что необходимо сделать супервайзеру при проверке в магазине пятерочка
Магазин «Пятерочка»
и вербальный тест на работу
Торговой сетью пятерочка владеет и управляет X5 retail group, мультиплатформенная розничная корпорация, вошедшая в 2019 году в ТОП-10 ритейлеров Европы по товарообороту. А поскольку формат розничной сети – это постоянная ротация кадров, для снижения нагрузки на HR отдел при приеме на руководящие должности используется вербальный тест пятерочка, благодаря которому отбор персонала становится более тщательным.
Этап отбора в «Пятерочку»
Процесс приема на работу в пятерочке разбит на этапы. Количество этапов зависит от должности, на которую устраивается соискатель. Числовые, вербальные и логические тесты используются при отборе на позиции:
К каждому формату упражнения можно и нужно готовиться. Несмотря на резюме и опыт, на очное собеседование приглашают лишь тех, кто сдает онлайн этап.
Для чего нужны тесты в «Пятерочке»
Идея применения дистанционных тестов в качестве критерия отбора кандидатов еще до очного собеседования может показаться абсурдной. Однако процедура используется не по прихоти руководства торговой сети. Да и в мировой практике подбора персонала подобные мероприятия давно нередкость.
Поскольку требования к образованию и опыту работы, а также конкуренция на рынке труда постоянно растут, консалтинговые агентства придумывают новые и адаптируют старые методики отбора. А результаты исследований подтверждают верное направление HR агентств. Они указывают на прямую связь между работоспособностью кандидата и его оценкой в отборочных экзаменах.
Как проходит тест
После того как резюме кандидата будет одобрено работодателем, HR (специалист по найму) отправит электронное письмо с инструкциями и ссылкой на онлайн тестирование, либо пригласит в офис для прохождения теста в присутствии специалиста. Как правило, соискателю дается от одного до трех дней, чтобы пройти вербальный онлайн тест в пятерочку. Если за указанный период он этого не сделает, экзамен будет считаться несданным. Если соискатель набирает достаточное количество баллов, он получает приглашение на очное собеседование.
Формат испытаний
В пятерочке, как и в других ритейл-сетях X5 group, используются задания от признанного лидера в области оценки персонала – консалтинговой компании SHL, подробнее здесь. Для большинства людей выполнить задания от этого разработчика без подготовки сложно. Дело даже не в вопросах, а в их подаче, ограничениях по времени на ответ и уровне стресса.
После того как кандидат ответит на все вопросы, он увидит статистику с количеством правильных и неправильных ответов.
Как выглядят вербальные тесты в «Пятерочке»
Вербальные тесты при приеме в пятерочку используются для оценки навыков анализа и интерпретации текстовой, то есть словесной информации. Цифровой тест состоит из трех блоков:
Задания на вербальный анализ гораздо сложнее, поскольку, читая текст, важно держать в голове все варианты ответов, а их, как правило, до 5 штук.
Критерий оценки в вербальных тестах
Оценка в вербальных упражнениях – параметр динамический. Проходной балл зависит от результатов других соискателей. Такой подход уравнивает шансы людей из разных регионов или социальных групп. Магазины компании расположены по всей стране, поэтому этот фактор имеет решающее значение. Очевидно, что результаты кандидатов из центральных городов будут выше, чем из регионов.
Результат вербального анализа измеряется в перцентиле, то есть показатель в 75 пунктов означает, что человек выполнил задание лучше, чем 75% других соискателей.
Интерпретация результатов в перцентилях:
Попытки схитрить
Поскольку, в некоторых случаях, в пятерочке используются дистанционные экзамены, возникает искушение схитрить: поискать ответы в интернете или найти человека, который будет решать задания вместо соискателя. Но такой подход, так или иначе, приводит к провалу по следующим причинам:
Сложности
Поскольку основной сложностью считается ограничение по времени, решающим фактором становится умение ориентироваться в задании и быстро читать текст.
В заданиях на вербальный анализ до 5 вариантов ответов, если перечитывать текст каждый раз, на это не хватит времени.
Второй фактор, влияющий на успех тестирования – стресс. Каждый хотя бы раз испытывал на себе состояние, когда на экзаменах из головы вдруг разом пропадают все знания.
Стресс возникает по двум причинам:
Обе эти проблемы решаются грамотной подготовкой. Определяющую роль в возникновении стресса играет характер и эмоциональность, которые нельзя изменить за короткий промежуток времени, но подготовится под силу каждому.
Как подготовится
Для вербальных задач SHL уже давно создана проверенная методика подготовки. В первую очередь кандидаты учатся ориентироваться в задании, понимать структуру вопросов и как на них отвечать. Так, практика остается единственным действенным инструментом подготовки.
Тренировочное тестирование проходят онлайн, причем после того как соискатель ответит на все вопросы, ему станет доступен личный кабинет с развернутой статистикой и разъяснениями по каждому вопросу. Задания на собеседовании будут отличаться от тренировочных, но смысл тренировки не в том, чтобы запоминать ответы. Цель подготовки – понять формат вопросов, научиться анализировать информацию за отведенное время и побороть стресс от неизвестности.
По статистике, до 90% кандидатов, которые готовятся к онлайн тестированию при помощи тренировочных заданий, успешно проходят этот этап.
Советы как пройти вербальный тест в «Пятерочке»
Заключение
Может показаться, что тестирование – лишний этап при приеме на работу. Но на деле оно несет выгоду обеим сторонам. Используя вербальный тест, пятерочка экономит свои деньги и время, отсеивая недостаточно квалифицированных людей. А соискатель, при должной подготовке, получает возможность выделиться среди менее успешных коллег, используя результаты тестирования в качестве аргумента при обсуждении уровня заработной платы.
Как переход «Пятёрочки» на электронные чеки сохраняет километры бумаги
Забота об окружающей среде и бережное отношение к природе не просто популярная тема для обсуждения, это уже неотъемлемая часть повседневной жизни достаточно большого количества людей и важнейший аспект деятельности практически каждой современной компании. Внедрение новых экологических стандартов, «зеленый» менеджмент, применение чистых технологий — шаг за шагом компании стремятся придерживаться принципов устойчивого развития.
Экологическая ответственность: чек по электронной почте
Торговая сеть «Пятерочка» активно реализует различные инициативы, мотивирующие посетителей магазинов сети к ответственному потреблению, а также формирующие привычки, которые ложатся в основу экологичного образа жизни в целом.
Отказ от использования бумажных чеков в пользу электронных — один из таких проектов, демонстрирующий бережное отношение к природным ресурсам. Дело в том, что в состав чековой бумаги входит бисфенол А. Это вещество делает бумагу непригодной для переработки и становится причиной большого количества мусора, который попадет на свалки. Он не перерабатывается и копится там годами, отравляя почву.
Использование кассовых чеков в электронном виде — современная тенденция, которой следуют во всем мире. Благодаря этому маленькому шагу можно сократить образование вредных отходов, помочь сберечь древесину, воду и электроэнергию, используемые для производства бумажных чеков.
Возможность отказаться от печати бумажного чека и вместо этого отправлять его на электронную почту покупателя торговая сеть реализовала еще в сентябре 2016 года. Тогда для этого нужно было сообщить кассиру непосредственно в магазине о своем пожелании получать чеки на почту. Весной 2020 года «Пятерочка» начала прорабатывать внедрение такого функционала в свое мобильное приложение. И уже в октябре 2020 года такая опция стала доступна пользователям: на главном экране появился баннер, приглашающий принять участие в акции, — для этого достаточно просто нажать кнопку «Получать электронные чеки» и в появившемся окне ввести свой актуальный e-mail. Отключить функцию в приложении тоже можно в любой момент, даже стоя в очереди на кассе, если потребуется бумажная версия.
В конце 2020 года возможность отказаться от печати чеков появилась и на кассах самообслуживания в магазинах сети.
Важно отметить, что при необходимости вернуть купленный товар достаточно всего лишь показать электронный чек, который пришел на почту.
Миллионы покупателей — сотни тысяч сохраненных деревьев
Потребители все чаще задумываются о вреде для окружающей среды, который наносят те или иные их действия, стараются подходить к вопросам экологии более осознанно. Именно поэтому инициативы, подобные переходу на электронные чеки, не просто позволяют еще раз акцентировать внимание на важности бережного отношения к ресурсам, но и находят широкий отклик на практике.
Если в конце 2020 года опцию отказа от печатного чека подключили свыше 70 тыс. пользователей, то в мае 2021 года — уже более 400 тыс. покупателей торговой сети выбрали экологичный вариант получения документального подтверждения покупки. А если подсчитать количество чеков, которые благодаря инициативе «Пятерочки» не печатаются на бумаге, то в месяц их количество превысит уже 4 млн.
С момента запуска инициативы в торговой сети «Пятерочка» сэкономили свыше 1,2 тыс. км чековой ленты — как расстояние от Москвы до Краснодара или же от Москвы до Петербурга и обратно. И чем больше клиентов будут подключать эту опцию, тем быстрее эта цифра будет расти, сокращая объем неперерабатываемого отхода.
Два последних сантиметра
Еще одна доработка, над которой команда «Пятерочки» активно работает — отказ от печати слип-чека. На сегодняшний момент при оплате картой клиенту, который выбрал получение чека по почте, пока в любом случае выдается небольшой слип-чек — корешок, который подтверждает, что операция успешно прошла по банковской карте через POS-терминал.
Такая особенность обусловлена спецификой взаимодействия торговой сети с банками. На практике это означает, что, если какие-то транзакции будут проведены некорректно, без слипа покупатель не сможет решить вопрос с банком.
Обсуждение оптимизации этого процесса уже ведется и будет учтено в последней доработке в ближайшее время. «Пятерочка» планирует также перевести банковский слип в электронную версию и добавить в приложение кнопку, которая позволит пользователю просматривать как магазинный чек, так и банковский слип, и предъявлять их в электронном виде в случае необходимости. Как только эта доработка будет внедрена, исчезнет необходимость печатать последние «два сантиметра» на бумаге.
Экологичность как образ жизни
Помимо отказа от бумажных чеков, «Пятерочка» реализует целый комплекс экологических инициатив, поскольку содействие ответственному потреблению и использованию ресурсов — одна из ключевых задач в рамках стратегии устойчивого развития торговой сети.
«Пятерочка» создает возможности для ведения экологичного образа жизни. Например, у нее есть специальный сайт eco.5ka.ru, где можно пройти уроки экологии и почерпнуть много полезной информацией, в том числе и о том, как правильно утилизировать отходы, которые можно перерабатывать, не причиняя вред окружающей среде.
На сайте есть подробная инструкция о том, как хранить и куда сдавать вторсырье, карта пунктов приема сырья, точные адреса магазинов у дома, где установлены фандоматы или контейнеры для раздельного сбора мусора.
Работа «Пятерочки» изнутри: бывшие сотрудники рассказали о просрочке, воровстве и меняющихся ценниках
«Пятерочка» — один из самых популярных сетевых магазинов в России. О работе в этом магазине ходят слухи, а сотрудники соглашаются рассказать о том, что там и как, только после увольнения. Бывшие кассир и заместитель директора рассказали изданию «Зеленоград.ру» о том, сколько они зарабатывали в магазине, продавали ли просрочку и как выстроена работа в магазине. Публикуем самые интересные моменты.
Рабочий график
Смена продавца-кассира длится 10 часов 40 минут, при этом он работает посменно. При графике 2/2 кассиры приходят на работу за полчаса до ее начала. Кассирам положены перерывы в течение смены: два раза по 30 минут. Но второго перерыва, как правило, не бывает, поскольку он попадает на большой поток покупателей, час пик с 17:00 до 21:00 — люди возвращаются с работы. Бывает, что кассиры работают по 13 часов. Но оплачивается смена строго по тарифу 10:40.
Думали, из-за чего возникают очереди в магазине? Всё просто — из-за нехватки кассиров. На просьбы покупателей вызвать еще одного кассира приходится отвечать: «Работать некому — уволились». Фактически в некоторых магазинах работают две кассы вместо положенных четырех. Из-за долгого ожидания покупатели нервничают, бросают тележки и уходят.
Несоответствие цены
В «Пятерочке» также часто конфликтуют из-за несоответствия цены на товар в торговом зале и на кассе, когда покупатель видит пробитый чек. Происходит это по следующей причине. Каждое утро в магазин приходит распечатка — от 400 до 1000 ценников. Продавцы-кассиры должны до 11:00 вырезать каждый чек из распечатки, сверить с каждым выставленным в зале товаром и переклеить (или не переклеить). При нехватке персонала вырезать и выставить ценники в зал до этого времени невозможно.
Проверка ценников не означает, что стоимость товаров меняется каждый день, но кассир всё равно обязан сверить все товары. При этом, если придут с проверкой, за не сверенный вовремя ценник оштрафуют.
Оплата труда
Зарплата сотрудников складывается из тарифа и премий. Час работы стоит 163 рубля. Так называемый пик — 11 копеек. Пик — это количество проданных штук товара, скорость обслуживания. Например, бывает 400-500 чеков за смену. Если скорость обслуживания падает, кассира могут оштрафовать. Состояние кассового оборудования при этом не учитывается. Как рассказывает бывший кассир Мария (имя изменено — прим. ред.), касса иногда может несколько раз отключиться за смену, потому что оборудование старое, а программное обеспечение новое. Кроме того, кассир обязан предлагать покупателям «товары по акции».
Если я не продам в течение смены этот товар, то либо сама должна купить что-либо из акционного, либо уменьшается моя зарплата, — рассказывает девушка.
Премии складываются из нескольких составляющих. Это «пики» + скорость + проданный товар на кассе + выставленные ценники в закрепленном за конкретным сотрудником отделе. Плюс проговаривание кассиром стандартного набора фраз: «Здравствуйте… пакет… товар на кассе… цена вашей покупки… ваша сдача… ждем вас снова».
Решение о премировании сотрудника принимает директор магазина на основе всего упомянутого, а главное, личной оценки его работы. Составляет соответствующую бумагу и направляет в отдел кадров. Премия составляла раньше 4-5,5 тысячи рублей. В целом размер премии зависит от товарооборота конкретного магазина. В миллионнике (магазин, который дает выручку больше миллиона рублей в день) она, соответственно, будет больше. Кроме того, из премий вычитается списанный товар магазина.
В месяц у меня выходило 30-33 тысячи рублей, в последнее время около 25 тысяч. Люди увольняются, — говорит Мария.
Как рассказывают бывшие сотрудники, на оплате труда постоянно экономят. Так, в июле изменились условия труда. В новом договоре были прописаны новые ставки за час работы (меньше, чем было) и новые условия получения премии — упомянутые составляющие и покупка акционного товара кассирами, если он не продается. А если кассир не согласен, то не будет премии. Новый договор уменьшил оплату труда сотрудников на 3-5 тысяч рублей.
Работа в праздничные дни
Работа в праздничные дни должна оплачиваться в двойном размере. Но руководство «Пятерочки» считает, что это накладно, поэтому вместо двойной оплаты дает людям отгулы. Переработки не оплачиваются. Инвентаризация товара (3-4 раза в год), за которую тоже отвечают замы, также не оплачивается.
Просроченные продукты и списание товаров
Магазин нередко списывает товар, вопрос в его количестве. Как рассказывает Мария, раньше в день приходит 9-13 палет (поддон — прим. ред.) с товаром. Для небольшого магазина, в котором работала девушка, это много. Так как складов в некоторых магазинах нет, товар сразу выставлялся в торговый зал, чтобы люди покупали свежие продукты. Сейчас приходит одна-две палеты, то есть общее количество товаров резко уменьшилось. А списать могли, допустим, 2-3 просроченные куры, немного фруктов, банку грибов.
По словам кассира, просроченных товаров нет и ценники со сроком хранения не переклеивают. За три дня до окончания срока хранения продукта делается ценник со снижением на 30%. Магазину проще списать товар, чем платить большие штрафы за просрочку.
Как работают заместители директора?
Марина (имя изменено — прим. ред.) работала заместителем директора в нескольких «Пятерочках». У нее высшее экономическое образование, опыт работы на руководящих должностях. Замдиректора тоже работает посменно, два через два или три дня через один. Смена — 12 часов. А фактически бывает по 16-17 часов: начиная с 7 утра и заканчивая глубокой ночью.
Замдиректора приходит к семи утра, потому что в семь начинают привозить товар. Ему нужно принять поставки, зарядить кассы, проследить за чистотой, то есть подготовить магазин к открытию. В магазине замдиректора делает практически всё. Заменяет директора в его отсутствие, принимает товар в течение дня, сидит на кассе, если нужно (замдиректора одновременно и старший кассир), проверят ценники, отвечает за качество товара. Заодно работает грузчиком — двигает и разгружает палеты, которые бывают рассчитаны на 700 килограммов товара.
Оплата труда — тоже зарплата плюс премии. Надбавки зависят от товарооборота — чем он больше, тем больше и премии. «В месяц выходило около 40 тысяч, в прошлом году прибавили еще 3 тысячи», — говорит Марина.
Кто кого контролирует?
Кассиры-продавцы и аутстаф — сотрудники сторонней компании, которых вызывают, если не хватает людей, — низовые работники. Аутстаф — это в основном приезжие из ближнего зарубежья. Над ними стоит администратор, над ним — замдиректора, который, соответственно, подчиняется директору магазина. Группу магазинов — 10-12 штук — на конкретной территории курирует супервайзер.
Над супервайзерами стоит начальник операционного отдела. Еще выше — директор кластера. Есть еще служба безопасности, призванная следить, чтобы не было краж. Главный отдел кадров, куда уходят трудовые книжки, — в Пензе. Еще один офис — в Санкт-Петербурге. Куда обращаться сотрудникам в случае трудовых конфликтов или с судебным иском, непонятно. Как правило, их посылают в оба города, поскольку на месте ничего решить нельзя.
Воруют ли в «Пятерочке»?
Бывшие сотрудники отвечают однозначно: да, воруют. Во время инвентаризации (она бывает примерно раз в три месяца) обнаруживается большое количество списанного товара. Списанный товар не вывозится, а обнаруживается где-то под столом у директора. Наемный персонал портит упаковку, делает в ней дырки, чтобы товар списали и чтобы потом его забрать.
Списанный товар в торговле всегда был определенной статьей расхода, но в «Пятерочках» пошли по другому пути — убытки из-за списанных, испорченных и пропавших возмещают путем вычитания из премий низшего звена сотрудников. Люди, естественно, увольняются, потому что платят всё меньше. Торговый оборот в магазине падает. На зарплате директоров это не сказывается — за списанные товары у них ничего не вычитают.
Воруют и покупатели. Охраны во многих «Пятерочках» сейчас нет. Следить за покупателями и физически их задерживать, если произошла кража, обязывают опять-таки продавцов-кассиров. Но далеко не всегда они могут что-то сделать.
Супермен среди супервайзеров: как контролировать все и всех с помощью CheckOffice
«Супервайзер» – звучит, как имя супергероя из фантастического боевика и, пожалуй, в этом есть доля правды. С английского название этой профессии переводится как «куратор» или «надсмотрщик», а главная задача супервайзера – контроль бизнес-процесса и доведение его до идеала.
На Западе профессия существует с 70-х годов прошлого века. В России она получила распространение относительно недавно – лет 15 назад и наиболее востребована в торговой сфере. Здесь работают супервайзеры мерчендайзеров и торговых представителей, их задача – контролировать работу подшефных торговых точек. Часто таких специалистов также называют территориальными управляющими.
Супервайзер руководит подчиненными сотрудниками и следит, чтобы их деятельность была эффективной и продажи товаров росли
Работа менеджера супервайзера в торговле предполагает следующее:
Другими словами, менеджер супервайзер учит подчиненных, как надо работать, и проводит аудиты с целью выяснения, соблюдаются ли установленные требования.
Особенности проведения бизнес-аудита
Есть два способа сбора данных для аудита:
В ритейле более востребован полевой аудит, но он часто дополняется кабинетными исследованиями. Проверки могут принимать разные формы, в зависимости от сферы деятельности и поставленных задач.
Супервайзер может провести проверку работы мерчендайзера «вдогонку», то есть сразу же после ее завершения или, к примеру, на следующий день. Возможен рандомный аудит нескольких торговых точек или сквозной аудит магазинов конкретного района.
Активно используется на практике метод встречного аудита, когда торговые точки проверяются по обратному маршруту следования торгового представителя. А чтобы не срабатывал эффект «замыленного глаза» применяется перекрестный аудит, когда два супервайзера меняются подшефными территориями для усиления объективности проверки.
Для сбора информации супервайзеры нередко прибегают к услугам «тайного покупателя», который под видом обычного посетителя выполняет оценку работы персонала и качество сервиса, проводит проверку работы мерчендайзеров.
В чем суперсила супервайзера?
Главный фактор успеха супервайзера – качественный аудит, который наглядно покажет, какие проблемы нужно решать. Супероружие современного супервайзера – мобильный сервис чек-листов CheckOffice. Это приложение для телефона или планшета, которое содержит опросники для детальных проверок, гарантирующие, что ничего не будет упущено и не замечено.
Проверка проводится по пунктам и при необходимости сопровождается комментариями, фото или аудиосообщениями, которые легко создаются с помощью мобильного девайса.
Чек-листы позволяют стандартизировать проверки и получить данные, которые легко сопоставить при формировании отчетов для руководства
Стандартный чек-лист проверки магазина разбит на несколько групп: прилегающая территория, входная зона, торговый зал. Каждая группа содержит определенное количество пунктов проверки.
Классический аудит предполагает проверку прилегающей территории на отсутствие мусора, фасада здания – на предмет повреждений, лишних надписей и объявлений, а также состояния урн и подсветки вывески. В группе «входная зона» контролируется наличие акционных баннеров, чистота тамбура, исправность дверей, шкафов для хранения вещей покупателей.
При проверке торгового зала анализируется состояние торгового оборудования, системы освещения, температура и вентиляция, размещение товаров согласно планограмме, ведение графика санитарной уборки и т. д.
Главное удобство сервиса CheckOffice в возможности использовать готовые чек-листы, а также дополнять их и создавать уникальные. К примеру, в системе есть готовый чек-лист для проверки магазина одежды, где кроме стандартных параметров оценивается оформление витрин: проверяется, чтобы манекены были одеты согласно текущим трендам и рекомендациям для мерчендайзеров. Также оценке подлежат примерочные, целостность и чистота зеркал и т. п. Свой алгоритм имеет чек-лист проверки салона связи и других точек продаж.
Мобильные технологии внесли коррективы в профессию супервайзера: упорядочили и облегчили проведение проверок, устранили неудобные бумажные чек-листы и дали специалистам суперсилу для всеобъемлющего контроля.