
харинама джапешу ча
шри-радха-кришнайор дасйам
дехи-мале ту прартхаве
(«Манохара-бхаджа-дипика», 4.223)
«О мала, молю тебя: пусть моя харинама джапа будет свободна от помех. Награди меня служением Радхе и Кришне!»
твам мале сарва-деванам
сарва-сиддхи прада мата
тена сатйена ме сиддхим
дехи матар намо сту те
(«Манохара-бхаджа-дипика»,4.225).
«О мала! Ты известна как обитель всех полубогов и та, кто дарует все совершенства. Даруй же и мне совершенство! Я приношу тебе свои поклоны!»
Вместе с тем хотелось бы предостеречь и от другой крайности. Некоторые вайшнавы, питая слабость к разного рода внешней атрибутике, любят украшать свое тело, помимо Туласи-малы, множеством других священных гирлянд. Что касается повседневной жизни, Шрила Прабхупада требовал от своих последователей простоты в этом отношении. Вот история, которую приводит Хари-шаури прабху в своем «Трансцендентном дневнике»: «Сегодня на прогулке в Ранга-гарденс Шрила Прабхупада ответил на вопрос о склонности преданных носить на себе всевозможные дополнительные атрибуты, такие как бусы из глины, добытой из Радха-кунды, бусы из Туласи с дополнительными вставками из золота и серебра, брахманические шнуры от Божеств, которые преданные иногда наматывают их себе на запястье. Шрила Прабхупада сказал, что шнуры от Божеств носить не следует. Все преданные словно помешались на этих шнурах. Эту практику следует прекратить. Он процитировал одну из свои метких бенгальских поговорок: «Ворона есть отбросы, а молодая ворона есть еще больше отбросов». Он сказал, что среди преданных есть такая тенденция, чуть что — возвращаться к привычкам хиппи. Этого нельзя допускать. Если такое случиться, то всей нашей хорошей репутации придет конец».
Прабхупада: И вы должны следить за тем, чтобы своими действиями следовать примеру других садху и преданных. У них есть тилака, а вы говорите «у меня не тилаки». Это не садху-маргану. Садху-марганугаманам. У них есть кантхи, а вы говорите «обойдусь без них». Это не садху-марганугаманам. Таким образом, если вы с самого начала не слушаетесь, как вы собираетесь прогрессировать?»
(Беседа, 27 января 1977г., Бхуванешвар).