боюсь взлета самолета что делать
Аэрофобия: Что Это? (Как Победить Страх Авиаперелетов)
Что такое аэрофобия? Это боязнь полётов. Причём не просто боязнь, а панический, иррациональный страх перед путешествиями на самолёте.
Казалось бы, всем известно, что самолёты являются самым безопасным видом транспорта. По статистике ВОЗ на 2020 год шанс попасть в ДТП со смертельным исходом у каждого из нас в 100 раз выше, чем вероятность стать жертвой авиакатастрофы. Но все эти факты просто вылетают из головы, как только аэрофоб приближается к трапу. Остаётся только дрожь в коленях и паника в глазах. С чем же связан такой жуткий страх перед авиаперелётами? Можно ли его лечить и как быстро побороть свою фобию?
Что такое аэрофобия?
Аэрофобия — это страх перед самолётами и полётами. Вообще, термин «аэрофобия» включает в себя страх перед полётами на любых летательных средствах, а для страха исключительно перед самолётами существует отдельный термин – авиафобия. Однако чаще всего употребляется именно слово «аэрофобия», так как оно объединяет в себе все фобии, касающиеся полётов.
Как и любая фобия, аэрофобия считается психическим расстройством. Поэтому для того, чтобы избавиться от этого недуга, большинство людей обращается к специалистам – психологам и психотерапевтам. Но это не значит, что страх летать на самолёте нельзя побороть самостоятельно. Здесь речь идёт скорее о скорости и комфорте лечения, а не о его эффективности в целом.
Разбирая вопрос, что такое аэрофобия, нельзя не рассказать о таком явлении, как навязчивый страх. Это совершенно иное, намного более тяжёлое психическое расстройство. Понять, от чего же вы страдаете, несложно. Если страх возникает непосредственно перед посадкой в самолёт, значит, это фобия. А вот паника при одной мысли о самолётах и всём, что с ними связано, является признаком навязчивого страха. В последнем случае лечить расстройство можно только под контролем врача.
Аэрофобы всячески стараются избегать полётов, что приносит в их жизнь массу неудобств. Например, при поездке в отпуск приходится выбирать места, до которых можно добраться на машине или поезде. Это автоматически исключает из списка курортов тропические острова и другие локации, до которых сложно добраться другим транспортом.
Неудобства, связанные с фобией, мешают аэрофобам не только отдыхать, но и летать работать за границу, ездить в командировки. Поэтому даже тем, кто летает очень редко, стоит задуматься над тем, как избавиться от этого недуга.
Что вызывает аэрофобию?
Любая фобия возникает по ряду индивидуальных причин, отличающихся у каждого человека. Опрос тысяч аэрофобов позволил проанализировать эти причины и назвать пять самых распространённых из них.
В соответствии с исследованиями, проведёнными компанией Boeing и психологом Гердом Гигеренцером из Института развития человеческого потенциала Макса Планка, самые распространённые причины аэрофобии:
- Осведомлённость о произошедших недавно авиакатастрофах и их причинах; Неудачный опыт полётов (попадание в зону повышенной турбулентности, жёсткая посадка, агрессивные пассажиры и т. д.); Боязнь оказаться без медицинской помощи во время полёта (особенно часто проявляется у людей с обострёнными хроническими заболеваниями – сердечной недостаточностью, язвой, сахарным диабетом); Наличие других фобий и прочих психических расстройств, усугубляющих страх полёта на самолёте; Недоверие к профессионализму членов экипажа, связанное с профессиональной деформацией или предрассудками (например, если пилот – женщина).
Кроме перечисленных причин, стоит также упомянуть особенности характера и генетических предрасположенностей аэрофобов. Исследователями было замечено, что склонность к развитию фобий есть у тех людей, чьи родственники страдали или страдают от тревожных расстройств.
Замечено, что страх перед полётами возникает у людей мнительных, неуверенных себе и легко поддающихся панике. В их случае нужно избавляться не от самой фобии, а от её причин, то есть обратиться к психотерапевту и заняться лечением своих психотравм.
Симптомы аэрофобии
Боязнь полётов на самолёте чаще всего возникает внезапно. Человек покупает билет, радуется предстоящему путешествию, строит планы. И тут, внезапно, его одолевает страх. Сначала он проявляется в виде лёгкого беспокойства. Возникают мысли о том, что с самолётом может что-то случиться. Особенно тревожно тем людям, которые узнали о недавней авиакатастрофе незадолго перед полётом.
По мере приближения даты вылета беспокойство перерастает в постоянную тревогу. Многие аэрофобы жалуются на кошмары перед предстоящем полётом. На фоне этого развивается депрессия либо просто ощущается хроническая усталость.
Отчётливый страх, перерастающий в панику, появляется уже в аэропорту. Аэрофобы с наиболее слабой нервной системой, спешат обменять билеты и отменить поездку. Более сильные духом люди ищут альтернативные способы заглушить тревогу. Они пьют успокоительные препараты, медитируют либо просто напиваются до состояния глубокого алкогольного опьянения.
Если описывать симптомы аэрофобии с научной точки зрения, их следует разделить на две группы. В первую группу входят вегетативные, то есть физиологические симптомы:
- Тошнота; Бледность; Головная боль; Приступы удушья; Тремор (дрожащие руки); Обильное потоотделение; Учащённое сердцебиение и дыхание.
В некоторых случаях аэрофобы испытывают боль в груди, похожую на сердечную боль, либо чувствуют частые позывы к мочеиспусканию.
Вторая группа симптомов аэрофобии включает в себя всё, что даёт моральную нагрузку на психику. К таким психическим симптомам относятся:
На фоне этих ощущений чаще всего формируется хроническая усталость и депрессия. Особенно сложно приходится тем людям, которые вынуждены часто летать либо страдают от запущенных форм расстройства.
Виды и стадии аэрофобии
Для того чтобы определиться с курсом лечения заболевания, нужно выявить его причины и понять, насколько всё серьёзно. Это касается любых болезней, в том числе психических расстройств.
Сочетанная аэрофобия представляет собой страх авиаперелётов, возникший из-за наличия у человека сопутствующих обсессивно-компульсивных расстройств. Помните о причинах аэрофобии, перечисленных выше? Сочетанная аэрофобия часто проявляется у людей с тревожным расстройством личности, неврозами, мнительным характером или просто истероидным типом личности. То есть, проще говоря, у большинства аэрофобов.
Независимо от вида фобии, она развивается одинаково у всех аэрофобов. Сначала появляется тревога, которую многие объясняют как «плохое предчувствие» или «интуицию». Немногим позже воображение начинает рисовать тревожные картины печального будущего – падающего или горящего самолёта, кричащих людей и т. д. Многие люди вспоминают кадры из фильмов об авиакатастрофах.
После описанных первых двух стадий развития аэрофобии фобия окончательно формируется. На этом этапе человек уже полностью подчиняется возникшему психическому расстройству, прямо и косвенно стараясь избегать полётов. Если же он всё-таки попадает в салон авиалайнера, наступает четвёртая стадия – паника.
Есть несколько проверенных способов борьбы с аэрофобией, которые помогут самостоятельно преодолеть свой страх перед полётами.
7 советов психолога, как не бояться летать на самолёте
Совет №1. Покупайте билеты на самые комфортные места.
На сайте авиакомпаний всегда можно найти схемы расположения кресел в самолёте. В вашу задачу входит приобрести билет на место, которое находится возле крыльев либо в передней части самолёта. Именно там полёт проходит с наибольшим комфортом.
При выборе места важно учитывать индивидуальные параметры своего тела. Полным и высоким людям комфортнее всего располагаться там, где есть простор для движений, то есть в первом ряду кресел.
Худший вариант – это места в хвостовой части. Там чувствительные люди сильнее всего ощущают тряску и развороты авиалайнера. Некоторых аэрофобов в этой части салона даже укачивает. Поэтому по возможности стоит избегать покупки билетов на такие места.
Совет №2. Избегайте дополнительных стрессов.
Предстоящий полёт – это уже достаточно сильный фактор тревоги. Не стоит усугублять своё состояние переживаниями по другим поводам.
Для начала подготовьтесь к полёту заранее. Соберите вещи и документы, сфотографируйте их на телефон. Это поможет быстро проверить, всё ли вы взяли, в случае возникновения сомнений. Если есть возможность взять с собой минимальное количество багажа, постарайтесь обойтись ручной кладью. Это поможет избежать очередей.
В аэропорт стоит приезжать заранее, предварительно распечатав посадочные талоны и пройдя онлайн-регистрацию. Желательно отдохнуть перед поездкой, выспаться и перекусить.
Совет №3. Наденьте удобную одежду и обувь.
Даже непродолжительный полёт стоит проводить в максимальном комфорте. Поэтому говоря о том, как избавиться от аэрофобии, нельзя не упомянуть о необходимости использования удобной одежды. Всё, что может жать, натирать или другим образом причинять дискомфорт, лучше не надевать. Это касается не только тесной одежды, но и обуви, украшений, аксессуаров.
Совет №4. Сообщите о своём страхе бортпроводнику.
Не стоит стесняться своего недуга и скрывать его от стюардесс. Их обучают тому, как преодолеть аэрофобию пассажиров. Поэтому предупредив девушек заранее, можно облегчить полёт и им, и себе. В случае приступа паники они сразу поймут, что происходит, и смогут быстро помочь.
Совет №5. Старайтесь летать с опытным компаньоном либо искать эффективные способы отвлечься.
Если есть возможность, желательно летать с надёжным человеком, который не боится полётов и может помочь преодолеть страх.
Если же компаньона нет, нужно найти способ отвлечься. Учёными доказано, что в состоянии сильного интереса все негативные эмоции и ощущения притупляются. Поэтому просмотр любимого сериала, прослушивание музыки или беседа с интересным попутчиком позволят победить аэрофобию. Главное – заранее подготовить интересный контент.
Совет №6. Не злоупотребляйте седативными препаратами и алкоголем.
Многие люди считают, что нашли ответ на вопрос, как бороться с аэрофобией перед полётом. Они заранее принимают невероятное количество успокоительного либо пьют спиртные напитки. Оба варианта не полезны и даже вредны. Седативные препараты могут дать неожиданные осложнения, а алкоголь – привести к алкогольной интоксикации, то есть отравлению.
Совет №7. Пейте больше воды и делайте дыхательные практики.
Не знаете, как успокоиться перед полётом на самолёте? Для начала глубоко вдохните воздух полной грудью. Вдыхайте ртом и выдыхайте через нос, медленно и ритмично. Такая дыхательная практика помогает успокоиться. В самом самолёте желательно пить побольше воды, можно заменить на сок или негазированный напиток.
Заключение
Лечение аэрофобии необходимо в том случае, когда она находится в запущенной стадии. Фобия, перетекающая в навязчивый страх, является поводом для обращения к психотерапевту. Такой специалист поможет избавиться не только от самой фобии, но и от её причин.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Боюсь летать на самолёте: что делать, как преодолеть страх перед полётами
Почему появляется страх перед полётом?
Во-первых, самолёт — это относительно молодой вид транспорта. Во-вторых, новости о страшных катастрофах и трагедиях очень часто мелькают в сети – СМИ охотно освещают подобные темы. Человека эта информация, конечно же, пугает. Но статистика показывает, что самолёт — самый безопасный вид транспорта. Случаев с трагическим концом, связанных с полётом, в 1000 раз меньше, чем случаев с авариями на дороге. И в-третьих, у людей мало опыта перелётов. Редко кто летает каждый день, поэтому всякий раз полёт вызывает у человека опасения. Если бы путешествия на самолётах для всех были обычным делом, например, как вождение авто, страха было бы гораздо меньше. Те, у кого работа связана с постоянным передвижением по миру, относятся к перелётам гораздо проще.
Страх появляется в тот момент, когда человек лишается возможности выбора. Пассажир оказывается в безвыходном положении — ограниченное со всех сторон воздушное судно угнетает и вызывает страх. Конечно, кому хочется быть запертым в «железной коробке» на высоте 10 000 метров.
«Страх полётов – очень распространённое явление. В замкнутом пространстве и тем более на высоте человек теряет контроль над ситуацией. В случае непредвиденных обстоятельств он не может остановить рейс и выйти за пределы самолёта», — говорит психотерапевт Евгений Немтин. Страх потерять контроль над ситуацией пробуждает в нас самые неприятные переживания. «Знание того, что полёт может обернуться трагедией, вызывает панику и тревогу. Сопровождается это учащённым дыханием и сердцебиением, тошнотой и укачиванием в самолёте. Аэрофобия может привести даже к потере сознания», — объясняет психотерапевт Ольга Палеха.
Как справиться со страхом?
1. Сконцентрируйтесь на позитивном будущем
Вопреки выражению «процесс важнее результата», в случае полёта, прежде всего, важен результат — вот на нём и сконцентрируйтесь. Тем более что у многих перелёт чаще всего связан с посещением новых городов и стран. Во время полёта представляйте, сколько интересного вас ждёт впереди — достопримечательности, новые знакомства, опыт, яркие впечатления, успешная реализация проекта, который вас ожидает в пункте назначения.
2. Попытайтесь отвлечься
Обязательно берите с собой на рейс наушники, включайте свой любимый плейлист или приятную музыку — это настроит вас на спокойный лад и поможет отвлечься от того, что происходит на борту. Плюс под любимый трек легче визуализировать позитивное будущее и предвкушать путешествие.
3. Примите удобное положение
Привести мысли в порядок поможет максимально устойчивое положение — в телесной психологии этот способ называется заземлением. С помощью этой техники получится быстро взять эмоции под контроль и восстановить связь с реальностью. Точками опоры сидя должны быть ягодицы и стопы – центры тяжести приходятся именно на эти части тела. Всякий раз, как вес тела смещается вперёд или назад, возвращайтесь в исходное положение. Для устойчивости нужно как бы крепко «врасти» ногами в пол. Снимите обувь и каждой стопой наступайте на пол – это даст ощущение опоры и почвы под ногами — в прямом смысле этого слова.
Практикуйте осознанное дыхание — практика поможет насытить мозг кислородом и прийти в состояние покоя и равновесия. Особых навыков и условий для этого не потребуется. Практику можно выполнять и в людном месте – никто не узнает, чем вы заняты. Сделайте глубокий вдох, затем медленный выдох. Ни о чем не думайте, просто дышите, как получается. Повторяйте технику каждые 20-30 минут по 30 циклов дыхания.
5. Объединяйтесь с интересными людьми
Приятная компания поможет преодолеть страх. Идеально летать вместе с родными и друзьями — присутствие рядом важных людей даст ощущение спокойствия, опоры и поддержки. Если такой возможности нет, объединяйтесь с другими интересными людьми и попутчиками — например, с соседом в самолёте. Во время общения время пролетит быстро.
6. Подготовьтесь перед полётом
Физиологический аспект тоже очень важен. Пейте много воды и выспитесь перед предстоящим путешествием — в среднем для взрослого человека это 7-9 часов. В этом случае у вас будет достаточно энергии, чтобы выдержать перелёт.
Резюмируем
Чтобы хорошо перенести полёт и перестать паниковать, подготовьтесь морально и физически. В самолёте уводите фокус внимания на приятные мысли о предстоящем путешествии, включайте любимый плейлист и концентрируйтесь на позитивном будущем.
По возможности найдите интересного собеседника или прочтите книгу, например, — «Лёгкий способ перестать бояться летать» от автора Алексея Герваша. И не забывайте рационализировать происходящее — периодически напоминайте себе, что самолёт — самый безопасный транспорт.
В случае если вы не можете даже переступить порог самолёта, обратитесь к психологу. Всякое может быть — возможно, вас в детстве кто-то напугал или вы попадали в аварию. Неудачный опыт с полётом, сильная турбулентность, экстренная посадка тоже могли стать причиной беспокойства. Найти истоки страха очень важно, но с этим поможет разобраться только грамотный специалист.
Как перестать бояться летать на самолете: 7 способов избавиться от аэрофобии
Что вызывает страх полетов и как победить боязнь перед путешествием по небу.
Здесь и далее фото pixabay.com
Хотя в последние полтора года гражданская авиация и столкнулась с резким снижением пассажирского потока в связи с пандемией, полеты на самолете продолжают оставаться одним из самых популярных средств передвижения на большие расстояния.
Сегодня перелеты стали довольно будничным событием, однако некоторые люди продолжают испытывать перед ними сильный страх и готовы терпеть любые неудобства, лишь бы не подниматься на борт воздушного судна.
Поскольку аэрофобия может быть настоящей проблемой, важно понять, как от нее избавиться — самостоятельно или с помощью специалистов. Именно об этом мы сегодня и поговорим.
Почему люди бояться летать
Перед тем, как мы перейдем к обсуждению того, как перестать бояться летать на самолете, давай попробуем разобраться в том, откуда берется этот страх. За последние сто лет отношение людей к перемещению по воздуху резко изменилось. Авиаперелеты превратились из фантазии в распространенный и широко используемый вид транспорта.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), до пандемии в мире ежедневно совершалось более 100 000 рейсов — так, в марте 2020 года среднее число перелетов за сутки составило 145 тысяч, прежде чем их число заметно сократилось из-за закрытия границ.
В последние годы количество авиаперевозок возрастало не только по частоте, но и по общей безопасности. Так, по статистике в гражданской авиации на 4-5 миллионов вылетов приходится всего один случай авиапроисшествия с летальным исходом. За прошлый, 2020 год, на коммерческих рейсах погибло 299 человек — для сравнения только в России в автомобильных авариях ежегодно умирает от 15 до 20 тысяч людей.
С такими красноречивыми данными неудивительно, что, согласно отчету, опубликованному в журнале «Research in Transportation Economics», авиаперелеты безопаснее с точки зрения смертельных исходов, чем любой другой обычный вид транспорта, в том числе:
Тем не менее, есть моменты, которые заставляют даже бывалого путешественника немного понервничать. Например, когда колеса самолета начинают катиться по асфальту с впечатляющей скоростью, или вы попадаете в зону сильной турбулентности, нередко приходится крепче сжимать подлокотники.
Испытывать чувство растерянности или неуверенности в полете вполне нормально. Хорошая новость: если такое волнение длится недолго и проходит, как только пугающая ситуация заканчивается, у тебя, скорее всего, нет постоянного страха перед полетами, известного как аэрофобия. Как она проявляется, расскажем в следующем пункте.
Если боишься летать, значит, готов умереть. Пилот — об аэрофобии пассажиров
Лётчик Лёха — он же пилот авиакомпании «Победа» Алексей Кочемасов — рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.
Кадр фильма «Вид сверху лучше». © kinopoisk.ru
Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога — и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься — почему же люди бояться летать?
Так пилот авиакомпании «Победа» Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха, начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся — аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.
Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. — Прим. Лайфа) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы — почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?
Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.
Вторая группа людей — это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.
Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас — ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.
Третья группа — самая сложная — им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь — за две недели или за месяц, — они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: «Никто не погиб», «Пострадавших нет». Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.
Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе — штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки — это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.
Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.
Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт — паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет «выйти» в полёте.
«Как говорили классики, знание — сила», добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.
А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.
Взлёт — посадка
Кадр фильма «Вид сверху лучше». © kinopoisk.ru
Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не «бежит», но ещё не летит, потом отрыв — и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный — среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать — там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы — теракты.
При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять «бочку». Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь — хоть вверх ногами.
Турбулентность
Не все компании мира в принципе обходят «болтанку» — азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете — верят в реинкарнацию.
Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде — есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300—400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.
Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.
Старый самолёт
Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах — значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи «Я люблю тебя, Маша», слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле — надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.
Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов — 17 лет. Самый молодой — у «Победы»: у нас самолётам двух лет нет.
Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, «детские болезни» есть, так и здесь — вылезают всё время какие-то мелкие пакости.
Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.