что носят бедуины на голове
Что носят на голове восточные мужчины: Тюрбан, тюбетейка, феска и др
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Тюбетейка
Этот головной убор чрезвычайно популярен у многих народов, его издавна носили в Поволжье и на Урале, на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии. Привычное для русского уха название закрепилось благодаря созвучию с татарским «тубэтэй», то есть «шапочка». В других же языках тюбетейка носит разные имена, у азербайджанцев это «арахчын», узбеки называют ее «дуппи», но, например, в Самарканде этот головной убор уже зовется «калпок».
Тюбетейкам отводилась не только практическая роль – защищать голову от летней жары и зимнего холода. В старину она служила своему хозяину и как оберег – считалось, что этот головной убор способен защитить от недоброго глаза.
Тюбетейки шили по-разному: в форме конуса или четырехклинными, плоскими или островерхими, из нескольких слоев шелковой, бархатной ткани, сукна или сатина, украшали орнаментом – вышивкой или бисером. Изготовление тюбетеек традиционно было женским занятием, носили же этот головной убор все – и мужчины, и женщины, и дети.
В сороковых-пятидесятых годах прошлого века в СССР произошел настоящий бум этих головных уборов, когда тюбетейки стали носить по всей стране. Эту «моду» привезли из среднеазиатских республик те, что возвращались домой из эвакуации.
Тюбетейку могли носить как самостоятельный головной убор либо наматывая поверх нее тюрбан.
Тюрбан (чалма)
Может показаться, что тюрбан – один из атрибутов ислама, но это не так. Большой кусок ткани, обмотанный вокруг головы, а именно это представляет собой тюрбан, – очень древнее изобретение человека. Такие головные уборы носили еще в третьем тысячелетии до нашей эры, это подтверждают находки, относящиеся к культуре Древней Индии и Месопотамии.
Ношение чалмы или тюрбана было связано с общественным положением, например, в Индии низшим кастам иметь такой головной убор было запрещено. А о значении тюрбанов можно судить по драгоценностям, что украшали их. Например, знаменитый алмаз «Кохинур», который сейчас находится среди камней британской короны королевы Елизаветы, на протяжении нескольких веков украшал головной убор раджей из династии Малавского султаната. Легенда гласила, что если камень упадет с тюрбана, народ Малвы попадет в рабство. Так, в сущности, и произошло – когда жена раджи передала алмаз в попытке умилостивить завоевателей, государство было уничтожено и стало частью империи Великих Моголов.
Считается, что в мире существует больше тысячи способов завязывания тюрбана – головные уборы выходят разными по форме, количеству складок, по тому, где располагается конец ткани – сбоку или на спине. Различаются и цвета тюрбанов у разных народов и социальных групп. Для мусульманина обычным является белый, носят также черный или зеленый тюрбан. У шиитов, как и у индийцев и пакистанцев, принято носить чалму без других головных уборов – фески или тюбетейки.
Традиционно этот головной убор носили лишь мужчины. Но с началом Возрождения и женщины стали сооружать тюрбаны. И восточная мода, в свою очередь, заимствовала европейские идеи – что произошло, например, в Османской империи, когда султан Махмуд II принял решение поменять внешний облик чиновников и солдат, включая и их головные уборы.
Феска
Считается, что фески носили в Византии, а возможно, и раньше, в Древней Греции. Свое название головной убор получил от марокканского города Фес, где изготавливали такие шапочки, а главное – окрашивали их в красный цвет. Слово «феска» вошло в обиход османов, увидевших когда-то давно такие головные уборы в своих африканских провинциях, Тунисе и Марокко. Марокканцы и сейчас относят феску к элементам своего традиционного наряда, ее надевают и высокопоставленные должностные лица во время официальных мероприятий.
С двадцатых годов прошлого века, когда реформы Ататюрка затронули и национальный костюм, ношение фески, как и тюрбана, в Турции было запрещено и наказывалось штрафом или арестом.
Куфия
Самым простым из восточных головных уборов у азиатских и африканских народов стала куфия – платок, который защищал голову и лицо от солнцепека и песка, а еще – от холода, поскольку куфия использовалась в пустыне, где ночью температура сильно падает. Считается, что этот головной убор начали носить в городе Эль-Куфе – отсюда и название.
На территории юго-запада Азии, Аравийского полуострова, севера Африки, включая Сахару, куфия стала неотъемлемым элементом мужского гардероба. Чаще всего ее носили с обручем черного цвета – икалем, который придерживал платок на голове, в Саудовской Аравии икаль не использовали, а в Омане куфию повязывали вокруг головы на манер тюрбана. В Иордании и Палестине появился особенный способ ношения этого головного убора – арафатка, по имени лидера Палестины Ясира Арафата.
Традиционные цвета куфии – белый и красный. С приходом на восток солдат Британской империи, куфию стали носить и европейцы, ее называли «шемаг». Носили не из соображений моды – скорее, это был самый удобный способ защититься от жаркого южного солнца. А вот в мировые тренды куфия попала на рубеже тысячелетий.
Тагельмуст
Одну из разновидностей восточных тюрбанов издавна носили туареги – один из народов Северной Африки. Тагельмуст – это головной убор из хлопковой ткани, соединенный с вуалью – он закрывает и голову, и лицо. По обычаям туарегов этот кусок ткани достигает десяти метров в длину, а сама материя должна быть синего цвета – она окрашивается вручную по собственной технологии этого народа. Тагельмуст может передаваться по наследству.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как правильно носить и завязывать мужскую арафатку?
В XXI веке в моде появились универсальные платки из Палестины, получившие название «Арафатка». Носить эту удобную вещь можно в повседневной жизни, на службе в армии, в путешествиях, да и просто в случаях, когда нужно утеплиться (и головной убор, и платок на шею), внести в образ новую деталь или использовать в экстремальных случаях. Как и откуда пришла арафатка в европейское общество, как носить и с чем сочетать — поговорим детальней.
Что такое арафатка?
Начиная с 2000 — х годов, кутюрье активно используют эту деталь гардероба в мужские коллекциях одежды. Некоторые считают арафатку символом антифашизма или демонстрируют новые образы, примыкая к субкультурам. Военные используют головной убор, неся службу в жарких странах (Ирак, Афганистан, Сирия и пр.). Такое широкое применение в мире заслуживает внимания.
Происхождение
Название «арафатка» русское. Первоначально платок, изготовленный из хлопка и шерсти, упоминается как «куфия». Именно Эль — Куфа, арабский город — родоначальник этой детали гардероба. Затем универсальная вещь приобрела популярность и в других арабских государствах, стала настоящим символом мужчины Востока. Появились иные названия — «гутра», «шемаг» («шемах»).
На территории СНГ арафатка получила такое название в период обострения конфликта в Палестине в 1980 — х г., когда известный политический лидер Ясир Арафат был в центре внимания. Он под любую одежду надевал куфию и повязывал особенным образом: спускавшийся на плечи угол ткани напоминал очертания исторической части Палестины.
Описание
Мужская арафатка представляет собой широкий платок (размеры 1х1м, 1х1,10м, 1х1,25м), использующийся как защита в жарких странах (ОАЭ, Египте и других) от палящих лучей солнца, песка, высокой температуры. Кроме практического применения жителями арабских стран и военными, куфия предлагается и как стильная деталь мужского образа. Отличить арафатку от других головных уборов легко.
На заметку: Арабские шейхи не изменяют традициям и сегодня. Они носят куфии исключительно из хлопка, иногда с добавлением шерсти.
Оттенки: розовый, фиолетовый, малиновый, клетчатые черно — белые, черно — красные, желтые с черным, оливковые с черными и коричневыми рисунками в военном деле. Основное — пестрый орнамент и тонкая ткань, защищающая мужчину от перегрева и переохлаждения в одинаковой степени.
Особенности аксессуара
Рисунок на платок не накладывается посредством печати на ткань. Изюминка данного мужского головного убора в искусном переплетении контрастных по цвету нитей (красная + черная и другие варианты). К тому же существует 2 вида платка: тонкий, хорошо пропускающий воздух, для летних месяцев или мужчин, которые живут в жарких странах; зимний, изготовленный из шерсти, хлопка и шерсти, плотный, защищающий шею и плечи, голову от холодного воздуха.
Важно! Сейчас мужчины могут приобрести арафатку и на территории РФ, других стран СНГ, в Европе, в магазинах и интернете. И вовсе не обязательно просить привезти друзей экзотический платок из Египта.
Существует несколько видов куфии для мужчин, в зависимости от места их производства. Шумаг из Сирии имеет отличительную особенность — у такой арафатки нет кистей. Остальные виды, сделанные в Марокко, Аргентине и других южных странах, имеют небольшие отличия в рисунках, цветовом решении и способе переплетения нитей.
Носят ежедневно арафатку мужчины арабских государств, начиная от северной части Африки и востока Азии и заканчивая пустыней Сахарой. Причем в Омане предпочитают наматывать куфию сложным образом, в виде тюрбана, а в Саудовской Аравии попросту накидывают на голову, как обычный платок.
Нередко мужчины применяют специальный обруч Эгаль (Игаль), черного цвета, призванный поддерживать куфию. Особенно он популярен в Палестине и Иордании.
Интересно: Игаль (араб. — «замок»), согласно историческим исследованиям, это веревка, которой стреноживали верблюдов бедуины. На ночь игаль скручивался в несколько слоёв и повязывался на голову. Веревка была всегда под рукой и дополнительно служила защитой.
Сейчас игаль — 2 тонких шнура черного цвета, элегантно поддерживающие мужскую арафатку. Под ней обычно надевается легкая тюбетейка из кружева. Черный цвет считается траурным: так арабы скорбят об утере Андалусии.
Мужские арафатки: как завязать и с чем носить
Основное правило — должно быть удобно и комфортно, функционально и практично. Как правильно мужчинам завязать арафатку и с чем она будет смотреться действительно гармонично, читайте ниже.
С чем сочетать
Если мужчина не военный, а просто хочет выглядеть стильно, то следует знать некоторые правила ношения мужской арафатки. Подойдут стили кэжуал или милитари, но никак не классический костюм. Ещё нужно учесть следующее.
Арафатку полюбила молодежь, но и мужчины старшего возраста могут беспрепятственно использовать аксессуар в гардеробе. Чтобы образ в итоге был гармоничным, нужно уметь правильно завязать платок.
Правила завязывания
Мужчины, живущие в европейских странах предпочитают использовать арафатку в виде шарфа, реже — на голове. И способов красиво завязать арафатку существует несколько.
На шее
Предлагаем оригинальные и функциональные варианты, как завязывать мужские арафатки на шее. Носить платок таким способом совсем несложно.
Такой аксессуар прекрасно защитит мужчину от холодов в межсезонье, а в летний зной спасёт от солнца и пыли. Можно выбрать контрастные или однотонные оттенки арафатки, в зависимости от общего цветового решения в одежде. Платок на шее придаст оригинальности и освежит любой повседневный образ любого мужчины, особенно если выбрать яркий оттенок.
На голове
Для мужчин славянского происхождения ношение на голове куфии — не совсем привычный вариант в отличие от банданы, но в некоторых случаях такой головной убор весьма кстати, особенно на природе. Как лучше носить мужскую арафатку — подробная инструкция ниже.
В обычный день для придерживания мужской арафатки на голове обычно выбирают кольца темного или черного цвета, а для праздников или торжества чаще используют кольца более светлых или ярких оттенков. Однако, их тон обязательно должен гармонировать с оттенком арафатки.
Использование мужской арафатки — альтернативные варианты
Кроме общепринятых известны и другие способы, где мужская арафатка может пригодиться. Особенно полезна она в походах, на отдыхе (рыбалка, охота, пеший туризм). Также мужчина может использовать арафатку в качестве временного зонта, веревки или полотенца. Некоторые мужчины даже применяют арафатку при переносе вещей в виде мешка.
Арафатка мужская военная
Основная роль военной мужской арафатки в функциональности и практичности. В армии она помогает защитить лицо и шею от жары, пыли и песка, голову и плечи от перегревания при прохождении службы в жарких странах.
Но также оливковые и коричневые цвета могут сделать куфию на лице солдата практически незаметной: платок в виде маски будет сливаться с формой и скроет лицомужчины от неприятеля.
При ранении из арафатки можно скрутить поддерживающий жгут для руки. А в экстремальных условиях платок сослужить мужчине вместо портянки.
Для чего нужна мужчине арафатка в современных условиях жизни?
Ответ на вопрос прост: для военных это защита и вспомогательная вещь, удобная и универсальная в использовании. То же можно сказать и о любителях туризма и отдыха на природе. А вот модникам арафатка полюбится: станет оригинальным аксессуаром и сделает образ незабываемым.
Si vis pacem, para bellum!
25/06/2012 Куфия как элемент военной формы
В знойных уголках земного шара арафатка обеспечивает надежную защиту от солнца, а так же защищает лицо от пыли и песка.
Состав куфии — хлопок или шерсть, что позволяет ей сохнуть быстро и держать голову владельца теплой.
Помимо основного назначения имеет несколько других вариантов использования:
* Как защита головы, шеи и глаз от солнца или снега, ветра, песка и пыли.
* Как средство маскировки — для сокрытия лица.
* Как шарф вокруг шеи — сохраняет высокую температуру в холоде и защищает шею в жарких солнечных условиях.
* Как небольшой зонт.
* Как петля для поддержки раненой руки.
* Как портянка — замена потерянного носка.
* Как мешок для переноса оборудования.
* Как короткая веревка.
Некоторые утверждают, что характерный клетчатый узор куфии в Палестине и Иордании идет от англичан, а до этого веками арабы носили белые или цветные, но строго однотонные куфии. В прошлом веке англечане добавили клетчатый узор в расцветку куфии бедуинов-солдат своего Арабского Легиона – военного подразделения из арабов с британскими колониальными офицерами во главе. И палестинцы, и иорданцы составляли костяк вышеупомянутого британского Арабского Легиона, созданного в 1920-х годах, после ухода с этих земель турок-османов, на подмандатной территории Палестины, и включенного в 1956-м году в армию независимого Королевства Иордании.
В течение многих лет, ношение куфий было повсеместным среди британских солдат, которые теперь называют их шемаг (shemagh). Их использование некоторыми формированиями вооруженных сил и полиции прежней Британской империи относится ко времени перед Второй Мировой войной. Из-за удобства шемаги были приняты на вооружение палестинской полицией, пограничными силами Иордании, суданскими Силами Защиты, арабским Легионом, британскими SAS, не считая других, которые носили их, находясь в Северной Африке. После войны, их использование армией как элемента военной формы продолжилось и в пустыне и в умеренных широтах.
С началом войны с терроризмом, шемаги, обычно оливковые, с серым или черным вышитым рисунком в армейском стиле, были приняты и американскими войсками. Их практичность в засушливой окружающей среде, в Афганистане и Ираке, объясняет их популярность среди солдат. Солдаты часто носят шемаг свернутым в треугольник и обернутым вокруг головы, защищая лицо и глаза от песка.
Шемаг также теперь используют и солдаты Бундесвера.
Как и другие элементы военной формы, типа футболок и штанов хаки, куфия недавно стала и этническим и военным шиком среди тех, кто не заинтересован ни политикой, ни вооруженными силами, и ее можно приобрести в любом военном интернет-магазине.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Куфия (араб. كوفية, kūfīyä, множ.ч.: араб. كوفيات, kūfīyāt, также: арафатка (простореч.), шемаг, шемах, keffiyeh, shemagh, shmagh, kaffiyah, keffiya, kaffiya, ghutra, hatta) — мужской головной платок, популярный в арабских странах.
Куфия является неотъемлемой частью мужского гардероба в мусульманских странах.
Служит для защиты головы и лица от солнца, песка и холода.
Получил широкое распространение на территории Аравийской пустыни, Сахары, Аравийского и Синайского полуостровов, в странах Персидского залива, на востоке Азии и севере Африки, где основное население — арабы.
Часто (но не всегда) куфия носится с обручем чёрного цвета — эгалем (аgal, (араб. عقال, iqāl) — икаль, слово, родственное «Igul» (עיגול), на иврите означающему «круг»), придерживающим платок на голове.
Наиболее популярные расцветки — белая, белая с красным или чёрным орнаментом.
В Йемене распространены разноцветные куфии.
В зависимости от региона происхождения носящего куфию человека может различаться орнамент, расцветка.
Куфия представляет собой головной платок прямоугольной формы, изготавливается из шерсти, хлопка или шелка, на него наносится рисунок в виде красных или черных полос и клеток.
В сказках «Тысячи и одной ночи» упоминается, что Куфию носили также женщины, однако без Уккаля.
Городские мужчины обычно набрасывают куфию на плечи поверх Гунбаза (кафтана).
Шелковая куфия, как правило, имеет цвет ююба, украшается золотистым рисунком, очень редко ее набрасывают на голову.
Куфия принимает законченный вид только в сочетании с Уккалем.
Уккаль представляет собой жгут, плетенный из козьей шерсти, который закручивается на голове поверх Куфии двумя кольцами и держит ее как окова.
Ношение Уккаля отличает мужчину от женщины, поэтому Уккаль стал символом мужественности, ему придается большое значение у крестьян и бедуинов.
Потерявшие близкого родственника и не отомстившие за него убийцам отказываются носить Уккаль, если же они сумели отомстить обидчикам, то снова надевают его, поскольку они тем самым доказали свое право называться мужчиной.
Некоторые платки изготавливаются из прозрачного белого шелка, украшенного золотистыми полосками (Агбани).
На такой платок надевается украшенный золотом Уккаль.
Такой головной убор надевают обычно по праздникам.
Зимой обычно носят платок из овечьей или верблюжьей шерсти.
Хлопчатобумажные платки, как правило, белого цвета, украшены полосками с геометрическим узором (колючая проволока), имеют короткие кисточки.
Повседневный Уккаль имеет вид веревки черного цвета, изготавливается из козьей шерсти, при этом два конца его свешиваются сзади на спину в качестве украшения.
Также Уккаль делается из верблюжьей шерсти: в этом случае он бывает коричневым или светлым, он толще Уккаля из козьей шерсти и закручивается на голове только один раз, при этом не имеет свисающих на спину концов.
Имеется и Уккаль обшитый золотом и серебром, он бывает светлым, черным или белым.
Под такой Уккаль надевается платок Агбани, его носят шейхи племен и знатные люди.
В прошлом эти платки применялись только по назначению. В 1914 году английский разведчик Томас Эдуард Лоуренс, известный как Лоуренс Аравийский, отметил, что арабы, проживающие в Хиджазе, иногда используют свои головные платки как подушки и мешки.
Куфия (keffiyeh) почти всегда состоит из белой хлопковой ткани, а некоторые имеют пестрый орнамент в красном или черном цвете.
Простая, белая куфия (keffiyeh) является самой популярной в Странах Персидского залива, почти исключая любой другой стиль в Кувейте и Бахрейне.
Черно-белая куфия (keffiyeh) является самым популярным в Ливане.
В течение многих лет, ношение куфии (keffiyeh) было повсеместным среди британских солдат, которые теперь называют их шемаг (shemagh).
Их использование некоторыми единицами и формированиями вооруженных сил и полиции прежней Британской империи относится ко времени перед Второй Мировой войной.
Из-за удобства шемаги (shemagh) были приняты на вооружение палестинской полицией, пограничными силами Иордании, суданскими Силами Защиты, арабским Легионом, британскими SAS, не считая других, которые носили их, работая в Северной Африке.
После войны, их использование армией продолжалось в пустыне и в умеренных широтах.
Как и другие статьи одежды военного времени, типа футболок и штанов хаки, арафатка недавно стала и этническим и военным шиком среди тех кто не заинтересован ни политикой, ни вооруженными силами.
В Европе и Америке и Австралии, черно-белая куфия (keffiyeh) стала участником молодежной моды, часто используемая как обычный шарф.
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю