что носят под доспехами

Гамбезон: легкий доспех Средневековья

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

Гамбезон (от франц. gambeson или gambaison), он же обычная русская «стеганка» — это доспешная одежда из нескольких слоев плотной ткани. У этого термина существует довольно много значений, но для удобства мы будем придерживаться самых традиционных. В широком смысле, гамбезон — это поддоспешник или наддоспешник, а в более узком — стеганная/набивная/кожаная куртка, одеваемая под доспех или вместо него.

Существует несколько разновидностей подобной одежды:

Акетон — это куртка из нескольких слоев хлопковой или льняной материи, простеганных между собой. Иногда к нему пришивались кожаные шнуры для крепления лат. Дублет — кожаная или тканевая куртка, больше похожая на гражданскую одежду, чем на элемент военной униформы. Пурпуэн — тканевый поддоспешник с зауженной талией и раздутой грудью. Жак — многослойная тканевая куртка, которая использовалась как самостоятельный доспех для пехоты.

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

В чем же заключалось преимущество такого доспеха, спросите вы? На первый взгляд он проигрывает даже однослойной кольчуге, ведь лен и хлопок легко режутся даже обычными ножницами. Впрочем, не все так просто: толстый, в 5−6 слоев, гамбезон не только отлично сохранял тепло и служил гарантом того, что доспехи плотно прилегают к телу. Он и сам по себе был еще одним слоем дополнительной защиты, который часто играл немаловажную роль, останавливая острия мечей и копий в миллиметре от тела. Посудите сами: такая плотная ткань превосходно гасит силу удара, поэтому даже одетого в жак солдата проткнуть ножом или пикой было совсем непросто.

Еще один значительный плюс — мобильность. Из-за того, что тканевая или (реже) кожаная куртка почти не сковывала движения, боец зачастую получал огромное преимущество в скорости перед закованным в панцирь оппонентом. Как известно, именно скорость и маневренность были одними из основных факторов, обеспечивающих выживаемость в бою. Часто на гамбезон носили кольчугу: она весила мало, не натирала тело, к тому же ткань впитывала влагу и ржавчина — бич всех кольчуг номер один — не так быстро покрывала металл.

Источник

Если бы потребовалось односложно ответить на вопрос, «какие конструкции доспехов использовались человечеством на протяжении средних веков?» ближе всего к правильному ответу был бы такой: «за редким исключением, мягкие толстые куртки».

Обыватель зачастую судит об этом предмете оборонительного вооружения, на основе компьютерных игр, где доспехи из ткани имеют весьма скромные характеристики.

Мой ответ – нет! Давайте разбираться почему.

Для начала определимся с терминами. До нас их дошло множество, причем, что характерно для средневековья, использовались они очень вольно. Поэтому предлагаю в рамках настоящей статьи боевую одежду, набитую мягким материалом (по преимуществу ватой) и носившуюся под доспехом, называть акетоном (подбронник, поддоспешник),

(с появлением пластинчатых элементов доспеха эта одежда приобрела также функцию основы, на которую они прикреплялись).

стеганую одежду используемую в качестве самостоятельного доспеха или надеваемую на броню – гамбезоном (надоспешник,).

Разумеется все эти умопостроения условны, и как отмечал Клод Блэр воины могли одни и те же боевые куртки использовать и как поддоспешники как единственный доспех и даже как надоспешник.

В самом деле людям средневековья, было не до классификаций, они пользовались мягкими доспехами, что бы защититься.

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

Казалось бы, тут нет никакого вопроса – нет свидетельств, значит, боевую одежду не носили, но это чисто формальный подход.

Кроме того, воины были бы уязвимы для стрел (миновавших щит), от которых кольчуга в силу своей конструкции защищает слабо.

Если бы комплект из кольчуги и щита давал хорошую защиту усиление ее пластинами и на плечах и руках и вся последующая эволюция доспеха просто бы не состоялись.

При недостаточной же защите самый простой и наглядный способ, по аналогии с подшлемником создать некую аммортизирующую прокладку.

Еще одной, если не загадкой, то хотя бы особенностью, нуждающейся в разъяснение является

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

а так же возможное

ношение акетона и гамбезона одновременно.

Однозначных выводов, как мне кажется сделать нельзя, но давайте проведем небольшой анализ и попробуем порассуждать на эту тему

Мягкий доспех конструктивно мог представлять собой:

«Ордонанс примерно 1470 г.:

Мы должны сказать о жаках, что они должны состоять из 30, или по меньшей мере 25 слоев холста или льна, возможно с покрышкой из шкуры оленя; те, которые имеют 30 слоев и покрышку из оленьей шкуры будут лучшей и гибкой одеждой, и лучше для этой цели, если они будут сделаны из четырех частей. Рукава должны быть хорошо пришиты к корпусу, за исключением кожи, и дырочки для пришнуровывания латных частей на рукавах должны быть большими, а сами дырочки должны быть расположены около воротника, но не на ключицах. Воротник должен был «стоечкой», но не слишком высоким сзади, оставляя место для назатыльника салада. Жак должен шнуроваться спереди или застегиваться на пуговицы. Жак должен быть удобным и легким, и одеваться на пурпуэн без рукавов и без воротника, сшитого из двух слоев ткани, и к этому пурпуэну должны крепиться шоссы.»

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехамичто носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехамичто носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

Как не трудно заметить особенность первого типа большая мягкость, что удобно для использования в качестве амортизирующей прокладки.

Второй тип – более плотное, вязкое и прочное покрытие, оно должно лучше противостоять вражескому оружию.

Таким образом, можно предположить, что акетон был первой конструкции и, как менее прочный носился под броней, обеспечивавшей его целостность, гамбезон же надевался поверх кольчуги, что бы защитить ее от механических повреждений. (Что созвучно с данными об укреплении гамбезонов фрагментами кольчуги).

Вероятно, что вместо гамбезона в этой роли могли использовать и акетон.

Исходя из подобной логики можно предположить, что акетон и гамбезон могли носиться одновременно один поверх другого, и некоторые изображения (воины в стеганных одеяниях без рукавов, из пройм которых видны отдельные стеганные рукава другого ) Библии Мациевского можно истолковать именно так. Собственно отсутствие рукавов у верхней куртки и наводит на мысль, что руки уже защитены и дополнительные слои гамбезонной защиты затруднили бы подвижность рук.

Возможно, так же, что вместо целой куртки применялись только набивные рукава которые были предпочтительны в силу большей гибкости.

Ну и продолжая данную мысль можно сделать аккуратное предположения о возможном ношении 3 защитных слоев одновременно: гамбезона, кольчуги, акетона. Чисто умозрительно наличие з покровов, не считая одежды кажется обременительным. Оставим судить об этом реконструкторской общественности.

Довольно широко распространено мнение относительно простонародности и нерыцарственности гамбезонов. Однако это заблуждение. Ставить вопрос подобным образом не корректно. Рыцарь, как профессиональный воин, вооружавшийся за свой счет пользовался тем снаряжением, приобрести которое ему позволяли его доходы. Имущественное же расслоение внутри рыцарской корпорации было огромным и соответственно безземельные рыцари не могли вооружаться также как обладатели графских и герцогских титулов и хозяева замков.

Так как цель статьи осветить военный, аспект мягких доспехов, а не модные тенденции, мы не будем заострять внимание на изменении фасона и покроя, которые претерпевали изменение вместе с гражданской модой, а может и напротив действовали на нее.

указу Людовика XI от 1450 г. поддоспешник на плечах должен иметь толщину в 4 пальца, и по всей видимости куда меньшую толщину на боках, локтевых сгибах и прочим не столь подверженным ударам зонам.

Книга Турниров» Рене Анжуйского:
«Необходимо, чтобы пурпуэн был набит ватой на три пальца толщины на груди и на рукавах, а также сзади, потому что удары мечей и булав наиболее часто попадают в эти места, чем куда-либо еще»

С распространением пластинчатых доспехов помимо амортизации поддоспешник приобретает функцию основы для прикрепления лоскутов кольчуги для защиты уязвимых зон: горла, локтевых сгибов, подмышек. Помимо этого поддоспешник оснащается шнурами для крепления отдельных элементов: бесагью (подмышечные диски), наручей, доспешной юбки.

Говоря об эффективности стеганок как о защите мы не можем делать категорических выводов.

Однако принимая во внимание практические опыты Алана Вильямса, которые показали, что:

Взято из статьи «Spotlight: Quilted Armour Defenses of the High Middle Ages» (автор — Alexi Goranov), который специально для интернет-журнала «Людота» сделал Артем Смирнов. выложенной на сайте Прошлое.com

а также определение реконструкторами лонгбоу Стрикландом и Харди смертельного попадания как попадания стрелой с энергией 80 дж.

мы можем заключить, что стеганка «давала право на ошибку».

Я думаю он будет таков:

Иными словами сотня бойцов в которой 10 имеют металлические доспехи, а остальные стеганную одежду, сильнее другой сотни, в которой их имеют 20, зато остальные сражаются без корпусных доспехов вовсе.

часть картинок позаимствована здесь:

другие картинки заимствованы у Яндекс Картинок.

ну и если желание поблагодарить автора нестерпимо, шлите Алебардисту копеечку на вино и куртизанок.

Яндекс кошелек 4100110526699385

Источник

Каталог статей

Изучая вооружение немецких воинов 14 столетия – в частности, виды поддоспешной одежды, постепенно становится очевидно, что зачастую под многими комплектами эта одежда представляет из себя нечто достаточно просторное, кафтанообразное

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

и явно нетолстое, чей подол зачастую собирается во множество мелких складок.

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

Подобная одежда часто видна на барельефах рыцарей, изображенных без доспехов, также упоминание о ней находим в документах (счетах и описях).

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

Старые доспехи никаким образом не могли быть надеты на эту одежду (об этом пишут хронисты в 60-е годы и это было тщательно проверено нами самими экспериментально).

Весь силуэт доспеха категорически изменился, что четко прослеживается на изображениях тех лет. Можно отчетливо увидеть это на данных фотографиях, когда доспехи надеты в первом случае на J ope,

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

Плотность Wams была явно очень различной, можно сказать, зональной, так как на рукавах и подоле, как мы видим, не встречается в большинстве случаев никакого заметного утолщения, что видно при внимательном осмотре статуй и других изображений той поры. В некоторых случаях мы видим, что под наручами остается место для ряда пуговиц, столь модных во второй половине 14 века, но совершенно не самых логичных, как застежка рукавов поддоспешной одежды (поскольку жесткие металлические пуговицы под железной защитой рук, очевидно, могут причинять неудобство).

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

Итак, можно прийти к выводу: в обозначенный выше период поддоспешная одежда в немецких землях, по сути, являлась отражением носильной светской одежды, практически ничем от нее существенным не отличаясь. Плотность и толщина ее были весьма умеренными. Можно выделить три основных типа одежды, которую мы можем наблюдать в качестве поддоспешной: набивная – Jacke (Рис. 9),

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

ненабивная одежда J ope (Рис. 10), и набивная, однако весьма неравномерно Wams (Рис. 11).

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

Под доспехи для ног надевали кожаные или замшевые чулки. Sämischleder (зэмишледер) (оленья кожа или замша) для чулок – Hosen (хозен), Lederhosen, упоминаются в тексте Орденской книги Великого Ризничего.

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

показывают ультрамелкую рифлёность рукавов поддоспешной одежды, которая больше похожа на рельеф вязки свитера.

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

Российскими археологами некоторое количество лет назад в ходе раскопок в Пскове были найдены фрагменты плотной вязаной одежды с сохранившимися на них кольцами от кольчуги.

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

В настоящее время это единственный дошедший до нас фрагмент древнерусской одежды, который мы можем более или менее уверенно связать с предметами воинского снаряжения. Находка может быть интерпретирована как фрагмент подкольчужной рубахи или, с меньшей долей вероятности, подкладки кольчуги.

Все находки могут быть датированы концом XIV — первой половиной XV вв».

2. Germany Altenberg Cathedral Adolf VIII von Berg 1348

6. Germany Altenberg Cathedral Gebhard I von Julich

8. Germany Altenberg Cathedral Gebhard I von Julich 1360 and wife Countess Margarete von Berg 1389 Fragment. Foto «Лаборатория Хранители».

9. Germany Freiburg im Breisgau Cathedral Sleeping Guards 1350

11. Baden-Württemberg Bürgermeister Johann Ehinger um 1390

13. ‘Jean de Walcourt, lord of Aa, marshal of Hainaut (+ca. 1360 (before 1362))’, Sint-Pieter-en-Sint-Guidokerk, Anderlecht, Brussels-Capital Region, Belgium

1. Böhlau Neschwara, Christian; Jaritz, Gerhard, Die Wiener Stadtbücher 1395-1430 Seite 108

3. Joachim, Erich [Editor] Das Marienburger Tresslerbuch der Jahre 1399 – 1409 Königsberg i. Pr., 1896,

4. Quellenprobleme bei der Erforschung hochmittelalterlicher Bewaffnun Питер Динзельбахер Mediaevistik Tom 2 (1989)

5. Ortwin Gamber, Die Bewaffnung der Stauferzeit Stuttgart 1977

Источник

Стеганка: серьезный доспех или нищебродство?

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

Сохранившиеся средневековые доспехи в большей своей части сделаны из железа или медных сплавов. Скульптуры и картины того периода также показывают нам железные доспехи — кольчуги, бригандины, кирасы.

Наиболее простой и распространенной защитой была «стеганка» — стеганая тканая одежда. Мастера простегивали от двух и более слоев ткани и заполняли пространство между ними набивочным материалом. Либо просто простегивали между собой несколько слоев ткани.

«Стеганка» неплохо выдерживала удары и сама по себе, а уж в комбинации с кольчужным или пластинчатым доспехом гарантировала неплохую защиту воина. Кроме того, она выступала как амортизирующая прокладка между железом доспеха и телом человека.

Судя по картинам

Исследователи не сомневаются, что под доспехи всегда надевали тканую защиту, однако по описаниям и картинам не удается установить из каких материалов она шилась, или какой фасон имела. В некоторых случаях видно, что кольчужная рубаха надета поверх рубахи, напоминающей тунику, а отнюдь не на толстую защитную одежду.

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

Ковер из Байо – один из примеров такого предположения, хотя, можно посчитать, что мастера не стремились отразить на нем все тонкости доспехов своего времени. Также есть версия, что стеганая подбитая рубаха пришивалась непосредственно к кольчуге.

От редакции. Эта версия несостоятельна. Мы держали в руках шлем со вшитым в него подшлемником из стеганой ткани. К подшлемнику была прикреплена кольчужная бармица — та самая, что защищает шею и горло воина. Так вот. От постоянного использования подшлемник не успевал просохнуть и оставался влажным от пота в течение нескольких дней. А сырость явно не пришлась по вкусу железному кольчужному полотну, которое потемнело, и не будь обработано современной «химией», давно бы стало рыжим от ржавчины.

Самые ранние описания стеганки в Европе датируются серединой XII века. Начиная с этого времени, она упоминается и в сочетании с доспехами, и без них. В этой статье мы будем говорить о специальной одежде, применявшейся начиная с XIII века.

Некоторые варианты тканой защиты изготавливались из нескольких (как минимум – двух) слоев полотна, которые простегивали вертикально. Получившиеся полости-карманы набивали шерстью, очёсом, тряпьем, волосом, хлопком и др. Предпочтения в материалах набивки обуславливались «дышащими» свойствами волокон: одежда не должна была привести к перегреванию тела

В литературе того периода ткань для поддоспешной одежды называют fustian (фланель, бумазея). Сейчас сложно точно установить, что это был за материал, но, скорее всего, полотно ткалось из льняных и хлопковых нитей. Такой материал широко применялся в XIII и XIV веках, хотя точные временные границы его популярности не ясны.

Альтернативный тип защитной одежды изготавливали путем прошивания множества (порой, более 20) слоев полотна.

Вопрос терминологии

Фасон, форма, размер тканой защиты, так же как и использовавшиеся при ее изготовлении материалы, имели бесконечное количество вариаций – как и число терминов, определяющих их. Но сегодня трудно определить, что конкретно стояло за этими названиями.

В текстах того времени иногда дается пояснение некоторых терминов, а названия других видов защиты никак не поясняются. К примеру, в книге закупок сэра Джона Ховарда значатся «валлийские жакеты», «шотландские жакеты» и «защитные дублеты» (doublets of fense). Конструкция этих дублетов описана несколькими фразами.

Два термина получили с XII по XV век наиболее широкое распространение: «гамбезон» (gambeson) и «акетон» (aketon).

Многие современные реконструкторы и даже некоторые историки, включая Клода Блэра (Claude Blair) и Дэвида Эджа (David Edge), применяют эти термины для определения разных способов использования одного и того же типа одежды. По их мнению, акетон надевали под кольчужный или пластинчатый доспех, а гамбезон – поверх доспехов. При этом и тот, и другой носили как самостоятельную защитную одежду.

Множество скульптурных и графических изображений воинов, надевших одну стеганую защиту под кольчужную рубаху, а вторую – поверх кольчуги, предполагают, что два этих термина необходимо разграничить, однако такое разграничение несколько спекулятивно. В этой статье оно используется для того, чтобы не противоречить интерпретации, данной Клодом Блэром и Дэвидом Эджем.

Термин «пурпуэн» (pourpoint) используется Блэром для обозначения любой стеганой защиты, в то время как Брайан Прайс (Brian Price) используют для этого термин «дублет» (doublet).

Акетон – тот, что снизу

Как уже говорилось, Блэр и Эдж считают, что акетоном называли защиту, надеваемую под металлические доспехи. Судя по изображениям того времени, акетон подгоняли по фигуре, чтобы слои доспехов также облегали тело. Изготавливался он из полотна, был лишен украшений.

Однако такое описание можно считать излишне упрощенным, так как известны описания богато украшенных акетонов, а также акетонов, надетых поверх кольчуги. Не сохранилось ни одного образца такой одежды – только весьма детальные изображения.

С XII по XVI век рядовые солдаты использовали акетон как самостоятельную защиту. Рукава узкие, манжет прямой или заостренный, как и полы куртки. Ворот акетона был жестким.

Фасон куртки изменялся по мере эволюции доспехов.

По бокам и сзади куртка имела разрезы – для облегчения верховой езды. До XIV века, судя по изображениям, стеганые защитные куртки надевали через голову. И только в XIV веке их начали стягивать спереди шнурком, реже – застегивать на пуговицы.

«Поверх надел он гамбезон…»

Термин «гамбезон», по мнению Клода Блэра, применим к относительно толстой стеганке, носимой поверх металлических доспехов или поверх другой стеганой защитной одежды. Блэр датирует применение гамбезона XII – XV веками.

Фасон гамбезона мало отличался от акетона, за исключением отделки верхнего слоя: для украшения могли использовать дорогие ткани, такие как шелк; в качестве украшения мог быть изображен личный герб носителя.

Блэр указывает, что гамбезоном в некоторых случаях могли назвать и поддоспешную куртку. Гамбезон мог не иметь рукавов, на некоторых иллюстрациях он изображен надетым поверх другой набивной стеганой защитной одежды (в таком случае называемой акетоном). Полы гамбезона могли быть прямыми или заостренными.

Сохранились два образца этой защиты, датированные концом XIV века, обычно их называют гербовыми накидками (jupon), но так как они изготовлены методом простёгивания, то технически эти образцы можно отнести и к гамбезонам.

Один из них, хранящийся в Кентерберийском соборе, принадлежал «Чёрному принцу» – принцу Уэльскому Эдуарду, сыну короля Эдуарда III. Второй хранится в кафедральном соборе в Шартре и приписывается Карлу VI Французскому. Оба образца по конструкции мало отличаются от акетона/гамбезона: слои полотна простеганы вертикально, полости набиты шерстью.

Гамбезон Эдуарда изготовлен из пяти слоев ткани: двух льняных, между которыми находится шерстяная набивка; атласной подкладки; сине-красного бархата, который образует герб на внешней стороне. Куртка стягивается на груди шнурком.

Гамбезон Карла VI сделан из семи слоев ткани, но все они образуют защиту с набивкой из шерсти. Борта застегиваются на груди 25-ю деревянными пуговицами, обернутыми в ткань.

Сходная одежда видна на барельефах, изображающих рыцарей Петера Креглингера (Peter Kreglinger) и Вальтера фон Хоенклингена (Walter von Hohenklingen): у первого гамбезон надет поверх доспехов, у второго – акетон – под доспехами.

Эволюция защиты

Основной функцией стеганки было поглощение энергии удара и, следовательно, снижение травматизма. Решение этих задач определяло толщину такой «спецодежды».

С развитием полного пластинчатого доспеха (после 1410 года) необходимость в толстом защитном стеганом костюме значительно уменьшилась. Под доспехи стали надевать тонкие куртки: боевые дублеты, боевые куртки или пурпуэны (камзолы). Они были короче акетонов и гамбезонов, имели полноразмерные рукава.

Дублеты имели систему крепления элементов доспеха, также они усиливались кольчужными элементами для перекрытия открытых мест на пластинчатом доспехе – подмышек и паха. Борта дублетов стягивались спереди шнурком.

Прекрасно сохранившийся образец такого боевого дублета выставлен в музее «Метрополитан» в Нью-Йорке. Применение защитной одежды описано в книге «Как должен быть вооружен воин для пешего боя» (How a Man Shall be Armed when Fighting on Foot).

В книге расходов сэра Джона Ховарда описывается «защитный дублет». Каждая четверть передней части дублета была изготовлена из 18 слоев бумазеи (fusian), 4 слоев полотна и 1 слоя черной бумазеи для верха. Итого, 23 слоя.

Каждая четверть задней части изготавливалась из 16 слоев бумазеи, 4 слоев полотна, одного слоя черной покрывной бумазеи (21 слой). На рукава шло 6 слоев бумазеи, 2 слоя полотна, один слой черной бумазеи. За такой дублет сэр Джон заплатил 20 пенсов.

что носят под доспехами. Смотреть фото что носят под доспехами. Смотреть картинку что носят под доспехами. Картинка про что носят под доспехами. Фото что носят под доспехами

Стоит отметить, что отдельно носимая защитная куртка, которая обычно была значительно толще дублета, называлась «жакет» или «джек» (jack). Такая одежда была популярна в XV – XVI веках, она выполняла те же функции, что и акетоны. Но так как, в отличие от акетонов, жакеты были стеганые, а не набивные, современные энтузиасты различают их разными терминами.

Эксперименты показали

Очевидно, что специальная одежда делала ношение доспехов комфортнее, но насколько эффективна она была как защита? Ну не зря же солдаты носили такую защиту даже без кольчуги или лат!

В наше время энтузиасты-любители провели тесты сшитых ими акетонов: стеганка значительно снижала глубину проникновения клинка при рубящем ударе мечом. Одну из самых полных и сложных экспертиз защитных качеств такой одежды провел доктор Алан Вильямс (Dr. Alan Williams).

Он пришел к выводу, что 16 простеганых слоев полотна защищают не хуже, чем вареная кожа толщиной 5 мм. Для проникновения сквозь эти материалы требуется энергия в

Другими словами, 16 слоев полотна не способны полностью защитить от удара мечом, но значительно снизят урон. Вильямс также сообщает, что для проникновения колющего удара копьем или стрелой сквозь комбинацию защитной одежды и доспехов требуется больше энергии, чем при проникновении сквозь металлическую пластину без подкладки.

Кроме того, использовавшиеся в качестве набивки хлопок и шерсть неплохо заменяли многочисленные слои полотна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *