в чем смысл матрешки
Суть и история матрешки. Сакральный смысл матрешки
Матрешка — самый желанный сувенир из России, известный во всем мире. Традиционная куколка выполнена в образе молодой русской женщины в национальном костюме. Она вмещает в себя несколько фигурок, количество которых может варьироваться. Но в классическом варианте — их всегда семь! И в этом заключен некий смысл. Но об этом — чуть позже.
Краткая история возникновения матрешки
Когда и где появилась первая игрушка? Историй существует несколько, и какая из них наиболее правдоподобная — мы не знаем на 100%. По одной из версий придумана она была художником Милютиным, проживавшем и работавшим в конце XIX века. Прототипом послужила увиденная им фигурка Фукурумы — одного из японских богов, отвечающего за мудрость. Деревянную заготовку выточил токарь Звездочкин, а живописец расписал ее самостоятельно.
Еще один вариант повествует, что рождению популярной русской игрушки мы обязаны промышленнику и меценату Савве Мамонтову. Рассказывают, что в 1890 году в его усадьбу Абрамцево кто-то принес необычную забаву: кукла смешного японского старичка состояла из семи подобных фигурок, вложенных одна в одну. Так она попала в мастерскую, где и родилась впоследствии привычная нам матрешка.
Круглолицая красавица появилась с большим и дружным семейством: самая большая барышня держала под рукой петуха, одна из ее сестриц была с караваем в руке, другая — с серпом. В большой семейке был и милый мальчишка-братец, изображенный в красной рубахе. Первый вариант и сегодня хранится в Музее игрушки, который находится в Сергиевом Посаде.
Значение слова
Не меньшей историей обросло и само имя «матрешка». По некоторым данным есть информация, что в поместье устраивались вечера. На этих абрамцевских чаепитиях художник увидел краснощекую красавицу Матрену, которая работала прислугой в доме Мамонтова. В Руси это имя было в то время одним из самых популярных. Оно и стало ключевым, если верить легенде.
Но исследователи имени обращают внимание на связь с древнеиндийским образами: в индуизме «матри» — женское начало (в переводе означает «мать»). Это символика, которая прослеживается в русской игрушке, являющей семью из 7-ми фигурок.
Сакральный смысл матрешки Кто же она? Сувенир, игрушка, украшение? Специалисты утверждают, что матрешка — это еще и прекрасное учебное и развивающее пособие для детей. Она поможет познать малышам такие понятия, как: цвет, величина, объем. Складывая одну в одну, у ребят развивается координация рук и глаз. Маленькие дети демонстрируют свое умение логически мыслить, собирая фигурки и учатся считать. Но эта непростая игрушка имеет символический смысл.
Сакральный смысл игрушки
Кто же она? Сувенир, игрушка, украшение? Специалисты утверждают, что матрешка — это еще и прекрасное учебное и развивающее пособие для детей. Она поможет познать малышам такие понятия, как: цвет, величина, объем. Складывая одну в одну, у ребят развивается координация рук и глаз. Маленькие дети демонстрируют свое умение логически мыслить, собирая фигурки и учатся считать. Но эта непростая игрушка имеет символический смысл.
Расписная куколка символизирует 7 человеческих тел. Хотя понятие «тело» выглядит в этом случае не совсем привычно. Правильно сказать — это оболочки или уровни энергоинформационной системы человека.
7 куколок матрешки символизирует 7 оболочек энергоинформационной системы человека
✔ Самая маленькая матрешка означает тело физическое. Человек привязан к нему и ошибочно думает, что это — единственное, чем обладает. Эта оболочка выступает в роли защитника от неблагоприятных факторов внешней среды. Ее созревание заканчивается к первому году жизни. Так ребенок утверждается в мире Яви, который ощущается органами чувств. Вот эта первая матрешка красного цвета, связанна с чакрой Исток, позволяющего набраться силы от Земли. Но вибрации его очень малы, чтобы подняться выше.
✔ Затем следует тело энергетическое (эфирное или Жарье) и это — матрешка оранжевая. Телесная оболочка повторяет контуры первого, физического тела, но похожа она на яркую световую сеть, по которой передвигается энергия. Двойник расположен на достаточно большом расстоянии и передает энергию абсолютно всех процессов, происходящих в человеческом организме. Формируется к трем годам. Почему оранжевый цвет? Здесь связь с чакрой Зарод, наполняемой силой огня.
✔ Тонкая третья оболочка Навье — астральное тело человека, связанное с чакрой Живот. Перед нами еще большая фигурка желтого цвета. Частота вибраций этого тела уже намного выше, и оно является своего рода информационным шаблоном. Здесь находятся чувства и эмоции. Формирование происходит к 7 годам. Желтый оттенок дарит эмоциональную устойчивость к и здоровье.
✔ Следующая матрешка — зеленая. Речь идет о ментальной оболочке, представляющей наиболее высокие вибрационные потоки. Символизирует тело Мысли, в котором протекают все интеллектуальные процессы и умение структурировать воспринимаемую информацию. Самая главная задача ментального тела (Клубье) — хранение поступающей информации или память. Формирование происходит к 14 годам. Зеленый цвет активно поддерживает душевные силы человека и его интуицию.
✔ Следующее тело Причины — и голубая фигурка. Здесь находится оболочка, называемая казуальной. Она полностью созревает к 21 году. В этом «архиве» записана вся человеческая карма, информация о часе и месте рождении, о тех людях, которые были и будут окружать вас на протяжении жизни: члены семьи, друзья, учителя и т.д. Это тело позволяет анализировать и познавать, «складывать в пазл» события нашей жизни. В этот период личность способна создать свое пространство (время свадебных обрядов и посвящения в «мужа» и «жену»). Голубой цвет способствует подпитке интеллектуальных запасов, способствует общению и питает нервные силы.
✔ Синяя кукла — символ тела будхического (Сознание, чакра Око). Объединяясь с казуальным, оно рождает самую идеальную энергию, именуемую Душа. Человек получает необходимый опыт, который потребуется в дальнейшем. Синий цвет представляет путь к познанию законов Вселенной и наделяет даром предвиденья.
✔ Вот мы и дошли к самой большой, фиолетовой матрешке — тело атмическое, связанное с чакрой Родник. Цвет отвечает за гармонию распределения всех энергий. Более всего осознание этой формы приходит тогда, когда человек приходит к возрасту бабушки или дедушки. Высшая оболочка имеет название Дух и все религии мира называют ее Богом, хотя представляют в разных формах и образах. И Бог живет в каждом из нас! Именно способность осознать себя и понять на всех предыдущих уровнях — это и есть смысл жизни человека.
7 человеческих тел
Веселая русская матрешка не так уж и проста. Ее 7 тонких тел — серьезные этапы, имеющие четкую последовательность. И для того, чтобы не стать разобранной игрушкой в чужих руках, стоит поработать над своей самодостаточностью и «целостностью».
Подлинная история Матрешки
Часть первая. Миф о японских корнях Матрешки
Кратко перечислим «аргументы» сторонников японского происхождения Матрешки:
Министерство Культуры РФ
Министерство Культуры Московской области
На что ссылается Википедия:
[1] В конце XIX в., когда шли поиски «русского народного стиля», Е.Г. Сапожникова-Мамонтова (жена купца С.И. Мамонтова) привезла из Японии вкладывающиеся друг в друга куколки, изображающие «семь богов счастья» (ситифукудзин), которые дали намек русским мастерам, придумавшим матрешку, за что на Парижской всемирной выставке 1900 г. она получила бронзовую медаль.
(Лекция Александра Мещерякова об истории культурных связей между Россией и Японией в XIX-XX вв.)
В сети есть и множество других вариаций на японскую тему. Одна другой нелепей. По этим материалам журналисты из года в год публикуют фейковые статьи, научные работники от них не отстают, а дети в России пишут сочинения. Вот пример книги для детей от издательского дома «Фома», год выпуска 2014:
Итак, начнем развенчивать миф
1) Главный хранитель музея-заповедника «Абрамцево» Мохова Елена Филипповна утверждает, что Елизавета Григорьевна Мамонтова (Сапожникова) никогда не была в Японии. И, кстати, она не Сапожникова-Мамонтова, а Мамонтова.
Добавлю, матрешка была создана не под ее руководством. Но об этом позже.
2) По утверждению японского исследователя народных промыслов Нумата Гэнки, никакого японского божества Фукурума не существует. Как не существует и самого слова «Фукурума» в японском языке. В Японии не существовало игрушки Фукурума. Фукурума упоминается лишь в русскоязычном Интернете, и то только вместе с Матрешкой. Игрушка Фукурума (как она представлена в интернете) совсем не похожа на Даруму и открывается. Но она возникла позже Матрешки. Вспомним, например, что в 1911 году с Лейпцигской ярмарки была привезена японская подделка, которая представляла собой практически точную копию сергиевской Матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия.
Японцы издавна славятся мастерским копированием и присваиванием чужого.
Некоторую схожесть с Матрешкой имеет кукла Дарума. Дарума, заметим, не открывается как Матрешка.
При этом, по словам Нуматы, прототипом для русской Матрешки могла стать кукла «Кокэси».
3) Буквально вчера пришел ответ от А. Н. Мещерякова (профессор РГГУ и ШАГИ РАНХиГС. Президент Российской ассоциации японоведов (2004-2008), в настоящее время – член президиума), на материал которого ссылается Википедия:
«Обычно я работаю с первоисточниками, но на сей раз воспользовался интернетовскими сведениями (японскими), без достаточной проверки. Возможно, они не соответствуют действительности, надо тщательно проверять. В любом случае, проблема чрезвычайно интересная, но по своей занятости у меня нет времени, чтобы заняться ей как следует.»
4) Мнение Николая Дмитриевича Бартрама (1873-1931), основателя и директора «Музея игрушки». Скан из книги «Н. Д. Бартрам. Избранные статьи. Воспоминания о художнике»:
5) Мнение токаря Василия Петровича Звездочкина, единственного реального автора Матрешки.
Согласно его воспоминаниям, записанным Е. Н. Шульгиной в 1947 году, В. П. Звездочкину не приходилось видеть японских игрушек. Он сам придумал новую форму, увидев подходящую чурку в каком-то журнале. Василий Петрович выточил фигурку, которая первоначально имела «смехотворный вид», и не была полой внутри. Затем, по совету мастеров Белова и Коновалова, Звездочкин выточил её иначе,сделал полой, и отдал болванку на роспись художникам с Арбата.
К Звездочкину мы еще вернемся.
Итак, жена С. И. Мамонтова в Японии не была. Может Мамонтовым просто привезли японскую игрушку? Перед нами отрывок из письма, написанного в 1891 году Марией Александровной Мамонтовой художнику И. С. Остроухову:
Является ли чем то удивительным то, что Мамонтовым привозили игрушки? Нет. Их коллекция постоянно пополнялась образцами из разных частей света. Можно ли говорить о том, что роспись по предмету быта, или по игрушке была чем-то удивительным? Конечно нет. Далеко не ходя, заметим, что в русских народных промыслах расписные разъёмные деревянные изделия издавна пользовались популярностью, например, всем известные пасхальные яйца, а также коробочки, яблоки, шары, ведерки. В 1664 году травщик (художник по растительным орнаментам) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов был вызван в Москву расписывать яйца. Два года спустя он представил 170 деревянных яиц, писанных по золоту «цветными красками разными добрыми травными образцы». В 1677 году практически все мастера Оружейной палаты делали подарки царю Федору к Пасхе в виде яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы.
Древнейшие игрушки, найденные археологами на территории России, относятся ко II тысячелетию до нашей эры. Исторические документы свидетельствуют, что деревянные игрушки были у нас еще в IX веке н.э. Но дерево, к сожалению, недолговечный материал, и образцы таких игрушек не сохранились. Зато сохранились расписные глиняные игрушки X-XVII вв., найденные в раскопках в Москве, Рязани.
Между тем, вкладывающиеся друг в друга изделия, в том числе и яйца, начали производить на курорте Хаконе в Японии примерно с середины XIX века (1844г.).
Если существовала японская кукла, послужившая прообразом для Матрешки, почему таковая отсутствует на выставках традиционной японской куклы? Виртуальные экскурсии по сайтам японских музеев игрушки тоже результатов не дают.
И тут начинается интересное. В 1969 году в издательстве «Советская Россия» вышла книга «Матрешка» авторов Е. Можаева и А. Хейфиц.
На первой же странице читаем:
«В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонтова «Детское воспитание» привезли из Японии фигуру добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились, и послужили прообразом нашей матрешки».
Не лишним будет отметить, что на этой волне пальму первенства у японцев стали оспаривать китайцы. Логика у них простая, поскольку вся культура японцев заимствованная, и многое пришло из Китая, то и Матрешка тоже китайская. Для застолбления сего непреложного «факта» китайцы воздвигли в Маньчжурии целый город Матрешки. С самой большой в мире 30-метровой Матрешкой. Вокруг «главной» Матрешки стоит 8 Матрешек поменьше, и 200 небольших Матрешек. Общая площадь этого туристического объекта составляет 540 000 м2.
Наверное вам будет интересно знать, что же сегодня говорят посетителям музея Матрешки в Сергиевом Посаде?
Вот, пожалуйста. По мнению сотрудников музея, японский божок Ситифукурудзин был привезен Мамонтовыми (причем особо отмечают, что эта версия была раскручена самими сотрудниками музея), и принцип Матрешки (одна в одну) русские позаимствовали у японцев. Причем никаких доказательств этому нет: вроде как не сохранились, хотя и сами сотрудники таких документов никогда не видели. Наши же Малютин со Звездочкиным просто создали образ русской красавицы.
Невероятно! При полном отсутствии доказательств, людям до сих пор втолковывают версию, идущую вразрез со всеми доказательствами. Кому это выгодно? Включите дедукцию.
Интересно, что сотрудники «Музея Игрушки» в Сергиевом Посаде категорически не согласны с трактовкой «Музея Матрешки» в частности, и с японской версией в принципе.
Тайна Матрёшки
Уже давно матрёшка является модным славянским сувениром. Но матрёшка не только украшение или сувенир, прежде всего это уникальная игрушка для детей – очень красивая и полезная. Как много матрёшек у неё в середине, так и много тайн содержится в ней. Что же означают эти вставленные одна в другую разукрашенные куколки?
Развивающей и обучающей ценности матрёшки может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная игрушка – отличный дар маленьким детям.
С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму.
Это способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Умение разобрать и верно собрать матрёшку развивает логическое мышление, в игровой форме обучает счёту. Но эта игрушка имеет ещё и множество символических смыслов.
Известно, что любая традиционная игрушка – обучающий предмет, связанный с мифологией.
Многие исследователи бьются над загадкой матрёшки, а символика народного искусства часто теряется в глубине веков.
Легенды о происхождении матрёшки
В конце XIX века в России появилась привезенная из Японии фигурка буддийского святого Фукурума. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой и представляла собой 5 вложенных одна в другую фигурок.
Токарь по дереву Василий Звездочкин выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их особой росписью. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме, а сама игрушка состояла из восьми фигурок.
Согласно первой легенде — имя «Матрена» было тогда широко распространенным. Отсюда и пошло название — «матрёшки».
Вторая легенда говорит о том, что прототип руской матрёшки имеет индийские корни. Истоки восходят к древнеиндийскому мудрецу Даруме (по санскриту — Бодхидхарма), в V веке перебравшемуся в Китай. Дарума призывал к постижению истины через молчаливое созерцание, а деревянные куклы, вкладывающиеся одна в другую, способствовали этому. Любопытно совпадение имени Матрена (Матрёшка) с древнеиндийским, а точнее, арийским словом МАТРИ (мать). В индийской (ведической) мифологии божественные матери олицетворяли созидательные силы природы. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и др. Число Матри колебалось от семи до четырнадцати. Матрёшка — она же «мать», которая символизирует собой, по сути, семью, да еще состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста.
Согласно третьей легенде, матрёшки были известны значительно раньше. Некоторые древнеиндийские предания относят происхождение этих божественных фигурок к третьему тысячелетию до н.э. и связывают их с древнеиндийской прародиной, располагавшейся на территории современной России. В переводе с санскрита, праязыка ариев, «Мат-р ш-ка» — это «Мать Рисшии-ки» или «Мать весёлых мудрецов», «Богиня Рисшии, Росшии». Видимо, поэтому Матрёшка сразу снискала небывалое признание в мире как символ руского народного искусства.
Легенды легендами, а к единой версии о происхождении матрёшки так и не удаётся прийти. Подробнее о поисках ответа на вопрос «Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал?» можно почитать здесь.
Докопаться до сути
Знатоки полагают, что руский мастер, точивший матрёшку, помнил и хорошо знал руские сказки и заключил в матрёшку идею поиска истины и возможности найти её, только «докопавшись до сути» – последней фигурки.
Это яйцо было в утке, утка – в зайце, заяц – в ящике, ящик – под дубом. Также и многослойность матрёшки учит нас искать множество смыслов – за внешним видеть внутренние причины, более глубоко воспринимать мир, не судить поверхностно, докапываться до сути.
Матрёшка – символ Рода
Вдумаемся в название. Слово «матрёшка» происходит от слова «мать».
Таким образом, эта игрушка олицетворяет мать многочисленного семейства, являясь символом материнства, плодородия. Матрёшка с многочисленным матрёшкиным семейством передает образ Рода, нескольких поколений предков и потомков.
Многослойность мироздания
Матрёшка – символ единства и многопроявленности мира. Она как бы одна, но вместе с тем состоит из множества своих проявлений, которые являются её маленькими отражениями. Поэтому матрёшка также несёт идею отражения малого в великом, макрокосмоса – в микрокосме.
Матрёшка со всеми её составляющими – это символ многомерности и многослойности Вселенной и человека – его энергетических тел. Наши предки знали об этом, поэтому существовали возрастные посвящения, которые помогали укрепить соответствующие энергетические тела.
Так, самая маленькая матрёшка – это физическое тело человека, оно полностью созревает к первому году жизни, чтоб укрепить его и помочь ребёнку утвердиться в мире Яви.
Тогда проводится возрастное посвящение Пострижины. Эта матрёшка – красная, поскольку физическое тело связано с чарой красного цвета – Исток.
Ещё большая матрёшка – Навье (астральное) тело человека – жёлтого цвета, связана с чарой Живот. Формируется к 7 годам, проводится посвящение Подпоясывание – для мальчиков, Закосычивание – для девочек.
Следующая матрёшка – Клубье (ментальное) тело – зелёного цвета, формируется к 12-14 годам, отмечается посвящениями Ярение и Лельник.
Голубая матрёшка (горловая чара Устье) – Причинное (каузальное) тело, формируется к 21 году, человек готов творить своё пространство, а значит пройти посвящение в Мужа или Жену – свадебный обряд.
Синяя матрёшка (чара Око) – Колобье тело (тело интуиции и духовного ума), человек проходит посвящение в Отца или Мать.
Самая большая – фиолетовая матрёшка (чара Родник), символизирует Дивье тело (душа человека, катеральное, атмическое тело). Человек лучше всего осознает его, когда проходит посвящение в Дедушку или Бабушку. Следующие же матрёшки-тела – Правье тело и Джива имеют очень высокие вибрации, поэтому не имеют цвета – это уже свет.
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Принцип мироустройства – в гениальной игрушке. Все про матрешку.
Русская матрешка, известная во всем мире, для большинства народов является символом, художественной традицией загадочной и непонятной России. Сравнить такой интерес можно, разве что, с образом русского медведя. Для наших же людей, матрешка – это чаще просто игрушка, о магической сути которой, большинство из нас забыли, либо никогда и не знали. Я собрала для моих читателей и подписчиков интересную, но, порой и противоречивую информацию о нашем загадочном символе.
1. В энциклопедии кукол Б. Голдовского, термин «матрешка» характеризуется, как потешная, трюковая, круглолицая, голубоглазая, кукла, которая одета в простой крестьянский костюм.
Да, одеяние матрешки заслуживает особенного внимания. Она одета в красный сарафан, белый передничек, синий платочек, в руках у нее петушок, хлеб, цветы. Собственно, вариантов одеяния множество, но самое главное – цвета, а их в «правильной матрешке» должно быть семь. Помните? – «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Да, это радуга, цвета которой идут в строгой очередности. Такое совпадение не случайно, раз уж мастера столетиями повторяли именно такой окрас матрешки. Что же означают эти цвета?
• Красный цвет символизирует мощные силы, он притягивает организм к матушке Земле, наполняя живительной силой.
• Оранжевый – символ плодородия.
• Зеленый – поддержка душевных сил и интуиции.
• Голубой – подпитка нервных и интеллектуальных сил.
• Синий открывает дар предвидения и законы Вселенной.
• Фиолетовый – контроль гармоничного распределения энергии в организме.
2. Первоначально русская матрешка вмещала в себя семь фигурок. Этот факт тоже имеет объяснение. С давних времен принято считать, что наше тело содержит семь разнородных аур, как слияние нашей человеческой энергии с силой Бесконечности. И по традиции, одеяние каждой из семи, должно была быть окрашено в один из цветов радуги в строгой очередности. Именно так распределены цвета в нашем тонком теле и в пространстве. Вот такой сакральный смысл еще несет наша матрешка.
3. И все же, прежде всего, матрешка – это символ материнства, семьи и плодородия. Даже само название говорит об этом, ведь слово «матрешка» произошло от имени Матрена, в основе же этого имени лежит слово «mater», с латинского оно переводится, как «мать». Имя Матрена давно стало нарицательным, но оно всегда ассоциировалось с образом здоровой и плодовитой матери, образом полной семьи. Да, образ Матроны (через «о») подразумевал тип богатой барыни, и вообще, имя Матрена довольно часто употреблялось в литературе, но не стоит проводить параллели, ведь это просто популярное некогда русское имя.
4. История матрешки, вероятно, всегда будет подвергаться спорам, так как сведения о ней до сих пор довольно запутаны. И это не смотря на то, что есть много музеев, посвященных матрешке и ее истории. Вот только несколько версий.
• В конце 19 века появилась матрешка в России, ее придумал художник Малютин, а токарь Звездочкин выточил ее в мастерской Мамонтова. Прообразом русской матрешки по этой версии, стал японский бог удачи и мудрости Фукурума. Однако Звездочкин в своих записях утверждал, что сам придумал этот образ и вообще нигде и никогда не упоминал о японском прототипе матрешки.
• По другой версии, приехавший в Японию, некий русский православный монах-миссионер, первым создал матрешку, скопировав ее с японской.
• По еще одной версии, в Абрамцево, усадьбу Мамонтовых, с острова Хонсю в 1890 году была привезена некая японская фигурка. Она настолько понравилась художнику Малютину, что он создал игрушку на русский лад, которая потом и получила имя Матрена, став матрешкой.
• Есть версия, по которой свое путешествие прообраз нашей матрешки начал в Индии, затем, попав в Китай, оказался в Японии, а оттуда уже – в Россию. Но тут хотелось бы напомнить о гипотезе про обширное расселение славян, и, соответственно, распространении культуры. Корни многих культур разных народов тянутся именно из славянской культуры. Так что, кто у кого копировал – это еще вопрос.
Это не все версии, и ни одна из них документально не подтверждена. Записи, которые вели, якобы участники создания матрешки, разнятся не только описаниями, но это временными отрезками. Именно поэтому многие исследователи всегда заходят в тупик, когда пытаются понять историю происхождения нашей русской матрешки.
Кстати, разъемные изделия из дерева в русском народном творчестве издревле пользовались популярностью. Директор музея игрушки Н.Д. Бартрам отрицает то, что наша матрешка была заимствована у японцев, либо еще у кого-нибудь. По его словам, японцы великолепные мастера по токарным игрушкам, но их «кокеши» ничего общего не имеют с нашими матрешками.
Как итог, хочу привести цитату Михаила Пришвина:
«Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, – раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше».
И несколько афоризмов.
Первыми матрёшками, имеющими человеческий образ, были Адам и Ева, если не считать Творца».
«Матрёшка – гениальная игрушка, отражающая принцип мироустройства».
«Матрёшка устроена предельно просто, но таков и мир».
«Матрёшка, пожалуй, единственная игрушка, в которой одно и то же воспринимается как сюрприз».
Спасибо, если дочитали до конца! Всегда рада поделиться интересной информацией! Оценивайте. Комментируйте! Всем добра и здоровья!