что необходимо понимать под аварийной ситуацией при перевозке опасных грузов
Раздел 1. Общие положения
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозках их по железным дорогам устанавливается железнодорожной администрацией по согласованию с компетентными органами государства.
Действия работников железнодорожного транспорта и привлеченных формирований при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств грузов (пожароопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.), с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных правилами перевозок опасных грузов и настоящими Аварийными карточками.
Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках. Групповые аварийные карточки включают опасные грузы (кроме опасных грузов класса 7) с аналогичными показателями транспортной опасности, характер необходимых действий при ликвидации последствий аварийных ситуаций с которыми совпадает или различается незначительно.
В аварийные карточки (и указатели) включены все синонимические варианты наименования опасного груза, под которыми он поименован в действующей нормативно-технической документации.
Аварийная карточка содержит:
— наименования опасных грузов, на которые распространяется действие конкретной аварийной карточки (наименование опасного груза и его написание в аварийной карточке соответствует записи в Алфавитном указателе опасных грузов, допущенных к перевозке по железным дорогам, заглавным шрифтом приведено надлежащее транспортное наименование опасного груза, строчным шрифтом приведено техническое или коммерческое (торговое) наименование опасного груза);
— основные свойства и виды опасности;
— указания по применению средств индивидуальной защиты; наряду с перечисленными средствами индивидуальной защиты, средствами нейтрализации и мерами первой помощи могут применяться и те средства, которые на территории каждого государства признаны компетентными органами и обеспечивают такую же безопасность и помощь при аварийной ситуации, как и приведенные в аварийной карточке;
— необходимые указания по действиям при аварийной ситуации:
— при утечке, разливе и россыпи;
— указания по нейтрализации;
— указания по мерам первой помощи.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1.6. Поиск необходимой аварийной карточки осуществляется:
по Указателю поиска Аварийной карточки по наименованию опасного груза (раздел 3) ;
После основного наименования, в скобках, с прописной буквы приведены синонимы, а со строчной буквы даны слова пояснения, которые могут отсутствовать в графе «наименование груза» в перевозочных документах.
по Указателю поиска Аварийной карточки по номеру ООН (раздел 4);
по Указателю поиска Аварийной карточки на взрывчатые материалы по условному номеру или номеру ООН (раздел 5).
1.7. Форма аварийной карточки и порядок ее заполнения указаны в разделе 6.
Следование поездов с взрывчатыми материалами.
Машинист поездного локомотива после получения перевозочных документов до отправления поезда со станции, должен убедиться по натурному листу в наличии и расположении вагонов с ВМ в составе поезда. ДСП станции формирования должен заблаговременно сообщить поездному диспетчеру. К номеру поезда добавляются буквы «ВМ». ДСП станций зарождения поездов с ВМ не имеют права отправлять поезд с ВМ без получения приказа ДНЦ на отправление.
Поезда должны приниматься на специальные пути, указанные в ТРА станции.
Не допускается оставление поездов с ВМ без локомотивов на промежуточных станциях. В исключительных случаях состав поезда с ВМ может быть временно оставлен на промежуточной станции без локомотива по письменному разрешению начальника отделения дороги.
При предъявлении к техническому обслуживанию поездов (вагонов) с ВМ должны соблюдаться требования местной инструкции, предусмотренной п. 3.6.18. ППОГ.
Работники пункта технического обслуживания не должны приступать к какому бы то ни было ремонту вагонов в составах поездов с ВМ, до получения данных о номерах вагонов с такими грузами и получения разрешения от начальника караула, сопровождающего груз.
Что необходимо понимать под аварийной ситуацией при перевозке опасных грузов?
А) Условия (загорание, утечка, просыпание, повреждение тары или подвижного состава), которые могут привести или привели: к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеванию, обморожению, гибели людей и животных, к опасным последствиям для природной среды;
Б) Случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.
Перевозка радиационных грузов. Требования к упаковке.
Максимальная масса одной упаковки не более 165 кг (погрузка – выгрузка механизирована) или не более 50 кг (при ручной погрузке), минимальная масса брутто одной упаковки 10 кг (с разрешения начальника станции 5 кг), размер не менее 200х200х200мм.
Отправки, имеющие отдельные места массой более 50 кг, принимаются лишь при условии, что на станции назначения поезд согласно расписанию имеет остановку не менее 5 минут.
Что необходимо понимать под аварийной ситуацией при перевозке опасных грузов
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
Ю.М.Герасимов
25 ноября 1996 года N ЦМ-407
ПРАВИЛА
безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам
____________________________________________________________________
Фактически утратили силу в связи с отменой
указаний Министерства путей сообщения Российской Федерации от 5 августа 1998 года N 239у
«О введении в действие Правил безопасности и порядка ликвидации
аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам»
1. Общие положения
1.2. Настоящие Правила определяют меры безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, а также для предприятий и организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей и ликвидацию последствий аварийных ситуаций.
1.4. Действия работников железнодорожного транспорта и привлеченных формирований при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств грузов (пожаровзрывоопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.), с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами перевозок опасных грузов.
1.5. Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках (приложение 2 к настоящим Правилам). Групповые аварийные карточки включают опасные грузы с аналогичными показателями транспортной опасности, характер необходимых действий при ликвидации последствий аварийных ситуаций с которыми совпадает или различается незначительно.
Аварийная карточка содержит:
указания по применению средств индивидуальной защиты;
необходимые указания по действиям при аварийной ситуации:
— при утечке, разливе и россыпи,
указания по нейтрализации;
указания по мерам первой помощи.
Порядок осуществления обязательных общих мер при авариях с различными опасными грузами приведен в разделе 2 настоящих Правил.
Необходимые для ликвидации аварийной ситуации средства приведены в приложении 3 настоящих Правил.
Указания по доврачебной помощи представлены в аварийных карточках и в п.5.9. настоящих Правил.
Указания по врачебной помощи предусмотрены в медицинских аварийных карточках.
1.6. Алфавитный указатель (приложение 4.1 к настоящим Правилам) содержит наименования опасных грузов с указанием для каждого груза соответствующего номера аварийной карточки.
Если по какой-либо причине точное наименование груза установить не удалось, но известен номер ООН груза, то номер аварийной карточки следует искать по приложению 4.2 к настоящим Правилам. При отсутствии наименования и номера ООН груза следует руководствоваться предписаниями приложения 5 к настоящим Правилам.
1.7. При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождаемыми проводниками или специалистами грузоотправителя (грузополучателя), последние обязаны:
а) принять все необходимые меры к предотвращению угрозы людям, повреждения подвижного состава, сооружений, грузов, других последствий;
б) установить возможность и условия дальнейшего следования грузов и при необходимости совместно с локомотивной бригадой принять меры к прекращению движения поездов, маневровой работы и к недопущению доступа посторонних лиц в опасную зону;
г) по прибытии на место аварийной ситуации аварийно-восстановительных и пожарных подразделений сообщить их руководителям о состоянии груза, подвижного состава и мерах безопасности при ведении аварийно-восстановительных и спасательных работ.
Осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в части мер безопасности при выполнении работ с указанными грузами или вагонами, содержащими сопровождаемый груз, производится по согласованию с сопровождающими их проводниками или специалистами и при их участии.
1.8. Восстановительные и пожарные поезда железных дорог к месту происшествия направляются в порядке, действующем на железнодорожном транспорте. Личный состав указанных поездов и другие работники железных дорог, привлеченные к ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, должны быть обучены правилам пользования средствами индивидуальной защиты и обеспечены ими в соответствии с порядком, установленным МПС России. Восстановительные и пожарные поезда осуществляют ликвидацию аварийных ситуаций с опасными грузами в пределах своих тактико-технических возможностей. Исходя из конкретной обстановки в состав восстановительного поезда может быть включен вагон с медицинским оборудованием. Медицинский персонал направляется в составе восстановительных и пожарных поездов в установленном МПС России порядке.
1.9. Для ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами привлекаются силы и средства грузоотправителя (грузополучателя), которые после получения требования от железной дороги должны быть направлены немедленно таким видом транспорта, который обеспечил бы прибытие их к месту происшествия в возможно короткий срок.
1.10. При возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами управления (отделения) железных дорог привлекают в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов газоспасательных, горноспасательных и других аварийных служб региона, близлежащих предприятий, пожарные подразделения населенных пунктов и объектов. Указанные службы и специалисты выезжают на место происшествия с необходимыми для ликвидации аварийной ситуации средствами и техникой. Привлекаемые организации вправе пользоваться не только рекомендациями аварийных карточек, но и специфическими нейтрализаторами, методами и способами ликвидации аварийных ситуаций, средствами индивидуальной защиты, и обязаны обеспечить средства индивидуальной защиты для всего персонала организации, участвующей в ликвидации аварийной ситуации.
Управления железных дорог в пределах своего региона заблаговременно определяют с территориальными органами МЧС России перечень предприятий, имеющих аварийные службы или соответствующих специалистов, а также номенклатуру опасных грузов, в ликвидации аварийных ситуаций с которыми эти предприятия могут принять участие. Перечень этих предприятий утверждается местной администрацией по представлению управлений железных дорог.
Кроме того, к ликвидации последствий аварийных ситуаций привлекаются невоенизированные формирования и воинские подразделения, входящие в территориальную подсистему Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), порядком, предусмотренным двусторонним соглашением между МЧС России и МПС России.
Порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения о наличии пожароопасных, ядовитых, коррозионных свойств опасных грузов приведены в приложении 7 к настоящим Правилам.
1.11. Министерства, ведомства, перечисленные в приложении 8 к настоящим Правилам, а также другие министерства, ведомства, подведомственные предприятия которых отгружают опасные грузы, представленные в перечне, согласованном МПС России и МЧС России, должны иметь центральные службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с укачанными грузами и соответствующие территориальные организации. Места их дислокации, номера телефонов и другие средства связи указаны в приложении 8 к настоящим Правилам. В случае изменения указанных сведений, а также при организации нового центрального или территориального органа адреса, номера телефонов и т.д. должны быть немедленно сообщены в МПС России соответствующим министерством, ведомством или организацией.
По решению соответствующего министерства, ведомства функции центральной службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами могут быть возложены на центральный диспетчерский аппарат данного министерства, ведомства или организации.
1.12. Порядок проведения основных мероприятий по нейтрализации и дегазации приведен в соответствующем разделе аварийной карточки и разделе 6 настоящих Правил.
2. Порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами
при перевозке их по железным дорогам
2.1. К перевозке опасных грузов допускаются локомотивные бригады, прошедшие обязательный инструктаж, изучившие требования и обеспеченные комплектом настоящих Правил, имеющие соответствующий допуск к работе с опасными грузами (на основании инструкции), снабженные средствами индивидуальной защиты (СПИ-20 или аналогичными), аптечкой и комплектом переносных радиостанций.
Схема оповещения причастных работников при возникновении аварийной ситуации представлена на рисунке 1.
После передачи сообщения об аварийной ситуации локомотивная бригада принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в аварийной карточке на данный опасный груз.
2.2. При получении от машиниста сообщения об аварийной ситуации, а также при возникновении аварийной ситуации в пределах станции, дежурный по станции, сообщает о случившемся начальнику станции, поездному диспетчеру, в штаб гражданской обороны района (города), после чего принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в соответствующей аварийной карточке.
2.3. При отсутствии перевозочных документов номер аварийной карточки следует установить в соответствии с п.1.5 настоящих Правил.
2.4. К принятию неотложных мер могут быть привлечены работники всех других служб железной дороги, при условии обязательного проведения с ними предварительного и текущего инструктажа по работе с опасными грузами и обеспечения их средствами индивидуальной защиты.
2.5. Поездной диспетчер, получив сообщение об аварийной ситуации, немедленно сообщает об этом дежурному по отделению (управлению) железной дороги и в зависимости от создавшейся ситуации принимает решение о направлении восстановительного и пожарного поездов, других аварийно-восстановительных подразделений, а также регулирует движение поездов в районе места происшествия.
Рис.1. Схема оповещения при возникновении аварийной ситуации с опасными грузами
В случае, когда в зоне аварийной ситуации оказалось большое количество опасного груза (целые вагоны, их группы или большое количество упаковок опасного груза) или возникла чрезвычайная ситуация, дежурный по отделению (управлению) железной дороги сообщает об этом местной администрации, которая действует в соответствии со ст.11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
После вызова специальных служб для ликвидации аварийной ситуации дежурный по отделению (управлению) железной дороги сообщает о ней начальнику отдела грузовой и коммерческой работы, руководству службы военизированной охраны железной дороги.
2.7. Начальник отделения железной дороги (начальник железной дороги) при аварийной ситуации, представляющей угрозу населению или окружающей среде, совместно со специалистами причастных служб, а в необходимых случаях совместно с представителями местных органов власти, территориальных служб МЧС России, здравоохранения, внутренних дел, промышленных предприятий, организаций и специалистами грузоотправителя (грузополучателя) должны оперативно выполнить следующий комплекс мероприятий:
а) провести санитарно-химическую разведку очага аварии и территории, находящейся под угрозой поражения от факторов аварии, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению и оцеплению;
б) при необходимости провести эвакуацию населения близлежащих территорий (радиус зоны эвакуации определяется исходя из свойств и количества груза, особенностей местности и погодно-климатических условий);
в) оценить пожарную обстановку;
г) выявить людей, подвергшихся воздействию ядовитых (токсичных) и едких веществ, биологически опасных препаратов, и организовать оказание им медицинской помощи;
д) разработать план ликвидации аварийной ситуации, в котором предусмотреть следующий порядок действий:
— дать краткую характеристику очага поражения;
— определить угрозу взрыва и пожара для личного состава подразделений и населения, а также угрозу развития пожара;
— определить силы и средства, необходимые для ликвидации последствий аварии, и порядок их использования;
— поставить задачи отдельным подразделениям и специализированным формированиям;
— установить динамический контроль содержания химических веществ в окружающей среде;
— установить последовательность аварийно-восстановительных работ;
— организовать регистрацию участников ликвидации последствий аварийной ситуации;
Что необходимо понимать под аварийной ситуацией при перевозке опасных грузов
РУКОВОДСТВО
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Руководство по организации перевозки опасных грузов автомобильным транспортом разработано специалистами Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом*, Европейским соглашением о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), Правилами дорожного движения, Уставом автомобильного транспорта, Общими правилами перевозки грузов автомобильным транспортом.
* Утверждены Минтрансом России приказом N 73 от 08.08.95 г. Зарегистрированы Минюстом России N 997 от 18.12.95 г.
«Руководство» является практическим пособием для работников автомобильного транспорта, связанных с перевозкой опасных грузов; грузоотправителей и грузополучателей; инженерно-технических работников, занимающихся производством опасных грузов: учебных заведений.
Настоящее «Руководство», являясь комментарием к Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, разъясняет принципы и порядок их применения.
Введение
Широкий, постоянно меняющийся ассортимент опасных грузов, а также большие объемные и весовые показатели их перевозок во внутреннем и международном сообщении являются специфическим видом перевозок на автомобильном транспорте.
Наряду с непрерывным совершенствованием всех звеньев технологий перевозочного процесса в центре внимания специалистов автомобильного транспорта остаются вопросы безопасности движения и предотвращения аварий с опасными грузами.
Ущерб, наносимый народному хозяйству авариями при перевозке опасных грузов, влечет за собой: гибель и заболевания людей; поражение окружающей среды (экологический ущерб); повреждение технических средств и разрушение дорог, промышленных объектов, жилых зданий; повреждение транспортных узлов (железнодорожных и автомобильных станций, портов, пристаней и аэропортов), архитектурно-исторических памятников и природных заповедников, а также мест отдыха. Поэтому многие страны и международные организации уже разработали различные системы организационных мер по ликвидации аварийных ситуаций при перевозках таких грузов.
В ряде стран уже многие годы действуют правила безопасности при аварийных ситуациях с опасными грузами, основным элементом которых являются аварийные карточки и знаки опасности, наносимые на транспортные средства. Существуют информационные центры, обеспечивающие квалифицированную консультацию при авариях с опасными грузами, что позволяет более эффективно ликвидировать последствия аварийных ситуаций.
Для того, чтобы предотвратить возможный ущерб от перевозок опасных грузов, необходимо решить ряд практических задач, направленных на повышение безопасности перевозок. Условно их можно подразделить на следующие: организация перевозочного процесса; регламентация перевозок; управление перевозками; ликвидация последствий аварий.
Организация перевозочного процесса включает в себя мероприятия по техническому оснащению перевозок (подвижной состав, тара и средства механизации погрузочно-разгрузочных работ), безопасному движению по маршруту и обучению обслуживающего персонала.
Задачами управления перевозками являются маршрутизация, выбор подвижного состава и специализация подразделений по перевозке опасных грузов и обеспечение информации об опасности.
Общая характеристика опасных грузов и их классификация
Как известно, к опасным грузам относятся любые вещества, материалы, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
По характеру и способам переработки грузы, в т.ч. опасные, могут быть условно разделены на три группы: тарно-упаковочные, навалочные и наливные.
Наиболее массовыми считаются тарно-штучные грузы, насчитывающие более двенадцати тысяч наименований продукции промышленности и сельского хозяйства, перевозимой в крытых транспортных средствах и хранимой в крытых складах. Тара, в которой перевозятся тарно-штучные грузы, весьма разнообразна и может быть жесткой (ящики, бочки, баллоны), полужесткой (коробки, корзины) и мягкой (мешки, кули).
Отмечается быстрый рост контейнерных перевозок. Это обусловлено большим преимуществом их по сравнению с доставкой тарно-штучных грузов мелкими отправками в крытых транспортных средствах. Наряду с универсальными контейнерами широко применяются специальные контейнеры различных типов для перевозки цемента, минеральных удобрений и т.д.
Переработка сыпучих грузов, среди которых основное место занимают пестициды, минеральные удобрения, вещества общепромышленного значения, осуществляется грузчиками, весовщиками, водителями погрузочно-разгрузочных механизмов.
Пестициды делятся на средства уничтожения сорной растительности (гербициды), вредных насекомых (инсектициды), круглых червей (нематоциды), грызунов (зооциды), моллюсков и слизней (лимациды), возбудителей грибковых болезней (фуктициды), бактерий (бактерициды). К пестицидам относятся также средства предуборочного обезлиствления (дефолианты) и высушивания (дессиканты) растений, удаления излишних цветков и завязей (дефлоранты), регуляторы роста и развития растений (гиберремины), отпугивающие вещества (репелленты).
По химическому строению ядохимикаты делятся на хлорорганические, фосфорорганические, элементоорганические (ртутьорганические, мышьякосодержащие, медьсодержащие и т.п.). Большинство ядохимикатов перевозится в затаренном виде (в мешках, контейнерах, барабанах), что имеет важное гигиеническое значение, так как практически устраняется контакт рабочих с пестицидами.
Большая часть удобрений не затаривается и перевозится навалом. Лишь некоторые удобрения (азотные, микроудобрения), выпускаемые промышленностью в виде гранул, чешуек, жидких растворов, перевозятся в мешках, контейнерах, сосудах.
Значителен перечень грузов общепромышленного назначения: сыпучие строительные материалы, такие как алебастр, асбест, известь, мел, цемент и т.п.
Особое место среди перевозимых грузов занимают опасные грузы, опасные свойства которых давно вынуждают все государства строго регламентировать порядок обращения с ними в процессе перевозки, хранения и использования.
В «Рекомендациях по перевозке опасных грузов» (Издание ООН на русском языке, Нью-Йорк, 1987 г.) сказано относительно сферы их применения, сущности, целей и значения: они предназначаются правительствам и международным организациям, занимающимся регламентацией перевозок опасных грузов. Помимо других аспектов, рекомендации включают принципы классификации и определения классов, перечень основных опасных грузов, общие требования к упаковке, процедуры испытаний, маркировку, знаки опасности или надписи, характеризующие опасность, а также транспортно-сопроводительные документы. Кроме того, в них содержатся специальные предписания, относящиеся к конкретным классам грузов.
Названные Рекомендации Комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов содержат наиболее полную классификацию и краткое определение опасных грузов.
а) взрывчатые вещества (вещество, которое само по себе не является взрывчатым, но может образовать взрывоопасную атмосферу газа, пара или пыли, в класс 1 не включаются*), за исключением тех, которые слишком опасны для транспортировки или с точки зрения вида основной опасности относятся к другому классу;
б) взрывчатые изделия, кроме устройств, содержащих взрывчатые вещества в таком количестве или такого характера, что их непреднамеренное или случайное воспламенение или возникновение инициирующего действия при перевозке никак не проявится внешне по отношению к устройству в виде разбрасывания, огня, дыма, нагрева, громкого шума;
в) вещества и изделия, не упомянутые выше в подпунктах а) и б), которые изготовлены с целью достижения практического взрывного или пиротехнического эффекта.
1.I. Перевозка особо чувствительных взрывчатых веществ или взрывчатых веществ настолько активных, что они подвержены спонтанной реакции, запрещается.
1.II. В рекомендациях (ООН) используются следующие определения:
1.III. Класс 1 подразделяется на пять подклассов:
Подкласс 1.2. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасность взрыва в массе.
Подкласс 1.3. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью загорания, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания, либо тем и другим, но создают опасность взрыва в массе:
а) которые выделяют значительное количество лучистой теплоты;
б) которые, возгораясь друг за другом, характеризуются незначительным взрывчатым эффектом или разбрасыванием, или тем и другим.
Подкласс 1.4. Вещества и изделия, которые не представляют значительной опасности.
К этому подклассу относятся вещества и изделия, представляющие лишь незначительную опасность в случае воспламенения или возникновения инициирующего действия при перевозке. Результаты проявляются в основном внутри упаковки, при этом не ожидается выброс осколков значительных размеров или выброс на значительное расстояние. Внешний пожар не должен служить причиной мгновенного взрыва почти всего содержимого упаковки.
Примечание. Вещества и изделия данного подкласса относятся к группе совместимости, если они упаковываются или конструируются таким образом, что любые опасные эффекты, возникающие в результате случайного срабатывания, ограничиваются данной упаковкой, а при повреждении упаковки в случае пожара весь эффект взрыва или разбрасывания ограничивается в такой степени, что почти не препятствует принятию противопожарных или других экстренных мер в непосредственной близости от упаковки.
Подкласс 1.5. Вещества очень малой чувствительности, представляющие опасность взрыва в массе.
К этому подклассу относятся взрывчатые вещества, которые обладают настолько низкой чувствительностью, что существует очень малая вероятность их инициирования или перехода от горения к детонации при нормальных условиях перевозки. Минимальным требованием к ним является отсутствие взрыва при внешнем огневом испытании.
Примечание. Вероятность перехода от горения к детонации значительно больше при перевозке таких веществ в больших количествах на транспортном средстве.
Примечание: взрывчатые смеси газов, паров и пыли не рассматриваются как взрывчатые вещества.
I.IV. Уникальный характер класса 1 заключается в том, что тип упаковочного комплекта нередко имеет решающее значение с точки зрения включения данного опасного груза в определенный подкласс.
Веществами класса 2 считаются вещества, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:
абсолютное давление паров при температура 50 °С равно или 300 кПа (3 бар)*;
критическая температура ниже 50 °С.
По физическому состоянию газы делятся на:
сжатые, критическая температура которых ниже минус 10 °С;
сжиженные, критическая температура которых равна или выше минус 10 °С, но ниже 70 °С;
сжиженные, критическая температура которых равна или выше 70 °С;
растворенные под давлением;
глубокоохлажденные сжиженные газы, например, жидкий воздух, кислород и т.п.;
аэрозоли и разовые баллоны со сжатым газом, попадающие под действие специальных предписаний.
По своим химическим свойствам вещества и изделия класса 2 подразделяются на подклассы: