что носила древнеегипетская царица хатшепсут в знак
Почему более 2000 лет скрывали имя женщины-фараона Древнего Египта Хатшепсут, и кому это было нужно
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Великая царица Хатшепсут: истоки
Хатшепсут родилась в правящей династии царицы Яхотеп. Её дедушка — Яхмос I, был первым правителем Нового Царства, а отец — Тутмос I, предположительно являлся кровным родственником знаменитого фараона Аменхотепа.
Не достигнув и 20 лет, Хатшепсут вступила в брак со своим единокровным братом Тутмосом II. Ещё в юности Хатшепсут приняла сан «Божественной супруги Амона». Во времена Нового Царства он позволял представительницам знати участвовать в политической жизни страны.
В союзе Тутмоса II и Хатшепсут родилась дочь, а наследника фараон получил от наложницы. В будущем Тутмос III прославится благодаря своему отменному мастерству полководца, но это будет немного позже. А пока на четвёртом году правления скончался Тутмос II. Его полномочия по управлению государством были переданы Хатшепсут, которая будучи опекуном несовершеннолетнего принца, получила регентство.
Она занимала должность регента семь лет, но желание полноправия сподвигло Хатшепсут изменить правила, и в 1490-м г. до н. э. она стала единым легитимным правителем Египта. Безупречное происхождение, связи и влияние позволили жрецам без колебаний склонить головы перед новым фараоном. Женщина-фараон восседала на престоле практически два десятилетия. Она умерла на пятом десятке лет от рака костей.
Согласно правилам 18-й династии, Тутмос III не имел шанса сесть на престол, поскольку власть переходила по материнской линии. С подачи Хатшепсут, которая отдала за него замуж свою дочь, Тутмос сумел войти в царствование.
Достижения царицы Хатшепсут во время правления
Царствование женщины-фараона не являлось нонсенсом в Древнем Египте, но всегда вызывало вопросы у народа и становилось проблемой для её сподвижников. Законность женщины в качестве царя всегда нуждалась в веской аргументации. До Хатшепсут приходилось доказывать своё право на престол царицам Меритнейт, Нейтикерт, Таусерт и др. Традиционно общение властей и народа происходило посредством искусства.
Хатшепсут прекрасно понимала роль искусства в жизни Египта, поэтому за время её правления было воздвигнуто огромное количество архитектурных памятников. Помимо этого, она отдавала приказы, согласно которым восстановлению подлежали разрушенные достопримечательности. Больше Хатшепсут строил только Рамзес II. Период царствования Хатшепсут ознаменовался расцветом Египта, причем как социальным, так и политическим. Женщина-фараон была настолько сильной и отважной личностью, что лично принимала активное участие в одном из военных походов.
Хатшепсут окружила себя представителями столичной элиты, армией и обособленными жрецами. Она создала бюрократическую систему, которая возымела свои плоды в виде многочисленных побед, уровня жизни египтян и общественных настроений.
Её мудрость проявлялась во всех сферах. Так, предчувствуя посмертное забвение, царица приказывала во время строительства высекать на зданиях своё имя. Каждая попытка будущих фараонов убрать имя Хатшепсут из истории терпела неудачу.
Сыновья, ненависть и предание анафеме
Первые двадцать лет правления Тутмос придерживался порядков своей предшественницы. Большинство соратников Хатшепсут продолжали занимать свои посты, и даже могли передавать их по наследству. Наверное, новый царь понимал, что фараона делает фараоном не только немес, но и окружение. Затем началась кампания по замене имени Хатшепсут на памятниках и монументах на имена её предшественников.
Хроники, в которых все действия Хатшепсут приписывались Тутмосу, были переписаны по его приказу. Её имя было предано анафеме, но храм, построенный в её честь, остался важным культовым центром.
Современные историки выдвигают множество теорий, почему наследник решил стереть имя Хатшепсут из истории. Наиболее вероятной причиной учёные называют не ненависть, а нарушение тысячелетних традиций Египта. Миссия фараона, кроме прямого управления страной, заключалась в создании божественного баланса на земле. Женщина, которая занимает место мужчины — разрушает этот баланс. Вероятно, Тутмос III остерегался, что другие женщины пойдут по пути, проложенному Хатшепсут к престолу.
Активная позиция Тутмоса III привела к тому, что в египетских архивах не осталось упоминаний об этой женщине-фараоне. В начале XIX столетия востоковед Жан-Франсуа Шампольон раскрыл миру и истории личность Хатшепсут.
Храмовый комплекс Хатшепсут
Храм Хатшепсут — одна из самых важных достопримечательностей современного Египта. Величественное сооружение расположилось у подножья скал Дейр-эль-Бари. В древности храм назывался «Джесер Джесеру», что значит «Святая Святых».
Строительство этого, безусловно, важного объекта проходило с 1482 по 1473 год до н. э. Воздушный храм со множеством скульптур значительно выделялся на фоне грандиозных громоздких зданий тех времён.
Стоит отметить, что местоположение храма Хатшепсут было выбрано после тщательных расчётов. Он возведён на оси храма Амона в Карнаке неподалёку от гробницы самой Хатшепсут в Долине царей на другой стороне горы. Главным архитектором храма стал выдающийся древнеегипетский архитектор и государственный деятель периода Восемнадцатой династии Нового царства Сененмут.
Когда-то садовый комплекс с экзотическими растениями и бассейнами, храм Хатшепсут сейчас стоит практически посреди пустыни. Стены, увенчанные фресками, рассказывают о времени царствования Хатшепсут, а также изображают бытовые сцены и богов.
Со временем храм Хатшепсут превратился в настоящее место паломничества. Археологи обнаружили на его стенах множество надписей и записок с просьбами об исцелении.
В раннехристианские времена в храме располагалась коптская церковь, но позже строение было разрушено. В 1891 году египтолог Эдвард Навиль стал первым учёным, попытавшимся восстановить храм. Эта задача была крайне сложной, поскольку многие элементы строения были вывезены из Египта. Однако благодаря усилиям польских реставраторов храм был восстановлен, а память о Хатшепсут возвращена.
В этом, пожалуй, и состоит призвание истории: возвращать из глубин памяти то, что казалось забытым, утраченным, стёртым поколениями. И только история может рассказать, что известно о последнем правителе Древнего Египта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История Хатшепсут, женщины-фараона, которую пытались стереть из истории, но не смогли
История Хатшепсут, женщины-фараона, которую пытались стереть из истории, но не смогли
Наверное, редкий человек совсем ничего не слышал про Нефертити или Клеопатру, но при этом мало кому знакомо имя Хатшепсут. Фараон-строитель, полководец, организатор великой экспедиции в далекую страну — она пришла к правлению очень непростым путем, но смогла сделать для Египта действительно немало.
Мы в AdMe.ru познакомились с историей царицы Хатшепсут, одной из четырех женщин, которой удалось взойти на сугубо мужской древнеегипетский престол.
Почему фараон — мужчина?
Кадриз фильма «БогиЕгипта».
Начать, наверное, стоит с того, кто же такие были фараоны. Эти люди не только выполняли функции главы государства, но и становились представителями богов Гора, Осириса и Амона в мире людей. Боги были мужчинами, и египтяне твердо считали, что и фараон — посредник между мирами — может быть только мужского пола. Даже сама идея фараона-женщины считалась противоестественной.
Но вот в 1508 году до н. э. родилась Хатшепсут. Она была дочерью фараона Тутмоса I и царицы Яхмес, его первой и главной жены. Еще при жизни отца девушка стала верховной жрицей бога Амона и получила титул его супруги. Когда же Тутмос I отправился в лучший мир, Хатшепсут была главной и самой законной претенденткой на престол, однако не смогла на него взойти: фараоном должен был стать мужчина, и точка.
Царство получил ее единокровный брат Тутмос II, а Хатшепсут стала его женой. Сейчас нельзя с полной уверенностью объяснить мотивы этого поступка, но, скорее всего, девушка таким образом подготавливала почву для захвата власти в будущем. А может быть, ее просто-напросто заставили. Как бы там ни было, новый фараон оказался слабым и жестоким правителем, и Египет вздохнул с облегчением, когда через 4 года он умер. И снова остро встал вопрос: кто же теперь встанет во главе государства?
Здесь и начинается самое интересное. Умная и расчетливая Хатшепсут твердо решила не упускать то, что принадлежало ей по праву. Для этого она предприняла ряд взвешенных и точных действий.
Дочь великого Амона-Ра
Фараон Тутмос I, отец Хатшепсут.
Главным претендентом на престол стал Тутмос III, сын умершего фараона и его наложницы. Однако на тот момент мальчику было только 12 лет, чем и воспользовалась Хатшепсут. Она назначила себя регентом, а маленького «фараона» отправила как можно дальше от дворца.
Это был только первый шаг, регентство до совершеннолетия Тутмоса III не устраивало юную царицу. Однако Хатшепсут понимала: чтобы стать полноправной правительницей Египта, необходимо вписаться в религиозный культ страны и заручиться поддержкой самых сильных людей государства, а это будет непросто.
Но Хатшепсут хватило мудрости и такта сделать своими сторонниками жрецов, представителей аристократии и военачальников. Получив такую мощную поддержку, молодая женщина провозгласила себя дочерью великого бога Амона-Ра, что и подтвердили жрецы. После этого Хатшепсут официально стала фараоном, а Тутмос III был отстранен от престола.
Как стать мужчиной
Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Казалось бы, дело в шляпе. Но ситуация оставалась сложной, и новая царица Египта это прекрасно понимала. А сложность состояла в том, что у большинства египтян в голове был конкретный сложившийся образ фараона. Мужчины-фараона.
Чтобы глубже понять серьезность проблемы, проведем аналогию: представим себе, что в Российской империи XVII века вдруг на престол взошла. кошка. Говорящая, образованная, нарядно одетая, с правами на корону, но все-таки кошка. Можно живо представить себе реакцию на это крестьян.
Хатшепсут отдавала себе отчет в том, что в данный момент она та самая «кошка на царстве», а значит, ожидать можно чего угодно. Поэтому новая правительница всеми силами старалась вписаться в устоявшийся мир богов и культов. Например, на всех важных мероприятиях Хатшепсут носила мужские одежды и накладную бородку. С этой бородкой ее зачастую и изображали: такой портрет фараона легче ложился на душу народа. Ну и про ее якобы божественное происхождение тоже не стоит забывать; в конце концов, люди свято в него верили и не стремились ссориться с великим богом.
Провозглашенная дочь Амона-Ра не зря долго и терпеливо шла к престолу. В отличие от своего покойного мужа, она стала справедливой и мудрой правительницей. При Хатшепсут Древний Египет расцвел и возвысился: экономика страны шла в рост, строительство обрело невероятные масштабы.
Кроме того, она организовала экспедицию в страну Пунт, контакты которой потерялись в эпоху Среднего царства. Необходимо было восстановить отношения с этим государством, так как Пунт был основным поставщиком дерева мирры. И Хатшепсут это удалось: контакты были налажены, а из похода египтяне вернулись с редкими товарами, такими как черное дерево, ручные обезьянки, золото, рабы и шкуры экзотических животных.
Хатшепсут проявила себя и как хороший военный стратег: она лично возглавляла один из походов в Нубию, контролировала Синайский полуостров, финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину.
Несколько тысяч лет спустя
Так по-разному фараона Хатшепсут увидели художники из разных тысячелетий. О реальной же внешности царицы мы можем только догадываться.
Женщина-фараон правила немногим больше 2 десятилетий и умерла на 22-м году царствования. На престол взошел Тутмос III. Есть версия, что он был очень зол и обижен на мачеху, потому как приложил немало усилий, чтобы стереть ее образ из истории: имя царицы было исключено из списка фараонов Египта, оно вырезалось из картушей и заменялось именами ее предшественников-мужчин, портреты уничтожались. Хатшепсут же, скорее всего, ожидала чего-то подобного и успела оставить немало упоминаний о себе в самых разных местах, и уничтожить все просто не получилось. Благодаря этому в XIX веке знаменитый египтолог Жан-Франсуа Шампольон смог вернуть имя Хатшепсут в мировую историю.
Вот так сложилась судьба одной из самых незаурядных женщин, которых когда-либо видел свет. Скорее всего, сама Хатшепсут была бы рада узнать, что спустя несколько тысячелетий мы знаем ее имя и восхищаемся ей как сильным, мудрым, энергичным, деятельным и целеустремленным человеком.
А вы слышали раньше про царицу Хатшепсут? И кто из великих женщин является для вас самым вдохновляющим примером?
Царица Хатшепсут.
Оригинал взят у stimfalid в Женщина-фараон царица Хатшепсут (с некоторыми исправлениями, сокращениями и дополнениями).
Скульптурный портрет Хатшепсут не спутаешь ни с чьим другим: царская корона, накладная борода, и вдруг — женское лицо, красивое настолько, что трудно оторвать взгляд.
Имя Хатшепсут не вошло ни в один из древних перечней правивших Египтом царей. Её изображения с атрибутами царской власти и картуши с её именами впоследствии уничтожались. Но невозможно уничтожить память о великой женщине, посвятившей жизнь возрождению своей страны.
Хатшепсут, чьё имя означает «первая среди благородных», была дочерью фараона Тутмоса I и «великой супругой» фараона Тутмоса II (который, кстати, был её сводным братом). Мужу её не долго суждено было царствовать. Он умирает, оставив наследника — мальчика Тутмоса III. Так как ребёнок ещё слишком мал, Хатшепсут возлагает на себя обязанности регента.
Но стране нужен Владыка. Тот, кто будет посредником между миром богов и миром людей, кто будет отвечать за процветание Египта, за существование порядка и соблюдение божественного закона. А пока фараона нет — в стране будет царить хаос.
И Хатшепсут становится фараоном, царём Верхнего и Нижнего Египта. Отныне в скульптуре и на рельефах она изображается в мужской одежде и со всеми аттрибутами царской власти.
Статуя Хатшепсут из Бостонского музея изобразительных искусств
Хатшепсут (1490/1489—1468 до н. э., 1479—1458 до н. э. или 1504—1482 до н. э.) имела титулы «Великая жена царя» и «жена бога Амона» (хотя источники называют её тронным именем Мааткара — Маат-Ка-Ра). Она является одной из первых известных женщин в мировой истории, а также, наряду с Тутмосом III, Рамсесом II, Эхнатоном, Тутанхамоном и Клеопатрой VII, одним из самых известных египетских правителей.
Помимо Хатшепсут, среди полновластных правителей Древнего Египта до завоевания Александром Македонским можно встретить всего четырёх женщин — Мернейт (Меритнейт), Нитокрис (Нейтикерт) в конце Древнего царства, Нефрусебек (Себекнефрура) в конце Среднего царства и Таусерт в конце XIX династии. В отличие от Хатшепсут, все они приходили к власти в критические периоды египетской истории [1].
Согласно цитате египетского жреца-историка III века до н. э. Манефона по Иосифу Флавию, она правила 21 год и 9 месяцев, однако Секст Юлий Африкан приводит эту же цитату, в которой сообщается, что Хатшепсут правила все 22 года.
То, что Хатшепсут стала фараоном, специалисты объясняют довольно высоким статусом женщины в древнеегипетском обществе, а также тем, что престол в Египте переходил по женской линии. Кроме того, обычно считается, что такая сильная личность, как Хатшепсут, достигла значительного влияния ещё при жизни своего отца и мужа и фактически могла править вместо Тутмоса II. Основными силами, поддерживающими Хатшепсут, были образованные («интеллектуальные») круги египетского жречества и аристократии, а также часть выдающихся военачальников.
Известняковая скульптура Хатшепсут в художественном Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Хотя на статуе царица изображена без накладной бороды, но содержит остальные символы власти фараона; в частности, на неё надет головной убор немес, увенчанный царским уреем.
Приняв титулатуру фараонов, Хатшепсут стала изображаться в головном уборе хат с уреем, с накладной бородкой. Первоначально статуи и изображения Хатшепсут представляли её с женской фигурой, но в мужских одеждах, а в позднейших аналогах её образ был окончательно трансформирован в мужской. Прообразом таких изображений Хатшепсут можно считать немногие сохранившиеся статуи царицы Нефрусебек, для которых также характерна комбинация мужского и женского канона. Тем не менее, царица отказалась от одного из царских титулов — «Могучий бык».
Колонна из храма Хатшепсут.
Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя прежде всего как фараон-строитель. Больше неё строил только Рамсес II Мериамон (который, между прочим, наносил своё имя и на монументы предшественников). Царица восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами памятников. Кроме того, она сама активно вела строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто т. н. «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона; рельефные изображения на стенах святилища, недавно полностью восстановленного из разрозненных блоков, посвящены соправлению Хатшепсут и Тутмоса III, а также легитимизации её единоличной власти. Здесь же, в Карнаке, по приказу царицы были установлены гигантские гранитные обелиски, воздвигнут VIII пилон в храме Амона, сооружено святилище Амона-Камутефа, значительно расширен храм супруги Амона — богини Мут. Два обелиска Хатшепсут (высотой 29,56 м) рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).
Парные осирические статуи Хатшепсут перед храмом в Дейр эль-Бахри.
Всё же наиболее известным памятником архитектуры времени Хатшепсут является прекрасный храм в Дейр-эль-Бахри в отдалённой западной части Фив, носивший в древности название Джесер Джесеру — «Священнейший из священных» — и строившийся на протяжении 9 лет — с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы. Его архитектором был Сенмут (?), и, хотя храм во многом повторял находящийся рядом храм фараона Среднего царства Ментухотепа I, его величественные колонны поражают воображение и в наши дни. В своё время этот храм был во многом уникален, демонстрируя безупречную гармонию архитектурного комплекса за 1000 лет до возведения Парфенона в Афинах.
Колонны храма Хатшепсут.
Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. Террасы храма в центре были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма; они были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, её коленопреклоненными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке. К первой из террас вела длинная аллея полихромных песчаниковых сфинксов царицы, обсаженная завезёнными из Пунта мирровыми деревьями. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной приблизительно в 40 метров, ведущей от нижней террасы храма к границе пустыни и орошаемых полей долины Нила, где был воздвигнут гигантский пилон. Помимо самой царицы, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящён Амону-Ра, обожествленному отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет — повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные бассейны.
Роспись в храме Хатшепсут.
Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта. Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут — бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далёкую страну Пунт, снаряжённой царицей на 9-м году правления. Идея единства Обеих земель встречается ещё раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры — символа богини Уаджит, — хвост которых поднимался вверх по верхней части перил. Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта Уаджет, своими крыльями обрамляет сокол Хор Бехдетский, бог-покровитель Верхнего Египта.
По краям второй террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих вглубь скалы. Капители колонн святилища Хатхор были украшены позолоченными ликами богини, устремлёнными на запад и восток; на стенах святилища изображена сама Хатшепсут, пьющая божественное молоко из вымени священной коровы Хатхор. Верхняя терраса храма была посвящена богам, даровавшим жизнь Египту, и самой Хатшепсут. По сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположено святилище Амона-Ра, Святая Святых, самая главная и самая сокровенная часть всего храма Дейр-эль-Бахри.
Храм Хатшепсут ночью.
Вблизи Дейр-эль-Бахри, также к западу от Фив, Хатшепсут приказала соорудить особое святилище в Мединет Абу на месте священного холма Джеме, под которым упокоился в начале времён змей Кематеф, воплощение созидательной энергии Амона-Ра. Однако Хатшепсут вела активное строительство храмов не только в Фивах, но и во всем Египте. Известны скальный храм, воздвигнутый царицей в будущем Спеос Артемидосе в честь львиноголовой богини Пахет, а также храм богини Сатет на острове Элефантина; кроме того, архитектурные фрагменты с именем царицы обнаружены в Мемфисе, Абидосе, Арманте, Ком Омбо, Эль-Кабе, Гермополе, Кусе, Хебену. В Нубии по приказу царицы были воздвигнуты храмы в крепости Среднего царства Бухен, а также в ряде других пунктов — в Саи, Дакка, Семнэ и Каср Ибриме, при этом многие из памятников Хатшепсут, возможно, пострадали во время единоличного правления Тутмоса III.
«Сотворила я это с любящим сердцем
для отца моего, Амона,
Посвященная в таинство его начала начал,
Знающая о мощи его благотворной,
Не забывающая о приказаниях его.
.
Скажу я людям времен грядущих,
Тем, кто памятник узрит
моему отцу посвященный,
Тем, кто будет говорить и спорить,
Тем, кто обратится к потомкам своим —
Вот, было это, когда во дворце восседала,
Размышляя о моем создателе,
Подсказало сердце мое сотворить для него
Два обелиска, что (покрыты) электрумом,
Высота которых достигает небес,
В священном колонном зале.»
Из надписи царицы Хатшепсут
на базе обелиска в Карнаке.
Фивы, XVI в. до н.э.
Женская статуя Хатшепсут.
При Хатшепсут Египет процветал в экономическом плане. Устанавливались классические рабовладельческие отношения, велась активная торговля. Около 1482/1481 до н. э. ею была снаряжена экспедиция в составе 210 матросов и пяти кораблей под начальством Нехси в страну Пунт, известную также как Та-Нечер — «Земля Бога». Местонахождение страны Пунт точно не установлено (скорее всего, побережье Восточной Африки в районе Африканского Рога — современного полуострова Сомали). Контакты с Пунтом были прерваны в эпоху Среднего царства, однако они были жизненно необходимы, так как Пунт был основным экспортёром миррового дерева. В ходе экспедиции египтяне закупили в Пунте древесину чёрного дерева, мирровое дерево, разнообразные благовония, в том числе ладан (тишепс, ихмет, хесаит), чёрную краску для глаз, слоновую кость, ручных обезьян, золото, рабов и шкуры экзотических животных. Рельефы храма в Дейр эль-Бахри представляют все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, экзотическими животными и домами на сваях. Также на стенах храма изображена сцена признания правителями Пунта (царём Пареху и царицей Ати) формальной власти Хатшепсут.
Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут