что необходимо спортсменам борцам для развития выдержки
Психологическая подготовка борцов
Задача тренера при развитии морально-волевых качеств борца. Разработка заданий для тренировки с постепенным повышением требований к занимающимся. Успешное выступление борца в соревнованиях. Анализ литературных источников в области психологии спорта.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.04.2012 |
Размер файла | 233,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Воспитание морально-волевых качеств у борцов
2. Психологическая подготовка борцов
Развитие воли зависит от качества педагогического процесса, воспитания и связанных с ними сознательности занимающихся, привычек, установившихся моральных норм, от работы борца над собой. Основным условием, способствующим воспитанию воли, является мнение коллектива и тренера.
Задача тренера при развитии морально-волевых качеств борца состоит в том, чтобы обеспечить условия для их совершенствования, научить борца правильно выбирать цели и оценивать свои действия, поощрять правильные действия и поступки, обеспечить единое мнение коллектива секции и умение правильно оценивать действия членов коллектива.
Развитие настойчивости. Настойчивость борца выражается в его способности упорно стремиться к достижению поставленной цели, несмотря на затруднения, которые встречаются на пути.
Настойчивость борца тесно связана с трудолюбием. Нужно отметить, что настойчивость развивается только тогда, когда бореи имеет успех в достижении, поставленных целей. Наоборот, не развивается настойчивость, если цель не достигнута. Развивается неуверенность, стремление преуменьшить GBOH СИЛЫ.
Развитие выдержки. Выдержка борца выражается в его способности преодолевать различные чувства (страх, жажда, усталость, боль и др.), возникающие в результате воздействия как внешних, так и внутренних факторов. Выдержка борца имеет большое значение при выполнении требований режима, при достижении намеченной цели, несмотря на то, что для этого приходится иногда сдерживать инстинкты, привычки. При подгонке веса борцу приходится преодолевать сильное чувство жажды и голода. Если у него нет достаточной выдержки, то он «не утерпит» и в результате к моменту взвешивания превысит «свой вес». В схватке борец, не имеющий выдержки, не сможет преодолеть чувства усталости и «отдаст победу» противнику.
Спортсмен, не имеющий выдержки, может, поддавшись чувству «гнева», нарушить правила, допустить грубость и проиграть.
Выдержка борца развивается, если он приучает себя преодолевать сначала свои чувства, имеющие небольшую «интенсивность» (небольшую жажду, боль, усталость, нежелание что-либо делать, раздражение, страх, желания, отвлекающие от решения поставленной задачи и т. п.), а затем и более сильные чувства. Это достигается путем разработки системы заданий в тренировке, постепенного повышения требований, предъявляемых к занимающимся.
Уверенность борца в необходимости преодоления трудностей и подавлении определенных чувств способствует развитию выдержки.
Развитие смелости (решительности). Смелость, решительность борца выражается в его способности не бояться трудностей, неудач, умении, оценивая свои возможности, принимать правильное решение, и, приняв его, стараться выполнить. Борец вырабатывает у себя способность из различных мотивов, определяющих его деятельность, выбрать наиболее правильные. Приняв решение, нужно действовать сразу без промедлений. Смелость борца развивается, если она базируется на уверенности и подкрепляется мнением (одобрением) тренера и коллектива секции. Проявлению смелости мешает неуверенность и страх.
Смелости борца базируется на решительности. Качество смелости тем выше, чем больше чувство опасности, которое нужно преодолеть борцу. Смелость воспитывается и развивается на выполнении различных действий, требующих подавления чувства страха, неуверенности. Эти чувства легче преодолеваются, если в группе имеется пример успешного выполнения другими занимающимися этих действий. Если первая попытка выполнения действия будет успешной и не повлечет за собой никаких неприятных ощущений, то следующие попытки будут выполняться смелее, и, наоборот, если попытка будет неудачной и поведет к неприятным ощущениям, то борец будет стремиться избежать повторения. В последнем случае вместо смелости будет развиваться нерешительность.
Успешное выступление борца в соревнованиях также развивает решительность, смелость. В последующих соревнованиях спортсмен будет еще более решительным и. смелым. Если в соревнованиях или тренировке борец проигрывает большинство схваток, то его последующие выступления будут нерешительными. Таким образом, при воспитании качества решительности (смелости), нужно следить за тем, чтобы все или большинство действий, которые пытается выполнить борец, подкреплялись положительными раздражителями. В схватках выполнение приемов и неудача контратаки со стороны противника повышают смелость, решительность борца, и, наоборот, успех контратаки противника резко снижает решительность борца в применении данных приемов (особенно в схватках с этим противником).
Смелость борца зависит от его выдержки, способности подавлять свои чувства, что, в свою очередь, помогает принять правильное решение, выбирать из различных мотивов деятельности не самый приятный, а самый нужный.
Если борец выполняет действия, которые не доставляют ему удовольствия, но они необходимы для коллектива, то тренер и коллектив борцов должны найти обязательно какие-то меры поощрения, чтобы в следующий раз спортсмен решительнее выполнял нужную для коллектива работу. Следует учитывать, что меры поощрения должны быть такими, чтобы подавлять неприятные ощущения, которые получает борец перед или при выполнении работы.
Развитие самостоятельности и инициативности. Самостоятельность и инициативность борца выражаются в его способности действовать самому без посторонней помощи или руководства, способности самому принимать решения и выполнять их, в стремлении к новому, дерзании.
Это очень нужные и важные качества, которые помогают борцу выдвинуться в число ведущих и стать победителем в соревнованиях и схватках, в которых тренер не имеет возможности следить за борцом н тем более подсказывать ему правильные решения.
Самостоятельность и инициативность борца базируются на глубоких знаниях, которые помогают ему принимать правильные решения.
Эти качества развиваются с помощью сообщений о наиболее правильных, способах действий в различной обстановке (рассказ и показ) и при дальнейшем предоставлении возможности выполнить (проверить) их.
При проведении схваток в тренировке и в соревнованиях борец должен привыкнуть, что он, чтобы выиграть, может надеяться только на себя, что никто ему не поможет и не подскажет. Это заставляет борца действовать самостоятельно.
Получив определенные знания на занятиях, борец может действовать не только так, как показывал тренер, а и по-своему, успешно решая задачу. Так, иногда при разучивании приема спортсмен «находит» свой (новый) вариант проведения данного приема. Такую инициативу следует всемерно поддерживать и поощрять. Поощрение выражается в том, что тренер предлагает борцу показать «изобретенный» прием всем занимающимся и одобряет его деятельность. Это повышает инициативность не только «изобретателя», но и других спортсменов.
Самостоятельность и инициативность борца должны развиваться постепенно, по мере накопления у занимающихся достаточных знаний. Развивая самостоятельность занимающихся, тренер должен стремиться к тому, чтобы борец уже на первых занятиях мог сам попробовать выполнять какие-то простые действия. Постепенно самостоятельность должна развиваться до такой степени, что борец может сам правильно решать все задачи, возникающие в тренировке и соревнованиях.
Когда спортсмен принимает самостоятельное решение, у него обычно происходит борьба различных мотивов. Причем эта борьба не заканчивается в большинстве случаев моментом принятия решения, а может продолжаться и в процессе выполнения его, особенно если при выполнении встречаются какие-либо трудности. Так, например, решение «согнать вес» к определенному соревнованию складывается а результате борьбы различных мотивов. После того, как борец принимает решение и приступает к «сгонке веса», чувство жажды увеличивается и подкрепляет мотивы против. Если у спортсмена нет высокоразвитых качеств выдержки и настойчивости, то он может переменить решение. Настойчивый и выдержанный борец сгонит вес, но если он не добьется победы в соревнованиях, то в дальнейшем не сможет быть таким настойчивым (если не будет поощрен каким-то другим способом).
Развитие морально-волевых качеств происходит в процессе занятий и соревнований и в быту. Правильное построение занятий, соревнований и режима, соответствующая требовательность со стороны тренеров, судей и коллектива секции, выражающаяся в том, что они поощряют правильные действия и наказывают или осуждают неправильные, позволяют развивать морально-волевые качества борца.
2. Психологическая подготовка борцов
В спорте себя проявить только тот спортсмен, психологические качества, свойства и состояния которого соответствуют специфическим требованиям спортивной деятельности в целом и особенностям избранного вида спортивной специализации. Недостаточно высокий уровень психических проявлений (психологическая подготовленность) спортсменов лимитирует эффективность и надежность соревновательной деятельности, ограничивает результативность их выступлений. Под влиянием оптимальных и систематических тренировочных и соревновательных нагрузок достигается такой уровень психических проявлений, при котором преодолеваются все препятствия на пути к достижению в интегральной системе спортивной подготовки.
Центральное место в соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом.
Анализ литературных источников в области психологии спорта показал, что уже в первых исследованиях подготовки спортсменов к соревнованиям выявилась большая роль эмоциональных состояний в регуляции двигательных действий, операций, в частности, такого производного спортивной деятельности, как эмоциональная напряженность, в ряде случаев дезорганизующая деятельность или мобилизующая спортсмена к эффективной и успешной деятельности.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать особенности специальной психологической подготовки юных спортсменов борцов вольного стиля в условиях эмоциональной напряжённости.
Доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.
Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование это и разрядка накопленного нервнопсихического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства.
Постоянно растущие требования развивающейся методики спортивной тренировки ставят актуальный вопрос: способствует или препятствует эмоциональная напряженность качеству результативности соревновательной деятельности? Результаты научных исследований в спорте высших достижений дают весьма противоречивую информацию о влиянии эмоциональной напряженности, ее структурных особенностей и механизмов на эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов.
В наших исследованиях мы вели наблюдение за воспитанниками отделения борьбы МОУ ДО детей специализированной детскоюношеской спортивной школы Олимпийского резерва №1 за 1 день до и после соревнований. Соревнования проводились по утвержденным, действующим правилам Международной Федерации борьбы ФИЛА с прямым выбиванием, но с утешительными встречами, в спортивном зале на базе МОУ СОШ №32 в течение двух дней, на одном борцовском ковре. Для поднятия эмоционального настроения участников было организовано торжественное открытие соревнований, победители и призеры награждались дипломами, медалями и денежными премиями, также были учреждены специальные призы для особо отличившихся борцов, во время. Также в соответствии с нормами был оборудован спортивный зал. На соревнованиях принимали участие девять команд с территории ХантыМансийского автономного округа Югра. Всего было около 150 участников.
По утвержденным, действующим правилам Международной Федерации борьбы ФИЛА участники разделяются на две группы, т. е. если 14 весовых категорий 7 первая группа и остальные 7 вторая. Соревнования проходят за 3 дня: моральный волевой борец спорт
В первый день проводится взвешивание первой группы; во второй день проводятся все схватки участников первой группы, и проводится взвешивание второй группы; в третий день проводятся все схватки участников первой группы. Таким образом, для каждого из спортсменов вольников основная часть соревнований, которой является день борцовских поединков проходит в один день.
По правилам Международной Федерации борьбы ФИЛА если в весовой категории пять и менее участников, то соревнования в этой весовой категории проходят по круговой системе. А если больше пяти участников, как бывает в большинстве случаях, соревнования проводятся по системе с прямым выбиванием, но с утешительными встречами. Таким образом, чтобы занять первое место нужно выиграть как минимум 3 схватки, на некоторых соревнованиях спортсменам приходится бороться даже 6 схваток
Поединок продолжается два периода по две минуты, между которыми перерыв на 30 секунд. Если после двух периодов счет равный 1:1 дается третий дополнительный период. Также существует и досрочная победа.
В работе использовался комплекс следующих методов исследования:
Наблюдение и самонаблюдение внешних и внутренних переживаний спортсмена. Опросные методы, позволяющие количественно в условных единицах, баллах оценить те или иные показатели предстартовых состояний юных спортсменов борцов вольного стиля (Тест «Градусник»). Проективные методы, предназначенные для изучения личностных особенностей спортсмена, на основе стимульной ситуации, создающей условия для проявления эмоциональных реакций (Восьмицветный тест Люшера). Методы, которые включают оценку функциональных показателей по параметрам саморегуляции сенсорноперцептивных и психомоторных процессов (Теппинг тест«В. у.»). Методы математической статистики.
Эмоциональная напряженность как один из основных видов функциональных состояний, возникающих в условиях соревновательной борьбы, сопровождается энергетической мобилизацией нервномышечной деятельности, направленной на обеспечение процесса психической нагрузки, что необходимо для эффективной соревновательной деятельности.
Поэтому одной из важнейших задач в специальной психологической подготовке юных спортсменов борцов вольного стиля является контроль и коррекция проявлений эмоциональной напряженности в особо сложных и ответственных периодах подготовки. К таким периодам с ярко выраженной эмоциональной напряженностью, с ее индивидуальными проявлениями в психической, двигательной, вегетативной системах мы относим периоды, ближайшие к ответственным соревнованиям микроциклы (подводящий, соревновательный, восстановительный), имеющие не только структурнометодическую значимость в планировании эффективной соревновательной деятельности, но и детерминированные личностной значимостью, ответственностью ситуации.
Экспериментальные исследования были организованы в условиях непосредственной соревновательной деятельности. В группу обследованных вошли спортсмены борцы вольники. Отметим, что успешное участие в данных соревнованиях имело для соревнующихся спортсменов высокую личностную значимость в связи с отбором вышестоящие соревнования. Результаты исследования показали разновыраженность и разнонаправленность психологических показателей у юных спортсменов с успешной соревновательной деятельностью (УСД) и не успешной соревновательной деятельностью(НСД) (см. таблицу 1).
Полученные качественные показатели по вегетативному коэффициенту (Восьмицветный тест Люшера), тесту «Градусник» (Самочувствие, эмоциональное настроение, желание тренироваться и удовлетворенность деятельностью), по волевому усилию «Теппинг тест» согласно представленным таблицам по спортсменам с успешной соревновательной деятельностью и спортсменам с неуспешной соревновательной деятельностью имеют разновыраженность и разнонаправленность до и после соревнований. Спортсмены с успешной соревновательной деятельностью имеют более высокие показатели по методике «Градусник» после соревнований у них возрастает волевое усилие. Согласно восьмицветному тесту Люшера вегетативный коэффициент также отличается своей выраженностью, чем у спортсменов с неуспешной соревновательной деятельностью. Вегетативный коэффициент у спортсменов с успешной соревновательной деятельностью является больше 1 это означает, что у них доминирует функция симпатической нервной. Парасимпатическая система функционально связана с поджелудочной железой, выделяющей в кровь инсулин, который связывает свободный сахар и переводит его назад в депо. Тем самым сохраняет силы.
Подсчитав разницу результатов в процентном соотношении, мы видим, что средний показатель до соревнований юных спортсменов борцов вольного стиля с успешной соревновательной деятельностью на много выше чем у спортсменов с неуспешной соревновательной деятельностью. Тоже самое можно сказать и о средних показателях после соревнований. Исходя из анализа литературных источников, экспериментальных исследованиях можно сделать следующие заключения: эмоциональная напряженность имеет разнонаправленность у юных спортсменов борцов вольного стиля. Чем опытнее спортсмен, тем выше уровень самоконтроля эмоциональной напряженности. Обучение приемам психической саморегуляции (идеомоторная настройка) в условиях непосредственной соревновательной деятельности важный компонент психологической подготовки юных спортсменов и оптимизаци эмоциональной напряженности спортсменов. Это способствует результативности соревновательной деятельности.
Работа представлена на V общероссийскую научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», г. Москва, 1315 мая 2009г. Поступила в редакцию 07.05.2009г.
1. Методы совершенствования психологической и специальной работоспособности у борцов Диссертация А.Сосин. Киев, 1980, дисс. канд. пед. наук.
2. Борьба самбо Полубинский В.Н., Сенько В.М. Минск: 1980.
3. Физическая подготовка борца Чумаков Е.М., Ионов С.Ф. Москва, 1980
4. Самбо Рудман Д.Л. Издательство: «Физкультура и спорт» Москва, 1979
фзк 5 курс тест и ответы. Самбо комплексная система самообороны и вид спортивного единоборства, название которого переводится с японского как борьба вольного пиля
3,. Главное средство передвижения в баскетболе это Бег Ходьба Повороты Прыжки
4. История отечественного волейбола начинается с.. 1938 г. 1923 г. 1911 г. 1918 г.
5. … боевые искусства развивались и совершенствовались в течение многих столетий и легли в основу большинства единоборств стран Восточной и Юго-Восточной Азии
Верхней прямой подачи
Верхней боковой подачи
Нижней прямой подачи
7. Современное искусство фехтования, ведущее свою историю от самурайских техник владения мечом-…
9. Говоря о специфических особенностях подготовки спортсменов в разных видах единоборств, можно утверждать, что борьбу дзюдо отличает…
интенсивная, напряженная «взрывная» деятельность, высокий темп ведения борьбы, а е ходе схватки борец должен быть целеустремленным, инициативным, иметь большое самообладание, выносливость и мгновенную реакцию
увеличение объема и широты оперативного мышления, расширение поля внимания, восприятия, обострение мышечного чувства усложнение оперативного мышления, сужение объема внимания и увеличение нагрузки на эмоционально-волевую сферу
11. В хоккее используют прием и остановка шайбы
клюшкой (крюком, рукояткой),> рукой, ногой, коньком и туловищем
только клюшкой (крюком, рукояткой) и коньком
только клюшкой (крюком, рукояткой), ногой и коньком
только крюком клюшки
функциональные возможности и морфологические признаки организма спортсменов
психические качества и свойства личности спортсменов индивидуальные тактические действия в нападении и защите командные тактические действия в нападении и обороне
системно-целостное противоборство спортсменов двух команд, в котором представлены все компоненты структуры в их взаимосвязи
физические способности (двигательный потенциал), обеспечивающие надежность приемов игры и тактических действий приемы игры, при помощи которых спортсмены осуществляют соревновательную деятельность групповые тактические действия в нападении и обороне
самоубеждение и самоприказ
жесткий внешний контроль
22. К смешанным видам единоборств относится…
короткого «взрывного» ведения шайбы
ведение без отрыва крюка клюшки от шайбы
мероприятия, направленные на формирование личности спортсменов
соревнования и соревновательная деятельность
тренировка и тренировочная деятельность
получение спортивного разряда и звания
физическая подготовка спортсменов
победа над соперником
26. Тактика защиты в гандболе включает индивидуальные действия игроков, такие как … подстраховка
использовать вольные бои с различными по манере ведения боя партнерами
преодолевать неприятные чувства, появляющиеся при максимальных нагрузках и утомлении, при сгонке веса
вести атакующий бой
сдерживать себя от стихийных атак и беспорядочного обмена ударами
чаще применять ложные действия (финты)
стойко переносить в боях болевые ощущения
оборудование, инвентарь, тренажеры
39. Сопоставляя понятия «единоборство» и «боевое искусство», можно утверждать, что … это синонимы не всякое боевое искусство является единоборством, так же как и не всякое единоборство может быть признано боевым искусством любое боевое искусство является единоборством любое единоборство может быть признано боевым искусством
40. Совокупность приемов игры для осуществления игровой и соревновательной деятельности с целью достижения выигрыша, победы – это … игры
тактика стиль прием
41. Хоккей с шайбой постоянно входит в программу зимних Олимпийских игр с … 1928 г. 1936 г. 1924 г. 1932 г.
42. Цель БОЕВЫХ … единоборств –
выжить в случае смертельной опасности, и в случае гибели
– нанести максимальный урон противнику спортивных смешанных боевых
44. В числе объективных показателей в спортивных играх, на основании которых можно было бы успешно планировать процесс подготовки спортсменов и осуществлять контроль, – … специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия энергетический режим работы спортсмена чувственно-двигательный контроль элементный набор приемов игры освещение спортивных событий в средствах массовой информации (СМИ) реакция болельщиков на успехи любимой команды
45. Установите соответствие видов спорта определенным группам, согласно классификации по характеру двигательной активности:
B. Двигательная активность характеризуется тем, что спортивный результат обусловлен внешними движущими силами ( E F )
E. мотоциклетный спорт
F. автомобильный спорт
G. пулевая стрельба
46. Для развития выдержки спортсменам-борцам необходимо …
прибегать к вызовам на удары и к контратакам
преодолевать неприятные чувства, появляющиеся при максимальных нагрузках и утомлении, при сгонке веса стойко
переносить в боях болевые ощущения вести атакующий бой
47. Установите соответствие фаз, на которые разделены приемы в волейболе, и движений волейболистов
B. Подготовительная фаза E. исходное положение
C. Основная фаза F. взаимодействие с мячом – отбивание
A. Заключительная фаза D. выполнение технического приема
48. Сопоставьте названия японских боевых искусств и единоборств с их характеристиками:
A. Джиу-джитсу (японское дзюдзюцу)
F. японское боевое искусство, созданное сэнсеем М. Уэсибой, в котором внимание акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встречи силы с силой)
E. система рукопашного боя с использованием всех частей тела, которая сложилась на острове Окинава в XIV–XVI вв. на основе техники китайского бокса
G. искусство рукопашного боя, которое относят к наиболее древним видам японской борьбы, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений («не идти на прямое противостояние, чтобы победить»)
49. Согласно правилам игры в баскетбол, … продолжительность игры составляет 60 мин. продолжительность игры составляет 40 мин. (2 половины по 20 мин.) возможна продолжительность игры в 4 периода 4 x 12 мин.
Классификация по характеру двигательной активности включает в себя следующие виды спорта: Характер двигательной активности Вид спорта 1. Предельно активный вид деятельности, зависит от способностей спортсмена. Легкая атлетика, плавание, борьба, спортивные игры.
2. Спортивный результат обусловлен внешними движущими силами. Мотоциклетный, автомобильный.
4. Сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсменов. Авиамодельный, автомобильный спорт.
5. Характер абстрактно-логического обыгрывания соперника. Шахматы, шашки.
6. Многоб Матвеев Л.П. в 1977 году предложил классификацию видов спорта, основанную на предмете состязаний и характере двигательной активности. Он выделил шесть групп:
1. Виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена.
2. Виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными средствами передвижения (автомобиль, яхта, мотоцикл и др.).
4. Виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности (авиамоделизм).
5. Виды спорта, основное содержание которых определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки).
6. Многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (биатлон).
орья, составленные из различных дисциплин. Биатлон, спортивное ориентирование.