что необходимо сделать перед ослаблением крепежных изделий фланцевого соединения трубопровода
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
При разборке фланцевых соединений после того, как произведен спуск давления из системы, не следует снимать сразу все гайки болтового соединения, а необходимо ослаблять их постепенно, крест-накрест, и, только когда начнет разъединяться соединение прпвалочных поверхностей, произвести полную его разборку. [18]
Перед разборкой фланцевого соединения его очищают от грязи и пыли и затем начинают отворачивать гайки. Бели болты ( шпильки) пригорели и не отворачиваются, резьбу болтов ( шпилек) следует смочить керосином. Для раздвижки фланцев применяют различные винтовые приспособления, предохраняющие зеркало фланцев от повреждения. [20]
Перед разборкой фланцевых соединений затвор арматуры плотно закрывают. [21]
Перед разборкой фланцевых соединений задвижку арматуры закрывают. Ремонт ее производят в мастерской. Разборку ведут в следующем порядке. Арматуру устанавливают шпинделем вверх и, вращая маховичок, открывают затвор. Затем отвертывают гайку на шпинделе и снимают маховичок. Если на верхней части шпинделя имеются детали привода ( приводная головка, шпонки, подшипники), их также снимают. Затем, отвернув гайки, снимают крышку с корпуса. Поверхность разъема крышки и корпуса очищают от старой прокладки. [22]
Перед разборкой фланцевых соединений и вырезкой участков бесфланцевого трубопровода необходимо, тобы был оформлен наряд-допуск на работу; был отключен участок трубопровода от действующего оборудования; отсутствовали в трубопроводе давление и рабочая среда; были надежно укреплены соседние участки трубопровода так, чтобы они не могли упасть или опуститься после разборки фланцевых соединений или обрезки ремонтируемого участка; участок трубопровода, подлежащий снятию, перед разъединением фланцев был застроплен за грузоподъемное устройство. [23]
Во всех случаях разборки фланцевых соединений прокладки подлежат смене, так как повторное использование их не гарантирует плотности соединения. [24]
При сборке и разборке фланцевых соединений необходимо ослаблять и затягивать болты крест-накрест. [25]
За несколько часов до разборки фланцевого соединения его очищают от пыли и грязи и смачивают керосином резьбу шпилек. [27]
Последовательность затяжки фланцевых болтов
Фланцевые соединения требуют надлежащей затяжки, чтобы избежать утечки жидкости из соединения. Последовательность затяжки болтов или момент затяжки определяется в процедуре затяжки. У большинства компаний есть процедура динамометрической затяжки фланцевых болтов, которая использовалась во время строительства и эксплуатации завода.
Фланцевые соединения герметично затягиваются с помощью динамометрического ключа (ручной или гидравлический ключ). Нагрузка на зажим, создаваемая во время затяжки, превышает 75% от испытательной нагрузки на крепеж. Для достижения преимуществ предварительной нагрузки усилие зажима в винте должно быть выше, чем нагрузка разделения соединения.
Если для затяжки болта требуется крутящий момент, превышающий 678 Нм (500 фут-фунтов), рекомендуется гидравлическое затягивание болта.
Болты должны быть затянуты путем контроля крутящего момента, с использованием противозадирной смазки перед установкой. Указанный метод затяжки болтов в равной степени применим к болтам с покрытием, оцинкованным и неоцинкованным.
Последовательность затяжки шпильки фланца чрезвычайно важна для обеспечения надлежащей затяжки фланцевого соединения.
Предварительная проверка затяжки болтов
Состояние фланца
Допустимые несовершенства фланца с соединительным выступом указано в таблице 3 ASME 16.5. См. Таблицу «Допустимые несовершенства в отделке поверхности фланца с соединительным выступом».
Размер в дюймах | Размер в мм | Максимальные радиальные выступы, которые | |
не глубже дна зазубрин, мм | глубже дна зазубрин, мм | ||
1/2 | 15 | 3,0 | 1,5 |
3/4 | 20 | 3,0 | 1,5 |
1 | 25 | 3,0 | 1,5 |
1 1/4 | 32 | 3,0 | 1,5 |
1 1/2 | 40 | 3,0 | 1,5 |
2 | 50 | 3,0 | 1,5 |
2 1/2 | 65 | 3,0 | 1,5 |
3 | 80 | 4,5 | 1,5 |
3 1/2 | 90 | 6,0 | 3,0 |
4 | 100 | 6,0 | 3,0 |
5 | 125 | 6,0 | 3,0 |
6 | 150 | 6,0 | 3,0 |
8 | 200 | 8,0 | 4,5 |
10 | 250 | 8,0 | 4,5 |
12 | 300 | 8,0 | 4,5 |
14 | 350 | 8,0 | 4,5 |
16 | 400 | 10,0 | 4,5 |
18 | 450 | 12,0 | 6,0 |
20 | 500 | 12,0 | 6,0 |
24 | 600 | 12,0 | 6,0 |
Выравнивание фланца
Визуально проверить выравнивание фланца, чтобы убедиться, что получена приемлемая установка. При выравнивании фланцев убедиться, что в соединении отсутствуют остаточные напряжения. Использование тепловой коррекции для выравнивания фланцев строго запрещено.
Проверка гаек, шпилек или болтов
Проверка прокладок
Последовательность затяжки болтов для фланцев
Затянуть болты и гайки в последовательности «крест-накрест», используя минимум три прохода затяжки и максимальное усилие затяжки, как определено.
Проход 1: Крутящий момент не более 30% от конечного значения крутящего момента в соответствии с последовательностью моментов. Убедитесь, что прокладка сжимается равномерно.
Проход 2: Крутящий момент не более 60% от конечного значения крутящего момента.
Проход 3: Крутящий момент до конечного значения крутящего момента (100%).
После завершения трех основных проходов крутящего момента необходимо повторить затягивание гаек, по крайней мере, один раз, используя окончательный крутящий момент в режиме «крест-накрест», пока не будет наблюдаться дальнейшее вращение гайки.
Для удобства обращения нумерация болтов должна выполняться по часовой стрелке вокруг фланца в следующей последовательности.
Количество болтов/шпилек | Последовательность затяжки болтов, которой необходимо следовать |
Фланец на 4 болта | 1,3,2,4 |
Фланец на 8 болта | 1,5,3,7,2,6,4,8 |
Фланец на 12 болта | 1,7,4,10,2,8,5,11,3,9,6,12 |
Фланец на 16 болта | 1,9,5,13,3,11,7,15,2,10,6,14,4,12,8,16 |
Фланец на 20 болта | 1,11,6,16,3,13,8,18,5,15,10,20,2,12,17,4,14,9,19 |
Фланец на 24 болта | 1,13,7,19,4,16,10,22,2,14,8,20,5,17,11,23,6,18,12,24,3,15,9,21 |
Фланец на 28 болта | 1,15,8,22,4,18,11,25,6,20,13,27,2,16,9,23,5,19,12,26,3,17,10,24,7,21,14,28 |
Фланец на 32 болта | 1,17,9,25,5,21,13,29,3,19,11,27,7,23,15,31,2,18,10,26,6,22,14,30,8,24,16,32,4,20,12,28 |
Таблица крутящего момента для фланца класса 150
Материалы фланцев: ASTM A105, ASTM A182 сталь F50 и F51, ASTM A350 сталь LF2 и LF3, ASTM A694 сталь F52
Материалы для болтов: ASTM A193 сталь B7 и B7M, ASTM A320 сталь L7, L7M и L43.
Тип прокладки: графитовая прокладка
Cмазочный порошок болта 1000 (µ = 0,11)
Размер в дюймах | Размер в мм | Номер болта | Диаметр болта | Тип резьбы | Нагрузка болта фунт / дюйм 2 | Крутящий момент, lbf.ft. | Крутящий момент, Nm |
1/2 | 15 | 4 | 1/2″ | UNC | 25 000 | 22 | 30 |
3/4 | 20 | 4 | 1/2″ | UNC | 30 000 | 26 | 36 |
1 | 35 | 4 | 1/2″ | UNC | 33 000 | 29 | 39 |
1 1/2 | 40 | 4 | 1/2″ | UNC | 50 000 | 44 | 60 |
2 | 50 | 4 | 5/8″ | UNC | 50 000 | 86 | 117 |
3 | 80 | 4 | 5/8″ | UNC | 50 000 | 86 | 117 |
4 | 100 | 8 | 5/8″ | UNC | 40 000 | 69 | 93 |
6 | 150 | 8 | 3/4″ | UNC | 45 000 | 137 | 185 |
8 | 200 | 8 | 3/4″ | UNC | 45 000 | 137 | 185 |
10 | 250 | 12 | 7/8″ | UNC | 40 000 | 194 | 263 |
12 | 300 | 12 | 7/8″ | UNC | 40 000 | 194 | 263 |
14 | 350 | 12 | 1″ | UN8 | 41 000 | 296 | 401 |
16 | 400 | 16 | 1″ | UN8 | 40 000 | 289 | 392 |
18 | 450 | 16 | 1 1/8″ | UN8 | 40 000 | 421 | 571 |
20 | 500 | 20 | 1 1/8″ | UN8 | 40 000 | 421 | 571 |
24 | 600 | 20 | 1 1/4″ | UN8 | 40 000 | 588 | 797 |
Таблица крутящего момента для фланца класса 300
Материалы фланцев: ASTM A105, ASTM A182 сталь F50 и F51, ASTM A350 сталь LF2 и LF3, ASTM A694, сталь F52
Материалы для болтов: ASTM A193 сталь B7 и B7M, ASTM A320 сталь L7, L7M и L43.
Тип прокладки: спирально-навитое и кольцевое соединение
Смазочный порошок болта 1000 (µ = 0,11)
Размер в дюймах | Размер в мм | Номер болта | Диаметр болта | Тип резьбы | Нагрузка болта фунт / дюйм 2 | Крутящий момент, lbf.ft. | Крутящий момент, Nm |
1/2 | 15 | 4 | 1/2″ | UNC | 40 000 | 35 | 47 |
3/4 | 20 | 4 | 1/2″ | UNC | 40 000 | 69 | 93 |
1 | 35 | 4 | 1/2″ | UNC | 40 000 | 69 | 93 |
1 1/2 | 40 | 4 | 1/2″ | UNC | 31 000 | 94 | 128 |
2 | 50 | 4 | 5/8″ | UNC | 37 000 | 64 | 87 |
3 | 80 | 4 | 5/8″ | UNC | 42 000 | 127 | 173 |
4 | 100 | 8 | 5/8″ | UNC | 45 000 | 137 | 185 |
6 | 150 | 8 | 3/4″ | UNC | 45 000 | 137 | 185 |
8 | 200 | 8 | 3/4″ | UNC | 45 000 | 218 | 296 |
10 | 250 | 12 | 7/8″ | UNC | 45 000 | 325 | 441 |
12 | 300 | 12 | 7/8″ | UNC | 43 000 | 453 | 614 |
14 | 350 | 12 | 1″ | UN8 | 45 000 | 474 | 643 |
16 | 400 | 16 | 1″ | UN8 | 31 000 | 456 | 618 |
18 | 450 | 16 | 1 1/8″ | UN8 | 34 000 | 500 | 678 |
20 | 500 | 20 | 1 1/8″ | UN8 | 40 000 | 588 | 797 |
24 | 600 | 20 | 1 1/4″ | UN8 | 31 000 | 809 | 1097 |
Таблица крутящего момента для фланца класса 600
Материалы фланцев: ASTM A105, ASTM A182 сталь F50 и F51, ASTM A350 сталь LF2 и LF3, ASTM A694 сталь F52 и F60
Материалы для болтов: ASTM A193 сталь B7 и B7M, ASTM A320 сталь L7, L7M и L43.
Тип прокладки: спирально-навитое и кольцевое соединение
Смазочный порошок болта 1000 (µ = 0,11)
Размер в дюймах | Размер в мм | Номер болта | Диаметр болта | Тип резьбы | Нагрузка болта фунт / дюйм 2 | Крутящий момент, lbf.ft. | Крутящий момент, Nm |
1/2 | 15 | 4 | 1/2″ | UNC | 40 000 | 35 | 48 |
3/4 | 20 | 4 | 1/2″ | UNC | 40 000 | 69 | 94 |
1 | 35 | 4 | 1/2″ | UNC | 40 000 | 69 | 94 |
1 1/2 | 40 | 4 | 1/2″ | UNC | 45 000 | 137 | 185 |
2 | 50 | 4 | 5/8″ | UNC | 50 000 | 86 | 117 |
3 | 80 | 4 | 5/8″ | UNC | 45 000 | 137 | 185 |
4 | 100 | 8 | 5/8″ | UNC | 45 000 | 218 | 296 |
6 | 150 | 8 | 3/4″ | UNC | 45 000 | 325 | 441 |
8 | 200 | 8 | 3/4″ | UNC | 50 000 | 526 | 714 |
10 | 250 | 12 | 7/8″ | UNC | 45 000 | 662 | 897 |
12 | 300 | 12 | 7/8″ | UNC | 45 000 | 662 | 897 |
14 | 350 | 12 | 1″ | UN8 | 45 000 | 894 | 1213 |
16 | 400 | 16 | 1″ | UN8 | 45 000 | 1175 | 1593 |
18 | 450 | 16 | 1 1/8″ | UN8 | 45 000 | 1507 | 2044 |
20 | 500 | 20 | 1 1/8″ | UN8 | 45 000 | 1507 | 2044 |
24 | 600 | 20 | 1 1/4″ | UN8 | 45 000 | 2354 | 3191 |
Таблица крутящего момента для фланца класса 900
Материалы фланцев: ASTM A105, ASTM A182 сталь F50 и F51, ASTM A350 сталь LF2 и LF3, ASTM A694 стальF52, F60 и F65
Материалы для болтов: ASTM A193 сталь B7 и B7M, ASTM A320 сталь L7, L7M и L43.
Тип прокладки: спирально-навитое и кольцевое соединение
Смазочный порошок болта 1000 (µ = 0,11)
Размер в дюймах | Размер в мм | Номер болта | Диаметр болта | Тип резьбы | Нагрузка болта фунт / дюйм 2 | Крутящий момент, lbf.ft. | Крутящий момент, Nm |
1/2 | 15 | 4 | 1/2″ | UNC | 40 000 | 121 | 165 |
3/4 | 20 | 4 | 1/2″ | UNC | 40 000 | 121 | 165 |
1 | 35 | 4 | 1/2″ | UNC | 40 000 | 194 | 263 |
1 1/2 | 40 | 4 | 1/2″ | UNC | 45 000 | 325 | 441 |
2 | 50 | 4 | 5/8″ | UNC | 40 000 | 194 | 263 |
3 | 80 | 4 | 5/8″ | UNC | 50 000 | 243 | 329 |
4 | 100 | 8 | 5/8″ | UNC | 45 000 | 474 | 642 |
6 | 150 | 8 | 3/4″ | UNC | 50 000 | 526 | 714 |
8 | 200 | 8 | 3/4″ | UNC | 45 000 | 894 | 1213 |
10 | 250 | 12 | 7/8″ | UNC | 50 000 | 994 | 1347 |
12 | 300 | 12 | 7/8″ | UNC | 50 000 | 994 | 1347 |
14 | 350 | 12 | 1″ | UN8 | 50 000 | 1306 | 1770 |
16 | 400 | 16 | 1″ | UN8 | 50 000 | 1675 | 2271 |
18 | 450 | 16 | 1 1/8″ | UN8 | 50 000 | 2615 | 3545 |
20 | 500 | 20 | 1 1/8″ | UN8 | 50 000 | 3195 | 4332 |
24 | 600 | 20 | 1 1/4″ | UN8 | 45 000 | 5713 | 7746 |
Таблица крутящего момента для фланца класса 1500
Материалы фланцев: ASTM A105, ASTM A182 сталь F50 и F51, ASTM A350 сталь LF2 и LF3, ASTM A694 сталь F52, F60 и F65
Материалы для болтов: ASTM A193 сталь B7 и B7M, ASTM A320 сталь L7, L7M и L43.
Тип прокладки: спирально-навитое и кольцевое соединение
Смазочный порошок болта 1000 (µ = 0,11)
Размер в дюймах | Размер в мм | Номер болта | Диаметр болта | Тип резьбы | Нагрузка болта фунт / дюйм 2 | Крутящий момент, lbf.ft. | Крутящий момент, Nm |
1/2 | 15 | 4 | 1/2″ | UNC | 40 000 | 121 | 165 |
3/4 | 20 | 4 | 1/2″ | UNC | 45 000 | 137 | 185 |
1 | 35 | 4 | 1/2″ | UNC | 45 000 | 218 | 296 |
1 1/2 | 40 | 4 | 1/2″ | UNC | 50 000 | 361 | 489 |
2 | 50 | 4 | 5/8″ | UNC | 50 000 | 243 | 329 |
3 | 80 | 4 | 5/8″ | UNC | 50 000 | 526 | 714 |
4 | 100 | 8 | 5/8″ | UNC | 50 000 | 735 | 997 |
6 | 150 | 8 | 3/4″ | UNC | 50 000 | 994 | 1347 |
8 | 200 | 8 | 3/4″ | UNC | 50 000 | 1675 | 2271 |
10 | 250 | 12 | 7/8″ | UNC | 50 000 | 2615 | 3545 |
12 | 300 | 12 | 7/8″ | UNC | 50 000 | 3193 | 4329 |
14 | 350 | 12 | 1″ | UN8 | 45 000 | 4133 | 5603 |
16 | 400 | 16 | 1″ | UN8 | 45 000 | 5713 | 7746 |
18 | 450 | 16 | 1 1/8″ | UN8 | 45 000 | 7652 | 10375 |
20 | 500 | 20 | 1 1/8″ | UN8 | 45 000 | 9986 | 13539 |
24 | 600 | 20 | 1 1/4″ | UN8 | 45 000 | 15983 | 21670 |
Таблица крутящего момента для фланца класса 2500
Материалы фланцев: ASTM A105, ASTM A182 сталь F50 и F51, ASTM A350 сталь LF2 и LF3, ASTM A694 сталь F52, F60 и F65
Материалы для болтов: ASTM A193 сталь B7 и B7M, ASTM A320 сталь L7, L7M и L43.
Тип прокладки: спирально-навитое и кольцевое соединение
4.2. Сборка и разборка резьбовых соединений
Конструктивные особенности
Фланцы имеют некоторые конструктивные особенности, как и другие трубные или запорные арматуры. Во время выбора фланца нужно разбираться в расшифровках и отличительных особенностях:
Условный проход
Условный проход — это внутренний диаметр трубы, запорной арматуры, на которую приваривают фланец, или фасонной части. Его принимают только исходя из условного прохода трубы.
Плоские фланцы, у которых условный проход равен 100, 125 и 150, исполнение обозначают буквой (А, Б, В). Буква указывает внешний диаметр трубы. В случае неуказанной буквы по умолчанию выбирают букву А.
Геометрический размеры фланца зависят от условного прохода. Для одного и того же фланца могут быть два различных способа производства — ряд1 и ряд2. В двух случаях различаются межосевые расстояния между присоединительными отверстиями, а в отдельных случаях отличны диаметры соединительных отверстий. По умолчанию фланцы изготовляют по ряду 2.
Давление
Одна из функций фланцевого соединения — выдерживать давление системы и не допускать появление протечки или разрушений. Этот показатель называют условным давлением, и он зависит от геометрических размеров, исполнения, материалов фланца и прокладки для уплотнения.
Температура
Температура фланца зависит от рабочей температуры жидкости. Нужно учитывать — параметры давления и температуры обратно пропорциональны. Взаимозависимость выражают линейной интерполяцией. Специальные ГОСТы приводят таблицы зависимости рабочей температуры и давления для каждого фланца.
Общие требования к проведению ремонта фланцевых соединений оборудования и трубопроводов ас
Ремонт или другие работы (в том числе сварочные) с разъемными соединениями оборудования и трубопроводов, находящихся под давлением, не допускаются за исключением специальных операций по дистанционной перегрузке тепловыделяющих сборок без остановки реактора с помощью специальных машин или механизмов.
При проведении ремонтных работ, связанных с разуплотнением оборудования и трубопроводов, должны быть приняты меры, исключающие загрязнения внутренних полостей или попадания туда посторонних предметов.
Уплотнение разъемных соединений оборудования и трубопроводов должно проводиться в соответствии с производственной инструкцией с применением специального инструмента, исключающего возможность создания в крепежных деталях недопустимых напряжений. Величины затяжки шпилек с контролируемой вытяжкой должны оформляться актами и заноситься в специальные формуляры.
Ремонт фланцев трубопроводов и арматуры заключается
После разборки зеркала фланцев очищают от старых прокладок, графита и следов коррозии до металлического блеска. Очистку производят шабером. Чистоту поверхности зеркал проверяют на отсутствие рисок и штрихов от шабера.
После разборки фланцев обязательно меняют прокладки. Старую прокладку ставить нельзя даже в том случае, если состояние ее вполне удовлетворительное.
Единичные глубокие дефекты, образовавшиеся на зеркале фланца в результате его разрушения струей пара или воды при повреждении прокладки (эрозионные канавки), а также различные забоины и раковины устраняют электронаплавкой с предварительной выборкой дефекта механическим способом. Наплавленные места зачищают и зашлифовывают.
Приспособление для шлифовки и притирки фланцев приведено на рис. 11.9
Параллельность фланцев определяется путем замеров зазоров между фланцами по их периметру с помощью щупа. Проверка степени и равномерности затяга шпилек осуществляется замером их удлинения с помощью микрометра или индикатора. На каждые 100 мм длины шпильки допускается удлинение от 0 03 до 0 — 15 мм. Окончательная затяжка гаек всех фланцевых соединений, включая соединения крышек с корпусами арматуры, кроме соединений с металлическими прокладками, производится при прогреве трубопровода перед пуском в эксплуатацию при давлении на нем не выше 0 4 — 0 5 МПа. Соединение на ус заваривается в случае необходимости в такой последовательности, как показано на рис. 4.4. При этом перед началом заварки на ус должны быть проведены все необходимые испытания изделия, проверена его работоспособность и исключена необходимость разрезки и повторной сварки. При заварке уса свариваемые детали должны быть поджаты усилием, указанным в технической документации, что может быть обеспечено либо поджатием определенного количества шпилек установленным крутящим моментом, либо применением специальной оснастки для стяжки двух фланцев. Ус, как правило, должен завариваться аргонодуговым методом. Требования по сварке, контролю сварного шва и последующей его проверке должны соответствовать указаниям технической документации на каждое конкретное изделие.
Параллельность фланцев проверяют при помощи гидравлического уровня или рейсмуса. При этом затвор должен быть установлен нижним фланцем на горизонтальной опоре.
Параллельность фланцев между собой и торцов труб проверяют щупом. Одновременно проверяют отсутствие зазора между опорными поверхностями фланца и гаек. В условиях монтажа не следует устранять несоосность трубопровода путем излома оси во фланцевом соединении. При подготовке фланцевого соединения для монтажа вначале свертывают фланцы с труб, затем смывают консервирующую смазку и проверяют состояние резьбы на них. Для сборки фланцевых соединений элементов трубных проводок трубы укладывают и укрепляют на выставленных, выверенных и укрепленных опорах. При этом между торцами стыкуемых труб оставляют минимальный зазор, через который можно завести линзу. До заводки линзы на место во фланцы предварительно вставляют одну-две шпильки. Протертую чистой тряпкой линзу осматривают и при отсутствии на ней каких-либо повреждений устанавливают между двумя фланцами при помощи специальных щипцов. После установки линзы трубы сближают и полностью зажимают линзу между торцами труб шпильками.
Параллельность фланцев аппарата при сборке проверяется щупом.
Допускаемые отклонения от параллельности фланцев при сборке фланцевых соединений при рабочем давлении до 16 тегс / сж1 должны быть: не более 0 2 мм для труб наружным диаметром до 108 мм и не более 0 3 мм для труб диаметром свыше 108 мм.
Допускаемые отклонения от параллельности фланцев при сборке фланцевых соединений при рабочем давлении до 16 кГ / см2 должны быть не более 0 2 мм для труб наружным диаметром до 108 мм и не более 0 3 мм для труб диаметром свыше 108 мм.
Допускаемые отклонения от параллельности фланцев пои сборке фланпевых соединений при рабочем давлении до 16 кгс / см. должны быть: не более 0.2 мм лля труб наружным диаметром до 108 мм и не более 0.3 мм для труб диаметром свыше 108 мм.
При сборке маслопровода необходимо: обеспечить параллельность фланцев путем шабровки или их выравнивания подогревом трубы до температуры 300 — 400 С; установить Картонные прокладки с внутренним диаметром, превышающим внутренний диаметр фланца на 2 — 3 мм.
При сборке фланцев между собой должна обеспечиваться параллельность фланцев. Величины допускаемых отклонений (в мм) на каждые 100 мм условного диаметра трубопровода в зависимости от категории трубопровода приведены ниже.
При сборке фланцевых соединений допускаются отклонения от параллельности фланцев на каждые 100 мм условного диаметра; для трубопроводов 3 — й категории — 0 1 мм, 4 — й категории — 0 2 мм. Выправление перекоса фланцев при их соединении путем натяга болтов или шпилек, а также устранение зазора Путем установки клиновых прокладок не допускается.
Ввиду необходимости точной соосности элементов коммуникаций и параллельности фланцев для обеспечения их правильной затяжки проверяется перпендикулярность осей фитингов или соблюдение заданного угла при помощи специальных шаблонов, изготовляемых для жесткости на ребро из листовой стали.
Фланцы широко применяются для надежного и герметичного соединения труб, валов, различных вращающихся деталей и компонентов аппаратов и машин. Самым распространенным способом установки фланца на трубу является приварной.
Обозначение фланцев
Каждый вил фланцев обозначается по-своему:
Плоские приварные фланцы
Разберем на примере обозначение плоских приварных фланцев:
Фланец 1-65-25 09Г2С ГОСТ 12821-80
При выборе фланца под фторопластовую прокладку после цифры Ду, указывают букву Ф.
Воротниковые фланцы
Фланец 1-1000-100 ст. 12х18н10т ГОСТ 12821-80
Обозначает фланец исполнения 1, с условным проходом 1000, рассчитан под давление 100кгс/см2, изготовлен из стали 12х18н10т, которая является конструкционной нержавеющей сталью.
Для квадратных фланцев дополнительно в названии указывают – фланец квадратный.
Также как и в плоских фланцах при использовании фторопластовой прокладки указывают букву Ф.
Свободные фланцы на приварном кольце
Фланец 50-6 СТ20 ГОСТ 12822-80
Кольцо 1-50-6 СТ 35 ГОСТ 12822-80
Здесь: 50 – условный проход, условное давление 6кгс/см2, фланец изготовлен из стали ст20, кольцо из стали ст35.
Для условного прохода 100, 125, 150 необходимо также указывать букву(А, Б, В), по умолчанию – А.
Прокладки для фланцевых соединений
Важно герметизировать узел и соединения, которые находятся под превышающем норму давлением, часто взаимодействующие с агрессивной средой.
Вид фланца или давление, температура и прочие факторы обуславливают тип герметизирующих прокладок:
8.4. Требования к сборке фланцевых соединений с СНП
8.4. Требования к сборке фланцевых соединений с СНП 8.4. Требования к сборке фланцевых соединений с СНП 8.4.1. Сборку фланцевых соединений следует производить в следующем порядке: а) проверить фланцы, включая параллельность уплотнительных поверхностей, СНП и крепежные детали на соответствие требованиям п.п. 8.1 – 8.3. Во фланцевых соединениях типа «выступ – впадина» и «шип – паз», измерить высоту выступа, шипа и глубину впадины/паза и убедиться, что выступ/шип по высоте больше впадины/паза; б) очистить уплотнительные поверхности фланцев от загрязнений; в) нанести смазку на резьбовую часть болтов (шпилек) и гаек; г) установить СНП в посадочное место и смонтировать крепеж; д) завинтить гайки до достижения контакта фланцев с СНП; е) произвести затяжку крепежа в 3-4 прохода, контролируя после каждого прохода параллельность фланцев. 8.4.2. Отклонение параллельности уплотнительных поверхностей фланцев должно определяться щупом, как разность между значениями зазора 1 и 2 (рис. 1) и не должно превышать 1/4 толщины СНП, но не более 0,4 мм для фланцев диаметром до 1000 мм. 8.4.3. Уплотнительные поверхности фланцев должны быть очищены от загрязнений, обезжирены уайт-спиритом по ГОСТ 3134 или ацетоном по ГОСТ 2768 и осушены. 8.4.4. На резьбовую часть болтов и гаек должна быть нанесена смазка из смеси графита ГС-4 по ГОСТ 8295 с глицерином по ГОСТ 6259 в соотношении 25-33% графита и 75-67% глицерина. 8.4.5. Перед установкой СНП во фланцевые соединения уплотнительные поверхности фланцев смазываются графитом ГС-4. Рис. 1. Определение отклонения параллельности уплотнительных фланцев
Рис. 2. Последовательность затяжки крепежа фланцевого соединения
8.4.6. Затяжка крепежа должна производиться в крестообразной последовательности, указанной цифрами на рис. 2. Затяжка должна выполняться в 3-4 прохода. 8.4.7. Для затяжки крепежа должны применяться гаечные ключи с нормальной длиной рукоятки по ГОСТ 2838, ГОСТ 2839, специальные ключи, а также динамометрические ключи. Применение различных рычагов в целях удлинения плеча при затяжке крепежа ключами не допускается. Затяжка крепежа должна контролироваться по крутящему моменту Мкр и осуществляться до достижения его заданного значения. Рекомендуемый метод расчета значения крутящего момента Мкр с учетом необходимых и предельно допустимых удельных нагрузок на СНП, приведен в разделе 8.5 (в соответствии с ПН АЭ Г-7-002-86).
Портал трубоводной арматуры Armtorg.ru
г. Барнаул, Заводской 9-й проезд, 5г/8.
+7 (3852) 567-734; +7 (3852) 226-927
Предыдущая статья Следующая статья
← вернуться в раздел Союз-01 Фирма ЗАО — каталог продукции ← вернуться в оглавление справочника
Последние зарегистрированные компании(Зарегистрировать
Россия, Санкт-Петербург
Армолит
Россия, Иркутская область
Россия, Приморский край Облако товаров
.Другое ….2038 Блоки предохранительных клапанов127 Вентили бронзовые122 Вентили стальные952 Вентили чугунные571 Вентили энергетические144 Задвижки нержавеющие370 Задвижки стальные2163 Задвижки стальные — ХЛ371 Задвижки чугунные1101 Задвижки энергетические87 Затворы стальные293 Затворы чугунные336 Испытательное оборудование для ТПА119 Клапана обратные974 Клапана отсечные61 Клапана предохранительные1120 Клапана регулирующие559 Клапана энергетические128 Компенсаторы сильфонные203 Конденсатоотводчики стальные55 Конденсатоотводчики чугунные67 Котельное оборудование220 Краны бронзовые149 Краны нержавеющие179 Краны стальные608 Краны стальные — ХЛ87 Краны чугунные149 Манометры88 Метизы433 Насосы247 Отводы1081 Отопительное оборудование96 Переключающие устройства46 Переходы461 Пожарная арматура48 Радиаторы33 Регулирующая арматура341 Ремонтное оборудование для ТПА53 Счетчики воды154 Термометры38 Тройники491 Трубы702 Указатели уровня71 Уплотнительные материалы67 Фильтры, грязевики410 Фитинги205 Фланцы2400 Шаровые краны1244 Электроприводы249
Затяжка фланцевых соединений
К затяжке фланцевых соединений требуется отнестись с вниманием — нужна точность всех деталей для лучшей герметизации.
Подготовка элементов
Поверхность фланцев нужно очистить и обезжирить, также ее проверяют на царапины, вмятины, впадины. Убеждаются, что не коррозии на фланце и крепежных элементах (болтах, гайках), удаляют заусеницы с резьбы: перед эти можно «прогнать» по резьбе каждую гайку и болт. Смазывают резьбу болта или шпильки, подготавливают и устанавливают прокладку. Требуется тщательная установка прокладки ровно по центру.
Последовательность затяжки
Надежную и правильную фиксацию фланца обеспечит правильный порядок затяжки болтов. Для этого слегка затените первый болт, следующий болт выбираете с противоположной стороны, затяжка также провести слегка. Третий болт, который затягиваете, отстает от первого на четверть оборота(90°) или близкий к этому углу. Четвертый – напротив третьего. Последовательность продолжить пока не будут затянуты все болты. При затяжке фланцев с креплением на 4 болта используют технику – крест-накрест.
Момент затяжки
Чтобы получить максимально герметическое соединение, болты должны иметь необходимый момент затяжки. Напряжение от затяжки должно быть равномерно распределится по фланцу. Во время затяжки на болт действует растягивающие усилие противоположное усилию затяжки соединения. При избыточном усилии затяжки можно сорвать резьбу на болте или оборвать сам болт.
Для регулировки усилия затяжки используют разные техники затяжки:
Мировая практика сборки соединений фланцев воротниковых часть I
Мировая практика сборки соединений фланцев воротниковых часть I
Действующие директивы, ограничивающие выбросы летучих веществ в атмосферу, а также утечки в трубопроводах и сосудах высокого давления вынуждают производственников уделять огромное влияние надежности фланцевых соединений. В то время как фланец воротниковый (ГОСТ 12821-80), соединенный болтами, выглядит относительно простым по своей природе, целостность соединения в значительной степени зависит от уровня подготовки технического персонала и применения обоснованных методик монтажа. Наличие достоверной исследовательской базы, тщательный подбор материалов наряду с управляемой, безопасной и документально закрепленной технологией сборки имеют основополагающее значение для обеспечения надежности болтовых соединения фланцев воротниковых. В настоящее время на промышленных объектах существует практика работы по утвержденным технологическим процессам, где четко прописаны конкретные процедуры сборки, затягивания и обслуживания фланцевых соединений. Как показывает практика, наиболее эффективным является 6-ступенчатый подход, который включает: • Осмотр и очистку компонентов сборки • Совмещение фланцев • Установку прокладок • Контроль трения крепежных элементов • Контроль усилия затягивания болта • Компенсацию ослабления Осмотр и очистка компонентов сборки Необходимо удалить все посторонние предметы с посадочных поверхностей фланца, болтов, гаек и шайб с помощью инструментов, которые не могут повредить металл (например, нанести царапины). Очистка резьбовых соединений должна осуществляться по касательной к окружности и ни в коем случае не поперек резьбы. В ходе осмотра необходимо обратить внимание на любые повреждения, включая следы коррозии, трещины, радиальные борозды, вмятины от тяжелого инструмента или иные следы, которые могут стать источником разгерметизации соединения. Для оценки уровня деформаций следует использовать измерительные средства там, где это возможно. Необходимо удалить старую краску и смазку с поверхности фланцев. На крепежных элементах и шайбах не должно быть дефектов, таких как заусенцы или трещины. Гайки должны свободно прокручиваться на том участке, где они окажутся после того, как фланцевое соединение будет собрано и соответствующим образом затянуто. Если обеспечить это невозможно, необходимо произвести ремонт поврежденных поверхностей в рамках установленных допусков или замену отдельных элементов сборочного узла. Совмещение фланцев Совмещать фланцы воротниковые (ГОСТ 12821-80) необходимо без приложения избыточных усилий. Для компенсации перекосов не рекомендуется применять рычаги или усиливающие насадки. Все действия должны осуществляться нормальным усилием рук, если речь не идет о больших фланцах, требующих использования подъемно-транспортного оборудования. Взамен избыточного применения силы нужно использовать альтернативные методы, такие как выравнивание позиций с целью совмещения осей, переустановку оборудования или использование нагрева с целью снятия напряжений. Правильное выравнивание всех соединительных элементов лежит в основе надежности болтовых соединений фланцев. Только в том случае, если узел собран без перекосов, можно обеспечить максимальный контакт прокладки с поверхностью, равномерное распределение нагрузок и уменьшение трения между гайкой и фланцем.
Читать вторую часть
Особенности процесса сборки фланцевого соединения
Фланцевое соединение является слабым и уязвимым местом в трубопроводе.
Перекосы плоскостей при установке колец могут привести к образованию дефектов, нарушению герметичности узла и, в конечном счете, создать аварийную ситуацию на магистрали.
Поэтому, при сборке фланцевых соединений важно обеспечить:
Перпендикулярность сборки фланцевых соединений контролируют при помощи специального контрольного угольника и щупа. Отсутствие смещения осей отверстий выявляется уровнем и отвесом. Допустимое отклонение от перпендикулярности кольца по отношению к трубе не должно превышать 0,2 мм на 100 мм диаметра трубы. Смещение оси отверстий фланцев относительно оси симметрии основной трубы должно быть менее 1 мм при диаметре болтовых отверстий 18-25 мм и не более 2 мм при диаметре до 41 мм.