что носили под кольчугой
Что носили под кольчугой
ДРЕВНЯЯ РУСЬ | ИСТОРИЯ запись закреплена
Что носили воины Древней Руси под кольчужной рубахой
Поскольку кольчуга не отличается жесткостью, то рубящие удары она держит не так хорошо, как секущие. Однако, сдавать свои позиции пластинчатым доспехам она стала только во второй половине 13-го века, да так и не сдала их до конца.
В связи с этим в среде реконструкторов не прекращаются попытки разгадать секрет того, как «не больно и правильно».
Первым делом, предполагают, что под кольчугу обязательно одевали стеганую рубаху, больше похожую на перешитый матрас. Дескать, амортизирует.
Да вот только никаких следов подкольчужных стеганок на Руси не обнаружено. Ни внятных изображений, ни каких-либо обрывков ткани так и не обнаружили.
Кроме того, пользы от стеганок, прозванных в народе «вафлями» (за характерный рельеф) оказалось меньше, чем ожидалось.
Вот мнение эксперта, основанное на его практическом опыте:
«может в массовых «замесах» она применима, но при маневрировании на пересеченной местности набивник совершенно не применим…тяжелый, за все цепляется, а если намокнет, то вам вообще настанет конец….так, что отказывайтесь от вафель господа…фигня это все, а под кольчугу достаточно шерстяной+ кожаной рубахи, ну плюс, соответственно, льняной, легко, сухо и комфортно.
А что под кольчугу?
Одежду. Например шерстяную рубаху. Или гипотетичечскую кожаную, чтобы кольца не рвили ткань.
Я бы подшнуровал к кольчуге подкладку с кожаным верхом.
Что под лорику хаммату одевали-то?
Вот у Льва Дьякона написано, что от удара Ионна Куркуаса Святослава спасла кольчуга.
Attila Magyar
Откуда девайс?
Поподоебнее бы. Уж очень он интересный.
На счет цеплятся за одежду, «предки» сведенок не носили, так что за одежду цеплялось это все гораздо меньше. Кожаную подкладку конечно имеет смысл носить, хотя с тем же успехом можно и подкладку из плотной ткани. Например Альрик выкладывал информацию о кавказких погребениях 13в, там кольчуга предположительно обшита тканью с наружи и изнутри.Есть еще фреска из Охрида на 13в в кольчужной желетке с тканевым покрытием, которую в оспреях срисовали в Византийских армиях. Других примеров на вскидку тем более на наш период не помню.
ИМХО 5 шерстяных рубах это весь гардероб достаточно зажиточного «предка», да и жарковато слегка.Вобще есть мнение что кольчуга предохраняет не от серьезных ударов а от случайных порезов.
variag_s_pechki_briak
Вы думаете клёпаная кольчуга на имеет краев у колец, которые цепляются и рвут?
variag_s_pechki_briak
Вы думаете клёпаная кольчуга на имеет краев у колец, которые цепляются и рвут?
Mac Tire
Дало в том, что матрвс простёган. А 5 рубах нет. И поэтму двигаться в них сложнее.
Лично я ношу льняную, шерстяную и кожаную рубахи. Даже прямое попадание неплохо держит.
Nico
Вы никогда не видели клёпаного полотна. Или же вы миллионер (как вариант) и каждое кольцо у вас склепано через ступеньку.
Кольчужные рубахи русских дружин
Уже столько материалов на сайте http://proshloe.com, а текста про кольчуги до сих пор нету.
Пора исправить эту историческую несправедливость)).
Тема эта широчайшая, как-никак, основной доспех древности.
«От Адама до Потсдама» — так говорят о нем в народе, и совершенно правы.
Еще Римская империя берегла своих легионеров с помощью кольчуг, они же использовались черкесами во времена графа Толстого, в 19 веке!
А помимо собственно кольчужных рубах, есть еще такие интересные темы как кольчужные рукавицы, капюшоны, чулки – обо всем этом я еще расскажу в этой рубрике. Но всему свое время, начнем с основ.
Сегодня в центре нашего внимания кольчуги русских княжеских дружин – начиная с Руси Киевской и заканчивая Русью Московской.
Плетение кольчуги
Изготовление кольчужной рубахи было весьма длительным и трудоемким процессом.
Сначала подготавливались кольца, на их изготовление уходило больше полкилометра железной проволоки. Когда 20 или более тысяч колец были готовы, начиналось плетение.
Принцип плетения прост – одним кольцом цепляют четыре других. И так все полотно. На этом общее для большинства кольчуг заканчивается и начинается частное.
Во-первых, иногда в одной и той же кольчуге использовали кольца разного размера. Более мелкие позволяли усилить бронирование, сделав кольчужное полотно более жестким. Однако древние мастера пользовались этим приемом крайне осторожно, стремясь не утяжелять кольчугу понапрасну.
В среднем вес русской кольчуги держался в районе 7 килограмм.
В Европе, где встречались кольчуги с длинными рукавами, приплетенными к ним рукавицами и капюшоном, вес брони, естественно, был выше.
Во-вторых, способ соединения колец. Был вариант, когда между собой сплетались только клепаные кольца, а был и такой, когда одним клепанным кольцом соединяли четыре других кольца, каждое из которых было заранее сварено кузнечной сваркой.
Русская кольчуга
На Руси, как я уже говорил, использовались кольчуги с короткими, до локтя, рукавами.
Об этом нельзя сказать как об абсолютно доказанном факте – всех древнерусских кольчуг нам все равно не найти. Да и те, что найдены – а это более 100 кольчуг и их элементов, чаще всего представляют собой спёкшуюся массу кольчужного полотна, которая не позволяет судить о покрое.
Как видите, в основном находки кольчужного полотна не радуют сохранностью (столбец 7). Таблица приведена по третьему тому книги Анатолия Кирпичникова «Древнерусское оружие»
Однако несколько целых кольчуг на территории Русских княжеств все-таки было найдено. Поэтому говоря «древнерусская кольчуга» мы предположим, что спекшиеся экземпляры когда-то выглядели так же.
Итак, у русской кольчуги были короткие рукава и подол примерно до середины бедра.
Спереди мог делаться небольшой разрез, для удобства при ходьбе и посадке в седло. Иногда кольчугу плели более короткой сзади, опять же, в расчете на комфорт всадника.
Присмотритесь – подол сзади гораздо короче, нежели спереди. Поясню — кольчуга Райки — это не кольчуга Раисы, а кольчуга из Райковецкого городища 😉
Важным элементом кольчуги был ее ворот, который иногда делался стоечкой, и для жесткости прошнуровывался кожаным ремнем. Остатки его, если присмотреться, можно разглядеть на этом фото, некогда опубликованном на портале «ТожеФорум» (http://www.tforum.info):
Кольчуга, которую принято считать найденной в Изяславле. Однако есть версия, что она является одной из трех кольчуг, найденных на Райковецком городище.
Иногда мастера украшали кольчуги, пуская по краю несколько рядов бронзовых колец.
Что носили под кольчужной рубахой
Поскольку кольчуга не отличается жесткостью, то рубящие удары она держит не так хорошо, как секущие. Однако, сдавать свои позиции пластинчатым доспехам она стала только во второй половине 13-го века, да так и не сдала их до конца.
В связи с этим в среде реконструкторов не прекращаются попытки разгадать секрет того, как «не больно и правильно».
Первым делом, предполагают, что под кольчугу обязательно одевали стеганую рубаху, больше похожую на перешитый матрас. Дескать, амортизирует.
Да вот только никаких следов подкольчужных стеганок на Руси не обнаружено. Ни внятных изображений, ни каких-либо обрывков ткани так и не обнаружили.
Кроме того, пользы от стеганок, прозванных в народе «вафлями» (за характерный рельеф) оказалось меньше, чем ожидалось.
Вот мнение эксперта, основанное на его практическом опыте:
«может в массовых «замесах» она применима, но при маневрировании на пересеченной местности набивник совершенно не применим…тяжелый, за все цепляется, а если намокнет, то вам вообще настанет конец….так, что отказывайтесь от вафель господа…фигня это все, а под кольчугу достаточно шерстяной+ кожаной рубахи, ну плюс, соответственно, льняной, легко, сухо и комфортно.
Фото с маневров «Ратное Дело: снежный плен» в Самаре. Несмотря на накал страстей, суконного кафтана под кольчугу вполне хватает, чтобы остаться здоровым после воинских забав.
Хочется добавить, что средневековая война – не бой на арене в хорошую погоду.
Так вот, стеганка, а равно и ее предок-матрас, легко набирают в себя воду под дождем. При падении же за борт стеганое полотно моментально намокает и топит своего владельца не хуже камня на шее.
Кроме того, есть такие неприятности как плесень и вши. В стеганном полотне они селятся всерьез и надолго.
Как пробить кольчужную броню?
И вот от премудростей ношения мы плавно переходим к применению кольчуг в деле, то есть, на войне.
Судя по дошедшим до нас кольчужным рубахам, доставалось им на войне по полной – сами полюбуйтесь:
И это только общий план.
Думаю, если рассматривать ее вблизи, нам станут видны еще и следы многочисленного ремонта. Разумеется, они не появились в один год – кольчуги могли использовать несколько веков кряду, передавая от одного хозяина к другому.
Многие из средневековых кольчуг перекочевали в арсеналы Московской Руси, откуда и были распроданы за ненадобностью в 17 примерно веке. Возможно, именно поэтому до нас дошло совсем немного броней эпохи Средневековья.
Кстати, пробоины, которые мы видим на этой кольчуге, могли быть получены от лучников, либо арбалетчиков. В 13-м веке широко распространяются бронебойная пика и подобный ей наконечник стрелы, который делал с кольчугой буквально следующее:
Куплю кольчугу. С уважением, король.
Уже давно по книгам и статьям о кольчуге путешествует фрагмент из французской поэмы 12 века «Рено де Монтобан». В нем, действительно, есть упоминание «доброй кольчуги, сделанной на Руси».
Впрочем, на каждый аргумент найдется свой критик.
Есть мнение, что русская кольчуга здесь упомянута в качестве художественного образа, наравне со шлемами из Карфагена, русским графом при дворе Карла Великого и лошадьми из Испании и из Руси.
Что ж, в отношении художественного произведения, тем более «исторического» (речь в нем о событиях четырехсотлетней давности), это может быть справедливым.
Однако русские кольчуги все же были весьма ходовым товаром – их с удовольствием покупали половцы, торки, берендеи. То есть те, кто незадолго до того сами, своей манерой воевать, оказали на эту продукцию самое непосредственное влияние.
Байдана, юшман и бахтерец
Развивалось военное дело, развивались и кольчуги. Их рукава и подол становились длиннее.
Ко временам расцвета Московской Руси стали использоваться кольчуги с двумя заклепками на одно кольцо. Двойная склепка делала кольца куда более устойчивыми на разрыв.
Вот одна из таких броней:
Я видел ее в музее и хорошо помню воротник, хранящий следы былых сражений. Местами кольчужное плетение просто разорвано и воротник не рассыпается лишь потому, что кольца держат соседние ряды и кожаная простежка ремешком.
В своем развитии кольчуги дадут «панцирь», то есть кольчугу из плоских колец, и байдану – кольчугу из колец не только плоских, но еще и крупных.
А также соединятся с пластинчатыми доспехами, вследствие чего Оружейная палата пополнится сразу двумя типами кольчато-пластинчатых броней. Те и другие появились на Востоке, а затем уже пришли в Московскую Русь.
Это бахтерец, где пластины мелкие и немного наложены друг на друга черепицей, подобно ламеллярному доспеху. И юшман, с крупными пластинами, вплетенными в кольчужное полотно. Впервые он упоминается в 1548 году.
Будем надеяться, в будущем нас ждут еще много интересных кольчужных находок.
Пока же предлагаю вашему вниманию видео про изготовление кольчуг.
Теперь, пожалуй, все.
Литература
Фото Ирины Воронковой, Алексея Христюкова, Юрия Чикина, а также из сети Интернет.
Одежда для… кольчуги
На страницах ВО уже не раз рассказывалось о том, что существовало три эпохи в развитии доспехов, то есть защитного вооружения, применявшегося в Средние века. Это «век кольчуги», «век кольчужно-пластинчатой брони» и «век доспехов из «белого металла». И общий срок всех этих трех эпох достаточно продолжительный. С 1066 года, то есть битвы при Гастингсе, и вплоть до 1700 года. Конечно, можно говорить о том, что конные латники встречаются на миниатюрах из Сент-Галена, что воины Карла Великого, да и сам он описываются как люди «облаченные в сталь». Но… только «их сталь», то есть доспехи не были кольчугой.
Акваманил («водолей») – сосуд для воды из Нижней Саксонии 1275 – 1299 гг. Музей средневековья, Булонь.
Есть много свидетельств, что это были металлические пластины, нашитые на кожу, а вот кольчуги в то время массового распространения не имели. Собственно, в качестве локально популярного доспеха они получили распространение у викингов, поскольку в них было удобно грести, а через них распространились и в Европе, где после разгрома аваров угроза со стороны конных лучников резко ослабела, что и позволило кольчуге выдвинуться на первое место.
Как бы там ни было, на Байесском полотне вы видим воинов, у которых она закрывает ногу и то – только спереди. Как правило, такое снаряжение имеют короли, но не рядовые воины.
Однако уже к 1170 году, то есть ко времени убиения Фомы Бекета, фигура воина оказалась практически целиком прикрыта кольчужным плетением: голова, руки, ноги – все эти части тела теперь закрывала кольчуга. Шлемы – раскрашивались и это было единственное «яркое пятно» на общем фоне этой «металлической фигуры», каковой являлся конный воин этой эпохи.
Рыцарь 1190 г. рисунок Ангуса МакБрайда. На нем, как вы видите, показана фигура в металле, но с выпущенными наружу полами богатой поддоспешной одежды и опять-таки в кольчужных чулках, обтянутых сверху тканью!
Однако со временем «голые кольчуги» начинают понемногу исчезать, вернее, они начинают прикрываться одеждой, которая получает название сюрко. Считается, что сюрко появилось в эпоху крестовых походов на Восток, европейцы переняли у мусульманских воинов обычай носить защитное вооружение, прикрыв его одеждой из ткани, так как иначе оно очень сильно нагревалось на солнце. Например, на рисунках из «Винчестерской Библии», относящейся к середине XII века, уже изображены воины в кафтанах, именовавшиеся по-французски сюрко. Первые образцы такой одежды представляли собой длиннополое одеяние с разрезами и спереди, и сзади, и без рукавов (о чем, кстати, сообщается в Википедии). В XIII в. она приобрела особую популярность и стала, можно сказать, едва ли не самой заметной частью рыцарского «костюма». Кажется, что функциональное значение этого наряда вполне очевидно – защищать владельца от дождя (а его кольчугу от ржавчины) и солнца. Но историки Д. Эдж и Д. Паддок считают столь широкое распространение сюрко все-таки не вполне объяснимо. Возможно, что это была своеобразная дань моде и средство выделяться качеством и богатством ткани, а также вышитыми геральдическими изображениями, которыми тогда же начали его покрывать.
Миниатюра из «Библии Мациевского». Ок. 1250 г. На ней мы видим всадников как в сюрко, так и в «голых» кольчугах. (Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк)
К. Блэр также указывает, что в середине XII в. в практику военного дела рыцарского сословия вошло ношение длинного матерчатого одеяния, именовавшегося сюрко. Причем он отмечает, что в разное время и разными учеными выдвигались разные идеи относительно причин его появления, но ни одна из них не имеет под собой достаточно веских оснований. То есть около ста лет рыцари довольствовались одеждой из кольчуги, а потом вдруг начали ее почему-то закрывать. Мнение, что сюрко защищало от непогоды, основывается на таком рыцарском стихотворном произведении, как «Признание короля Артура», где написано буквально следующее:
Одежды зеленого цвета,
Чтоб были доспехи чисты,
Капризы дождей не страшны.
Вот только сомнительно, чтобы такая свободная и длинная одежда, да еще и без рукавов, могла бы эффективно выполнить такую функцию. Ну, а если это был способ продемонстрировать герб обладателя сюрко? Да, действительно, система геральдики, как и сюрко, появились примерно в это же время. Однако известно, что изображения гербов и гербовые цвета на них были далеко не всегда. И часто бывало так, что сюрко имело один цвет, конская попона – другой, а у герба цвета были совершенно другие. Возможно, что мода на эту одежду родилась под влиянием церкви, так как облегающие тело кольчуги слишком уж сильно «анатомизировали» тело того, на кого они были надеты.
Миниатюра с заглавной буквы в манускрипте из Северной Франции 1280 – 1290 гг., изображающая рыцарей с геральдическими щитами в руках и таких же конских попонах, но в сюрко совершенно другого цвета, не совпадающего с цветом герба. (Национальная библиотека Франции, Париж)
Миниатюра из этого же манускрипта и с похожим изображением попоны и сюрко!
Так что может быть и так, что ходить просто в кольчуге стало «неприлично». К. Блэр также говорит о том, что просторная верхняя одежда, закрывающая доспехи, могла быть перенята крестоносцами на Востоке у мусульман и уже после этого появиться в Европе.
Миниатюра из «Романа о Тристане», 1320 – 1330 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж)
Наиболее древнее изображение сюрко британский историк К. Блэр обнаружил на печати Валерана де Белломонте, графа Меллана и графа Вустера, находившейся на его грамоте, примерно 1150 года. Важно, что не только наиболее раннее его изображение, но и то, что само это одеяние довольно необычного вида. Так, у него имеются рукава, и они достигают запястий. Такой покрой стал характерен лишь для второй половины XIII в. и распространился во второй половине XVI в., хотя в целом и встречался довольно-таки редко. Традиционный сюрко это все-таки плащ с отверстием для головы. Он не сшит по бокам, поэтому свободно ниспадает сверху вниз. У этого же сюрко до бедер оно прилегает к телу достаточно плотно, но затем в виде широкой юбки расходится до самых лодыжек, и имеет разрезы для езды верхом, то есть скроено далеко не столь уж и примитивно. Рукава до запястий прилегают очень плотно, затем расширяются и образуют что-то вроде длинных вымпелоподобных лент.
Миниатюра 1250 г. «Роман об Александре» Аббатство Св. Албанса. (Библиотека Кембриджского университета)
Похожие сюрко, хотя и без рукавов, мы видим на раскрашенной заставке из Винчестерской Библии (книге Джошуа), ок. 1170 года, и также на Большой печати короля Иоанна, относящейся к 1199 года. До 1210 года сюрко на миниатюрах встречаются довольно редко, зато потом без него не обходится практически ни одна миниатюра. Приблизительно с 1320 года оно имеет вид халата свободного покроя без рукавов и с большими проймами и «юбкой» с разрезом, доходящей до середины икр. Но были и варианты длиной до лодыжек и даже до колен. Где-то с 1220 года могут встречаться и сюрко с рукавами длиной до локтей, хотя таких изображений до второй половины XIII в. мало.
«Суассонская псалтирь» 1200 – 1297 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж). Извечная тема, не так ли? Давид убивает Голиафа и отрезает ему голову. Но интересно другое – Голиаф точная копия рыцаря того времени. Дело в том, что понятие временных изменений тогда не существовало, это были догейгелевские времена, и даже далекое прошлое художники представляли себе, как «настоящее».
Британские историки Д. Эдж и Д. Паддок также считают, что столь широкое распространение сюрко не вполне объяснимо. По их мнению, это могла быть и просто дань моде, и средство выделиться, поскольку сюрко зачастую шились из дорогих тканей. Кроме того, на них были также вышиты геральдические изображения (хотя и не всегда). С другой стороны, именно белый сюрко из обычного полотна давал царю наилучшую защиту от солнца, а с нашитыми на него крестами выражал и саму суть крестоносного движения. Э. Окшотт термином сюрко в своих работах не пользуется, а называет его коттой, указывая при этом, что во всеобщее употребление она не входила вплоть до 1210 г., хотя отдельные ее образцы известны были еще до конца XII в. По его мнению, точное назначение ее все-таки неизвестно. Считают, она была привезена из Святой земли крестоносцами, где подобная вещь была просто жизненно необходима, чтобы палящее солнце чересчур не нагревало кольчугу. Но тогда получается, что котты на Западе были неизвестны и даже думать о ней не думали до 1200 года. А ведь воины Христовы стали возвращаться с Востока уже в том же 1099 году, то есть за столетие до указанного срока. Так почему же тогда котту не использовать значительно раньше? Можно, как считает Э. Оакшотт, утверждать, что этот предмет одежды использовался в целях опознавания, поскольку на нем был герб владельца. Это также весьма вероятное предположение, так как котта стала модной практически одновременно с появлением геральдики. Но… гербы далеко не всегда изображались на котте-сюрко. Бывало и так – и изображения тех лет это подтверждают, что котта могла быть одного цвета, щит – другого, а конская попона – третьего! «Я думаю, – продолжает Э.Оакшотт, – что котта была данью моде; конечно, ее использовали в практических целях, поскольку она действительно закрывала от солнца и в какой-то мере от влаги большую часть поверхности кольчуги и давала превосходную возможность для демонстрации гербов; этот предмет одежды был бесценен в тех случаях, когда нужно было опознать погибшего на поле сражения, поскольку шлем легко мог откатиться далеко, а лицо от ранений стать неузнаваемым. Однако каким бы ни было назначение котты с точки зрения жизненной необходимости, это был веселый и красочный наряд, превращавший угрюмого и сурового рыцаря в темной коричнево-серой кольчуге в фигуру галантную и блистательную, – и это вполне согласовывалось с тем расцветом, которого достигла к концу XII в. веселая наука рыцарства».
Вальтер фон Метц с миниатюры из «Манесского кодекса».
Йохан фон Брабант с миниатюры из «Манесского кодекса» (в шлеме с головой дракона). Как видите, со временем это стало традицией – носить на себе одежду с изображением герба и такой же конской попоной с гербами покрывать своего коня.
Покрой котты часто изменялся, но это зависело даже не столько от эпохи, сколько от личных предпочтений рыцаря: в XIII в. ее могла шить очень длинной или, напротив, очень короткой, как с рукавами или без них. В общем, это простое одеяние, наподобие ночной рубашки, без рукавов, зато с разрезом от подола и почти до талии спереди и сзади, так, чтобы его обладатель мог бы легко садиться в седло. Хотя в девяти случаях из десяти ее шили без рукавов, – подчеркивает Э.Оакшотт, известны были и котты с рукавами, причем некоторые из них имели рукава только лишь до локтей, а некоторые – даже до самых запястий.
Эффигия Беренгар де Пужверт (1278 г.). Ну, а этот рыцарь решил выделиться средь прочих, обрядивших в богатую ткань!
Ричард Веллесборн де Монфор (1286 г.) Как-то странно он выглядит, не так ли? На сюрко «восстающий гриффон», на щите «трусливый восстающий лев»…
То есть со временем котта или сюрко приобрели характер «форменной одежды». Тем более, что известны экземпляры, пошитые из бархата и даже парчи, да еще и щедро расшитые гербами. И, собственно, почему бы рыцарям такое и не носить? Это была по сути единственно возможная для них верхняя одежда, которую они могли себе позволить, и стоило поэтому употребить всю свою фантазию, чтобы показать свою богатство и знатность. Котты из тканей ярких цветов, расшитых серебром и золотом, приятно контрастировали с чисто военной «металлической одеждой» и позволяли продемонстрировать феодалам и свое богатство, и тонкий, художественный вкус (либо полное его отсутствие – В.О.)».
К 1340 г. рыцарское защитное снаряжение стало намного сложнее, но сюрко все еще носят! Рис. Ангуса МакБрайда.
Миниатюра «Хроники из Версена» 1370 г. Регенсбург. Баварская государственная библиотека, Германия). Как видите, на рыцарях сюрко уже нет, но тем не менее, их доспехи для торса прикрывает цветная ткань!
Позднее сюрко уступил место более короткой куртке-джюпону, имевшему вид плотно прилегающего к доспеху жакета, едва доходящего до бедер. Однако при всех изменениях, диктуемых модой, геральдический характер этого одеяния оставался неизменным. Об этом говорит, например, дошедший до наших дней джюпон, принадлежавший Черному Принцу, сделанный из бархата красного и голубого цветов с изображенными на каждом поле соответствующего цвета золотыми лилиями Франции и английскими «леопардовыми львами».