что несут на 40 дней на поминки у русских
Поминки 40 дней после смерти
Как проводить поминки на 40 день после смерти? Поминальный обед и меню стола. Как себя вести во время трапезы, что говорить? Народные приметы.
40 дней после смерти: что происходит с душой
40-й день после смерти — решающий. Православные считают, что именно в этот день душа навсегда покидает землю и отправляется на Божий суд, который определит ее дальнейшую участь.
Что происходит с душой после смерти в течение 40 дней?
На 40-й день после смерти душа предстанет перед Господом и будет отчитываться обо всех совершенных при жизни деяниях и грехах.
Родственники и близкие усопшего могут помочь душе пройти через эти страдания.
Что нужно делать православным
По православному обычаю в этот день родным усопшего нужно прийти в церковь. Важно, чтобы и покойный, и родственники, которые пришли в храм, были бы крещеными. В церкви нужно подать записку «Об упокоении».
Записки за упокой
В записке указывают имя покойного, а также имена других умерших родственников и знакомых. Также необходимо поставить свечу за упокой и совершить молитву. Если в храме в этот момент идет панихида или поминальная служба, то покидать его сразу нельзя. Следует продолжать молиться и ждать, пока первым из зала не уйдет батюшка.
Церковь рекомендует жертвовать продукты. Сегодня этот совет не столь актуален, но подаяния по-прежнему одобряют. Впрочем, во многих приходах продуктам в заводской упаковке и с длительным сроком хранения по-прежнему рады.
Можно ли ходить на кладбище на 40 дней после смерти?
Можно и нужно. В 40-й день на могилу нужно принести цветы и лампадки. Цветы могут быть как живыми, так и искусственными. В России принято оставлять на могиле четное количество цветков.
На сороковой день заведено перебирать вещи покойного человека. Предметы, которые дороги близким как память, можно оставить у себя. Остальные вещи следует отнести в церковь или раздать нуждающимся. Это считается благим делом, которое зачтется душе усопшего при определении ее участи на Божьем Суде. Выбрасывать вещи нельзя.
Другие правила проводов души православного христианина:
Поминки на 40-й день
В отличие от поминок 9 дня после смерти, поминки на 40 день предполагают большое количество гостей. Приглашают родственников, друзей и коллег покойного.
Что такое сороковины?
Сорокови́ны — это поминовение усопшего в 40-й день по его кончине.
Центральный ритуал поминок — это поминальная трапеза. Именно общий стол помогает собрать гостей к поминальному обеду, когда приглашенные не спеша и обстоятельно вспомнят усопшего. Можно позвать его знакомых, учеников, коллег. Церковь напоминает, что все приглашенные должны быть православными верующими. Считается, что те, кто не верит в Бога, не способны помочь душе усопшего.
Но этот призыв священников противоречит общепринятым нормам, поэтому на практике ему не следуют. Приглашают всех, кто любил и уважал покойного, и хочет почтить его память.
Можно ли 40 дней поминать раньше или позже?
Как считать 40 дней после смерти? Калькулятор—онлайн.
Даты, когда по церковному календарю отмечают поминки 40 дней, часто неудобны ни родственникам, ни гостям. Случается, по православному календарю поминки выпадают на церковные праздники, когда частные поминовения не проводят. Так, с Пасхи поминки нужно перенести на Радоницу.
Трапезу не обязательно устраивать строго на сороковой день. Можно выбрать удобную дату чуть раньше или позже, чтобы большинству людей было удобно прийти на обед. При этом переносить панихиду в храме и поминовение на кладбище церковь запрещает. Также священники рекомендуют в этот день раздавать угощения и милостыню в честь усопшего посторонним людям.
Поминки — не только стол. Это и воспоминания об умершем, и поминальные речи, и другие символические атрибуты: фото, траурные открытки, некролог, венок, цветы.
Поминальный обед на 40-й день
Цель поминальной трапезы заключается в том, чтобы вспомнить умершего человека и помочь упокоиться его душе. Пища не является главной составляющей обеда, поэтому не обязательно накрывать богатый стол и угощать гостей деликатесами.
Что готовят на 40 дней после смерти?
При составлении поминального меню нужно брать за основу такие традиционные блюда:
Что говорят на поминках
Желательно назначить ведущего церемонии — лучше всего хорошего друга семьи, — который будет управлять поминальной трапезой. Он должен обеспечивать спокойствие и порядок за столом и следить, чтобы приглашенные в порядке очередности сказали добрые слова о покойном. Ведущий заранее продумывает фразы, способные разрядить обстановку и отвлечь гостей или приглушить эмоции, если поминальные речи будут прерываться слезами или неуместными репликами.
Собравшиеся за поминальным столом вспоминают не только усопшего, но и других умерших родственников или друзей.
40 дней после смерти: что говорить?
40-й день для души — решающий. И православные должны, в первую очередь, молиться о милости Господней и спасении души. Воспоминания о добрых поступках и о том, что значил для каждого этот человек при жизни, способны склонить чашу Суда Божьего.
Нужно говорить так, будто усопший тоже присутствует на обеде. Поминальную речь необходимо произносить стоя. В начале траурной церемонии, согласно общепринятым нормам, следует почтить усопшего минутой молчания.
Стихи на 40 дней после смерти?
В отличие от речи у гроба в день похорон, когда стихи неуместны, в траурной речи на поминках 40 дней может звучать и рифма. Но не дилетантское стихоплетство. Уместная цитата знаменитого поэта или известное стихотворное изречение могут украсить траурную речь.
Познакомьтесь с подборкой красивых эпитафий, где есть и проза, и стихи, и устные изречения, и надписи на памятник.
Открытки на 40 дней после смерти
Будь то приглашение на поминки, будь то напоминание о 40 днях, — тематическая открытка с картинкой привлечет внимание адресата. Сайт Соболезнования.ру известен тем, что оформляет открытки так, что на мобильном получателя они выглядят как личное обращение — не только картинка, но и текст.
При поминовении умершего человека нужно воздержаться от разговоров о личной жизни гостей и проблемах членов семьи. Нельзя поднимать вопросы наследства. Важно помнить, что поминки являются проводами души в иной мир, способом помочь ей совершить этот непростой переход. Поэтому поминальный стол — это не лучшее место для того, чтобы делиться новостями или сообщать окружающим о своих личных проблемах.
Приметы и традиции поминок на 40-й день
Что можно и что нельзя делать в течение 40 дней после смерти близкого человека? Есть много христианских традиций и народных примет, связанных с поминками.
Еще одна распространенная примета — до сороковин нельзя грызть семечки. По народным верованиям, это привлекает чертей и злых духов. Также считается, что, грызя семечки, можно заплевать душу усопшего.
Отголоски языческих верований.
Что подарить на поминки 40 дней после смерти?
К поминкам на 40 дней лучшим подарком семье умершего станет онлайн-мемориал (страница памяти). Цифровой памятник украсит церемонию в честь памяти об умершем.
Незабываемый траурный подарок!
Что раздают на поминках
У православных христиан есть традиция для поминовения умершего человека раздавать вещи и сладкое угощение. В разных местностях бытуют различающиеся обычаи, существуют различия в том, что и как раздается на разные поминальные даты. Эти поверья объясняют, сколько конфет должно находиться в каждом кулечке, подготовленном для поминального подаяния, что именно дают пришедшим на похороны, на 9-й, 40-й дни, на полгода и год. Советуют, когда отдавать вещи усопшего. Впрочем, богословы уверены, что стараться слишком строго соблюдать все эти обряды не только нет нужды, но даже вредно. Ведь в поминании главное – почтение к почившему, молитвы об упокоении его души и добрая память о его земных делах.
Значение традиции одаривания на поминках
В Библии нет четких указаний о том, когда раздают вещи умершего человека, и объяснений, когда и что именно давать на поминках. Обычай дарить что-либо людям, пришедшим помянуть усопшего, восходит к древним дохристианским обрядам Киевской Руси. С приходом христианства эти традиции стали поддерживать православные священники. Поминание почившего – богоугодное дело. Предметы, полученные таким путем, должны постоянно использоваться и напоминать об умершем. Ими нужно пользоваться бережно, чтобы подольше сохранилась светлая память об этом человеке. Чем чаще вспоминают его добрыми словами, тем лучше его душе в загробном мире. Говорят, что покойник, о котором забыли, которого не поминают, не находит себе покоя. Забывших его родных начинает беспокоить бессонница и кошмарные сны.
Предметы, полученные в дар на поминках, не несут в себе негативной энергетики. В них сохраняется позитивный посыл подарившего, теплота его слов, сказанных при дарении.
Что раздают на поминках в разные сроки
В большинстве случаев это зависит от принятых в той или иной местности традиций. Поэтому список вещей и угощений, которые раздают в разные поминальные дни в разных уголках страны, может заметно отличаться. В некоторых районах из посуды дарят только ложки, считая, что другие предметы могут сохранять грустную энергетику похорон. В других местах дарят кружки, тарелки, блюдечки и др. и не видят в них никакой опасности, только светлую память об усопшем. В зависимости от приверженности этим обрядам таких подарков можно сделать несколько. К примеру, в день похорон раздать носовые платочки, на 9-й день – чашки, а на 40 дней – ложки. Или можно ограничиться каким-нибудь одним даром, сделанным на похоронах. Например, платком или полотенцем, подаренным на поминках в день погребения. Все эти предметы обязательно должны быть новыми, не принадлежавшими покойному. Обычно их закупают при подготовке к похоронам.
Что раздают на поминках в день похорон
Пришедшие на похороны люди обычно получают в дар носовые платочки, маленькие полотенца. Иногда по традициям определенной местности к ним могут быть добавлены маленькие кусочки мыла. В зависимости от местных обычаев платочки или полотенца могут быть розданы до начала похоронных мероприятий или после окончания поминального обеда. Непременно тем, кто присутствовал на трапезе, раздают угощение из конфет, пирожков, печенья, пряников, вареных яиц и др. Такие же кулечки со сладким подаянием можно раздавать встречным людям по дороге с кладбища. Вручая этот дар, просят молиться об усопшем, поминая его имя в молитвах.
Согласно поверью, пока не пройдут первые три дня после смерти, вещи покойного не раздают. Традиционно до 40 дней стараются ничего не трогать в комнате или доме умершего. Но на самом деле церковь вовсе не запрещает раздавать вещи покойного в это время. Наоборот, считается, что чем больше людей молятся о покойном и поминают его, тем лучше его душе. Родственникам, приехавшим на похороны издалека, непременно нужно отдать те вещи, которые они захотят забрать на память об усопшем, и попросить их помолиться об упокоении его души.
Что дают на 9 дней в память об умершем
В этот день заказывают панихиду и другие поминальные службы в церкви. По дороге в храм можно раздавать поминальное подаяние. Подготовленное заранее угощение отдают встречным людям, соседям, незнакомцам, малоимущим и др. При этом просят помолиться о душе новопреставленного, назвав при этом его имя. Ничего из того, что поставлено на поминальный стол в этот день, не должно быть выброшено. Даже крошки, рассыпавшиеся по столу, надо собрать и отдать птицам. Поверье гласит, что, склевав их, они быстрее доставят Господу молитву. Остатки трапезы раздают неимущим или отдают гостям, собравшимся на поминки. Богословы уверяют, что в пище с поминального стола нет никакой дурной энергетики, она не принесет вреда тому, кто ее съест.
Что дают на поминки 40 дней
В это время чаще всего перебирают вещи покойного. Родные и близкие берут себе те предметы, которые будут им напоминать об усопшем. Оставшиеся пригодные к носке и употреблению опрятные чистые вещи можно отнести в храм с тем, чтобы там помогли передать их нуждающимся. При возможности можно отдать их малоимущим самостоятельно. Священники советуют как можно больше вещей отдать для дальнейшего использования, а не выкинуть на помойку.
Что раздают на поминках на 1 год и полгода
Поминание на полгода является относительно новой, не везде утвердившейся народной традицией и не считается обязательным по церковным канонам. В этот день необязательно устраивать поминальную трапезу. Иногда за такой стол собирают только самых близких людей покойного или обходятся только тем, что раздают родным, друзьям, соседям и знакомым усопшего сладкое угощение на помин его души. В такие дни, заказывая заупокойные службы, подают милостыню в храмах на ремонт церкви, на храмовые праздники, на живые цветы и др. нужды. Для этого оставляют деньги в специальных ящичках, расставленных в храмах.
1 год считается более значимой датой. Этот день важно начать с молитвы об упокоении усопшего. После этого обычно отправляются в храм, чтобы заказать панихиду, поминание на проскомидии, сорокоуст, литию. Освящают кутью для поминального стола. Поминание на годовщину тоже повод оставить в храме денежное подаяние. Кроме того, на поминальном столике оставляют продукты, которые потом раздаются нуждающимся или идут на приготовление храмовых обедов. Это могут быть любые долго хранящиеся продукты. К примеру, мука для выпечки просфор, крупы, варенья, макароны, конфеты, хлеб, фрукты и др. Можно принести кагор и лампадное масло. В годовщину смерти считается богоугодным пожертвовать деньги или какие-либо вещи в дома престарелых и детские дома. Сладкое угощение из конфет, печенья, пирожков, пряников и др. выпечки, как и в другие поминальные дни, раздают на поминках на год всем собравшимся на поминальный обед и встречным людям по пути в храм или на кладбище.
По сколько конфет раздают на поминках
В некоторых районах бытует поверье, что конфет в поминальном кулечке, как и цветов, приносимых на кладбище, должно быть непременно четное число. В других местах, даже при не относящемся к поминкам угощении, дают четное число конфеток. На самом деле неважно, сколько штук их подается. Раздают поминальные конфеты вовсе не для укрепления суеверных обрядов и не для обид за неправильное их исполнение. Этот помин нужен, чтобы люди, съедая сладости, помянули почившего и пожелали ему сладкой райской жизни в вечности. Угощение из конфет, печенья, пирожков и др. обычно раздают на поминках, приносят на работу, чтобы попросить коллег помянуть усопшего.
Ложки и кружки
Эти предметы можно раздать в день похорон, пришедшим на 9 дней или на сороковины. По традиции по окончании поминальной трапезы пришедшие помянуть покойного просто забирают с собой те ложки, которыми ели. Если поминки организованы в кафе или ресторане, обычно предупреждают, чтобы никто не забирал с собой инвентарь заведения. Для раздачи такого помина специально подготавливают приборы, которые можно отдать перед уходом гостей. При этом чрезвычайно важны добрые пожелания. Отданные с дурными мыслями вещи и угощения не принесут пользы духу почившего.
Существует мнение, что округлая форма ложек и чашек особенно хорошо сохраняет добрую энергетику, теплоту слов, сказанных за столом. Как и любую другую посуду, полученные в память об умершем ложки или чашки стоит вымыть. Проводить какие-либо специфические ритуалы, присущие языческим верованиям (с солью, огнем и др.), не только не нужно, но даже вредно. В православии суеверие и связанные с ним обряды считаются грехом.
Обязательно ли на 40 дней раздавать 40 предметов
Конечно же, никаких требований к исполнению этого суеверного обряда нет. Библия ничего не говорит об этом поверье. Богословы сходятся на том, что важно не количество розданных предметов или свертков с угощением. Намного важнее поминание умершего, молитвы о его душе и светлые воспоминания о его земной жизни.
Когда раздают вещи умершего человека
Вокруг вещей умершего человека скопилось множество суеверий. Например, считается, что вещи нельзя трогать и раздавать до наступления 40-го дня с момента его смерти. Что нельзя оставлять в своем доме вещи покойника, пользоваться ими или носить их. Нельзя входить в его комнату и делать там уборку. На самом деле богословы не настаивают на том, чтобы все вещи непременно были отданы. Не указывают они и точного времени, когда это должно быть сделано. Некоторые священники говорят о том, что те предметы, которым предназначено стать милостыней, можно и нужно отдавать ранее наступления 40-го дня. Ведь в это время душе усопшего требуется особенное молитвенное поминовение. В эти сроки решается, где именно окажется душа почившего: в раю или аду. Благодарные молитвы людей, получивших эти вещи, станут помощью духу умершего.
Решать, как поступить с теми или иными вещами, оставшимися после покойного, могут только наследники. При этом важно не впадать в суеверия. Не стоит спешить раздать все, что есть, сразу же после похорон. Не нужно стремиться непременно раздать 40 вещей на сороковины. Важно, чтобы результатом этого подаяния стала искренняя молитва об упокоении почившего. 40 дней после смерти – это время, особенно тягостное для родственников умершего. В это время обычно не принимают важных жизненных решений. Но, если вдруг появится человек, которому нужен какой-то конкретный предмет или несколько вещей, принадлежавших ранее покойному, и нет никаких причин сохранять это в семье, непременно нужно отдать. При этом нет никакой нужды специально дожидаться 40-го дня. Чтобы вещи и дальше служили людям, можно обратиться за помощью к специальным пунктам сбора вещей для нуждающихся. Конечно, все предметы, предназначенные для пожертвования, должны быть чистыми и в исправном состоянии. Поэтому нет никакого греха, чтобы постирать вещи усопшего прежде, чем передавать их нуждающимся. Сломанные и ветхие вещи, которые более невозможно использовать, конечно, придется просто выбросить.
Памятные вещи покойного непременно должны оставаться в семье или отдаваться тем людям, которые хотели бы взять их на память о нем. Их можно и нужно носить, ими можно и важно пользоваться. Суеверие о том, что негативная энергетика похорон или какие-то грехи умершего могут переходит на вещи и приносить в дом беду, никак не относятся к православной вере. Часто пользуясь этими предметами, люди будут чаще вспоминать усопшего и возносить молитвы о его упокоении. Важно только, чтобы эти предметы не забывались, не убирались подальше в чуланчики и кладовки, ведь это путь к забвению умершего человека. От уборки в комнате почившего тоже не стоит отказываться. Покрывшийся толстым слоем пыли интерьер говорит лишь о неуважении к его духу. Даже в тех местах, где все остается «как при жизни», в кельях почивших святых старцев или в музеях известных людей непременно делают ремонты и уборки.
Что делать с поминальным подношением
Принимая дар, непременно желают Царствия Небесного почившему. Лучше всего использовать полученные вещи в быту, вспоминая каждый раз усопшего. Именно для этого они и предназначены. Не стоит бояться негативной энергетики похорон, она не накапливается в этих предметах. Но все же, если нет желания пользоваться такими вещами и держать их у себя дома, их можно отдать. К примеру, можно принести в храм и положить на специальный столик для подаяния, подарить кому-либо или отдать нуждающимся. Церковь не видит в этом греха.
Практически любое из поминальных подаяний несет в себе важнейшую задачу – напоминание об усопшем и просьбу молиться о его упокоении. Поэтому несущественно, какую именно оно принимает форму (сладкого угощения, ложки с поминок или личной вещи упокоившегося). Почившему уже не важны мирские блага и материальные предметы, единственное, чего просит его душа, – это поминание и искренняя молитва. Конечно же, не стоит строго соблюдать «суровые требования» суеверий. Это не принесет пользы ни живым, ни умершим и к тому же не одобряется церковью. Впрочем, иногда ради спокойствия, ощущения «правильности» стоит уступить старшим родственникам и позволить им соблюсти привычные для них устоявшиеся «правила».
Что делать 40 дней после смерти человека
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Что такое смерть
Между тем, мнение атеиста, что после жизни людей наступает их полное небытие, не имеет под собой абсолютно никаких оснований. Но держится лишь на нелепой и слепой вере самого атеиста. Как христианин верит в бессмертие души, точно также атеист, наоборот, верит в ее смертность после гибели тела.
Даже если предположить, что обе эти веры равновероятны по отношению к истине, то такое их соотношение можно наглядно изобразить следующим образом. Перед нами как бы две дороги: указатель одной говорит, если пойдешь этим путем, то обязательно погибнешь (так утверждает атеизм); указатель второй — пойдя этим путем ты, возможно, спасешься и благополучно закончишь свой путь.
Доказательства бессмертия души
А вот христианство может указать на тот очевидный факт, что все человечество, причем всегда, за исключением относительно небольшого времени широкого распространения атеизма (двадцатый и начало нашего двадцать первого веков), верило, что душа безсмертна. Правда, эта вера выражалась в разной форме, иногда достаточно далекой от христианства, но она практически всегда существовала.
Нынешняя наука, изучающая мифы, сказки, верования древних, пришла к выводу, что за всем этим стоит какая-то реальность. Очевидно, такая повсеместная вера в посмертное бытие души и говорит о том, что она действительно безсмертна.
Так, к примеру, сам компьютер, бывает, по каким-то причинам разрушается, однако его ПО вполне может существовать и без «железа», но уже на другом носителе. Как видим, очень похоже на человеческую смерть: тело разрушается, а бессмертная душа продолжает существовать в ином мире.
Однако, как учит христианство, участь там каждого из нас бывает различной — в зависимости от веры и нравственных дел самого человека, содеянных во время его земной жизни. Отсюда у православных проистекает та добродетель, которая называется
Память смертная
В отличие от атеиста настоящий христианин не боится смерти, зная, что после нее следует иная жизнь. Но он боится суда Божия за свои земные дела. Поэтому старается жить благочестиво, по заповедям Божиим, в любви к ближнему, творя добрые дела милосердия.
К этому его и понуждает эта добродетель, называемая память смертная, т.е. постоянная память о том, что рано или поздно, может быть даже в сей день, он умрет, и со своими добрыми и злыми делами предстанет на суд Божий. Что и заставляет его творить добро, избегая греховных дел. Как говорили святые отцы:
Иное дело атеист, который, как уже было сказано выше, безумно боится смерти, которая ведь все равно когда-то, да наступит. Но при этом, не веря в загробное мздовоздаяние, он не боится творить зло, причем зачастую, даже самые отъявленные и отвратительные грехи. При этом всячески попирая и уязвляя ближнего.
Сравним одно с другим и подумаем – что же лучше?!
Что происходит с душой после смерти
Что означает 1-й, 3-й, 9-й и 40-й дни и как их проводить правильно
Сразу же после нее, в 1-й же день душа любого умершего человека испытывает облегчение, освободившись от уз плоти. Особенно если этому, как сие часто бывает, предшествовала более или менее продолжительная болезнь. Но затем иной бывает ощущение души истинного христианина, который радостно убеждается в справедливости своей веры и имеет упование на спасение по милости Божией.
3-й день
Впрочем, и того, и другого в этот день и впоследствии в определенной степени могут поддержать заупокойные, как личные, так и церковные, молитвы родственников за них. Эти молитвы особо важны в 3-й день, когда душа покойного впервые предстоит престолу Божию, и когда ей показывается рай и ад… Поэтому в сей день обычно совершается христианское отпевание покойника и его погребение.
9-й день
В 9-й же день по смерти панихида совершается для того, чтобы душа умершего была причислена к девяти чинам ангельским.
40-й день
Самый важный, однако, это 40-й день по смерти. До этого или в этот день (тут есть разные мнения разных богословов) душа проходит, т.е. испытывается на различных мытарствах. Где на весах правосудия Божия взвешиваются ее добродетели и грехи – что перевесит?! Перевесят первые – пойдет в рай; перевесят вторые – пойдет в ад! И в этот сороковой день она снова предстоит престолу Божию, где слышит свой последний приговор.
Это самый главный день в бытии каждого человека. Поэтому так важно в оный поддержать душу умершего церковной молитвой – панихидой. Ее следует совершать именно в этот день или, если обстоятельства не позволяют сделать так, то на день раньше. Позже этого дня будет простоя панихида, а не на 40-й день, поскольку суд Божий уже совершился. Это же относится и к поминальному обеду, о котором более подробно будет сказано несколько ниже.
Что говорят в поминальные дни
В дни, когда мы поминаем наших ушедших близких принято вспоминать все то доброе и хорошее, что сделал этот человек в своей жизни. Можно рассказать о положительных качествах души умершего, о его помощи окружающим. Конечно же необходимо выразить соболезнование близким родственникам, понесшим невосполнимую утрату.
Как правильно высчитать сороковой день?
Первым считается сам день смерти (до 12 астрономических часов ночи), а затем уже считают остальное. Например, если человек умер 3 марта, то 3-й день будет 5-го марта; 9-й – 11-го марта, а 40-й — 11 апреля.
Что делать родственникам на 40-й дней после смерти близкого человека
Что же должны делать родственники в продолжении этих сорока дней и, особенно, на сороковой? Как уже было сказано, совершать за покойного церковные и личные заупокойные молитвы. А именно: подавать записки на заупокойные литургии; панихиды; парастасы. Хорошо также до погребения вычитать за покойного Псалтирь. Которая имеет заклинательную силу, т.е. прогоняет от души усопшего бесов. Обычно для этого нанимают опытного церковного чтеца.
Но наиболее сильным является поминовение именно на литургии. Поскольку частичка просфоры, вынутая с именем покойного, затем омывается Кровью Христовой, коей омывается и грехи умершего. Поэтому желательно в 40-й день заказать за него заупокойную литургию, а затем уже отслужить и панихиду.
Причем, родственники могут заказать и отстоять Божественную литургию в храме, а панихиду уже отслужить на могиле умершего. Так довольно часто и делают.
Как устроить поминальный обед
В этот день родственники и близкие покойного обычно устраивают в память его обед. Следует сказать, что это другой род (наряду с молитвой) служения душе умершего, а именно – милостыня за него. Только тут надобно соблюдать некоторые простейшие правила.
Во-первых, такой обед должен проходить благочинно, без чересчур горячительных напитков и неприличного глупого смеха, который обычно бывает после неумеренного их употребления. Во-вторых, время от времени родственникам следует поминать и призывать других обедающих поминать за упокой умершего, а также просить их молитв за него и в дальнейшем. Тогда такой поминальный обед пойдет ему в пользу.
В-третьих, милостыня не должна ограничиться только этим обедом. По возможности следует подавать нищим какую-то копеечку со словами: «За упокой раба Божия (имя)», — тогда эта милостыня вменится в добродетель и покойному, и тому, кто ее подал.
Некоторые задаются вопросом, что можно приготовить на поминальный обед? Ответ очень простой — можно приготовить любые блюда, каких-то ограничений на трапезу нет. Но существует традиция подавать на стол именно те кушанья, которые любил при жизни усопший или усопшая.
Если поминание выпадает на постный день по православному календарю, то лучше воздержаться от мясных блюд, заменив их рыбой, крупами, овощами и фруктами.
Краткая и полная молитва за умершего на 40-й день
Следует помнить, что человек переходит в иной мир с тем багажом добродетелей и грехов, которые он содеял при жизни. По смерти он, как правило, ничего к этому багажу добавить не может, ибо уже не может творить добро или зло (за редким исключением последующих грехов).
Зато вот родственники могут творить в его память молитвы и добрые дела. И все это кладется на ту чашу весов правосудия Божия, где лежит добро самого умершего. И эта чаша по их усердию может перевесить. И тот, кто в 1-й день по смерти был бы осужден на ад, на сороковой, благодаря этим молитвам и милостыням родственников да близких, бывает сподобляется рая.
И даже если грехи наших близких столь тяжки, что мы не можем их вымолить, то и в этом случае их адское наказание, по нашим молитвам и милостыням, будет меньше. И если не удалось вымолить за сорок дней, то, возможно, удастся вымолить за всю оставшуюся нашу жизнь, в течение которой, по возможности, и надобно за них молиться!
Постоянная личная молитва за наших умерших близких должна быть такой:
«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя)».
Можно читать более пространную молитву о усопшем в 40-й день:
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имя, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
В этот сорокой день желательно по возможности постоянно молиться этой молитвой за покойного, при этом избегая всяких суетных дел и ненужных пересудов, которые только отвлекают от молитвы. Ну и, конечно, совсем неприличен, как уже было сказано, глупый пьяный смех, а также раздражение, гнев, брань родственников, которые, бывает, обделены наследством умершего. Все это, безусловно, оскорбляет его память!
Приснился умерший сродник: что это значит?
Обычно к суевериям на этой почве относятся и сны с участием покойного, особенно в 40-й день. Следует заметить, что наши сны бывают по трем причинам: от Бога; от бесов и от плоти. Первые бывают редко и по особым поводам; вторые – чаще, третьи еще чаще. Так что обычно такой сон или от бесов, или от плоти. Поэтому верить этим снам, и, особенно, пугаться из-за них не следует. Вообще, любым нашим снам следует не верить, ибо такая вера чаще всего есть, как уже было сказано, обычное суеверие!
Если же сон от Бога, то Он за это наше разумное неверие не обидится, но, наоборот, похвалит нас. И если Ему угодно как-то вразумить нас таким сном, то Он его повторит второй и даже третий раз. Вот тут-то надобно уже задуматься, обратиться за советом к священнику или старцу: что означает этот сон? Иногда сны действительно бывают вещие, в частности, когда наш родственник из того мира в чем-то хочет нас предупредить и от чего-то предостеречь. Но тут уже, как было сказано, необходим совет человека духовного.
Что же дальше?
Итак, читающий сие может легко понять, сколь полезна для христианина при жизни память смертная, избавляющая его от страха смерти. Зато дающая надежду будущей вечной жизни и заставляющая трудиться здесь на земле ради стяжания ее в Царстве Божием. И сколь вредна для атеиста его безосновательная вера в смертность души, лишающая его надежды на будущее пакибытие и всегда, в течение всей его земной жизни держащая под убийственным прицелом нелепого страха смерти.
Но и после своей кончины их участь тем более иная. Христианин идет в будущую жизнь с истинной, православной верой и многими добрыми делами, которые он содеял, а атеист, как правило, всего этого начисто лишен. Более того, христианин имеет таких же верующих родственников и близких, которые поминают его вышеуказанным образом, восполняя его недостоинство и замаливая грехи.
А атеисту лишь можно пожелать, чтобы по милости Божией у него были такие родственники! Но и тогда его участь будет, скорее всего, печальна.
Так что же изберем?!
Протоиерей Георгий Городенцев
Заупокойные молитвы
Молитва об упокоении отца
Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш! Ты́ си́рых храни́тель, скорбя́щих прибе́жище и пла́чущих уте́шитель.
Прибега́ю к тебе́ а́з, сирый, стеня́ и пла́ча, и молю́ся Тебе́: услы́ши моле́ние мое́ и не отврати́ лица́ Твоего́ от воздыха́ний се́рдца моего́ и от сле́з оче́й мои́х. Молю́ся Тебе́, милосе́рдый Го́споди, утоли́ ско́рбь мою́ о разлуче́нии с роди́вшим и воспита́вшим мя́ роди́телем мои́м (и́мя), ду́шу же его́, я́ко отше́дшую к Тебе́ с и́стинною ве́рою в Тя́ и с тве́рдою наде́ждою на Твое́ человеколю́бие и ми́лость, приими́ в Ца́рство Твое́ Небе́сное.
Преклоняюсь пред Твое́ю свято́ю во́лею, е́юже отъя́т бы́сть у мене́, и прошу́ Тя́, не отыми́ то́чию от него́ ми́лости и благосе́рдия Твоего́. Ве́м, Го́споди, я́ко Ты́ Судия́ ми́ра сего́, грехи́ и нече́стия отце́в наказу́еши в де́тях, внуках и правнуках да́же до тре́тьяго и четве́ртаго ро́да: но и ми́луеши отце́в за моли́твы и доброде́тели ча́д и́х, вну́ков и правнуков. С сокруше́нием и умиле́нием се́рдца молю́ Тя́, ми́лостивый Судие́, не наказу́й ве́чным наказа́нием усо́пшаго незабве́ннаго для мене́ раба́ Твоего́ роди́теля моего́ (и́мя), но отпусти́ ему́ вся́ согреше́ния его́ во́льная и нево́льная, сло́вом и де́лом, ве́дением и неве́дением сотворе́нная и́м в житии́ его́ зде́ на земле́, и по милосе́рдию и человеколю́бию Твоему́, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Богоро́дицы и все́х святы́х, поми́луй его́ и ве́чныя му́ки изба́ви.
Ты́, милосе́рдый О́тче отце́в и ча́д! Да́руй мне́, во вся́ дни́ жи́зни моея́, до после́дняго издыха́ния моего́, не престава́ти па́мятовати о усо́пшем роди́теле мое́м в моли́твах свои́х, и умоля́ти Тя́, пра́веднаго Судию́, да вчиниши его́ в ме́сте све́тле, в ме́сте прохладне и в ме́сте поко́йне, со все́ми святы́ми, отону́ду же отбеже́ вся́ка боле́знь, печа́ль и воздыха́ние.
Ми́лостиве Го́споди! Приими́ дне́сь о ра́бе Твое́м (и́мя) те́плую моли́тву мою́ сию́ и возда́й ему́ воздая́нием Твои́м за труды́ и попече́ния воспита́ния моего́ в ве́ре и христиа́нском благоче́стии, я́ко научи́вшему мя́ пе́рвее всего́ ве́дети Тя́, своего́ Го́спода, в благогове́нии моли́тися Тебе́, на Тебе́ Еди́наго упова́ти в беда́х, ско́рбех и боле́знех и храни́ти за́поведи Твоя́; за благопопечение его́ о мое́м духо́вном преуспе́янии, за те́пле приноси́мыя и́м о мне́ моле́ния пред Тобо́ю и за все́ да́ры, и́м испрошенные мне́ от Тебе́, возда́й ему́ Свое́ю ми́лостию, Свои́ми небе́сными бла́гами и радостьми в ве́чном Ца́рствии Твое́м.
Ты́ бо еси́ Бо́г ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, Ты́ поко́й и ра́дость ве́рных рабо́в Твои́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва об усопшей матери
Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш! Ты́ си́рых храни́тель, скорбя́щих прибе́жище и пла́чущих уте́шитель.
Прибега́ю к тебе́ а́з, сирый, стеня́ и пла́ча, и молю́ся Тебе́: услы́ши моле́ние мое́ и не отврати́ лица́ Твоего́ от воздыха́ний се́рдца моего́ и от сле́з оче́й мои́х. Молю́ся Тебе́, милосе́рдый Го́споди, утоли́ ско́рбь мою́ о разлуче́нии с роди́вшей и воспита́вшей мя́ ма́терию мое́ю (и́мя), ду́шу же ея́, я́ко отше́дшую к Тебе́ с и́стинною ве́рою в Тя́ и с тве́рдою наде́ждою на Твое́ человеколю́бие и ми́лость, приими́ в Ца́рство Твое́ Небе́сное.
Преклоняюсь пред Твое́ю свято́ю во́лею, е́юже отъята бы́сть у мене́, и прошу́ Тя́, не отыми́ то́чию от нея́ ми́лости и благосе́рдия Твоего́. Ве́м, Го́споди, я́ко Ты́ Судия́ ми́ра сего́, грехи́ и нече́стия отце́в наказу́еши в де́тях, внуках и правнуках да́же до тре́тьяго и четве́ртаго ро́да: но и ми́луеши отце́в за моли́твы и доброде́тели ча́д и́х, вну́ков и правнуков. С сокруше́нием и умиле́нием се́рдца молю́ Тя́, ми́лостивый Судие́, не наказу́й ве́чным наказа́нием усо́пшую незабвенную для мене́ рабу́ Твою́, ма́терь мою́ (и́мя), но отпусти́ е́й вся́ согреше́ния ея́ во́льная и нево́льная, сло́вом и де́лом, ве́дением и неве́дением сотворе́нная е́ю в житии́ ея́ зде́ на земле́, и по милосе́рдию и человеколю́бию Твоему́, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Богоро́дицы и все́х святы́х, поми́луй ю́ и ве́чныя му́ки изба́ви.
Ты́, милосе́рдый О́тче отце́в и ча́д! Да́руй мне́, во вся́ дни́ жи́зни моея́, до после́дняго издыха́ния моего́, не престава́ти па́мятовати о усопшей ма́тери моея́ в моли́твах свои́х, и умоля́ти Тя́, пра́веднаго Судию́, да вчиниши ю́ в ме́сте све́тле, в ме́сте прохладне и в ме́сте поко́йне, со все́ми святы́ми, отону́ду же отбеже́ вся́ка боле́знь, печа́ль и воздыха́ние.
Ми́лостиве Го́споди! Приими́ дне́сь о ра́бе Твое́й (и́мя) те́плую моли́тву мою́ сию́ и возда́й е́й воздая́нием Твои́м за труды́ и попече́ния воспита́ния моего́ в ве́ре и христиа́нском благоче́стии, я́ко научившей мя́ пе́рвее всего́ ве́дети Тя́, своего́ Го́спода, в благогове́нии моли́тися Тебе́, на Тебе́ Еди́наго упова́ти в беда́х, ско́рбех и боле́знех и храни́ти за́поведи Твоя́; за благопопечение ея́ о мое́м духо́вном преуспе́янии, за те́пле приноси́мыя е́ю о мне́ моле́ния пред Тобо́ю и за все́ да́ры, е́ю испрошенные мне́ от Тебе́, возда́й е́й Свое́ю ми́лостию, Свои́ми небе́сными бла́гами и радостями в ве́чном Ца́рствии Твое́м.
Ты́ бо еси́ Бо́г ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, Ты́ поко́й и ра́дость ве́рных рабо́в Твои́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва детей об усопших родителях
Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш! Ты́ си́рых храни́тель, скорбя́щих прибе́жище и пла́чущих уте́шитель.
Прибега́ю к тебе́ а́з, сирый, стеня́ и пла́ча, и молю́ся Тебе́: услы́ши моле́ние мое́ и не отврати́ лица́ Твоего́ от воздыха́ний се́рдца моего́ и от сле́з оче́й мои́х. Молю́ся Тебе́, милосе́рдый Го́споди, утоли́ ско́рбь мою́ о разлуче́нии с родившими и воспитавшими мя́ роди́телями мои́ми (имена́ и́х), души́ же и́х, я́ко отшедшие к Тебе́ с и́стинною ве́рою в Тя́ и с тве́рдою наде́ждою на Твое́ человеколю́бие и ми́лость, приими́ в Ца́рство Твое́ Небе́сное.
Преклоняюсь пред Твое́ю свято́ю во́лею, е́юже отъяты бы́сть у мене́, и прошу́ Тя́, не отыми́ то́чию от ни́х ми́лости и благосе́рдия Твоего́. Ве́м, Го́споди, я́ко Ты́ Судия́ ми́ра сего́, грехи́ и нече́стия отце́в наказу́еши в де́тях, внуках и правнуках да́же до тре́тьяго и четве́ртаго ро́да: но и ми́луеши отце́в за моли́твы и доброде́тели ча́д и́х, вну́ков и правнуков. С сокруше́нием и умиле́нием се́рдца молю́ Тя́, ми́лостивый Судие́, не наказу́й ве́чным наказа́нием усо́пших незабвенных для мене́ ра́б Твои́х, роди́телей мои́х (имена́), но отпусти́ и́м вся́ согреше́ния и́х во́льная и нево́льная, сло́вом и де́лом, ве́дением и неве́дением сотворе́нная и́ми в житии́ и́х зде́ на земле́, и по милосе́рдию и человеколю́бию Твоему́, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Богоро́дицы и все́х святы́х, поми́луй и́х и ве́чныя му́ки изба́ви.
Ты́, милосе́рдый О́тче отце́в и ча́д! Да́руй мне́, во вся́ дни́ жи́зни моея́, до после́дняго издыха́ния моего́, не престава́ти па́мятовати о усо́пших роди́телях мои́х в моли́твах свои́х, и умоля́ти Тя́, пра́веднаго Судию́, да вчиниши и́х в ме́сте све́тле, в ме́сте прохладне и в ме́сте поко́йне, со все́ми святы́ми, отону́ду же отбеже́ вся́ка боле́знь, печа́ль и воздыха́ние.
Ми́лостиве Го́споди! Приими́ дне́сь о раба́х Твои́х (имена́) те́плую моли́тву мою́ сию́ и возда́й и́м воздая́нием Твои́м за труды́ и попече́ния воспита́ния моего́ в ве́ре и христиа́нском благоче́стии, я́ко научившим мя́ пе́рвее всего́ ве́дети Тя́, своего́ Го́спода, в благогове́нии моли́тися Тебе́, на Тебе́ Еди́наго упова́ти в беда́х, ско́рбех и боле́знех и храни́ти за́поведи Твоя́; за благопопечение и́х о мое́м духо́вном преуспе́янии, за те́пле приноси́мыя и́ми о мне́ моле́ния пред Тобо́ю и за все́ да́ры, и́ми испрошенные мне́ от Тебе́, возда́й и́м Свое́ю ми́лостию, Свои́ми небе́сными бла́гами и радостями в ве́чном Ца́рствии Твое́м.
Ты́ бо еси́ Бо́г ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, Ты́ поко́й и ра́дость ве́рных рабо́в Твои́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вдовца об умершей жене
Христе́ Иису́се, Го́споди и Вседержи́телю! В сокруше́нии и умиле́нии се́рдца моего́ молю́ся Тебе́: упоко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшия рабы́ Твоея́ (и́мя), в Небе́снем Ца́рствии Твое́м. Влады́ко Вседержи́телю! Ты́ благослови́л еси́ супружеский сою́з му́жа и жены́, егда́ ре́кл еси́: не добро́ бы́ти челове́ку еди́ному, сотвори́м ему́ помо́щника по нему́. Ты́ освяти́л еси́ сою́з се́й во о́браз духо́внаго сою́за Христа́ с Це́рковию. Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко ты́ благослови́л еси́ сочета́ти и мене́ си́м святы́м сою́зом с еди́ною из рабынь Твои́х. Твое́й же благо́й и прему́дрой во́ле изво́лися отъя́ти у мене́ сию́ рабу́ Твою́, ю́же да́л еси́ мне́, я́ко помо́щницу и сопутницу жи́зни моея́. Преклоняюся пред се́ю Твое́ю во́лею, и молю́ся Ти́ от всего́ се́рдца моего́, приими́ моле́ние мое́ сие́ о ра́бе Твое́й (и́мя), и прости́ е́й, а́ще согреши́ сло́вом, де́лом, помышле́нием, ве́дением и неве́дением; а́ще земно́е возлюби́ па́че небе́снаго; а́ще о оде́жде и украше́нии те́ла своего́ печеся па́че, не́же о просвеще́нии одея́ния души́ своея́; или́ а́ще небреже о ча́дех свои́х; а́ще преогорчи́ кого́ сло́вом или́ де́лом; а́ще поропта в се́рдце свое́м на бли́жняго своего́ или́ осуди́ кого́ или́ и́но что́ от таковы́х злы́х соде́ла. Вся́ сия́ прости́ е́й, я́ко благи́й и человеколюби́вый: я́ко не́сть челове́к, и́же жи́в бу́дет и не согреши́т. Не вни́ди в су́д с рабо́ю Твое́ю, я́ко созда́нием Твои́м, не осуди́ ю́ по грехо́м ея́ на ве́чныя му́ки, но пощади́ и поми́луй по вели́цей ми́лости Твое́й. Молю́ и прошу́ Тя́, Го́споди, си́л да́руй ми́ по вся́ дни́ жи́зни моея́ не преставая моли́тися о усопшей ра́бе Твое́й, и да́же до кончи́ны живота́ моего́ проси́ти е́й у Тебе́, Судии́ всего́ ми́ра, оставле́ния согреше́ний ея́. Да я́ко же Ты́, Бо́же, положи́л еси́ на главу́ ея́ вене́ц от ка́мене честна́, венча́я ю́ зде́ на земли́; та́ко увенча́й ю́ ве́чною Твое́ю сла́вою в Небе́снем Ца́рствии Твое́м, со все́ми святы́ми, та́мо ликующими, да вку́пе с ни́ми ве́чно воспева́ет всесвято́е и́мя Твое́ с Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.
Молитва вдовы за умершего мужа
Христе́ Иису́се, Го́споди и Вседержи́телю! Ты́ пла́чущих утеше́ние, си́рых и вдови́ц заступле́ние. Ты́ ре́кл еси́: призови́ Мя́ в де́нь ско́рби твоея́, и изму́ тя́. Во дни́ ско́рби своея́ прибега́ю к Тебе́ а́з и молю́ся Ти́: не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́ и услы́ши моле́ние мое́, приноси́мое Тебе́ со слеза́ми. Ты́, Го́споди Влады́ко вся́ческих, благоволи́л еси́ сочета́ти мя́ с еди́ным из рабо́в Твои́х, во е́же бы́ти на́м еди́но те́ло и еди́н ду́х; Ты́ да́л еси́ мне́ сего́ раба́, я́ко сожи́теля и защи́тника. Твое́й же благо́й и прему́дрой во́ле изво́лися отъя́ти от мене́ сего́ раба́ Твоего́ и оста́вити мя́ еди́ну. Преклоняюся пред се́ю Твое́ю во́лею и к Тебе́ прибега́ю во дни́ ско́рби моея́: утоли́ печа́ль мою́ о разлуче́нии с рабо́м Твои́м, друго́м мои́м. А́ще отъя́л еси́ его́ от мене́, не отыми́ от мене́ Своея́ ми́лости. Я́ко же не́когда прия́л еси́ вдови́цы две́ ле́пты, та́ко приими́ и сие́ моле́ние мое́. Помяни́, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́ (и́мя), прости́ ему́ все́ согреше́ния его́, во́льная и нево́льная, а́ще сло́вом, а́ще де́лом, а́ще ве́дением и неве́дением, не погуби́ его́ со беззако́ньми его́ и не преда́ждь ве́чной му́ке, но по вели́цей ми́лости Твое́й и по мно́жеству щедро́т Твои́х осла́би и прости́ вся́ согреше́ния его́ и вчини́ его́ со святы́ми Твои́ми, иде́же не́сть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная. Молю́ и прошу́ Тя́, Го́споди, да́руй ми́ во вся́ дни́ жи́зни моея́ не престава́ти моли́тися о усо́пшем ра́бе Твое́м, и да́же до исхо́да моего́ проси́ти у Тебе́, Судии́ всего́ ми́ра, оставле́ния все́х согреше́ний его́ и вселе́ния его́ в Небе́сныя оби́тели, я́же еси́ угото́вал лю́бящим Тя́. Я́ко а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да; те́м же ве́ру его́, я́же в Тя́, вме́сто де́л ему́ вмени́: я́ко не́сть челове́к, и́же жи́в бу́дет и не согреши́т, Ты́ еди́н кроме́ греха́, и пра́вда Твоя́ – пра́вда во ве́ки. Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко Ты́ услы́шиши моле́ние мое́ и не отврати́ши лица́ Твоего́ от мене́. Ви́дя вдови́цу, зе́льне пла́чущу, умилосе́рдився, сы́на ея́, на погребе́ние несо́ма, воскреси́л еси́: та́ко умилосе́рдився, утиши́ и ско́рбь мою́. Я́ко же отве́рзл еси́ рабу́ Твоему́ Фео́филу, отше́дшему к Тебе́, две́ри милосе́рдия Твоего́ и прости́л еси́ ему́ прегреше́ния его́ по моли́твам Святы́я Це́ркве Твоея́, вне́мля моли́твам и милостыням супру́ги его́: си́це и а́з молю́ Тя́, приими́ мое́ моле́ние о ра́бе Твое́м и введи́ его́ в жи́знь ве́чную. Я́ко Ты́ еси́ упова́ние на́ше. Ты́ еси́ Бо́г, е́же ми́ловати и спаса́ти, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.
Молитва родителей о упокоении сына, или дочери
Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, Влады́ко живота́ и сме́рти, Уте́шителю скорбя́щих! С сокруше́нным и умиле́нным се́рдцем прибега́ю к Тебе́ и молю́ся Ти́: помяни́. Го́споди, во Ца́рствии Твое́м усо́пшаго раба́ Твоего́ (рабу́ твою́), ча́до мое́ (и́мя), и сотвори́ ему́ (е́й) ве́чную па́мять. Ты́, Влады́ко живота́ и сме́рти, дарова́л еси́ мне́ ча́до сие́. Твое́й же благо́й и прему́дрой во́ле изво́лися и отъя́ти е́ у мене́. Бу́ди благослове́нно и́мя Твое́, Го́споди. Молю́ Тя́, Судие́ не́ба и земли́, безконе́чною любо́вию Твое́ю к на́м, гре́шным, прости́ усо́пшему ча́ду моему́ вся́ согреше́ния его́, во́льная и нево́льная, я́же сло́вом, я́же де́лом, я́же ве́дением и неве́дением. Прости́, Ми́лостиве, и на́ша родительская согреше́ния, да не пребу́дут они́ на ча́дех на́ших: ве́м, я́ко мно́жицею согреши́хом пред Тобо́ю, мно́жицею не соблюдо́хом, не сотвори́хом, я́коже запове́дал еси́ на́м. А́ще же усопшее ча́до на́ше, на́шея или́ своея́ ра́ди вины́, бя́ше в житии́ се́м, рабо́тая ми́ру и пло́ти своея́, и не па́че Тебе́, Го́споду и Бо́гу своему́: а́ще возлюби́ пре́лести ми́ра сего́, а не па́че Сло́во Твое́ и за́поведи Твоя́, а́ще преда́вшеся сласте́м жите́йским, а не па́че сокруше́нию о гресе́х свои́х, и в невоздержа́нии бде́ние, по́ст и моли́тву забве́нию преда́вше – молю́ Тя́ усе́рдно, прости́, преблаги́й О́тче, ча́ду моему́ вся́ таковы́я прегреше́ния его́, прости́ и осла́би, а́ще и и́но зло́е сотвори́ в житии́ се́м. Христе́ Иису́се! Ты́ воскреси́л еси́ дще́рь Иаи́ра по ве́ре и моли́тве отца́ ея́. Ты́ исцели́л еси́ дще́рь жены́-хананеянки по ве́ре и проше́нию ма́тери ея́: услы́ши у́бо и моли́тву мою́, не пре́зри и моле́ния моего́ о ча́де мое́м. Прости́, Го́споди, прости́ вся́ согреше́ния его́ и, прости́в и очи́стив ду́шу его́, изми́ му́ки ве́чныя и всели́ со все́ми святы́ми Твои́ми, от ве́ка благоугоди́вшими Тебе́, иде́же не́сть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная: я́ко не́сть челове́к, и́же жи́в бу́дет и не согреши́т, но Ты́ Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́: да егда́ и́маши суди́ти ми́рови, услы́шит ча́до мое́ превожделе́нный гла́с Тво́й: прииди́те, благословенные Отца́ Моего́, и насле́дуйте угото́ванное ва́м Ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Я́ко Ты́ еси́ Оте́ц ми́лостей и щедро́т. Ты́ живо́т и воскреше́ние на́ше, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.