что носят таксисты на голове
Откуда взялась фуражка у водителей такси в СССР. И почему к ним обращались «шеф» (5 фото)
Или даже «командир».
Это не тот шеф
Почему «Шеф, два счётчика!» разобраться проще. Есть французское слово chauffeur [шёфёр] — переводится как «кочегар» или «водитель». От него в русском языке появилось слово «шофёр». При этом с шефом, который начальник, это слово не имеет ничего общего, тот шеф — это chef.
А «шеф» — это сокращение от «шофёр» уже в русском языке.
На этом приключения слова не закончились. Произошёл переход значения — и вот уже появляется обращение «командир». Как раз от «шефа» в значении «начальник». Потому что язык живой, и мало ли, что от чего произошло, — слова живут своей жизнью.
Фуражка была для дела
История появления привычного по советским фильмам облика водителя такси — брутальный мужчина в кожаной куртке и кепке — весьма приземлённая. Первые автомобили были открытыми.
Таким был, например, первый автомобиль Яковлева и Фрезе. Фото сделано Максимом Дмитриевым в 1896 году возле центрального павильона Нижегородской ярмарки.
Те автомобили, конечно, недалеко ушли от карет. А кучеру не привыкать к дорожной пыли. Никакого асфальта и моющей его техники, как вы понимаете. Только пыль, грязь, дождь и ветер. Поэтому на долгие годы униформой водителей (не только в такси, но и вообще) стала кожаная куртка и фуражка или кепи. Просто для защиты — непродуваемый, легко моющийся материал.
Потом автомобили стали закрытыми, а куртка и кепка были нужны уже, скорее, для узнаваемого образа. И всё же потёртые кожаные куртки и кепки или фуражки мелькали возле автовокзалов и на экранах кинотеатров ещё как минимум в 1970-е.
В чём различие кепок и снепбеков и с чем их носить?
Часто, говоря о спортивных головных уборах, слова «кепка», «бейсболка» и «снепбек» употребляют в одном и том же значении, хотя, на самом деле, эти понятия различаются и имеют разную историю. Но есть и одна общая черта: они, как и большинство предметов мужской одежды, появились не просто для красоты, а для удобства в главных сферах их деятельности — на войне, в инженерии и спорте.
В конце концов разработки из каждой сферы соединились в один аксессуар — бейсболку, разновидностью которой и является снепбек. Как носить этот головной убор сегодня? Разбираемся со стилистом.
В коллекциях 2021 года бейсболка стала одним из главных трендов!
Как появилась кепка?
Первые головные уборы с козырьками появились в начале XIX века в британской армии, а позже их стали называть пилотками. А вот первый убор, который назывался созвучно кепке — кепи — родился в 1830 году во Франции и был частью формы французских военнослужащих. Кепи стали альтернативой военным киверам — неудобным цилиндрическим головным уборам с козырьком. Сначала эти козырьки у кепи были округлыми, потом — квадратными, так как круглый быстрее размокал от дождя.
Слово «кепка» обозначает именно эту плоскую кепку с небольшим козырьком, часто выполненную из шерсти, иногда из кожи, которую сегодня чаще всего можно встретить на таксистах.
Фото: Bernard Alfieri/Mirrorpix/Getty Images
Плоская кепка всегда ассоциировалась с рабочими. Первые подобные головные уборы появились в Италии, а позже стали очень популярны в Англии. Причём носили эту кепку не только рабочие. Дорогие модели могли надевать и богачи. В начале XX века плоская кепка стала модным аксессуаром молодых мужчин, притом не всегда знатных, которые катались на первых гоночных автомобилях и просиживали дни в мастерских. Так ассоциации плоской кепки с дорогами, машинами и ремонтом дали кепи ещё одно название — «шофёрская».
Что такое бейсболки и как они стали частью униформы спортсменов?
Бейсболка — это обычная кепка, которая есть у каждого из нас в гардеробе. Её принято называть иначе, потому что эту модель головных уборов придумали специально для бейсболистов. Благодаря широкому козырьку и форме пятидольчатого апельсина, солнце не закрывает спортсмену обзор на поле, а бейсболка плотно держится на голове.
Водитель такси объяснил драку с женщиной у ТРЦ «Каширская Плаза»
Водитель «Яндекс Go», у которого произошел конфликт с женщиной у ТРЦ «Каширская Плаза», заявил РБК, что это была не пассажирка, а его девушка.
«Мы с моей девушкой приехали в ТЦ «Каширская Плаза» за покупками. Мы поругались, она оскорбляла меня, мою семью, несколько раз дала мне пощечину. Я решил оттуда уйти, пошел к машине. Она пошла за мной, начала бить машину, которая мне не принадлежит. Потом она села в автомобиль. Я хотел дверь потянуть на себя, она дернула к себе, получилось, как будто я ее прижал дверью. Я ее взял не за волосы, а за капюшон и вытащил из автомобиля. А то, что она не устояла на ногах, — это уже ее трудности», — рассказал мужчина.
По его словам, после того как видео появилось в Сети, «Яндекс» навсегда его заблокировал. «Для «Яндекса» не имеет значения, что я был не на заказе. Меня оставили без работы, без средств к существованию», — добавил мужчина.
В пресс-службе «Яндекс Go» подтвердили РБК, что конфликтная ситуация произошла не на заказе. «В ходе проверки выяснилось, что это была семейная ссора. На время дальнейших разбирательств водитель заблокирован в системе и не имеет доступа к заказам «Яндекс Go», — уточнил представитель сервиса.
В пресс-службе ГУ МВД по Москве сообщили, что информации о конфликте у ТРЦ «Каширская Плаза» не поступало.
Видео конфликта на парковке ТРЦ опубликовал Telegram-канал «Что там в Москве?». В ролике видно, как женщина подходит к автомобилю «Яндекс Go», пытается открыть дверь, затем несколько раз пинает машину и садится в нее. Затем водитель выходит из автомобиля, прижимает дверью девушку и вытаскивает ее из машины. Она падает на землю, затем встает и отходит от автомобиля. Мужчина бежит за ней, они что-то кричат друг другу, затем водитель возвращается к машине.
В сентябре полиция Санкт-Петербурга возбудила уголовное дело в отношении водителя социального такси, который ударил пенсионерку по голове и плюнул ей в лицо. «Фонтанка» и Telegram-канал «Мегаполис» сообщали, что таксист разозлился из-за того, что женщина опоздала.
Простой лайфхак. Что таксисты делают с ковриками, чтобы они оставались чистыми
Наконец, если резиновые изделия могут быть только черными, то полиуретановые изготавливаются, как правило, в трех цветах: черном, сером и бежевом, а это, согласитесь, веселее. Наконец, что не менее важно, полиуретановые ковры плотнее лежат в салоне, их форма точно соответствует конкретной модели автомобиля. Они не скользят и крепко удерживаются в креплениях. С другой стороны, полиуретановые коврики дороже резиновых.
Все более широкое распространение приобретают также текстильные коврики. Речь идет о мягких тканевых моделях на влагостойкой основе. Нередко такие ковры предлагаются штатно для моделей премиум-сегмента. Если такие коврики выполнены качественно, они не боятся высоких и низких температур, не становятся хрупкими и не размягчаются. Еще одним важным преимуществом текстильных ковров является их способность впитывать воду. Некоторые модели могут «выпить» до двух литров воды! Соответственно, вы не промочите ноги, а влага от подтаявшего снега не будет испаряться, и вам не придется бороться с запотеванием стекол.
Современные технологии подарили автомобилистам также и так называемые 3D-коврики. Такие «подстилки» имеют многослойную структуру и сочетают в себе достоинства как резинового, так и текстильного изделия. Каждый слой выполняет определенную функцию: фиксация на штатном покрытии, термо-, влаго-, звукоизоляция, сохранение рельефной твердой формы ковра. Такие коврики также надежно закрепляются в салоне, отличаются стойкостью к износу (как правило, 3D-коврики не изнашиваются в течение 3-5 лет) и, наконец, они просто красивы.
Что касается ковриков с текстильной поверхностью, прежде всего, таким изделиям следует «прописывать» сухую очистку не реже раза в месяц. Для этого можно использовать щетку или пылесос. Во время этой процедуры не только удаляется пыль, но и распушается ворс.
Однако если ситуацию запустить, поможет лишь тщательная мойка с использованием специальных моющих средств (подойдет обычный автошампунь). Сначала избавляемся от мелкого мусора и пыли. Затем на ворсистую поверхность наносим моющее средство, трем щеткой, после чего тщательно промываем водой и сушим ковры, вывесив их в вертикальном положении. Так с них быстрее стечет вода, и они не потеряют форму. Также для влажной уборки можно использовать моющий пылесос или мойку высокого давления.
С особой осторожностью следует чистить также и 3D-коврики. Чтобы не разрушить их многослойную структуру, рекомендуется избегать чистки аппаратами высокого давления. Правильным выбором будет моющий пылесос, а также ручная мойка с использованием специальных автошампуней (без воска), мыльными растворами. Допускается использовать также химикаты и растворы типа «уайт-спирита», если необходимо оттереть следы, скажем, от прилипшей жевательной резинки или лака для ногтей. В то же время активные химикаты нужно использовать только в крайних случаях и с осторожностью, чтобы не пострадал цвет покрытия.
Антимасочники в такси. Как выйти победителем из конфликта
Главный редактор, Общество, 8:51, 24.11.2020
17 ноября в Барнауле произошел очередной «масочный» скандал, на этот раз в такси: попытка водителя приструнить пассажирку-антимасочницу закончилась тем, что женщина ударила его по лицу. Бывают и обратные ситуации, когда пассажиры жалуются на отсутствие маски у водителя. «Толк» выяснил, почему такси не является общественным транспортом, но масочный режим на него распространяется.
«Маски закончились»
Жительница Барнаула Анна Ларионова обратилась в «Толк» с жалобой на то, что водители такси, которые приезжают по ее заказам, в подавляющем числе случаев ездят без масок.
«Сначала я писала жалобы в службу поддержки. Затем ставила двойки в приложении. Потом уже начала спрашивать: «Почему вы без маски?» Одни говорят, что она с них спадает. Другие – что маска есть, но в кармане. Если настолько тяжело, хотя бы смотрели на пассажиров. Есть те, кому плевать, они маски не носят – с такими и ездили бы, как хотят. А если на пассажире маска, можно потрудиться и надеть тоже!» – считает женщина.
Служба поддержки на жалобы Анны присылает одинаковые ответы о том, что у водителя могли закончиться маски и что его поставят на контроль. На этом все.
«Однажды дали скидку, когда я жаловалась не только на маску, но и на неисправное детское кресло. То есть это для них важнее! Мне непонятно, почему сервис говорит пассажирам в обязательном порядке находиться в маске, но водители этим правилам не подчиняются. Больше всего возмущает то, что за детский тариф они берут денег больше, но при этом ответственнее к вопросу не относятся! Получается, что функция отзывов создана исключительно ради галочки, ибо ничего не меняется», – возмущается пассажирка.
«Любая сторона вправе отказаться от поездки»
В «Яндекс.Такси» сообщили «Толку», что по требованию Роспотребнадзора масочный режим обязаны соблюдать как пассажиры, так и водители. Служба регулярно информирует таксопарки о необходимости соблюдения мер безопасности. Предупреждают об этом и пассажиров. И перевозчик, и пользователь вправе отказаться от поездки до ее начала из-за отсутствия маски на ком-либо из них.
«В случае отказа надеть маску любой из сторон мы рекомендуем отменять заказ и обращаться в службу поддержки, чтобы восстановить активность в системе (касается водителя) или компенсировать средства (касается пассажира). И водитель, и пользователь могут оценить поездку и указать на отсутствие маски», – ответили в пресс-службе сервиса.
Пассажирам – фотографировать, водителям – вызывать полицию
В управлении Роспотребнадзора по Алтайскому краю подтвердили «Толку», что в соответствии с указом губернатора № 77 от 8 мая 2020 года ношение масок в такси обязательно для всех граждан. Более того, главный государственный санитарный врач России в постановлении № 31 от 16 октября 2020 года также обязывает граждан страны носить маски в такси.
Ольга Егорова объяснила слова о пожизненном масочном режиме
Ольга Егорова считает, что теперь медицинская маска будет лежать в сумочке вместе с духами и расческой и станет ежедневным аксессуаром
«Если водитель такси отказывается надеть маску, пассажир может пожаловаться в управление Роспотребнадзора с приложением фотографии, а также с указанием организации, предоставляющей данную услугу, и государственным регистрационным номером автомобиля. В случае отказа пассажира надеть маску водитель такси вправе отказать в предоставлении услуги и при необходимости может вызвать полицию для принятия мер административного воздействия», – сообщили в ведомстве.
Роспотребнадзор и полиция пока не проводили рейды по контролю за соблюдением масочного режима в такси.
Можно ли вести съемку в такси
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако есть несколько областей, где съемка ограничена – сфера государственной, коммерческой тайны и интеллектуальной собственности, частной жизни.
«Служба такси может запретить съемку в своих правилах перевозки, но о таком запрете обязана довести до сведения пассажира. При этом суды в своей практике указывают, что осуществление фото– и видеосъемки при фиксации фактов правонарушений является допустимым способом самозащиты (ст. 14 ГК РФ) и отвечает признакам достоверности доказательств», – прокомментировал «Толку» юрист Сергей Сандаковский.
Такси – не общественный транспорт
Главная сложность в контроле такси заключается в том, что это не общественный транспорт. Заказывая поездку, пассажир просто заключает разовый публичный договор, гласит «Устав автомобильного транспорта».
Навязывают маски? Что ждет нарушителей режима и как правильно ее носить
В респираторе можно находиться целых шесть часов, но в повседневной жизни он непрактичен, потому что после использования его уже нельзя стирать и носить дальше
Общественный транспорт отличается от такси тем, что он предназначен для регулярной перевозки людей и двигается по установленному маршруту с обозначенными местами остановок (п. 1.2 Постановления правительства РФ «О Правилах дорожного движения»).
Однако, как отмечает юрист Сергей Сандаковский, согласно тому же «Уставу автомобильного транспорта» и до введения всеобщего масочного режима таксисты могли отказать в предоставлении перевозки в случае, если поведение пассажира могло создавать угрозу безопасности водителя.
Пассажиры в свою очередь, согласно ст. 7 закона «О защите прав потребителей», имеют право на оказание услуги, безопасной для жизни и здоровья. Поэтому даже без специальных оговорок в указах губернаторов всеобщий масочный режим распространяется и на поездки в такси.