что носят киргизы на голове
Что носят киргизы на голове
Калпак – войлочный головной убор конической формы с загнутыми полями – таким мы знаем современный кыргызский калпак. Какой формы он мог быть раньше? Когда его стали носить кыргызы?Что он символизировал?
Судя по всему войлочные головные уборы скотоводческо-земледельческие народы Великой Степи (которых принято было называть “кочевники”) начали носить с древнейших времен, скорее всего, с момента открытия самой технологии изготовления войлока. Теперь уже трудно сказать, кто был изобретателем калпака, какой народ стал носить его первым, но скорее всего кыргызы являются единственным народом, который носит его до сих пор в массовом порядке (судя по всему больше чем қазақи).
Калпак тюркского воина XVI века (узбек или туркмен)
Войлочные головные уборы схожие с калпаком известны как на территории современной Кыргызской Республики, так и на территориях когда-либо населенных кыргызами, такими как Монголия и Южная Сибирь. Калпак возможно совпадал с формой воинских шлемов или использовался в качестве подшлемника и в одно время калпак и шлем были синонимами. Под калпаком можно иметь в виду конические войлочные головные уборы без завязок и с полями, загнутыми, тканевыми или меховыми и без полей. Такие же головные уборы с завязками лучше называть башлык’ами. Калпаки могли быть с острой или загнутой верхушкой. Так например, в китайских сведениях о кемских (енисейских) кыргызах пишется, что « Зимой делают шапки из соболя, летом золотом украшают шапки, заостряют маковку и свертывают ее конец. Они, по знакомству с уйгурами, доныне еще надевают такие головные уборы. Подчиненные делают шапки из белого войлока, в остальном покрой в общем одинаков » (Тайпинхуаньюйцзи. Описание мира годов правления Тайпин. 976-983 гг. Сунская династия)
Относящаяся к примерно тому же времени (династия Таң 618-906) фреска в пещерах Дунхуана (северный Тибет, пещера №158) показывает плачь народов мира в связи с уходом Будды в нирвану (гибелью его телесной оболочки). Среди прочих существует изображение человека (кыргыза?) в калпаке, очень близкой к современной форме, которых режет свою грудь ножами в бесконечном горе.
Будда в нирване, пещера №158, Дунхуан
Калпак становится частью этнических названий древних и современных народов. В древней Персии в наскальной Бехистунской надписи ( VI в. до х. э.) население, проживавшее в предгорьях Теңир-Тоо, в том числе и на территории нашей страны, называлось «сака тиграхауда» (остроконечная [войлочная] шапка). Упоминается также и вождь Скунха, плененный персами.
Плененный вождь саков-тиграхауда Скунха на барельефе Бехистунской надписи
В русских летописях XII века есть сведения о кочевых племенах под названием «черные клобуки. Каракалпаки населяют северо-западную часть современного Узбекистана в Приаралье.
Калпак (как шлем и как войлочный подшлемник и отдельный головной убор) становится атрибутом любого свободного мужчины-воина и до нас дошли множество каменных воинов в калпаках.
Калпак и башлык генетически связаны друг с другом, скорее всего в теплую погоду поля башлыка заворачивались наподобие буденовки и отсюда и пошел калпак. Скорее всего, кыргызы имели и калпак с завернутой верхушкой с древнейших времен, еще до того, как этноним кыргыз упоминался в каких-либо письменных источниках. Например головной убор этого каменного изваяния, относящегося к окуневской культуре на территории нынешней Хакасии ( II тыс. до х.э.) очень похож на калпак с загнутой верхушкой, сакский ( скифский ) калпак (на западе он известен как фригийский калпак).
Форму сакского калпака дают многочисленные изображения саков (скифов) дошедшие до нас, как например изображения этих трех саков на золотом кувшине из кургана Куль-Оба (Украина, V в. до х.э.).
Интересно, что троянский принц Парис, похитивший Елену, из-за чего началась великая война воспетая Гомером, также изображался греками в сакском калпаке (в древней Греции статуи раскрашивались). Статуя Париса-лучника находилась позади Парфенона в Афинах и скорее всего, здесь калпак выступает в качестве медного шлема и возможно, что Парис носил также и войлочный подшлемник такой же формы.
Сакский калпак известный на западе как фригийский, становится там символом свободы. Первоначально в древнем Риме его носили освобожденные рабы. После Французской революции 1789 года фригийский калпак становится мировым символом свободы.
На знаменитой картине Делакруа «Свобода ведущая народ» сама Свобода носит на голове фригийский (сакский) калпак. Фригийский ( фракийский ) колпак можно часто встретить в символике Соединенных Штатов Америки, в частности на многих монетах США изображается Свобода во фригийском колпаке (например 50 центов с бюстом Свободы в колпаке, доллар с сидящей Свободой и другие), Колумбии. Также изображён на гербах Аргентины, Сальвадора, Кубы, Никарагуа, Боливии, и Колумбии.
Калпак становится также и сакральным символом. В него одеты первые святые Руси братья Борис и Глеб убитые Святополком в 11 в. Головной убор патриарха РПЦ носит название клобук (калпак).
Калпак носили и тюркские дервиши и суфии, как например эти памирские дервиши (фото 1900 гг.)
Скорее всего поля калпака мог быть могли быть оторочены не только бархатом, как делается это сегодня, но и мехами или овечьей и каракулевой шкурой.
Сакральный символ калпака, скорее всего, возник от удлинения головы конусообразными головными уборами, в том числе и калпаком, которые, возможно символизировали единорога (символ Теңри, символ Христа) пожертвовавшего собой ради жизни на Земле (поэтому мученики Борис и Глеб одеты в калпаки). О единороге в кыргызской культуре будет отдельная статья. Волхвы принесшие дары новорожденному Христу в древности также изображались в сакских калпаках
Чем больше шапка, тем выше статус. Традиции киргизов
Киргизия — страна кристально чистых озер и высоких гор. А еще здесь живет маленький, но гордый народ, строго следующим своим древним традициям. Предки киргизов были кочевниками, их образ жизни — смесь кавказских привычек, мусульманства и азиатского колорита.
Первое, что делают туристы, приезжая в Киргизию — покупают себе киргизскую высокую шапку. А что значит этот головной убор, и какие еще необычные традиции существуют у киргизов?
Шапка как показатель статуса
Киргизские шапки из войлока — это не просто национальный головной убор. Это мерило социального статуса. Белый высокий войлочный колпак с позолоченной вышивкой называется «бакай колпак» и предназначен для старейшин и уважаемых пожилых людей.
Впрочем, в Киргизии возраст — это всегда уважение. Высокие колпаки всегда носили мужчины, имеющие вес в обществе. А плоские шапки предназначались для простолюдинов.
Борьба за свободу невест
Эта древняя традиция стала в современной Киргизии просто национальной проблемой. Здесь по-прежнему воруют невест и принуждают их к замужеству.
В школах даже проводят пропаганду — как этого избежать. Хотя некоторые девушки мечтают быть украденными — для них это часть свадебной игры.
Игра на закидывание козла
Есть в Киргизии игра, очень отдаленно напоминающая поло. Они кидают тушу мертвого козла куда-нибудь подальше, к примеру, на склон горы. И киргизские джигиты должны доскакать туда и вернуть козла на место.
Вообще игры кочевников — впечатляющее зрелище. Недавно они стали проводиться в национальном масштабе и попали в наследие ЮНЕСКО. Правда козел у киргизов все чаще не настоящий, а просто имитация туши.
Поделиться бараньим глазом в знак уважения
Застолье киргизов — тот еще аттракцион. Во-первых, они сидят на полу — их столы очень низкие. А во-вторых, баран для них — самый прекрасный деликатес, при том все его части.
Голову получает самый желанный гость, и он делится бараньим глазом с тем участником застолья, который нравится ему больше всего. А самая уважаемая женщина получает бараний хвост. А уж уши барана достаются детям.
Юрты на все случаи жизни и смерти
Юрта — древнее жилище кочевников, для киргизов актуальна и в наши дни. Хотя в городах есть обычные дома и даже суперсовременные новостройки, киргизы по-прежнему хотят жить в юртах. Они умеют делать их весьма добротно. Допустим, у кочевых общин в юрте может разместиться целый детский сад. Самая дешевая юрта будет стоить около 80 тысяч наших рублей, ну а цена огромных и особо качественных юрт может превышать миллион.
В юртах киргизы проводят и последние дни своего пребывания на земле. Тело покойного лежит в специальной погребальной юрте 3 дня, и все с ним прощаются.
Страна вагончиков и контейнеров
В Киргизии порой сочетается несочетаемое — древние юрты с порой уродливыми экспонатами. К примеру, здесь очень много вагончиков — контейнеров — наверное со времен СССР они здесь остались, и никому особо не пригодились.
Поэтому их дешево раскупают для различных нужд — делают в них ларьки, склады и даже дачи. Стоит такое сооружение всего тысяч 30, зато хорошо защищает от непогоды и не ветшает, как обычный дом.
Коллективное омовение после еды
Нет, речь идет не о мытье рук. Просто киргизы делают жест «омен», как будто омывают лицо руками. У мусульман это часть молитвы, а у киргизов уже просто что-то типа ритуала.
«Омен» говорит о том, что трапеза закончена, притом делают это все сидящие за столом одновременно.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!
Ак калпак: все, что вы не знали про гордость кыргыза
Не так прост ак-калпак, как может показаться на первый взгляд. Раньше было достаточно одного взгляда на этот национальный мужской головной убор, чтобы узнать, откуда родом джигит, сколько лет ему, каков его социальный и семейный статус. Сегодня об этом удивительном и для многих утерянном «языке» калпака знают единицы.
Тайный код
Издавна ак-калпак делали только из войлока белого цвета. Его выкройка достаточно проста: четыре расширяющихся клина. Снизу они не сшиваются, что позволяет поднимать или опускать поля, а верх изделия украшают кисточкой.
Каждый элемент калпака имеет огромное значение
А учреждение в 2016 году Дня национального головного убора ак-калпака, по его словам, не сильно-то поспособствовало изучению традиций.
Болотбек Дыйканбаев рассказал, что каждый элемент калпака имеет огромное значение. Если, например, цвет окантовки и отворот зеленые, значит, владельцу 12 лет.
«Орнамент по-кыргызски называется «оймо». На детском головном уборе имеется четыре «лепестка», которые направлены в разные стороны. Этот узор называется «умай эне». Его вышивали на детских принадлежностях, так как считалось, что мать Умай охраняет ребенка во сне от злых духов», — объяснил он.
Как правильно искать жену
Когда молодому человеку исполнялось 24 года, цвет окантовки менялся на голубой. Соответственно менялся и узор: он вытягивался в две стороны. Это означало, что обладатель ак-калпака уже вполне взрослый и может воевать, может защищать свой дом.
Еще в недавние времена достаточно было взглянуть на отворот ак-калпака, чтобы понять, например, что джигит ищет невесту. В этом случае он надевал калпак с красными или бордовыми отворотами.
Если мужчине исполнялось 36 лет, кант на головном уборе следовало заменить на коричневый, а в 48 — на бежевый. Любой встречный читал: этот мужчина может подавать пример подрастающему поколению. Черный появлялся на калпаке мужчины, перешагнувшего 60-летний рубеж. Если же вдовец решался второй раз жениться, то надевал белый калпак с каймой из черного войлока.
Фото ИА «24.kg». Сравните, калпак китайский и современный
«Когда отвороты белые, а узоры смотрят вверх и вниз, это значит, что перед вами уважаемый человек, руководитель, начальник. Значение имеет и высота колпака: чем он выше, тем больший перед вами начальник. Самый высокий калпак должен быть у президента. Кочевники много не говорили, они по головному убору издалека понимали, кто перед ним», — улыбается знаток.
Помни корни свои
Но не только выбор цвета рассказывал о мужчине. Разрез клиньев на ак-калпаке давал понять, какого роду-племени джигит.
Разрез спереди был у представителей правого крыла. По обоим бокам — левого. А вот у «средних» родов, на кыргызском «ичкилик», головной убор вообще был без разрезов.
Мне рассказывал о символах на калпаке мой отец, а ему – его отец, а тому – его отец. Я сын чабана. Когда мы летом выезжали на джайлоо, то по ночам, охраняя скот, он мне рассказывал истории, легенды нашего народа.
Те, кто шьют национальные головные уборы, тоже не знают всех тонкостей. Они руководствуются принципом: красиво — и ладно.
Беречь, но не навязывать
Хранитель традиций убежден, что относиться к национальному убору следует с большим уважением. Нельзя дарить другому человеку собственный калпак, кидать его, играть им или оставлять на земле. Пренебрегая калпаком, его обладатель унижает сам себя.
«У кыргызов есть пословица, которую можно перевести так: если шапку снял, то и голову потерял. Калпак — ценный подарок уважаемым людям и близким. Но, думаю, нельзя никого заставлять его носить. Вот в Жогорку Кенеше говорят, что чуть ли не каждый госслужащий должен носить калпак. Кого заставлять? Если русский, узбек, таджик, кореец, да и сам кыргыз сидят в министерстве — они должны калпак носить? Смешно. Если чиновник захочет, пусть носит. Но заставлять. У каждой нации есть свои традиции, своя одежда. Мы живем в современном мире, в XXI веке», — считает Болотбек Дыйканбаев.
По его мнению, головной убор не может быть дешевым. К сожалению, сегодня появилось много китайских искусственных подделок.
Китайский калпак из синтетики — это дешевка. Поэтому такой калпак даже в мусорном баке можно увидеть. И это плохо.
Традиции в новом исполнении
В студии дизайнера-ремесленника Бурмы Бекишевой глаза разбегаются от разных по цвету калпаков. Сегодня такие в моде. Яркие стилизованные головные уборы пользуются спросом у молодежи. Их — в отличие от классических — могут носить и представительницы прекрасного пола.
«Все начинается с выбора сырья. Оно должно быть качественным. Есть войлок ручного изготовления и фабричный. В последнее время калпаки шьют из сырья разных цветов. Получаются такие современные этно-калпаки. Их часто сочетают с цветными стегаными чапанами. Калпак тем самым как бы переживает второе рождение», — рассказывает мастерица.
Фото ИА «24.kg». Выкройка калпака достаточно проста
Бурма Бекишева к такой трансформации относится с пониманием, считая, что в эпоху глобализации кыргызам необходимо сохраниться как этнос.
Чем мы, кыргызы, известны другим людям? Нашей юртой, нашей одеждой и нашим языком, культурой. Это и есть национальная идентификация. И хорошо, что молодежь сегодня с удовольствием носит национальную одежду, головные уборы.
История, рассказанная орнаментом
Цветные калпаки Бурма Бекишева узорами не украшает, они и без этого яркие. Но о том, что зашифровано в орнаменте, знает не понаслышке: долгие годы преподавала в школе, шила шырдаки, сумки, головные уборы.
«Каждый из узоров несет особый смысл, каждый можно прочитать. Точнее, раньше можно было. Сейчас же часто встречаются узоры ни о чем. Смотришь, набор отдельных элементов, не связанных между собой, — собачий хвост, звезда, человек. Или вообще женский узор на мужском калпаке. Это недопустимо. Нельзя путать мужские и женские орнаменты, потому что каждый из них несет свою энергетику. Если вижу, что обладатель такой шляпы настроен доброжелательно, подхожу, говорю ему об этом», — рассказывает Бурма Бекишева.
Орнаменты делятся на растительные, бытовые, животные и космогонические (солнце, луна, звезды, явления природы).
Новый поворот
По словам мастерицы, привнесли свою лепту в национальный наряд и Всемирные игры кочевников. Сейчас часто на калпаках, одежде, аксессуарах можно встретить эмблему Игр, стилизованную под петроглиф.
Раньше кыргызская женщина никогда не носила калпак. Да и сегодня не наденет головной убор, выполненный в традиционном мужском стиле.
А вот современный калпак вполне может стать частью женского гардероба, как джинсы, кепи и другие прежде сугубо мужские вещи. Как правило, это красные калпаки с рисунком ала-кийиза, украшением к ним идет брошь.
- Фото ИА «24.kg». Бурма Бекишева. Такие колпаки пользуются спросом у молодежи
«Раньше вся информация передавалась от матери к дочери, от отца к сыну. Но сейчас мало тех, кто может расшифровать орнамент. Моя мама учила меня технологии кийиза: показывала, как обрабатывается шерсть, как закатывается она в чий, как красят. Действия родителей дают хороший пример детям. Не зря говорят, что когда ученик готов, учитель всегда найдется. Это народная культура, наследие», — говорит Бурма Бекишева.
Это простая геометрия и арифметика, но в них вся соль.
Ivashenko.Today
Сегодня, которое не перестанет быть интересным завтра
Калпак — кыргызский национальный головной убор/Kyrgyz national hat — Kalpak
Калпак — киргизский национальный головной убор, который не теряет своей популярности и в настоящее время. Его можно назвать визитной карточкой Кыргызстана. Парадная форма киргизских спортсменов на международных соревнованиях обязательно включает в себя белый калпак. В 2011 году в стране был учрежден День калпака, который теперь ежегодно отмечается 5 марта. К этому головному убору издревле было особое отношение: свой калпак нельзя передаривать, он всегда должен быть чистым, его нельзя бросать, снимать следует только двумя руками, класть на специальное место или рядом с собой. А того, кто потерял калпак, обязательно ждут неприятности.
Kalpak is a Kyrgyz national hat, which is still quite popular. It might be called the hallmark of the Kyrgyzstan. Uniform of Kyrgyz athletes in international competitions includes white kalpak as essential element. In 2011 Kalpak’s Day was established in the country and celebrated annually on March 5. From ancient times there was a special attitude toward this headdress: kalpak cannot be regiven, it should always be clean, it cannot be thrown, it should be taken off only with two hands and put on a special place. There is a legend everyone who lost kalpak is expected to get in trouble.
However, to find real kalpak made from felt in the Kyrgyzstan today is very difficult but kalpaks made from Chinese synthetics are sold at every step. As it turned out, it is unprofitable for people or they are too lazy to work for the production of quality headdress. To receive good felt people have to grow certain breeds of sheep, shear the wool, process into felt and sew kalpak. It is much faster and cheaper to buy Chinese synthetic felt and sew hundreds of cheap kalpaks. Moreover, the population tends to not only wear the forgery, but also gives it as a present to foreigners or during visits to other countries.
Правда, чтобы найти сегодня в Киргизии настоящий калпак — из натурального войлока — придется обойти немало лавок и магазинов, зато калпаки из китайской синтетики продаются на каждом шагу. Как оказалось, людям нерентабельно или лень работать для производства качественного головного убора. Гораздо быстрее и намного выгоднее купить китайского синтетического войлока и сшить сотни дешевых колпаков. Тем более, что население не только само носит подделку, но и дарит ее иностранцам или во время визитов в другие страны.
Как-то вместе с итальянским журналистом мы гуляли по красочному базару города Оша.
— Какой сувенир мне обязательно надо купить в Кыргызстане? — неожиданно спросил мой спутник.
— Купи себе калпак – киргизский мужской головной убор, — ответила я, не раздумывая. И мы отправились в сувенирные ряды.
— Почему так дорого? — спросила я продавца.
— В стране нет войлока, — услышала в ответ.
— Как нет войлока? Овцы, что ли, перевелись? — не унималась я. Продавец лишь улыбнулся. Продал нам настоящий киргизский калпак, не уступив даже 50 сомов. А я решила узнать не только об истории этого головного убора, но и его современном производстве.
По этой ссылке доступны особенности кыргызской национальной игры кок-бору (козлодрание)
Калпак – символ гор
Ак-калпак — это головной убор, сделанный из белого войлока с черными бархатными отворотами. В народном фольклоре его форму связывают со снежной вершиной. Слово «ак», которое переводится как «белый», киргизы используют в нескольких смыслах, кроме обозначения цвета: чистый, честный, священный. В отношении калпака используются, скорее всего, два смысла — белый и священный.
К этому головному убору издревле было особое отношение: свой калпак нельзя передаривать — только передавать из поколения в поколение, он всегда должен быть чистым, его нельзя бросать, вертеть, снимать нужно только двумя руками, класть на специальное место или рядом с собой. А того, кто потерял калпак, обязательно ждут неприятности.
Возможно, приставка «ак» используется также для самоидентификации киргизов, потому что родов и племен у народа много, а название «белокалпачные киргизы» — как бы одно на всех (тут вспоминаются имеющие автономную республику в Узбекистане каракалпаки, в переводе это слово означает «черные шапки»). В крупнейшем национальном эпосе «Манас» говорится, что «киргизы – это народ, носящий белый калпак, вершина которого белая, как вершины Тянь-Шанских гор, а основание — темное, как их подножия».
Калпак шьют из четырех клиньев, расширяющихся книзу. Узоры традиционно вышивают шелковыми нитями, поля чаще всего оторачивают черным бархатом, верх украшается кисточкой, которая свисает спереди.
Калпак имеет много разновидностей, раньше по высоте и оформлению головного убора можно было немало узнать о человеке. Например, представители знати или артисты носили калпаки выше тех, что надевали простые люди. Калпаки «на выход» изготавливались из дорогого тонкого войлока и хорошего бархата и украшались особыми узорами. На свадебном калпаке жениха вышивались белые узоры.
Это универсальный головной убор, в котором не жарко летом и тепло зимой, изготавливают с разрезами спереди или по бокам. В ненастные дни можно опустить заднюю часть, чтобы дождь не попадал за воротник, а в жару — переднюю, чтобы получился козырек для защиты от солнца.
Калпаком в Кыргызстане очень гордятся. В виде этого головного убора делают автобусные остановки, калпаки надевает олимпийская сборная страны, в 2008 году даже была выпущена почтовая марка с его изображением — достоинством в 6 сомов, а в 2011 году учрежден День калпака.
Кыргызская почтовая марка с изображением ак-калпака
Сшит калпак, да не по-калпаковски
О том, что калпак до сих пор остается неотъемлемым атрибутом одежды мужчин в Кыргызстане, свидетельствует огромное количество носящих его людей. Но все чаще предпочтение отдается «китайскому» калпаку, качество которого заметно отличается от настоящего. Я специально отсмотрела десятки фотографий, сделанных СМИ во время различных мероприятий: участники празднеств в честь Дня калпака, олимпийская сборная, даже некоторые депутаты — в китайской синтетике.
Олимпийская сборная Кыргызстана также носит синтетические калпаки (с) Sputnik.kg
Что произошло с этим популярным культурным атрибутом, почему его заменяет более дешевый синтетический аналог? Все просто: нерентабельно или лень производить качественный головной убор. Чтобы получить хороший войлок, надо выращивать определенные породы овец, состригать с них шерсть, перерабатывать ее в войлок и шить калпаки. Гораздо быстрее и намного выгоднее закупить китайский синтетический войлок и сшить сотни дешевых калпаков. Тем более что население не только само носит подделку, но и дарит ее иностранцам.
По этим ссылкам можно прочесть про различные блюда стран региона из рубрики Кухня Центральной Азии: Ошская тандырная самса, Каракольское ашлямфу, тандырная лепешка, бешбармак, таджикский курутоб, курут — киргизский сухой сыр, национальный напиток кумыс.
Население Кыргызстана носит «китай»
…Вернувшись в Бишкек, я позвонила в национальное объединение народных художественных промыслов «Кыял», о котором в одном из постановлений киргизского парламента говорится, что «это единственное предприятие, занимающееся производством и популяризацией киргизского народного прикладного искусства». «Там точно должны шить настоящие калпаки», — в этой уверенности я взялась за телефон. Меня перекидывали с одного номера на другой, «гоняли» по цехам: «Мы уже давно не шьем калпаки», «Звоните в другой цех, там точно шьют». И так раз за разом, пока я не поняла, что в «Кыяле» калпаки не производят. Расспросив знакомых, я получила номер женщины, которая занимается этими головными уборами, — руководителя Общественного фонда «Мин кыял» Айдай Асангуловой. Встречу она назначила мне как раз в «Кыяле», который, как оказалось, давно разделен на небольшие помещения, сдающиеся в аренду.
Калпаки, которые отшивали на предприятии «Кыял», 1976 год
Пройдя по этим ссылкам можно прочитать материалы о Советском наследии Кыргызстана Часть I — про Ош и Часть II — про 10 признаков Нового года в СССР, Часть III — про столичный телеграф, его бомбоубежище и куранты, Часть IV — про бишкекский музей Ленина.
Синтетические калпаки на Ошском рынке Бишкека
Настало время интервью, мы устроились в небольшой мастерской, где клиент, манасчы (сказитель киргизского эпоса о богатыре Манасе) из Таласа, заказывал себе индивидуальный калпак, а две девушки отшивали заказы.
Настоящие войлочные калпаки
«Около десяти лет назад на рынке Кыргызстана возникли проблемы с войлочными калпаками, и базары заполнились синтетическими изделиями, — начала свой рассказ Айдай Асангулова. — Раньше киргизский калпак изготавливался вручную, во времена СССР его начали массово и по единому стандарту производить на предприятии «Кыял». Калпак всегда бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Вроде люди знают про калпак и уважают его, но вдруг перешли на синтетическую подделку, которую стали дарить всем подряд, и этот национальный головной убор стал утрачивать свою ценность.
Свое детство я провела вместе с бабушкой. Все, что было связано с головой, в том числе шапки, она считала очень ценным. И в киргизском фольклоре сказано, что свой головной убор нельзя дарить, кидать, крутить, оставлять на полу. Сторона невесты никогда не дарит жениху калпак на свадьбу: мол, и так отдаем целую невесту, так еще и «голову» отдавать — не положено.
Белые калпаки, 1980-е годы
Калпак — важная часть национального наследия, и я решила изучить его историю. Мы написали проект, получили грант и начали ездить по регионам, встречаться с этнографами и художниками, собирать фотографии из Госархива, смотреть старые фильмы. Много интересного о киргизской национальной одежде нам рассказывали носители традиционных знаний, старожилы деревень. К сожалению, с каждым днем их становится все меньше, с ними уходит и наша культура.
Калпаки из архива киностудии «Кыргызфильм»
Так вот, раньше киргизы никогда не праздновали день рождения каждый год, они отмечали 12-летний цикл жизни – мучал. В 2011 году мы предложили современную концепцию калпака, основываясь на знаниях стариков, — головные уборы, символизирующие каждые 12 лет жизни человека каймой определенного цвета и особенным узором.
Современная концепция калпаков
В 2011 году мы написали книгу о калпаке и вместе с Историческим музеем организовали выставку, на которой представили более 100 головных уборов – не только калпаки новой концепции, но и калпаки из фондов музея, Кыргызфильма, предприятия «Кыял» и даже изготовленные к «Олимпиаде-80». Некоторые старинные калпаки нам одолжили люди, другие мы получили в обмен на новые головные уборы во время наших полевых исследований».
Разновидности калпаков, 1080-е годы
Главная проблема –отсутствие войлока
В цехе предприятия «Кыял», где я брала интервью, калпаки вместе с двумя девушками отшивает директор объединения «Кыргыз Калпагы муундан-муунга» («Киргизский калпак из поколения в поколение») Клара Асангулова. Она рассказала, что раньше, когда эти шапки изготавливали вручную, каждый стежок на них что-то означал: защиту от сглаза или хвори. Сейчас люди просят изготовить калпаки с индивидуальным рисунком, некоторые — с лейблом своей компании и определенной высоты. Часто просят не слишком высокие, чтобы в калпаке можно было сесть в машину.
«Пока у меня четыре точки сбыта калпаков в Бишкеке и еще две — в Оше. Клиентура растет: люди начинают понимать, что такое хороший калпак. Но есть проблема дефицита хорошего войлока. После развала СССР исчезли овцы с полутонкой шерстью, той самой, из которой получается хороший войлок. Мы пытались делать войлок сами, но его количества хватило лишь на десять калпаков, а вот для ста единиц его надо заготавливать промышленными масштабами. Сейчас мы закупаем войлок у частных предпринимателей, которые в 1990-х купили станки у промышленных заводов. Войлока не хватает, и приходится неделями стоять в очереди, — посетовала Клара Асангулова. — Конечно, калпак надо возрождать, но делать это следует на государственном уровне, начиная от разведения нужной породы овец и заканчивая созданием завода по изготовлению войлока и пошиву калпаков. Вот тогда страна массово сможет сменить синтетику на традиционный головной убор».
Калпаки из архива киностудии «Кыргызфильм»
Оригинал материала опубликован на сайте «Фергана.Ру»