что необходимо предпринять помощнику машиниста при осмотре мвпс

Обслуживание МВПС в пути следования

3.1.Локомотивная бригада обязана содержать инструмент, инвентарь, противопожарные и сигнальные принадлежности в исправном и опрятном состоянии.

3.2.При приемке МВПС локомотивная бригада производит ТО-1 согласно приложения №7 к настоящей инструкции с записью в журнал формы ТУ-152, а также знакомится с записями о работе оборудования и техническом состоянии МВПС от предыдущего планового ремонта (технического обслуживания).

3.3.* При смене локомотивных бригад при обороте поезда менее 20 минут принимающая бригада производит ТО-1 по циклам 3,4. При этом помощник машиниста проход в хвостовую кабину производит низом по стороне свободной от платформы. (в редакции приказа 65/ДМВ от 9 апреля 2013 года)

3.3.1.Особенности приемки состава по ст. Москва Пассажирская (ТЧ-6):

При обороте поезда менее 20 мин., приемку инвентаря помощник машиниста проводит в рабочей кабине, приемку инвентаря второй кабины по прибытию на конечную станцию. При обороте поезда менее 20 минут сокращенное опробование тормозов проводится с машинистом прибывающего поезда. Установка маршрутного указателя направления и включение пожарной системы ПРИЗ в хвостовой кабине в режиме «хвостовой» возлагается на локомотивную бригаду, прибывшего поезда. Передача реверсивной рукоятки и учет электроэнергии возлагается на сдающего помощника машиниста.

3.3.2.* Особенности приемки состава по станции оборота Девяткино:

Машинист, принимающий электропоезд, встречает его, находясь на платформе в районе остановки головной кабины, внимательно наблюдая за состоянием поезда, плавностью его хода, а также прислушивается к наличию посторонних шумов.

Помощник машиниста, принимающий электропоезд, встречает его, находясь на платформе в районе остановки хвостовой кабины, внимательно наблюдая за состоянием поезда, плавностью его хода, осматривает токоприемники, остекление вагонов и проверяет на слух состояние ходовых частей прибывающего поезда.

— Локомотивная бригада, сдавшая электропоезд, находясь на платформе, или спустившись с нее на обочину, внимательно осматривает осаживающийся в парк электропоезд и проверяет на слух состояние ходовых частей.

При обнаружении неисправности принимают меты к сообщению о ней принявшей локомотивной бригаде, а в случае необходимости оказывают личную помощь в ее устранении, при наличии разбитых стекол при сдаче маршрута сообщают дежурному по депо или пункта оборота для принятия мер.

После осаживания в парк локомотивная бригада, принявшая электропоезд, обязана с двух сторон внимательно осмотреть колесные пары, механическую часть и внутривагонное оборудование поезда с соблюдением требований пунктов 4 и 5.(в редакции приказа 65/ДМВ от 9 апреля 2013 года)

3.4.Помощник машиниста при обслуживании поезда, как правило, находится в кабине управления головного вагона. Машинист МВПС для обеспечения наблюдения за работой оборудования и устранения возникших неисправностей, при неисправной радиостанции, оповещения в головной кабине управления, а также для обеспечения безопасной посадки и высадки пассажиров, при ограничении видимости на посадочных платформах (туман, метель, плохое освещение), может изменить местонахождение помощника машиниста. Нахождение помощника машиниста при прибытии на конечную станцию в головной кабине обязательно, за исключением случаев необходимости устранения возникших неисправностей или по местным условиям.

3.4.1.* При отправлении электропоезда с начальной станции, до выполнения проверки действия тормозов в пути следования, помощник машиниста обязан находиться в хвостовой кабине управления. При этом обмен информацией и регламент переговоров между машинистом и помощником машиниста должен проводиться, по переговорному устройству между кабинами, а при их неисправности с помощью звуковой сигнализации или в необходимых случаях по поездной радиосвязи. Переход помощника машиниста из хвостовой кабины управления в головную, должен осуществляться только после проверки действия тормозов в пути следования и с разрешения машиниста. Осуществлять проверку работы оборудования, и отлучатся из кабины управления, помощник машиниста может только с разрешения машиниста. (в редакции приказа 65/ДМВ от 9 апреля 2013 года)

3.5. Помощник машиниста при проходе по составу, контролируя состояние оборудования, согласно приложения № 5. При проходе по составу МВПС помощник машиниста обязан докладывать машинисту по связи «пассажир-машинист» о номере вагона, в котором он на данный момент находится. По приходу в кабину помощник машиниста докладывает машинисту о результатах проверки и состоянии поезда, а в зимнее время дополнительно о тепловом режиме в салонах поезда. При отсутствии возможности прохода по составу допускается переход помощника машиниста в головную кабину по платформе, при этом проверка внутривагонного оборудования осуществляется при первой возможности прохода по составу.

3.6. Отправление поезда с начальной станции на участке обслуживание ТЧ-6:

3.6.1. Допускается отправление с начальной станции при нахождении помощника машиниста в головной кабине при исправной системе контроля закрытия автоматических дверей.

3.7. Для обеспечения культурного обслуживания пассажиров освещение в салонах МВПС включать согласно Приложения №12. В сложных метеоусловиях (дождь, гроза, обильный снегопад, метель, туман и т.д.) включение освещения производить исходя из данных метеоусловий.

3.8. *На станции отправления машинист и его помощник обязаны подготовить МВПС к посадке пассажиров и отправлению, открыть автоматические двери со стороны платформы не менее чем за 5 минут (зимой) и 10 минут (летом) до отправления поезда при отсутствии пассажиров на платформе, установить на маршрутных указателях название станции назначения следования поезда. Перед отправлением поезда, за 2-3 минуты проинформировать пассажиров, по радиооповестительной установке поезда, о маршруте следования поезда и остановочных пунктах, которые он проследует без остановок. Информирование пассажиров о порядке следования поезда, также проводится на станциях массовой посадки и высадки пассажиров.

Перед отправлением поезда с начальной станции машинист обязан: включить систему «ПРИЗ» в режим «маршрут», проверить РПЛ при выполнении регламента «Минутная готовность», включить систему САВПЭ и ввести в неё соответствующие параметры для следования с обслуживаемым поездом. В случае неисправности САВПЭ текст обязательных объявлений в пути следования поезда передает машинист или помощник машиниста, в соответствии с приложением №2. Текст обязательных объявлений может изменяться по заявке перевозчика, при условии согласования с моторвагонной дирекцией. (в редакции приказа 65/ДМВ от 9 апреля 2013 года)

Для обеспечения безопасной посадки и высадки пассажиров локомотивная бригада обязана выполнять следующие требования:

3.8.1.Остановить МВПС в пределах пассажирской платформы, головной кабиной МВПС напротив сигнального знака «Остановка первого вагона», а при его отсутствии торца пассажирской платформы.

3.8.2.Машинист МВПС производит открытие автоматических дверей только после полной остановки поезда.

3.8.3.О платформах, которые по своей длине не вмещают полностью МВПС, локомотивная бригада обязана при отправлении с начальной станции и предшествующем остановочном пункте, непосредственно перед открытием дверей предупредить пассажиров по радиооповестительной установке поезда с указанием, из каких вагонов возможен выход.

3.8.4.После остановки поезда при разрешающем показании светофора, помощник машиниста обязан внимательно наблюдать за посадкой и высадкой пассажиров через открытое окно двери служебного тамбура (в случае невозможности открытия окна служебного тамбура через открытую боковую дверь служебного тамбура, держась за поручни или за специально установленную ручку на стене служебного тамбура) головного или хвостового вагона МВПС, с соблюдением требований охраны труда. При запрещающем показании светофора во время стоянки поезда, помощник машиниста обязан находиться в кабине, за посадкой-высадкой пассажиров наблюдает машинист или помощник машиниста (с чьей стороны платформа) через зеркало заднего вида или в открытую боковую форточку. Прекратить наблюдение за составом и вернуться в кабину управления помощник машиниста может только после проследования поездом всей платформы. Для локомотивных бригад ТЧ-6 Крюково при невозможности открытия бокового окна служебного тамбура наблюдение производится в открытую дверь служебного тамбура за прохождением состава вдоль платформы не менее шести вагонов. На платформах, расположенных в кривых участках пути, при плохой освещенности платформ или при других помехах, ограничивающих видимость состава: помощник машиниста, после остановки, обязан выйти из служебного тамбура на платформу, пройти вдоль вагонов или отойти к краю платформы на расстояние, обеспечивающее видимость посадки и высадки пассажиров во всех вагонах МВПС. Убедившись в окончании посадки и высадки пассажиров, помощник машиниста подает машинисту ручной сигнал на закрытие автоматических дверей (в светлое время суток поднятием руки вверх, в темное время суток поднятием вверх сигнального фонаря). После закрытия автоматических дверей удостоверившись, что ими никто не зажат визуально (машинист по сигнальной лампе контроля дверей), помощник машиниста возвращается в служебный тамбур. Убедившись в разрешающем показании путевого светофора и обменявшись информацией с машинистом о показании путевого светофора (или локомотивного светофора, если не видно путевого светофора) подает сигнал на отправление поезда. За задержку МВПС при отправлении с платформ, вследствие длительной стоянки по условиям ограниченной видимости платформы, локомотивная бригада ответственности не несёт. Перечень остановочных пунктов, где помощник машиниста обязан находиться в хвостовой кабине, указан в приложении № 4

3.8.5.При необходимости нахождения помощника машиниста в составе МВПС, информирование пассажиров по радиооповестительной установке, контроль за посадкой и высадкой пассажиров, а также наблюдение за платформой при отправлении поезда осуществляет машинист через зеркало заднего вида, а помощник машиниста наблюдает за посадкой и высадкой пассажиров через открытые автоматические двери. После посадки и высадки пассажиров помощник машиниста подаёт машинисту ручной сигнал на закрытие автоматических дверей в светлое время суток движением рукой в темное время с помощью сигнального фонаря движением вверх-вниз. Закрытие автоматических дверей машинист производит только после получения сигнала от помощника машиниста. При ограниченной видимости платформы через зеркало, машинист обязан вызвать из вагона помощника машиниста для осуществления наблюдения за посадкой и высадкой пассажиров.

3.8.6.Локомотивная бригада обязана соблюдать следующий порядок отправления поездов со станций и остановочных пунктов:

— по радиооповестительной установке поезда объявляется: “Посадка окончена, будьте осторожны, двери закрываются” производится только после полной посадки и высадки пассажиров, после чего помощник машиниста дает команду на закрытие автоматических дверей;

— машинист, получив команду от помощника машиниста на закрытие автоматических дверей и, убедившись в разрешающем показании светофора, закрывает двери, предварительно убедившись по зеркалу заднего вида, в пределах видимости, в отсутствии препятствий;

— помощник машиниста, визуально убедившись в закрытии автоматических дверей и отсутствии между ними препятствий в темное время суток в горении лампы подсветки на хвостовом вагоне, после чего дает команду на отправление поезда;

— машинист, получив команду на отправление поезда, убедившись в разрешающем показании светофора и загорании контрольной лампы закрытия автоматических дверей, а также в том, что никто не зажат автоматическими дверьми (в пределах видимости, через боковое зеркало заднего вида), выжидает 2-3 секунды и приводит МВПС в движение.

3.8.7.Если при отправлении МВПС помощник машиниста видит, что движение МВПС вдоль платформы создает угрозу жизни или здоровью людей, он обязан немедленно принять меры к экстренной остановке поезда (подать машинисту сигнал на остановку, остановить поезд «стоп-краном»), а машинист обязан немедленно остановить поезд экстренным торможением.

3.8.8.В случае не загорании лампы контроля закрытия автодверей машинист дает команду помощнику машиниста убедиться визуально, что между створками автодверей никто не зажат и отсутствуют посторонние предметы. При необходимости помощник машиниста должен пройти вдоль состава для осмотра. При дальнейшем следовании поезда до устранения неисправности сигнализации закрытого положения дверей локомотивная бригада должна внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров.Если по какой либо причине локомотивная бригада не может закрыть автоматические двери во всем поезде, то отправление МВПС с данного остановочного пункта до выяснения причин вызвавших неисправность, и до её устранения запрещается. Если дверь не закрывается в одном тамбуре, то локомотивная бригада обязана закрыть ее принудительным способом. Отправление МВПС с остановочного пункта с открытыми автоматическими дверями запрещается.

3.8.9.Локомотивная бригада, перед закрытием автоматических дверей, обязана убедиться в отсутствии причин, препятствующих закрытию автоматических дверей. Контроль, в этом случае, осуществляется помощником машиниста, путем визуального наблюдения за всей стороной МВПС, с докладом об этом машинисту, машинист производит наблюдение через зеркало обратного вида. При невозможности просмотра всей стороны МВПС, закрытие автоматических дверей, производится после объявления об этом пассажирам по системе оповещения. Для исключения травмирования пассажиров во время посадки и высадки пассажиров на остановочных платформах и станциях, автоматические двери (противоположные) остановочной платформе должны постоянно находиться закрытыми. После закрытия противоположных посадке автоматических дверей на станциях оборота, помощник машиниста проходит по платформе вдоль состава и убеждается в отсутствии зажатых в дверях посторонних предметов.

3.8.10.Перед уходом помощника машиниста из хвостовой кабины управления в головную он обязан выключить все потребители, кроме выключателя сигнальных ламп, хвостовых сигналов и подсветки маршрутных указателей. После ухода помощника машиниста из хвостовой кабины управления, кабина должна быть закрыта на замок и поставлена на сигнализацию (при ее наличии). Контроль за исправным состоянием сигнализации и исправностью замков возлагается на старшего машиниста.

3.8.11.Перед отправлением с остановочного пункта, после которого имеется предупреждение на опускание токоприемников необходимо проверить их на опускание и подъем.

3.8.12.Машинисту, во время движения МВПС, категорически запрещается переводить реверсивную рукоятку контроллера машиниста в нулевое положение или в положение «Назад».

3.8.13.При любой остановке поезда, не предусмотренной расписанием, машинист обязан информировать помощника машиниста, находящегося в кабине управления хвостового вагона, о причине остановки и порядке дальнейшего следования. В том случае, если помощник машиниста находится в составе МВПС, то он обязан по связи «Пассажир-машинист» выяснить у машиниста причину остановки.

3.8.14.При отсутствии помощника машиниста в головной (хвостовой) кабине управления более 2-х остановочных пунктов (при следовании без остановок – более перегона) и отсутствии у машиниста информации о местонахождении помощника машиниста, машинист обязан по радиооповестительной связи убедиться в наличии в составе помощника машиниста. В случае неполучения ответа от помощника машиниста из состава, машинист обязан произвести остановку на первом остановочном пункте, привести МВПС в нерабочее состояние, закрепить его установленным порядком от самопроизвольного ухода, закрыть кабину управления и лично выяснить местонахождение помощника машиниста. При отсутствии помощника машиниста в составе, машинист обязан сообщить об этом ДСП ближайшей станции (либо ДНЦ) и далее действовать по указанию поездного диспетчера. Машинисту разрешается довести поезд без помощника машиниста, только до ближайшей станции. Отправляться на перегон без помощника машиниста запрещается.

3.8.15.Локомотивная бригада в пути следования обязана, в установленных местах, контролировать исправность прожектора и состояние токоприемников МВПС, записи на кассету регистрации КЛУБ-У. Места осмотра токоприемников и исправность прожектора МВПС с платформы в пути следования приведены в приложении № 6 к данной инструкции.

3.8.16.По прибытию на конечный пункт назначения машинист обязан информировать пассажиров на какую сторону будет производиться высадка и, после полной остановки открыть двери для высадки пассажиров.

3.8.17.При смене кабины управления локомотивная бригада обязана визуально осмотреть правильность осигнализирования хвостового вагона.

3.8.18.Особенности прибытие поезда на конечные станции на участке обслуживание (ТЧ-6):

3.8.18.1.Перечень путей с односторонней высадкой и посадкой пассажиров:

— ст. Москва-пасс. 1,2,8 пути;

— ст. Тверь: 1,2,3 платформы, 39 и 41 тупики;

— ст. Бологое: 2,6,1,5,9 пути.

3.8.18.2. После остановки поезда на платформах с односторонней высадкой пассажиров машинист обязан: не снимать питание с дверей противоположной высадке стороны в течение 1 мин.

По прибытии на пути № 6; № 4 ст. Москва-пас. в зависимости от времени оборота и количества пассажиров на посадку и населенность прибывшего поезда машинист определяет, на какую сторону производить высадку пассажиров. Если на платформе со стороны посадки большое количество пассажиров и состав переполнен, необходимо высадку производить на левую сторону, а двери со стороны посадки держать закрытыми в течение 1 мин. и по истечении этого времени открыть двери со стороны посадки.

3.9.В случае получения машинистом поезда информации от поездного диспетчера об изменении маршрута следования поезда или изменении графика движения (по регистрируемому приказу ДНЦ) машинист обязан оповестить пассажиров об этих изменениях по радиооповестительной связи.

3.10.При задержке поезда более 5 минут машинист обязан вызвать дежурного по ближайшей станции, либо поездного диспетчера и выяснить у них причину задержки поезда и после этого оповестить об этом пассажиров.

3.11.При смене кабин управления МВПС на станциях оборота:

3.11.1.При обороте менее 20 минут машинист осматривает салоны МВПС на наличие посторонних предметов через окна, проходя по платформе одновременно осматривая состояние токоприёмников. При обнаружении посторонних предметов немедленно докладывает дежурной по станции (дежурному по пункту оборота) или работникам милиции.

3.11.2.При обороте более 20 минут локомотивная бригада осматривает подвагонное оборудование со стороны свободной от платформы и салоны МВПС на наличие посторонних предметов.

3.11.3.* Прием электропоезда по ст. Санкт-Петербург Финляндский.

Принимающая локомотивная бригада при наличии возможности обязана осмотреть прибывающий на перрон электропоезд с двух сторон.

Машинист внимательно осматривает ходовые части (обращая особое внимание на плавность хода и на наличие посторонних шумов), токоприемники, состояние кузовного оборудования со стороны платформы, на которую прибывает поезд, находясь на междупутье напротив ее торца. Помощник машиниста внимательно осматривает ходовые части (обращая особое внимание на плавность хода и на наличие посторонних шумов), токоприемники и кузовное оборудование с противоположной стороны, находясь на междупутье напротив торца соседней платформы или на обочине.

В темное время суток, принимающая локомотивная бригада для осмотра прибывающего электропоезда включает прожектор (при его наличии), при этом место нахождения одного из членов локомотивной бригады меняется, и он находится у прожектора.

По прибытии на электропоезд проверяют токоприемники на их опускание и подъем. Если токоприемники были опущены сдающей локомотивной бригадой, которая находится еще на составе, принимающей локомотивной бригаде запрещается производить подъем токоприемников до получения разрешения на их подъем от сдающей бригады.

После приемки головной кабины помощник машиниста сразу проходит вдоль состава низом по стороне свободной от платформы и внимательно осматривает колесные пары, ходовые части и подвагонное оборудование.

При приемке состава, локомотивная бригада обязана проверить работу системы пожарной сигнализации «ПРИЗ». Результаты проверки и выявленные замечания, записать в журнал формы ТУ-152.

При сдаче электропоезда машинист внимательно осматривает состояние токоприемников, остекление вагонов и списывает показания счетчиков электроэнергии; помощник машиниста внимательно осматривает колесные пары, ходовых частей, подвагонное оборудование, остекление окон и при обнаружении неисправностей принимают меры к их устранению или снятию состава с линии при наличии неисправности угрожающей безопасности движения.

При обороте по ст. С. Петербург –Финляндский менее 10 минут на сдачу электропоезда машинист вправе изменить установленный порядок. (в редакции приказа 65/ДМВ от 9 апреля 2013 года)

3.12.Перед заездом в депо, парки отстоя помощник машиниста обязан пройти по составу для осмотра вагонов на наличие посторонних предметов и выхода всех пассажиров.

3.13.При выявлении ползуна (навара) на колесной паре машинист обязан лично произвести её осмотр, по длине ползуна определить его глубину сделать запись в журнал формы ТУ-152, и принять решение о дальнейшем следовании. При постановке МВПС на ремонт ТО-3, ТР-1, или на внеплановый ремонт записать в журнал формы ТУ-28 о необходимости произвести осмотр данной колесной пары с замером величины ползуна. Мастер цеха после осмотра колесной пары с ползуном, если колесная пара не бракуется, обязан о величине ползуна для локомотивных бригад сделать запись в журнал формы ТУ-152. Категорически запрещается делать записи с общей формулировкой (например: «Состав принят с ползунами»).

3.14.Запрещается локомотивной бригаде оставлять без контроля отопление хвостовой кабины управления поезда.

3.15.* При производстве приемки или сдачи электропоезда, локомотивная бригада обязана произвести продувку тормозной и напорной магистралей через концевые краны при закрытых разобщительных кранах к крану машиниста, с регистрацией данной продувки на картридж КЛУБ-У.

Локомотивные бригады, заступающие на пункте оборота, встречают прибывающий электропоезд с осмотром токоприёмников и экипажной части, (если имеется возможность). Путь прибытия электропоезда уточняет дежурный по пункту оборота у дежурной по станции и ставит в известность локомотивную бригаду. Сдающая локомотивная бригада производит продувку магистралей со стороны головного вагона, с которого был обслужен последний поезд, а принимающая локомотивная бригада с противоположной стороны, с регистрацией данной продувки на картридж КЛУБ-У.

3.16.* При получении любым из работников локомотивной бригады, информации об ухудшении здоровья пассажира поезда (в редакции приказа №ОктДМВ-110 от 01 июня 2015 года), работники локомотивной бригады обязаны:

3.16.1.Сообщить посредством радиосвязи ДСП (ДНЦ) о происходящем и заявить о необходимости вызова «Скорой помощи».

3.16.2.Посредством внутрисалонной поездной трансляции, обратиться к пассажирам со следующим объявлением: «Уважаемые пассажиры, если среди вас есть медицинский работник или человек, имеющий медицинскую квалификацию (опыт, навык), прошу пройти в вагон №_______ для оказания медицинской помощи пассажиру».

3.16.3.После получения от ДСП (ДНЦ) информации о месте прибытия «Скорой помощи», произвести установленным порядком остановку в указанном месте (по указанию ДСП (ДНЦ)) и передать больного пассажира медицинским работникам «Скорой помощи».

3.16.4.В случае прибытия на конечную станцию или при смене локомотивных бригад, работникам локомотивной бригады, заявившей о необходимости вызова «Скорой помощи», запрещается оставлять больного пассажира без присмотра, до его передачи медицинским работникам «Скорой помощи».

Источник

ТОИ Р-32-ЦТ-555-98 Типовая инструкция по охране труда для локомотивных бригад

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заведующий отделом технической инспекции труда
ЦК Российского профсоюза
железнодорожников и
транспортных строителей

Заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД

Вводится в действие с 1 октября 1998 г.

Инструкцию разработали: Л.А. Шлянина, Ю.В. Шукаев, В.Н. Ищенко (ВНИИЖТ), Б.И. Школьников (ВНИИЖГ), П.С. Комарова, Е.И. Козинов, В.Г. Любасова (ЦТ МПС), О.И. Сенчило (ТЧ Москва-Сорт).

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2. К работе по техническому обслуживанию и эксплуатации локомотивов и МВПС допускаются мужчины не моложе 18 лет, прошедшие профессиональный отбор, профессиональное обучение, предварительный медицинский осмотр, сдавшие квалификационные экзамены на право управления локомотивом и МВПС, а также прошедшие инструктаж, обучение, стажировку и проверку знаний по охране труда и пожарной безопасности.

В процессе работы локомотивная бригада в составе машиниста и помощника машиниста должна проходить повторные, внеплановые и целевые инструктажи, а также медицинский осмотр.

3. Машинист и помощник машиниста должны знать:

конструкцию локомотива и МВПС, способы и приемы устранения неисправностей их оборудования;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, правила оказания первой (доврачебной) помощи и место хранения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами, знать их назначение и дозировку употребления;

расположение электрических проводов и электрических машин, приборов и аппаратов, которые находятся под напряжением на локомотиве и МВПС;

требования охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

4. Машинист и помощник машиниста обязаны:

во время работы иметь при себе удостоверение о присвоении группы по электробезопасности, служебное удостоверение с отметкой о сдаче свидетельства на право управления локомотивом и МВПС в отдел кадров депо и свидетельство помощника;

при подъеме на локомотив и МВПС и сходе с них находиться лицом к локомотиву и держаться руками за поручни;

быть одеты в спецодежду и спецобувь при проведении технического осмотра локомотива и МВПС.

5. На территории депо, в цехах и помещениях депо:

1) локомотивная бригада должна:

соблюдать требования знаков безопасности труда и сигналов, предупреждающих об опасности;

следить за движением локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта;

переходить смотровые канавы по переходным мостикам;

ходить только по оборудованным служебным проходам.

2) локомотивной бригаде запрещается:

находиться под поднятым грузом;

заходить за защитные ограждения оборудования;

касаться электроприборов и их зажимов, арматуры общего освещения и опор контактной сети. При обнаружении оборванного контактного провода принять меры к ограждению места обрыва и сообщить о случившемся энергодиспетчеру. Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного контактного провода, следует отходить от него небольшими (не более 0,1 м) шагами, не отрывая ног от земли;

открывать двери электрошкафов находящихся под напряжением;

во время маневров, вводе (выводе) локомотива, МВПС в депо и в ремонтное стойло (из депо и ремонтного стойла) находиться в местах отмеченных знаком безопасности «Осторожно! Негабаритное место!».

проходить вдоль путей по обочине или посередине междупутья, обращая особое внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы и вагоны;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, убедившись, что в этом месте нет движущихся на опасном расстоянии локомотивов, МВПС или вагонов;

перед переходом пути, занятого подвижным составом, через переходные площадки вагонов следует убедиться, что в этом месте нет движущихся по смежному пути локомотивов, МВПС или вагонов;

при переходе через переходную площадку вагона следует убедиться в исправном состоянии поручней и подножек;

при сходе с переходной площадки необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, убедившись в отсутствии препятствий к сходу. В темное время суток место схода следует осветить фонарем;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м;

обходить группы вагонов или локомотивов, находящихся на путях, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки.

7. Машинисту, помощнику машиниста запрещается:

становиться или садиться на рельсы;

находиться на подножках, лестницах и других наружных частях локомотивов при их движении;

переходить пути по стрелочным переводам;

переходить или перебегать через пути перед приближающимся подвижным составом;

подлезать под подвижной состав и залезать на автосцепки при переходе через пути.

8. После выхода из помещения в ночное время необходимо выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте.

9. Выходя на путь из помещения или из-за угла здания, ухудшающих видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

10. Помощник машиниста может отлучиться с локомотива, МВПС только с разрешения машиниста.

11. При работе на машиниста и помощника машиниста могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

повышенная пли пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации;

повышенный уровень инфразвуковых колебаний;

повышенная пли пониженная влажность воздуха;

повышенная или пониженная подвижность воздуха;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенный уровень статического электричества;

повышенный уровень электромагнитных излучений;

отсутствие или недостаток естественного света;

недостаточная оснащенность рабочей зоны;

возможность образования горючей среды вследствие утечек или выбросов под избыточным давлением из трубопроводов масла, дизельного топлива и нагретых газов, а также возможность возникновения источников загорания с последующим воспламенением горючих материалов и жидкостей;

токсические, раздражающие сенсибилизирующие вещества, проникновение которых может происходить через органы дыхания и кожные покровы;

нервно-психические перегрузки с умственным перенапряжением на фоне монотонного труда с периодическими эмоциональными стрессами.

13. Машинист несет ответственность за пожарную безопасность и системы пожаротушения принятых им локомотивов и МВПС.

Локомотивная бригада должна соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

в кабине машиниста, дизельном помещении, высоковольтной камере запрещается провозить посторонние предметы;

служебные помещения и кабины машиниста локомотивов и МВПС следует постоянно содержать в чистоте;

все защитные устройства электрооборудования должны быть в исправном состоянии;

не допускается курение в машинном отделении и использование открытого огня на локомотивах и МВПС;

контролировать исправность систем пожаротушения, в том числе первичных средств пожаротушения.

14. Контроль и ответственность за выполнение требований безопасности помощником машиниста возлагаются на машиниста.

15. Локомотивная бригада должна соблюдать следующие требования личной гигиены:

для предупреждения заболевания кожи рук при соприкосновении с дизельным топливом, смазочными материалами и водой для охлаждения дизеля следует пользоваться защитными мазями, пастами и «биологическими» перчатками (при выборе указанных защитных средств руководствоваться рекомендациями здравпункта депо);

по окончании работы, связанной с применением защитных паст, руки вымыть водой с мылом, смазать борным вазелином или ланолиновым кремом, слегка втирая его в кожу;

при возникновении раздражения кожи необходимо обратиться в здравпункт для оказания помощи.

II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

17. Локомотивная бригада должна:

1) Пройти предрейсовый медицинский осмотр;

2) Получить от дежурного по депо или машиниста, сдающего локомотив, МВПС в пункте смены локомотивных бригад, инвентарный комплект ключей и реверсивную рукоятку. Проверить по номеру на ключах их соответствие данному локомотиву, МВПС. Запрещается иметь и применять неинвентарные реверсивные рукоятки, ключи выключателей управления и блокирующие устройства, а также пользоваться заменяющими их приспособлениями;

3) Перед приемкой локомотива или МВПС следует убедиться, что локомотив или МВПС заторможен ручным тормозом или под переднюю колесную пару с противоположных сторон подложены тормозные башмаки и локомотив или МВПС не может самопроизвольно сдвинуться с места;

4) Приемку локомотива, МВПС следует начинать с осмотра кабины машиниста, обратив при этом внимание на исправность пульта управления и на ограждение печей отопления;

5) Проверить наличие и работоспособность всех блокирующих устройств путем срабатывания их контактов, а также наличие и состояние заземлений и ограждений. Запрещается эксплуатация локомотива и МВПС с неисправными или отсутствующими блокировочными устройствами, заземлением, ограждениями и устройствами сигнализации о наличии напряжения и высоковольтной (аппаратной) камере.

6) При приемке локомотива или МВПС необходимо проверить наличие и осмотреть защитные средства:

штанги для заземления первичной обмотки тягового трансформатора (для электроподвижного состава переменного тока);

штанги изолирующие для отключения разъединителей тяговых двигателей;

противогазы (для тепловозов, оборудованных установкой газового пожаротушения);

шумоизолирующие наушники (для тепловозов).

На средствах защиты, кроме диэлектрических ковров и инструмента с изолирующими рукоятками, проверить наличие штампа следующего содержания:

Годно до _________________ кВ

Дата следующего испытания______________19__г.

На средствах защиты и предохранительных приспособлениях; применение которых не зависит от напряжения (диэлектрические перчатки, противогазы), проверить наличие штампа следующего содержания:

Дата следующего испытания_________________19__г.

Запрещается пользоваться средствами защиты, срок годности которых истек.

При осмотре противогаза необходимо убедиться и отсутствии внешних повреждений, исправности клапанов, шланга, коробки.

При осмотре слесарно-монтажного инструмента с изолирующими рукоятками проверить, чтобы изоляция на рукоятках не имела раковин, сколов, вздутий и других дефектов.

Диэлектрические ковры не должны иметь видимых механических повреждений.

Отсутствие проколов в диэлектрических перчатках следует проверить путем скручивания их в сторону пальцев.

7) Перед устранением неисправностей приборов и утечек воздуха в соединениях, аппаратах и резервуарах, находящихся под давлением, необходимо отключить их и выпустить сжатый воздух.

Запрещается открывать и закрывать вентили и краны ударами молотка или других предметов.

Перед опробованием тормозов машинист должен предупредить об этом помощника, убедиться в отсутствии людей около локомотива, МВПС и под ним, и проверить включение тормозных приборов.

Запрещается использование переносных светильников без предохранительных сеток, с поврежденной вилкой и изоляцией проводов. При подключении переносных светильников к источнику питания их следует держать в руках или прочно закрепить (подвязать) во избежание самопроизвольного падения.

8) Перед осмотром аккумуляторных батарей выключить рубильник и вынуть предохранители.

Запрещается класть инструмент на аккумуляторные батареи.

При осмотре следует пользоваться переносным светильником.

Перемычки аккумуляторных батарей следует крепить, снимать и ставить торцевыми ключами с изолирующими рукоятками.

ворота полностью открыты и закреплены;

на подножках, площадках, лестницах, на крыше локомотива, МВПС и в смотровой канаве пути, на которую будет ставиться локомотив, МВПС, нет людей.

11) Ввод (вывод) тепловозов в (из) депо осуществляется при неработающем дизеле с питанием тяговых двигателей от постороннего источника или при помощи другого локомотива с прикрытием из железнодорожных платформ (вагонов электро- или дизель-поездов), не позволяющих ему заходить в здание.

12) Немедленно, после ввода электровоза (электропоезда) на экипировочную, смотровую или ремонтную позицию следует опустить токоприемники, затормозить локомотив, МВПС ручным тормозом пли подложить башмаки под крайнюю колесную пару с противоположных сторон и, убедившись в том, что вагоны не выходят за пределы здания депо или ПТОЛ, устно потребовать от лица, ответственного за снятие и подачу напряжения, снять напряжение с контактной сети данной позиции. После ввода (вывода) локомотива, МВПС в (из) депо (пункта технического обслуживания локомотивов) при питании от постороннего источника потребовать от лица, ответственного за подачу и снятие напряжения на (с) локомотив (а), отсоединить от последнего питающие кабели.

13) При наличии напряжения в контактной сети депо и ПТОЛ, что соответствует включенному положению секционного разъединителя, на видном месте по обоим концам позиции, а также на площадках выхода на крышу электровоза (электропоезда) должен гореть красный сигнал. В этом случае рукоятка привода секционного разъединителя на замок не запирается.

В депо или в ПТОЛ нормальным положением секционного разъединителя должно быть положение «Выключено», т.е. контактная сеть без напряжения.

15) Перед приемкой или осмотром электроподвижного состава на позиции в депо (пункте технического обслуживания локомотивов) необходимо убедиться в снятии напряжения с контактной сети по показаниям сигнализации, положению рукоятки привода секционного разъединителя и по наличию заземления контактной сети. При негорящих огнях сигнализации на позиции следует считать, что контактная сеть находится под напряжением.

При питании электроподвижного состава от постороннего источника следует убедиться, что его питающие кабели отключены от локомотива и МВПС.

16) К приемке и осмотру электроподвижного состава следует приступать только с разрешения дежурного по депо, его помощника или специально назначенного работника.

17) Прежде чем поднять токоприемник, машинист ставит об этом в известность помощника и они вместе должны убедиться в том, что:

в высоковольтной камере, в машинном отделении отсутствуют люди;

закрыты двери и установлены щиты высоковольтных камер;

закрыты крышки подвагонных ящиков, лестницы и калитки технологических площадок для выхода на крышу, коллекторные люки машин;

убраны тормозные башмаки, а также посторонние предметы;

с отремонтированных машин и аппаратов сняты временные присоединения и заземления;

кран на линии сжатого воздуха открыт;

машины, аппараты и приборы готовы к пуску и работе;

складные лестницы сложены, закрыты (заблокированы) люки для выхода на крышу локомотива;

быстродействующий выключатель отключен и рукоятки контроллера находятся на нулевой позиции;

крышевые или главные разъединители на локомотиве и МВПС включены;

люди находятся в безопасной зоне;

После этого машинист должен громко подать оповестительный звуковой сигнал «Поднимаю токоприемник», и поднять токоприемник способами, предусмотренными схемами электроподвижного состава.

18) До вывода локомотива или МВПС из депо машинист должен лично убедиться и том, что вагоны правильно сцеплены и на рельсах нет предметов, препятствующих движению.

19) Машинист, после оповещения дежурным по депо или его помощником, или другим специально назначенным работником о подключении источника питания напряжением 250 В при вводе (выводе) локомотива, МВПС и (из) депо, ПТОЛ должен визуально убедиться, что токоприемники опущены, людей в высоковольтной камере и на крыше нет. После этого закрыть двери высоковольтной камеры и уведомить дежурного по депо или его помощника, или специально назначенного работника о том, что можно подать на локомотив, МВПС напряжение.

20) После постановки электровоза, МВПС в депо или ПТОЛ напряжение должно быть снято и только после этого следует приступить к его осмотру или ремонту.

21) Запрещается находиться в высоковольтной камере, если к розеткам питания от постороннего источника под кузовом электровоза подведено напряжение выше 42 В переменного тока или выше 110 В постоянного тока.

22) Не отключать и не снимать любое блокирующее устройство или защитное ограждение.

18. Требования безопасности при экипировке локомотивов и МВПС.

1) Набор песка в песочницы тепловозов и МВПС производить только с исправных стационарных поворотных площадок.

Набор песка в песочницы электровозов следует производить только со стационарных площадок.

2) Ввод (вывод) электровоза на (с) экипировочную (ой) позицию (и), расположенную (ой) на открытых деповских путях или на приемочных путях станции производить только по разрешающему сигналу световой сигнализации (зеленому огню светофора) и при красном огне сигнализации о подаче напряжения на секционированный участок контактной сети над экипировочной позицией.

Показания сигнализации ввода (вывода) на (с) позицию (и) должны быть обратными показаниям сигнализации о наличии напряжения и контактной сети.

Запрещается выход на крышу электровоза, находящегося под контактным проводом, при наличии напряжения в контактной сети.

3) Воду для охлаждения дизелем тепловозов и дизель-поездов следует закачивать и сливать при помощи трубопроводов ручного водяного насоса и других приспособлений, исключающих пролив воды.

4) Заправку тепловозов и дизель-поездов дизельным топливом и маслом для дизеля следует проводить через раздаточные топливные и масляные колонки с помощью раздаточных пистолетов.

5) Смазочные материалы, расходуемые в небольших количествах, следует переносить на локомотив, МВПС в специальной таре с плотно закрывающимися крышками.

6) Запрещается слив отработанного дизельного масла, некачественного дизельного топлива, а также охлаждающей воды на путь и в смотровые канавы.

7) Запрещается высовываться из окон локомотива и МВПС при вводе (выводе) его на установку наружной обмывки. Окна и форточки кабин и вагонов должны быть закрыты. Скорость передвижения локомотива, МВПС должна быть не более 3 км/час.

Ввод локомотива, МВПС на моечную установку должен производиться только по разрешающему показанию сигнализации.

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

19. Требования безопасности при управлении локомотивом, МВПС.

1) Перед тем, как начать движение локомотива, МВПС локомотивная бригада должна находиться в кабине.

2) До начала движения поезда двери рабочей кабины машиниста, из которой ведется управление, и межсекционные двери должны быть закрыты, а на МВПС двери рабочего тамбура закрыты на замок. Следует закрыть на замок двери нерабочих кабин машиниста, шкафов управления всех вагонов электропоезда, служебных кабин моторных и прицепных вагонов МВПС и межсекционную дверь (при работе одной секцией).

Запрещается проезд в рабочей кабине локомотива лиц, не входящих в состав локомотивной бригады, за исключением кондукторов (составительской бригады), а также должностных лиц, имеющих разрешение, выдаваемое в порядке, установленном МПС России, но не более двух человек одновременно.

3) Во время движения локомотива, МВПС локомотивной бригаде запрещается:

закорачивать защитную блокировку;

высовываться из боковых окон кабины за пределы эркера;

открывать входные наружные двери и высовываться из них, за исключением случаев отправления МВПС с железнодорожной станции или платформы;

находиться на лестницах, подножках, площадках и других наружных частях локомотива и МВПС;

находиться помощнику машиниста в машинном отделении электровоза при наборе и сбросе позиций контроллера машинистом и при включении и выключении контактора отопления поезда;

выходить из наружной двери тамбура локомотива, МВПС при подъезде к платформе.

4) С локомотива и МВПС можно сходить только после его полной остановки, предварительно следует осмотреть место остановки и убедиться в безопасности выхода. В темное время суток необходимо осветить место выхода. Не сходить с локомотива и МВПС, если по смежному пути приближается или движется подвижной состав.

К осмотру или ремонту экипажной части локомотива, МВПС приступать только после окончания набегания и оттяжки вагонов.

Запрещается осматривать и ремонтировать локомотив, МВПС при прохождении поезда по смежному пути.

При остановке локомотива, МВПС следует затормозить его, убедиться, что он не может тронуться с места и только после этого приступать к осмотру или ремонту. При этом один член локомотивной бригады должен оставаться в кабине.

5) Для осмотра и ремонта локомотива, МВПС снаружи, в темное время суток, следует пользоваться переносными светильниками или аккумуляторными фонарями.

6) При встречном движении поезда по смежному пути (за исключением участков с левосторонним движением) локомотивная бригада должна следить за его состоянием и в случае обнаружения посторонних предметов, груза, выходящего за габарит, искрения буксового узла или какого-либо другого повреждения встречного поезда немедленно сообщить об этом по поездной радиосвязи машинисту встречного поезда и дежурному ближайшей станции.

7) При встречном движении поездов по смежным путям на перегонах или на железнодорожных станциях в темное время суток необходимо переключить прожектор в положение «Тусклый свет» на таком расстоянии, чтобы не ослепить локомотивную бригаду встречного поезда. После проследования головной части встречного поезда немедленно включить прожектор в положение «Яркий свет» для осмотра состояния встречного поезда.

При встречном движении поездов по смежным путям на перегонах или на железнодорожных станциях следует оставлять прожектор в положении «Тусклый свет». На сортировочных станциях при проведении маневровых работ прожектор маневрового локомотива, должен находиться в положениях «Тусклый свет» или «Яркий свет» в зависимости от видимости находящихся на путях предметов, людей и подвижного состава.

8) При подходе поезда с тепловозом (дизель-поезда) к тоннелю следует закрыть окна в кабине машиниста.

9) Все работы по соединению и разъединению пневматических рукавов, межвагонных, межлокомотивных и межсекционных целей управления и отопления, а также проверку сцепления автосцепок, необходимо проводить только с разрешения машиниста при заторможенном локомотиве, МВПС.

Соединение или отсоединение межвагонных и межсекционных соединений следует проводить при обесточенных цепях управления и перекрытых концевых кранах.

Перед разъединением соединительных рукавов тормозной магистрали необходимо перекрыть концевые краны. Перед продувкой тормозной магистрали соединительный рукав взять возле головки и только потом открыть кран.

20. Требования безопасности при обслуживании тепловоза одним машинистом:

1) Машинист должен находиться с правой стороны кабины локомотива.

2) Уходя из кабины локомотива для осмотра его узлов, необходимо затормозить локомотив вспомогательным тормозом, закрепить рукоятку крана машиниста фиксатором, убедиться по показаниям приборов, что давление в тормозном цилиндре 0,38-0,4 МПа (3,8-4,0 кгс/см 2 ), привести в действие ручной тормоз, снять и взять с собой реверсивную рукоятку, затем запереть окна и входную дверь. При необходимости подложить под колесную пару локомотива с противоположных сторон тормозные башмаки.

3) Смену тормозных колодок следует проводить при техническом обслуживании локомотива (ТО-2) совместно с работниками ПТОЛ или при приемке и сдаче локомотива со сменным машинистом.

4) При внезапном ухудшении состояния здоровья в пути следования и возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения и безопасности людей, работающих на путях и подвижном составе, необходимо принять все меры к срочной остановке поезда, сообщить о случившемся по радиосвязи дежурному по железнодорожной станции и оговорить порядок последующих действий.

5) При заторможенном локомотиве можно выполнять следующие операции:

проверять наличие и исправность блокирующих устройств, средств защиты, сигнальных принадлежностей и противопожарного оборудования. При заглушенном дизеле можно заходить в высоковольтную камеру;

контролировать правильность сцепления локомотива с первым вагоном состава;

заряжать тормозную магистраль сжатым воздухом, опробовать автотормоза;

протирать стекла, обтирать нижнюю и лобовую части кузова, проводить уборку кабины машиниста и машинного отделения;

заменять перегоревшие лампы в кабине машиниста, машинном отделении, под кузовом локомотива, лампы прожектора (из кабины) при обесточенных цепях освещения;

заменять в цепях управления предохранители;

осматривать механическое и тормозное оборудование и производить его крепление.

21. Требования безопасности при техническом обслуживании тепловозов и дизель-поездов:

1) Перед пуском дизеля осмотреть состояние его узлов и вспомогательного оборудования, убрать инструменты и приспособления, проверить укладку полов, подать оповестительный сигнал.

2) Запрещается пуск дизеля на многосекционных тепловозах при одновременно включенных кнопках «Топливный насос» на пультах обеих секций.

3) Запрещается при работающем дизеле тепловоза выполнять какие-либо монтажные работы на локомотиве у вращающихся деталей.

4) Запрещается входить в дизельное помещение тепловоза при работе дизеля выше 10-ой позиции.

5) Люки картера дизеля следует открывать через 10-15 минут после его остановки.

6) Перед осмотром дизеля, вспомогательного оборудования и электрооборудования следует обесточить все электрические цепи, выключить рубильник аккумуляторной батареи.

7) Запрещается вскрывать и исправлять электрические приборы и аппараты, находящиеся под напряжением. В дизель-поездах для смены предохранителей, в цепи которых нет автоматических выключателей, необходимо пользоваться предназначенными для этой цели специальными рукоятками.

Установку и присоединение проводников к зажимам автоматических выключателей, электрических аппаратов и машин, их осмотр, а также замену вышедших из строя предохранителей следует производить при обесточенных цепях. Необходимо использовать предохранители только с калиброванными вставками и патронами, окрашенными в установленные цвета.

8) Запрещается подниматься на крышу тепловоза и дизель-поезда на электрифицированных участках, если контактный провод находится под напряжением или если отсутствие напряжения в нем установить не представляется возможным.

9) В случае если на одной из секций тепловоза (дизель-поезда) дизель не работает и она передвигается посредством другой секцией, постоянно соединенной с ним, на неработающей секции необходимо принять следующие меры безопасности:

отключатели тяговых электродвигателей должны находиться в отключенном положении.

10) При выполнении каких-либо работ с фрикционной муфтой должен быть перекрыт воздухопровод ее привода.

11) При наружном осмотре секции холодильника привод жалюзи должен быть поставлен на защелку.

Запрещается открывать монтажные люки шахты холодильника и заходить в шахту при работающем вентиляторе.

12) Осматривать тяговые электродвигатели, тяговый генератор и вспомогательные электрические машины и снимать их люки можно только при остановленном дизеле и тепловозе.

13) Топливо, скапливающееся в отсеках топливных насосов дизелей, следует удалять при помощи специальных вакуумных установок.

После набора топлива пробки баков плотно закрыть.

14) Не допускать попадания смазочных материалов, топлива и воды на пол.

15) При выходе из кабины машиниста в дизельное помещение при работающем дизеле необходимо надеть шумоизолирующие наушники.

1) Запрещается снимать при поднятом токоприемнике щиты подвагонных ящиков с электрооборудованием, кожуха и другие ограждения.

2) При поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике разрешается:

заменять перегоревшие лампы в кабине машиниста, в кузове (без захода в высоковольтную камеру и снятия ограждений), освещения ходовых частей, буферных фонарей, внутри вагонов при обесточенных цепях освещения;

протирать стекла кабины внутри и снаружи, лобовую часть кузова, не приближаясь к токоведущим частям, находящимся под напряжением контактной сети, на расстоянии менее 2 м, и не касаясь их через какие-либо предметы;

заменять в цепях управления предохранители, предварительно их обесточив и включив автоматы защиты;

менять прожекторные лампы при обесточенных цепях, если их смена предусмотрена из кабины машиниста, и включать автоматы защиты;

осматривать тормозное оборудование и проверять выходы штоков тормозных цилиндров;

проверять на ощупь нагрев букс;

вскрывать кожух и настраивать регулятор давления;

настраивать электронный регулятор напряжения;

продувать маслоотделители и концевые рукава тормозной и напорной магистралей;

проверять подачу песка под колесную пару.

На электровозах дополнительно разрешается:

обслуживать аппаратуру под напряжением 50 В постоянного тока, которая находится вне высоковольтной камеры;

проверять цепи защиты под наблюдением мастера, стоя на диэлектрическом коврике и с надетыми диэлектрическими перчатками;

контролировать по приборам, а также визуально работу машин и аппаратов, не снимая ограждений и не заходя в высоковольтную камеру;

обтирать нижнюю часть кузова;

осматривать механическое оборудование и производить его крепление, не заходя под кузов;

проверять давление в маслопроводе компрессора;

регулировать предохранительные клапаны воздушной системы;

производить уборку (кроме влажной) кабины, тамбуров и проходов в машинное отделение.

Другие работы на ЭПС при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике запрещаются.

3) Осмотр машинного отделения ЭПС во время движения проводит по указанию машиниста его помощник. При этом на ЭПС машинист должен держать рукоятку контроллера на нулевой или ходовой позиции.

4) Запрещаются работы на ЭПС, состоящем из двух и более секций при поднятом токоприемнике, за исключением работ, предусмотренных подпунктом 2) пункта 22 настоящей Типовой инструкции.

23. Перед техническим обслуживанием тяговых двигателей, вспомогательных машин и других электрических аппаратов, расположенных в высоковольтных камерах, шкафах, ящиках, за панелями пульта управления и легкосъемными (без применения инструмента) ограждениями, при нахождении электроподвижного состава в депо, ПТОЛ или на путях под контактным проводом локомотивной бригаде следует остановить локомотив, МВПС, привести в действие ручной тормоз и выполнить следующее.

1) На электровозах необходимо:

выключить вспомогательные машины, электропечи обогрева кабины, электроотопление поезда. Отключить главный выключатель на электровозах переменного тока (быстродействующий выключатель на электровозах постоянного тока) и опустить токоприемники выключением соответствующих тумблеров на пульте управления. Убедиться по показаниям вольтметра и визуально, что токоприемники опущены;

заблокировать кнопки блоков выключателей на пульте управлении блокирующими ключами и снять их;

снять реверсивную рукоятку с контроллера машиниста. Блокирующие ключи выключателей и реверсивная рукоятка должны находиться у лица, производящего осмотр или ремонт оборудования.

закрыть доступ сжатого воздуха разобщительным краном в цепи подвода к клапану токоприемника.

На электровозах переменного тока после полной остановки вспомогательных машин и фазорасщепителя заземляющей штангой, предварительно подсоединенной в установленном месте к корпусу электровоза, коснуться выводов тягового трансформатора для снятия емкостного заряда с силовой цепи электровоза, после чего заземлить высоковольтный ввод, пользуясь диэлектрическими перчатками.

После проведенных операций, убедившись на слух в полной остановке вращения вспомогательных машин, разрешается вход в высоковольтную камеру, снятие ограждений и выполнение осмотра или ремонта, при этом дверь, шторы и ограждения высоковольтной камеры должны оставаться открытыми на все время пребывании в опасной зоне.

У электровозов (секций), работающих по системе многих единиц, техническое обслуживание тяговых двигателей, вспомогательных машин и других электрических аппаратов производится при опущенных токоприемниках на всех электровозах (секциях).

2) На электропоездах необходимо:

опустить все токоприемники и визуально убедиться в этом;

главный разъединитель и заземлитель трансформатора установить в заземляющее положение.

Осмотр и ремонт крышевого оборудования на ЭПС необходимо производить при снятом напряжении в контактной сети на специализированных путях, оборудованных разъединителями для отключения и заземления контактной сети.

Запрещается на электропоездах переменного тока принудительное включение реле опускания токоприемника «РОП» или постановка перемычек на его блокировки.

3) Если неработающий ЭПС передвигается другим, электрически с ним не связанным локомотивом, необходимо убедиться в следующем:

на неработающем ЭПС все работы в кабине, под кузовом и на крыше прекращены и люди находятся в безопасной зоне;

рукоятка контроллера установлена на нулевой позиции и токоприемники опущены;

кнопки выключателя вспомогательных машин и токоприемников отключены;

ключ от выключателя и реверсивная рукоятка находятся у машиниста;

выключатели управления на ЭПС отключены, а на электросекции отключен разъединитель цепей управления;

отключены разъединители: главный и крышевой, вспомогательных цепей и отключатели тяговых двигателей;

На электровозах, оборудованных устройствами для электрического отоплении вагонов, необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

ключ отопления поезда после соединения отопительной магистрали между головным вагоном и локомотивом до момента расцепления должен находиться у машиниста локомотива;

перед отцепкой или прицепкой вагона с электрическим отоплением, осмотром ходовых частей вагонов поезда, разъединением и соединением отопительной системы с локомотивом машинист обязан отключить отопительную магистраль поезда, силовые и вспомогательные цепи, быстродействующий или главный выключатель, опустить токоприемники и после этого передать ключ отопления поездному электромеханику или начальнику поезда;

машинисту запрещается включать отопление состава и приводить поезд в движение при отсутствии у него ключа отопления;

при раз рыве поезда в пути следования машинист должен немедленно снять напряжение с отопительной магистрали;

при срабатывании аппаратов защиты отопительной системы поезда на локомотиве, машинисту разрешается произвести включение только один раз. В случае повторного срабатывания защиты, последующее включение производить после выявления и устранения причины срабатывания, по устной заявке поездного электромеханика или начальника поезда.

24. Локомотивная бригада должна незамедлительно устранять все замеченные неисправности блокирующих устройств и средств защиты, которые представляют или могут представлять опасность для нее и пассажиров МВПС. При невозможности устранить обнаруженные неисправности в пути следования, необходимо принять меры к ограждению опасного места. После прибытия на пункт оборота, в локомотивное или моторвагонное депо сделать соответствующую запись в Журнале технического состояния локомотива (форма ТУ-152). Локомотив, МВПС с такими неисправностями к эксплуатации не допускаются.

25. Во время работы локомотивная бригада должна быть в спецодежде и спецобуви, за исправностью которой следует следить и своевременно сдавать ее в химчистку и ремонт.

IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

26. При обнаружении пожара на локомотиве или в составе поезда машинист обязан принять меры к остановке поезда.

Дальнейшие действия локомотивной бригады должны соответствовать Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.

27. При обрыве заземляющих шунтов, кожухов электропечей, заземляющих проводников пульта машиниста, а также корпусов вспомогательных машин, восстанавливать заземление оборудования следует только при опущенных токоприемниках и отключенном главном выключателе (быстродействующем выключателе).

28. В случае падения контактного провода на локомотив, МВПС локомотивной бригаде следует оставаться в кабине машиниста. При сходе или подъеме на локомотив, МВПС необходимо надеть диэлектрические перчатки. Передвигаться в 8 метровой зоне от места падения провода следует небольшими (не более 0,1 м) шагами, не отрывая ног от земли.

29. В случае отказа блокирующих устройств в пути следования на одной из секции локомотива, локомотивной бригаде следует перевести ее в положение «Отключено». На односекционных локомотивах или двухсекционных, имеющих единую систему блокирующих устройств, допускается, при технической возможности, следовать до ближайшей железнодорожной станции с выключенными или блокированными защитными устройствами, при этом локомотивная бригада должна находиться только в кабине управления. Если в этом случае возникнет необходимость зайти в машинное отделение, следует руководствоваться настоящей Типовой инструкцией.

После устранения повреждения крышевого оборудования локомотива или МВПС снятие заземляющих штанг производиться представителем ЭЧ по приказу энергодиспетчера.

32. В случае вынужденной остановки поезда в тоннеле локомотивной бригаде следует немедленно выяснить причину остановки и возможность дальнейшего следования. Порядок действия в аварийных ситуациях при вынужденной остановке в тоннеле должен быть регламентирован в Местной инструкции.

При обнаружении запаха газа следует надеть противогаз.

33. В случае необходимости сброса позиций контроллера машиниста в момент нахождения помощника машиниста или обслуживающего персонала в коридоре локомотива, машинист обязан отключить силовые цепи тумблеров кнопкой отключения главного выключателя (быстродействующего выключателя). Устанавливать в рабочее положение тепловое реле и другую защитную аппаратуру допускается только при опущенных токоприемниках при помощи специальной изолирующей штанги.

34. Действия локомотивной бригады по оказанию доврачебной помощи:

При поражении электрическим током, прежде всего, необходимо прекратить действие тока (отключить напряжение, перерубить провод и т.п.), соблюдая при этом меры безопасности и не прикасаясь к пострадавшему голыми руками, пока он находится под действием тока.

При поражении током высокого напряжения или молнией пострадавшего, несмотря на отсутствие признаков жизни, можно вернуть к жизни. Если пострадавший не дышит, надо немедленно применить искусственное дыхание и одновременно массаж сердца. Искусственное дыхание и массаж сердца делается до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание или до прибытия врача.

После того, как пострадавший придет в сознание, необходимо на место электрического ожога наложить стерильную повязку и принять меры по устранению возможных при падении механических повреждений (ушибов, переломов). Пострадавшего от электротравмы, независимо от его самочувствия и отсутствия жалоб, следует доставить в лечебное учреждение.

2) Механические травмы

При переломах необходимо наложить шину, фиксирующую неподвижность поврежденных частей тела. Для этого можно использовать доски и бинт. При открытых переломах необходимо до наложения шины перевязать рану.

При растяжении связок необходимо наложить на место растяжения давящую повязку и холодный компресс. При вывихах конечность необходимо зафиксировать в том положении, какое она приняла после травмы, па область сустава наложить холодный компресс.

При всех видах механических травм пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

3) Термические ожоги

При ожогах первой степени (наблюдается только покраснение и небольшое опухание кожи) следует смочить обожженное: место крепким раствором марганцовокислого калия.

При ожогах второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) надо наложить на обожженное место стерильную повязку. Не следует смазывать обожженное место жиром и мазями, вскрывать или прокалывать пузыри.

При тяжелых ожогах на обожженное место следует наложить стерильную повязку и немедленно доставить пострадавшего в лечебное учреждение. Нельзя смазывать обожженное место жиром или мазями, отрывать пригоревшие к коже части одежды. Пострадавшего необходимо обильно поить горячим чаем.

4) Ожоги кислотами и щелочами

При ожогах едкими щелочами следует обмыть обожженный участок тела водой, подкисленной уксусной или лимонной кислотой или обильно обмыть чистой водой. Затем пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

При отравлении недоброкачественными пищевыми продуктами необходимо вызвать у пострадавшего искусственную рвоту и промыть желудок, давая ему выпить большое количество (до 6-10 стаканов) теплой воды, подкрашенной марганцовокислым калием или слабого раствора питьевой соды. После этого напоить молоком и дать выпить 1-2 таблетки активированного угля.

При отравлении кислотами необходимо тщательно промыть желудок водой и дать пострадавшему обволакивающие средства: молоко, сырые яйца.

При отравлении газами пострадавшего необходимо вынести из помещения на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и двери.

При остановке дыхания и сердечной деятельности приступить к искусственному дыханию и массажу сердца. Во всех случаях отравления пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

При ранениях глаза острыми или колющими предметами, а также повреждениях глаза при сильных ушибах, пострадавшего следует срочно доставить в лечебное учреждение. Попавшие в глаза предметы не следует вынимать из глаза, чтобы еще больше не повредить его. На глаз наложить стерильную повязку.

При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза промыть их слабой струей проточной воды.

При ожогах химическими веществами, необходимо открыть веки обильно промыть глаза в течении 10-15 минут слабой струей проточной воды, после чего, пострадавшего доставить в лечебное учреждение.

При ожогах глаз горячей водой или паром, промывание глаз не рекомендуется. Глаза следует закрыть стерильной повязкой и пострадавшего доставить в лечебное учреждение.

V. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

35. После окончания работы локомотивная бригада должна:

сдать дежурному по депо, другому назначенному лицу или передать машинисту, принимающему локомотив, МВПС в пункте смены локомотивных бригад, инвентарный комплект и реверсивную рукоятку, которые по номеру на ключах соответствуют данному локомотиву, МВПС;

перед сдачей локомотива, МВПС убедиться, что он заторможен и не может тронуться с места;

перед сдачей или осмотром ЭПС на позиции в депо, ПТОЛ необходимо убедиться в снятии напряжения с контактном сети по показаниям сигнализации, положению рукоятки привода секционного разъединителя и по наличию заземления контактной сети;

отметить в Журнале (форма ТУ-152) о замеченных неисправностях электрооборудования и другие замечания;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *