что носят шейхи на голове
Почему арабы носят на голове особый платок. Раньше он был политическим символом и делался одним мастером в мире, а сейчас производит даже Китай
Образ шейха – это всегда белая туника и завязанный на голове платок. С туникой все просто: это тоба (в некоторых арабских странах ее называют кандурой и дишдашем), которая удобна из-за просторности. Белый цвет подходит в жару, но выполняет еще и символическую функцию: белый у арабов – цвет благородных людей.
Платок – это куфия. В разных арабских странах она отличается по расцветке и наличию ободка, но в поп-культуре куфия устоялась как красно-белый платок, который закреплен обручем.
Куфия – это путь в далекую историю и актуальную политику арабских стран. Из-за Палестины в России она также известна как арафатка
Куфия появилась в Месопотамии – в городе Эль-Куфа (сейчас это территория Ирака). Хлопковый платок подчеркивал статус знати, но быстро распространился в сухих и жарких странах. Ведь куфия защищает голову от песка и жары. И выполняет кучу других функций: используется как фильтр для воды, скатерть в походе, веревка для поднятия грузов.
Арабские народы через куфию подчеркивали свою идентичность или статус. Например, курды по-другому завязывают куфию, прикрывая лицо. А сеиды (потомки пророка Мухаммеда) носили темно-зеленую куфию.
Об этом традиционном платке мир заговорил в ХХ веке. В 30-х годах началось арабское восстание, и на тот момент куфия давно была общедоступной – в Палестине ее обычно носили сельские жители. Но именно в Палестине куфия стала главным символом сопротивления.
Радикальный лидер Палестины Ясир Арафат сделал куфию культовой в 60-х. Он придумал свою манеру ее носить: перекидывал платок через правое плечо, чтобы куфия напоминала треугольник и очертания территории Палестины, за независимость которой боролся Арафат. Дошло до того, что в русском языке вместо куфии чаще употреблялось слово «арафатка».
В Европе куфия стала символом протеста молодых студентов, которые поддерживали Палестину в конфликте с Израилем. Публицисты того времени даже писали, что европейцев с куфией на голове стало больше, чем палестинцев. А куфия – такой же символ юного бунтарства, как и плакат с Че Геварой.
В ХХ веке куфия закрепилась в европейской моде. И потеряла связь с политикой
Сейчас ношение куфии часто осуждается с этических позиций. Палестинский модельер Омар Насер-Кури говорит, что куфия символизирует «внесудебные казни, лишение собственности и угнетение», поэтому модельеры зря так легко используют этот платок – «без знания контекста это просто неуважительно и выглядит как эксплуатация».
И тут важно отметить, что куфия – не религиозный наряд. Один из частых запросов в гугле о куфие: «Можно ли ее носить и не оскорбить верующих?» Да, куфия разве что говорит о политических взглядах.
Но сейчас она теряет свой смысл из прошлого века – теперь ее ношение не про политическую борьбу, а просто модный аксессуар. В Европе ее массово продает магазин Cecilie Copenhagen: стоит от 90 до 240 евро. Самое любопытное, что куфию продает даже израильский бренд Dodo Bar Or, но иногда политические обострения из-за куфии случаются. Например, в 2007-м американский магазин снял ее с продажи после жалобы активиста из Израиля.
И куфия теперь производится в основном в Китае, хотя в начале 90-х был всего один палестинский производитель на весь мир: на 16 станках в день он делал 750 куфий в день.
Сейчас осталось всего два станка, но его Ясир Хирбави говорит, что у него куфия на 100% из хлопка. Он считает важным сохранить единственную фабрику по производству куфий в Палестине.
Арафатка история и практика
Арафатка а армии
Действительно многие солдаты армии США сегодня носят этот платок, но это в первую очередь дань моде а потом уже практичное использование. Многочисленные военные конфликты в Арабских странах показали удобство использования куфии в условиях пустыни. В Американской армии арафатка не является официальной частью экипировки и носиться по собственной инициативе военных из различных соображений, для удобства либо имиджа. В отличии от американской армии в британской шемаг официально является частью экипировки, англичане приобрели привычку носить шемаг еще с колониальных времен.
Название «шемаг» (англ. shemagh) использовалось солдатами Британской империи, которые носили их практически повсеместно в жарких странах, в том числе в годы Второй мировой войны. Из-за удобства шемаги были приняты на вооружение палестинской полицией, пограничными силами Иордании, суданскими Силами Защиты, арабским Легионом, британскими SAS, не считая других подразделений, которые носили их, работая в Северной Африке. Шемаги, обычно хлопковые и в армейском стиле — оливковые, с серым или черным вышитым рисунком, были приняты и американскими войсками. Их практичность в засушливой окружающей среде, в Афганистане и Ираке, объясняет их популярность среди солдат. В Российской армии арафатка не используется, возможно наши военные оценят преимущества этого платка в боях за освобождение сирийского народа от террористов в условиях пустыни и шемаг станет частью российской пустынной экипировки.
Конечно же, дополнительно шемаг позволяет суровым американским командос выглядеть «круто». Ошибочно считается, что правильное ношение шемага повышает кучность стрельбы от бедра и количество патронов в магазине. 🙂
На самом деле — военные действительно носят его потому что тепло, функционально и удобно. В повседневной же жизни — шемаг может стать действительно неотъемлемой частью EDC. Как известно, через голову и шею человеческое тело выделяет огромное количество тепла, которое, в холодное время года, как раз и поможет сохранить шемаг.
Варианты использования
Как защита головы, шеи и глаз от солнца или снега, ветра, песка и пыли.
Как небольшой зонт.
Как петля для поддержки раненой руки.
Как мешок для переноса оборудования.
Как короткая веревка.
Арафатка сегодня
Как Вы уже поняли, арафатки бывают различных видов и расцветок. Классическая арафатка – черно-белая. Эмо – арафатки черно-розовые или бело-малиновые. Возможно сочетание красного и белого цветов, кроме того существуют арафатки других цветов – черно-фиолетовая, черно-желтая, черно – красная арафатка и те же цвета в сочетании с белым. Могут быть арафатки одноцветные – к примеру арафатка розовая, красная или фиолетовая. В странах Персидского залива популярна чисто-белая арафатка. В этом случае – рисунок создается переплетением нитей. Арафатки ткут из хлопковых и шерстяных нитей. В последнее время может использоваться вискоза и синтетическая нить, но это не совсем правильно. По плотности арафатки также бывают более и менее плотными.
Арафатка на шее смотрится стильно и завязывать её совсем не сложно. Как завязывать арафатку на шее можно додуматься за пару минут – всего лишь сложить её по диагонали и повязать широкой частью на груди, обмотав тонкие концы вокруг шеи. Узелок можно завязать под широкой частью, а можно – над. Это – дело вкуса и стиля
Как завязывать арафатку
Как правильно завязывать арафатку на голове – расскажем и покажем на страницах нашего сайта. Один из самых распространенных способов на фото ниже
Размеры арафаток могут слегка отличаться. Трудно сказать, какой правильный. Это может быть 100*100 см, 110*110, а может быть 110*125см – то есть, этакий широкий шарф-арафатка.
История
Платок на голове – гутра – обычно белого цвета. Зимой он из плотной материи, имеющей в своем составе шерсть, и расписан красным орнаментом. Удерживается платок на голове с помощью игаль. Это вид толстого шнура, восходящий по преданию к веревке, которой на ночь бедуин привязывал верблюдов, а днем хранил на голове, свернув ее несколько раз. У современных обитателей ОАЭ частенько встречаются два черных тонких шнура, которые для усиления красоты платка свисают с игаля.
Отправляясь в путь, эта свернутая в кольцо веревка водружалась на голову – придерживая головной убор, и находясь, в случае надобности, под рукой. Считается, что игаль черного цвета символизирует скорбь арабов об утрате Андалусии. Еще этот предмет может быть применен для самообороны. Кроме того, довольно сложно встретить двух мужчин, одинаково носящих гутру и игаль.
Одним из главных зрительных символов Палестины за границей является предмет одежды, а именно головной убор куфия (kufiya). Хотя исключительно к Палестине имеет отношение только характерный клеточный узор этого головного убора, а в остальном куфия имеет общеарабское происхождение, но, тем не менее, куфия и Палестина слились в массовом сознании всего мира.
Арафатка – арабский мужской платок, который носил палестинский лидер Ясир Арафат, от имени которого и произошло название. По-арабски арафатка – шемаг. Часто встречается вопрос «как завязывал арафатку Арафат». Так вот. он её не завязывал, а надевал поверх сложенной пополам арафатки специальные кольца – рендели, к которым крепились края арафатки, а свободные концы выводились на правое плечо.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Куфия (араб. كوفية, kūfīyä, множ.ч.: араб. كوفيات, kūfīyāt, также: арафатка (простореч.), шемаг, шемах, keffiyeh, shemagh, shmagh, kaffiyah, keffiya, kaffiya, ghutra, hatta) — мужской головной платок, популярный в арабских странах.
Куфия является неотъемлемой частью мужского гардероба в мусульманских странах.
Служит для защиты головы и лица от солнца, песка и холода.
Получил широкое распространение на территории Аравийской пустыни, Сахары, Аравийского и Синайского полуостровов, в странах Персидского залива, на востоке Азии и севере Африки, где основное население — арабы.
Часто (но не всегда) куфия носится с обручем чёрного цвета — эгалем (аgal, (араб. عقال, iqāl) — икаль, слово, родственное «Igul» (עיגול), на иврите означающему «круг»), придерживающим платок на голове.
Наиболее популярные расцветки — белая, белая с красным или чёрным орнаментом.
В Йемене распространены разноцветные куфии.
В зависимости от региона происхождения носящего куфию человека может различаться орнамент, расцветка.
Куфия представляет собой головной платок прямоугольной формы, изготавливается из шерсти, хлопка или шелка, на него наносится рисунок в виде красных или черных полос и клеток.
В сказках «Тысячи и одной ночи» упоминается, что Куфию носили также женщины, однако без Уккаля.
Городские мужчины обычно набрасывают куфию на плечи поверх Гунбаза (кафтана).
Шелковая куфия, как правило, имеет цвет ююба, украшается золотистым рисунком, очень редко ее набрасывают на голову.
Куфия принимает законченный вид только в сочетании с Уккалем.
Уккаль представляет собой жгут, плетенный из козьей шерсти, который закручивается на голове поверх Куфии двумя кольцами и держит ее как окова.
Ношение Уккаля отличает мужчину от женщины, поэтому Уккаль стал символом мужественности, ему придается большое значение у крестьян и бедуинов.
Потерявшие близкого родственника и не отомстившие за него убийцам отказываются носить Уккаль, если же они сумели отомстить обидчикам, то снова надевают его, поскольку они тем самым доказали свое право называться мужчиной.
Некоторые платки изготавливаются из прозрачного белого шелка, украшенного золотистыми полосками (Агбани).
На такой платок надевается украшенный золотом Уккаль.
Такой головной убор надевают обычно по праздникам.
Зимой обычно носят платок из овечьей или верблюжьей шерсти.
Хлопчатобумажные платки, как правило, белого цвета, украшены полосками с геометрическим узором (колючая проволока), имеют короткие кисточки.
Повседневный Уккаль имеет вид веревки черного цвета, изготавливается из козьей шерсти, при этом два конца его свешиваются сзади на спину в качестве украшения.
Также Уккаль делается из верблюжьей шерсти: в этом случае он бывает коричневым или светлым, он толще Уккаля из козьей шерсти и закручивается на голове только один раз, при этом не имеет свисающих на спину концов.
Имеется и Уккаль обшитый золотом и серебром, он бывает светлым, черным или белым.
Под такой Уккаль надевается платок Агбани, его носят шейхи племен и знатные люди.
В прошлом эти платки применялись только по назначению. В 1914 году английский разведчик Томас Эдуард Лоуренс, известный как Лоуренс Аравийский, отметил, что арабы, проживающие в Хиджазе, иногда используют свои головные платки как подушки и мешки.
Куфия (keffiyeh) почти всегда состоит из белой хлопковой ткани, а некоторые имеют пестрый орнамент в красном или черном цвете.
Простая, белая куфия (keffiyeh) является самой популярной в Странах Персидского залива, почти исключая любой другой стиль в Кувейте и Бахрейне.
Черно-белая куфия (keffiyeh) является самым популярным в Ливане.
В течение многих лет, ношение куфии (keffiyeh) было повсеместным среди британских солдат, которые теперь называют их шемаг (shemagh).
Их использование некоторыми единицами и формированиями вооруженных сил и полиции прежней Британской империи относится ко времени перед Второй Мировой войной.
Из-за удобства шемаги (shemagh) были приняты на вооружение палестинской полицией, пограничными силами Иордании, суданскими Силами Защиты, арабским Легионом, британскими SAS, не считая других, которые носили их, работая в Северной Африке.
После войны, их использование армией продолжалось в пустыне и в умеренных широтах.
Как и другие статьи одежды военного времени, типа футболок и штанов хаки, арафатка недавно стала и этническим и военным шиком среди тех кто не заинтересован ни политикой, ни вооруженными силами.
В Европе и Америке и Австралии, черно-белая куфия (keffiyeh) стала участником молодежной моды, часто используемая как обычный шарф.
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю
Как выглядят арабские головные уборы для мужчин?
Национальные головные уборы – отличительная черта каждого народа. Современные арабские головные уборы для мужчин и национальные костюмы практически не отличаются от тех, что были актуальны в прошлых столетиях. Восток всегда отличался некой загадочностью и манящей привлекательностью, особенно это касалось внешнего вида мужчин и женщин. Независимо от социального положения и статуса арабы всегда выглядели роскошно и элегантно, начиная с платьев, заканчивая головными уборами.
Жители арабских стран до сегодняшнего дня воспринимают головной убор не только в качестве аксессуара и дополнения к образу, сколько важным религиозным атрибутом. Согласно традициям, в обществе большинству нужно укрывать голову от взора окружения, к тому же по изделию можно судить о вероисповедании, статусе, национальной принадлежности и даже возрасте мужчины.
Арабский костюм с описанием и фото
Изначально, чтобы понимать всю сущность и особенности образа арабских мужчин, стоит разобраться с ролью арабских национальных костюмов в обществе. Ни одна страна не сможет похвастаться таким широким распространением костюмов и приверженностью традициям даже в повседневной жизни.
В то время как жители других стран надевают национальные костюмы по праздникам и важным событиям, арабы их носят ежедневно. Основной критерий, который обусловил национальное одеяние арабов – пустыня и климат. Мужской костюм – это длинная рубаха из белой ткани свободного фасона, которая называется «джалабия» или «дишдаша» и напоминает больше платье.
Рубаха изначально выполнялась из одной материи без каких-либо деталей, сегодня же среди арабских мужчин можно увидеть, что «джалабия» дополнилась карманами, манжетами и воротниками. Далее обязательным условием национального костюма считается головной убор – «куфия» платок, опоясанный обручем для фиксации. Под платком нередко носили маленькую шапочку вязаной текстуры, чтобы во время молитв спадающий платок не обнажил голову.
Головной убор мусульман: разновидности и фото
Как уже было сказано ранее, национальный костюм арабских мужчин обязательно включал в себе головной убор, стандартный вариант – это платок «куфия», прикрывающий голову, плечи и волосы мужчины. Но с течением времени и видоизменений моды число национальных головных уборов увеличилось, классифицируясь по такому признаку, как социальная принадлежность араба.
Для высшего общества
Люди, которые занимают высокие чины, имеют высокое социальное положение и статус, как правило, предпочитают носить гутру и укаль. Речь идет о толстом жгуте (укаль) при помощи которого закрепляют ткань на голове (гутра). Нередко жгут используется мужчинами для самообороны в экстренных ситуациях.
Подчеркнуть свой статус можно, если хорошенько накрахмалить гутру, чтобы она держала форму и была твердой, а ее концы должны свисать с плеч, подчеркивая авторитет. Белый цвет отражал благородство кровей и аристократизм владельца, поэтому мужчины высших чинов носили белоснежную ткань со жгутом темного оттенка.
Для общества среднего звена
Если рассматривать национальный мужской арабский головной убор, мужской вариант платка укаль носился в определенной цветовой гамме и материалов изготовления.
Кроме того по укалю определяли регион, в котором проживал мужчина и его социальное положение. Широкий укаль носят обычно кувейтцы, а катарцы украшают его 4 кисточками. Немаловажную роль играет размер чалмы из такого платка, его величина зависит от материального положения мужчины.
Для простых людей
В обычной жизни простой народ арабской национальности носил преимущественно небольшие чалмы синего или голубого цвета из фабричной и бумажной кустарной пряжи. В то время, как богатые мужчины надевали белые платки из индийской тончайшей кисеи.
В прошлом определить бедного человека можно было по отсутствию головного убора. А если цвет, размер и материалы головного убора не соответствовали материальному положению владельца, его стыдили и могли даже забить.
Фотоподборка
Вывод
Самый распространенный головной убор арабов – это укаль и гутра, то есть полоска ткани, повязанная в форме чалмы вокруг головы и жгут сверху, который придерживал ее. Определять социальное положение, статус, возраст мужчины можно было по цвету, размеру чалмы, материалам ее изготовления и способу вязки. Так как под понятием арабы подразумевается много народов и городов, у каждого из них предусмотрены свои ценности, традиции и правила. Самые роскошные – объемные головные уборы белого цвета и из шелковых ярких тканей, простой народ носил чалму в клетку голубого и синего оттенка.
Чалма, феска, куфия, тюбетейка…
Твоя шапка расскажет о тебе многое
В наше время некоторые предметы одежды у многих людей стойко ассоциируются с представителями определённых религий. Особенно это касается головных уборов. Причиной тому является культурное и историческое многообразие народов, исповедующих ту или иную веру. Мусульмане не являются исключением в этом плане. Рассмотрим кое-какие варианты из того, что обычно бывает на голове у мужчин в исламских странах.
Чалма
Взять хотя бы чалму (тюрбан) – кусок ткани, обмотанный вокруг головы или головного убора и имеющий длину от 2,5 до 8 метров. Чалма получила распространение среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии, Средней Азии. В России этот головной убор можно увидеть на представителях мусульманского духовенства. Востоковеды утверждают, что в мире существовало не менее тысячи способов повязывания чалмы. В современных арабских странах форма, цвет, манеры ношения чалмы весьма разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т. д.
Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы. В мусульманском мире чалме уделяется особое значение. Объясняется это тем, что её носил сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), рекомендуя своим сподвижникам делать то же самое. В одном из хадисов говорится, что он, читая проповеди в мечети, надевал чёрную чалму, и её конец спускался на плечи.
Хадисы расходятся насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы Пророка (мир ему и благословение) составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5–3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк (мир ему и благословение) подарил ближайшему сподвижнику – зятю и двоюродному брату Али (да будет доволен им Аллах). Кстати, волнистые линии на наших, дагестанских тюбетейках также имеют непосредственное отношение к чалме. Эта линия, являясь неким подобием ткани, которая обвязывается вокруг головы, уподобляет тюбетейку чалме.
Куфия
Следующим головным убором, распространённым среди мусульман, является куфия. В русскоязычных странах куфия получила название «арафатка» в честь лидера палестинцев Ясира Арафата, неотъемлемой частью имиджа которого была куфия. Арафат укладывал её на голове таким образом, чтобы находящаяся на плече часть ткани по форме напоминала очертания исторической Палестины. Куфия представляет собой мужской головной платок, обычно придерживаемый чёрным обручем. В зависимости от региона происхождения человека, носящего куфию, могут различаться орнамент, расцветка, а также способ завязывания головного убора. Например, в Саудовской Аравии эта манера совсем простая – однотонный или с красным орнаментом головной платок, наброшенный на голову – иногда даже без поддерживающего обруча.
В Омане куфию повязывают гораздо более сложным образом и совсем иначе, чем саудовцы, на манер чалмы. Оманцы не используют поддерживающий куфию обруч, что повсеместно принято в Иордании и Палестине. А что касается различных расцветок куфии, то она почти всегда состоит из белой хлопковой ткани, а некоторые имеют пестрый орнамент в красном или чёрном цвете. Куфия с красным орнаментом является самой популярной в странах Персидского залива. А чёрно-белая – в Палестине и Ливане. Красно-белые куфии носят всюду в этих областях, но наиболее тесно они связаны с Иорданией.
Тюбетейка
Переходим к тюбетейке – головному убору, наиболее распространённому среди мусульман России и среднеазиатской части бывшего СССР. Тюбетейку определяют как круглую или квадратную, островерхую или плоскую, лёгкую шапку, надеваемую прямо на голову. Её другое название – «такия».
В Средней Азии существует большое многообразие фасонов тюбетеек: есть там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские. Их форма, особенности узора, цвет, предназначение отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.
На Северном Кавказе с тюбетейками дело обстоит проще. В большинстве своём их многообразие составляют головные уборы со свисающей с верхушки кисточкой, характерные для мусульман Чечни, и тюбетейки конусообразной формы с волнистой или прямой полосой сбоку, получившие распространение в Дагестане. Или это могут быть тюбетейки со всякого рода вышивкой и привычной надписью «made in…», которые в качестве подарка своим близким привозят с собой из хаджа паломники.
На Востоке тюбетейка выполняет функцию не только головного убора. Её также используют как основу для завязывания чалмы.
Феска
Некоторые мусульмане Турции и Северной Африки надевают феску. Форма фески – усечённый конус, в середину верхушки которого вставлена кисточка. Своё имя она получила от города Фес – одного из больших городов Марокко, который прежде имел монополию на изготовление этого головного убора. В Турции повсеместно используется традиционный известный нам тип фески – красного цвета с чёрной кисточкой. А в Тунисе, Ливии и Марокко она в два или три раза длиннее и имеет синюю шёлковую кисть.
Феска, как и тюбетейка, идеально подходит для повязывания чалмы. В 1826 году османский султан Махмуд II провозгласил феску официальным головным убором военных и чиновников, после чего она стремительно распространилась по территории Империи. Однако уже через 100 лет, в 1925, президент новой Турции Кемаль Ататюрк запретил красную шапку, и сегодня немногие турки носят классическую феску.
Оставшиеся головные уборы – те, которые можно встретить повсеместно, не только в мусульманских странах. А именно: кепки, бейсболки, шляпы, шапки. Многие мусульмане надевают их как в мечети, так и в общественных местах. Ношение вышеперечисленного никаким образом не противоречит религиозным правилам. Напротив, прикрытие головы является сунной Пророка (мир ему и благословение).
Важным моментом также является этика ношения головного убора. Это значит, что человеку, надевшему тюбетейку, ещё более непозволительно совершать поступки, порицаемые нашей религией.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.