что несут воланд и его спутники миру зло или добро

Что несут Воланд и его спутники миру :зло или добро?

…так кто ж ты, наконец?
-Я часть той силы, что вечно хочет зла и
вечно совершает благо.
Фауст Гете.
События в начинаются. В столице появляются сатана и его свита. Главным представителем нечистой силы является Воланд.
Он грозой проносится над Москвой, наказывая непорядочность, эгоизм и алчность. Воланд появился в столице, чтобы героев романа, верша. Он карает взяточников и пьяниц, воздает должное Мастеру и Маргарите, которые сохранили верность друг другу и любовь.

Суд над ними вершится не по законам добра, а по законам нечистой

Кажется, что все они наказаны по заслугам. А за что же наказаны Мастер и Маргарита? Ведь Воланд знал, что эти два человека добрые, бескорыстные и любящие друг друга.

Кажется, что Воланд со своею свитою делают добро, помогают найти Маргарите ее Мастера, но их поступки порождали зло.
Мастер отчаянно боролся со злом, но из-за любви к Маргарите он не смог одержать победу

Как можно говорить о добре, когда Воланд намеренно решает Маргарите, преследуя в этой сделке свою цель. Нечистая сила несет лишь зло. А пример с Мастером и Маргаритой – это лишь завуалированное зло под маской доброго поступка. Эта помощь шла не от чистого сердца, а от сатанинского изощренного ума.

Почему Воланд берет на себя обязанность решать чужие судьбы, наказывать и обвинять людей. Ведь на Земле от нескольких поступков сатаны ничего не изменится.
Я думаю, что М. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно, мала: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.

Related posts:

Источник

Сочинение: Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

Сочинение: Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

(418 слов) Практически каждый день человеку приходится делать выбор между добром и злом. Два этих понятия фактически нельзя разделить. Невозможно и сказать однозначно, что кто-то из нас исключительно добрый или исключительно злой. В том числе об этом писал М. А. Булгаков в произведении «Мастер и Маргарита».

Перед нами предстают два романа, действия которых причудливым образом переплетаются, хотя это становится заметным не сразу. Первый мир — 20-30-х годов прошлого столетия, второй − библейских времён. Их объединяет стремление героев познать истину и найти её. Булгаков верил, что истина состоит в приобщении к Богу.

Иешуа Га-Ноцри в романе предстаёт жестокому и несмелому прокуратору Иудеи в образе человека, а читателям − в образе сына Божьего. В данном случае речь идёт не о торжестве зла, а о предательстве добра. Почему? Имеющий власть Понтий Пилат понимал, что молодой человек только хотел всем помочь, но всё же отправил его на казнь. Казалось бы, зло победило добро. Но не всё так однозначно. Прокуратор не был злым, он просто оказался в подчинённом положении по отношению к государству. То же самое происходит практически в наше время. Безымянные герои или такие люди, как Никанор Босой, не являются ни добряками, ни злодеями. В плену обстоятельств они вынуждены поступать так, как предписано.

А вот Иешуа несёт людям свет и радость, он свободно выражается, высказывает мнения о правде и истине, об идеалах и ценностях. Его главная идея − о торжестве справедливости, отсутствии какой-либо власти. Герой верит, что в каждом человеке преобладает доброе начало. Надо лишь разбудить его.

Но вот на сцене появляется Воланд − противоположность Иешуа. Он считает зло преобладающим началом души. Разбудить «тёмную сторону» очень просто. Герой моментально выявляет пороки тех, кто встречается на его пути, и фактически уничтожает людей. Свита помогает ему. Воланд проводит в Москве три дня, и за этот короткий срок люди вокруг обнажают не только тела (вспомним сцену в Варьете), но и души.

Однако воплощённый Сатана, образ которого должен был бы внушать только страх, ненависть и презрение, неожиданно проявляет благородство, шутит, в общем, становится более человечным. Его роль в произведении − это роль вершителя судеб, восстановления равновесия. С одной стороны, таким образом он встаёт на сторону добра. С другой − будто мстит всем непорядочным, лживым, подверженным страстям людям.

Ещё один аргумент в пользу добра в романе − любовь Маргариты и Мастера, меняющая героев и окружающий мир. В одном из московских переулков вспыхнуло настоящее чувство − и город погрузился в хаос. Свершению божественной любви вдруг поспособствовал сам Сатана. И это, как мне кажется, свидетельствует о торжестве добра. Всепрощение, гуманность, поиск истины, в конце концов, побеждают всё то злое, минутное и напускное, что вынуждает людей идти по темной стороне жизни.

Автор: Виктория Арутюнян

что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Смотреть фото что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Смотреть картинку что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Картинка про что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Фото что несут воланд и его спутники миру зло или добро что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Смотреть фото что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Смотреть картинку что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Картинка про что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Фото что несут воланд и его спутники миру зло или добро что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Смотреть фото что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Смотреть картинку что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Картинка про что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Фото что несут воланд и его спутники миру зло или добро что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Смотреть фото что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Смотреть картинку что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Картинка про что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Фото что несут воланд и его спутники миру зло или добро что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Смотреть фото что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Смотреть картинку что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Картинка про что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Фото что несут воланд и его спутники миру зло или добро

СПАДИЛО.РУ

Знаменитый роман «Мастер и Маргарита» повествует нам о жизни Москвы в 30-е годы. Однако, читая, понимаешь насколько произведение актуально в наши дни. «Рукописи не горят», а хорошую литературу не портит время.

Мир героев Булгакова разделен на высшие силы и простых людей. В каждом лагере присутствует, как зло, так и добро. Эти деления очень условны.

Воланд и его свита

Олицетворение зла. Сила, которая противопоставлена Богу. Но автор стремится показать, что в мире существует баланс добра и зла. И стражем этого баланса является Воланд. Эпиграф из «Фауста» гласит, что эта сила вечно хочет зла, но вечно совершает благо.

— Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Темные силы в романе нельзя назвать абсолютным злом. Они часто совершают поступки, которые можно одобрить. Наказывают человеческие пороки: лицемерие, мелочность, жадность, предательство. Но методы их отличны от методов сил добра, жестоки.

Свита Воланда часто вызывает улыбку. Обаятельный Кот Бегемот и веселый бывший регент Коровьев нередко радуют читателя. Раздавая, деньги всем желающим, которые потом превращаются в фантики, наказывают алчность, жадность. Но в то же время, эти создания пугают. Они равнодушны к смерти, в них нет жалости, искреннего сострадания.

Фрида

Юная девушка, над которой надругался хозяин кафе, где она работала. В следствии, чего родился нежеланный ребенок от насильника. Младенец напоминал ужас и боль, которые испытала героиня. К тому же, она понимала, что не сможет выкормить, воспитать малыша. Она душит его, вложив в рот платок, после чего закапывает в лесу. Теперь Фрида живет в аду. Во всех смыслах этого слова. Ведь ад, как известно, у каждого свой. Ежедневно, просыпаясь, девица видит на тумбочке свой роковой платок. Она его сжигала, топила, рвала, уничтожала. Но все это бесполезно.

Женщина постоянная гостья на балу у Сатаны. Среди преступников, убийц, висельников, моральных инвалидов. Но можно ли считать ее злом? Она стала жертвой насилия. А у ребенка не могло быть хорошей жизни. Малыш рос бы голодным оборванцем, всеми унижаемым, возможно, стал бы преступником.

Абадонна

Абадонна – демон войны, предвестник смерти. Один из помощников Воланда. Пожалуй, самый непонятный для читателя, персонаж. Оттого наиболее мистический. Этот второстепенный герой, производит сильное впечатление. А образ противоречив. Маргарите становится страшно в его присутствии, этим она навлекает на себя раздражение Воланда. Демон беспристрастен, сочувствует всегда обеим сторонам. А, возможно, никому. Он слеп, как Фемида, оттого, не оказывает предпочтения.

У героя особая миссия. «Работа» Абадонны заключается в убийстве маленьких, невинных детей, чтобы они не успели нагрешить. Тогда чем он лучше Фриды?

Иешуа как образ добра в романе

Зло у Булгакова многогранно. Оно проявляется в Дьяволе и его свите, в людях. Маргариту также нельзя назвать абсолютным добром. Она всего лишь женщина. Ее слабость проявляется в том, что гнев выходит из-под контроля. Получив, магические способности, силу, она жестоко мстит критику, погубившему Мастера. Сам же возлюбленный героини – Мастер тоже не может быть символом добра. Он также слаб, иногда кажется отстраненным, равнодушным.

Выходит, что единственным образом добра становится Иешуа Га-Ноцри. Но это добро абсолютно. Здесь нет оттенков и граней. Некоторые читатели считают Иешуа слабым. Думают, что добро невыразительно в романе. Но это далеко не так. Сила героя в его вере в людей. В том, что он даже перед лицом смерти не отказывается от своей веры, идей, идеалов. Все люди для него добрые, а если они совершают дурные поступки, то оттого, что несчастливые.

Га-Ноцри не врет, не изворачивается, даже, когда сам Понтий Пилат отчаянно намекает ему на ложь. Зло получилось выразительнее оттого, что у зла развязаны руки. Зло может позволить себе быть добрым. Но добро бесхитростно, он не может быть навязчивым, агрессивным.

Вывод

М.А. Булгаков в своем романе тонко показал баланс добра и зла. Сам Воланд сообщает читателю, что каждое «ведомство» должно заниматься своим делом. Однако, человеку кажется, что эти грани размыты. Зло обаятельно в романе. А добро стойкое и абсолютное.

Что несут Воланд и его спутники миру :зло или добро

Господин из Сан-Франциско сочинение

«Душа душна» Б.Пастернак Деньги. Деньги правят миром. Деньги могут все. Если бы люди относились к деньгам, как к средству существования, то богатые были бы гораздо счастливее, гораздо полноценнее, потому что они бы больше думали о других, их жизнь не принадлежала бы деньгам, она могла бы быть прекрасной. Но они посвящают свою жизнь зарабатыванию денег, чтобы потом на эти деньги пожить. Так делает господин из Сан-Франциско из рассказа Бунина. Деньги для него являются целью, а не средством осуществления своих планов и желаний. Деньги — это то, для чего он живет. Описание всей его жизни, пятьдес

Книга в моей жизни (В.Г. Распутин «Живи и помни»)

В последнее время мы чаще стали говорить о нравственности. Отношение к народу, его жизни со всеми тяготами и радостями, его опыту, выступает главным мерилом духовной сущности человека. В жизни часто встречаешься с безнравственностью. Поэтому, чтобы воспитывать в себе нравственность, я обращаюсь к книгам. И книга стала моим учебником жизни. Такие книги, как «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» В. Распутина, стали моими настольными книгами. Больше всего раздумий вызвала у меня повесть «Живи и помни». Действие повести происходит во время войны. Но Распутин останавливается не на

Человек на войне (по повести Василя Быкова «Сотников»)

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу — именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и пол

Творческие искания Блока Баллада «Незнакомка»

Отход от мистики и символизма, тяга к познанию жизни, могучую стихию которой Блок почувствовал и полюбил, приводит его к напряженным творческим поискам. Он радостно воспринимает окружающую природу (цикл стихов «Пузыри земли»). В слиянии с естественной жизнью природы, с ее стихийными силами поэт видел преодоление уединенности, субъективизма. Поиски новых идеалов, новых тем, новых поэтических средств велись и в другом направлении. Еще в 1902 году Блок писал отцу о своей близости к Достоевскому, о реализме, граничащем с фантастикой. В 1906 году у него возникает идея «мистицизма в повседневности».

Лука и Сатин. Пьеса «На дне»

Первая проблема пьесы — философский спор о правде. Вторая — что лучше для обитателей ночлежки? 1) Ложь во спасение Луки. 2) Правда Сатина. Третья — ложь-якорь, держащий людей на «дне». В пьесе «На дне». Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Герои, их внутренний мир раскрывается не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет свою философию, свою идею. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Философия Луки — вера в человека: «Челов
Сейчас смотрят:
Похожие сочинения

Сочинения

Мастер и Маргарита — многогранная работа, написанная Булгаковым. Ее хочется перечитывать, раздумывая над поднятыми проблемами, где освещается тема морали, нравственности общества, тема религии, проблема семейных ценностей, а главное, в романе писатель затрагивает извечную борьбу добра и зла и это является центральной темой всего произведения. Автор показывает читателю, насколько неразделимые эти понятия, ведь для того, чтобы понять доброе начало, существует в противовес ему зло, и наоборот, чтобы распознавать зло, существует понятие добра. Как раз о добре и зле, что раскрывает автор в романе, более подробно и остановимся в нашем сочинении.

Мастер и Маргарита тема добра

Сколько бы не существовало человечество, вопросы доброго и злого всегда существовали. Люди постоянно пытаются разграничивать эти понятия, да только границу между ними провести непросто, поэтому эти вопросы не теряют своей актуальности. К данной проблематике обратился и Булгаков, в очередной раз пытаясь переосмыслить ее в своем романе. При этом тематика раскрывается неоднозначно. Читатель начинает понимать, что добро хоть и приносит пользу, да только зло не всегда несет в себе вред.

Если говорить о добре, то сразу вспоминается образ Иешуа, который представляет собой доброе начало. Этот человек идет по пути добра и считает добрыми окружающих. Мало того, мы замечаем доброе начало даже в Понтии Пилате, который приговорил к смерти Га-ноцри. Не было бы огонька добра в сердце Пилата, то и собственный приговор ему бы был безразличен. А так он начинает переживать, в нем говорит совесть, да только трусость не позволяет все изменить.

Сила добра представлена в романе и любовью двух героев. Благодаря главным героям в лице Мастера и Маргариты, автор показывает, насколько сильным бывает чувство любви, позволяющее менять мир вокруг и людей в целом.

что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Смотреть фото что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Смотреть картинку что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Картинка про что несут воланд и его спутники миру зло или добро. Фото что несут воланд и его спутники миру зло или добро

Зло в романе Булгакова

Продолжая рассуждения в нашем эссе по роману Мастер и Маргарита на тему добра и зла, хочется остановиться и на второй стороне медали. Зло представлено в образе Воланда. По крайней мере, так кажется на первый взгляд. Он уверен, именно злое начало преобладает в душах всех людей и чтобы его разбудить не понадобится много усилий. В целом, сам Воланд не вносит зло в этот мир, он только судит. Зло идет от самого человека, поэтому с уверенностью можно сказать, что именно жители столицы и являют собой зло.

Аргументы на тему добра и зла

Чтобы дать ответы и понять, что собой представляет добро и зло в работе Булгакова, приведем аргументы. Так, в каждом герое мы можем наблюдать те или иные проявления чувств. Что самое главное, никого из них невозможно однозначно отнести к темной или светлой стороне. Ведь даже те, кто кажется олицетворением зла, например свита Воланда или сам Воланд, или представлены строго положительными героями, как Мастер и Иешуа, постоянно пребывают на грани. Никто не идеален, поэтому мы постоянно прослеживаем борьбу между добром и злом. Она особенно видна в исторической части романа, где автор показывает противоборство прокуратора и проповедника.

Если говорить о Воланде, то он лишь судья, испытания которого помогали понять людям на какой они стороне, и в конце концов выводили их на чистую воду. Кому-то приходилось нести наказание, как например, неверующему Берлиозу. А кто-то получал воздаяние, например, как члены Массолита, которых не уничтожила свита Воланда только потому, что у тех был некий страх перед высшими силами, а значит, у них имелся шанс спасти свою душу.

Получается, в каждом человеке живут одновременно две силы. Другой вопрос, какая из них в конце концов победит?

Добро и зло в романе Мастер и Маргарита — сочинение

А какую оценку поставите вы?

(Булгаков «Мастер и Маргарита». Глава 29 «Судьба Мастера и Маргариты определена».)

…Оба находящиеся на террасе глядели, как в окнах, повернутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце. Глаз Воланда горел так же, как одно из таких окон, хотя Воланд был спиною к закату.

Мастер и Маргарита. Художественный фильм

Но тут что-то заставило Воланда отвернуться от города и обратить свое внимание на круглую башню, которая была у него за спиною на крыше. Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый.

– Ба! – воскликнул Воланд, с насмешкой глядя на вошедшего, – менее всего можно было ожидать тебя здесь! Ты с чем пожаловал, незваный, но предвиденный гость?

– Я к тебе, дух зла и повелитель теней, – ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.

– Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? – заговорил Воланд сурово.

– Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, – ответил дерзко вошедший.

– Но тебе придется примириться с этим, – возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, – не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она – в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.

– Я не буду с тобою спорить, старый софист, – ответил Левий Матвей.

– Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже упомянул, – ты глуп, – ответил Воланд и спросил: – Ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился?

– Что же он велел передать тебе, раб?

– Я не раб, – все более озлобляясь, ответил Левий Матвей, – я его ученик.

– Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, – отозвался Воланд, – но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. Итак…

– Он прочитал сочинение мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?

– Мне ничего не трудно сделать, – ответил Воланд, – и тебе это хорошо известно. – Он помолчал и добавил: – А что же вы не берете его к себе, в свет?

– Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий.

– Передай, что будет сделано, – ответил Воланд и прибавил, причем глаз его вспыхнул: – И покинь меня немедленно.

– Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, – в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.

– Без тебя бы мы никак не догадались об этом. Уходи.

Левий Матвей после этого исчез…

Учебные материалы.. первая помощь в учебе…

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Источник

Что несут Воланд и его спутники миру — Добро или Зло?

Данный текст написан, когда мне было 16 лет.

Михаил Афанасьевич Булгаков в конце своей творческой жизни создал поистине гениальное произведение — «Мастер и Маргарита». В романе одновременно представлены два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы 20-х годов XX века, другой — с легендой (или правдой) об Иешуа Га-Ноцри.

События начинаются «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Партриарших прудах». В столице появляются Сатана и его свита. Начинаются четырехсуточные гастроли той силы, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд и его свита (Азазелло, Коровьев, Бегемот, Гелла) являются как бы карающим мечом правосудия, обличающим и наказывающим различные проявления зла.

Воланд прибывает со своеобразной ревизией в страну, которая объявлена страной победившего добра, счастья. И что же обнаруживает здесь Воланд? Да то, что люди какими были, такими и остались.

Воланд грозой проносится над Москвой, карая глумливость и непорядочность. Перед нами проходит целая галерея персонажей весьма неприглядного толка. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, майгелей, алоизиев могарычей, никаноров ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками даёт в столичном Варьете, в буквальном и переносном смысле «раздевает» некоторых граждан из зала.

Но при этом дьявольские мишени строго избирательны. Воланд карает не всех подряд, а лишь тех, кто это заслужил, тех людей, у кого совесть нечиста, кто виноват и не хочет признавать это.

А за что же наказан Берлиоз? Вина Берлиоза, его страшный непрощенный грех состоит в том, что он отрицает существование не только Иисуса Христа, и даже не только дьявола, но и вообще чего бы то ни было. Суть концепции Берлиоза состоит в том, что на свете вообще ничего нет, кроме той грубой эмпирической реальности, которая доступна нашему человеческому зрению. Именно поэтому Берлиоз и получает ничто, полное и абсолютное небытие. Воланд так мотивирует свое решение: «. все теории стоят одна на другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!» Берлиоз получил по своей вере.

Из всех героев романа нравственно чистыми остались лишь Мастер и Маргарита. В конце романа к нравственному просветлению приходит Иван Бездомный.

Но Мастером также движут малодушие и слабость, неверие в любовь Маргариты. Он притворяется сумашедшим и добровольно приходит в психиатрическую больницу. Сжигая рукопись, Мастер отрекается не только от своего творения, но и от любви, от жизни, от самого себя. Вместо того, чтобы бороться, он убегает от жизни. Мастер принимает сторону зла, но делает это бессознательно, из-за слабости.

Но не всегда люди выбирают зло, руководствуясь отрицательными качествами или эмоциями. Маргарита сознательно стала ведьмой, чтобы помочь и вернуть Мастера. У Маргариты нет веры, но веру ей заменяет сильная любовь. Ее выбор никому не приносит горя и страдания, поэтому, наверное, ее выбор верен. А готовность Маргариты продать душу дьяволу доказывает ее истинную любовь к Мастеру.

Добро и Зло в романе Булгакова постоянно соперничают друг с другом. Добро и Зло. Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом.

Понятия Добра и Зла очень растяжимые. В разные времена, в разных странах, в разных социальных слоях критерии Добра и Зла были различными. И если еще кроме нашей цивилизации существуют и другие внеземные цивилизации (что теоритически не исключено), то для них понятия Добра и Зла могут оказаться совершенно другими, противоположным нашим.

Перенесемся в далекий Ершалаим во дворец могущественного прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Но могущество его оказывается мнимым. Он трус, он верный пёс кесаря и всего лишь пешка в руках императора. Он наказан не за то, что отправил на казнь Иешуа. Если бы Пилат совершил то же самое, находясь в ладу с самим собой и своим понятием о долге, чести, совести, — за ним не было бы никакой вины. Его вина в том, что он не сделал то, что оставаясь самим собой, должен был сделать.

Только один герой романа выбирает не зло, а добро. Это Иешуа Га-Ноцри. И он казнён за то, что нёс людям добро, за то, что считал людьми, за то, что был человеком духовно независимым, имел высокую душу и высокий уровень сознания.

Между двумя романами — Мастера и о Мастере — существуют связь. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Но вечное стремление людей к добру неодолимо. Булгаков безусловно верил, что жизнь человека на земле не сводится к «двухмерному» земному бытию. Есть ещё иное «третье измерение», высшая реальность. Счастливый случай вмешаться в эту самую сверхреальность, попробовать переделать её, выпадает на долю Мастера и Маргариты. Подобно тому, как Маргарита получила право вмешаться в посмертную судьбу несчастной Фриды, Мастер получил право вмешаться в посмертную судьбу Понтия Пилата. Сцена прощения Пилата является почти точным повторением сцены прощения Фриды.

Писатель Михаил Булгаков в главной своей книге в роли единственной силы, обеспечивающей порядок, справедливость и гармонию во Вселенной («Всё будет правильно, на этом построен мир. »), представил Сатану. Быть может, это объясняется тем, что писатель утратил веру в могущество Добра?

Не будем вдаваться в существо спора, который ведёт (точнее, не хочет вести) Левий Матвей с Воландом. Не будем вдаваться также в объяснение тех причин, по которым Мастер «не заслужил света». Так, вероятно решил тот, кто послал Левия Матвея к Воланду, и, надо полагать, у него были для этого свои серьезные основания. Но, решив, что Мастер «заслужил покой», тот, кто принял это решение, сам его осуществить не может. Мало того! Он не может даже просто переадресовать его Воланду. Он вынужден просить. Левий Матвей так прямо и говорит: «Он просит тебя»

Но может быть, эта беспомощность Левия Матвея и Того, кто его послал, связана только с судьбой Мастера и Маргариты? Нет, судя по всему, они также беспомощны и во всех других случаях. Недаром же Воланд, предлагая Мастеру одной фразой закончить его роман, говорит: «Вам не надо просить за него Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремился разговаривать.» Выходит, что и за Понтия Пилата, уже заслужившего прощения, Тот, кто это прощение соизволил даровать, тоже вынужден был просить. И ни кого-нибудь, а всё того же Воланда.

Почему же так беспомощен у Булгакова Тот, кому, согласно вере его отцов, должна принадлежать верховная власть во Вселенной? Почему эту власть художник силой своего воображения отнял у Бога и отдал Дьяволу?

Ответ тут может быть только один: Булгаков «вымечтал» себе ту вечность, в какую у него достало душевных сил поверить. И — тоже получил по своей вере: рукопись его не сгорела.

Так что же несут Воланд и его спутники миру? Добро? Зло? Однозначно ответить нельзя. Мир не только черный или белый, он — разный. И какие бы поступки не совершал человек в этом мире, добрые или злые, внутри у каждого из нас должен быть свой стержень, свой кодекс чести, по которому необходимо действовать и жить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *