что необходимо предъявлять в аэропорту

Инструкция для тех, кто первый раз в аэропорту

Прежде чем попасть в самолет, вам предстоит пройти через дебри запутанных и страшных лабиринтов местного аэропорта. На самом деле не все так страшно. Страшнее может быть только то, что вы забудете ребенка на земле. Такое бывает.

Первый кордон: досмотр

Телефон уберите в сумку, ноутбук достаньте заранее.

Вопрос: Зачем доставать ноутбук?

Чтобы забрать свои вещи и попасть внутрь аэропорта, Макс направляется к рамке металлоискателя и выкладывает перед ней на стол ключи и телефон. Не забывает про них и забирает свой рюкзак и ноут.

Второй кордон: стойка регистрации

Если не знаете где ваша стойка, попросите помочь сотрудника аэропорта.

Зря конечно он ноут убрал, ну да ладно. Макс лицезреет аэропорт и замечает табло. На табло выведен список со всеми рейсами. Там указана вся нужная информация для пассажиров. В том числе и стойки регистрации. Макс не сразу понял куда идти. Конечно, разве разберешься в этом сложном механизме. Мимо проходящий здоровяк с аббревиатурой ГБР ему точно подскажет куда путь держать. У стойки регистрации оживленная очередь. Простояв 10 минут, пассажир Иванов Максим Иванович с билетом и биркой «ручная кладь» на рюкзаке, направляется на посадку.

Третий кордон: опять досмотр

Предполетный досмотр более тщательный. Здесь не раздевают до трусов, а проходят, не снимая их, в сканер.

На предполетном досмотре требуют снимать верхнюю одежду,обувь с подошвой толще 1 см и высотой каблука более 2.5 см, а также ремни, шарфы, головные уборы и часы.

Снимать все вышеперечисленное не обязательно. Можно пройти в сканер, но только предварительно оставив электронные устройства в сумке или контейнере.

Сдать предметы на платное хранение

Выбрав последний вариант, Макс с угрюмым лицом пошел на посадку.

Четвертый кордон: посадка

Объявляется посадка на рейс… — Иваново, просьба пройти к выходу D 02. Посадка началась и очередная скопившаяся очередь в аэропорту ждала Макса. Очередь прошла, а Макс сидел в ноутбуке и потягивал свежесваренный кофе. Посмотрев на время, он бегом помчался к выходу и на удивление успел. Если бы Максим не приехал заранее в аэропорт, то наверняка бы опоздал на рейс.

Приезжайте в аэропорт за 2-3 часа до вылета

Аэропорт — это огромный механизм состоящий из множества служб. Каждая служба отвечает за вашу безопасность. Помните это, когда будете совершать очередную посадку в другом городе.

Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории

Источник

Вылетающим пассажирам

Уважаемые пассажиры!

При входе в аэровокзал необходимо пройти процедуру контроля безопасности. Пункт досмотра оборудован рентгенотелевизионным интроскопом, а также стационарным и ручными металлоискателями. Досмотр проводят сотрудники службы авиационной безопасности, имеющие сертификат установленного образца.

что необходимо предъявлять в аэропорту. Смотреть фото что необходимо предъявлять в аэропорту. Смотреть картинку что необходимо предъявлять в аэропорту. Картинка про что необходимо предъявлять в аэропорту. Фото что необходимо предъявлять в аэропорту

Общественный порядок в здании аэровокзала обеспечивают сотрудники линейного отдела полиции на воздушном транспорте в аэропорту Воронеж. В их функции входят также процессуальные действия с предметами и веществами, обнаруженными в процессе досмотра багажа, имеющими законодательное ограничение по свободному обороту на территории Российской Федерации.

Информационное обеспечение

Ответы на вопросы о перевозке багажа и ручной клади можно получить в разделе правила на нашем сайте или обратившись на стойку информации, которая расположена на первом этаже аэровокзала и работает круглосуточно. Телефон справочной службы международного аэропорта Воронеж:

Регистрация билетов и оформление багажа

что необходимо предъявлять в аэропорту. Смотреть фото что необходимо предъявлять в аэропорту. Смотреть картинку что необходимо предъявлять в аэропорту. Картинка про что необходимо предъявлять в аэропорту. Фото что необходимо предъявлять в аэропорту

В связи с требованиями службы безопасности в аэропортах Российской Федерации для прохождения паспортного контроля и предполетного досмотра пассажиру необходимо распечатать мобильный посадочный талон на бумаге. Также данный посадочный талон принимается в бухгалтерии в качестве отчетного документа.

Пассажирам следует обратить внимание: время начала регистрации авиабилетов и оформление багажа на внутренние и международные рейсы различается. На внутренние направления регистрация начинается за 2 часа и заканчивается за 40 минут до вылета. На международные — начинается за 2 часа 40 минут и заканчивается за 40 минут до вылета.

Регистрация на рейсы авиакомпаний flydubai и Turkish Airlines заканчивается за один час до вылета. Узнать точное время начала и окончания регистрации на рейс рекомендуется у представителей перевозчика. Также на сайтах авиакомпаний можно заранее пройти онлайн-регистрацию. Регистрация билетов и оформление багажа пассажиров внутренних рейсов проводится в правом крыле аэровокзала, международных — в левом.

На стойке регистрации необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность и авиабилет, а также багаж (независимо от того, где он будет перевозиться — в салоне или в багажном отсеке самолета). При наличии электронного билета предъявляется только документ удостоверяющий личность.

Если вес багажа вместе с ручной кладью превышает норму бесплатного провоза, необходимо оплатить сверхнормативный багаж. С правилами провоза багажа рекомендуется заранее ознакомиться на сайте выбранной авиакомпании. Посадочный талон и багажную бирку, полученные в ходе регистрации, необходимо сохранить до получения багажа в аэропорту назначения.

Предполётный досмотр

Внутренние авиалинии

что необходимо предъявлять в аэропорту. Смотреть фото что необходимо предъявлять в аэропорту. Смотреть картинку что необходимо предъявлять в аэропорту. Картинка про что необходимо предъявлять в аэропорту. Фото что необходимо предъявлять в аэропорту

По окончании регистрации авиабилетов и оформления багажа пассажирам внутренних рейсов следует пройти в правое крыло аэровокзала и подняться на второй этаж на предполётный досмотр. Процедуру проводят сотрудники службы авиационной безопасности.

Далее пассажиры проходят в зал ожидания, где можно посетить кафе, посмотреть телевизор или ознакомится с печатной продукцией, размещенной на специальных стойках. После объявления о начале посадки необходимо пройти к выходу и предъявить посадочный талон.

Пассажиры, нуждающиеся в специальном обслуживании (маломобильные пассажиры и дети без сопровождения) проходят на посадку в первую очередь. Для тех, кто предпочитает проводить время до вылета в более комфортных условиях, работает бизнес-зал Платоновский.

Международные авиалинии

что необходимо предъявлять в аэропорту. Смотреть фото что необходимо предъявлять в аэропорту. Смотреть картинку что необходимо предъявлять в аэропорту. Картинка про что необходимо предъявлять в аэропорту. Фото что необходимо предъявлять в аэропорту

Пассажирам международных авиалиний по окончании регистрации авиабилетов и оформления багажа следует подняться на второй этаж в левом крыле аэровокзала. До начала посадки необходимо пройти обязательные процедуры таможенного и пограничного контроля.

Обратите внимание! Каждая страна устанавливает собственные паспортно-визовые правила на въезд, поэтому необходимо заранее получить официальную информацию о требованиях к проездным документам (паспортам, визам) в консульстве этой страны. При покупке авиабилета на международные рейсы рекомендуется заранее ознакомиться с правилами перевозок на сайте авиакомпании.

Опоздавший пассажир

что необходимо предъявлять в аэропорту. Смотреть фото что необходимо предъявлять в аэропорту. Смотреть картинку что необходимо предъявлять в аэропорту. Картинка про что необходимо предъявлять в аэропорту. Фото что необходимо предъявлять в аэропорту

Если вы опаздываете на рейс, рекомендуем Вам воспользоваться услугой FAST TRACK. Приятного полёта!

Источник

Авиакомпания предъявляет свои требования к коронавирусным документам. Это законно?

Я собиралась в отпуск в Турцию. Изучила правила въезда на официальных сайтах, например посольства. В них сказано: те, кто официально переболел коронавирусом, с обращением в поликлинику, не должны сдавать ПЦР-тест за 72 часа до прилета. Я была уверена, что это правило для меня сработает, потому что сама недавно перенесла заболевание.

Я знаю, что иногда правила въезда трактуют двояко, поэтому на всякий случай написала в авиакомпанию, чтобы уточнить их требования. Представитель Azur Air сказал мне, что я все-таки должна представить отрицательный результат ПЦР-теста на коронавирус. На вопрос, на каком основании, он скинул ссылку на правила на своем сайте. Хотя у посольства и МИД Турции таких требований к справке нет.

Может ли авиакомпания предъявлять свои требования к документам, если они противоречат правилам посольства? Это вообще законно?

Это непростой вопрос. С одной стороны, авиакомпания не должна ухудшать уровень обслуживания пассажиров. С другой — отстаивать свои права вам, скорее всего, придется в суде. А поскольку практики по таким делам еще нет, сложно предсказать, чью сторону примет суд.

Что вправе требовать авиакомпания

Авиакомпании вправе устанавливать свои требования для пассажиров. Но они не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров.

Например, авиакомпания может вводить ограничения на ручную кладь или запретить пассажирам провозить в салоне некрупных животных, даже если они будут сидеть в переноске. Но если перевозчик разрешит пассажирам брать с собой в салон только верхнюю одежду и сумочку 20 × 15 × 5 см для документов, то это будет ухудшением уровня обслуживания: такие требования противоречат общим правилам.

Во время пандемии разные страны часто требуют у туристов дополнительные документы: отрицательный результат теста на коронавирус, медицинскую страховку и так далее. Авиакомпании обязаны проверить, есть ли у пассажиров нужные бумаги при посадке на борт. А еще — убедиться, что документы оформлены правильно. Например, что в них корректно указаны паспортные данные путешественника.

Проблема в том, что страны назначения четко не прописывают требования к документам, которые нужны туристам во время пандемии. Обычно на сайтах МИД, Минтуризма, пограничного контроля и посольства зарубежного государства ограничиваются только списком бумаг, которые должен представить турист. Но как их оформить, не указывают. Поэтому непонятно, подойдет переболевшему сертификат с госуслуг или нужно получить его в поликлинике, чтобы на документе была печать.

Разберу ситуацию со сложными правилами из-за коронавируса на примере Турции.

Как сделать ремонт и не сойти с ума

Правила въезда в Турцию

На сайте посольства Турции в Москве сказано, что туристы могут въезжать в страну с отрицательным результатом теста на коронавирус. ПЦР-тест нужно сдать в течение 72 часов до въезда, антиген-тест — в течение 48 часов.

Без тестов страна принимает путешественников, привитых от коронавируса хотя бы за 14 дней до въезда и переболевших COVID-19 за последние шесть месяцев. В НОТАМ — извещениях, которые рассылают авиакомпаниям, — сказано, что с момента положительного ПЦР-теста должно пройти минимум 28 дней. Это подтверждает посольство России в Анкаре.

НОТАМ — извещения, которые рассылают авиакомпаниямPDF, 282 КБ

Согласно последним изменениям в правила въезда в Турцию из российских вакцин для путешествия подойдет только «Спутник V». Привитым «Спутником Лайт», «КовиВаком» и «ЭпиВакКороной» придется сдать ПЦР-тест до вылета.

Все документы нужно оформить на английском языке или перевести на английский. Сертификат о вакцинации должны выдать официальные власти Российской Федерации. Что это значит — не уточняют. Других требований нет. Например, не указано, кто должен выдать справку о перенесенном коронавирусе, нужна ли влажная печать на ней.

Мы обратились в посольство Турции, и нам сообщили, что для путешествия подойдет сертификат о вакцинации или болезни, который россияне получают на госуслугах. Но опять же в правилах это не прописано.

Как правила интерпретируют авиакомпании

У «Турецких авиалиний» правила не отличаются от тех, что прописаны на сайте посольства и в НОТАМ. Требований к оформлению справок и сертификатов нет.

Pegas Fly пишет, что справку об отрицательном результате ПЦР-теста можно оформить на русском языке, но сам результат — Negative/Positive — нужно указать латиницей. Свои требования у авиакомпании и к справке переболевшего. По версии Pegas, на документе должна быть печать организации. Вероятно, сертификат с госуслуг не подойдет: на нем печати нет.

Редакция путешествий провела эксперимент: мы, как туристы, запросили информацию о требованиях к сертификату через форму обратной связи. В ответ нам предложили ознакомиться с требованиями страны прибытия на портале Nordwind, где сказано то же самое.

При этом на сайте туроператора «Пегас-туристик» говорится, что переболевшие должны распечатать сертификат с госуслуг.

«Аэрофлот» не предъявляет каких-то дополнительных требований к сертификатам о вакцинации или справкам о болезни. А вот все ПЦР-тесты просит оформить по образцу. Например, в требованиях сказано, что на документе должна быть печать организации, точная дата и время забора материала.

Azur Air на своем сайте сначала вообще ничего не писала о том, что в Турцию без справки могут улететь переболевшие коронавирусом путешественники. Авиакомпания информировала только, что без дополнительных документов на борт посадят вакцинированных и тех, кто сделал анализы на коронавирус. Но затем информацию на портале исправили на корректную.

Если Azur Air действительно пускает на борт пассажиров с документом о перенесенном заболевании, то авиакомпания соблюдает права пассажиров — не требует лишних документов.

что необходимо предъявлять в аэропорту. Смотреть фото что необходимо предъявлять в аэропорту. Смотреть картинку что необходимо предъявлять в аэропорту. Картинка про что необходимо предъявлять в аэропорту. Фото что необходимо предъявлять в аэропорту

Почему еще возникают проблемы при регистрации на рейс

К сожалению, такие случаи происходили — о них путешественники рассказывали на форумах. Пассажирам приходилось доказывать свою правоту — показывать страницы с сайтов авиакомпании и посольства и даже вызывать старшего сотрудника авиакомпании. Иногда это помогало, иногда нет.

Источник

Авиапутешествия: что должен знать и на что может рассчитывать пассажир самолета?

что необходимо предъявлять в аэропорту. Смотреть фото что необходимо предъявлять в аэропорту. Смотреть картинку что необходимо предъявлять в аэропорту. Картинка про что необходимо предъявлять в аэропорту. Фото что необходимо предъявлять в аэропорту
ArturVerkhovetskiy / Depositphotos.com

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Путешествовать самолетами – легко, быстро и удобно! Чтобы воздушные путешествия стали еще более понятными и приятными, а над вашей головой не сгущались тучи (во всех смыслах), предлагаем ознакомиться с нашей памяткой авиапассажиру.

Насколько тяжелым может быть авиабагаж?

Это зависит от билета. Если у Вас «невозвратный» билет, то нужно уточнить у авиакомпании, можно ли – и сколько кг? – провезти бесплатно. Однако будьте готовы к тому, что придется оплатить весь багаж целиком, потому что у авиакомпании нет никакой нормы бесплатного провоза багажа для «невозвратных» билетов (абз. 4 п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса).

Если же Вы летите по билету, который можно сдать, то вправе рассчитывать на бесплатный провоз, минимум, 10 кг багажа (абз. 3 п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ, п. 122 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82, далее – ФАП 82).

Если пассажиры путешествуют вместе (например, члены семьи или коллеги), то багаж по их просьбе «суммируется», то есть рассчитывается его общий вес, а не для каждого в отдельности (п. 127 ФАП 82). Правда, даже в этом случае каждый конкретный чемодан не должен весить более 30 кг: во-первых, такой багаж считается тяжеловесным и оплачивается отдельно, причем без учета «бесплатной» нормы, а во-вторых, его вообще могут не принять, если это заранее не согласовать (подп. 12 п. 25 и п. 124, п. 136 ФАП 82). Бесплатно сверх нормы бесплатного багажа можно провозить только инвалидные коляски (п. 124 ФАП 82), а также костыли, трости, ходунки, роллаторы (для пассажиров, которые сами ими пользуются) и детские коляски (п. 136 ФАП 82).

Внимание! О том, можно ли будет бесплатно провезти багаж, и сколько именно, пассажирам обязательно должны рассказать еще до покупки билета (абз. 6 п. 1, п. 1.1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ)!

Хрупкие предметы, документы, деньги и ювелирные украшения сдавать в багаж не рекомендуется (п. 130 ФАП 82). А вот ножницы (с клинком длиннее 6 см), ртутный термометр, жидкость для снятия лака или туалетную воду в расфасовке более 100 грамм нужно сдавать именно в багаж, – в салон с ними не пустят (подп. 1 и 2 п. 2 Приложения 1 к Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров, далее – Правила ПППД).

Живой багаж

Ваши четвероногие питомцы могут перевозиться в самолете: в салоне – только с согласия перевозчика, а в багаже – в любом случае (п. 143 ФАП 82). Разумеется, у вас на руках должны быть необходимые ветеринарные документы. Чтобы перевезти животных в багажном отсеке, их помещают в крепкий контейнер (клетку), обеспечивающий необходимые удобства при перевозке, с доступом воздуха, крепким замком и дном с абсорбирующим материалом (абз. 4 п. 143 ФАП 82). Однако этот живой багаж в норму бесплатного провоза багажа не входит, поэтому и питомец, и его клетка, и даже корм для питания во время полета будут взвешены и дополнительно оплачены (абз. 5 п. 143 ФАП 82).

Что взять с собой в салон?

Независимо от того, насколько тяжел ваш багаж, в салон с собой можно бесплатно пронести сумочку или портфель (с вложенными в них вещами, разумеется), букет цветов, верхнюю одежду и костюм в портпледе, лекарства и детское питание – в количестве, необходимом для полета (п. 135 ФАП 82). Вместо сумки или портфеля можно взять рюкзак – только следите, чтобы его вес и габариты были не больше тех, которые установлены авиакомпанией. Кроме того, в салон бесплатно можно взять покупки из дьюти-фри, упакованные в опломбированный пластиковый пакет, – опять же, не превышающие по весу и размерам те лимиты, которые установлены авиакомпанией. Что касается детской переноски, детской коляски, а также роллаторов, ходунков, костылей и трости – взять их в салон получится только в том случае, если они поместятся под креслом или на верхней полке; конкретные размеры лучше предварительно уточнить у авиакомпании (п. 135 ФАП 82). Но вы можете взять с собой и, собственно, багаж – если он небольшого веса и габарита и может удобно разместиться в салоне (конкретные размеры и вес устанавливаются перевозчиком, но не могут быть менее 5 кг на пассажира, см. п. 133 ФАП 82). Именно такой багаж называется ручной кладью (п. 85 ФАП 82). В качестве ручной клади рекомендуется перевозить предметы, требующие особых мер предосторожности: кино-, фотоаппаратуру, теле-, радиоаппаратуру, электронные приборы, музыкальные инструменты, изделия из стекла, фарфора, керамики (п. 60 Правил ППППД).

Кстати, в полете нельзя пользоваться электронными играми, портативными видеокамерами, видеомагнитофонами, переносными телефонами и другой электронной аппаратурой (абз. 8 п. 47 Правил ППППД). Если об этом по громкой связи объявит (а следовательно, распорядится) командир воздушного судна, то за нарушение запрета можно получить административный штраф или даже арест (ч. 6 ст. 11.17 КоАП).

Алкокладь

Один из самых актуальных вопросов – можно ли проносить с собой на борт алкоголь, и сколько? В багаже – то есть без доступа к нему во время полета (п. 70 Правил ППППД) – пассажиру можно провезти не более 5 литров крепкого алкоголя (24-70%) и некрепкого – столько, сколько ему угодно (абзацы 4 и 5 подп. 1 п. 2 Приложения 1 к Правилам ППППД). В салоне можно провозить только тот, причем неоткрытый, алкоголь, который был куплен в самолете или магазинах duty-free в аэропорту, причем строго в день поездки (абз. 12 подп. 3 п. 2 Приложения 1 к Правилам ППППД). Можно также пронести «свой» – но в таре не более 100 мл, и обязательно закрытый (абз. 9 пп. 3 п. 2 Приложения 1 к Правилам ППППД).

Обратите внимание! Это нормы, касающиеся именно провоза спиртного в самолете. Они могут не совпадать с нормами ввоза алкоголя на территорию конкретной страны. В частности, на территорию РФ один взрослый пассажир вправе провезти не более 5 л спиртного (п. 5 Приложения 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», далее – РС ЕЭК № 107), а детям ввозить спиртное в нашу страну вообще не разрешается. Из этих 5 литров бесплатно можно ввезти только три, а еще за остальные нужно доплатить пошлину (п. 5 Приложения 1 к РС ЕЭК № 107), в размере 10 евро за литр напитка (п. 7 Приложения 2 к РС ЕЭК № 107). Все спиртное сверх 5 литров (а в отношении детей – любой алкоголь) не считается товарами личного пользования (п. 3, п. 4 Приложения 6 к РС ЕЭК № 107), и, следовательно, может ввозиться только с соблюдением специальных таможенных процедур (см. гл. 14 Таможенного кодекса ЕАЭС).

Дети – авиапочтой

Летать самолетами – это дорого, но быстро. Поэтому иногда проще отправить ребенка к бабушке на каникулы одного, без сопровождения, ведь за небольшое время без родительского пригляда ничего страшного не произойдет, а деньги будут сэкономлены. Закон это допускает: пассажиры старше 12 лет могут садиться в самолет и летать вполне самостоятельно (абз. 3 п. 104 ФАП 82), а дети от двух до двенадцати лет – под наблюдением авиакомпании, если это предусмотрено ее правилами (абз. 2 п. 104 ФАП 82). Для этого родители оформляют специальное письменное заявление на наблюдение и перевозку несопровождаемого ребенка (п. 105 ФАП). Такое заявление, впрочем, можно подать и в отношении более старшего отпрыска (до 16 лет), если вы очень за него тревожитесь (п. 105 ФАП 82). А вот малыши до двух лет (дети – инвалиды до 12 лет) могут летать исключительно в сопровождении взрослых (п. 104 ФАП 82). Если несопровождаемый ребенок выезжает за границу РФ, ему необходимо нотариально заверенное согласие родителей на выезд с указанием срока выезда и страны посещения (ст. 20 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», п. 102 ФАП 82).

Не болейте!

Могут ли не пустить в самолет больного пассажира (или пассажирку на сносях)? С одной стороны, специального запрета на перевозку заболевших и беременных лиц в законе нет: пассажир должен сам определить возможность путешествия, исходя из состояния своего здоровья (п. 108 ФАП 82). Однако если болезнь пассажира серьезная, или заразная, или даже просто создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц, то на борт могут и не пропустить (подп. 3 п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ, подп. 3 п. 230 ФАП 82). Получается, что приходить в аэропорт с сильным недомоганием очень рискованно, при том что если болезнь подтверждена документами, то билеты (до окончания регистрации на рейс) можно вернуть без денежных потерь (п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ). Каким именно документом подтверждается болезнь, нужно уточнять у перевозчика (абз. 10 п. 227 ФАП 82).

Например, лоукостер «Победа» требует листок нетрудоспособности или подлинный медицинский документ, с приложением копии лицензии медучреждения (http://www.pobeda.aero/information/book/returns_ticket). О подробностях операций по возврату и обмену билетов можно прочесть здесь.

На борту любого самолета должен быть так называемый «комплект первой помощи» (п. 5.74 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утв. приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128, далее – ФАП 128, п. 6 Методических рекомендаций «Обеспечение воздушных судов гражданской авиации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями», далее – МР о медобеспечении полетов): болеутоляющее средства, лекарства против рвоты, диареи, аллергии, против заложенности носа и антацидное, а также бинты, лейкопластырь, дезинфицирующие салфетки, термометр, одноразовые перчатки, реанимационная маска и т.п., см. п. 9.1 МР о медобеспечении полетов. Самолеты вместимостью более 250 человек имеют, помимо этого, так называемый «комплект медицинских средств» (п. 5.74 ФАП 128, п. 6 МР о медобеспечении полетов), куда входят: стетоскоп, тонометр, шприцы, капельница, катетеры различного назначения и всякие другие приспособления, включая зажим для пуповины, а также большое количество препаратов, в том числе адреналин, нитроглицерин, седативные антиконвульсанты, инъекционный расширитель бронхов и т.п. (п. 9.3 МР о медобеспечении полетов).

Первую помощь оказывает бортпроводник, разумеется, бесплатно (абз. 4 п. 95 ФАП 82, п. 10.1.4 МР о медобеспечении полетов). Бортпроводников обязательно обучают оказанию первой помощи (п. 10.1.8 МР о медобеспечении полетов) – они проходят подготовку по авиамедицине и первой помощи не реже чем раз в два года. При этом сами они медпрепараты не назначают, но если вы их попросите – то предложат подходящий из своего комплекта первой помощи (п. 10.1.9 и п. 10.1.10 МР). А вводить вам ваш собственный они не имеют права (п. 10.1.15 МР), как и самостоятельно пользоваться «комплектом медицинских средств» (п. 10.2.4 МР) – если уж ситуация требует медицинского вмешательства, то будут искать медика из числа пассажиров, который (если таковой отыщется) и окажет медицинскую помощь (п. 10.2.1 МР). Исключение здесь только одно – если нужно экстренно принять роды (п. 10.2.8 МР).

Первая помощь оказывается не только при травмах и отравлениях, но и при простуде. При выявлении такого заболевшего пассажира бортпроводнику рекомендуется переместить его по возможности в изолированное место (п. 2.1.4.1 Приложения 6 к МР), обеспечить его носовыми платками, если он кашляет (п. 2.1.4.4 Приложения 6 к МР) и выдать ему медицинскую маску, а к тому же периодами заменять ее на свежую (п. 2.1.4.5 Приложения 6 к МР).

Украли билет?

В наше время это не смертельно: если вы заявите в авиакомпанию об утере (утрате, краже, порче и т.п.) билета, она будет обязана немедленно принять все зависящие меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира, и если будет установлено, что этот договор действительно был заключен, то авиакомпания оформит билет и примет вас к перевозке (п. 69 ФАП 82). И вообще, отсутствие, неправильность или утеря проездного билета не влияет ни на существование, ни на действительность договора о перевозке (параграф 2 ст. 3 Варшавской конвенции, п. 70 ФАП 82).

Регистрация на рейс

Регистрация на рейс в аэропорту не может заканчиваться раньше, чем за 40 минут до вылета. А окончание регистрации на рейс в пунктах вне аэропорта (а также на интернет-сайте) устанавливается авиакомпанией самостоятельно (п. 81 ФАП 82). Опоздание на регистрацию чревато отказом в перевозке данным рейсом (п. 90 ФАП 82). При регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указывается конкретное место в салоне самолета, а также время окончания посадки на рейс (п. 84 ФАП 82). Если вы регистрируетесь через интернет, то обязательно изыщите возможность распечатать посадочный талон – без такой распечатки вас в салон не пропустят, а распечатать талон в аэропорту не всегда возможно (апелляционное определение Судебной коллегии Свердловского областного суда от 3 октября 2014 г. по делу № 33-13453/2014). Однако вместе с тем можно использовать посадочный талон в электронном виде, если в аэропорту есть информационная система, включающаяв себя электронную базу данных досмотра, и устройство, сканирующее штриховой код, содержащийся в электронном посадочном талоне (п. 84 ФАП 82). Как правило, конкретное место в салоне выбирается как раз при регистрации на рейс, а не при покупке билета (п. 16 ФАП 82). В этом случае, если вы хотите выбрать себе в салоне какое-нибудь кресло поуютнее, приготовьтесь доплатить: услуга по размещению пассажира на самых комфортных местах в салоне воздушного судна по его желанию является дополнительной услугой повышенной комфортности в полете (п. 100, п. 101 Авиационных правил), стоимость которой может не входить в провозную плату (то есть в цену билета). Другое дело, если вы летите вместе с маленькими (до 12 лет) детьми: авиакомпания обязана принять все возможные меры по вашему совместному размещению на борту (абз. 2 п. 84 ФАП 82).

Не позднее, чем указано в посадочном талоне, нужно оказаться у выхода на посадку в самолет (п. 90 ФАП 82). Если опоздать, то в перевозке данным рейсом вам может быть отказано, при этом ваш багаж снимут с самолета и досмотрят (п. 91 ФАП 82, абз. 8 п. 2 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, далее – Нормы авиабезопасности, п. 17 Правил ППППД).

Предполетный досмотр

Правда, если у сотрудников безопасности есть подозрения о готовящемся захвате самолета или чем-то подобном, досмотр может быть более тщательным, например, все пассажиры могут быть досмотрены вручную (п. 57 Правил ППППД).

Не волнуйтесь, если досмотр затягивается: даже если вы опоздаете на самолет из-за продолжительности досмотра (конечно, если при досмотре не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов), вас посадят на другой рейс безо всякой доплаты (п. 41, а также абз. 6 п. 227 и п. 228 ФАП 82).

Отказываться от досмотра нельзя: в этом случае билет утратит силу, а деньги вам не вернут (п. 3 ст. 85 Воздушного кодекса РФ, п. 2 Норм авиабезопасности, п. 20 Правил ППППД).

Откладывается рейс?

Если рейс задерживается, то об этом факте (и о его причинах, кстати) громко объявляется на весь аэропорт (абз. 5 п. 92 ФАП 82). Пассажиры в этом случае имеют право (подп. 4 п. 2 ст. 106 Воздушного кодекса РФ, п. 99 ФАП 82) на дополнительные услуги: нахождение в комнате матери и ребенка (если малышу еще не исполнилось семи лет) и организацию хранения багажа. Если рейс нужно ждать больше двух часов, то перевозчик организует каждому пассажиру два телефонных звонка (или два письма по электронной почте) и прохладительные напитки (абз. 3 и 4 п. 99 ФАП 82). Если ожидание затягивается на срок больше четырех часов, пассажирам предложат горячее питание (и далее каждые шесть часов днем и восемь часов ночью, см. абз. 5 п. 99 ФАП 82). Ну а если рейс откладывается более чем на восемь часов днем (шесть часов ночью), всех пассажиров разместят в гостиницу (абз. 6 п. 99 ФАП 82). И все это, во-первых, бесплатно, а во-вторых, независимо от причин задержки рейса: вследствие неблагоприятных метеорологических условий, изменения маршрута перевозки, по техническим и любым другим причинам (абз. 9 и 1 п. 99 ФАП 82). Время ожидания рейса нужно отсчитывать со времени отправления рейса, указанного в билете (абз. 10 п. 99 ФАП 82).

Это что за остановка – Бологое иль Поповка?

Обратите внимание: те же самые гарантии комфорта пассажиры имеют и в том случае, если самолет приземлился не в том пункте назначения, где изначально планировалось – то есть в случае изменения маршрута (п. 99 ФАП 82). При этом не имеет значения, по какой именно причине был изменен маршрут (например, из-за плохой погоды или пьяного дебоша на борту): авиаперевозчик имеет безусловное право менять маршрут, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией (п. 76 ФАП 82). И так же, как и при задержке рейса, все предусмотренные п. 99 ФАП 82 услуги (звонки, питание, гостиница) оказываются пассажирам бесплатно (абз. 9 п. 99 ФАП 82).

А вот как быть, если самолет приземлился не в том пункте назначения, который указан в билете, и не собирается лететь дальше? Справедливости ради отметим, что такое случается все-таки исключительно редко. В этом случае мы имеем дело с неисполнением перевозчиком договора перевозки. Дело в том, что по договору перевозки, который заключается авиакомпанией и пассажиром и удостоверяется билетом (п. 2 ст. 786 Гражданского кодекса, п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ), перевозчик обязуется перевезти пассажира в указанный пункт назначения (п. 1 ст. 786 ГК РФ). Пункт назначения является существенным условием договора перевозки (п. 1 ст. 432 ГК РФ). И он не может быть в одностороннем порядке изменен или пересмотрен перевозчиком (п. 1 ст. 310 ГК РФ). Поэтому в данном случае вы вправе требовать от авиакомпании, чтобы она довезла вас до конечной точки маршрута согласно приобретенному билету: закон на вашей стороне (см, например, решение Первомайского райсуда г. Мурманска от 20 ноября 2012 г. по делу № 2-4500/12). Более сложными представляются случаи, когда авиаперелет в указанное место состоялся, да предполагаемый аэропорт – не тот (особенно актуально для крупных городов, например Москвы). Тем не менее, даже в этом случае суд может встать на сторону потребителя и признать, что авиакомпания, изменив аэропорт прилета, не исполнила договор перевозки (решение Железнодорожного райсуда г. Улан-Удэ от 11 июля 2013 г. по делу № 2-2263/2013).

Нас и тут неплохо кормят!

Если полет продолжается менее трех часов, то кормить пассажиров на борту воздушного судна вообще не обязаны (абз. 5 п. 95 ФАП 82), но некоторые авиакомпании все-таки угощают своих клиентов. Если полет длится дольше, то по общему правилу пассажирам предлагают горячее питание – через три часа после начала полета и далее каждые четыре часа (абз. 5 п. 95 ФАП 82), причем дополнительная плата за эту услугу не взимается (п. 97 ФАП 82). Однако из этого правила есть и исключения – питание и горячие напитки могут вовсе не предоставляться, если это условие установлено правилами авиакомпании и пассажиру было известно о таком условии до покупки билета (п. 98 ФАП 82).

Меню может сильно различаться в зависимости от класса обслуживания (п. 94 ФАП 82), подробности нужно уточнять у авиакомпании.

Минздрав предупреждает.

А вот можно ли взрослым пассажирам употреблять спиртное на борту самолета? Закон это не запрещает. Но нельзя напиваться «в стельку» – состояние опьянения, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность, карается штрафом (от 500 до 1 тыс. руб.) или административным арестом до 15 суток (ст. 20.1 КоАП РФ). Однако последствия могут быть и более серьезными – командир экипажа вправе высадить пьяного дебошира, а его билет теряет силу (подп. 2 п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ, подп. 6 п. 230 ФАП 82). Более того, если из-за поведения пьяного пассажира, угрожающего безопасности полета, пришлось вынужденно сесть в другом аэропорту (или даже вернуться), а решение об этом принимает единолично командир экипажа (подп. 1 п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ, абз. 5 п. 3.3 ФАП 128), то виновник в последующем будет вынужден оплатить все понесенные авиакомпанией расходы (то есть на топливо, обслуживание, дополнительное питание пассажирам и т.п., а также репутационный ущерб) (см. например, апелляционное определение Московского городского суда от 24 июля 2014 г. № 33-29639/14). Если из-за задержки рейса пострадают другие пассажиры (например, не успеют на свой следующий стыковочный), дебошир оплатит и их расходы (решение Мишкинского райсуда Республики Башкортостан от 1 октября 2014 г. по делу № 2-748/2014).

Отпор авиаскандалисту

Пьяное буйство на борту – это не только высокий риск административной ответственности и денежных потерь. Иногда дебошир может «выхватить» и по ст. 213 (хулиганство) или даже ст. 211 Уголовного кодекса (угон воздушного судна). И если пьяный разгул принял серьезный оборот, то, в принципе, любой пассажир может безнаказанно скрутить хулигана – даже причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, ненаказуемо (ст. 38 УК РФ). Но, разумеется, главный человек на борту, особенно в такой ситуации, – это командир экипажа. Командир может применять любые меры, в том числе меры принуждения, к хулигану на борту, а главное, командир может отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения (подп. 2 п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ, абз. 6 и 7 п. 3.3 ФАП 128, п. 5 ФАП 82).

Существует мнение, что, несмотря на свои широкие полномочия, командир воздушного судна в действительности не может ими воспользоваться: он заперт за пуленепробиваемой дверью внутри кабины самолета и ему якобы не разрешается покидать ее ни при каких обстоятельствах. Однако любой член летного экипажа может отлучаться из кабины, когда это необходимо для исполнения обязанностей, связанных с эксплуатацией самолета, исключая моменты взлета и посадки (абз. 3 п. 3.10 ФАП 128), а главное, если угрожающая безопасности обстановка того требует, то командир экипажа может вовсе не соблюдать требования инструкций (абз. 7 п. 3.3. ФАП 128). Значит, он может и заняться дебоширом лично, а может приказать пассажирам скрутить и утихомирить нарушителя – и такой приказ пассажиры должны будут выполнять (подп. 2 п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ, абз. 6 и 7 п. 3.3 ФАП 128, п. 5 ФАП 82) под угрозой административного наказания (ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ).

Не забудьте свой багаж!

Пассажир обязан получить свой багаж сразу после его предъявления к выдаче (п. 147 ФАП 82). Если багаж не забрали, то он еще два дня (включая день прилета) бесплатно хранится в аэропорту (п. 150 ФАП 82). Авиакомпания должна разыскать владельца такого багажа и отослать ему письменное уведомление о необходимости забрать багаж, а также, где и как это сделать (п. 151 ФАП 82). После отправления такого уведомления багаж хранится еще полгода, после чего уничтожается или распродается (абз. 3 п. 151 ФАП 82). Забытые ручная кладь и личные вещи тоже хранятся полгода (п. 152 ФАП 82). И багаж, и кладь могут быть уничтожены и раньше, если их содержимое находится под угрозой порчи (п. 158 ФАП 82).

А вот в обратной ситуации (владелец есть, а багажа нет) следует направить авиакомпании письменное заявление, и она начнет разыскивать багаж немедленно (п. 154 ФАП 82). Если багаж найдется, его бесплатно доставят пассажиру в указанный им аэропорт или пункт (абз. 8 п. 154 ФАП 82). Кстати, за просрочку доставки багажа с авиакомпании можно взыскать штраф в размере 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более половины провозной платы (ст. 120 Воздушного кодекса РФ).

Если в течение трех недель багаж не будет разыскан, авиакомпания обязана возместить причиненный ущерб. Нормы об ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение, порчу багажа, а также находящихся при пассажире вещей содержатся в абз. 7 п. 154 ФАП 82, ст. 796 ГК РФ, ст. 118-119 Воздушного кодекса РФ, а также Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».

Правила авиакомпаний: насколько их нужно опасаться?

Помимо Воздушного кодекса РФ и ФАП, перевозчики руководствуются своими собственными правилами перевозок. Поэтому пассажиру будет разумнее предварительно ознакомиться с такими правилами (еще до полета): так можно выяснить некоторые полезные вещи, например, куда именно обратиться в случае болезни, и с какими конкретно документами. Кроме того, именно эти правила зачастую запрещают использовать какую-нибудь технику (например, фотоаппараты, радиоприемники, даже электронные игрушки) во время руления, посадки и взлета или даже в течение всего полета (см. также письмо Минтранса России от 20 июля 2016 г. № 01-694-ПГ). Зная такие правила заранее, можно избежать ненужных конфликтов и распланировать досуг юных путешественников, которые могут остаться без привычных гаджетов.

Ирина Разумова,
эксперт компании «Гарант»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *