что носят на голове афганцы
Что за странные шапочки носили на головах афганские моджахеды
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Традиционный головной убор жителей Афганистана называется паколь и в действительности является беретом с цилиндрическим основанием. Носят ее не только в Афгане. Шапка достаточно сильно распространена в качестве элемента традиционного костюма по всему региону Южной Азии. Вторым местом, где данный головной убор пользуется огромной популярностью, является Пакистан. По большей части паколь носят пуштуны, нуристанцы, таджики.
Изготавливается шапочка из шерсти методом ручной пряжи. Основная суть процесса изготовления сводится к созданию набора складок и швов. Таким образом каждая паколь получается многоуровневой и может растягиваться вниз, увеличиваясь в размерах. Если размотать шапку полностью, то можно получить круглое полотнище шерсти диаметром до 60 см. Разные паколи отличаются видом использованной шерсти, а также качеством подкладки. Чаще всего головной убор делается в светлых или темных оттенках серого, бежевого, коричневого, черного, охряного.
Судя по всему, паколь утвердилась в качестве головного убора как средство защиты головы от солнечных лучей в горных регионах. Изначально была шапкой пастухов. Интересно, что паколь очень похожа на греческий головной убор каузия, который также носили пастухи, жители горных регионов античной Эллады.
Исходя из этого, есть немалые шансы на то, что в Южную Азию этот головной убор принесли воины Александра Македонского. Впрочем, не стоит исключать и обратной закономерности, что македонцы могли позаимствовать приглянувшийся головной убор в Грецию из своих походов. Тем более, что нынешние Таджикистан, Узбекистан и Афганистан после смерти Александра Великого были эллинистическим государством Бактрия, столица которого – Бактра, располагалась на территории современного северного Афгана. Местное коренное население там основательно перемешалось пришлыми греками и македонцами, а учитывая, что торговые и культурные связи с Грецией сохранялись, шапочка вполне могла перекочевать из Азии в Средиземноморье.
Символом моджахедов паколь стала только в 1980-е годы во время Советско-Афганской войны. Западные журналисты несколько раз устраивали фотосессии для бойцов освободительного движения, благодаря чему шапка попала в медийное пространство. Весьма иронично и показательно то, как быстро после выхода советского контингента для «мирового сообщества» афганские партизаны превратились из «борцов за независимость» в «террористов».
В продолжение темы читайте о том, почему в Советском Союзе солдаты носили с собой шинель даже летом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что носят на голове афганцы
У этого головного убора несколько названий – паколь, паккуль, читрали топи. По словам известного американского историка и исследователя афганской культуры Луи Дюпре, последнее наименование в переводе с пушту означает «читральская шапка» – паколь в 80-е изготавливался в пакистанском округе Читрал. В Пакистане его носили исключительно пуштуны, поэтому еще одно название плоской шапки – «пуштунка». За своеобразную форму бойцы Советской Армии прозвали головной убор «блином».
Что он из себя представляет
Луи Дюпре в 80-е часто бывал в Афганистане как этнолог и оставил описание паколя. Ученый писал, что данный головной убор там в основном носят мужчины Нуристана, региона на северо-западе Афганистана. В 80-х годах паколь был непременным атрибутом афганского моджахеда. Лидер Северного альянса Ахмад Шах Масуд практически на всех фото- и видеосъемках демонстрировал именно шерстяную «пуштунку», что только добавило ей популярности.
Традиционный паколь изготавливается из овечьей шерсти, эту шапку можно свернуть блином в жаркий период и наоборот, развернуть, закрыв уши в заморозки. Вариант паколя – шапка из хлопка. Внутри «пуштунка» обшита тонкой атласной тканью.
Чем удобна
В книге Александра Сухолесского «Спецназ ГРУ в Афганистане. 1979 – 1989» упоминается о том, что всем спецназовцам для выполнения определенных задач систематически приходилось переодеваться в «духовскую» одежду, и «пуштунка» была ее непременным атрибутом. Наиболее органично она смотрелась на выходцах из Средней Азии или кавказцах – внешне эти воины практически не отличались от представителей коренного населения Афганистана.
Паколь советским офицерам и солдатам нравился своей универсальностью: изготовленный из шерсти, он весьма удобен как при ношении в палящий дневной зной, так и в холодные ночи, а также зимой – «пуштунка» фактически всесезонный головной убор. Причем, как пишет Александр Сухолесский, спецназовцы настолько привыкали к паколю, что некоторые даже спустя 20 лет после вывода советских войск из Афганистана продолжали его носить на гражданке (в книге есть фото в «пуштунке» ветерана 186-го отдельного отряда особого назначения ГРУ Сергея Жданова с соответствующей подписью) – паколь шьют на заказ, подобные предложения легко можно найти на соответствующих сайтах в интернете.
Что еще переняли «афганцы» у моджахедов
Что носят на голове афганцы
Рассмотрим подробнее детали одежды. Несмотря на кажущееся разнообразие, каждая из них одновременно проста и функциональна.
Размер рубахи должен позволять сесть в ней на корточки и прикрыть «аврат» от постороннего взора.
Играет роль отличной теплоизоляции и уберегает торс как от перегрева, так и от холода.
Чалма также играет роль теплоизоляции, предохраняет от солнца, ветра и пыли.
Паколь получил большую популярность среди пуштунских племен в начале XX века в значительной мере из-за громоздкости тюрбанов.
Стоит отметить, что появление жарком афганском климате с непокрытой головой как минимум странно и опасно для здоровья. По этой причине, заходя в дом, не принято оголять голову, наличие паколя воспринимается как само собой разумеющееся.
Также в холодное время моджахеды могли носить «трофейные» куртки от «афганки», куртки М-65 цвета олива, разнообразные пиджаки и т.п. Стоит напомнить, что ношение разного рода камуфляжа стало распространено в основном после вывода советских войск и на данной игре не приветствуется.
Вооружение. Раз уж вчера в соседней теме зашла речь о винтовках Ли, или «бурах», следует провести небольшой исторический экскурс.
Приветствия при встречах, некоторые манеры и правила поведения.
Афганцы обращают большое внимание на хорошие манеры. Они исключительно пунктуальны в манерах приветствия друг друга, хотя это зависит главным образом от социального происхождения человека, которого приветствуют.
Рукопожатия, дружеские приветствия и поцелуи в щеки считаются у них обязательными при встречах друзей и родственников. Когда встречают старшего по возрасту и положению, то, скрестив руки на груди, делают небольшой поклон в его сторону, а затем целуют ему руки. Эта манера приветствия распространена в сельской местности. Таким образом молодые люди здороваются со своими родителями и учителями. Среди образованных и городских слоев населения все большее распространение получают европейские манеры приветствия – рукопожатия.
У афганцев не принято подавать руку женщине. Считается даже неприличным обращаться с вопросом к незнакомой женщине, говорить с ней, как и, наоборот, не допускается, чтобы женщина заводила разговор с незнакомым мужчиной.
Следует иметь в виду, что вопросы взаимоотношений с афганцами, их женщинами являются довольно щепетильными. Нельзя спрашивать у афганцев имени его жены или дочери, справляться об их здоровье. При гостях обычно хозяйка дома не появляется, и нельзя спрашивать, почему ее нет. Если семья интеллигентная и хозяйка появляется при гостях, здороваться следует, не подавая руки (они редко сами подают руку). Целовать хозяйку при встрече или прощании совершенно чуждо для афганцев. Среди афганцев не приняты различные шутки на интимные темы, такие шутки принимаются за оскорбление и вызывают у них недовольство.
Дерзким и оскорбительным расценивается поступок незнакомца, если он предложит женщине помочь при выходе из общественного транспорта. В Афганистане женщины выходят и входят только через передние двери городского транспорта, а мужчины входят через заднюю, а выходят через переднюю дверь.
По афганским нормам женщина должна быть скромной, застенчивой, робкой и благопристойной, не смеяться и не говорить громко. Считается нарушением правил хорошего тона, если мужчина обращается к женщине по имени. Принятым обращением к женщине являются слова «ханум-саиб» или «мирмам-саиб».
При обращении друг к другу афганцы употребляют слова «господин» («саиб»), «брат» («барадар»), «товарищ» («рафик»). Иногда к именам добавляются слова «дорогой» («джан азиз»), «мой дорогой» («азизам»), «уважаемый» («мохтарам»). Принято обращение друг к другу просто по имени, например Абдул азиз Мухаммед Голь и т. д.
Когда благодарят кого-либо, то принято говорить «ташаккор» или «зенде башид». Афганцы в разговоре любят употреблять слово «иншалла» (если богу угодно, дай бог). Сделав ошибку, они обычно не обвиняют себя, а относят ее за счет обстоятельств.
Если кто-либо отправляется в дальнюю поездку, то друзья и родственники, провожая его, говорят: «Сафар бе хейр» (счастливого пути). Вслед отходящей машине или повозке принято выплескивать кружку, а иногда и ведро воды, чтобы путешествие было удачным.
Если кто-либо уехал в длительное путешествие или за границу, друзья, приходя в его дом, при встрече членов его семьи говорят: «Джайаш сабз» (букв. – его место зеленое, то есть пусть счастье всегда сопутствует ему).
В случае болезни кого-либо друзья и родственники, справляясь о здоровье, говорят ему: «Шефа башид» (выздоравливай) или «Насибе дошманат шавад» (пусть это достанется твоему врагу).
Если разговор идет о ком-либо и он в это время входит, то присутствующие обычно говорят: «Омраш зийад» (пусть длинной будет его жизнь).
Встречая путника на дороге или человека, занятого тяжелым трудом, афганцы приветствуют его словами «манда набошид» (да не знайте усталости).
Когда говорят об умершем, то добавляют слова «хода джанеза насибаш конад» (пусть Бог допустит его на небеса) или «хода биаморзадаш» (да простит его Бог).
Если кто-либо уехал за границу и его имя было упомянуто при разговоре, обычно добавляют «йадаш бе хейр» (всех ему благ). При вселении в новый дом в квартиру прежд
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Каждый, кто хотя бы раз видел фотографии афганских моджахедов времен войны, должен был обращать внимание на то, что мужчины гор очень часто носят какие-то странные шапочки, напоминающие береты. Головной убор этот совершенно очевидно настолько популярен, что стал своеобразным символом афганских партизан.
Самое время узнать о нем чуточку больше и разобраться в том, чем же на самом деле является странная шапочка.
Традиционный головной убор жителей Афганистана называется паколь и в действительности является беретом с цилиндрическим основанием. Носят ее не только в Афгане. Шапка достаточно сильно распространена в качестве элемента традиционного костюма по всему региону Южной Азии. Вторым местом, где данный головной убор пользуется огромной популярностью, является Пакистан. По большей части паколь носят пуштуны, нуристанцы, таджики.
Изготавливается шапочка из шерсти методом ручной пряжи. Основная суть процесса изготовления сводится к созданию набора складок и швов. Таким образом каждая паколь получается многоуровневой и может растягиваться вниз, увеличиваясь в размерах. Если размотать шапку полностью, то можно получить круглое полотнище шерсти диаметром до 60 см. Разные паколи отличаются видом использованной шерсти, а также качеством подкладки. Чаще всего головной убор делается в светлых или темных оттенках серого, бежевого, коричневого, черного, охряного.
Судя по всему, паколь утвердилась в качестве головного убора как средство защиты головы от солнечных лучей в горных регионах. Изначально была шапкой пастухов. Интересно, что паколь очень похожа на греческий головной убор каузия, который также носили пастухи, жители горных регионов античной Эллады.
Исходя из этого, есть немалые шансы на то, что в Южную Азию этот головной убор принесли воины Александра Македонского. Впрочем, не стоит исключать и обратной закономерности, что македонцы могли позаимствовать приглянувшийся головной убор в Грецию из своих походов. Тем более, что нынешние Таджикистан, Узбекистан и Афганистан после смерти Александра Великого были эллинистическим государством Бактрия, столица которого – Бактра, располагалась на территории современного северного Афгана. Местное коренное население там основательно перемешалось пришлыми греками и македонцами, а учитывая, что торговые и культурные связи с Грецией сохранялись, шапочка вполне могла перекочевать из Азии в Средиземноморье.
Символом моджахедов паколь стала только в 1980-е годы во время Советско-Афганской войны. Западные журналисты несколько раз устраивали фотосессии для бойцов освободительного движения, благодаря чему шапка попала в медийное пространство. Весьма иронично и показательно то, как быстро после выхода советского контингента для «мирового сообщества» афганские партизаны превратились из «борцов за независимость» в «террористов».
«Понюхай, ощути запах Афганистана!» Россиянин влюбился в Афганистан. Он носит пуштунку, грызет каменный сыр и мечтает жить в кишлаке
Святослав Каверин выглядит, мягко говоря, странно. Густые усы, борода, кустистые брови. На голове — шерстяная шапка паколь, берет горцев Гиндукуша, с шеи свисают концы полосатого афганского платка дисмаль, а поверх рубашки надета просторная жилетка из тех же краев. Так он ходит по улицам Москвы и Кабула, причем в обеих столицах такой образ понимают далеко не все. Сейчас он пишет диссертацию про паколь в Учебно-научном центре социальной антропологии РГГУ, играет пост-панк и мечтает уехать жить в кишлак с козами — преподавать русский язык, параллельно изучая культуру суровых горцев. Каверин рассказал «Ленте.ру», зачем ему это.
Я с детства увлекался историей как таковой и немного Востоком. Через древнюю историю, через скифов, объединяющих юго-восточную Европу и Ближний Восток, я пришел и к древнему искусству. Понял, что меня интересуют иранские народы, и стал учить наиболее распространенный и практичный язык — персидский. Читал осетинский эпос, затем в кармане моей куртки обосновался таджикский разговорник. Друзья говорили, что я зря трачу время, но интуиция меня не подвела.
После знакомства с историей и культурой Ирана и Таджикистана я понял, что это не вполне мое. Я переключился на Афганистан и, помимо параллелей с практически родным звериным скифским стилем, обнаружил приятные черты в образцах афганской резьбы и чеканки, ткачества и вышивки. Мое эстетическое чувство бурно реагировало на искусство горцев XIX-XX веков, в том числе недавних язычников. В традиционной музыке народов Афганистана (и Пакистана) я тоже нашел много близкого. И хотя мне не нравится местная попса, этот звуковой фон раздражал меньше русского шансона. Вот так я заинтересовался Афганистаном.
Паколь
К приобретению этнических вещей меня подтолкнули южане в паколях, которых я замечал в районе Бескудниково на зимних каникулах в 2013 году. Кто они были, как, почему — не знаю. Но я понял: вот оно, что-то начинается, скоро это будет явление масштаба красных мокасин, и надо ловить волну. Масштаб оказался не так велик, но паколь — аксессуар поистине культовый. Икона афганского стиля, полевой командир Ахмад Шах Масуд, лично послужил причиной распространения этого головного убора в Афганистане (до войны его носили только горцы из приграничных районов на востоке).
Я долго искал приемлемые по цене и качеству паколи на eBay и прочих онлайн-барахолках, но потом догадался, что покупать их надо там, где шьют, и вышел на пакистанских пуштунов. На улицу в паколе я показался только через полгода после приобретения. Забавно, что первым на него стал ругаться пьяный узбек. Крикнул с другой стороны проезжей части: «Эээ! Ты афганец, что ли? Ты афганец?!» Перешел дорогу в неположенном месте и начал доказывать мне, что все афганцы — бандиты, и что шапку нужно немедленно снять. Я молча дождался маршрутки и уехал.
Фото: Михаил Карпов
Перемещаясь по городу в паколе, я не особенно следил за реакцией людей, но стабильно раз в полгода кто-то докапывался. Однажды я покупал книгу «Искусство Гандхары» рядом с храмом Христа Спасителя и в ожидании продавца выслушивал нотации охранника храма: дескать, это вражеский головной убор, его нельзя носить, и вообще в Афганистане убили его отца. Я ответил, что паколь не означает ничего, и, поскольку понятия «ничто» и «пустота» важны в буддизме, убор куда-то туда относится.
С самого начала мои знакомые из Пакистана говорили, что я выгляжу, как пуштун, потом афганские таджики говорили мне, что я выгляжу как таджик, а горцы из малых народов, с которыми я теперь общаюсь плотнее всего, говорили, что похож на них. Каждый видит во мне своего. Особенно забавна ситуация, когда ко мне в друзья добавляется очередной нуристанец и спрашивает, откуда я. Отвечаю, что живу в Москве, а он уточняет: «Из какой ты деревни?» Это очень забавно и трогательно.
Первый раз
Еще раньше, в 2011-2012 годах, я работал корректором в инженерной компании. Дела там закисли, и я решил, что пора менять место. Было несколько вариантов, один — устроиться корреспондентом в информационное агентство. Я откликнулся на вакансии про Турцию, Иран и Афганистан, где требовался какой-никакой персидский, но ответа так и не дождался. Этот случай заставил меня задуматься о поездке в Афганистан. Я понял, что страха нет, и стал знакомиться с атрибутами афганской жизни, с людьми.
В процессе поиска кабульских контактов я подружился с двумя ребятами, до сих пор общаемся. Один из них стал моим деловым партнером, а другой так настойчиво звал в гости, что не поехать было просто стыдно.
Видео из поездки Святослава Каверина в Афганистан летом 2017 года
Из-за хлопот с визой я совершенно не задумывался о том, куда пойти, что увидеть… Полагался на экспромт и на людей, которые меня принимали. Когда вышел из аэропорта, ощутил себя как дома. Похоже на родное Черноземье: уютный пейзаж с холмами на горизонте, пыльно, дома невысокие, пирамидальные тополя, тепло, приятно. Как на родине!
Меня часто спрашивают: «А как там относятся к русским?» Можно сделать табличку и показывать в ответ: «В целом — хорошо». Лишь однажды встретил раздраженного деда-пуштуна на пересадке в Дубае во время второй поездки. Он начал говорить, что я, наверное, солдат, что меня обязательно убьют. Одет он был в западную одежду, хотя афганцы зачастую ходят в национальном костюме.
На улице 32 градуса, но стилю жара нипочем. Кабул, 22.07.2017
Фото: Святослав Каверин
Понятно, что в Кабуле я не общался с заведомо недоброжелательными людьми. Меня окружали друзья, их знакомые и родственники. Я не ходил по стремным районам, а от подозрительных людей меня отмазывали друзья. Объясняли, что я, например, наполовину панджшерец либо вовсе уроженец малого народа из глухого кишлака и потому такой странный, лохматый и слабо говорю на дари.
После возвращения в Россию я испытывал два чувства: усталость от недосыпа и сожаление, что так быстро уехал. Стоило остаться в Афганистане еще на пару месяцев и погрузиться в язык и местные реалии поглубже.
Лишь бы не отравиться
Афганистан — это перекресток Евразии. На местную культуру влияли индийцы, тюрки, иранцы, Китай. Местная кухня формировалась сходным образом, хотя китайских элементов в ней поменьше, чем в среднеазиатской.
В Афганистане крайне популярно кушанье манту, которое с чуть иной рецептурой известно нам как манты. Еще есть ошак, есть подобие чебуреков — булони, есть самоса в духе индийской. На той стороне Амударьи готовят десятки видов плова и шашлыка, который именуется кабоб. Мне нравится пудинг ферни и категорически не нравятся стручки бамия в склизкой подливе, которыми я, кажется, дважды травился.
Пахтуны Седик, Мунир и Шихаб в Le Bistro — уютной забегаловке в центре Кабула. 21.07.2019
Фото: Святослав Каверин
Тема отравлений при поездках в Афганистан особенно актуальна. Среди местных они тоже случаются. Нередко травятся горожане, когда приезжают в кишлак, и тогда, как и я, вынуждены пить антибиотики. В последний раз я отравился водой из скважины под домом. Хозяин забыл, что мне следует пить бутилированную или кипяченую воду. К счастью, я уже знал, какие таблетки принимать, и поправился за сутки.
Дома афганцы любят пить зеленый чай с кардамоном, а кофе знают по большей части растворимый. Настоящий молотый, заварной пьют либо те, кто работали с американцами, которые хлещут его литрами, либо жившие за границей. Что касается западного фастфуда, то в Кабуле есть свои KFC, что расшифровывается как Kabul Fried Chicken. Еще есть Afghan Fried Chicken. Есть и популярный снэк баргар — это не бургер, как мы его понимаем, а бутерброд с яичницей, овощами, майонезом, иногда с фалафелем.
Святослав Каверин пробует афганский стритфуд
Мне очень понравилась кабульская шаурма — вкуснее московской. В ней нет капусты, и белый соус не тот, что у нас. Вместо лаваша большая пита, которую не набивают, а закручивают, обернув бумагой. Шаурма наверняка попала в Афганистан от турок — они там строят все что угодно и экспортируют сериалы про бандитов.
Однажды был в гостях, на стол поставили деликатес: рыбные консервы из России. Еще из нашего к ним возят подсолнечное масло, йогурты, шампуни. Есть мука и стройматериалы из Казахстана, сгущенка и конфеты с Украины. «Советские» лекарства пользуются спросом — это лучший гостинец, когда не знаешь, что подарить.
СМИ пишут об афганцах, которые выживают на доллар в день, но в городе жизнь достаточно сытая. В Кабуле, например, кафе выбрасывают огромное количество недоеденного хлеба. Обычно его скармливают ослам, и думаю, что людям тоже не откажут. В деревнях — да, может быть неурожай, но в целом вопросы с продовольствием решаются. Один мой друг недавно потратил на помолвку 12 тысяч евро, хотя мог обойтись стадом коз по нуристанскому обычаю.
Приготовление кабульской шаурмы
Традиционная еда горцев — это молоко коз, овец, коров, в последние века — чай. Какие-то лепешки, сушеная шелковица… Когда цельными ягодами, когда в брикетах под названием талхон (ягоды толкут вместе с грецкими орехами). В нашем климате он становится твердым как камень — можно жевать, но чтобы оторвать кусок, нужно буквально рубить топором.
С талхоном связана байка о том, как британцы окружили отряд пуштунов или таджиков, хотели уже добивать, посмотрели в подзорную трубу — а они камни едят. Островитяне перепугались и ушли.
Святослав вытаскивает из рюкзака пакет с белыми цилиндриками, на вид похожими на пробки от бутылок.
— Это курут, непортящийся сухой творог, почти вечный.
На ощупь курут твердый, словно гипс.
— Да, понюхай, ощути запах Афганистана!
В нос бьет нестерпимая вонь козьего молока, произведенного, как кажется, еще в прошлом веке и прошедшего две войны.
«Каменный» творог — курýт (справа), и нуристанский сыр «кила́» (слева)
Фото: Святослав Каверин
— При этом он еще неплохо пахнет! — обнадеживает Святослав. — Курут нам известен от наших таджиков с узбеками, которые продают его на точках с сухофруктами. Но там он маленький и кругленький, а здесь это нечто вытянутое, смятое в пятерне. Давай, жри!
— Попробуй, с кофе нормально. Да лучше боковыми кусай! Один человек зуб об него сломал, но он кусал целый, а это реально сложно. Его надо сначала раскрошить, а потом кусать.
По консистенции курут напоминает камень, причем не легко крошащийся известняк, а какой-нибудь гранит. В то, что кто-то сломал об него зубы, верится легко. Впрочем, во рту, вместе с кофе, он быстро начинает растворяться, давая терпкий вкус скисших и при этом соленых сливок.
— Что-то мне не очень нравится…
— Это люди едят каждый день.
Страйкболисты
Темой Афганистана у нас интересуются мусульмане, уроженцы азиатских республик, но особенно крупная категория — это страйкболисты. Зачастую игры проходят в заданном антураже, и противниками могут быть американцы и талибы. Партии одеваются в соответствующую одежду, причем нарядиться душманом существенно дешевле, чем американским «космонавтом».