в чем реализуется компетентностный подход в оао ржд

Роль компетентностного подхода в подготовке персонала для железнодорожной отрасли

в чем реализуется компетентностный подход в оао ржд. Смотреть фото в чем реализуется компетентностный подход в оао ржд. Смотреть картинку в чем реализуется компетентностный подход в оао ржд. Картинка про в чем реализуется компетентностный подход в оао ржд. Фото в чем реализуется компетентностный подход в оао ржд

Рубрика: 13. Экономика труда

Дата публикации: 05.12.2013

Статья просмотрена: 1191 раз

Библиографическое описание:

Патутина, Е. С. Роль компетентностного подхода в подготовке персонала для железнодорожной отрасли / Е. С. Патутина, Ю. В. Игуменова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 91-96. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4584/ (дата обращения: 08.12.2021).

За последние десять лет системы образования всех стран терпят значительные изменения. Причиной этому служат постоянно развивающиеся технологии и глобализация мировой экономики. Реформы, связанные с высшим образованием, не обошли и Россию. По мнению Президента Российской Федерации, В. В. Путина: «Главная цель всех преобразований, которые совершаются в экономике, социальной сфере, политике современной России, заключается в «сбережении народа» [1].

На протяжении 20 лет ООН в ежегодно представляет отчет о развитии человеческого потенциала. В 2012 и 2013 гг. первые три места заняли Норвегия, Австралия, США. Российская Федерация на 55 месте по развитию человеческого потенциала среди 186 стран мира ИРЧП РФ составляет 0,788. По сравнению с 2011 годом показатель вырос на 0,004 единицы. Это позволило России подняться с 66 места. Средняя продолжительность обучения взрослых в нашей стране 11,7 лет уровень грамотности взрослого населения обоих полов старше 15 лет — 99,6 %. Индекс образования равен 0,862, что говорит о достаточно высоком уровне образования в России [2]. Что касается развития человеческого потенциала в субъектах Российской Федерации, то здесь можно отметить города с очень высоким уровнем его развития: Москва — 0,964 и Санкт-Петербург — 0,904. На третьем месте располагается Тюменская область — 0,882. Самарская область занимает двадцатое место среди 83 субъектов РФ — 0,825 [3].

Анализ сложившейся ситуации функционирования предприятий и управления ими показал, что для того чтобы все элементы были задействованы, необходимы изменения не только в организации — оценке результатов труда, обучении и развитии персонала, а также стимулирования работников в социально-экономической системе. В связи с модернизацией учебного процесса актуальным стал вопрос о качественном изменении образования. Сегодня разрабатываются новые нормы функционирования высших учебных заведений, например, закон «Об образовании в РФ», который заменил прежние законы — «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании». Данный документ был принят в декабре 2012 года и призван обеспечить:

— комплексную модернизацию законодательства Российской Федерации в области образования в соответствии с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования;

— повышение эффективности механизма правового регулирования;

— создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования. [4]

В программах профессионального обучения акцент делается на компетентности и компетенции студентов. Таким образом, реализуется компетентностный подход в образовании. В компетентностном подходе во внимание берется результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [5].

Поскольку любой работник сегодня должен обладать массой способностей и навыков, в том числе, быть конкурентоспособным, творческим, коммуникабельным, саморазвивающимся, стрессоустойчивым, и т. д., традиционный подход к образованию (иначе — «знаниевый») уже не способен отвечать современным запросам рынка. В свою очередь, в нем акцентируется внимание на том, каким знаниям обучать. Поэтому моральное устаревание традиционного подхода и вытеснение его инновационно — компетентностным, вполне объяснимо.

Также принято различать понятия «компетентность» и «компетенция». Компетентность — специфическая способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. А компетенцию определяют как «отчуждённое, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке студента, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере». Воровщиков С. Г. дает такое определение компетентности — это «совокупность личностных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений и навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и личностно-значимой сферах». Компетентность — уже состоявшееся качество личности студента и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [6].

На железнодорожной отрасли компетентностному подходу в образовании уделяется особое внимание. В 2010 году разработана «Модель корпоративных компетенций 5К+Л» (далее Модель) для ОАО «РЖД» (утверждена 29 июня 2010 года на заседании комитета по имиджу и рекламе под председательством президента ОАО «РЖД» В. И. Якунина [7], которая связана с ценностями и стратегическими интересами этого крупного холдинга (Таблица 1).

Модель корпоративных компетенций 5К+Л

Модель корпоративных компетенций 5К + Л

Источник

Совершенствование системы дополнительного профессионального образования корпорации ОАО «РЖД» на основе компетентностного подхода

в чем реализуется компетентностный подход в оао ржд. Смотреть фото в чем реализуется компетентностный подход в оао ржд. Смотреть картинку в чем реализуется компетентностный подход в оао ржд. Картинка про в чем реализуется компетентностный подход в оао ржд. Фото в чем реализуется компетентностный подход в оао ржд

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Дата публикации: 01.04.2019

Статья просмотрена: 262 раза

Библиографическое описание:

Охотников, И. В. Совершенствование системы дополнительного профессионального образования корпорации ОАО «РЖД» на основе компетентностного подхода / И. В. Охотников, И. В. Сибирко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14994/ (дата обращения: 08.12.2021).

В статье проанализирован компетентностный подход к управлению системой дополнительного профессионального образования на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости повышения качества профессиональной подготовки персонала ОАО «РЖД» в соответствии с современным вызовами, на основе компетентностного подхода в образовании.

Ключевые слова: компетентностного подхода в образовании; профессиональные компетенции; дополнительное профессиональное образование.

Одним из основных требований к профессиональному образованию является его соответствие принципу современности, который включает в себя представление о том, кто такой современный человек-профессионал, как он живет, каково его назначение в мире, его роль в обществе и в сфере производства. Модернизация российского образования ориентирует специалиста на высокую культуру, творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность, что, в конечном счёте, требует качественно нового подхода к формированию его личности.

В ОАО «Российские железные дороги» профессиональная деятельность осуществляется в разных сегментах социальной и экономической сфер, в области управления и администрирования. В одних случаях для работодателя важны основные и дополнительные квалификации, а также освоенные образовательные программы. В других — он скорее заинтересован в работнике, который в оптимальные сроки сможет реализовать определенный проект, направленный на организационное, техническое или технологическое развитие предприятия.

В первом случае речь идет о знаниях и умениях, сформированных у работников, во втором — об их компетенциях и компетентности. Это вопрос выстраивания стратегии компании: каждый этап развития предприятия требует специалистов разных типов. Например, на этапе, когда бизнес активно растет и расширяется, востребованы люди креативные, инициативные и умеющие быстро принимать нестандартные решения. На этапе стабильности, когда бизнес хорошо структурирован, нужны в первую очередь люди хорошо организованные, склонные к соблюдению процедур, а не к их изменению. Можно говорить и о разных требованиях к специалистам в зависимости от того, какой тип корпоративной культуры компании предполагается строить или поддерживать.

Основной целью дополнительного профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [3; 4; 5]. Основой корпоративной системы профессионального обучения рабочих кадров на железнодорожном транспорте являются учебные центры профессиональных квалификаций (УЦПК). Целью деятельности учебных центров является обеспечение подразделений ОАО «РЖД» квалифицированными рабочими кадрами и служащими в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

Основными целевыми направлениями, которые реализует система учебных центров профессиональных квалификаций ОАО «РЖД», по обучению и повышению квалификации персонала Компании, являются: во-первых, обеспечение основных процессов ОАО «РЖД» квалифицированным персоналом, удовлетворяющим предъявляемым к нему детализированным требованиям (по компетенциям); во-вторых, повышение эффективности работы сотрудников Компании; в-третьих, поддержание имеющихся компетенций на должном уровне и своевременное развитие требуемых компетенций (способностей, знаний, умений, навыков, позволяющих сотрудникам эффективно выполнять определенный набор работ), в соответствии с требованиями их настоящих и планируемых в будущем рабочих мест.

В стратегии модернизации российского образования заявлено о необходимости реализации компетентностного подхода в образовании. Компетентность можно определить как совокупность компетенций, обладающую синергетическим эффектом. В компетентности проявляется не простое сложение сформированных компетенций, а некий результат, обусловленный взаимосвязями, взаимовлиянием между ними. Компетентности могут состоять из большого числа компетенций, многие из которых относительно независимы друг от друга и относятся к совершенно разным сферам. Под компетенциями понимаются характеристики специалиста, выраженные через способность действовать, базирующиеся на единстве знаний, навыков, профессионального опыта и поведения в соответствии с целью и производственной ситуацией.

Компетенции — это те качества, которыми должен обладать специалист, занимающий конкретную должность. Компетенции могут проявляться, заменять или дополнять друг друга в качестве составляющих квалификационных характеристик, как для компаний, так и для кадровых агентств. Таким образом, компетенции — это, с одной стороны, учебные цели, которых должен достичь обучающийся, а с другой, — это результаты обучения, которые можно и нужно наблюдать, измерять и сравнивать. Задачей системы дополнительного профессионального образования является формирование и развитие компетенций.

Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к слушателю, а формирование профессиональной компетентности. Это требует осмысления специфики процесса обучения. Основными её характеристиками являются следующие: обучение как «создание знаний» на основе исследовательского подхода вместо обучения на основе информации; обучение на основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения; совместная деятельность преподавателя и слушателя по созданию системы профессиональных компетенций; своевременное, опережающее и актуальное обучение вместо обучения «на всякий случай, вдруг понадобится в будущем»; применение различных активных форм обучения вместо формального обучения; обучения с учетом личностного опыта; организация непрерывного обучения.

Компетентностный подход предполагает совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. В теории компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а второе соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующими компетенциями, включающими его личное отношение к предмету профессиональной деятельности».

С целью повышения профессиональной и управленческой компетентности руководителей и специалистов по управлению персоналом филиалов, дочерних и зависимых обществ холдинга ОАО «РЖД» разработана и утверждена целевая программа «Система непрерывного дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов по управлению персоналом холдинга ОАО «РЖД». Анализ реализации Целевой программы «Создание системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов по управлению персоналом ОАО «РЖД» позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, разработка профессиональных стандартов и профессиограмм является важным этапом технологической модернизации и стандартизации процедур сферы управления персоналом ОАО «РЖД» и способствует реализации руководящих установок Стратегии управления кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2020 года в практике управления персоналом, а так же дальнейшего его эффективного использования.

Во-вторых, следует активно внедрять инновационные технологии в практику управления человеческим капиталом Компании, вооружать кадровиков современным инструментарием оценки персонала, повышать уровень их профессиональной компетентности путем овладения стандартными наборами профессиональных должностных компетенций.

В-третьих, перечисленные факторы создают необходимые условия для инструментальной профессионализации аппарата управления человеческими ресурсами холдинга «Российские железные дороги».

Таким образом, в заключении необходимо отметить, что качество результата профессиональной подготовки следует понимать как соответствие профессиональной подготовленности работника современным «вызовам времени» и рассматривать через понятие «профессиональная компетентность», которая включает совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной деятельности в той или иной профессиональной сфере. Профессиональная компетентность, как субъективное качество, формируется в образовательном и производственном процессах, проявляется в деятельности по выполнению профессиональных функций и должна соответствовать их квалификационным требованиям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *