что носили русские царицы
Во что одевались императрицы? — Царская мода при разных дворах и Петербургский стиль
Любуясь роскошными платьями императриц в Государственном Эрмитаже и других музеях Санкт-Петербурга, диву даёшься, насколько они блещут великолепием и изыском, какие они пышные и выдающиеся, и сколько на них всяких разных мелких дорогостоящих и утончённых элементов.
На самом деле, российским императрицам было отнюдь не легко их носить, а царское место обязывало. Одежда государынь отражала имидж державы. Любой наряд цариц был не совсем удобным, пышное платье не позволяло легко двигаться и плавно плыть по залам и лестницам дворца, корсеты сжимали талию и грудь, отчего спирало дыхание, наконец, весила вся одежда немало.
Но русские императрицы привыкали и умудрялись даже в этом одеянии и марку страны держать, и государством управлять, и за придворными интригами наблюдать, и моду создавать, и подданным нагоняй давать, на балах лебёдушками танцевать…
Каждая императрица была обязана слыть самой продвинутой, красивой и женственной, к тому же, сильной, властной и справедливой. В наши дни каждую из монархинь Российской империи можно было бы назвать суперженщиной. Если вам интересно, совершим небольшое путешествие назад в прошлое, во времена самых роскошных и необычных одеяний цариц.
Одежда цариц допетровской эпохи
В этот период женскую одежду представляют сарафаны, платья и юбки, шубки и соболя, епанчи, ватошники, стуколки, душегреи, коруны и кокошники. В тренде в то время была — многослойность. Даже в жару царям и боярам приходилось носить большое количество одежды, тем самым показывая свою статусность. Такая одежда весила порой до 15 килограммов.
Царевнам надобно было носить широкую одежду с разрезом посередине и обязательно с подчеркиванием талии. Под платьями носили рубахи, расшитые жемчугом и драгоценными камнями, — они и были центром всего гардероба. Однако самой популярной одёжой считался шушун — длинный расклешённый сарафан с откидными рукавами и меховым воротником.
Отечественный климат требовал к шушунам — душегреи, которые носили и царицы, и дворянки, и крестьянки. Само название делает понятным этот предмет одежды, который напоминает куртку на меху. Очень большое внимание уделялось царскому головному убору. Ведь на Руси особенно замужним женщинам ходить с непокрытой головой вообще не позволялось. Кокошники обшивали дорогими тканями, под ними надевали повойники — головные платки.
Первые женские наряды при Петре I
Пётр Великий привнёс в отечественную манеру одеваться очень много нового. Прежде всего, он обязал высший свет принять европейскую моду, которая была чужда нашему народу. С огромнейшим усилием царь «трансплантировал» её в наше общество. Так, в России появились платья: немецкие и французские, а также само понятие «мода».
Но стоит отметить, при этом государь повелел всякую одёжу, даже на зарубежный лад, шить у нас в стране, дабы выручать и поддерживать своего производителя. Для этого Пётр Великий и реформы делал, чтобы Российская держава процветала и ничего и ни у кого не покупала.
Прорыв в царской моде в XVIII веке
XVIII столетие известно в истории отечественной моды как женский век. В целом, в 1700-е годы на престоле успели побывать 5 императриц. При Екатерине I, супруге Петра Великого, дамы при дворе охотно носили пышные платья с кринолином. Императрица также любила пышный наряд.
Под низ платьев требовались корсеты, из-за чрезмерной утяжки которыми при дворе с дамами нередко случались обмороки. Поверх каждого платья носили «робу». Этот верхний слой распашной ткани украшали цветами и кружевами. И тут прослеживается след европейского стиля — цветочный принт и яркие цвета. После почти пуританской моды XVII века этот декор создавал впечатление вечного праздника.
Мода в эпоху Просвещения
В эпоху Просвещения, которая также пришлась на XVIII век, появилась мода оголять плечи и руки. В тренде было декольте. Здесь проявилась тотальная европеизация. В то время на улицах выставлялись «пандоры» — куклы, наряженные в современные костюмы, диктующие стиль одежды. Понятно, что это были первые манекены.
Мода шла из Франции, так французы стали её законодателями. Впервые люди попробовали носить обувь на высоченных каблуках, появилась надушенность и напудренность сверх всякой меры — полный выход из зоны комфорта ради европейской моды и красоты, которая, как известно, требует жертв.
Стиль «шальной императрицы»
«Шальной императрицей» в шутку называли Елизавету Петровну, дочь Петра I. Период её царствования отмечен — круговертью вечных балов, торжеств, празднеств и маскарадов. Императрица была весьма щепетильна в одежде, сама очень любила красивые наряды, носила их с величавой осанкой, нисколько не сгибаясь под тяжестью как одёж, так и необходимостью жёстко следить за тем, чтобы и весь двор носил самое выдающееся одеяние, выражая тем самым великолепие Российской державы.
У дочери Петра I, великого реформатора, была недюжинная гордость за достижения отца и она желала их приумножения, поэтому, видела свою миссию и в претворении в жизнь реформ своего батюшки в моде. У Елизаветы Петровны было очень много нарядов. Более того, императрица требовала от своих подданных гармоничного сочетания цветовой гаммы их нарядов с оттенками интерьеров дворца.
Елизавета Петровна обожала барокко, а чрезмерность стала её фишкой в фэшн. В то время на головах носили «дома» и «фрегаты», приветствовались пышные начёсы и шиньоны, в которые водружались игрушечные корабли и дворцы. Пожалуй, именно эта странность наиболее полно характеризует моду елизаветинского двора.
Практичная мода великой императрицы
Екатерина II в моде продолжила традиции своей предшественницы — Елизаветы Петровны. Однако, отмечается, что со временем новой государыне удалось укротить разбушевавшуюся моду, остудить пыл выпендрёжа в одежде и умерить истерию стиля. Царица разрешила при дворе носить то, что было каждому по душе и удобно.
Сама императрица, возглавив Семёновский и Преображенский полки, начала носить фасон платья-мундира. Истории утверждают, что такой стиль соответствовал её несколько мужскому характеру. Екатерина стремилась к величию во всём, поэтому и пышные платья обязывали общаться с ней на почтительном расстоянии. В годы царствования Екатерины Великой в моду вошли и достигли небывалой популярности фижмы — разновидность широкого кринолина.
Самое любопытное, размеры фижм устанавливались согласно рангу мужей их владелиц. Отсюда пошло выражение «фижмы самые малые». Причём, важность дамы подчёркивалась пышностью и широтой её платья. Ещё в моде необходимо было показать чувственность, игривость и даже театральность.
«По моде, но очень умеренно»
Александра Фёдоровна, последняя русская императрица, была необычайно красивой, а одевалась, хотя и по моде, но очень умеренно. Супруга Николая II была, скорее, равнодушна к роскошеству в одежде. Многие новые фасоны были отвергнуты императрицей как «бесполезные». А узнав о массовом увлечении очень узкими юбками в области щиколоток, Александра Фёдоровна сказала:
Царица одевалась у братьев Ворт, сыновей знаменитого французского кутюрье Чарльза Ворта, а также у сестёр Калло. Вместе с тем её вполне устраивали услуги русской «портнихи» Надежды Ламановой.
Петербургский стиль и Эрмитаж
Эрмитаж обладает одним из самых известных в мире собраний костюма. Его основную часть составляют материалы конца XVII – XXI веков, которые хранятся в Отделе истории русской культуры (ОИРК) и отражают развитие европейской моды.
Гардероб Елизаветы Петровны
Эрмитаж гордится своей коллекцией костюмов Петра I. Одежду царя тщательно хранили в казенных кладовых и около 300 предметов дошли до нашего времени. Главная модница Российской империи Елизавета Петровна была фэшн-иконой своего времени. Её гардероб состоял из 15 тысяч платьев — поражающая воображение цифра.
Оказывается, по своему статусу царица не могла дважды появляться в одном и том же платье на приёме, балу или маскараде. Елизавета Петровна дарила в церкви и монастыри свои платья из драгоценных шелков и парчи, где они перешивались в церковные облачения. После её смерти ещё в течение полувека платья из гардероба императрицы перешивали и из них создавали маскарадные костюмы при дворах Екатерины II и Александра I.
«Мундирные» платья Екатерины II
Из гардероба Екатерины II уцелели лишь так называемые мундирные платья по форме гвардейских полков: лейб-гвардии Семёновского, Преображенского и Конного полков. Также императрица изобрела «русские» платья, которые очень любила носить сама. Они состояли из нижнего платья, имевшего фасон сарафана, с присборенными рукавами на манер боярских и верхнего распашного с длинными откидными рукавами, напоминающими о костюмах XVII века.
«Русские» платья при Николае I
В 1834 году Николай I узаконил своим указом «русские» придворные платья, которые современники называли «офранцуженным сарафаном». В этих костюмах традиционные европейские мотивы — декольте, шлейфы, длинные перчатки — дополнялись откидными рукавами и кокошниками на голове. Статс-дамам в возрасте позволялось прикрыть зону декольте тонкими газовыми кофточками, а обнажённые руки — газовыми рукавами.
Статус дамы при дворе был виден издалека по цвету платья, рисунку шитья, длине шлейфа: красные бархатные платья с золотым шитьем носили фрейлины императрицы, красные с серебряным шитьём — фрейлины великих княгинь, светло-синие — фрейлины великих княжон, зелёные — статс-дамы. Самый длинный шлейф — иногда более 4 метров — полагался императрице.
«Галерея костюма» в Эрмитаже
Как бы качественно ни шили платья для императриц, со временем даже они имеют свойство истлевать — при доставании и одевании их на манекены, разрывы неизбежны. Поэтому некоторые наряды императриц не экспонируются на выставках. В 2017 году в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» открылась «Галерея костюма». Посетить её можно на маршруте по открытому хранению. Посещение Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» возможно только с экскурсией, на которую записываются по телефону.
Наряды Дома Романовых
Коронационное платье императрицы Екатерины I. Оружейная палата.
Камзол императора Петра II
Коронационный камзол императора Петра II
Коронационное платье императрицы Анны Иоанновны
Коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны
Платье императрицы Елизаветы Петровны
Перчатка императрицы Елизаветы Петровны
Подвенечное платье Великой княгини Екатерины Алексеевны
Коронационное платье императрица Екатерины II
Мундирное платье императрицы Екатерины II
Мундирное платье императрицы Екатерины II
Офицерское платье Екатерины II (по форме Кирасирского полка)
Вечернее платье императрицы Марии Федоровны, 1820 г
Мундир императора Павла I
Прусский мундир императора Павла
Платье императрицы Марии Федоровны
Мундир Александра I. Первая четверть XIX века
Коронационное платье императрицы Александры Федоровны
Коронационный мундир императора Николая I
Мундир Лейб-гвардии Егерского полка, принадлежал ЕИВ Государю Николаю Павловичу
Вечернее платье императрицы Александры Федоровны, ок. 1830 г.
Платье императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I
Мундир общегенеральский императора Александра II. Россия, до 1872 г
Коронационное платье императрицы Марии Александровны
Придворное платье в.кн. Марии Федоровны, 1860-е гг.
Визитное платье в.кн. Марии Федоровны. Ч-Ф. Ворт, 1880 г
Коронационная мантия императрицы Марии Федоровны
Визитное платье Великой княгини Марии Федоровны, 1880 г.
Вечернее платье императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг
Вечернее платье императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг.
Платье императрицы Марии Федоровны, 1880-е гг.
Платье императрицы Марии Федоровны, модельер Ч. Ворт
Платье императрицы Марии Федоровны. Франция, Morin Blassier
Платье императрицы Марии Федоровны 1890-е. Мастерская Ч. Ворта.
Вечернее платье императрицы Марии Федоровны
Вечерние платья от Ворта императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг.
Платье императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг.
Дорожное платье императрицы Марии Федоровны. Чарльз Ворт,1880-е.
Платье императрицы Марии Федоровны, мастерская А. Бризака.
Мундирное платье императрицы Марии Фёдоровны, шефа Лейб-Гвардии Кирасирского полка.
Туфли императрицы Марии Федоровны
Платье императрицы Марии Федоровны. Мастерская Чарльза Ворта, Франция, 1892 г.
Платье императрицы Марии Федоровны
Платье императрицы Марии Федоровны. Франция, дом Fromont
Платье парадное придворное Великой княгини Ксении Александровны.
Россия, С-Петербург, мастерская О. Бульбенковой. 1894 год.
Придворные платья Великой княгини Ксении Александровны
Придворное платье герцогини Марии Максимилиановны Лейхтенбергской, внучки императора Николая I, 1880-е гг.
Придворное платье герцогини Марии Максимилиановны Лейхтенбергской, внучки императора Николая I, 1890-е гг.
Мундир императора Николая II по форме офицера Лейб-гвардии стрелкового императорской фамилии полка.
Мундир полковника лейб-гвардии Гусарского полка, в котором венчался император Николай II.
Парадная форма полковника Лейб-гвардии Гренадерского полка образца 1908 года, ЕИВ Николая II
Парадная форма полковника Лейб-гвардии Финляндского полка образца 1908 года, ЕИВ Николая II
Подвенечное платье императрицы Александры Федоровны. Мастерская О.Н. Бульбенковой, 1894 г
Коронационная мантия императрицы Александры Федоровны, 1896 г
Коронационное платье императрицы Александры Федоровны, 1896 г
Туфли императрицы Александры Федоровны к коронационному платью, 1896 г
Платье парадное придворное императрицы Александры Федоровны
Мастерская О.Н. Бульбенковой
Маскарадный костюм императора Николая II, 1903 г
Костюм маскарадный императрицы Александры Федоровны (парадная одежда русской царицы XVII в.), 1903 г
Маскарадный костюм Великой княгини Ксении Александровны, 1903 г
Вечерние платья императрицы Александры Федоровны. Мастерская Н. Ламановой
Платье визитное из сукна бежевого цвета. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Мастерская Н. Ламановой
Платье парадное придворное из розового муара императрицы Александре Федоровне. Мастерская Н. Ламановой
Парадное платье императрицы Александры Федоровны
Платье вечернее императрицы Александры Федоровны. Мастерская А.Т. Ивановой, Санкт-Петербург, середина 1890-х гг.
Вечернее платье императрицы Александры Федоровны. Франция.
Вечерние платья императрицы Александры Федоровны. Мастерская А. Бризака.
Визитное платье императрицы Александры Федоровны. Мастерская А. Бризака.
Платья императрицы Александры Федоровны
Платья дочерей императора Николая II
Ночная рубашка одной из дочерей императора Николая II
Придворные платья Великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии
Придворное платье одной из дочерей императора Николая II
Придворные платье Великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны
Платье, принадлежавшее одной из Великих княжон – дочерей императора Николая II, мастерская А. Бризак, 1910-е гг.
Мундирное платье шефское офицерское 3-го гусарского Елизаветградского полка Её Императорского Высочества Великой княжны Ольги Николаевны
Мягкие туфельки, принадлежавшие дочерям императора Николая II. Изготовлены в Польше в 1896-1902 гг.
Туфли, принадлежавшие одной из Великих княжон – дочерей императора Николая II
Мундирное платье Великой княжны Татьяны Николаевны, шефа 8-го Вознесенского Уланского полка
мундир 9-ого Казанского драгунского Е. И. В. Великой Княжны Марии Николаевны полка
Халат цесаревича Алексея Николаевича
Костюм цесаревича Алексея Николаевича, 1909 г
Комплект обмундирования подпоручика лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской фамилии полка: мундир, эполеты, погоны, рубашка-косоворотка, пояс, шаровары, шапка, сапоги. Россия, 1911. Принадлежал наследнику цесаревичу Алексею Николаевичу
Мундирный комплект подпоручика 12-го Восточно-Сибирскаго стрелковаго Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича полка.