автомобили на номерах армянских
Покупка авто из Армении: нюансы, риски и реальные цены
Содержание:
Автомобили с армянскими номерами начали массово появляться на российских дорогах несколько лет назад. Поначалу казалось, что за рулем таких автомобилей преимущественно ездят граждане самой Армении, которые временно въехали на территорию России на своих машинах. Однако это не совсем так.
Дело в том, что после вступления Армении в ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз) в 2014-м году и снятия некоторых ограничений в 2018-м, автомобили на армянском учете получили право находится на территории Российской Федерации бессрочно, поскольку само понятие «временного ввоза» для них было упразднено.
Поэтому за достаточно короткий период количество машин на армянских номерах на территории нашей страны резко увеличилось. Ведь после отмены временного ввоза за рулем таких машин уже можно было ездить и гражданам других стран-участниц ЕАЭС, включая россиян.
Так чем же привлекательная покупка автомобиля на армянском учете? Как осуществляется ввоз таких машин? Есть ли ограничения и запреты на такие машин и какие нюансы эксплуатации? А также нужно ли их растаможить и сколько это может стоить? Отвечаем на самые важные и сложные вопросы об автомобилях на армянских номерах.
Чем привлекательна покупка авто из Армении?
Интерес к автомобилям из Армении обусловлен несколькими причинами:
1. Цена
Первый и главный фактор — это цена. Стоимость автомобилей с пробегом в этой маленькой южной республике значительно ниже, чем в России. При этом основная причина низких цен — это специфика армянских таможенных пошлин. С 2014 года по 1 января 2020-го они были несравнимо ниже, чем в РФ.
После того как в январе прошлого года в Армении окончательно начали действовать правила и законы Таможенного союза, порядок растаможки стал точно таким же, как в России. Однако в период с 2014 по 2020-й год, несмотря на вхождение Армении в Евразийский экономический союз, у этой страны сохранялись отличия в правилах и законах таможенного режима. И в эту пятилетку в Армению привезли огромное количество машин как из-за океана, так и из арабских и азиатских стран.
2. Редкие модели
Второй причиной стало то, что из-за не очень высоких пошлин армянский вторичный рынок быстро заполнили недорогие, но редкие и интересные машины из США вроде Ford Mustang, Chevrolet Camaro, Dodge Challenger и прочие. И любители автомобильной экзотики также ринулись в Армению за необычными вариантами.
3. Транспортный налог
Третья причина — иная система начисления транспортного налога в Армении. Он там точно так же привязан к мощности автомобиля, но сами ставки значительно ниже. Например, на автомобили мощностью до 120 л.с. годовой налог не превысит 1600 рублей. А на мощные машины с моторами отдачей свыше 300 л.с. он будет составлять порядка 20 000 рублей в год. В то время как в России минимальная ставка за машины мощностью свыше трехсот сил составляет порядка 45 000 рублей и может быть выше в зависимости от региона прописки владельца.
4. Отсутствие штрафов
Четвертая заключительная причина — это отсутствие штрафов с дорожных радаров и камер фотофиксации. Армянские номера не фиксировались нашими камерами, так что штраф за рулем таких машин можно было получить лишь за остановку транспортного средства инспектором ДПС и составление протокола.
Впрочем, последний пункт стал причиной введения запретов и ограничений для автомобилей на армянских номерах, о котором стоит рассказать более подробно.
Ввоз авто из Армении: порядок процедуры и нюансы
Любой совершеннолетний гражданин России может прибыть в Армению и купить там на вторичном рынке автомобиль. Затем он может поставить его на учет на себя, получив армянские номера, и отправиться на этой машине домой.
Такой порядок действий стал возможен с того момента, как Армения вступила в Евразийский экономический союз. С 2014-го по 2020 год в Армении действовали особые правила растаможки иностранных автомобилейИ и ввезти авто можно было двумя способами: как по переходным армянским тарифам, так и по тарифам ЕАЭС. В тот период при ввозе автомобилей по армянским тарифам надо было заплатить примерно 10% от стоимости автомобиля, в то время как по тарифам ЕАЭС эта цифра составляла уже 48-50%. Поэтому возникло несколько вариантов ввоза автомобилей с армянскими номерами в Россию:
Первый и второй вариант законны. Владельцы таких автомобилей могут в любой момент оплатить утилизационный сбор и получить ПТС российского образца, а также государственный регистрационный знак в ГИБДД.
А вот автомобили, ввезенные в период с 2014 по 2020 год, в России оказались вне закона. В начале 2020 года Федеральная Таможенная Служба признала такие автомобили иностранным товаром, и обязала владельцев уплатить разницу в таможенной пошлине и налогах. В противном случае владельцев ждут штрафы за нарушение таможенного законодательства и даже конфискация автомобиля.
Вместе с тем именно на этот период пришелся пик ввоза автомобилей с армянским учетом. Таких машин в России насчитывалось свыше 300 тысяч единиц.
Свое решение Таможенная Служба РФ объяснила путаницей в трактовке законодательства Таможенного Союза. В Договоре о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.05.2014 сказано, что республика обязана обеспечить использование автомобилей, растаможенных по более низким тарифам, только в пределах своей территории. Получается, машины, которые были растаможены не по тарифам ЕАЭС, вообще не должны были покидать территорию Армении.
Впрочем, по этому же договору российская таможенная служба должна была контролировать въезд таких машин на территорию РФ и сразу взимать дополнительные платежи. Однако на практике этого не происходило.
Что теперь будет с авто из Армении?
В июле 2020 года органы ГИБДД, которые начали штрафовать автомобили на армянских номерах, разъяснила порядок действий для владельцев таких машин. Россияне, которые зарегистрировали авто в странах ЕАЭС (туда, кстати, входит не только Армения, но и Беларусь, Казахстан и Киргизия) не считаются участниками международного движения, если постоянно проживают в России. Значит, они обязаны зарегистрировать транспортное средство в ГИБДД. Им на это дается 10 дней. В ведомстве также объяснили, что этот срок начинает отсчитываться с момента въезда автомобиля на территорию России.
За нарушение этих правил водителю грозит штраф в размере от 500 до 800 рублей. При повторном нарушении автомобилисту придется заплатить 5 тысяч рублей. Кроме этого, водителя могут лишить прав на срок от 1 до 3 месяцев.
При этом важно подчеркнуть, что эти требования не распространяются на автомобили, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее одного года.
Как растаможить авто из Армении?
Самый большой вопрос теперь стоит перед владельцами автомобилей с армянскими номерами, чьи машины были ввезены на территорию Таможенного союза в период с 10 октября 2014-го по январь 2020 года. Единственный выход в этой ситуации — растаможка автомобиля. В противном случае вам придется либо не эксплуатировать транспортное средство, либо раз в год пересекать на нем границу.
Порядок растаможки таких автомобилей точно такой же, как при ввозе машин из стран Европы, США или Японии. Цена таможенного оформления авто из Армении в Россию индивидуальна для каждого автомобиля. Полная стоимость складывается из таможенной пошлины, утилизационного сбора, сбора за оформление на таможне и акциза.
Физлица должны заплатить 2,5 до 5,7 евро за 1 куб. см двигателя — для транспортных средств, чей возраст превышает 3 года, и 2,5 евро за 1 куб. см — на транспортное средство меньшего возраста. Юридические лица выплачивают 1,4-3,2 евро за 1 куб. см. Размер пошлины не зависит от страны-производителя автомобиля.
Кроме того, необходимо будет заплатить утилизационный сбор. Его рассчитывают, умножая базовую ставку (для легковых авто, предназначенных для собственного использования, базовая ставка равна 20 000 рублей; для коммерческих и грузовых — 150 000 рублей) на специальный коэффициент, который составляет 0,17 для автомобилей младше 3 лет и 0,26 для машин старше этого возраста.
Также оплачивается сбор за таможенное оформление, который зависит от цены машины в договоре купли продажи. Если цена автомобиля в сделке указана в валюте, то стоимость автомобиля в рублях перерасчитывается на конкретный день по курсу Центробанка.
Размер сбора за таможенное оформление в таком случае составляет:
Еще при растаможке авто и его переоформлении оплачивается акциз. Акциз не собирается лишь с автомобилей, чья мощность не превышает 90 л.с. Во всех остальных случаях его размер зависит от мощности двигателя и в отличие от утилизационного сбора взимается даже с электромобилей.
Авто с армянскими номерами вне закона. ГИБДД разъяснила правила регистрации
Можно ли ездить в России на иностранных номерах
Закон позволяет ездить в России на иностранных номерах, но не дольше определенного срока и не всем. Такие номера легальны, если транспортное средство находится в «международном движении» — принадлежит иностранцу, который не имеет постоянного места жительства в России.
Граждане России и лица с двойным гражданством, которые постоянно проживают на территории РФ, обязательно должны получить российские номера.
Как долго можно ездить с иностранными номерами
Что грозит водителю, если он ездит с иностранными номерами
Обычно ГИБДД выписывает протоколы по статье 12.1 ч.1 или 12.3 ч.1 КоАП РФ. Водитель получает относительно небольшой штраф — 500-800 рублей. Но за повторное нарушение штрафуют уже на 5 000 рублей и могут лишить прав на срок до трех месяцев.
В некоторых регионах России (Архангельская область, Урал, Ханты-Мансийский автономный округ) зафиксированы более строгие санкции. Таможня признает автомобили импортным товаром, за который не уплачена пошлина по единому тарифу Таможенного союза. В основном это касается армянских авто, ввезенных с 2014 по 2020 год по льготным таможенным тарифам. Такие машины конфискуют и выставляют на торги после суда.
Проверка штрафов для юр. лиц
Как ГИБДД узнает, что водитель ездит на иностранных номерах дольше года
Дату ввоза автомобиля инспектор ГИБДД или суд устанавливает по моменту пересечения границы. Если прошло больше года, водитель попадает под санкции.
Почему машины с армянскими номерами так популярны в России
В 2014 году Армения подписала документы о вступлении в ЕАЭС — Евразийский экономический союз. В 2020 году вступление состоялось фактически.
С 2014 по 2020 год в Армении действовали особые правила растаможки иностранных автомобилей. Ввезти авто можно было двумя способами — по армянским тарифам и по тарифам ЕАЭС.
При ввозе авто в Россию по армянским тарифам надо было заплатить примерно 10% стоимости авто, а по тарифам ЕАЭС — 48-50%. Чаще всего через Армению ввозили дорогие японские, европейские и американские машины: на них в России самые высокие пошлины. Экономия исчислялась сотнями тысяч рублей.
В Армении ниже транспортный налог, особенно для старых машин. Кроме того, штрафы от камеры фотофиксации нарушений не доходят до владельцев авто с армянскими номерами. Базы хозяев таких авто у ГИБДД нет, а значит и постановление им отправить невозможно. Продавцы авто на форумах часто делали акцент именно на этом, обещая покупателям полное отсутствие штрафов за превышение скорости.
Гражданину России было несложно поставить авто с армянскими номерами на учет. Он мог съездить, например, в Ереван, зарегистрировать машину и вернуться уже на ней. Еще работала другая схема: машину регистрировал на себя гражданин Армении, а реальный пользователь ездил по доверенности.
В 2020 году таможенные пошлины в Армении перестали быть льготными, с 1 января там действуют такие же тарифы, как в других странах ЕАЭС и РФ. Количество желающих ввезти авто через Армению уменьшилось, но в России все еще остается примерно 300 тысяч машин с армянскими номерами.
Почему в 2020 году авто с армянскими номерами стали вне закона
Формально, все правила, по которым владельцев авто с армянскими номерами сейчас наказывают, уже давно существовали в законе. Однако, на практике они раньше не применялись.
Было несколько вариантов ввоза авто с армянскими номерами в Россию:
Первый, второй и третий вариант законны. Владельцы таких автомобилей могут в любой момент оплатить утильсбор, получить ПТС российского образца, а в ГИБДД — госномер.
Вне закона оказался только четвертый вариант — самый распространенный. С 2014 по 2020 год в России был пик ввоза автомобилей из Армении, потому что армянские таможенные тарифы обходились дешевле всего.
До 2019 года российская таможня не считала ввоз таких автомобилей противозаконным. В ответах на обращения граждан ФТС России разъясняла, что ввозить авто из Армении можно без совершения дополнительных таможенных операций.
Однако, в 2020 году ФТС изменила свое мнение, хотя в законодательстве формально ничего не изменилось. В официальном письме таможня сообщает, что авто с армянскими номерами считаются иностранным товаром, и владелец обязан уплатить разницу в таможенной пошлине и налогах.
Произошла путаница в трактовке законодательства. В Договоре о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.05.2014 сказано, что Армения обязана обеспечить использование авто, растаможенных по более низким тарифам, только в пределах своей территории. Получается, машины, которые были растаможены не по тарифам ЕАЭС, вообще не должны были покидать пределы Армении.
По этому же договору российская таможня должна была контролировать въезд таких авто на свою территорию и сразу взимать дополнительные платежи. Однако, на практике этого не происходило, и автомобили с армянскими номерами шесть лет ездили в России без уплаты таможенных платежей.
Никакого информирования о том, что армянские номера теперь незаконны, не было. Владельцам авто не дали возможности добровольно доплатить пошлину или вывезти машины обратно в Армению. Их просто стали неожиданно штрафовать, а машины — конфисковывать.
В июле 2020 года после многочисленных жалоб владельцев авто ГИБДД разъяснила, что россияне, которые зарегистрировали авто в странах ЕАЭС, не считаются участниками международного движения, если постоянно проживают в РФ. Значит, они обязаны зарегистрировать авто в ГИБДД через 10 дней после ввоза в Россию.
Что делать владельцам авто с иностранными номерами в 2020 году
К сожалению, однозначно хороших вариантов решения проблемы сейчас нет. Владелец может:
Можно перегнать автомобиль обратно в Армению и продать его там, но это дорого и опасно. Водитель рискует по пути попасть под спецоперацию таможни, получить штраф и потерять автомобиль. К тому же, неизвестно, получится ли вообще продать в Армении машину: после облав количество желающих избавиться от армянских номеров резко возросло, конкуренция на рынке увеличилась.
Растаможить авто по российским правилам.
При растаможке можно доплатить разницу, получить новый ПТС и номера. Но сумма растаможивания будет высока. Например, за популярную в Армении Toyota Alphard 2013 года придется доплатить более 800 тысяч рублей — за эти деньги можно купить точно такую же машину на Авито или Авто.ру.
Подождать, пока изменится законодательство.
Портал drom.ru предлагает временно не ездить на авто с армянскими номерами и подождать до 2023 года. Тогда такие машины можно будет зарегистрировать как товар ЕАЭС, и они перестанут считаться импортными. Но этот вариант тоже не лишен риска, потому что неизвестно, что изменится в законодательстве за два года.
Доказать, что постоянно проживает в иностранном государстве.
В этом случае налоги и пошлины оплачивать не нужно, а авто можно ввезти в Россию на срок до года. Если у гражданина России есть второе гражданство и прописка в иностранном государстве, ему этот вариант подходит. ФТС разъяснила, что сейчас это законно.
Так как штрафовать владельцев армянских авто начали недавно, пока неясно, как будут реагировать на такие дела суды. Возможно, штрафы и конфискацию удастся оспорить, а в ходе разбирательств появятся четкие разъяснения вышестоящих инстанций.
Проверка штрафов для юр. лиц
Контролируйте штрафы, получайте ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивайте их?
13 июля заинтересованные лица создали петицию с просьбой разрешить регистрировать армянские авто в России. Сейчас под ней более 6 000 подписей. К сожалению, петиции на площадке change.org не имеют юридической силы. Можно создать петицию на портале «Российская общественная инициатива», такие просьбы государство обязано рассмотреть. Чтобы инициатива была принята, петиция должна собрать не менее 100 тысяч голосов «за».
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
Разбираемся с плюсами и минусами покупки автомобиля из Армении
Последние пару лет все чаще на наших дорогах встречаются автомобили с армянскими номерами, особенно в южных регионах, и это наталкивает на мысль о масштабной миграции к нам жителей сей республики.
На самом же деле, напротив: это наши соотечественники стали чаще наведываться к подножию Арарата — не только ради тамошних восхитительных пейзажей, коньяка или гастрономических радостей, но и с целью приобретения подержанных иномарок.
Та же тенденция и с экономией на расходах при дальнейшем содержании. Полис ОСАГО обойдется в те же деньги, что и автомобиль с российским учетом. А вот если ежегодный налог, скажем, на тот же Chevrolet Camaro SS в Москве составит около 64 тысяч рублей, то в Ереване — вдвое меньше. И если у нас налог не зависит от возраста автомобиля, то в Армении чем старше машина, тем он меньше (после пяти и до десяти лет снижается на 10% ежегодно).
А во-вторых, Армения — единственный член ЕАЭС (куда также входят Белоруссия, Казахстан и Киргизия), законодательство которого совершенно официально дает возможность гражданину России стать полноправным владельцем автомобиля и поставить его на учет на себя. С армянскими номерами. Поначалу без растаможки можно было ввезти в Россию и без каких-либо ограничений передвигаться только на машинах, изначально попавших в Армению до октября 2014 года (именно тогда был подписан договор о присоединении страны к ЕАЭС). Иначе при пересечении российской границы надо было оформлять временный въезд — как, например, сейчас для машин из Абхазии. Однако осенью 2017 года и это ограничение сняли. Тогда, после вступления в силу изменений в постановление «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», автомобили, зарегистрированные в странах — членах ЕАЭС, получили право находиться на территории России без регистрации сколько угодно. И стало возможным покупать автомобиль, ввезенный в Армению и растаможенный хоть год, хоть двадцать лет назад.
«Продам без торга». Чем обернулась для воронежцев покупка «армянских» авто
«Продам без торга». Чем обернулась для воронежцев покупка «армянских» авто
Летом 2020 года в Сети появились многочисленные сообщения об «охоте» ГИБДД на владельцев машин с армянскими номерами. Водителей стали чаще останавливать, штрафовать – у них даже изымали авто и перемещали на штрафстоянку.
Отчаявшиеся автовладельцы подготовили петицию президенту Владимиру Путину с просьбой «позволить россиянам поставить на учет в РФ автомобили, купленные в республике Армения». Ее подписали около 8,9 тыс. человек. Воронежские водители записали отдельное видеообращение к президенту. Корреспондент РИА «Воронеж» попыталась разобраться в непростой ситуации и в том, что делать владельцам «армянских» машин.
Почему россияне охотно покупали автомобили с армянскими номерами?
В 2014 году Республика Армения вступила в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который, помимо нее, объединяет Россию, Беларусь, Казахстан и Киргизию. В 2017 году на территории союза начал действовать режим беспошлинной торговли. В то же время на территории Армении с 2017-го по 2020 год действовали свои, льготные таможенные пошлины. Многие россияне устремились в Армению, чтобы купить новые иномарки по более низким ценам, оплатить пошлины по армянским ставкам, а при пересечении границы не декларировать машину и не оформлять временный ввоз.
В России владельцам машин из Армении не нужно было оплачивать транспортный налог. Некоторых подкупало и то, что армянские госномера (как и другие иностранные) «не видят» дорожные камеры. Поэтому, даже если водители нарушали ПДД, «письма счастья» им не приходили.
Но с 1 января 2020 года таможенные пошлины в Армении сравнялись с пошлинами в остальных странах ЕАЭС, поэтому пригонять иномарки из другого государства россиянам стало невыгодно.
Сейчас в России около 300 тыс. авто, завезенных из Армении. Основатель общественного движения «Дорожный контроль» Вадим Серов отметил, что машин с армянскими номерами и в Воронеже «много – на улицах просто бум».
В чем проблема?
Еще недавно Федеральная таможенная служба сообщала россиянам, собиравшимся купить авто в Армении, что такие машины при временном ввозе ни декларированию, ни таможенному контролю не подлежат. А с 2020 года уже ввезенные машины с армянскими номерами стали считаться иностранными товарами. Информацию об этом в сентябре на своем сайте опубликовала Госавтоинспекция. Теперь ввозить иномарки и пользоваться ими можно только после оплаты таможенной пошлины.
Поставить иномарку на российский учет необходимо в течение 10 дней с момента ввоза в РФ. Для перерегистрации, а также получения российского паспорта транспортного средства понадобится доплатить разницу в таможенных платежах. Ее размер может в два-три и даже четыре раза превышать стоимость машины.
Тем, кто проигнорировал новые требования закона и продолжает ездить без регистрации, грозят штрафы по статьям КоАП. Так, по ст. 12.1 (управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке) придется заплатить 500–800 рублей, а при повторном нарушении водителя ждет штраф 5 тыс. рублей или лишение прав. Могут оштрафовать и по статье 12.3 (управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД). Санкция – 500 рублей штрафа либо конфискация машины на штрафстоянку.
С лета владельцы армянских авто начали жаловаться на регулярные штрафы и даже изъятие автомобилей. Порой сотрудники ГИБДД останавливали на трассе машины с многодетными семьями – транспорт отвозили на штрафстоянку, а семья с детьми оставалась на дороге.
Как отреагировали водители?
Воронежские владельцы машин с армянскими номерами стали массово продавать свои иномарки за бесценок, часто – через сайты бесплатных объявлений. Некоторые объявления сопровождают комментарии вроде «Очень срочно, торга не будет».
– В ГИБДД говорят, что автомобиль надо ставить на учет. Но я пока езжу по доверенности, машина зарегистрирована в Армении. Я не стал ее регистрировать на себя. Можно ли ездить на этой машине после покупки? Кто-то говорит, что да, кто-то – что нет, – разоткровенничался в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» один из водителей, выставивших на продажу иномарку.
Те, кто потерял надежду продать свою машину целиком, продают по запчастям через многочисленные фирмы скупки автомобилей. В одной из них рассказали, что количество продаваемых в последнее время автомобилей с армянскими номерами выросло в шесть раз:
– Люди избавляются от этого барахла, чего и следовало ожидать, но просят за них почти рыночную цену. Мы покупаем такие машины только на разбор.
Адвокат Владимир Сорокин считает, что у владельцев авто с армянскими номерами несколько вариантов: продать машину другому человеку, продать на запчасти; наконец, перегнать в Армению и продать там, «но самый законный путь – растаможить авто и получить российский ПТС».
– Еще один вариант – спрятать автомобиль до 2023 года. В 2023-м такие автомобили после уплаты утилизационного сбора получат законный статус на территории России как товары ЕАЭС. Они перестанут считаться импортными, их можно будет легализовать, – отметил адвокат.
Воронежец Армен (имя изменено) – инвалид первой группы, у него нет ноги. Помимо этого, мужчина через день вынужден ездить в больницу и посещать процедуру гемодиализа, которая помогает очищать кровь, – его почки не работают. Он долго выбирал автомобиль, но ничего подходящего на российском авторынке найти не мог. Сейчас его выручает японский минивэн, который ему привезли из Армении. На российском рынке аналогов ему нет. К иностранным номерам Армену не привыкать – он 18 лет ездил на автомобиле с туркменскими.
– Для меня главное – комфорт. Я в этом минивэне сам сижу за рулем, могу с помощью подъемника самостоятельно спускаться на инвалидной коляске. В автомобиле есть даже биотуалет. Моя машина помогает мне чувствовать себя независимым от других, – признался Армен.
Мужчина уверен, что правительство должно пойти навстречу владельцам иномарок с армянскими номерами:
– Если нам скажут, что наши автомобили незаконны, то пусть дадут возможность бесплатно поставить их на российский учет. Мы готовы платить налоги. Но оплачивать растаможку я не собираюсь. Для этого мне нужно заплатить вчетверо больше, чем стоила машина, – почти 1 млн рублей. Проще облить ее бензином и поджечь.
В семье Юрия (имя изменено) двое детей. Год назад он купил в Армении большой восьмиместный минивэн. Перед покупкой иномарки взял кредит. Юрий также утверждает, что в России нет адекватных аналогов этому автомобилю:
– Либо автомобили далеко за миллион рублей, либо «Газель». Когда мы нашли минивэн в Армении, он был в два раза дешевле.
Перед покупкой авто мужчина тщательно изучил в Сети ответы ГИБДД и Федеральной таможенной службы.
– Речь шла о том, что, для того чтобы перемещаться по России на автомобилях из Армении, вставать на российский учет не нужно…
После покупки машины Юрий пересек границу в Верхнем Ларсе. По его словам, на таможне никто не говорил о том, что иномарку нужно декларировать.
– Я ездил в Центр видеофиксации административных правонарушений узнать про штрафы. Но штрафов у меня нет, – рассказал автовладелец.
Юрий поставил свой автомобиль на «прикол». Передвигаться на нем по городу опасается:
– Мне не хочется, чтобы автомобиль конфисковали и поставили на штрафстоянку. Таких машин, как у меня, в Воронеже огромное количество. Мы ждем судебной практики – что будет дальше. Если суды будут вставать на сторону автолюбителей, значит, ГИБДД и ФТС сядут за стол переговоров и обсудят инциденты, которые на данный момент имеют место со всеми автомобилями на иностранном учете.
У отца троих детей Алексея ситуация похожая. Он целенаправленно выбирал вместительный автомобиль для своей большой семьи. В Армении приобрел недорогой минивэн, взяв под эту покупку потребительский кредит.
– Я хотел для своих детей безопасный, комфортабельный и надежный автомобиль. И такой, чтобы зимой в нем можно было перевозить санки, снегокаты, летом – велосипеды, самокаты. Стоимость аналогичной машины на внутреннем рынке России запредельна для бюджета нашей семьи. Скажу честно, покупать новую «Газель» в автосалоне стоимостью более 1 млн рублей не планировал. Если бы на внутреннем рынке России были в продаже конкурентоспособные автомобили по доступной цене, думаю, многие бы не поехали в Армению, – рассудил Алексей.
На границе его никто не просил пройти процедуру по таможенному декларированию, оформлению временного ввоза и растаможиванию. Машину Алексей провозил по «зеленому коридору»:
– Его суть в том, что на таможне товар не декларируется. На конец июля, в то время, когда к владельцам автомобилей, стоящих на учете в Армении, уже были вопросы у ГИБДД РФ и ФТС РФ, через этот «коридор» проходили фуры с машинами из Армении. С 2017 по 2020 год через границу проезжали тысячи автомобилей, которые ввозили граждане России.
Алексей считает, что сотрудники ГИБДД в Воронежской области к владельцам иномарок на армянском учете пока настроены лояльно – в отличие, например, от ГИБДД Краснодарского края, Челябинской области.
Чтобы растаможить автомобиль, мужчине придется заплатить 1,4 млн рублей.
– Нас обвиняют в том, что мы контрабандисты. Если бы я знал, что по прошествии полутора лет буду вне закона, естественно, не поехал бы в Армению за машиной. Кроме того, я рискнул заемными средствами, – отметил Алексей.
Алексей стал инициатором видеообращения к президенту Владимиру Путину, которое записали воронежцы.
– Отсутствие необходимости декларирования и оформления временного ввоза в отношении автомобилей, стоящих на учете в Армении, неоднократно подтверждала ФТС. Ее сотрудники, ссылаясь на Таможенный кодекс ЕАЭС, поясняли, что транспортные средства, зарегистрированные в государствах – членах ЕАЭС, перемещаемые через таможенную границу гражданами для личного пользования, не подлежат декларированию и растаможиванию на территории РФ. Опираясь на эту информацию, сотни тысяч граждан приобрели автомобили в Армении, – сообщил в видеообращении Алексей.
Он добавил, что владельцы армянских номеров «стали заложниками двойных стандартов ФТС и ГИБДД» и резкая смена трактовки правовых норм «создает чувство правовой незащищенности граждан».
Автовладельцы уверены, что главный принцип Таможенного союза – свободное перемещение товаров в его границах, и если автомобиль уже растаможен в государстве – члене ЕАЭС, требование об уплате разницы таможенных пошлин в другом государстве союза противоречит принципам ЕАЭС.
Воронежцы попросили Владимира Путина прекратить задержания и аресты автомобилей, стоящих на армянском учете, «до принятия окончательных либо промежуточных решений» и предложили разработать комплекс мер и инструментов для налаживания оплаты штрафов и пеней за нарушения ПДД в бюджет.
Что говорят в ГИБДД?
В управлении Госавтоинспекции Воронежской области корреспонденту РИА «Воронеж» пояснили, что не получали «вышестоящих приказов» относительно «охоты» на водителей с армянскими номерами и нелегалами они не считаются. Поэтому водителям, которые не нарушали ПДД, бояться нечего – они могут и дальше ездить по региону на машинах с прежними номерами.
– Когда выйдет такой законодательный акт, по которому водители, не поставившие транспортное средство на российский учет, станут нарушителями (и будет определена мера наказания для них), тогда будут приниматься меры, – отметили в пресс-службе ГИБДД.
Но тем, кому иностранный номер позволял нарушать правила дорожного движения и уклоняться от штрафов, теперь придется несладко:
– С этими водителями мы работаем в общем режиме. Все нарушения, которые фиксируются за автомобилями с иностранными номерами, сохраняются в базе данных Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) по Воронежской области. Когда инспектор ДПС останавливает такой автомобиль, он не только проверяет документы и осматривает его, но и «пробивает» его по ЦАФАП. Там смотрят, числятся ли за ним нарушения, сколько их, по каким статьям. Если все документы в порядке, нет неоплаченных штрафов, то – счастливого пути. Если же нет, водителю в оперативном режиме под роспись вручаются все штрафы. Их бывают десятки, – отметил инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения регионального управления ГИБДД Игорь Ларшин.
Если автовладелец так и не оплатил штрафы, информация о долге поступает в Федеральную службу судебных приставов. Когда накапливается большая сумма долга, они принудительно взыскивают автомобиль. Но, по информации судебных приставов Воронежской области, таких случаев в регионе пока не было.
По словам Игоря Ларшина, нарушения у водителей авто с иностранными номерами такие же, как с российскими: пересечение двойной сплошной, выезд на стоп-линию, выезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение скоростного режима.
– Автомобилями с иностранными номерами не всегда управляют собственники. Информацию об иностранном гражданине мы не отслеживаем. В большинстве случаев те, кто приобретает такие автомобили и не ставит их на российский учет, управляют ими по доверенности, – добавил Игорь Ларшин.
Изъять машину на штрафстоянку сотрудники ГИБДД могут, если заметили технические неисправности либо внесение изменений в конструкцию, при которых эксплуатация автомобиля запрещена. Но это касается автомобилей с любыми номерами.
Что говорят в Воронежской таможне?
Автомобиль, выпущенный в Армении до ее присоединения к Договору о ЕАЭС (10 октября 2014 года), является товаром ЕАЭС и свободно перемещается между территориями членов этого союза без дополнительных таможенных операций.
Если же машина выпущена в Армении после этой даты и таможенные пошлины и налоги уплачены по ставкам, отличным от установленных в ЕАЭС, то она имеет статус иностранного товара:
Без уплаты пошлин и налогов автомобили, зарегистрированные в Армении, могут ввозить в РФ только «граждане, постоянно проживающие в Республике Армения». Но такой гражданин не имеет права передать свой автомобиль в управление другому водителю «даже по доверенности и даже находясь в этом автомобиле – это преступление», пояснили в пресс-службе таможни.
– В этот переходный момент, после 2014 года, люди стали путаться. Автомобиль имеет четкие параметры и ответственность за его использование. Если вы хотите, чтобы автомобиль стал российским, вы не можете им управлять просто так – вы должны превратить его из товара Таможенного союза в российский товар, – добавили в таможне.
Что говорят автоэксперты?
Алексей Шамарин, автоэксперт, руководитель автомобильного издания и канала:
– Насколько я знаю, автомобили на том же абхазском учете останавливают редко, а армянские – часто, потому что их ввезли очень много. Сейчас владельцы авто с армянскими номерами стали записывать обращения к президенту и хотят, чтобы их автомобили легализовали. Но я думаю, что надежды у этих автовладельцев никакой.
Геннадий Глазунов, вице-председатель Комитета по защите прав автомобилистов:
– Камеры видеофиксации не фиксировали машины не только с армянскими, но и с другими иностранными номерами. На моих глазах они много раз совершали такой беспредел на дороге, гоняли! А баз данных по ним нет. В Москве наводить порядок с лихачами на иностранных авто взялись давно, сейчас сотрудники ГИБДД принялись за них и в Воронеже – и это правильно.