что неразрывно связывает с образом казака поговорка казачья доля конь
Смысл в том, что живее будешь, если уступишь. Некоторые летят, дороги не разбирая.
Поэтому и есть правило 3-х Д. Оно же ДДД. Дай Дураку Дорогу.
И в напутствие им обычно говорят: 3,14(здуй). До первого столба.
И просто правило перехода через дорогу: сэкономишь секунду, потеряешь жизнь.
Очень верная поговорка, даже с точки зрения физиологии человека. Приняв «на грудь» человек становится часто куда активнее чем трезвый, и в пьяном состоянии не замечает усталости. А вот сон после принятия спиртного поверхностный и этого самого сна требуется уже не 7-8 часов, а 12, а то и больше, но вставать приходится на работу как положено, вот человек, накануне вкусивший «Зелёного Змия» и не готов к работе в полную силу! Кстати, я пишу не по кем то изложенной информации, всё это прочувствовано мною лично и неоднократно.
На протяжении веков люди многое замечали и появлялись постепенно разные поговорки и пословицы. Многие из них актуальны и в наши дни.
Это касается и данной поговорки, ей можно отнести к такой категории, которая выражается в поговорке
то есть к тем, в которой отображается лень и нерадивость.
Полностью эта поговорка звучит так:
Можно к этой поговорке приписать и ещё одну :
Музейный урок по теме «Казак с конем – и ночью, и днем». Пословицы и поговорки о верном друге казака – его боевом коне
Культурные традиции донских казаков – это неиссякаемый источник народной мудрости, передаваемой от поколения к поколению. Частицей многовекового опыта донских казаков являются пословицы и поговорки. Они малы по объему своему, но какой большой смысл каждый из нас найдет в них! Не случайно донской писатель М.А.Шолохов назвал пословицу и поговорку крылатой мудростью.
Воспитанники краеведческого кружка «Росинка», изучая пословицы и поговорки, приобщаются к культурному наследию донских казаков. Каждое занятие ребят-дошкольников – это увлекательное путешествие в удивительный казачий мир. Формы занятий «Росинки» разнообразны, среди которых особенно притягательны для детей музейные уроки. На данных занятиях всегда широко представлены предметы казачьего быта. Воспитанники краеведческого кружка «Росинка», изучая пословицы и поговорки, знакомятся с бытом и традициями донских казаков не только на основе самих пословиц и поговорок, но и на основе выставок предметов быта донских казаков.
Это и отражает представленное музейное занятие по теме: «Казак с конем – и ночью, и днем». Пословицы и поговорки о верном друге казака – его боевом коне». Данное занятие способствует развитию личности воспитанника-дошкольника, так как дает возможность ребенку не только узнать новое и интересное о своем любимом донском крае, но и почувствовать себя сопричастным к культурным традициям донских казаков.
Данный музейный урок – это урок овладения новыми знаниями о культурном наследии донских казаков.
Цели работы: создание условий для приобщения детей к культурным казачьим традициям на основе пословиц и поговорок донских казаков; развитие творческих способностей детей через активные формы работы на занятии.
1. Оргмомент
2. Постановка цели и задач занятия, актуализация знаний
3. Творческая работа «Определение темы занятия»
Педагог. Мы продолжаем изучать замечательные пословицы и поговорки Тихого Дона. Тему сегодняшнего занятия вы, ребята, должны определить сами. А поможет вам в этом добрый донской Зайчик, который прислал нам волшебную корзинку, а в ней – подсказка сегодняшней темы занятия. Да еще и подарок – сюрприз ждет вас, ребята, в конце занятия от Зайчика. Сам Зайчик не смог прийти к нам сегодня, он отправился на помощь тем, кто наводнение перенес нынешней весной. Как вы думаете, ребята, прав Зайчик, что нужно помогать тем, кто попал в беду?
Дети. Да, надо всегда помогать тем, кто попал в беду.
Педагог. Молодцы, ребята. И вам сегодня на занятии надо будет тоже хорошо потрудиться, чтобы порадовать всех. Согласны вы со мной, ребята?
Дети. Да.
Педагог. А сейчас мы с вами посмотрим, что же в нашей корзиночке волшебной?
(Педагог достает из корзинки Зайчика книгу В.В.Воронина «Люска», на обложке которой нарисована красивая донская лошадь, и показывает ее детям).
Педагог. Ребята, как вы думаете, о ком будут наши сегодняшние пословицы и поговорки?
Дети. Мы думаем, что сегодня мы будем изучать пословицы и поговорки о казачьем коне.
Педагог. Правильно, ребята. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Казак с конем – и ночью, и днем». Пословицы и поговорки о верном друге казака – его боевом коне». Повесть Владимира Васильевича Воронина «Люска» мы добавим в нашу книжную копилку, с этой интересной книгой мы познакомимся позже на мероприятии.
(Педагог ставит книгу «Люска» В.В. Воронина на книжную выставку).
Дети. Да.
Педагог. В путь, ребята!
4. Краеведческое путешествие «Пословицы и поговорки о верном друге казака – о его боевом коне» (объяснение нового материала, проверка знаний, полученных ранее, обобщение новых знаний).
(Педагог зачитывает казачьи заповеди).
Педагог. А как, ребята, называется главный закон нашего российского государства?
Дети. Главный закон нашего государства – Конституция Российской Федерации.
Педагог. Правильно, ребята. В Конституции Российской Федерации говорится о том, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина Российской Федерации.
Педагог. На нашей краеведческой станции представлена интересная экспозиция. Назовите предметы экспозиции и определите их назначение по отношению к названию станции «Казак с конем – и ночью и днем».
(Дети дают определение назначения представленных предметов).
Педагог. Молодцы, ребята. Вспомнили много, а пойдете в школу, узнаете еще больше на уроках истории, географии, на уроках иностранного языка и других. Я вижу, что вам очень хочется узнать о том, кто этот донской казак на прекрасном боевом коне.
(Педагог показывает портрет Матвея Ивановича Платова, представленный в материалах краеведческой экспозиции).
Дети. Да, очень хочется узнать об этом казаке.
Педагог. Это, ребята, – замечательный донской казак, прославивший Дон и Россию в давние времена, – это атаман Войска Донского, казачий генерал Матвей Иванович Платов. Сейчас традиции донского казачества возрождаются. Приятно чувствовать свою сопричастность к этому процессу. В настоящее время атаманом Войска Донского является Виктор Георгиевич Гончаров.
(Педагог рассказывает о донском казаке Матвее Ивановиче Платове).
Педагог. Понравился вам рассказ о Матвее Ивановиче Платове?
Дети. Да. Очень понравился.
Педагог. Хотели бы вы, ребята, быть похожими на нашего знаменитого донского казака Матвея Ивановича Платова?
Дети. Да. Он был храбрым, добрым, справедливым. Матвей Иванович Платов очень любил свою родную донскую землю. Он учит нас любить свою Родину.
Педагог. Вы можете больше узнать о Матвее Ивановиче Платове из книг, представленных на нашей книжной выставке. Наше путешествие продолжается. Следующая краеведческая станция – «Дончак под седлом – казак на нем». Вот какая замечательная казачья история произошла давным-давно, послужившая названием этой станции. Послушайте рассказ, ребята.
(Педагог рассказывает о донских казаках – героях Отечественной войны 1812 года, о героях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.).
Педагог. Хотелось бы вам, ребята, походить на замечательных донских казаков?
Дети. Да.
Педагог. А какие краеведческие экспонаты вам особенно понравились на нашей станции?
(Дети называют предметы экспозиции).
Педагог. Молодцы, ребята. Расскажите об этом дома. Наше путешествие продолжается. И третья наша станция – «Казак сам не поест, а коня накормит». И это действительно так, ребята. Внимательно посмотрите нашу экспозицию, да постарайтесь вспомнить изученное ранее на занятиях, чтобы расскажите о том, почему так важен конь для донского казака.
(Дети рассматривают экспозицию и рассказывают о значении боевого коня в жизни донского казака).
Педагог. Молодцы, ребята. Наша следующая станция – «Бесконный – не казак». А сколько у нас станций в пути? И какая эта по счету?
(Дети отвечают, что данная станция – четвертая, а всего их по счету – шесть).
(Педагог рассказывает о казачьем круге, решающем главные казачьи вопросы. Ребята принимают активное участие в рассказе).
5. Закрепление новых знаний
Педагог. Вы правы, ребята, о казаках можно говорить бесконечно. Ведь донской край – это наша малая родина, частица большой Родины – России. Впереди последняя наша станция, она и покажет, что нового мы узнали и чему научились на сегодняшнем занятии. Станция называется «Если бы у меня был конь…». Вам творческое задание, ребята, вы должны составить небольшой рассказ на тему: «Если бы у меня был конь…». Или же – просто закончить предложение на данную тему.
(Дети выполняют задание).
Педагог. Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на нашу выставку «Юбилеи родного края моего: 30-летие Волгодонского района и 400-летие Романовской» и скажите, какие подарки мы приготовили к замечательным юбилеям.
Дети и педагог. Здесь на выставке мы видим книги о нашем родном районе: «Волгодонской район: история и современность» В.П.Мельникова и С.Ю. Шендерук» и «Станица Романовская». В этом году к юбилейным датам была издана при поддержке КМО «Донцы» авторская образовательная программа «Истоки» Ивана Александровича Прокопенко. На основе этой программы мы проводим занятия своего краеведческого кружка «Росинка». К юбилеям мы готовим исследовательскую работу «Моя родословная». Здесь на выставке – и вышивки, которые подарили нам в кружок «Росинка» к нынешним юбилеям наши замечательные хуторяне-потаповцы.
6. Итог занятия
Педагог. Молодцы, ребята. Я вижу сегодняшнее занятие тронуло вашу душу и не оставило равнодушным ваше сердце. Давайте еще раз назовем тему нашего занятия.
Дети. Тема нашего сегодняшнего занятия – о замечательных донских казаках: «Казак с конем – и ночью, и днем». Пословицы и поговорки о верном друге казака – его боевом коне».
7. Домашнее задание
Педагог. Спасибо, ребята, вы молодцы. О том, что особенно понравилось на занятии и запомнилось вам, расскажите дома – это и будет вашим домашним заданием сегодня. Вы заслужили подарок – сюрприз от донского Зайчика, забирайте его, да с друзьями поделиться не забудьте, помня о том, чему доброму и хорошему научились вы на сегодняшнем занятии.
(Педагог вручает детям подарок – сюрприз донского Зайчика).
Педагог. До свидания, ребята.
Список литературы:
1. Астапенко.М.П. Краткое пособие по истории Донского края. – Ростов-на-Дону, 1995.
2. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.– Ростов-на-Дону, 2009.
3. В низовьях Дона. – М.,1987.
4. История Донского края. – Сост. Н. П. Бугрова, П.А.Кабанов. – Волгодонск, 1997.
5. Казачий Дон. Очерки истории. – Ростов-на-Дону, 1995.
6. Краеведческая игротека. – Ростов-на-Дону, 2003.
7. Пословицы и поговорки Тихого Дона. – Ростов-на-Дону, 2010.
8. Прокопенко И.А. Авторская образовательная программа «Истоки» по приобщению детей к культурным традициям донского казачества с целью социализации личности ребенка. – Волгодонск, 2013.
Конь в жизни казака
КОНЬ В ЖИЗНИ КАЗАКА
казачий кадетский корпус
руководитель, учитель обществознания
Чешенова Татьяна Валерьевна
Цель сформировать у учащихся представление о роли коня в жизни кубанского казака
— познакомить с поговорками, посвященными связи казака и коня;
— познакомить с сутью игровых состязаний с участием коня;
— познакомить с обрядами кубанских казаков, связанных с конем;
Объектом исследования является жизнь кубанского казачества,
Метод: анализ историко-краеведческой и публицистической литературы
Считается, что конь для казака означает жизнь и волю. Ни больше, ни меньше. И действительно, целые столетия казак и конь всегда вместе в труде и на поле брани. Эти отношения человека и его верного друга вошли в песни, легенды, предания, пословицы и поговорки, Например:
1) Казак без коня, что солдат без ружья;
3)Казак сам не ест, а коня накормит.
Всех поговорок указывающие на важность коня для казака и не счесть. Казаками именовали отважных наездников, живущих налетами и войною. Тех людей, которые не были привязаны ни к земле, ни к дому. С раннего детства юных казаков прививают к правильному уходу за лошадьми. Кубанское казачье войско, в свою очередь, старалось поддерживать в подрастающем поколении искусство верховой езды.
Проводы на войну кубанских казаков.
По старым обычаям коня подводила к казаку его жена, держа повод в подоле платья. При передаче коня, женщина приговаривала: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой»
Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина.
Тоже самое повторялось после возвращения казака с войны.
Проводы казака в последний путь
Можно бесконечно долго и с особым интересом рассказывать про коня в жизни казачьего народа, про крепкие узы, связывающие человека и лошадь.
На наш взгляд, независимо от того, как будет развиваться наука и техника, казаки будут и через года нуждаться в лошади.
Викторина на тему: “Казаки” (с ответами)
1. Имя казака, прозванного басурманами Урус-шайтаном, то есть украинским чертом. Турчанки пугали им своих детей. Известно, что этот казак выходил победителем 54 раза из проведенных 55 сражений:
а) Иван Сирко +
б) Петр Калнышевский
в) Иван Сулима
2. Какой головной убор не носят казаки:
а) папаха
б) тюрбан +
в) куюанка
3. Назовите имя казака, которого дважды избирали главным атаманом, чего отродясь на Сечи не было:
а) Павел Полуботок
б) Иван Сирко
в) Петр Калнышевский +
4. Какой город считается казачьей столицей Сибири:
а) Омск +
б) Томск
в) Тобольск
5. Назовите гетмана, обвиняемого в государственной измене и заточенного в Петропавловское подземелье, откуда ему уже не судилось выйти:
а) Богдан Хмельницкий
б) Иван Сулима
в) Павел Полуботок +
6. Как называется собрание казаков:
а) квадрат
б) круг +
в) кольцо
7. Кого современники называли «украинским Спартаком», «Ганнибалом»? В народной памяти он остался национальным героем:
а) Петр Калнышевский
б) Иван Сулима
в) Богдан Хмельницкий +
8. За какого царя выдавал себя казак Емельян Пугачёв:
а) Пётр Третий +
б) Пётр Второй
в) Пётр Первый
9. Кто из гетманов был награжден медалью Папы Римского:
а) Иван Сирко
б) Петр Калнышевский
в) Иван Сулима +
10. Кто у казаков исполняет обязанности окружного атамана во время его отсутствия:
а) брат атамана
б) товарищ атамана +
в) старший по званию
11. Казацкое четырехугольное укрепление из скрепленных телег:
а) лагерь +
б) штаб
в) дзот
12. Назови известное казацкое блюдо, которое традиционно готовили казаки:
а) шашлык
б) кулиш +
в) борщ
13. Кто автор книги «Черная Рада»:
а) Пантелеймон Кулиш +
б) Петро Дорошенко
в) Богдан Хмельницкий
14. Глава казацкого правительства:
а) есаул
б) командир
в) гетман +
15. С именем которого гетмана связывают создание казацкой конницы как рода войск:
а) Богдана Хмельницкого +
б) Ивана Мазепу
в) Петра Дорошенко
16. Как называли казаки быструю езду на коне
а) скачка два прыжка
б) аллюр – три креста +
в) трусца-четыри звезды
17. Центральный орган управления Сечи:
а) казачий совет
б) казачий слёт
в) казачий кош +
18. Как заканчивается поговорка “Терпи, казак —…”:
а) старшиной будешь
б) атаманом будешь +
в) быстро повзраслеешь
19. Сколько куреней было на Сечи:
а) 88
б) 79
в) 38 +
20. Кому из знаменитых женщин было присвоено звание полковника казачьих войск с правом ношения оружия:
а) Кларе Лучко
б) Элине Быстрицкой +
в) Нине Руслановой
21. Какой церковный праздник казаки считают своим и когда он отмечается:
а) Покрова, 14 октября +
б) Яблочный спас, 14 августа
в) Троица, 20 июня
23. Кто и когда приказал разрушить Запорожскую Сечь:
а) Российский царь Пётр Первый в 1705 году
б) Иван Мазепа в 1774 году
в) Российская царица Екатерина II в 1775 году +
24. Как правильно завершить пословицу: «Оттого казак гладок…»:
а) Что запретный плод сладок
б) Что поел, да и на бок +
в) Что казачка его гладит
25. Как звали первого гетмана казаков:
а) Богдан Хмельницкий
б) Иван Мазепа
в) Дмитрий Вишневецкий +
26. Как называется повесть Н. В. Гоголя, рассказывающая о жизни запорожских казаков:
а) Иван Мазепа
б) Тарас Бульба
в) Страшная месть
27. С кем сравнивается казак лихой в песне из фильма «Кубанские казаки»:
а) со степным орлом +
б) с речной рыбой
в) с лесным волком
28. Как звали казачку, пышность свадьбы которой, состоявшейся в 1753 году, по одной из версий, послужила возникновению известной поговорки:
а) Аксинья
б) Прасковья
в) Маланья +
29. Что неразрывно связывает с образом казака поговорка «Казачья доля — конь…»:
а) и воля +
б) и поле
в) и шашка
Тема: «Знакомство с казачьими пословицами и поговорками»
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое развитие.
МБДОУ детский сад №18
Цель занятия: создание условий для расширении знаний о пословицах и поговорках донского края
Познакомить детей с одним из разделов казачьего фольклора: «пословицы, поговорки»;
Научить детей понимать смысл пословиц и поговорок;
Заучить некоторые из предложенных
Развивать речь, интерес к казачьей культуре.
Содействовать воспитанию любви к животным.
Предполагаемый результат: знание детьми пословиц и поговорок: «Казак с конем и ночью и днем», «Казак без друзей, что дуб без корней».
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: «Горе тому, у кого беспорядок в дому». Ребята, кто знает что это я произнесла?
Дети. Это пословица.
Воспитатель. Давайте посмотрим все ли у нас игрушки в группе на своём месте, порядок ли?
Аленка. Здравствуй Настенька, здравствуй подруженька! Откуда ты идёшь?
Настенька: да вот несу водицы коровушку напоить надо, а потом доить буду. А у тебя как дела?
Воспитатель. и Аленка пословицы знает!
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Спасибо тебе за посылку! (казак уходит).
— Интересно, нам ли эта посылка адресована?
— Как называется наш город? (улица, номер дома)
Воспитатель читает адрес детского сада и название группы. Все убеждаются, что посылка доставлена по адресу.
— А что же там лежит? (Воспитатель открывает посылку, не показывая содержимое детям, предлагаю детям присесть)
— Я уже знаю что там лежит, и вы догадаетесь отгадав загадку:
Говорит она беззвучно
И понятно, и не скучно
Ты беседуй чаще с ней
Будешь вчетверо умней!
— Правильно – это книга.
— Как мы узнаем о чём эта книга? (Ответы детей. Воспитатель читает)
В. Это книга не простая. В этой книге собраны казачьи пословицы и поговорки. Посмотрите на экран, о чем будет первая пословица?
Д. казак днем и ночью с конем
В. Правильно. А звучит она так: «Казак с конем и ночью и днем»
— Как вы понимаете эту пословицу?
В. Правильно. Мы уже говорили с вами, что конь – это верный друг казака. В походе всегда казак был с конем.
Каким образом конь помогал казаку в бою?
Дети. Казак воевал на коне. Раненого казака конь выносил с поля боя.
Воспитатель. у казака конь – самый верный и преданный друг. Поэтому и казак ни днем, ни ночью не забывал о своем верном товарище. Как казак заботился о коне?
Дети. Кормил его, чистил, следил чтобы подковы были на всех копытах.
Воспитатель. а зачем коню подковы?
Дети. Чтобы коню было удобно скакать и не стирались копыта.
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)
Воспитатель. молодцы, лошадки. А теперь садимся на свои места.
А о чем будет следующая пословица?
Д. У казака много друзей
В. Верно. «Казак без друзей, что дерево без корней».
В жизни на каждый случай есть меткое слово – пословица. Казаки – люди военные. В походе без друзей никак. Вот и придумали много пословиц и поговорок про друзей. А у вас много друзей? Для чего вам нужны друзья?
Воспитатель. как вы считаете, почему в пословице говорится «Казак без друзей, словно дерево без корней»? зачем дереву корни? Может ли дерево расти без корней? Что лучится с деревом, если отрубить ему корни?
Вот так же как дереву невозможно расти без корней, так и казаку невозможно обойтись без друзей. Ведь одному без друзей не одолеть врага, не выстоять в тяжелой схватке, сложно одному в походе и пищу себе добыть и приготовить ее, и ночлег соорудить. Да и скучно одному. Как развлекались казаки?
Дети. Пели песни, водили хороводы, занимались джигитовкой, играли в игры.
Воспитатель. как вы думаете заниматься этим веселее одному или с товарищами?
Дети. Интересно с друзьями.
Воспитатель. сейчас мы с вами пойдем на прогулку и будем играть в казачьи игры. Но сначала вспомним с какими казачьими пословицами мы сегодня познакомились.
Расскажите нашим подружкам Настеньке и Аленке новые пословицы. Пускай и они их запомнят.
Дети повторяют казачьи пословицы. Затем их еще раз повторяют куклы.