что необходимо для успешного бизнеса
Какие качества нужны предпринимателю
Чтобы быть успешным, богатым и здоровым
Мы задали владельцам бизнеса три вопроса: какие качества нужны предпринимателю, чтобы быть успешным, богатым и здоровым? с какими качествами точно не получится вести бизнес? какие качества вы хотели бы приобрести?
И собрали ответы в этой подборке. Предупреждаем: список получился длинным.
Смелость и рациональность
Рассказывает Ксения Бирюкова, совладелица Sisters cafe
Главное качество предпринимателя — смелость, потому что бизнес — это всегда риск. И люди остальных профессий не так много рискуют, как предприниматели, не считая, конечно, людей, которые спасают других, — например, пожарных.
Точно не получится вести бизнес людям, которые всего боятся и не готовы идти на риск. А еще — хаотичным, непоследовательным, потому что бизнес — это система, которую нужно выстраивать, а для этого нужно быть рациональным человеком.
Чтобы быть успешным, богатым и здоровым, предпринимателю нужно уметь делегировать и передавать ответственность, потому что бизнес — это про то, чтобы давать другим работу и организовывать их, а не выполнять всё самому.
Если говорить обо мне, я бы хотела научиться больше делегировать, лучше управлять финансами и быть более харизматичным человеком, чтобы люди шли за мной как за лидером.
Согласны?
Результативность и умение расставлять приоритеты
Нет единой формулы успеха предпринимателей, успеха можно добиться с разными качествами. Но что-то общее можно выделить, а именно результативность. Например, есть люди, которые любят посуду мыть, а есть те, кто любит вымытую, чистую посуду. Первые получают удовольствие от процесса: моют, протирают, расставляют, а вторые от результата — вымытой посуды. Сделать так, чтобы посуда была чистой, — это и есть результативность. Можно помыть самому, нанять кого-то или купить посудомоечную машину, главное — добиться результата.
Еще важно быть быстрым. Ситуация на рынке и в мире всё время меняется, появляется много неопределенностей, поэтому нужно уметь быстро принимать решения. И важно идти на риск. Уверен, что если человек не хочет рисковать и всё время ищет подстраховку, он не сможет вести бизнес.
А вообще быть успешным, богатым и здоровым — это утопия, чего-то всегда не будет. Либо богатство и успех в ущерб здоровью, либо в ущерб отношениям с семьей — в балансе быть сложно. Но приблизиться к утопии можно, если научиться правильно расставлять приоритеты.
Быть успешным, богатым и здоровым — это утопия
Я бы хотел получить такое качество, как умение доводить дело до конца. Бывает, что я что-то начинаю делать, а потом переключаюсь на новые и новые задачи. А хотелось бы лучше концентрироваться и всегда доводить начатое до конца.
Согласны?
Эмпатия
Рассказывает Роман Сабиржанов, руководитель управляющей компании HotConsulting
Одно из главных качеств предпринимателя — эмпатия, умение сопереживать людям. В моем случае — сопереживать сотрудникам и клиентам, потому что я работаю в сфере гостеприимства. У себя это качество я развивал последние двенадцать лет.
Когда я понял, что эмпатия — важное качество в общении с сотрудниками, я был удивлен. Оказалось, что благодаря душевному разговору можно за час понять жизнь, ценности, мотивы и интересы человека и превратить его в друга. А друг и единомышленник в бизнесе — это ценно. Эмпатия к сотрудникам делает атмосферу в коллективе дружественной, и это видят все новые сотрудники и, конечно, клиенты.
Но не считаю, что один набор качеств ведет к успеху, а другой — нет. Каждый человек уникален, и мы не знаем, какие именно качества приведут его к успеху. Кто-то добивается успеха эмпатией, а кто-то хитростью, и даже, может быть, подлостью, но мы оцениваем результат, а не то, как человек к нему пришел.
Я не мечтаю о каком-то качестве, но каждый день хочу получать новые знания и знакомиться с людьми. Новые люди — это всегда новые возможности, а знания из книг, статей, подкастов дают идеи для бизнеса и жизни.
Согласны?
Коммуникабельность и экстрасенсорные способности
Рассказывает Олег Гацкан, основатель торговой марки «Орто пазл»
Предпринимателю нужно быть коммуникабельным и уметь договариваться с людьми, чтобы объединять их цели, усилия и мотивировать. Эти же качества понадобятся для успешного ведения дел с партнерами.
Другое важное качество — умение использовать на практике опыт, как положительный, так и отрицательный, в том числе чужой. Это помогает решить аналогичные проблемы и понимать, какими будут последствия решений. Например, принесут ли прибыль вложенные усилия, средства, работа персонала или наоборот, приведут к убытку.
В бизнесе ничего не получится без интереса к другим людям и совместной работе. Человек, который не любит других людей, боится их, испытывает неприязнь или равнодушие, не сможет быть предпринимателем. Еще одно качество, которое будет мешать, — это неумение контролировать что-либо, например финансовые вопросы, выполнение задач сотрудниками. Такой предприниматель может вогнать компанию в долги и всё разрушить.
Я бы хотел приобрести экстрасенсорные способности, чтобы точно знать, какими будут последствия, потому что у владельца бизнеса всё сводится к тому, чтобы принимать правильные решения. Это, конечно, невозможно, но сейчас я прохожу коучинг, в рамках которого учусь анализировать ситуацию и прогнозировать результат в зависимости от выбора решения.
Согласны?
Рассказывает Михаил Воронин, основатель бизнес-клуба «Атланты»
Я всегда говорю, что успешных от неуспешных отличает воля, а суперуспешных от успешных — удача. Поэтому самое главное качество предпринимателя и любого другого успешного человека — это воля.
Есть качество, с которым вести бизнес не получится. Я называю это «херовый взгляд на вещи». Мне нравится анекдот на эту тему:
Ребе встречается с Мойшей и говорит: «Как дела?», он отвечает: «Да супер, но сын родился без век». А ребе ему: «Слушай, когда будешь делать обрезание, просто прикрепи плоть вместо век, и всё».
Проходит 20 лет, они встречаются, и ребе говорит: «Как дела?», Мойша говорит: «Да всё супер. Но какой-то у моего сына херовый взгляд на вещи». Мне кажется, очень сложно что-то сделать с этим «херовым взглядом на вещи».
А сам я бы хотел научиться трендвотчингу — анализировать тренды будущего: фокусироваться, искать взаимосвязи. Сейчас мы видим кросс-функциональное взаимодействие химиков с ритейлом, продавцов шаурмы с айти-бизнесом и так далее. Находить эти взаимосвязи — ключевой навык, которого мне сейчас не хватает.
Согласны?
Умение заводить правильные связи
Во время каждой встречи человек мгновенно оценивает другого по трем критериям:
Если предприниматель научится правильно отвечать на эти вопросы каждому новому собеседнику, он овладеет магией достижения целей. Но это не значит, что нужно знакомиться со всеми подряд: необходимо выстраивать вокруг себя такие фильтры, чтобы через них могли просочиться только достойные.
Согласны?
Способность балансировать между стратегией и тактикой
Рассказывает Алексей Каранюк, основатель компании Finmodel.bz
Для себя я отметил такую вещь, как умение балансировать между стратегией и тактикой. Умение жить в текущем моменте и отталкиваться от реальной ситуации с одной стороны, а с другой стороны — мыслить стратегически и двигаться к цели. Есть такое выражение: «Хорошая стратегия базируется на хорошей тактике», и для меня предприниматель — это тот, кто живет в текущем моменте, но при этом двигается к большой цели.
Долгое время поиск баланса между стратегией и тактикой доставлял мне сложности. Только в этом году, может быть, из-за возрастных изменений или накопленных ошибок я смог нащупать золотую середину.
Мне повезло, что в июле я остался без сбережений из-за ситуации с коронавирусом, и мне пришлось научиться балансировать. Раньше я закапывался в стратегии или утопал в практике, так, что в итоге не было либо роста, либо денег. На построении воздушных замков с одной стороны и закапывании в операционке с другой я, кажется, потерял миллионы.
Сейчас у меня два типа продуктов:
И я стараюсь не забывать об обоих продуктах и работать в двух направлениях. Например, каждые два-три дня я решаю, что для меня важнее — подумать о завтра или сфокусироваться на сегодня, — и стараюсь держаться середины.
Согласны?
Зрелость и умение фокусироваться
Предпринимателю нужно быть зрелым ментально — это когда человек разобрался со своими травмами и может отделяться от них при оценке ситуации. Такая зрелость позволяет смотреть на вещи взглядом взрослого человека, а не больного забитого ребенка. Еще понадобится умение фокусироваться на важных для бизнеса вещах и тратить время на то, что нужно делать сейчас, а не на только что пришедшие в голову идеи.
Нужно быть одновременно расчетливым и чутким. Расчетливым, чтобы отстраняться от эмоций и принимать решения, которые нужны для бизнеса, даже если они неприятны другим людям. А чутким, потому что предприниматель всегда работает с командой и людьми, и ему нужно обладать эмоциональным интеллектом, чтобы их понимать и мотивировать.
Предпринимателя должно что-то не устраивать в мире, и он должен желать это изменить и верить, что сможет это сделать. Когда нужно придумать что-то новое, предприниматель умеет надеть розовые очки.
Когда нужно придумать что-то новое, предприниматель умеет надеть розовые очки
Но ничего не мешает стать предпринимателем, не обладая этими качествами, просто потому, что человек выбрал им быть. Единственное исключение — те, кто всегда считает, что причина не в них, а в других людях: они вряд ли смогут взять на себя ответственность за бизнес.
Согласны?
Способность мечтать по-крупному
Рассказывает Виктория Демидова, соосновательница транспортной компании Adamos Logistic
Для предпринимателя важно уметь мечтать по-крупному, не ограничивая себя. А для формирования правильного окружения и нетворкинга необходимы коммуникационные навыки. И, конечно, не обойтись без внимания к своему здоровью: сон не меньше семи часов в сутки, питание, регулярные занятия спортом.
Cон не меньше семи часов в сутки, питание, регулярные занятия спортом
Не получится вести бизнес ленивому и завистливому человеку. Лень не даст двигаться вперед, особенно в начале, когда предприниматель постоянно находится в операционке и должен работать в режиме нон-стоп. Зависть же для большинства людей становится фактором раздражения и ненависти, а это лишает энергии и не дает двигаться дальше.
Я хотела бы научиться принимать людей такими, какие они есть, лучше управлять своими эмоциями и чаще ощущать ценность того, что происходит здесь и сейчас. А еще прокачать навык говорить «нет», потому что часто мои «да» основаны на желании всем помочь и отнимают много сил.
Согласны?
Собранность, точность, умение ждать
Рассказывает Алексей Королюк, сооснователь и директор хостинг-провайдера и регистратора доменов Reg.ru
Я убежден, что предприниматель должен обладать целым рядом личностных качеств, среди них:
Точно не получится стать предпринимателем человеку с такими качествами, как зазнайство и звездность; пофигизм и отрешенность от того, что происходит здесь и сейчас; необразованность и отсутствие стремления, чтобы это исправить; леность.
Как футуролог и визионер я уверен, что скоро мы получим расширенные технологии киборгов. В долгосрочной перспективе они интересны мне как инструменты долголетия и расширения возможностей мозга. В краткосрочной я хотел бы получить еще большую глубину знаний в сфере своих интересов и дополнительные возможности генерации смыслов.
Согласны?
Успешность — это результат поставленной цели, а не каких-то качеств
Мне не совсем понятно, что значит качество. Есть умения, есть навыки, а качества вроде воли к победе или порядочности обычно встречаются в плохих советских фильмах и эйчар-анкетах, а не в жизни. Бизнес нельзя вести, если у человека психоз или шизофрения, но это не качество, а болезнь. Невозможно приобрести качество «быть успешным», потому что успешность — это не качество, а результат поставленной цели.
Если говорить о качествах характера, мне не кажется, что набор предпринимателя отличается от набора непредпринимателя. Чтобы быть здоровым, предприниматель должен делать ровно то же самое, что и все остальные люди, — заботиться о своём здоровье. Чтобы быть профессионалом — прокачивать навыки, учиться, ставить достижимые цели. А богатство — не всегда цель бизнеса: например, книготорговля больше про идею, чем про прибыль. И непонятно, какое качество должен воспитывать в себе книготорговец, — точно не качество зарабатывания.
14 способов увеличить продажи в любом бизнесе
Способов поднять продажи и увеличить входящий поток потенциальных клиентов, наверное, тысячи. Проблема в том, что полностью универсальных решений не существует — идея, сработавшая у сотни бизнесменов, может оказаться бесполезной у сто первого. Поэтому любые рекламные или маркетинговые советы о том, как поднять продажи, стоит воспринимать как гипотезы.
В этой статье мы собрали несколько проверенных и неочевидных решений, которые при должном подходе помогут практически всем. Внедряйте их постепенно, тестируйте на небольших бюджетах и оставляйте самые эффективные для вашего бизнеса.
Сделайте воронку продаж
Воронка продаж — это путь, который проходит человек от первого контакта с вашим продуктом до того, как он расстается с деньгами. Сначала человек узнает о продукте, потом начинает интересоваться им, затем как-то проявляет желание приобрести и, наконец, покупает. Ваша задача — разложить все продажи на условные этапы и отслеживать, сколько человек перешло с одного на другой.
Допустим, у вас турфирма. Вы запускаете контекстную рекламу. Ваша воронка может выглядеть так: 100 человек посмотрели объявление, 30 кликнули на него и перешли на сайт, 20 позвонили и один купил тур.
Анализируя воронку, можно понять, какие этапы нужно улучшать. Например, здесь нужно поработать с текстом объявления и отделом продаж.
Используйте тайных покупателей
Гарри Фридман в книге «Нет, спасибо, я просто смотрю» рассказывает, что в розничной торговле практически главной проблемой спада в продажах являются сами продавцы. Им не хватает дисциплины, они не разбираются в потребностях потенциальных покупателей или вовсе выгорают и начинаю хамить клиентам.
Если вы ищите решение, как увеличить рост продаж в розничном магазине, то попробуйте использовать тайных покупателей. Разработайте несколько сценариев, запускайте актеров в магазины в разное время. Проверьте, как работают продавцы в стрессовых ситуациях и как они относятся к доброжелательным людям.
Узнайте секреты конкурентов
Чтобы обеспечить рост продаж, нужно внимательно изучать конкурентов и не стесняться заимствовать у них успешные практики, рассказывают в книге «Бизнес как игра» основатели Мосигры Дмитрий Кибкало и Сергей Абдульманов.
Простой способ разведки — стать клиентом конкурентов. Пройдите все возможные пути их потенциальных покупателей. Станьте их тайным покупателем. Беседуя с менеджером, придумывайте отговорки, чтобы не покупать, и изучайте их работу с возражениями клиентов.
Проверьте сайт конкурента в Similarweb — сервис позволит узнать долю платного трафика у ресурса и уточнить, с каких сайтов в основном приходят люди. Это бесплатно.
Сервисы Serpstat и MegaIndex покажут, по каким запросам сайт оказывается на первой странице выдачи Яндекса и Google, какие рекламные объявления использует конкурент.
Попробуйте контекстную рекламу
Если ваш продукт требует точечной рекламы, попробуйте продвижение через Яндекс.Директ и Google Рекламу. Они помогут показывать рекламу тем, кто мониторит что-то конкретное в поисковой строке. Например, если человек ищет что-то вроде «купить кирпич Москва», то ему наверняка интересна цена на ваш кирпич.
Запустите рекламу в социальных сетях
Каждый день только во «ВКонтакте» заходит порядка 22 млн человек. Еще 15 млн каждый день открывает Instagram, а ролики на YouTube ежедневно смотрят порядка 19 млн жителей России, пишет агентство LiveDune. За годы работы социальные сети накопили много данных о своих пользователях — их интересы, пол, возраст, семейное положение. Используйте эти данные, чтобы запускать точечную рекламу.
Например, вы решили продвигать доставку готовой еды. Найдите в соцсети группы конкурентов, покажите свою рекламу их аудитории. Попробуйте транслировать объявление подписчикам ресторанов и кафе в вашем районе. Расширьте поиск — добавьте туда тех, кто пользуется доставками из местных магазинов.
Фильтровать аудиторию для показа можно по сотням параметров. Цена зависит от конкуренции. Бюджет на рекламу можно сэкономить, если отобрать людей так, как не догадался другой рекламодатель.
Работайте с теми, кто уже купил
В книге «Клиенты на всю жизнь» Карл Сьюэлл рекомендует больше внимания уделять не привлечению новых клиентов, а повышению лояльности среди тех, кто уже пользуется вашими продуктами. Это логично — если люди будут довольны вашим бизнесом, заработает сарафанное радио и новые клиенты придут сами.
Запустите рассылку: собирайте адреса почты при покупке, отправляйте клиентам полезные материалы и эксклюзивные скидки. Только не будьте навязчивыми, иначе ваши письма отправятся в спам.
Вводите программы лояльности, которые заодно повышают продажи и выделяют вас среди конкурентов. Например, в кофейнях часто практикуются купоны «купи пять чашек, получи шестую в подарок».
Больше внимания следует уделять не привлечению новых клиентов, а повышению лояльности среди тех, кто уже пользуется вашими продуктами с помощью Контур.CRM.
Запустите нативную рекламу
О баннерной слепоте впервые заговорили еще в 1998 году, а в 2014 году Business Insider подтвердил — люди действительно практически не реагируют на баннерную рекламу в интернете. Чтобы донести до людей свое предложение, нужно использовать другие, более тонкие методы.
Попробуйте нативную рекламу в СМИ. На языке маркетинга это материалы, которые интегрируются в контекст площадки и интересы получателя. Если же проще, то это полезный контент, в котором аккуратно и естественно продвигается бренд.
Например, обычной рекламой будет призыв купить квартиру в конкретном ЖК. Нативной рекламой станет статья «Как выбрать квартиру около метро и не прогадать». В ней перечислят важные критерии выбора и так окажется, что именно конкретный ЖК идеально подходит под них.
Используйте купоны
Если у вас продукт массового потребления, попробуйте повысить спрос с помощью сервисов по продаже купонов на скидку. Самому сервису обычно платить не нужно, он зарабатывает на стоимости купонов.
У этого способа есть как плюсы, так и минусы:
Запустите конкурс среди персонала
Один из способов повысить мотивацию и увеличить продажи — запустить конкурс среди сотрудников. Это работает как в розничных магазинах, так и в других системах, где нужно общаться с покупателями и заключать сделки.
Старайтесь сделать у соревнования ясные, прозрачные правила. Не скрывайте критерии, по которым вычисляется победитель. Например, используйте условную бальную систему — за привлечение нового клиента 1 балл. За заключение разовой сделки на какую-то сумму — 2 балла. На долгосрочный контракт с предоплатой — 3 балла.
Продавцы должны понимать, за что они соревнуются. Вводите нематериальные способы поддержать победителя — например, удобное место в опенспейсе, фотография на доске почета.
Используйте денежные способы поддержки, выплачивайте премии. Сотрудника года поощряйте ценным призом.
Внедрите удобный расчет
Если ваша целевая аудитория люди, готовые терпеть что угодно ради низкой цены, то этот совет неактуален. Для остальных всегда стоит работать над клиентским сервисом и удобством покупки.
Дайте покупателям возможность платить так, как им нравится. Если вы работаете в офлайне, внедрите системы оплаты картой. Покупателям интернет-магазинов интересно рассчитываться электронными деньгами.
Запустите аромамаркетинг и аудиомаркетинг
Обратите внимание, когда вы заходите в пекарню, там всегда стоит аромат свежеиспеченного хлеба. Даже если уже вечер, а выпечка на полки попала еще утром. Секрет в специальном оборудовании, которое распространяет запахи.
Такие ароматы повышают аппетит, а значит, стимулируют нас совершить покупку. В этом суть аромамаркетинга. Подобное продвижение стоит использовать в любом бизнесе, который продает продукты питания.
Еще один способ мотивировать людей потратить деньги — аудиомаркетинг. Психологи еще в 1980-х годах выяснили, что музыка помогает нам расслабиться и проще принимать решения о покупке.
Чаще всего такое продвижение используют в розничных магазинах и в сфере услуг. Например, в утренние часы в магазинах звучит медленная музыка, чтобы настроить посетителей на спокойную прогулку. В час-пик, наоборот, мелодия становится динамичнее, чтобы даже расслабленный человек проникся и стал покупать быстрее.
Попробуйте разную музыку в вашем бизнесе, выясните, какая больше увеличивает продажи.
Запустите распродажу
В самих по себе скидках нет смысла. Когда мы хотим увеличить продажи, то подразумеваем рост дохода. Для этого можно воспользоваться неочевидными приемами со скидками и распродажами.
Вот как это работает в продуктовом ритейле:
Аналогичной системой пользуются во многих сферах. Например, в магазинах с техникой основной заработок может идти не от продажи смартфонов, а с реализации чехлов, флешек и других вроде бы не очень дорогих товаров. Но именно они высокомаржинальный продукт.
Посчитайте экономику своего бизнеса и попробуйте увеличить продажи таким способом.
Посоветуйте конкурента
В книге Сергея Абдульманова «Бизнес как игра» звучит совет, который на первый взгляд кажется абсурдным: если у вас нет какого-то товара, продавец может поискать его у конкурентов и посоветовать человеку сходить к ним. Так работают консультанты в «Мосигре». Они уточняют, когда игра появится у них в салоне и предлагают человеку подождать. Если нет, то просто смотрят в интернете, где есть нужный товар и говорят об этом.
По словам Абдульманова, это способ повысить лояльность к компании: создается вау-эффект, клиент запоминает необычное поведение и чувствует, что к нему отнеслись по-доброму, без жажды наживы. Такие дружеские отношения превращают разовых покупателей в постоянных клиентов. К тому же люди делятся подобными историями, что обеспечивает бесплатную рекламу.
Внедряйте якорный эффект
Чтобы увеличить продажи, дайте покупателю возможность сравнивать цены и как бы цепляться за самый выгодный вариант — в маркетинге это называют якорным эффектом.
Смотрите, как это работает:
В итоге психология сработает в пользу нужного нам товара. Он не самый дорогой, значит, с ним не пытаются обмануть и продать втридорога. И не самый дешевый, значит, не бесплатная ерунда.
Выбор в принципе стимулирует продажи, но если мы еще аккуратно посоветуем человеку нужное решение, то получится еще эффективнее.
Чек-лист по росту продаж
Внедряйте пункты из нашего чек-листа по порядку или произвольно, тестируйте идеи и оставляйте лучшее:
Распределяйте заявки по менеджерам, отслеживайте выполнение плана, анализируйте конверсию, смотрите причины отказов.
Расскажите в комментариях, что из этих примеров уже использовали? Что помогло стимулировать рост продаж?
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Общепит, транспорт и торговля: какой бизнес чаще всего хотят открыть в России
В «Яндексе» изучили поисковые запросы о том, как открыть бизнес, и определили 150 самых популярных видов бизнеса.
За последние десять лет интерес россиян к открытию своего бизнеса рос. Было только два заметных падения — в 2014—2015 годах и в 2020 году.
На интерес к тому или иному направлению в бизнесе влияют изменения в законодательстве, ситуация в стране и популярность проектов крупных игроков рынка. Например, в 2014 году резко выросли запросы о том, как открыть кальянную — из-за запрета курения в кафе и барах. В 2016 году популярными были бургерные, в 2017 — биржи криптовалют.
В 2018 году вырос интерес к каршерингу, онлайн-образованию и открытию своих школ и курсов — а потом пошел на спад. Последний год самыми популярными запросами о новом бизнесе стали пункты выдачи заказов и курьерские компании, а также доставка еды. Чуть менее популярные — бухгалтерские услуги и компьютерные клубы.
Последние десять лет верхние строчки рейтинга стабильно занимали кафе и магазины. Но некоторые направления теряют привлекательность: парикмахерские откатились с пятой на двадцатую строчку. Турфирмы в 2011 году занимали первое место в рейтинге, сейчас они на десятом и в новом формате. Люди ищут информацию, как открыть турфирму на дому, онлайн и хотят отправлять в поездки только по России.
Стабильное падение интереса к открытию бизнеса у хостелов, кальянных, магазинов пива, салонов сотовой связи и ночных клубов.
Какой бизнес люди хотят открыть
Чаще всего люди ищут в Яндексе инструкцию, как открыть магазин одежды в интернете, в маленьком городе или в соцсетях. На втором месте потенциальных предпринимателей интересует, как открыть кафе. На третьем месте по популярности — запросы, как открыть таксопарк без собственных машин и в небольшом городе.
Если сравнивать категории, а не конкретные виды бизнеса, самые популярные — общественное питание, транспорт и логистика, а также торговля одеждой и товарами повседневного спроса.
За прошедшие два года люди интересовались открытием своего дела в сфере услуг или торговли. Гораздо реже потенциальных предпринимателей интересовало производство.