что необходимо чтобы стать толмачом
История профессии: переводчики и толмачи в период Смуты
Если вы захотите найти достоверные сведения о первых переводчиках России, без погружения в историю XVII века и времени, которые мы сейчас называем «смутным», не обойтись.
— Был у нас толмач-немчин. Ему переводить, а он лыка не вяжет. Мы его в кипятке и сварили.
— Нельзя так с переводчиками обращаться.
х.ф. «Иван Васильевич меняет профессию»
XVII век начался неблагополучно: Великий голод, сокративший численность населения на европейской части России почти на треть, русско-польская и русско-шведская войны, прекращение династии Рюриковичей, а также воцарившаяся Семибоярщина.
Но именно с этого времени мы можем получить относительно полную информацию о тех, кто занимал значимое место в дипломатических кругах — переводчиках и толмачах.
Кто такие толмачи
Толмачи, наряду с переводчиками, служили в Посольском приказе в Москве и выполняли несколько функций:
Вот что пишет о толмачах чиновник Посольского приказа Григорий Котошихин: «Да они ж, толмачи, днюют и ночуют в Приказе, человек по 10 в сутки. И за делами ходят, и в посылки посылаются во всякие…».
Переводчики и толмачи представляли две разные профессии, несмотря на то, что занимались одним видом деятельности — переводом. Отметим, что в начале XVII века разница между первыми и вторыми была небольшой, в деловых бумагах того времени переводчика часто называют толмачом и наоборот. Особенной «привилегированностью» по сравнению с толмачами переводчики не отличались, но всё же их жалованье были немного больше.
Интересный факт: толмачу начала XVII века для службы в Посольском приказе необязательно было знать грамоту — достаточно понимания иностранной речи на слух и способности перевести родную речь на иностранный.
Чем занимались переводчики
Вместе с толмачами в Посольском приказе служили и переводчики.
Можно с уверенностью сказать, что переводчики были более квалифицированными сотрудниками: они знали грамоту, владели иностранным языком, а также тем, что сейчас бы назвали «навыками делового общения». На аудиенциях вышестоящих лиц обязанность выполнения устного перевода часто возлагалась на переводчиков, а не на толмачей, несмотря на свою специализацию.
В документах Посольского приказа не зафиксировано ни одного случая перехода переводчика в статус толмача. Хотя, повторимся, официально переводчики и толмачи были равны.
Кем были эти люди
Часть переводчиков и толмачей — иностранцы, которые выучили русский и переводили на родной язык. Большинство из них были выходцами из Европы, поэтому на чужбине работали с европейскими языками.
Другая часть, не менее значительная, — наши соотечественники, побывавшие в плену за границей и выучившие там иностранный язык. Из тех, чьё сословие удалось установить, многие были дворянами из южных уездов. Практически все специалисты по татарскому языку — русские, прошедшие «полон» (плен). Всех их либо выкупили, либо обменяли, так что появляться в Крыму или Турции им больше не было опасно.
Происхождение толмача имело в XVII веке особенное значение: во время дипломатических миссий на восток над всеми православными членами делегации устанавливался надзор, но, если толмач был мусульманином, могли быть послабления. И случались они регулярно, позволяя толмачам из России проводить шпионскую работу: собирать слухи, налаживать контакты, вербовать осведомителей.
Сколько зарабатывал толмач и переводчик
Система начисления заработка была не похожа на сегодняшнюю: ключевое значение имел размер жалованья на прошлом месте работы, происхождение и личные заслуги. Денежное жалованье выдавалось дважды в год, но, если переводчик или толмач отправлялся в командировку за границу, то он имел право на получение жалованья на год вперёд, а также «бонус» — дополнительный годовой оклад. Чтобы получить деньги раньше, нужно было «бить челом» и писать соответствующее прошение.
Помимо основного «оклада» переводчик или толмач мог претендовать на «поденный корм», то есть на деньги, которые можно потратить на пропитание. Также существовал поместный оклад (возможность обрабатывать землю). Но по факту, воспользоваться им могли не все.
Минимальный годовой денежный оклад толмача, задокументированный в деловых бумагах, равнялся четырём рублям. Максимальный — был определен турецкому толмачу и составлял 30 рублей. Минимальный поместный оклад равнялся 200 четям, максимальный — 500 четям (1 четь = 0,5 гектара). У переводчиков поместный оклад был примерно таким же. Денежный и кормовой — на 10-15 процентов выше.
Но с регулярностью выплат не всё было гладко: среди документов Посольского приказа сохранилась челобитная от толмачей на имя царя с просьбой выдать им жалованье, «чтобы им, будучи у его государева дела в Посольском приказе в толмачах, голодною смертью не помереть».
Итоги
Под влиянием внутреннего и внешнеполитического кризиса Московского государства штат переводчиков и толмачей Посольского приказа изменился: возросла их численность, увеличилась доля специалистов по европейским языкам.
Требования к переводчикам и толмачам после многочисленных жалоб на некачественные переводы ужесточаются. Но до открытия первой официальной школы переводчиков и создания «Русской ассамблеи » (первого профессионального объединения переводчиков) остаётся ещё сотня лет — они появятся уже при Петре I.
Литературная игра «Русская литература XVIII века». 9-й класс
Разделы: Литература
Класс: 9
Класс: 9
Цель: Обобщение знаний по теме “Русская литература 18 века”;
Ход игры
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас не совсем обычный урок, урок-игра. Наша цель – обобщить знания по теме “Русская литература 18 века”.
Подводя итоги 18 века, века Просвещения в России, А.Н.Радищев писал: “О, незабываемое столетие! Радостным смертным даруешь/ Истину, вольность и свет. ” Этот век действительно был веком великих преобразований, временем огромной духовной работы, проделанной лучшими его людьми, которые счастливое устройство на земле видели в образовании и науке. 18 век был веком людей энергичных и любознательных, которым хотелось постичь всё, что делается на этом свете, которые тяготели ко всему неожиданному, нарядному, праздничному, дающему пищу воображению и уму.
Проявите сегодня свою находчивость, эрудицию, знание материала. Помните, что вы –команда! Успехов! У вас всё получится!
Деление на две команды методом жеребьевки.
Конкурс первый “Названия команд”
В течение 3-5 минут вы должны будете придумать литературное название своей команды и ваш девиз.
Оригинальность в баллах оценит наше жюри (20 и 10 баллов).
Конкурс второй “Капитанский”
Капитаны команд могут принести в вашу копилку баллы.
Для двух капитанов подготовлены карточки. Ваша задача – соединить имена и фамилии известных писателей и поэтов 18 века. Каждый правильный ответ – 10 баллов.
А | Денис Иванович | 1 | Державин | |
Б | Михаил Васильевич | 2 | Мольер | |
В | Гавриил Романович | 3 | Фонвизин | |
Г | Жан-Батист | 4 | Радищев | |
Д | Александр Николаевич | 5 | Карамзин | |
Е | Николай Михайлович | 6 | Ломоносов |
Карточки проверяются жюри, озвучиваются баллы.
Конкурс третий “Кто умнее?”
При изучении древнерусской литературы и творчества поэтов и писателей 18 века мы сталкиваемся с большим количеством устаревшей и малоупотребительной лексики. Сейчас мы выясним, кто не поверхностно читает художественные произведения, кто интересуется историей русского языка. (* Данные задания по устаревшей лексике уместнее подготовить заранее. Например, по группам провести исследовательскую работу. Но никаких подсказок во время игры на столах не должно быть.)
Командам раздаются вопросы. Одна команда задает вопросы другой команде. Если противоположная команда затрудняется ответить, дается возможность самим ответить на вопрос. За каждый правильный ответ – 10 баллов. Начинает задавать вопросы та команда, чей капитан набрал большее количество баллов.
В данном конкурсе вам нужно не только дать правильный ответ, но и объяснить, доказать своё мнение.
Вопросы
1) Можно ли сшить платье из аксамита? (Ответ: да, т.к. аксамит – это бархат)
А) ангел Б) ягненок В) огонь (Ответ: Ягненок)
3) Где вам могли встретиться Буки?
А) в лесу Б) в книге В) на карте
(Ответ: В книге, буки – название буквы Б в церковнославянской азбуке)
А) свойство характера Б) море В) извержение вулкана (Ответ: Море)
А) человек, играющий на духовых инструментах
Б) Человек, создающий духи
В) Человек, совершающий церковные обряды
(Ответ: В) т.к. духовник, это священник, принимающий исповедь)
6) Сколько у желны ног?
А) 4 ноги Б) 2 ноги В) 6 ног (Ответ: Желна – это дятел, поэтому 2)
7) Покажите на себе потылицу. (Ответ: Это затылок)
8) Кому нравится умет?
А) медведю Б) свинье В) собаке (Ответ: Умет – это грязь, нечистоты, поэтому Б)
А) на голове Б) на шее В) в кармане
(Ответ: Клобук – высокий монашеский головной убор, поэтому А)
А) сын Василия Б) цветок В) нечистая сила
(Ответ: Василиск – дракон, змей, нечисть, поэтому В)
А) пить Б) бежать В) хотеть (Ответ: Алкать – сильно жаждать, хотеть.)
12) Покажите шуйцу. (Ответ: левая рука)
А) родной Б) вкусный В) несоленый
(Ответ: присный – это родной, близкий)
А) динозавр Б) название болезни В) отец прапрадеда
(Ответ: пращур – это предок, отец прапрадеда или прапрабабушки)
15) Какого цвета бывают ланиты?
А) красного Б) зеленого В) синего
(Ответ: красного, так как ланиты – это щёки)
16) Сколько раз в году крестьяне орали?
17) Простоволосый – это.
А) без волос Б) без шапки В) без кудрей
(Ответ: с непокрытой головой, без головного убора)
18) Можно ли верить забобонам?
А) Да Б) Нет (Ответ: Забобоны – это бредни, сказки, выдумки)
19) Где использовались шереширы?
А) на рыбалке Б) в игре В) на войне
(Ответ: шереширы – уже неизвестный ныне военный снаряд)
20) Что необходимо, чтобы стать толмачом?
А) Хорошо рисовать Б) быстро бегать В) знать языки (Ответ: Толмач – это переводчик)
21) Во время брани (битвы) живот можно.
А) набить Б) отрастить В) потерять (Ответ: Живот – жизнь, потерять)
22) Покажите на себе очеса. (Ответ: Очи, очеса – это глаза)
24) Сколько у вас рамён?
А) два Б) три В) десять (Ответ: Рамена – это плечи)
Подводятся итоги конкурса.
Конкурс четвертый “Только факты! Кто больше?”
В течение 3-4 минут вы должны будете вспомнить факты из жизни и творчества М.В. Ломоносова.
А затем – по очереди каждая команда будет называть по одному факту. Выиграет та команда, которая назовет больше фактов, т.е. скажет последний. Победителю – 20 баллов.
1) Ломоносова звали.
2) Ломоносов родился.
Конкурс пятый “Литературный кроссворд” или “Домашнее задание”
В данном конкурсе учащиеся могут предложить другой команде заранее подготовленный кроссворд по вопросам из литературы 18 века или просто задать друг другу вопросы по номинациям “Личность”, “Кому принадлежат слова”, “Угадай героя”, “Знай теорию литературы”, “Забытое слово” и др..
Возможные вопросы:
1) Короткое стихотворение, часто не более четверостишия, высмеивающее или представляющее в юмористическом ключе какие-либо конкретное лицо. (эпиграмма)
2) Какому литературному герою принадлежат слова: “В большом свете водятся премелкие души. ”, “Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. ”, “Глупому сыну – не в помощь богатство. ” (Стародум)
3) Кто из писателей 18 века принял участие в работе Российской академии наук и составил словарь синонимов (сам писатель называл их “сословами”). (Фонвизин)
4) О ком Екатерина II сказала “Бунтовщик хуже Пугачева”? (О Радищеве)
5) Настоящая фамилия этого французского писателя – Поклен. (Мольер)
6) Драматический жанр, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах. (Комедия)
7) Литературное направление, одним из важных принципов которого было подражание образцам античности. (Классицизм)
8) О ком А.С. Пушкин писал так: “Первый наш историк и последний летописец. ” (Карамзин)
9) Это слово стало значимым в эстетике классицизма. “Ratio” – так называли его древние римляне. (Разум)
10) Тонкая, скрытая насмешка. (Ирония)
11) “Третий лишний” с точки зрения социального происхождения: Державин, Ломоносов, Карамзин. (Ломоносов)
12) До него говорили “квадратуум”. Как это слово звучит сегодня и кому мы этим обязаны? (Квадрат, М.В. Ломоносов)
13) Драматическое произведение, в основе сюжета которого лежит неразрешимый конфликт, завершающийся часто гибелью героя. (Трагедия)
14) Выступил подлинным новатором в искусстве слова. В своём трактате “Новый и краткий способ к сложению российских стихов” он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии. Кроме того, Ввёл новые литературные жанры: оду, элегию, басню, эпиграмму. (Василий Кириллович Тредиаковский)
Конкурс шестой“Буриме”
Буриме – это веселая литературная игра. Возникла она во Франции в первой половине 17 века, когда некий поэт Дюкло заявил, что потерял рукопись с 300 сонетами: стихотворения потерял, но заготовленные для них рифмы остались.
Друзья поэта были весёлые люди, они взяли заготовленные рифмы и сочинили новые сонеты. Так родилась игра буриме, в переводе с французского – “рифмованные концы”.
Сейчас я предлагаю написать стихотворение по данным рифмам:
___________________________ не сияет
___________________________ не текут
2) _________________________ чувство
___________________________ в сердца
Команды зачитывают получившиеся стихотворения.
Жюри оценивает каждое стихотворение команд. 10, 15 или 20 баллов.
Пока жюри оценивает:
Первые рифмы взяты из стихотворения М.В. Ломоносова:
Земля казалася пуста:
Взглянуть на небо – не сияет,
Взглянуть на реки – не текут,
И гор высокость оседает;
Натуры всей пресёкся труд.
Так Ломоносов попытался отразить горе россиян после смерти Петра I.
Вторые рифмы взяты из стихотворения Г.Р. Державина “Русские девушки”:
Неистово, роскошно чувство,
Нерв трепет, мление любви,
Волшебное зараз искусство
Вакханок древних оживи.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица.
Конкурс седьмой “Чёрный ящик”
В этом чёрном ящике находится слово. Об этом М.В. Ломоносов писал:
“. есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии – украшение, везде верный и безотлучный спутник. ”
Минута на размышление.
Ответ: из чёрного ящика учитель достаёт слово НАУКА.
Подведение итогов игры. Подсчитаем баллы и объявим победителей.
М.В. Ломоносов надеялся, что учёные подобные Ньютону будут рождаться и в России: “Что может собственных Платонов/ И быстрых разумов Ньютонов/Российская земля рождать. ” Я думаю, что среди вас уже есть такие – среди вас будущие великие ученые, поэты, писатели, журналисты, врачи, инженеры. Удачи во всех начинаниях!
Литературная игра по комедии Фонвизина «Недоросль». 9-й класс
Разделы: Литература
Класс: 9
“Дальше, дальше, дальше…” (1 минута, 1 вопрос = 1 балл)
II. Определить, кому принадлежат характеристики, данные героям комедии Д.И. Фонвизина: (задание командам – верно соединить, 1 балл).
Мошенник, скот, воровская харя | Еремеевна |
Бестия, каналья, собачья дочь, старая хрычовка | Тришка |
Как будто благородная; бестия | Палашка |
Рохля, урод, теленок, женин муж | Стародум |
Презрелая фурия, властна в своих людях | Простакова |
Друг честных людей | Простаков |
III. Госпожа Простакова: (по 2 балла за вопрос)
— Сколько детей было в семье родителей Простаковой? (18)
— Девичья фамилия матери Простаковой (Приплодина)
— Чем занята с утра до вечера? (“То бранюсь, то дерусь”)
IV. Господин Скотинин: (по 2 балла за вопрос)
— В каком чине вышел в отставку? (Капрал)
— В каких войсках служил? (В гвардии)
На основе архаической лексики (1 вопрос = 1балл; победитель начинает следующий конкурс)
VI. “То-то эконом был!”(10 баллов)
Рассказать историю отца Простаковой. (Был 15 лет воеводою, умер, лежа на сундуке с деньгами.)
VII. “А какова была головушка!” (10 баллов)
Рассказать историю дяди Скотинина.
(Пьяный верхом на коне врезался головой в каменные ворота, потылицей пригнулся к хвосту лошади, навзничь въехал в ворота, протрезвев, только спросил, целы ли ворота.)
VIII. “Век живи, век учись, друг мой сердешный!” (Инсценировка, 50 баллов; 3 человека от команды вытягивают билет с заданием.)
Провести с Митрофанушкой урок: грамматики (1 команда), арифметики (2 команда)
IX. Учителя и ученик (выходят по одному человеку от команды, тянут жетон с номером вопроса, если отвечает игрок – 10 баллов за ответ, если помогает команда – 5 баллов):
1) Кто из учителей в доме Простаковых чувствовал себя “как с лошадками”? (Кучер Вральман)
2) Кто из них “убояся бездны премудрости” просил отчислить его из учебного заведения (семинарист Кутейкин)
3) Чем живет отставной солдат Цыфиркин? (Нанимают чиновники проверить счета, подвести итоги, на досуге преподает детишкам арифметику)
4) Кто отказывается от заработанных денег, потому лишь, что Митрофанушка ничего не усвоил? (Цыфиркин)
5) Сколько времени шло обучение Митрофанушки? (4 года)
6) Кто обучает Митрофана истории? (Скотница Хавронья)
7) Кому платили по 5 рублей на год да по 5 пощечин на день? (Еремеевне)
8) За что готов отдать свое ухо Цыфиркин и Кутейкин лечь под шелепы – плети? (Лишь бы наказать тунеядца – басурмана Вральмана).
Закончить афоризмы Скородума (по 5 баллов):
— начинаются чины… (перестает искренность)
— в тогдашнем веке придворные были воинами, да… (воины не были придворными)
— имей сердце, имей душу и… (будешь человек на все времена)
— невежда без души… (зверь)
— великий государь есть государь… (премудрый)
— достойный престола государь стремится… (возвысить души своих подданных)
XI. “Своя игра” (1 человек от команды называет цену вопроса, если берет “помощь зала”, то получает половину)
XII. Подведение итогов.
Вопросы1 команде | Вопросы 2 команде |
1. Посреди двора золотая голова… (подсолнух) |
2. Сказка о пользе коллективного труда… (Репка)
3. Титан, держащий на своих плечах небесный свод… (Атлант)
4. Изречение, цитата перед произведением… (эпиграф)
5. Бог войны у древних греков… (Арес)
6. Знаменитый гусляр, побывавший на морском дне… (Садко)
7. Родина Пушкина… (Москва)
8. Эпиграф к комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”… (На зеркало неча пенять, коли рожа крива)
9. Слугу Петра Гринева зовут…(Савельич)
10. Название корабля Грея в “Алых парусах”… (“Секрет”)
11. Л.Н.Толстой описал оборону Севастополя в своих произведениях…(“Севастопольские рассказы”)
12. Персонаж, у которого “легкость в мыслях необыкновенная”…(Хлестаков)
13. Автор картины “Последний день Помпеи”… (К.Брюллов)
14. Любимая песня Пугачева… (“Не шуми, мати, зеленая дубравушка”)
15. Лошадь для поэта… (Пегас)
2. Сказка о весьма плодотворном методе тестирования, с целью выявления принадлежности к королевской фамилии… (“Принцесса на горошине”)
3. Титан, похитивший огонь с Олимпа… (Прометей)
4. Древнерусский мастер художественного свиста… (Соловей-разбойник)
5. Он очистил Авгиевы конюшни… (Геракл)
6. Эпиграф к повести “Капитанская дочка”… (Береги честь смолоду)
7. Он похитил Людмилу… (Черномор)
8. Няню Пушкина звали… (Арина Родионовна)
9. Профессия Артура Грея… (капитан)
10. Как называлось орудие наказание в рассказе Л.Н.Толстого “После бала”… (шпицрутены)
11. Он брал взятки борзыми щенками… (судья Ляпкин-Тяпкин)
12. Любимая книга отца Гринева… (“Придворный календарь”)
13. Сколько дней надо было скакать из гоголевского города до какого-нибудь государства… (три года)
14. Верный друг Гамлета… (Гораций)
15. Братья-сказочники… (братья Гримм)
2) Разминка-2 ( конкурс на основе архаической лексики)
2. Клобук (головной убор монахов) носят: на голове – на шее – в кармане?
3. Кому нравится умет (грязь, нечистоты): медведю – собаке – свинье?
4. Послух (монах) – это: послушный ребенок – монах – свидетель?
5. Алкать (жаждать) – это: кричать – жаждать – бежать?
6. В веже (шатер, кибитка) можно: жить – купаться – ходить на балы?
7. Бирич (сборщик податей, блюститель порядка): играет в бирюльки – следит за порядком – ничего не делает?
8. Поднимите шуйцу (правую руку)
9. Какого цвета могут быть ланиты (щеки): красного – зеленого – синего?
10. Можно ли носить кольцо с аспидом (змеей)?
2. Пращур (предок) – это: динозавр – отец прадеда – название болезни?
3. Сколько у вас рамен (плеч): 2 – 12 – 32?
4. Что такое Понт (море): свойство характера – море – извержение вулкана?
5. На вые (шее) носят: шапку – шарф – очки?
6. Сядьте ошую (слева)
7. Покажите длань (ладонь)
8. Из чего делают убрус (платок): из ткани – из дерева – из теста?
9. Что необходимо, чтобы стать толмачом (переводчиком): хорошо бегать – хорошо рисовать – знать языки?
Проще простого. Запомните слова
Проще простого Запомните значение слов!
Запомните значение слов!
1 раунд
Можно ли сшить платье из аксамита? а) да б) нет
Можно ли сшить платье из аксамита?
а) да б) нет
Да: аксамит ─ бархат.
2. Агнец – это :
а) ангел; б) ягненок; в) огонь
Багряница ─ это: а) то же, что порфира; б) часть порфиры; в) это разные вещи
3. Багряница ─ это:
а) то же, что порфира;
б) часть порфиры;
в) это разные вещи.
Порфира ─ парадная царская одежда, багряный плащ (то есть багряница), отделанный горностаем.
Где вы могли встретиться с буки? а) в лесу; б) в книге; в) на карте
4. Где вы могли встретиться с буки?
а) в лесу; б) в книге; в) на карте.
Буки ─ название буквы «б» в церковнославянской азбуке
5. Можно ли сейчас побывать в весях?
а) да; б) нет.
Да: весь ─ деревня, селение.
Покажите длань. Длань ─ рука, ладонь
6. Покажите длань.
Длань ─ рука, ладонь
Духовник:
а) играет на духовых инструментах;
б) создает духи;
в) совершает церковные обряды.
Духовник ─ священник, принимающий исповедь
У желны: а) две ноги; б) 4 ноги; в) 6 ног
У желны:
а) две ноги; б) 4 ноги; в) 6 ног.
Желна ─ дятел.
9. Басурман ─ это:
а) национальность;
б) воинское звание;
в) вероисповедание.
Басурман (басурманин) ─ иноверец, не христианин.
Что такое понт? а) свойство характера; б) море; в) извержение вулкана
10. Что такое понт?
а) свойство характера;
б) море;
в) извержение вулкана.
Понт ─ море.
II раунд
Покажите потылицу. Потылица ─ затылок
Покажите потылицу.
Потылица ─ затылок.
Клобук носят:
а) на голове; б) на шее; в) в кармане.
Клобук ─ высокий монашеский головной убор с покрывалом.
Кому нравится умет? а) медведю; б) свинье; в) собаке
Кому нравится умет?
а) медведю; б) свинье; в) собаке.
Умет ─ грязь, нечистоты.
4. Послух ─ это:
а) послушный ребенок; б) монах;
в) свидетель.
Послух ─ свидетель.
Василиск ─ это: а) сын Василия; б) цветок; в) нечистая сила
5. Василиск ─ это:
а) сын Василия; б) цветок;
в) нечистая сила.
Василиск ─ дракон, змей, нечисть.
6. Подвенечные бревна делались из:
а) деревьев; б) воска; в) сладостей.
Подвенечные бревна – верхние бревна в срубе, образуют венец.
Какое отношение имеет яруг к буераку? а) это одно и то же; б) яруг бывает в буераке; в) буераком измеряют круг
7. Какое отношение имеет яруг к буераку?
а) это одно и то же;
б) яруг бывает в буераке;
в) буераком измеряют круг.
Яруг ─ овраг, буерак.
8. Алкать ─ значит:
а) кричать; б) жаждать; в) сильно хотеть.
Алкать ─ жаждать, сильно хотеть.
В веже можно: а) жить; б) купаться; в) ходить на балы
9. В веже можно:
а) жить; б) купаться; в) ходить на балы.
Вежа ─ шатер, кибитка.
10. Бирич
а) играет в бирюльки;
б) следит за порядком;
в) ничего не делает.
Бирич ─ сборщик податей, блюститель порядка.
III раунд
Поднимите шуицу. Шуица ── левая рука
1. Поднимите шуицу.
Шуица ── левая рука.
2. Присный ── это:
а) родной; б) вкусный; в) несоленый.
Присный ── родной, близкий.
3. Сколько копеек в полушке?
а) 10; б) 1/ 2; в) 1/4.
Полушка ── четверть копейки.
Пардус относится к семейству: а) парнокопытных; б) пучкожаберных; в) кошачьих
4. Пардус относится к семейству:
а) парнокопытных; б) пучкожаберных;
в) кошачьих.
Пардус ── гепард, семейство кошачьих.
Пращур ── предок, 6. Пращур ── это: а) динозавр; б) отец прапрадеда или прапрабабки; в) название болезни
6. Пращур ── это:
а) динозавр; б) отец прапрадеда или прапрабабки; в) название болезни.
Пращур ── предок, отец прапрадеда, прапрабабки.
7. Какого цвета бывают ланиты?
а) красные; б) зеленые; в) синие.
Ланиты ── щеки.
8. Сколько раз в год крестьяне орали?
а) один; б) два; в) сто раз.
Орать (орати) ── пахать.
Можно ли носить кольцо с аспидом? а) да; б) нет
Можно ли носить кольцо с аспидом?
а) да; б) нет.
Аспид ── ядовитая змея.
10. Из чего делают убрус?
а) из ткани; б) из дерева; в) из теста.
Убрус ── повязка, платок, полотенце.
- Я охочусь на тебя ожесточение или милосердие что лучше выбрать
- к чему снится что мама рожает ребенка