что необходимо знать системному администратору
Памятка для офисного сисадмина
Я еще не встречал системных администраторов, которые бы намеренно вредили компании. Во всех известных мне случаях системные администраторы создавали проблемы компаниям исключительно из лучших побуждений, стараясь всячески угодить текущим потребностям компании и пренебрегая при этом долгосрочными последствиями своих решений. Особенно этим страдают начинающие специалисты, у которых уровень лучших побуждений просто зашкаливает.
В данной памятке я собрал ориентиры для офисных системных администраторов, которые помогают добиться качественной работы информационных систем и выстроить отношения с пользователями и бизнесом. Надеюсь, что эта памятка поможет начинающим системным администраторам осмыслить полученный опыт и сделать правильные выводы на будущее.
Далее кратко и без воды:
1. Компьютер в офисе – это рабочий инструмент
Компьютер — это такой же рабочий инструмент, как и молоток, пила, дрель, трактор. Офисный компьютер должен помогать сотрудникам работать, а не развлекать их в рабочее время. На компьютере в офисе должны стоять только те программы и приложения, которые нужны сотруднику для работы.
2. Пользователь – человек бесправный
Несколько десятков, а то и сотен пользователей ежедневно пытаются случайно сломать что-нибудь в построенных вами системах. Чем больше у них прав – тем больше возможностей для этого. Ограничивая доступ пользователей к системам, приложениям и информации до нужной им для работы уровня, вы уменьшаете их шансы причинить ущерб компании.
3. Если компания не готова это купить, значит ей это не нужно
Водитель не собирает мерседес из жигулей и не крадет его у производителя – он водит и ремонтирует ту машину, которую смогла купить компания. Вам так же не надо собирать отказоустойчивый кластер из старых системных блоков и незаконно использовать программы, которые компания не хочет покупать. Если компании подобные решения действительно нужны – она их купит.
4. Пользователи должны уметь работать с компьютером
Знание ПК, Word, Excel в вакансиях указываются не просто так – пользователь должен знать, как вставить картридж в принтер, подключить клавиатуру к компьютеру и как использовать нужные для работы приложения. Единственное исключение – сотрудники, у которых для этих задач есть личный ассистент.
5. Ваша работа стоит дороже железа и программ
Компьютеры и программы работают 5 и более лет и за этот срок затраты на вашу зарплату превысят стоимость их покупки. Если хотите сэкономить компании денег – приобретайте те решения, которые не будут тратить ваше время и проработают в компании как можно дольше.
6. Раз в 5-7 лет ИТ-инфраструктуру придется обновить полностью
Ничто не вечно. Однажды оборудование устареет и начнет приносить больше проблем чем пользы. Единственный вопрос – сможете ли вы заменить старое оборудование новым до того, как оно создаст головную боль вашей компании, или нет.
7. Экономических чудес не бывает
Армия маркетологов постоянно думает, как заработать побольше на тех, кто хочет купить подешевле. Если низкая стоимость решения очевидна, то, скорее всего, вас усиленно водят за нос. Умение считать совокупную стоимость владения помогает защититься от уловок маркетологов.
8. Подумать 3 месяца экономит 3 года работы
Планирование никогда не бывает излишним. Особенно когда построенное сейчас приходится обслуживать на протяжении пяти и более лет. Лучше один раз быть наказанным за срыв сроков запуска системы, чем в течении нескольких лет исправлять допущенные ошибки и терпеть нарекания к качеству проделанной когда-то работы.
9. Сделанное аккуратно лучше сделанного быстро
Эффективный системный администратор – это не тот, который делает сто задач в час, а тот, который доводит задачи до конца. Именно умение концентрироваться на задаче и доводить ее до конца исключит ситуации, когда нужно делать сто задач в час.
10. Упрощай, структурируй, стандартизируй или сдохни
Когда у вас один сервер и десять пользователей можно делать что угодно, как угодно и используя любые приложения и в любом количестве. Проблемы начнутся, когда инфраструктура вырастет до десятков серверов и сотен пользователей, и тогда, вместо администрирования информационных систем, вы займетесь администрированием бардака. Берегите порядок смолоду!
11. Сломаться может все
Если не сломается само, то будет сломано кем-то, сгорит в огне, будет залито водой или просто исчезнет в покрове ночи. Абсолютно надежного оборудования и программного обеспечения не существует. Надежность определяется только твоей готовностью и готовностью компании к любым ситуациям.
12. Резервные копии – это ценная для компании информация
Резервные копии – это не только способ восстановить системы в случае сбоя, но и возможность получить доступ к информации на какую-то дату в прошлом. Определять количество резервных копий, глубину и надежность их хранения нужно совместно с руководством компании.
13. Всегда проверяйте поставленный кем-то диагноз
Верный способ не решить проблему – это решать ее на основе чужого диагноза. При этом не важно кто тебе сообщил этот диагноз – пользователь или твой коллега. Если они не смогли решить проблему самостоятельно, то нет оснований полагать, что поставленный ими диагноз верен.
14. Чем серьезнее авария, тем дольше нужно пить чай перед ее устранением
В момент аварии, адреналин подскакивает до невиданных высот. Попытки в таком состоянии что-то сделать зачастую причиняют ущерба больше, чем сам сбой. Кружка чая помогает прийти в себя и спланировать действия по диагностике и устранению аварии. По моему опыту, время на чаепитие в подобных ситуациях всегда окупается.
15. Не доверяй системе резервного копирования
Обидно, когда ошибка разработчиков, ваша ошибка при настройке резервного копирования или сбой в хранилище приводят к нечитаемым резервным копиям. Вдвойне обидно, когда эти самые резервные копии вам нужны позарез и прямо сейчас. Чтобы не попадать в подобные ситуации, регулярно проверяйте резервные копии вручную.
16. Лучшее снотворное — уведомление о том, что все работает
Системы мониторинга обычно присылают сообщения только когда сбой уже случился. Утреннее же уведомление о том, что резервные копии сделаны успешно, ключевые узлы в сети доступны и дисковые массивы в норме продлевает сон на 30 минут. Мелочь, но чтобы дойти до нее у меня ушло десять бессонных лет 🙂
17. Никто не хочет, чтобы вы вздрагивали от телефонного звонка
Все хотят, чтобы системы работали так, как ожидается. Проблема в том, что кроме вас, зачастую, никто не знает, как этого добиться. Это ваша задача формировать ожидания пользователей и руководства компании, а также обозначать необходимые ресурсы и условия для их достижения. Если вы вздрагиваете от телефонного звонка, значит, вы этого не сделали или сделали не до конца.
Как стать системным администратором — пособие для начинающих (часть 1)
Так получилось, что эту весну я провёл в поисках/собеседованиях людей аж на четыре вакансии, связанные с системным администрированием. Я пообщался с несколькими десятками людей и заметил характерные ошибки и проблемы, с которыми они сталкиваются. Излагаю то, что заметил, а так же свои мысли, как эти проблемы решить.
scope: начинающие системные администраторы, помощники системных администраторов и т.д. Опытным администраторам, а так же тем, кто имеет вполне конкретную специализацию будет если и интересно, то бесполезно.
Примерная структура цикла статей — я опишу то, как мне видится профессия системного администратора, разберу текущее отношение к профессии со стороны работодателя, потом попробую дать общую информацию о том, с чего начинать и куда двигаться дальше.
Какие бывают системные администраторы?
Если очень огрублять, сисдамины бывают со специализацией, и без специализации. Обычно карьеру начинают без специализации, потом имеют несколько «загнувшихся» веток развития и одну-две-три, в которой проходит дальнейшая жизнь (классические «билды» персонажей в RPG очень хорошо соответствуют этому). Сисадмин без специализации — эникейщик-переросток (я этот тезис разберу чуть ниже). Однако, востребованность сисадмина узкой специализации ниже (если считать в штуках вакансий), чем сисадминов универсалов (этот тезис я тоже раскрою ниже). Однако, при меньшем количестве вакансий, реальная потребность в квалифицированных специалистах много выше, чем есть самих специалистов, то есть чем выше квалификация, тем меньше конкуренция. В какой-то момент у вас будет лежать несколько предложений от разных компаний, хоть вы и не планируете уходить из текущей.
(Забегая чуть вперёд — чем выше квалификация, тем дольше ищется новая работа, для топового спеца искать работу пол-года — это вполне нормально. Характерно это не только для админов, но и для других профессий с высокой ответственностью и узкой специализацией).
Кому нужны сисадмины?
Поскольку сисадмин — профессия, то за неё платят деньги. Деньги обычно платят компании сотрудникам. Значит, компаниям нужны сисадмины.
Итак, в соответствии с вышеприведённой классификацией есть два важных типа работодателей — профильные и непрофильные.
Начнём с непрофильных. Непрофильный работодатель — это компания, которая НЕ занимается IT, или занимается ею в далёкой от сисадмина области. Яркие «антиподы» IT-шности: туристические агенства, компании, работающие с недвижимостью, автодиллеры и т.д. Для них администратор — это такой «электрик/завхоз по компьютерам». Им не нужна сложная инфраструктура, они знать не знают про то, что делают сисадмины, что там есть сложного и что простого. Они не могут проконтролировать качество работы сисадмина, а единственным признаком его успешности является «работает» или «нет». Точный уровень развития компании очень сильно варьируется и может сводиться к «настроить принтеры и аську» до сопровождения довольно экзотических программ (этим особо страдают медицинские учреждения). В любом случае, айтишная сложность их конфигурации чаще всего минимальная, и говорить про реальное «хозяйство» сисадмина не приходится.
Отдельно нужно упомянуть компании с высокой степенью айтизации не-айтишного бизнеса. (Яркий пример — торговые сети, банки). Чаще всего в такой компании таки есть человек, который способен оценить качество работы и сложность решения, он же обычно способен говорить с сисадмином на нормальном языке, а не изъясняться птичьими словами про «не работает интернет», «процессор под столом пищит» и т.д. Однако, не смотря на возможную сложность конфигурации, она вполне ограничена бюджетом и потребностями компании, и обычно не требует выходить за рамки минимума для работы. Потребности IT-отдела воспринимаются как чистая обуза, которую нужно на этом самом птичьем языке отстаивать.
Второй тип работодателей, это профильные компании. Большинство крупных интернет-сайтов являются такими, к таковым же относятся хостеры, дата-центры (если они занимаются чем-то, кроме аренды юнитов/dedicated), компании, у которых бизнес завязан на компьютерные технологии (сотовые компании, процессинговые центры). Заметим, что у профильных компаний так же бывают непрофильные администраторы (которые занимаются обслуживанием рабочих мест в back-office’е), при трудоустройстве нужно точно для себя выяснить, чем именно вы будете заниматься.
Такие компании обычно ищут себе сотрудников «под задачи», то есть им нужен человек, который может заняться какой-то областью их деятельности.
Важной особенностью профильных компаний является конструктивность того, что вы делаете. Вы больше не «электрик по компьютерам», вы человек, который определяет как хорошо будет работать основной инструмент бизнеса компании. Здесь обычно нет понятия «потолка технологий», или птичьего языка.
Кто такой системный администратор-универсал?
На самом деле такой профессии не существует. Так сложилось, что многие компании хотят иметь в штате человека, который будет отвечать «за всё компьютерное». Обычно это непрофильные компании. Причём хотят они одного-двух, а не три десятка сертифицированных специалистов. (Для тех, кто хочет рассказать про своё блестящее настоящее в лице администратора Oracle и т.д. — повторю, речь про ситуацию на рынке). Отсюда простое правило: от вас будут хотеть всего сразу же. Причём, в будущем вы обнаружите, что поверхностные знания обо всём не особо ценятся. Однако, такие рабочие места — отличное место для начала — вы можете попробовать всё и понять, что вам нравится больше всего.
Таким образом имеется явное противоречие между работой начинающего системного администратора (точнее, теми требованиями, которые к нему предъявляют) и дальнейшим карьерным ростом. Это противоречие появляется не сразу же, а через некоторое время, когда человек осваивается с работой.
Впрочем, вернёмся к работе системного администратора. Вот список областей, с которыми чаще всего сталкивается системный администратор. Обратите внимание — эти области сильно выходят за рамки разумного, но — см. выше, от вас хотят всего, сразу, и желательно за малые деньги:
Что подразумевают под системным администрированием?
Подводя итог: невозможно быть не то, что профессионалом, но хотя бы более-менее хорошо знать всё это. Но знать надо. Именно на этом противоречии и строится карьера начинающего администратора.
Отдельно нужно сказать о тех, с кем вы столкнётесь при собеседовании. В отличие от остальных случаев, собеседовать вас будут с 99% вероятностью люди, далёкие от компьютеров. И проверять они будут не ваши знания, а вашу адекватность и «бойкость ответов». Если вы их закидаете умными словами, вас не воспримут адекватно.
Кто такой помощник системного администратора?
… aka эникейщик.
Это человек, на которого сваливают всю плохоформализуемую и нудную работу, общение с пользователями и возню с железом.
Заметим, «помощник системного администратора» чаще всего практически расходный материал с высокой текучкой. В одной компании дело доходило до того, что начальник отдела не знал по именам всех помощников администраторов (3 шт), ибо хоть кто-то но раз в месяц-полтора уходил.
С точки зрения эникейщика — такая работа — это трамплин в системное администрирование, но никак не основная профессия.
О профилях специализализированных системных администраторов мы поговорим чуть позже, а пока о карьере в пределах этих двух профессий.
Кто идёт в эникейщики?
Мой опыт говорит, что туда идут обычно люди без профильного образования. Чаще всего молодые, хотя я собеседовал дядю 42 лет на должность «помощник системного администратора». Не смотря на то, что описанные выше обязанности вроде бы являются почти тривиальными, для многих это самый сложный шаг. Стать администратором из помощника администратора легче, чем стать помощником сисадмина.
Основная причина: от вас будут хотеть знаний, которые сравнимы с администратором. Причём, половина из этих знаний не изложена нигде в книгах и является переходящим опытом (например, возня с банк-клиентами). Ещё одной важной особенностью является «чувство компьютеров», я встречал на собеседованиях много людей, они просто не могли оценить естественность того, что происходит в компьютере, что сильно им мешало в анализе ситуации. Это невербальный опыт, он появляется после долгой работы с компьютерами.
Карьера
Типичная карьера выглядит так: помощник системого администратора (или администратор в маленькой компании с 5-8 человеками), администратор, администратор (может быть ещё 2-3 раза администратор), начало настоящей специализации. Специализация может быть двух видов: повышение технического уровня (вместо поверхностных знаний обо всём, глубокие знания о немногом), и административная карьера — начальник IT-отдела, CIO (ИТ-директор) и т.д. Это два совершенно разных направления — первое связано с компьютерами, второе — с людьми, управлением персоналом, планированием, бюджетированием, совещаниями и т.д.
Переход с этапа на этап определяется несколькими факторами: 1) Теоретическими знаниями 2) Практическими навыками 3) Знанием реалий 4) Связями и отношениями с другими людьми (как внутри компании, так и за её пределами).
Среди этого не очень понятным выглядит третий пункт. Что такое «реалиии»?
Знание реалий
Речь идёт про знание того, чем обычно пользуются в компаниях, сколько это стоит и как работает. Условно говоря, это человек, который знает, что современные офисы кладут 5e, а не ThickEthernet (как было описано в книжке 1993 года), что класть 6ую катеорию неоправданно (хоть это и советует буклет производителя), что за программистами нужен глаз да глаз, иначе компания окажется намертво завязана на конкретного человека и т.д. Другими словами, знание реалиий — это способность сказать, что именно нужно в терминах, которые будут понятны и поставщику, и окружающим.
Навыки
До определённого момента решают почти всё. Без некоторого набора навыков никакие теоретические знания не помогут. Включает в себя просто «много километров за рулём» — решение множества проблем, навыки работы с консолью и типовым софтом, знание симптомов проблем, знание типовых решений для типовых случаев.
Теория
На первых порах теоретические знания не очень важны, поскольку у вас нет должного ощущения от компьютеров, чтобы правильно их воспринять. Однако, если не вкладывать своё время и усилия в теоретические знания, то вы быстро не заметите, как застряните на своём уровне. Зарплата будет по чуть-чуть расти, возможно, будет карьера, но ит-шный мир вокруг перестанет меняться. Те же технологии, те же глюки. Отсутствие теоретических знаний не мешает работать — оно мешает понимать, как работает и как чинить неработающее. Опыт сильно подменяет теорию в смысле решения проблем, но не даёт сил увидеть ситуацию в общем, найти настоящую причину (вместо повода).
Связи
Да, они значат очень много, особенно, в случае карьеры IT-директора. Единственный метод избежать необходимости иметь много знакомых и играть в офисные игры «царь горы» — это профессионализм (читай, опыт и теория). Если нет — то только личные связи, знание людей, умение их ощущать, умение им приказывать и всячески иначе руко водить. По моим наблюдениям примерно 30% эникейщиков находят первую работу по знакомству.
Для узкоспециальных администраторов связи значат уже совсем другое. Чем уже специализация — тем меньше ассортимент работодателей, тем больше вероятность знать всех или почти всех. Наличие примелькавшегося имени сильно сокращает время поиска работы. В этом случае речь идёт не о «связях» в бытовом смысле, а о профессиональной известности.
И швец, и жнец: кто такой системный администратор и что он должен уметь
Как стать профессиональным «тыжпрограммистом»? Инженер второй линии и в прошлом сисадмин Евгений Льянов делится личным опытом.
Иллюстрация: InWay / manuelwagner0 / Pexels / Wikimedia Commons / Polina Vari для Skillbox Media
Евгений Льянов
Инженер второй линии технической поддержки в ESET. Окончил Белгородский государственный университет по направлению «Информационные системы и технологии». Увлекается кулинарией и любит читать книги.
Я в профессии уже больше десяти лет. Расскажу, чем занимается сисадмин и какие технологии нужно освоить тому, кто решил стать «укротителем софта и железа». А ещё поделюсь советами, как вкатиться в профессию без профильного высшего и как выкатиться, когда надоест.
Чем занимается системный администратор
Моей первой работой стало администрирование компьютерного парка в маленьком офисе — на тот момент я умел только настраивать локальную сеть в Windows 7. Но даже этому в университете не учат — рассказывают лишь, как устроена сеть, из чего состоит пакет и как пакеты бегают по сети. А ведь большинству работодателей нужен реальный опыт — теоретические знания не котируются. Но почему-то никто не учит студентов настраивать домен — это можно узнать только на практике и с помощью мануалов.
Суть моей работы — постоянный поиск решений. Например, как настроить и внедрить незнакомую систему, имея на руках только руководство пользователя. Для этого важно провести траблшутинг и найти нужную информацию на форумах. Допустим, надо внедрить системы мониторинга Zabbix или PRTG, а вы их не знаете. В таком случае можно посмотреть гайд на YouTube, выполнить все действия по пунктам и запомнить их порядок. За несколько итераций вы поймёте суть и сможете действовать без мануалов.
Как устроиться на работу
Без образования устроиться на работу несложно, но нужны практические навыки. Придётся разобраться хотя бы в Windows Server. Так что, если вы не смогли поступить в университет, но решили стать системным администратором, можно освоить азы самостоятельно — понадобится только компьютер.
Рецепт простой: открываете вакансию «Системный администратор» на любом сайте по поиску работы и изучаете требования. Вот пример из первой попавшейся вакансии:
Потом откройте мануал Windows Server, прочитайте и запустите систему на домашней машине. Идеально, если у вас два компьютера. В этом случае на первый поставьте сервер, а второй пусть будет клиентом. Этих знаний достаточно, чтобы пройти интервью.
Я искал работу так же. Находил интересную вакансию, смотрел, какие навыки нужны, а затем проходил по этой теме курс на Udemy. Когда заканчивал, добавлял новый навык в резюме.
Разобраться с Linux можно и по открытым источникам. Достаточно почитать в Ubuntu Wiki, как разворачивать сервер, поднимать репозитории и настраивать общую сетевую папку. Этого будет вполне достаточно, чтобы устроиться системным администратором.
Большинство компаний ищут системного администратора с опытом, потому что обучать новичка просто некому. Это раньше в пару к старому сисадмину можно было взять юного падавана: он его научит, передаст систему и с чувством выполненного долга уйдёт на покой. Сейчас же люди гораздо легче и быстрее расстаются с работой.
Я стал полноценным системным администратором, только когда устроился в сеть Hoff. На интервью мой будущий руководитель в основном проверял логику принятия решений, потому что технических знаний у меня не хватало. Меня взяли на работу, хотя я ещё не окончил институт.
До работы в Hoff я сталкивался с необходимостью обслуживать максимум 25–30 компьютеров. А здесь была огромная сеть из 55 магазинов. В таких больших проектах задачи разнообразные, поэтому и работать интереснее. В мои обязанности входила поддержка инфраструктуры магазина, обслуживание сервисов, участие в открытии новых магазинов со стороны сервиса и техподдержка других магазинов через площадку ServiceDesk в режиме дежурства.
В первый день работы мне дали новый магазин в Белгороде, привезли серверную стойку и кучу оборудования Cisco — коммутаторы и роутеры, стоечные HP-сервера, Wi-Fi-оборудование. Тогда я видел всё это впервые, умел только чинить локальную сеть в небольшом офисе и знал, как поднять файловый сервер. Пришлось во всём разбираться самому, изредка спрашивая совета у коллег.
Во время работы в магазине я отвечал за оборудование, а на дежурстве обрабатывал заявки по всей сети. Причём они поступали не только из магазина, но и из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов. Кроме того, за каждым администратором закрепили сервисы, которые он должен был развивать, поддерживать и развёртывать в новых магазинах. За мной закрепили СКУД и системы самообслуживания «Киоск».
Как проходит мой рабочий день
Через два года и десять месяцев я уволился из Hoff и теперь работаю инженером второй линии поддержки в компании, которая разрабатывает антивирусы. Когда я устраивался на работу, ещё не знал их продуктов, но меня взяли благодаря бэкграунду в системном администрировании. Он пригодился мне на новом месте: я должен понимать, как системному администратору клиента установить и запустить наш продукт.
Мой рабочий день проходит так: в наш пул заявок попадают обращения от корпоративных и домашних пользователей, среди которых есть как владельцы одной лицензии, так и большие предприятия с тысячей лицензий. Я запускаю VPN, открываю пул и созваниваюсь с клиентами или отвечаю на письма.
Например, пользователь Linux купил наш продукт и не справился с инструкцией. Тогда он обращается в поддержку и там его проводят по всему процессу установки и настройки буквально за ручку: рассказывают, что конкретно сделать на каждом этапе, где он совершил ошибку и что неправильно сконфигурировано. Так в течение дня мы отрабатываем разные кейсы.
Сколько зарабатывает сисадмин в провинции
Я живу в Белгороде. Будучи системным администратором, я зарабатывал 30 тысяч рублей за пятидневку с полной загрузкой. Средняя зарплата официанта или менеджера по продажам здесь 25 тысяч рублей, а на больших предприятиях вроде «Агрокомплекса» платят около 40 тысяч, но это максимум. В Москве, например, системным администраторам в некоторых компаниях платят 70 тысяч.
У сисадминов меньше возможностей для роста, чем у программистов. Программист — как изысканное вино: со временем становится лучше и дороже. А системный администратор просто упирается в потолок — его знания и опыт не помогают зарабатывать больше. Чтобы зарплата росла, нужно освоить много технологий и систем или обладать глубокими знаниями в какой-нибудь узкой сфере.
Что должен уметь сисадмин
Чтобы стать системным администратором, вам пригодится целый набор hard и soft skills:
На рынке много сисадминов со стандартными навыками, поэтому таких специалистов не особо ценят. Чтобы стать востребованным профессионалом, надо изучать новые системы, технологии, языки программирования и практику DevOps. Ещё один путь — попасть в компанию, где есть отдел разработки и возможность горизонтального перехода.
Сейчас я работаю удалённо. У меня появилась денежная подушка, поэтому я присматриваюсь к Android-разработке. Планирую учиться на собственных проектах и через несколько лет стать разработчиком в той же компании, в которой я работаю.