что необходимо логопеду для работы
Логопедический кабинет: требования, оснащение и оборудование
Речевое развитие – это одно из основных условий формирования личности ребенка. В случае наличия дефектов речи, логопедом проводится коррекционная работа. Задачей специалиста является раннее выявление речевых нарушений, а также проведение необходимых коррекционных мероприятий, направленных на улучшение навыков речи у ребенка.
Современные стандарты, которые предъявляются к качеству образования, заставляют по-новому взглянуть на организацию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. ФГОС предъявляет ряд требований, которым должен соответствовать логопедический кабинет. Он должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды – только так дети смогут избавиться от своих дефектов речи, а также подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Роль логопедического кабинета
Кабинет логопеда должен быть разделен на различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа.
В таких условиях создается необходимая коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых нарушений, а также адаптации детей-логопатов.
При создании этой среды важно учитывать следующие принципы:
Логопедический кабинет: требования со стороны ФГОС
Организация логопедического кабинета должна проводиться в строгом соответствии с действующими правилами ФГОС. Площадь кабинета должна составлять не менее 20 м2 для проведения индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Освещение и другое оборудование должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Для создания оптимальных условий для организации коррекционно-развивающей среды пространство должно быть разделено на зоны:
Оборудование и оснащение кабинета логопеда
Правильное оснащение логопедического кабинета играет очень важную роль в коррекционно-развивающем процессе.
Оборудование кабинета логопеда обязательно должно включать:
Кабинет логопеда в ДОУ должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, который обеспечивает проведение эффективной логопедической работы.
Пространство должно быть визуально разделено на следующие зоны:
Кабинет логопеда для детей не должен быть каким-то академическим и официальным местом. Здесь должна быть интересная, игровая атмосфера, т.е. необходимая среда, в которой могли бы развиваться высшие психические функции ребенка. У детей должно быть желание идти в логопедический кабинет, ведь там интересно, необычно и весело.
Как стать логопедом: с чего начать и что нужно?
Логопед — это специалист, который занимается людьми с речевыми нарушениями. Он работает не только с детьми, но и со взрослыми. Детей с проблемами в речи становится больше, поэтому эти специалисты становятся все более востребованными. С чего начать и как стать хорошим логопедом?
Обязанности специалиста
Большинство считают, что его задача — это исправить неправильное звукопроизношение. Но у логопеда много обязанностей, которые заключаются не только в постановке и автоматизации звуков. Что же входит в его обязанности:
Хороший логопед — это специалист, который справляется со своими профессиональными обязанностями. А для этого он должен обладать необходимыми навыками и умениями.
Особенности характера
Как стать хорошим логопедом? Прежде всего, нужно обладать определенными чертами характера. Ведь специалисту нужно общаться не только с детьми, но и со взрослыми людьми. Поэтому логопед должен быть коммуникабельным, уметь находить подход к каждому клиенту. Специалист должен суметь объяснить всю важность занятий.
И также логопед должен быть дипломатичным, обсуждая с родителями и клиентами результаты диагностики. Ему необходимо показать, что все проблемы с речью можно исправить или скорректировать, если они будут следовать его рекомендациям.
Кроме того, логопед должен ответственно подходить к своей работе. Ведь от того, насколько правильно он составит коррекционный план, зависит, получится ли исправить речевое нарушение. И, конечно, логопед должен не только любить детей, но и уметь общаться с ними и находить к ним подход.
Приветствуется творческий подход к работе: ведь нужно придумывать интересные задания, чтобы детям не было скучно. И также при работе с ними нужно использовать наглядный материал и, чтобы постоянно не тратить деньги на его покупку, вы можете делать его самостоятельно. Кроме того, логопед должен стремиться к постоянному саморазвитию — посещать различные семинары, тренинги и проходить курсы повышения квалификации. Если вы обладаете такими качествами характера, то вам подходит эта сфера деятельности.
Образование
Для работы по этой специальности необходимо иметь определенные навыки и умения. Какое образование нужно, чтобы стать логопедом? На этого специалиста обучают в педагогических университетах и институтах. У логопеда обязательно должно быть высшее образование.
Если вы хотите работать в медицинских учреждениях, то желательно, чтобы у вас было и медицинское образование. Это нужно для того, чтобы вы могли получить повышение. Но для получения этого диплома вам не нужно учиться столько же, сколько врачам, потому что логопедам преподают некоторые медицинские дисциплины. В каждом вузе свои правила получения дополнительного образования.
Также логопеды должны посещать семинары, курсы повышения квалификации. Все это необходимо для того, чтобы использовать в работе новые и эффективные методики.
Работа в образовательных учреждениях
Как стать логопедом? Нужно не только получить требуемые навыки и умения, но и уметь применять их на практике. Поэтому в течение учебы студентам устраивают практики в образовательных учреждениях, чтобы они понимали, чем они будут заниматься.
После учебы большинство устраивается на работу в детские сады или школы. Как стать логопедом? Для этого вам нужно пройти собеседование и продемонстрировать работодателю, что вы имеете представление о профессии и понимаете, что вам нужно делать. Идеальный вариант — это если вам дадут наставника, который сможет поделиться с вами опытом.
Вы должны уметь заполнять документацию, составлять программы. Как стать хорошим логопедом? Нужно советоваться с более опытными специалистами, если у вас возникли затруднения в процессе работы. Ведь они смогут показать, как правильно делать? и вы так покажете, что готовы обучаться. А в профессии педагога это важное качество.
Кроме того, логопед должен уметь общаться с родителями. Поэтому вы должны уметь аргументировать свою точку зрения и уметь объяснять сложные термины просто и доступно. Вы должны показать, что разбираетесь в профессии, даже если у вас небольшой опыт работы.
Как стать логопедом? Вы должны уметь общаться с детьми, относиться к ним с уважением. Вам необходимо строить занятия так, чтобы детям было интересно и вместе с тем, чтобы они решали поставленные педагогические задачи.
Регистрация ИП
Как стать логопедом и проводить частные занятия? Открывать небольшой кабинет лучше после того, как вы поработали в образовательном учреждении или детском центре. Потому что вы уже сможете проводить занятия с детьми с различными речевыми нарушениями, у вас появятся методики, занимаясь по которым, вы получите хороший результат. И главное — у вас появится клиентская база, потому что эффективность от занятий логопеда видна. И если вы хороший специалист, то довольные родители будут рекомендовать вас другим.
Что нужно, чтобы стать логопедом и открыть речевой центр? Необходимо его зарегистрировать как ИП и выбрать нужную систему налогообложения. И также вам нужно будет составить образовательную программу, по которой вы будете заниматься и получить лицензию в отделе образования. Кроме того, вам нужно будет получить разрешение от СЭС и пожарной инспекции, предоставить договор аренды помещения или его покупки.
Помещение
Также необходимо подобрать подходящее помещение для логопедического кабинета. Идеальное месторасположение — это неподалеку от образовательных учреждений (школ, детских садов) и на оживленных улицах. Для логопедического кабинета не нужно помещение слишком большой площади. Достаточно оформить зону ожидания и сам кабинет, в котором вы будете проводить занятия.
Помещение должно соответствовать всем требованиям СЭС и пожарной инспекции. Оформите уголок с полезной информацией для родителей о речевом развитии. Поставьте мягкий диван, вешалку, чтобы клиентам было комфортно. Кабинет не нужно оформлять слишком ярко, чтобы ребенок не отвлекался на занятиях. Как интересные оригинальные акценты вы можете добавить известных детских персонажей, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятии.
Оборудование
Как стать детским логопедом? Вам нужно приобрести необходимые методические пособия по коррекции речи и наглядный материал. Это и различные картинки, игрушки, дидактические игры, разрезная азбука. Кроме этого, в кабинете должны быть:
Также в кабинете должна быть мебель, подходящая по возрасту ребенка, поэтому лучше всего выбирать столы и стулья, высота которых регулируется. Все методические и дидактические пособия, канцелярские принадлежности должны храниться в шкафу. И обязательно должны быть антибактериальные салфетки, а лучше всего — раковина, чтобы можно было вымыть руки. И, конечно, в кабинете должно быть чисто и аккуратно.
Реклама
Сделайте красочные буклеты, которые можно оставить в образовательных учреждениях, больницах и торговых центрах. Создайте группу в социальных сетях, где будете общаться с родителями, делиться полезной информацией по речевому развитию. И самая лучшая реклама — это отзывы благодарных клиентов, которым помогли ваши занятия.
Как стать логопедом и с чего начать? Пообщайтесь с теми, кто работает по этой специальности, поинтересуйтесь, что они считают самым важным в работе. Но главное — это стремление к саморазвитию и желание помогать людям красиво и правильно говорить, а для этого нужно совершенствовать навыки и умения.
Оснащение кабинета логопеда: как купить то, что вам действительно пригодится?
Даже в бюджетных организациях оснащение логопедического кабинета специалистам нередко приходится брать на себя. Но особенно остро этот вопрос стоит при открытии частной практики: выбор оборудования, пособий и материалов огромный, но что из этого действительно пригодится, а на что не стоит тратить деньги? С чего начать, если вы решили оборудовать логопедический кабинет?
Мы составили для вас базовый список — опирайтесь на него.
Общие требования к логопедическому кабинету
Желательно, чтобы он был просторным — тогда будет легче передвигаться во время занятий, хранить инвентарь, проводить физкультминутки и пр.
Рекомендуем купить непрозрачный шкаф для хранения игрушек и пособий, чтобы они не отвлекали детей, с которыми вы будете работать.
Специальная литература
Многие книги можно купить в электронном формате, но мы рекомендуем приобрести минимальный набор литературы в печатном виде: методические пособия, базовые учебники и сборники упражнений и игр. Такие издания очень удобны, особенно для новичков: можно быстро пролистать, подсмотреть, сделать пометки, добавить закладки.
Диагностические логопедические пособия
Кабинет должен быть оснащен стандартизированными материалами для диагностики — обследование, в отличие от коррекционной работы, не предполагает использования подручных средств. Начинающим специалистам советуем купить диагностическое пособие, в которое входит и наглядный материал, и методические рекомендации по проведению обследования.
► Обратите внимание: в методических рекомендациях нередко указывают дополнительные инструменты, которые нужно докупить к пособию. Следуйте этим указаниям.
Зеркала
Такое оборудование необходимо учителям-логопедам — ребенок должен видеть свое лицо в процессе артикуляционной гимнастики и постановки звуков.
Вам потребуется набор маленьких зеркал, а также одно большое зеркало. Важно, чтобы большое зеркало можно было закрыть шторкой. Тогда оно не будет отвлекать клиентов.
Логопедические зонды
Актуально, если вы прошли обучение зондовому массажу. Эта методика очень эффективна, но без специального обучения делать массаж зондами нельзя.
Начинающему специалисту достаточно купить пару базовых наборов постановочных зондов, самых востребованных («шарик», «уточка», «рамка» и др.). Остальные зонды докупите позднее, если возникнет необходимость.
Опытные специалисты могут использовать в работе заменители зондов — зубочистки, ложки и пр. В этом случае важно проследить, чтобы оснащение кабинета логопеда включало в себя достаточное количество разнообразных заменителей.
► Важный момент: зонды нужно стерилизовать после каждого использования. Нужно купить дезинфицирующие средства для обработки, а еще лучше — включить стерилизатор в список оборудования, необходимого учителю-логопеду.
Наглядные объемные и печатные пособия
Они очень важны, если вы работаете с детьми, особенно с дошкольниками. Рекомендуем для начала купить базовые наглядные материалы, которые пригодятся при коррекции звукопроизношения и расширении словарного запаса: например, предметные карточки по темам «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Одежда» и пр. Чем шире выбор материалов, тем легче вам будет подбирать то, что поможет в занятиях с конкретным ребенком.
Также рекомендуем приобрести пособия, которые позволяют демонстрировать правильную артикуляцию — логопедические профили и объемные пособия (обычно их делают в виде подвижного рта с языком).
Игрушки и развивающие пособия
Начинающим специалистам рекомендуем добавить к оснащению логопедического кабинета универсальные игрушки: куклы, игрушки и виде животных, конструкторы (не тематические), вкладыши, погремушки, пирамидки и пр.
Не покупайте много игрушек! Вместо этого внимательно оценивайте каждую игрушку и думайте, как вы сможете ее использовать на занятиях. Чем больше вариантов применения, тем лучше. Следуя этому совету, вы соберете базовый набор игрушек, которые можно использовать в разных ситуациях, и сэкономите деньги
Спортинвентарь, пособия для развития крупной и мелкой моторики
Рекомендуем купить инвентарь для физкультминуток: мячики, кинезиологические мешочки, мягкие модули (если логопедический кабинет достаточно просторный).
► Обратите внимание: более сложное оборудование (утяжелители, балансировочные подушки, инструменты для мозжечковой стимуляции и пр.) имеет смысл покупать, только если вы умеете правильно им пользоваться.
Дополнительные рекомендации
Хорошо, если кабинет оснащен техникой: принтером, музыкальной аппаратурой и видеопроектором. Особенно важен принтер: вы сможете сами печатать материалы для домашних заданий и для работы на занятиях. Это гораздо выгоднее, чем покупать материалы каждый раз, так что в перспективе принтер поможет вам сэкономить и время, и деньги.
Где пройти обучение, чтобы успешно открыть собственный логопедический кабинет?
Если вы хотите работать как частный специалист, обратите внимание на программу повышения квалификации, где эксперты делятся опытом и готовят логопедов к открытию частной практики.
Профессия: логопед
Кому подойдёт эта профессия, где учиться на логопеда и кому он помогает
Логопед — специалист по нарушениям речи. Он работает с людьми, у которых есть проблемы с речью: от произношения отдельных звуков до полного отсутствия речи, например, по причине болезни. Как работает логопед и кому подойдёт эта профессия, рассказывает логопед-дефектолог, методист «Фоксфорда» Ирина Сарычева.
Путь в профессию
После 9-го класса я пошла в московский Педагогический колледж № 6. Логопедию выбрала, потому что мне было интересно, как устроена речь, какие механизмы при этом работают. Кроме того, об этой профессии много рассказывала моя тётя, которая работает в сфере дефектологии. Она посоветовала мне поступать на это направление, и я прислушалась. К тому же я хорошо ладила с детьми и мне хотелось им помогать. Ещё мне очень понравился сам колледж — и не только программой, но и возможностью общаться по интересам в студии вокала.
Направление, на котором я училась, называлось «Дошкольное образование с детьми с нарушениями речи». Сначала нам преподавали программу 10–11-го класса, а на 3–5-м курсах началась профессиональная подготовка и практика. После колледжа желающие могли продолжить образование в Московском государственной педагогическом университете сразу на 2-м курсе. Я поступила туда на факультет «Дефектология» со специальностью учитель-логопед.
На старших курсах мы стали изучать сложные научные темы, касающиеся устройства и работы мозга, и мой интерес к этому направлению ещё больше вырос. Я поняла, что в этой профессии есть куда развиваться, и твёрдо решила стать именно логопедом. После окончания университета я работала в частных детских центрах и в центре реабилитации детей-инвалидов. Сейчас — в инклюзивной школе для детей с ОВЗ (особыми возможностями здоровья). Плюс частная практика: консультирование и занятия по коррекции речи.
Формат работы
Это один из самых приятных моментов в моей работе — видеть положительный результат и понимать, что смогла помочь.
Я консультирую и очно, и онлайн. Сначала узнаю у родителей, чего они хотят и что их волнует. Затем начинаю общаться с ребёнком, тестирую его с помощью диагностического материала, чтобы понять, соответствует ли речь возрасту, а если нет, то почему и какие есть отклонения и нарушения. Способы взаимодействия зависят от ребёнка: в лёгких случаях мы обычно занимаемся за столом, я показываю картинки, в игровой форме работаю с разными сторонами речи. В сложных случаях нужно прикладывать больше усилий, подбирать особый подход и методики. После диагностики я сообщаю родителям, какие проблемы вижу, разрабатываю программу занятий, договариваюсь о графике коррекционных занятий.
В первый год после вуза я начала работать с простыми случаями — постановкой звуков у детей без сопутствующих диагнозов. Постепенно с опытом я стала брать детей с более серьёзными нарушениями речи. Например, они плохо выговаривали не один звук, а много. Потом к ним добавились сложные дети с ДЦП, аутизмом и другими диагнозами. Запомнился один из первых таких клиентов. Ему было два с половиной года, он не говорил и вообще с трудом устанавливал контакт с людьми. Впоследствии ему поставили диагноз аутизм. Я перепробовала всевозможные методы, и ребёнок заговорил, смог общаться с окружающими. Это один из самых приятных моментов в моей работе — видеть положительный результат и понимать, что смогла помочь.
Что мне особенно нравится в профессии
🙂 Постоянно учиться
Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно пробовать себя в других направлениях, изучать смежные сферы. У детей, с которыми мы работаем, разные диагнозы, в которых надо разбираться.
😏 Свободный график работы
У логопеда есть возможность выбирать: хочешь — работай в одном месте по графику, хочешь — совмещай или консультируй частным образом. Не нужно работать строго с 9 до 18. Официальная ставка логопеда в государственном учреждении — 20 часов в неделю. Плюс всегда свободное лето: у педагогов отпуск 56 дней.
😎 Отсутствие вертикальной карьеры
У логопеда есть возможность самостоятельно развиваться в профессии, нарабатывать опыт и клиентскую базу. Работая частным образом, он сам распределяет время и силы. Кроме того, при желании можно сделать карьеру в смежных сферах. Например, сейчас помимо консультаций я работаю в «Фоксфорде» методистом отдела логопедии: развиваю это направление, набираю логопедов, готовлю методические материалы, слежу за качеством оказанных услуг.
Минусы профессии
😕 Не слишком высокий доход
Начинающие специалисты зарабатывают немного. При этом опытный профессионал, консультирующий в частном порядке, может получать гораздо больше — от 1500 до 3500 рублей за одно занятие. Но даже в этом случае общая сумма гонорара будет ограничена количеством клиентов.
😳 Высокий риск выгорания
Консультирование — это регулярная работа с людьми: детьми и их родителями. Часто дети попадаются сложные, с особенностями поведения, и к каждому надо найти подход. Неважно, что происходит у тебя в жизни, — ты должен выкладываться по максимуму и быть на позитиве.
Нужно обязательно регулировать нагрузку и уметь восстанавливаться. Это умение приходит с опытом. Я, например, путешествую, это мой способ восполнять потраченные силы.
Где учиться на логопеда
Логопедия — часть дефектологии. Чтобы стать логопедом, нужно поступать в педагогический вуз на одноимённое направление.
Три лучших педагогических вуза России по направлению «Дефектология»
вуз | Факультет / направление | Что сдавать | Бюджетные места в 2021 году | Проходной балл |
---|---|---|---|---|
Московский государственный педагогический университет | Институт детства. Дефектологический факультет | Биология Русский язык Обществознание | 80 | 213 |
Московский государственный психолого-педагогический университет | Факультет клинической психологии / Специальное (дефектологическое) образование | Русский язык Биология Математика Обществознание | 43 | 208 (в 2020 году сдавали три предмета) |
Московский городской педагогический университет | Институт специального образования и психологии / Специальное (дефектологическое) образование | Биология Русский язык Обществознание | 20 | 235 |
Нужно помнить, что для логопеда важен не диплом конкретного вуза, а практика, опыт и дополнительное образование, которое вы получаете уже после вуза на курсах.
Где работает логопед
Отдельное направление работы — преподавание в вузах и научные исследования.
Какие качества нужны логопеду для успешной работы
Любознательность
В этой профессии нужно постоянно интересоваться современными тенденциями, знать последние методики и научные данные.
Аналитические способности
Для правильной диагностики нужно уметь видеть причинно-следственные связи, обобщать информацию.
Умение общаться
Коммуникативные навыки помогают установить контакт и с родителем, и с ребёнком.
Терпение
При работе с детьми оно необходимо.
Перспективы профессии
В последние годы количество детей с речевыми проблемами растет, и я думаю, что эта тенденция будет сохраняться.
Логопеды-дефектологи работают над коррекцией и развитием устной речи, слуха, звукового анализа и синтеза, помогают при дисграфии и дислексии. Кроме того, растёт потребность в социально значимых профессиях, поэтому без работы логопеды точно не останутся.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter