что носили в средневековье девушки
Что носили женщины в Средние века?
Эпоха Средневековья, наступившая после падения западной Римской империи (в 476 году нашей эры) ознаменована глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни. Одежда длительное время была однообразной и простой, ибо христианская церковь требовала полностью прикрывать тело. Жестокие междоусобные войны, болезни, эпидемии – все это замедлило развитие культуры и определило эстетическим идеалом человека – аскета.
Фото 1 – женская одежда раннего Средневековья
В костюме Раннего Средневековья все подчиняется прямолинейным линиям, наглухо закрыты руки, плечи, грудь.
Фото 2 – представители различных сословий
По церковным канонам земная жизнь в то время представляется скорбной и греховной, а в самом человеческом теле заключен источник греха. Цвет одежды приобрел определенный смысл, особенно в парадных придворных костюмах.
Фото 3 – церковные каноны и женский костюм
Золотой цвет считался символом божественной энергии, Святого Духа, чистоты.
Наиболее популярным стал зеленый — символ надежды, цветения земли и райских садов. Голубые цвета небесного свода в костюме напоминали о бренности бытия.
Фото 3а – жители Средневековья в характерных костюмах
Фото 4 – костюмы Скандинавии
Одежда отличалась глухим, закрытым воротом. Линия талии завышена жакетом (жипом). Длинный подол юбки подобран сбоку и спереди и зaдрапирован на животе.
Фото 5 – костюмы придворной знати
Мода на драпировку была вызвана особым почитанием, которым в то время пользовались беременные женщины. Бесконечные войны, эпидемии холеры, чумы уносили тысячи жизней.
Поэтому роль женщин в обществе была нацелена на пополнение населения.
Верхней одеждой женщинам служили длинные плащи-мантии ярких расцветок. В качестве подкладки плаща использовали обычно ткань контрастного цвета. Например, красный плащ на зеленой подкладке, или отделка мехом горностая, бобра.
Фото 6 – модные образы женщин Средневековья
Поскольку почти постоянно женщины ходили в головной накидке, они не носили сложных причесок. Девушки заплетали длинные косы, или подхватывали распущенные волосы обручем вокруг головы, позволяя им свободно спадать по плечам, груди и спине. Замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Платок повязывался вплотную к подбородку и обматывался вокруг головы так, чтобы один конец падал на плечо или грудь.
Фото 7 – женские костюмы
Дополняли костюм женщины мягкие кожаные башмаки белого или красного цветов. Аристократки предпочитали обувь из шелка и парчи, украшенные вышивкой и драгоценностями.
Фото 7а – парадные костюмы
Под влиянием крестовых походов менялась средневековая мода. Из земель обетованных рыцари привозили новые ткани, такие как бархат, а также идеи новых фасонов и стилей в одежде.
Наступило господство парчи, затканной золотыми и серебряными нитями, украшенной роскошной вышивкой, жемчугом и золотом.
Фото 8 – готические костюмы из парчи
Родиной новой моды стали Италия и Франция. И это не случайно, ибо именно здесь был центр средневековой рыцарской культуры. Женские платья плотнее облегали фигуру, что придавало образу больше теплоты и изящества. Одежда повторяла линии тела от плеча и ниже талии, а пышная юбка пришивалась к корсажу отдельно.
Фото 9 – костюмы прекрасных дам
Фото 9а – готические костюмы
Рукава расширялись книзу и имели форму колокола. Более длинные рукава нижней туники шились такой длины, что края их иногда доходили до земли.
Женщины носили маленькие сумочки, которые свисали с пояса, и перчатки, а также вплетали цветы в прическу. Вуаль стала более затейливой, и превратилась в тщательно продуманный головной убор.
Больше всего в одежде и ценились богатая отделка мехами и драгоценными камнями. Среди золотых украшений часто применялись бубенчики и колокольчики. В воображении людей того времени понятие богатства и довольства тесно связывается с представлением о шлейфе, который волнами ложится вокруг ног.
Фото 11 – мода при дворе Герцога Бургундского
Фото 12 – трехслойные платья Средневековья
Что носили во Франции в Средневековье?
Французские придворные дамы XV века надевали одновременно три платья: котт, сюркотт и роб. Оба верхних платья обыкновенно имели длинный шлейф. Некоторые дамы ограничивались двумя платьями, но меньше двух не носил никто.
Вершины своей популярности готическая мода достигла в XV веке при дворе бургундских герцогов. Именно герцогство Бургундия стало законодателем моды в Европе, прежде всего в области придворного костюма.
В соборе шведского города Уппсала хранится золотое «платье королевы Маргрете Датской», которая правила всей Скандинавией в конце XIV – начала XV веков.
Фото 13 – воспроизведенное платье королевы Маргрете Датской
В настоящее время дизайнеры с мировым именем при создании коллекций одежды, за вдохновением нередко обращаются к эпохе Средневековья.
Фото 14 – костюм в стиле Средневековья из коллекции английского дизайнера А. Маккуина
Гениальная интерпретация образов далеких веков предстает в великолепных костюмах, которым рукоплещет мир моды.
Фото 15 – переплетение эпох в женских костюмах из коллекции английского дизайнера А. Маккуина
Фото 16 – эти платья создают ощущение эпохи Средневековья
Другие статьи по теме:
Вот скажите мне, как люди в те далекие времена создавали такие прекрасные костюмы? сколько времени тратили на дизайн, пошив. Сколько людей трудилось над созданием одного платья! Конечно, в таких шикарных нарядах ходили исключительно богатые люди. Бедняки ходили в чем попало.
Беременность – не болезнь, но особое состояние женского организма и психики.
На помощь приходят последние разработки медицины и опыт многодетных мам нового поколения.
да согласна с вами
привет бедняги наверно ходили в тряпках
В арабском мире почитают семейные ценности и традиции, которые не менялись на протяжении столетий. Считается, что судьба девушки предопределена ее родственниками. Они сами выбирают для нее мужа, и ее мнением никто не интересуется. Но на самом деле это не совсем так. Если жених не пришелся по душе невесте, то она имеет полное право ему отказать.
пригодилось для доклада
Медицинские и антропологические исследования показывают, что средний рост мужчин и женщин с веками постепенно увеличивался, и этот процесс, благодаря улучшению диеты и здоровья общества, за последние 150 лет ускорился. Большинство дошедших до нас доспехов XV и XVI веков подтверждают эти открытия. Однако, при составлении таких общих выводов на основе доспехов, необходимо рассмотреть множество факторов. Во-первых, полная и однородная ли это броня, то есть, все ли части шли друг с другом, тем самым давая правильное впечатление о её изначальном хозяине? Во-вторых, даже высококачественная броня, сделанная на заказ для конкретного человека, может дать приблизительное представление о его росте, с погрешностью до 2-5 см, поскольку перекрытие защит низа живота (рубаха и набедренные щитки) и бёдер (набедренники) можно прикинуть лишь приблизительно. Доспехи встречались всех форм и размеров, в том числе, доспехи для детей и юношей (в отличие от взрослых), и существовали даже доспехи для карликов и гигантов (часто встречавшихся при Европейских дворах в качестве «диковин»). Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие, как разница в среднем росте между северными и южными европейцами, или просто тот факт, что всегда были необычно высокие или необычно низкие люди, если их сравнивать со средними современниками. Среди известных исключений есть и примеры у королей, такие, как Франциск I, король Франции (1515–47), или Генрих VIII, король Англии (1509–47). Рост последнего составлял 180 см, о чём сохранились свидетельства современников, и что можно проверить благодаря полудюжине его доспехов, дошедших до нас.
Эталоны женской красоты в истории: Средневековье
4 сентября 476 года последний император Западной Римской империи Ромул Август отрекся от престола. По мнению многих историков, эта дата знаменует собой окончание эпохи Античности и точку отсчёта вступления Западной Европы в период мрачного Средневековья.
Длительный период Средних веков принято условно делить на три периода:
— Раннее Средневековье (конец V — середина XI века)
— Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI — конец XIV века)
— Позднее Средневековье или Раннее Новое время (XIV—XVI века).
Если с началом эпохи Средневековья все более или менее понятно, то насчет ее окончания многие историки придерживаются разных мнений. Я выше привела самую часто встечаемую и знакомую нам со школы градацию.
В данном обзоре речь пойдет преимущественно о Раннем и Классическом Средневековье, тем не менее некоторые из рассматриваемых традиций красоты (особенно сформировавшихся на стыке последних периодов) также будут мною рассматриваться. Кроме того, в посте я затрону тему охоты на ведьм, которая выходит за рамки периода Классического Средневековья.
Позднее Средневековье, или Эпоху Возрождения, мы подробно рассмотрим в следующем обзоре.
Положение женщины в средневековом обществе
Примеров подобного отношения более чем достаточно. Некий Никола Бийяр в XIII веке заявлял: «Мужчина должен наказывать свою жену и бить ее для ее же блага, поскольку она – часть его домашнего хозяйства, а хозяин может делать со своей собственностью все, что ему угодно». В каноническом праве также говорилось: «Совершенно ясно, что жены должны повиноваться своим мужьям и быть им почти слугами». Даже добрейший префект Парижа в XIV веке наказывал своей жене «вести себя подобно собаке, которая всем сердцем и глазами устремлена на своего хозяина; и даже когда хозяин наказывает ее и кидает в нее камни, собака, виляя хвостом, всюду следует за ним… жена должна всегда испытывать к своему мужу чувство искренней и безусловной любви».
Особое значение придавалось соблюдению женщиной умеренности и воздержанности. Почти все авторы средневековых произведений отмечают скромность, стыдливость, целомудрие как необходимые для женщины качества. Чтобы сохранить в девочке целомудрие, следует оберегать её не только от излишних плотских удовольствий, дурного общества, но и от излишеств в пище, сне, украшении себя: «Дочь всегда должна испытывать голод — в той мере, чтобы сразу после еды быть в состоянии читать или молиться; девочка должна регулярно вставать для молитвы ночью».
Представления о женской красоте
Вместе с завершением эпохи Античности, в лету канула и богатая развитая традиция заботы о чистоте тела. У истоков раннего Средневековья люди еще трепетно относились к вопросам личной гигиены. Несмотря на то, что во многих городах не было в те времена водопровода и канализации, многие горожане принимали ванны по утрам в огромных деревянных бадьях.
Кроме того, в городах было множество бань, где мылись менее состоятельные граждане, которые не могли себе позволить держать собственные ванны дома. Однако с полной победой христианства ситуация поменялась. Дело в том, что бани были общественные, и церковь усмотрела в этом факте нарушение всех допустимых норм морали. Бани были объявлены вне закона и закрыты.
Нечистоплотность возводилась в ранг добродетели, а запреты церкви способствовали тому, что уходили в прошлое привычки к омовениям, краскам и притираниям. В обществе постепенно формируется предубеждение против процедур, связанных с мытьем тела.
Священнослужителям, монахам и монахиням Церковь дозволяла совершать омовения только в двух случаях: либо по естественной надобности в случае крайней нужды, либо с целью очищения накануне принятия великих таинств. Св. Радегунда (520-587) заменила водные процедуры употреблением мешочков с душистыми травами, которые монахини в аббатстве Святого Креста, где она была аббатисой, «укрепляли у себя подмышками, дабы отбить запах пота».
Простейшими гигиеническими правилами пренебрегали даже коронованные особы, не говоря уж о простых горожанах. Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.
Не лучшим образом, чем с гигиеной тела, обстояли дела и с гигиеной полости рта. В средневековой Европе кариес считался признаком достатка. Бедняки, вынужденные питаться грубой пищей, обладали зачастую более здоровыми зубами, а для аристократа считалось плебейски неприличным иметь нетронутые кариесом зубы.
Отсутствие понятий о гигиене дополнялось у обычного люда еще и неполноценным питанием. Неудивительно, что ни в какие иные времена, как в Средневековье, Европу так не косили под корень чума, холера и другие ужасающие эпидемии. В 1347-1350 годах чума унесла 25 миллионов жизней.
Само собой, что и заботы по наведению красоты были включены в список деяний, осуждаемых церковью, стремившейся наставлять людей даже в повседневных трудах и хлопотах. Всякие попытки прекрасного пола приукрасить дарованные природой тело и лицо ассоциировались с двумя грехами: сладострастием и гордыней. Считалось, что применение снадобий для сохранения красоты приводит к истинному богохульству, ибо искажает творение Господа. Так что нечестивое изобретение темных сил – краска – превращает женщину в пособницу дьявола.
Использование косметики являлось, согласно тогдашней морали, одним из препятствий, мешавших достижению девушкой истинной скромности и стыдливости. Проповедник Этьен де Бурбон с сочувствием рассказывает, как в одной деревне священник учит молодежь, чтобы та, когда в приходе появляется накрашенная женщина, кричала ей вслед: „Изыди, рыжая с ядовитой шкурой“ — и бросала в нее отбросы.
Итальянский гуманист Джованни Конверсини да Равенна (XIV — нач. XV века) обосновывает вред косметики тем, что, во-первых, женщина, украшающая себя, будет пренебрегать домашними обязанностями; во-вторых, косметика наносит вред ее здоровью (он приводит, в частности, пример, когда долгое сохранение краски на глазах привело к слепоте); наконец, в-третьих, красящаяся женщина неопрятна. Альберти в трактате „О семье“ писал, что женщины, безумные, разрушают нежнейшую кожу ядовитыми мазями. Заботу о здоровье дополняет эстетический мотив — никому не будет приятно смотреть на накрашенную женщину. Причины же использования косметики, по Альберта, заключаются в, том, что красящиеся женщины стремятся понравиться не мужу, а скорее чужим мужчинам.
В эпоху крестовых походов, после знакомства с нравами Востока, в Европе стали распространяться знания о способах наведения красоты, и женщины вновь начали усердно заботиться о своих лицах.
Старинные рецепты снадобий стали известны в странах Запада благодаря медикам Салернской школы (XII в.). Работы, посвященные косметическим средствам, продавали всевозможные торговцы. Женщины покупали их и сами изготавливали притирания. Во всех трудах содержатся наставления, как отбеливать кожу, подкрашивать волосы, маскировать кожные пятна, удалять морщины.
В средневековой Европе использование косметики являлось привилегией феодалов, другими словами, высшим классам. Для крестьян это была непозволительная роскошь. Уже в XII веке в странах Европы косметика стала использоваться повсеместно.
Так как по средневековым каноном красоты ценилась бледная кожа, в обиходе появилось множество рецептов, позволяющих осветлить кожу лица. Вот один из них, датируемый XIII веком: «Очищенные зёрна пшеницы замочите на 15 дней. Затем измельчите и смешайте с водой, процедите через ткань. Дайте полученной массе высохнуть и кристаллизоваться. После этого вы получите порошок белый как снег. Перед нанесением смешайте его с розовой водой и нанесите на лицо, предварительно умывшись тёплой водой, и хорошо вытретесь».
Чтобы достичь аристократической бледности требовалась специальная основа. Нередко её готовили на основе свинцовых белил или муки. В некоторых случаях в состав такого средства попадал мышьяк, что приводило к неоднократным смертям прекрасных дам.
Косметика для век практически не использовалась. Женские глаза и брови должны были оставаться бледными и невыразительными. Однако средневековые дамы использовали смертельно опасную настойку паслёна, чтобы расширять зрачки, визуально увеличивая этим глаза. Возможно, этой традиции и обязано своим названием ядовитое растение белладонна, которое в переводе с итальянского звучит как «красивая женщина».
Благодаря балладам средневекового трубадура монаха Монтаудонского, известно, что в XII веке женщины пользовались румянами. При этом так активно, что их не хватало для украшения церковных статуй. Получали эти красящие вещества из растений – дудника или сафлора (дикого шафрана). Вместе с тем в XIII веке отмечали и эффективность опилок древесины цезальпинии, замоченных в розовой воде.
Ну и, конечно же, в обиходе обеспеченных особ была губная помада, которую делали из измельчённых ягод. А для того чтобы цвет получался более глубоким и насыщенным, в губы предварительно втирали сок лимона. Дабы они не трескались, были влажными, мягкими и при этом благоухали, существует превосходный средневековый рецепт – смесь почечного сала, майорана и вина.
Говоря о косметике в Средние века, нельзя ни упомянуть Тротулу Салернскую – итальянскую женщину-врача (XI—XII век, точные годы жизни неизвестны), написавшую множество трактатов о медицине, здоровье и лекарственных препаратах.
Среди всех её работ достойное место занимает «De ornatu mulierum» («Женская косметика»), написанная в XII столетии. В ней не только представлены секреты красоты, но также советы по лечению кожных заболеваний природными средствами. К примеру, в трактате описывается процедура пилинга с помощью обычного лука.
Фигура и черты лица
Идеал женщины раннего Средневековья олицетворяла пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий рахитичный лоб, огромные глаза и маленький рот. Не удивительно, что средневековые художники писали женщин рахитичек с резко выраженными признаками этой болезни: вытянуто-высоких, узкобедрых, малогрудых, с отвислыми животами и выпуклыми лбами.
Для удлинения овала лица дамы выбривали волосы надо лбом и выщипывали брови, а для того, чтобы шея казалось длиннее, брили затылки. Также упоминаются случаи выщипывания ресниц, как верхних, так и нижних.
Средневековое тело должно было быть худым, стройным, изящно изогнутым, без слишком «вульгарных» выпуклостей. Эта стройность подчеркивалась очень узким и, естественно, наглухо закрытым платьем. Позже в моду входит лиф, который туго шнуровался.
В эпоху готики популярным становится „беременный“ S-образный силуэт, который создавался специальным кроем платья и подкладными деталями. Под платье подкладывали специальный валик, имитирующий увеличенный живот. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы.
Мода на плоскогрудость дольше всех продержалась в Испании, где власть католической церкви была очень велика. В XVI—XVII вв., когда уже почти по всей Европе дамы пользовались корсетом, чтобы приподнять и выделить свою грудь, испанки, напротив, с помощью того же корсета утягивали ее почти до нулевых размеров. Мало того, чтобы остановить рост груди испанским девочкам клали на грудь свинцовые плиты. Понятно, что о декольте не могло быть и речи. Даже шея обязательно пряталась за огромным воротником.
Веснушки, родинки и другие пятна на коже воспринимались, как метки дьявола и подлежали полному удалению. Для этого существовало несколько приёмов: считалось, что избавиться от пятен на кожных покровах позволял аметист. Камень нужно было послюнявить и потереть им проблемные участки (это ж сколько нужно было тереть ). От веснушек использовали смесь прокипячённых вместе овсянки и уксуса, в некоторых случаях допускалась замена каши на кровь быка или зайца, покраснения снимали соком огурца.
Как вы уже, наверное, догадались, в период раннего средневековья внимание к волосам и прическам считалось греховным. Эта историческая эпоха на некоторое время затормозила развитие парикмахерского искусства. Можно говорить об отсутствии причесок в это время, так как волосы полностью прятали под чепец или накидку из тканей. Согласно правилам христианской религии, выходить на улицу с непокрытой головой считалось неприличным. В романский период (до XIII в.) они были еще достаточно скромны. В полной же мере фантазия дам разыграется чуть-чуть позже – в период готики (XIII-XIV в.)
В романский период женщины носили платки, чепцы. Очень популярным был головной убор, который назывался «романская» повязка. Данный головной убор состоял из двух частей – одна часть плотно облегала голову (она удерживалась широкой лентой или обручем), вторая часть, из более легкой ткани, закрывала часть щек и спускалась на подбородок. Таким образом, лицу придавалась форма правильного овала, которая в то время считалась очень красивой.
Также голову могли укрывать различными покрывалами, которые придерживались при помощи одетых на них сверху корон или же венцов с зубцами.
Что касается причесок, то женщины носили височные косы, перевитые широкими лентами. Также они могли носить и так называемые «рыцарские» косы – широкие (с ладонь) и очень длинные. Их значительная ширина достигалась за счет многопрядного плетения и полосок ткани, которые вплетались в такие косы. Мода на косы появляется в VIII-IX вв. и будет сохраняться вплоть до периода Возрождения.
В готический период женщины так же, как и ранее, вынуждены были скрывать волосы под головными уборами. Единственное, теперь они выпускали из под головного убора на лоб несколько прядей, сплетенных в косичку, и уложенных полукругом.
«Рыцарские» косы (длинные и широкие – шириной с ладонь) выходят из моды. Начинают носить две косы, которые закручиваются над ушами в виде «улиток». На такие косы надевался темплет – украшение в виде выпуклого полушария или же щитка. Темплет крепился на обруче, который одевался на голову. Еще одним способом украсить прическу могли служить золотые сетки для волос.
Высокие лбы – обязательный атрибут красоты того времени. Мода на высокий лоб сохранится вплоть до XV века в аристократических кругах Италии, Франции и Нидерландов. „Несчастные“ женщины у которых не было рахитного облысения вынуждены были бороться с не модным избытком волос. Дама подвергалась болезненной процедуре эпиляции: на волосы у корней накладывалась едкая смесь из аурипигмента и негашеной извести. После того, как кожа была очищена, на лоб наносили составы, призванные воспрепятствовать росту волос, — кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты или золу, предварительно вымоченную в уксусе. Нередко после подобных процедур исчезали не только волосы, но даже кожа.
Зачастую лоб брился в комплексе с ношением определённого рода головных уборов. Так, например, носился геннин — высокий конусообразный головной убор. Каркас для него делался высотой два-три фута из твердой бумаги или накрахмаленного полотна, а затем обтягивался шёлком или другими более дорогими материями. С тыльной стороны по геннину спускалась прозрачная вуаль, иногда до пола. Часто вуаль закрывала и лицо. Волосы, которые выбивались из-под геннина, выбривались, оставлялся только маленький треугольник посреди лба.
Волосы в Средние века, особенно в эпоху Высокого Средневековья, ценились опять-таки белокурые или светло-рыжие и, желательно, вьющиеся. Их мыли смесью золы, яичных белков и мыла, затем заплетали в косы, подкладывая подушечки из конского волоса, после чего украшали золотыми нитями или нитками жемчуга, а сверху накидывали полупрозрачные вуали. Распущенными их можно было увидеть только у незамужних девушек. Замужние дамы прятали свои локоны под покрывалами, головными уборами, либо укладывали в сетку.
Одежда и украшения
В романский период одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок. Для средневековой одежды была характерна символика цвета. Так, одежду желтого цвета старались не носить, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Белый цвет символизировал чистоту, невинность, добродетель; черный — скорбь и верность; голубой — нежность.
Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не столько покроем, сколько качеством ткани и богатством отделки. Костюм романского периода был в основном накладным, за исключением плащей, и почти полностью закрывавшим тело (влияние христианства). Женщины носили длинные закрытые платья. Женский аристократический костюм раннего Средневековья украшался драгоценными камнями, меховой отделкой, нашитым сверху бордюром.
В XII в., после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более пышным и богатым по отделке. Возросла роль женщины в придворном обществе. Возник культ «прекрасной дамы». Изменился и силуэт одежды, она стала более узкой, обрисовывая верхнюю часть фигуры.
В XIII–XV вв. произошел прогресс в ткацком производстве и улучшилось качество тканей — европейцы овладели умением строить чертежи, что зародило основу кроя одежды. Одежда разделилась на части, и появилась возможность создавать любые ее формы.
Среди богатых распространилась роскошь в одежде. Она проявлялась в качестве и количестве ткани: это были тяжелые просторные вещи из тонкого сукна, расшитые золотом шелка; она проявлялась в украшениях, драгоценностях, цветах, которые менялись в зависимости от моды. Так, пунцовый цвет, связанный с красными красителям (растительного, как марена, или животного, как кошениль, происхождения), в XIII в. отступил перед цветом морской волны, голубой и зеленой гаммой, чему содействовало развитие техники пастели.
В этот период все больше заметно различие между костюмами феодалов, горожан и крестьян. Кроме того, появилась дифференциация в костюме самих феодалов. В XIII в. были изданы первые законы о рангах в одежде. Ткань и форма костюма теперь строго зависит от сословной принадлежности. Вассалы не имели права одеваться так же пышно и богато, как их сюзерены.
Женская одежда удлинялась и укорачивалась в зависимости от того, процветала ли экономика или переживала кризис (в середине XII в. она удлинилась, к великому негодованию моралистов, которые находили эту моду бесстыдной и непристойной; а в середине XIV в. – укоротилась). В XIII и XIV вв. по мере прогресса гигиены, а также культуры выращивания льна все больше входило в употребление белье. Всеобщим достоянием становилась рубашка, появились нижние штаны. Но так же, как и в случае с гастрономией, широкое распространение белья будет связано с развитием буржуазии.
В Средние века были популярны кольца с большими драгоценными камнями, колье с подвесками, ожерелья, браслеты, броши, дорогие застежки, пряжки для поясов, сетки для волос, украшенные драгоценными камнями, головные обручи.
Культ прекрасной дамы
Благородная возвышенная любовь – монополия рыцарства. Только женщина из «сеньориального» класса обладала привилегией возбуждать это чувство, но никак не простолюдинка.
Хотя рыцарское движение формировалось вокруг выполнения военной функции, помимо культивирования духа воинственности, силы, мужества, самопожертвования, презрения к смерти в новом менталитете постепенно обретали плоть такие общезначимые устремления, как преданное служение прекрасной даме, культ естественной любви, благородство и обострённое чувство личного достоинства. Отношение к даме стало необходимым компонентом рыцарского эпоса.
Поэты, воспевавшие Прекрасную Даму, обычно рисовали ее замужней. Замужество было той непреодолимой преградой, благодаря которой любовь приобретала необходимую степень трагической безнадежности. Эта безнадежность и составляла главный предмет лирики трубадуров. Любовь вдохновенного поэта далеко не всегда оказывалась взаимной и только в редких случаях завершалась близостью. Таков был закон рыцарской верности, предполагавший максимальную идеализацию чувства и желательно более полный отказ от плотского наслаждения.
Тем не менее, несмотря на ореол романтики, окруживший отношение рыцарей к прекрасному полу, реальность не всегда соответствовала идеалу. В семейных отношениях рыцари нередко были грубыми скотами. Сломанные носы жен— довольно обычное явление того времени. Да и вообще, относиться к жене так же почтительно, как к возлюбленной, считалось дурным тоном.
Прекрасная Дама просуществовала недолго. Уже в первой половине XIII века, в период с 1209 по 1240 год, Прованс подвергся четырем крестовым походам из Северной Франции, возглавляемым знаменитым Симоном де Монфором. В истории Франции они остались под именем альбигойских войн. С падением Прованса трубадурское искусство быстро пришло в упадок и скоро забылось.
Охота на ведьм
Взгляд на женскую природу как на телесное, природное, стихийное, хаотическое начало обусловливал точку зрения об особой предрасположенности женщин к ереси и колдовству.
В целом идея связи человека с нечистой силой претерпела на протяжении средневековья значительную эволюцию; вместе с ней менялись и представления о колдунье, и роль женщины в ведовских процессах.
В раннее Средневековье наказание за различного рода колдовство было в ведении светской власти. Церковь же осуждала колдовство как проявление пережитков язычества.
В XIV-XV веках ситуация в корне меняется. Колдовство как результат связи человека с дьяволом признается церковью вполне реальным. Теперь оно считается преступлением более тяжким, чем собственно ущерб, наносимый ворожбой. Все это приводит к началу массовых репрессий против колдунов и ведьм, причем очевидным является факт преобладания среди обвиняемых женщин.
Взлет ведовских процессов начинается с 30—40-х годов XV века. Соотношение обвинявшихся в колдовстве мужчин и женщин менялось в зависимости от региона и периода, но всегда оно было не в пользу женщин. С начала XVI в. борьба с сатаною в лице ведьм становится делом первой важности, и преследование женщин, обвиняемых в колдовстве, входит в задачи религии и государства и принимает огромные, невероятные для нашего времени размеры. В течение только XVI и XVII столетий в одной Германии было сожжено свыше ста тысяч ведьм, а во всей Европе за весь период XIV–XVII вв. насчитывается свыше миллиона осужденных за колдовство. По разным оценкам общее число жертв насчитывает от 4 до 9 миллионов.
Какие группы женщин преимущественно обвинялись в колдовстве? Среди обвиняемых были и знатные женщины, которым в основном приписывалось колдовство в политических целях. Нередко оканчивали жизнь на костре инквизиции знахарки, повитухи, чье лечение с помощью трав и элементов магии было очень трудно отделить от колдовства, особенно в случае неудачного исхода лечения. Подозрения в колдовстве могли рождаться и просто из бытовых конфликтов соседей. Считалось, что особенно часто предаются дьяволу бедные соблазненные девушки, покинутые своими любовниками. Они научаются у него колдовству, чтобы отомстить изменившим им любовникам или своим соперницам. Также часто предаются ему замужние женщины, недовольные своими мужьями или стесненные нуждою.
Улики, на основании которых велось преследование, были большею частью вроде следующих: один уверял, что на подсудимую давно уже смотрят в деревне подозрительно; другой показывал, что прошедшим летом разразилась гроза как раз в то время, когда подсудимая возвращалась с поля; третий, присутствуя на свадьбе, почувствовал внезапно боли в животе, а впоследствии оказалось, что подсудимая в это время проходила мимо. В некоторых местах в церквях имелись особые ящики, с отверстиями посредине, куда можно было бросать анонимные доносы.
В одном процессе 1665 г. свидетельница показала, что подсудимая обтерла себе рот после причастия при обходе вокруг алтаря. На основании одного этого показания подсудимую обвинили в намерении превратить вынутый изо рта кусочек просфоры в колдовские средства и присудили к смертной казни.
Тест „Признали бы вас ведьмой в Средние века?“
Итак, отметьте утверждения, которые справедливы в отношении вас.
1. Вы бедны и у вас не хватает средств, чтобы прокормить себя и/или свою семью
Нищих, бездомных и тех, кто вынужден был просить милостыню, часто обвиняли в колдовстве. Сару Гуд, например, повесили в 1692-м году, потому что она бродила от дома к дому и просила поесть — соседи её не любили, не доверяли ей, вот и обвинили в колдовстве.
2. Вы богаты или просто финансово независимы от мужчины
Если вы — взрослая обеспеченная женщина и живёте без какой-либо финансовой поддержки со стороны мужчины, то в вашей кладовке, скорее всего развешаны сушеные ножки лягушек.
Любой случай, когда женщина жила самостоятельно, без поддержки мужчины, вызывал тревогу. Скорее всего, общество сторонилось бы такой женщины, а потом её обвинили бы и судили.
3. У вас есть хорошая подруга/подруги, с которыми вы периодически собираетесь и хорошо проводите время
Группа женщин, собирающихся вместе без мужчин, могла быть запросто принята за «ковен, поклоняющийся Дьяволу».
4. Вы иногда можете поспорить или не согласиться с кем-то, позволить себе дерзость в отношении кого-то
Важно помнить, что любой мог обвинить любого, что все и делали. И если вы вдруг обнаружили, что вас обвиняют в колдовстве, то проверьте, откуда ветер дует — вполне возможно, что голой на метле вас видел бывший любовник или соседка, с которой вы не поделили овощи на базаре.
5. Вы — дама преклонного возраста
Пожилые женщины, как замужние, так и незамужние, были идеальной мишенью для обвинений. Считалось, что все пожилые женщины – потенциальные ведьмы. Пожилые люди иногда склонны вести себя неадекватно. Если старуха смотрела на ребенка и он вскоре заболевал, мать ребенка прекрасно знала, кто в этом виноват… Поэтому многие старые женщины были преданы суду за колдовство и казнены только из-за своего преклонного возраста.
6. Вы очень молоды
Юный возраст ни в коем разе не мешал водить козни с дьяволом. Дороти Гуд было всего четыре года, когда она призналась в колдовстве (одновременно с ней обвинили её мать и в 1692-м году повесили). Дороти просидела в тюрьме девять месяцев, но, в конце концов, её отпустили. Тем не менее, девочка навсегда лишилась рассудка.
7.Вы акушерка
Об этом хорошо сказал писатель Джоэл Сутерн:
«Социальное и семейное положение, независимость, языческие влияния, тайное знание трав — всё говорило против акушерок. Главное — профессия считалась нечистой и унизительной, так что такие женщины просто обязаны были состоять в сговоре с Дьяволом. Короче говоря, акушерок все боялись». При первом же удобном случае – например, если роды оказывались неудачными и ребенок умирал или оставался калекой (что в те времена было довольно частым явлением), повитух обвиняли в сговоре с дьяволом.
8. У вас много детей
Такое неестественная плодовитость — наверняка результат чёрной магии. А если подселить по соседству пару, которая никак не может зачать ребёнка, они с большой долей вероятности решат, что вы крадёте у них счастье. Потому что вы — ведьма.
9. Вы замужем и у вас нет детей
Несомненно, такой вариант также результат действия темных сил. Дьявол наверняка проклял вас и наградил бесплодием. Так что, если старания никак не увенчаются успехом — стоит проверить, а не завалялась ли среди заготовок на зиму баночка засприртованных крылышек летучих мышей.
10. Вы замужем.
Считалось, что дьявол охотнее вступает в связь с замужними женщинами, находя двойное удовлетворение в совращении самой женщины и в оскорблении брачного таинства.
11. У вас есть родинка или родимое пятно. Если родинка или родимое пятно присутствует на лице — ставим напротив три галочки
Всё это могло быть истолковано, как дьявольский знак. Это также могло означать, что к ведьме присасываются собака, кошка или змея, чтобы пить её кровь. Обвиняемым полностью сбривали волосы на всём теле, чтобы найти отметку.
12. У вас на теле есть отметины непонятного происхождения
Где же еще могли быть получены синяки, ссадины, царапины как не во время шабаша и сношения с дьяволом?!
13. Вы имели интимные связи вне брака
Если это к вам относится, можете сами кинуться в синее адское пламя. Причем даже изнасилование не могло служить оправданием «блуда». А если женщина производила на свет ребенка неизвестно от кого, то верили, что младенец от дьявола.
В 1651-м году Элис Лейк из Дорчестера судили, как ведьму, за то, что «она была блудницей и родила ребёнка». Её пытали так, что она, в конце концов, созналась, что переспала с Дьяволом, и ребёнок от него. В том же году её повесили.
14. Вы не верите в существование ведьм и прочую сверхъестественную чепуху
Такое заявление — не более чем уловка ведьмы, которая подобным лицемерием хочет отвлечь от себя подозрение; если же вы когда-нибудь осмелились выразить сомнение в существовании ведьм, то это, конечно, послужило бы безусловным доказательством вашей связи с дьяволом.
15. Вы хотя бы раз гуляли одна (или в сопровождении других женщин) по лесу. Если вы при этом еще и умудрились рвать какие-то цветы или ягоды — увеличиваем галочки до трех
Ничего удивительного. А с какой еще целью женщины могут бродить по лесу, кроме как с целью собрать ингредиенты для своих колдовских зелий
16. Вы любите подольше поспать по утрам
Если вы поздно встаете по утрам, то из этого делался вывод, что вас утомляли ночные изнурительные оргии ведьм.
17. У вас веселый нрав и вы часто пребываете в хорошем настроении
Чрезмерная веселость женщины работала против нее и объяснялась веселыми похождениями ее с дьяволом.
18. Вы часто бываете печальны, грустны или просто задумчивы
Если женщина печальна или задумчива, это явное свидетельство того, что у нее обстоит нечисто.
Некая вдова Вейланд возбудила подозрение тем, что расхаживала с очень печальным видом. Привлеченная к суду и допрошенная, она ответила: «Я вдова, отчего же мне не быть печальной»? Тем не менее она была подвергнута пытке и созналась, что она ведьма, и была сожжена.
19. Вы стоически переносите боль
Если вы умеете терпеть боль, это вовсе не показатель высокого болевого порога, как сказали бы наши современники. Просто дьявол дает вам силы
20. Вы обладаете интересной и запоминающейся внешностью. Если у вас рыжие волосы — можете смело ставить напротив три толстые галочки, если они при этом еще и вьются — все четыре. Если у вас в придачу еще и зеленые глаза — можете дальше не делать тест. Вы бы точно считались ведьмой
Безусловно, что красивая женщина гораздо чаще становилась объектом зависти для других жён, а также объектом вожделения мужчин. Так что „отшивать“ поклонников в Средние века было весьма опасно. Жаждущий отмщения Дон Жуан мог запросто отправить желанную женщину на костер.
Чем рыжие женщины заслужили такую нелюбовь, доподлинно неизвестно.
Есть мнение, что рыжий цвет был знаком животного сексуального желания и моральной дегенерации. Монтегю Саммерс в своем переводе Молота ведьм отмечает, что в средневековье рыжий цвет волос и зеленый цвет глаз считались признаками ведьм, оборотней или вампиров.
Корни такого убеждения, возможно, связаны с образом Лилит, первой жены Адама согласно некоторым апокрифам. Господь слепил ее из рыжей глины и наделил пышной гривой огненных волос. Однако семейная жизнь Адама с рыжеволосой супругой не сложилась. Уже на второй день своей жизни Лилит начала борьбу за равноправие полов, так что пришлось творцу срочно исправлять ошибку и создать первому мужчине менее строптивую жену.
Вполне вероятно, что дискриминация рыжих связана также с тем фактом, что рыжий цвет является самым редким цветом. Он возникает естественно примерно у 1-2% населения планеты. Так что неудивительно, что рыжеволосые издревле считались „не как все“.
21. Вы любите кошек, а если держите их у себя дома — ставите количество галочек, пропорциональное количеству кошек
История кошек в Средние века строилась на суевериях: считалось, что в кошек превращаются ведьмы, поэтому без разбора убивали и женщин, якобы похожих на ведьм, и кошек, в которых они могли бы превратиться.
22. Вы — женщина
Как бы вы ни выглядели, как бы себя ни вели, чтобы ни делали — факт вашей принадлежности к прекрасному полу уже сам по себе был достаточным основанием для подозрений в причастности к темным силам и ведьмовстве.
Как вы уже поняли, если вы поставили галочку хотя бы напротив одного пункта, то в Средние века вы имели реальные шансы быть обвиненной в колдовстве, подвергнуться жестоким пыткам и в итоге быть сожженной на костре. И чем больше галочек вы поставили, тем больше была эта вероятность.
Спасибо, что уделили время! Дальше будет не так страшно
Вероника