что носят евреи вместо креста
Недавно узнал, что я еврей. Теперь я должен носить звезду Давида — магендовид?
Совсем недавно узнал, что еврейство передается по матери. Таким образом, я являюсь евреем, поскольку моя мама Раиса Абрамовна — точно еврейка. Значит, теперь я должен носить звезду Давида (магендовид)? Есть ли на этот счет какие-то правила?
Отвечает рав Яков Шуб
Большое спасибо, что обратились к нам.
Действительно, тот, у кого мать еврейка, является евреем. Вы можете пойти в местную синагогу и присоединиться к жизни общины. Кроме того, у нас на сайте Вы сможете найти для себя много полезной информации.
Что касается звезды Давида, то, действительно, сегодня принято называть еврейский символ, шестиконечную звезду, — Маген Давид.
В Талмуде (Псахим 117 б) упоминается, что сочетание «Маген Давид» — защита (щит) Давида — означает Защиту, под Которой находится царь Давид и Машиах; а Машиах будет из потомков Давида. Поэтому мы завершаем благословение после чтения Афтары (отрывка из книги Пророков, которые читают в субботу) так: «Барух Ата А-Шем Маген Давид» — «Благословен Ты, Б-г, — Защита (Щит) Давида».
Однако в Талмуде нет упоминания о шестиконечной звезде как символе этой Защиты.
Упоминание о «Щите Давида» мы встречаем также в Пророках (Шмуэль II 22:36) и Писаниях (Тэилим 18:36). Царь Давид говорит о «Щите», восхваляя Всевышнего, Который защищает и спасает его. Однако там тоже нет упоминания о шестиконечной звезде.
Существует мнение, что щит царя Давида, с которым он выходил на войну, имел форму шестиконечной звезды. Так объясняют, почему шестиконечная звезда получила название «Маген Давид». Однако этому нет подтверждения в традиционных еврейских источниках. Более того, есть упоминание, что на щите Давида была изображена Менора (рав Йосеф Леви, «Мин-аг Исраэль Тора», Орах Хаим 90:4).
В Талмуде (Санхедрин 95а) сказано, что Всевышний, защищая Давида, совершил для него два чуда: одно над землей, подняв Давида в воздух[i], а одно под землей (см. Шмуэль I, 24). Это также может служить объяснением, почему «маген Давид» был именно шестиконечной формы. Человек в силах защитить другого человека с четырех сторон, а Всевышний защищает его также сверху и снизу, т. е. — с шести сторон.
Рав Мойше Файнштейн (респонс «Игрот Моше», Орах Хаим 3:15) также пишет, что у нас нет традиционных источников, в которых шестиконечная звезда называлась бы «маген Давид», но звезда может символизировать власть Всевышнего над всем миром — над всеми «шестью направлениями». А поскольку Давид всегда уповал на Всевышнего и Его защиту, шестиконечная звезда ассоциируется с его именем.
В других культурах также можно встретить этот символ. Тем не менее, уже в средние века изображение шестиконечной звезды появляется на еврейских могилах и книгах в качестве еврейского символа. Затем шестиконечную звезду начинают изображать в синагогах на завесах ковчега, где хранятся свитки Торы, и на других предметах. Так в ходе истории шестиконечная звезда превращается именно в еврейский символ, прочно «закрепляется» именно за евреями.
Лидеры сионистского движения также стали использовать шестиконечную звезду в своей атрибутике и, в конце концов, шестиконечная звезда появилась даже на флаге государства Израиль.
Что касается Вашего вопроса о ношении цепочки со звездой Давида: существует распространённое заблуждение, якобы, как христиане носят крестик, так иудеи носят звезду Давида. Это неверно, Звезда Давида — это просто украшение, она не имеет никакого отношения к религии, тем более, никто не обязан ее носить.
Более того, как и любое другое украшение, его могут по желанию носить и неевреи. В религиозных кругах ношение подобного украшения также не очень распространено.
Тем не менее, поскольку, как было сказано выше, звезда Давида является общепринятым еврейским символом, некоторые люди носят это украшение именно для того, чтобы заявить и подчеркнуть, что они евреи. В сегодняшнем мире, при росте антисемитизма, это поступок, заслуживающий уважения. Его можно рассматривать, как желание выразить свою идентичность, еврейскую душу. Для некоторых людей это единственная связь с еврейством, которая у них осталась, и они всеми силами стараются ее не потерять.
В этой связи уместно вспомнить вопрос, заданный известному современному раввину раву Ицхаку Зильберштейну. Одна еврейка опрометчиво ответила на ухаживания араба и в результате оказалась в арабской деревне, в плену у «мужа»-араба. У них родился сын. Женщина, сделала мальчику татуировку в виде звезды Давида, чтобы он помнил, что он еврей, и чтобы ни одна арабка не захотела выйти за него замуж. Вопрос заключался в том, насколько строг запрет, который она нарушила, сделав татуировку.
Таким образом, мы выяснили, что цепочка со звездой Давида — это просто украшение, носить его вовсе не обязательно. Некоторые носят это украшение для того, чтобы заявить о своем еврействе. При этом стоит помнить, что еврейство не ограничивается ношением звезды Давида. Настоящее еврейство — это жизнь по Торе и соблюдение заповедей Творца.
С уважением, Яков Шуб
[i] В трактате Сангедрин (95а) рассказано об Авишае, слуге царя Давида, который с помощью Имени Б-га «задержал» царя Давида в воздухе, чтобы тот не упал на вражеское копьё.
Еврейская одежда
Мы не намерены отвечать на этот вопрос, а просто познакомимся с одеждой религиозных евреев, перелистаем живой журнал мод начала позапрошлого века. Впрочем, прежде чем начать исследование гардероба, вспомним одну историю, содержащую тень ответа на сакраментальный вопрос «Почему?!».
Итак, в середине XIX века появилась среди евреев небольшая, но агрессивная группка «просвещенцев» — идеологов ассимиляции.
Первое, что они сделали — сменили традиционную еврейскую одежду на нееврейскую. Один из таких просвещенцев пришел как-то к раби Шолому Рокаху из Белза и ехидно так, с подковыркой, спрашивает: — Ребе, расскажите, во что одевался праотец наш Авраам?
Знаете, есть такие вопросы, которые задают не для того, чтобы получить ответ. Тонкий такой намек: Авраам-то наверняка не ходил в черном сюртуке!
Улыбнулся ребе умнику и ответил: — Я не знаю, сынок, ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, — и одевался иначе.
Вот вам вкратце вся идеология, стоящая за необычной и анахроничной, на первый взгляд, еврейской одеждой.
Итак, займемся переучетом. Среди всего разнообразия шапок, шляп, сюртуков и поясов можно выделить два безусловно обязательных для еврея атрибута одежды: ермолку (или кипу) и талит катан. Слово «ермолка» происходит не от русского имени Ермолай, как толкуют его иногда русскоязычные израильтяне, а от слов йерэ малка — то есть «боящийся Владыки».
Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа-Шеарим в Иерусалиме. Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шелковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырех — и восьмиклинные. Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер. Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.
Вторым обязательным компонентом одежды является четырехугольная накидка с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит кaтaн или арбеканфес может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк.
Если среди восьми нитей кисти вы заметили две (или одну) синего цвета — знайте, что перед вами вероятно Радзинский хасид, а может быть и Ижбицкий. Дело в том, что секрет изготовления тхэйлет — синей краски, которую получают из особого моллюска под названием хилозон утрачен около двух тысячелетий назад и был открыт заново в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Его рецепт краски тхэйлет не был признан большинством раввинов того времени и вошел в употребление только в считанных общинах.
Талит кaтaн, как правило, сделан из белой шерсти с черными полосами. Углы укреплены накладками из простой ткани или шелка, через отверстия в углах продеты нити цицис — кисти заповеданные нам Торой.
У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.
Вернемся к головным уборам: поверх ярмолки еврей почти всегда надевает шляпу или шапку. Это может быть и кепка старого европейского покроя, такую носят обычно, старые хасиды из России и Польши. Кепка этого покроя называется каскет (кашкет или дашек) и свидетельствует, как правило, об особо ревностном отношении ее хозяина к сохранению того фасона одежды, которого придерживались его дед и отец. Отдаленно похожие на каскет серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков — последователей р. Вэлвэлэ из Бриска.
В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По ее форме и фактуре часто можно узнать о хозяине куда больше, чем, скажем, из его удостоверения личности. Существует (по словам торговцев шляпами) 34 основных типа этого головного убора, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина.
Простой литвак или Любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Особо ревностные хабадники сделают на шляпе второй, еле заметный поперечный залом и сдвинут ее на лоб, как делал Любавический Ребе. Литвак, занимающий высокое положение в общине (дайон, ройш ешива), сменит кнейч на шикарную и дорогую шляпу гамбург — не только без заломов, но и без вмятин от пальцев на куполе и утрированно отогнутых вверх полях. Человек, надевший гамбург, получает, как правило, самые почетные вызовы к чтению Торы, поэтому шляпу этого фасона принято называть еще мафтир-гитл. Понятное дело, вызов к Торе на мафтира владелец гамбурга получает не за правильный выбор фасона шляпы.
Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. И кнейч, и капелюш, и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета — почти наверняка венгерский хасид: Вижницкий, Белзский или Сатмарский.
Вопрос на засыпку, для специалиста: как отличить Белзского хасида от Вижницкого? Одежда неотличима, один к одному. Но шляпа самет выдаст: у Вижинцера черная лента шлайф завязана справа, у Белзера — слева.
Жалкой пародией на самет выглядит плуш — традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми. На профессиональном жаргоне она называется флиикер-теллер — летающая тарелка или супер. Как ни называй, а вместить в неё голову обычного размера нелегко: поля-то широкие, но высота тульи — всего десять сантиметров.
Третий тип головного убора (не шляпа и не каскет) надевают только хасиды и только в особо торжественных обстоятельствах: в Шаббат, йом тов, на свадьбе, встречаясь с ребе. Речь вдет о меховых шапках, которые обычно собирательно называют штраймл. Штраймл штраймлу рознь: есть больше двух десятков типов. Обычно, это черная бархатная ермолка, отороченная черными или коричневыми лисьими или соболиными хвостами. В первом приближении можно выделить три большие группы штраймл: широкий и низкий, правильной цилиндрической формы — собственно штраймл, низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые — называемые чернобыль (разумеется, не в честь взорванного реактора) и, наконец, сподик, высоченная черная меховая циллиндрическая шапка. Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобыль — украинские, а сподик — польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл — высокий штраймл из соболиного меха (в таком ходил, например, покойный Ребе из Богуша), колпик — нечто среднее между сподиком и штраймл (такую шапку носил шестой Любавичский Ребе). Главы разных хасидских дворов Ружинской династии носят обычный штраймл, но ермолка, вшитая в него, не куполообразная, а конусообразная, остроконечная, высокая.
Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершенолетия, бар мицвы — в тринадцать лет.
С головными уборами, в основном, мы познакомились. Попробуем разобраться в остальном.
Прежде всего, нам надо научиться отличать хасидов от литваков и сефардов (которые в подавляющем большинстве учились или учатся в литовских ешивах и как две капли воды похожи на литваков, по крайней мере, по части одежды).
Первый классический признак: галстук. Только литвак наденет его. Исключение составляют Ружинские хасиды. Вообще же хасиды испытывают к галстуку нескрываемое отвращение и называют его геринг (селедка) или экэлэ (хвостик). Стоит сказать два слова о причине этой галстукофобии. Хасидский фольклор объясняет ее тем, что первым действием в процессе завязывания галстука является узел, имеющий форму креста. О том, насколько евреи любят крест, не стоит распространяться.
Второй отличительный признак хасида — борода. Большинство хасидов никогда не подстригают её в соответствии с рекоммендациями Коболы, и уж конечно, не сбривают «под ноль». Подавляющее большинство литваков регулярно подстригает, «правит» бороду, можно встретить и чисто выбритых (разумеется, разрешенным по их мнению способом) студентов литовских ешив. Главным образом это — неженатые ешиве бохеры.
В Шаббат одежда литвака немногим отличается от будничной формы: некоторые, правда, сменят короткий пиджак на длинный сюртук, называемый фраком. Фрак не имеет карманов и застегивается, как и вся традиционная еврейская мужская одежда, таким образом, чтобы правая пола накрывала левую, то есть, по нееврейским стандартам «по-женски». Фрак имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где вы привыкли видеть хлястик). Как две капли воды похож на литовский фрак Любавический сюртук. Как же отличить одно от другого? Любавичер, входя в синагогу, подпоясает сиртук шелковым черным поясом, гартлом. Литвак гартлом не пользуется.
Остальное разнообразие верхней одежды можно разделить на: капоты (рэкл), халаты, бекечи (то есть бекеши), жугшцы (джубе) и т. д. Черная капота — обычная будничная одежда большинства хасидов. По особенностям покроя капоты можно идентифицировать её обладателя. Венгерские хасиды (Белз, Вижниц, Спинка) носят особенно длинные, наглухо закрытые капоты из простой ткани, часто с фактурными, но тоже черными полосами. Капота польского хасида чуть короче и имеет глубокий разрез, шлиц сзади.
О степени консерватизма общины и отдельно взятого хасида можно судить по лацканам: если они закруглены — значит перед нами ревнитель старой моды. Если лацканы заострены — перед нами вольнодумец. Разумеется, вольнодумец в терминах первой половины прошлого века. Часто, чтобы определить происхождение хасида по его капоте нужен особо зоркий глаз: например, одежда Сатмарского хасида отличается от других венгерских капот тем, что вместо трех пуговиц на ней красуются шесть — два ряда по три.
Халаты — как правило одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки — для занятий в ешиве или койлеле.
В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ — бекече.
И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетеным из черной шелковой нити или ткани. Плетеный пояс может представлять собой гладкую ленту — открытый гартл, или ленту, продольно свернутую в двойную трубочку — закрытый гартл. Открытые гартлы носят польские, белорусские, украинские хасиды. Закрытые — венгерские и румынские.
По ширине гартла можно часто знать, каков социальный статус хасида. Раввины и дайоним наденут пояс шире, чем простые мастеровые и торговцы. Впрочем, это правило не относится к Белзским, Гэрским и некоторым другим хасидам.
Продолжая экскурсию сверху вниз, от ермолки и шляпы к туфлям, мы добрались до фасона брюк. С ними — проще всего: хасид носит или обычные черные брюки, или еалб-гойэн — брюки до колена. Брюки (полной длины) могут также иметь манжет, но это скорее дело вкуса, чем общинной принадлежности.
Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязыват штанину шнурком под коленом и надевают на нижнюю часть ноги черные гольфы — зокн — до колена. Некоторые (например, Вижницкие) в Шаббат сменят черные гольфы на белые. Другие (например, Белзские) надевают белые гольфы только по праздникам. Дилетант может принять брюки Гэрского хасида за венгерские галб-гойзн. Дело в том, что хасидей Гэр заправляют брюки (обычной длины) в черные гольфы. Эта форма одежды называется козак-зокн — «казацкие» гольфы. В самом деле, крупные и бравые на вид Гэрские хасиды удивительно похожи на казаков в своих длинных черных атласных сюртуках, папахах-сподиках и с подобием черных сапог на ногах.
Нашу прогулку мы завершаем на последней станции: обувь. Многие хасидим носят туфли без шнурков, с тупым носком и низким подъемом. Некоторые хасидим, например Чернобыльские и Сквирские одевают на Шаббат большие кожаные сапоги.
Мы познакомились с азбукой черной одежды, но остались неизученными одежды другого цвета.
Носят их, главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Мео Шеорим. В будни они выглядят так: плуш (летающая тарелка) на голове, под ней — вайсе ярмулке — белая вязанная ермолка с кисточкой в центре купола. Белая рубаха, шерстяной талит кaтaн, жилет и кафтан из особой ткани (по еврейски кафтн). Ткань кафтна — белая или серебрянная с черными или темно-синими полосами. Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Йерушалаим. В Шаббат летающую тарелку сменит чернобыльский или обычный штраймл, а вместо кафтна с серебряным фоном хасид наденет золотой. Полосы, как и на будничной одежде — черные или темно-синие. Кафтн перехвачен двумя поясами — узким, который обычно не виден, а поверх него — белым шелковым, шириной в 10-12 сантиметров с тонкими, еле заметными поперечными черными полосами. Поверх кафтана иногда (а в Шаббат и праздник — обязательно) накинута коричневая атласная бекеша с расшитым воротником.
Мы не упомянули еще очень многое — золотые парчовые халаты и бекеши хасидских ребе, типы бород и пейойс, одежду детей и женщин.
Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов говорил, что память — единственный ключ к освобождению. Эти капотэс видели на своем веку многое: погромы проклятого Хмельницкого и чёрной сотни, они горели в печах нацистских лагерей и были свидетелями арабских погромов в Эрец Исроэль. Это наша живая память. Но мало видеть в еврейских одеждах только знак памяти, дань прошлому. Это — живой быт живых еврейских общин. Капоты и штраймлэх, режущие глаз «всему прогрессивному человечеству», останутся еврейской одеждой и тогда, когда «современная мода» безнадежно устареет и займет свое место в пыльных чуланах.
Что носят евреи на шее вместо креста
как отличить сторонника других религий, какие отличительные особенности?
Если имеются в виду условные и самы распространенные символы, то они таковы:
христиане, как упоминалось, крест:
Православные христиане — такой крест:
христиане-католики — часто с распятием:
В исламе символ религии- полумесяц:
Иудеи носят звезду Давида:
Буддисты могут носить Дхармачакра — «колесо закона»
или символ Солнца свастику (можно спутать с нацистами-фашистами)
Сторонники зороастризма носят «фаравахар» — крылатый диск:
Поклонники даосизма носят «Инь и Ян»:
Бахаи носят 9-тиконечную звезду:
Оккультисты носят часто пентаграмму:
Перевернутая пентаграмма с головой козла — «печать Бафомета»- символ сатанистов:
Потому что все это — амулеты, а Ислам крайне негативно относится к подобного рода вещам, как ведущим к многобожию. Ведь Единобожие (араб. — Таухид) — основной посыл и столп мусульманской веры, без которого все остальное не имеет смысла.
у иудеев тоже хватает своих символов — Цицит, шапочки, пейсы, коробочки на головах и много чего еще.
У мусульман на сколько я могу судить есть чётки для молитв, есть кулоны в виде полумесяца, есть священный камень мусульман ( чёрный камень ).
И потом, практика носить крестик на груди существует не у всех христианских конфессий, по большому счету у православных, католиков — протестанты на сколько я знаю почти не носят крест, а если и носят — то не считают его за некую магическую вещь, талисман и тому подобное.
вы видели как Кадыров и его мусульманская община в Чечне получали в подарок исламские святыни — две чаши пророка и его волосы? Годится? )
Подобие мощей в исламе тоже запрещено)) Не будем брать отдельных личностей
тем более таких сомнительных)
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (9:31)
Сказал имам Ибн Кудама: «Не разрешено устраивать места поклонения на могилах, поскольку Пророк сказал: «Проклял Аллах иудеев и христиан, взяли они могилы своих Пророков мечетями – остерегайтесь же того, что они сделали!». И также потому, что выделение могил молитвой около них – уподобление возвеличиванию идолов суджудом у них, и приближением к ним, и передано нам, что началом поклонения идолам было возвеличивание мертвых, посредством создания их изображений, и протирания об них, и молитвы у них». См. «Аль-Мугни», 2-388
в христианстве тоже не во всех течениях поклоняются мощам, крестам и прочим предметам. Я например христианин и не имею фетишей для поклонения — ни священных предметов, ни даже священных дней.
Это скорее всего отголоски язычества, перекочевавшие в христианство, в ислам.
К рест стал одним из любимых символов во всем мире, представляя собой абсолютное самопожертвование Христа и тот момент, когда была принесена плата за грех. Он напоминает верующим о встрече небес и земли, о благодати и праведном суде, и о событии, на которое указывали все предыдущие жертвы на протяжении веков. Однако для других людей крест несет много груза и отрицательный подтекст. Люди могут думать, что они знают все об этом символе и о том, что он представляет, но вот несколько вещей, которые могут быть новыми для вас.
В Книге Чисел, гл. 2 Бог дает четкие инструкции о том, где каждое племя должно расставить свои палатки по четырем направлениям компаса: три племени на севере, три на юге, три на востоке и три на западе. Но интересно то, что количество людей в каждом племени не было равным. Мы находим:
64 600 + 54 400 + 57 400 (Иуда, Иссахар и Завулон на востоке) = 186 400
46 500 + 59 300 + 45 650 (Рувим, Симеон и Гад на юге) = 151 450
40 500 + 32 200 + 35 400 (Ефрем, Манассия и Вениамин на западе) = 108 100
62 700 + 41 500 + 53 400 (Дан, Асир и Неффалим на севере) = 157 600
Является ли это совпадением? Я не думаю, что Бог создает простые совпадения. Он допустил увеличение племен, как посчитал необходимым, и Он специально организовал их вокруг Своей скинии. Израиль двигался по пустыне, следуя за своим Богом в облаке и образуя крест везде, где они разбивали лагерь.
Для еврейского народа знак креста может спровоцировать реакцию, подобную реакции на свастику. Зачастую христиане не знают, что еврейский народ страдал во имя креста, и поэтому они не понимают сильной, негативной реакции на него. Вот как это произошло: после того, как евреи были изгнаны из Израиля вскоре после дней Иисуса, многие евреи со временем мигрировали на Запад, а многие поселились в европейских странах. Христианских странах. Может быть, там они имели шанс услышать Евангелие так, чтобы оно имело смысл для них? Испытать христианскую любовь и получить откровение о Мессии? К сожалению, произошло обратное. На протяжении многих веков евреи подвергались не только жестокой дискриминации, но и были подвергнуты пыткам и убиваемы людьми, размахивающими крестами. Христианами. Страна за страной насильственно изгоняли свое еврейское население, если те не обращались в христианство. Но христианство походило на идолопоклонство в глазах еврейского народа, который получил точное послание о том, что Бог один, а не что есть три Бога. Поклонение статуям и крестам казалось им нарушением самой первой заповеди. Столкновение было суровым, а репрессии – беспощадными.
Надеюсь, вы можете начать понимать, почему у еврейского народа постепенно развивалось сильное отвращение к символу того, что, по их мнению, было источником ненависти, которой они подвергались.
По этой причине израильские общины, которые пытаются побудить еврейских неверующих чувствовать себя желанными в обстановке, где они могут встретить своего Мессию и услышать добрую весть, часто избегают помещать крест на любом видном месте. Вы можете увидеть символ Меноры, представляющей Иешуа, но в целом атрибутика сведена к минимуму. Так сознательно создаётся среда, в которой еврей может чувствовать себя доброжелательно и свободно находиться в этом месте благословения; в такой атмосфере не провоцируется негативная реакция на крест, прежде чем он сможет услышать послание. Евангельские трактаты на иврите, используемые в Израиле, иллюстрируя искупление за грех, приводят изображение ягненка на алтаре, а не изображение креста. Таким образом, послание креста проповедуется, но сам символ, со всеми его негативными ассоциациями, обычно избегается.
Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит [держится вместе]. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. (Кол. 1:15-20)
Крест не опционален – это единственная надежда на спасение и жизнь, которая у нас есть! Сатана украл этот мощный символ у еврейского народа и превратил его в нечто, вызывающее у них ужас, но мы знаем по Слову Божьему, что однажды весь Дом Израиля увидит крест новыми глазами и поймет, что он значит и для них:
«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской. И будет рыдать земля, каждое племя особо” (Зах. 12:10-12).
Подобно тому, как племена располагались, образуя крест, за тысячи лет до распятия, так и у колен Израиля будет откровение о том, что означает этот символ – род за родом, – и они придут к покаянию, ведущему ко спасению. Старое будет смыто – еврейское неверие и жестокость нееврейской церкви на протяжении веков, – и все станет новым. Два направления бревен креста, вертикальное и горизонтальное, напоминают нам, что, как небо и земля встретились и были вновь соединены посредством жертвы Мессии, так и горизонтальная перекладина говорит о восстановлении, которое крест также вносит в наши отношения друг с другом.
Бог примирит всё в Себе, созидая мир через кровь Его креста – как на земле, так и на небесах.
[1] Броуди Роберт. Геоним Вавилонии и формирование средневековой еврейской культуры. Издательство Йельского университета, 1998. Введение.
[2] Цфат в шестнадцатом веке: город легистов и мистиков // Исследования по иудаизму. Вторая серия, 202-328. – Филадельфия: Еврейское общество публикаций Америки, 1908. С. 270.