что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня

Что такое эффективная библиотека?

Ирина МИХНОВА, Антон ПУРНИК

что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Смотреть фото что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Смотреть картинку что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Картинка про что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Фото что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня

«Всё что полезно собирай! Оставь другим незнание и неуверенность. Вот первый секрет выживаемости в каменных, но диких джунглях» (Л. Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье»). Один из главных вопросов сегодняшнего дня: как в условиях дефицита уважения к библиотекам не только удержать библиотеку на плаву, но и двинуться вперёд — навстречу тому идеальному образу, который формируется в голове каждого специалиста, задумывающегося о будущем библиотеки. И здесь тема эффективности её работы выходит едва ли не на первый план.

Но прежде чем думать и говорить о том, что нужно знать, уметь, понимать, чтобы сделать библиотеку таковой, стоит разобраться с самим понятием «эффективность» применительно к библиотеке.

Слово «эффективность» имеет общее значение, а также множество конкретных — в зависимости от сферы, в которой употребляется. Эффективность (англ. effi ciency) — достижение каких-либо определённых результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объёма продукции из данного количества ресурсов. Эффективность часто называют оптимальностью по Парето. (Оптимальность по Парето — такое состояние некоторой системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других. Многим известно суждение Парето: «Всякое изменение, которое никому не приносит убытков, а некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением». Тем самым, признаётся право на все изменения, которые не приносят никому дополнительного вреда.)

Для количественного определения экономической эффективности используются показатели эффективности. В чём их смысл? Они отражают (демонстрируют) результативность экономической системы (в нашем случае — библиотеки), выражающуюся в отношении полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам. Обращаем ваше внимание: оцениваются не абсолютные показатели, а их динамика (соотношение того, сколько «на входе» вложено, и того, сколько получено «на выходе»).

Острота современной ситуации в нашей стране, как, впрочем, и во всём мире, в том, что бюджетное финансирование везде сокращается, и организациям, существующим на средства, выделяемые государством, приходится искать способы не только сохранить себя, но и активно развиваться — иначе стагнация и естественное умирание. Когда в библиотеку поступает информация о размере бюджетных средств, выделяемых на текущий год, и становится очевидным, что их явно недостаточно, каковы действия руководства?

Первый (как правило, проигрышный) вариант: обосновать цифрами и примерами, что выделенное финансирование неадекватно поставленным перед библиотекой задачам: его не хватает не только на развитие, но и просто на обеспечение нормального функционирования. Другой вариант: ещё больше урезать не профинансированные бюджетом услуги, работы, требующие прямых затрат.

Третий: сократить «расходную часть» за счёт персонала: догрузить оставшихся сотрудников работами без увеличения зарплаты либо сократить тех, кто заведомо не готов работать в условиях повышенной интенсивности, чтобы на их место принять людей с другим подходом к работе. Иногда это оказывается вполне возможным. Но здесь главное — уменьшив количественный состав сотрудников, не просто увеличить объём работы остальных без соответствующих доплат, а придумать такие организационно-технологические методы, которые позволят перераспределить нагрузку на него. Да, денег дополнительных сотрудник не получит, но и перегруза не будет. Известное «правило Парето 80/20» гласит: затраты времени на выполнение плана: 20 % труда реализуют 80 % результата, но остальные 20 % результата требуют 80 % общих затрат.

Умный и предприимчивый директор приложит усилия для получения дополнительных средств от платных услуг и договорных работ, займётся поиском грантов и спонсоров. И это будет уже четвёртый вариант действий, на который активно настраивают библиотеку и учредители, и органы местной власти.

Понимаем, сложно бывает признать, что экономические понятия «эффективность», «эффективная» примени мы к библиотеке. Безусловно (и никем это не оспаривается): у библиотеки есть определённая гуманистическая, социальная миссия.

Но надо согласиться, наконец, с тем, что это также и предприятие (пусть даже именуемое учреждением или организацией) по производству и предоставлению населению неких услуг и работ, ориентированное на удовлетворение его нужд и потребностей.

Государство как система обладает определёнными ресурсами, и для него вопросы эффективности всегда были и будут максимально важны. Оно обязано оценивать эффективность своих вложений. Понятно, что, вложив деньги в оборону страны, можно потом оценить, снизился или повысился уровень угроз; инвестируя в промышленность, можно зафиксировать, произошёл рост или падение производства.

А культура и образование оцениваются по иным, интегральным, показателям — например, по степени соответствия предлагаемых услуг спросу (реальному или потенциальному) целевых групп потребителей и уровню удовлетворенности ими.

Во всяком случае государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение государственных (муниципальных) работ предполагает (должно предполагать) именно это. А одним из условий финансирования библиотеки является наличие у неё плана по повышению эффективности деятельности в части оказания государственных услуг (выполнения работ) на основе целевых показателей.

В «Модельном стандарте деятельности общедоступной библиотеки», в котором даны рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам муниципальной власти, присутствуют оба понятия.

Библиотечная услуга — общественно-полезное действие, обеспечивающее доступ к документам и информации, в том числе электронным библиотечно-информационным ресурсам — сетевым и находящимся в цифровом виде. Различают культурно-просветительские, образовательные, библиографические, документные и другие библиотечные услуги.

Работа в библиотеке (в рамках государственного и/или муниципального задания) — разновидность библиотечно-информационной и культурно-просветительской деятельности библиотеки, направленная на развитие общества в целом. К работам в библиотеке отнесены культурно-просветительские мероприятия и мероприятия, направленные на повышение информационной культуры пользователей, обучение библиотекарями пользователей навыкам электронного библиотечно-информационного самообслуживания, в том числе для использования сетевых (локальных и удалённых) ресурсов библиотеки.

Если основываться на данных определениях, то эффективная библиотека — это библиотека, социальные, культурные и экономические результаты деятельности которой по предоставлению пользователям информационно-библиотечных услуг и проведению культурно-просветительских и иных мероприятий ощутимо превышают затраты на их разработку (производство) и иные работы, связанные с предоставлением и/или проведением их (например, на доведение информации до пользователей).

Иными словами, нужно не просто провести мероприятие (и потом отчитаться числом участников), но достичь определённого социального эффекта. А затраты могут быть финансовые, материальные, ресурсные, кадровые, даже нервные, но в любом случае они имеют количественное или качественное выражение. И вновь подчеркнём: эффективность — это достижение максимального эффекта при минимальных затратах.

Пример.
Одна библиотека проводит интернет-конференцию с региональными библиотеками, и за столом управления сидят восемь IT-специалистов (а их в отделе двенадцать). В другой библиотеке техническую поддержку аналогичной интернет-конференции оказывают 1—2 специалиста, которые, помимо IT-работ, занимаются ещё многим другим. Одинаковое по сложности мероприятие может готовить группа сотрудников, а может один, но очень сильный специалист. Число же людей, пришедших и оставшихся довольными мероприятием, будет одинаковое.

Можно установить в зале обслуживания книгоподъёмник за 10 миллионов рублей, а можно за 800 тысяч. Результативность их работы будет примерно равная, затраты разные. Но для того, чтобы понять, что библиотеке действительно нужно, и затем найти на рынке подходящую модель и прочее, должны быть специалисты высокого уровня. Их будет мало и стоить они будут достаточно много, но экономию библиотеке дадут на порядок большую.

Можно ли измерить эффективность услуги или работы?

Рассуждая об эффективной библиотеке, мы должны помнить: библиотека может называться таковой, если эффект от услуг и работ выше, чем затраты на их реализацию. А чтобы так было, нужно пристально прослеживать весь путь от идеи до воплощения — это позволит оценить затраты и найти способы их сокращения.

Выше было сказано, что любой проект, идея, действие оцениваются по определённым результатам, достигнутым на «финише». Здравый смысл подсказывает, что самое простое, очевидное свидетельство эффективной работы библиотеки — когда минимальными силами и средствами удаётся добиться:

Подсчет общего числа пользователей, безусловно, необходим. Но в не меньшей степени нужно знать, сколько людей приходит, чтобы взять книги на дом, а сколько — чтобы поработать, посидеть (возможно, просто отдохнуть) в залах библиотеки или только принять участие в мероприятии. Каждый определяет сам, что для него важнее (и пожинает плоды своего неверного выбора).

Что касается виртуальных посетителей, то здесь библиотека, конечно, может отчитываться цифрами, говорящими о количестве посещений сайтов. Но есть и другие показатели: сколько человек подписалось на библиотечные социальные сети, сколько зарегистрировалось на сайте библиотеки для того, чтобы пользоваться какими-то её удалёнными услугами, сколько обращается к подписным базам, которых нет в открытом доступе, и т. д.

С точки зрения экономики, гораздо важнее абсолютных показателей их динамика. Допустим, в библиотеку в первый («стартовый») год приходило сто посетителей, потом — 120, 150 и т. д. Даже если эта аудитория не однородна, но идёт процесс её постоянного роста при сохранении или уменьшении материальных, кадровых затрат, то и здесь уже просматривается эффективность услуг и работ библиотеки. Надо сказать, что абсолютные показатели вообще очень сложно использовать для измерения эффективности, всегда лучше ориентироваться на сравнительные характеристики.

Стоит учитывать, что, в отличие от количественных показателей, которые — с разной долей условности — можно вывести математическими методами, качественные показатели эффективности работы библиотеки имеют другую природу и часто бывают важнее и достовернее.

В первом случае мы считаем людей «по головам», во втором — работаем с личностями. Это два подхода, которые определяются различными социально-психологическими установками библиотекарей. Мы — за вторые, хотя и любим библиотеку, полную людей. Замер отношения людей к библиотеке является максимально сложной, но при этом и чрезвычайно интересной задачей. Он производится в ходе опросов (путём анкетирования и интервьюирования) реальных, потенциальных, виртуальных пользователей, мониторинга их потребностей и запросов; добывается путём анализа их спонтанных суждений, выраженных в социальных сетях, на страницах печати, а также в ходе «обратной связи» с пользователями.

Базовый принцип, которому намерены ныне следовать органы местной власти: оценивать учреждения культуры (включая библиотеки) не только и не столько по успешному выполнению ими же поставленных перед собой задач, сколько по соответствию их услуг и предложений широкому спектру потребностей разных групп населения.

Ведь именно это находится в сфере компетенции и ответственности тех, кому государство и местное сообщество делегировало право и обязанность беспокоиться о нуждах людей.

Источник

Привлекаем читателей в библиотеки с помощью инноваций

что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Смотреть фото что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Смотреть картинку что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Картинка про что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Фото что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня

Казалось, что с развитием технологий, интернета и средств коммуникаций, библиотеки канут в прошлое, но это не так. Будет ли библиотека существовать или нет, зависит от степени развития инноваций в её работе.

что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Смотреть фото что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Смотреть картинку что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Картинка про что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Фото что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня

Из-за того, что современный поиск в интернете быстрее, бумажные носители могут не удовлетворять потребности читателя. Поэтому, чтобы люди шли в читальные залы снова, необходимо внести инновации в библиотеке, примеры которых описаны ниже.

Для чего необходимо проводить инновации

Изменения, которые происходят во всех сферах деятельности, влекут за собой перемены и в сфере библиотек.

A post shared by молодёжная страничка (@ostrovbibl) on Apr 22, 2019 at 12:26pm PDT

Стремительное развитие общества – необратимый процесс. Поэтому инновационная деятельность библиотек необходима не только для сохранения читальных залов, как памятника культуры и архива книг, но и место для получения новых знаний. Проведя реформы в сферах:

можно значительно поднять уровень популярности и сделать местом получения, структурирования и реализации и новых знаний.

Проведение культурно-массовых мероприятий

Перенимая опыт инноваций структуры библиотек западных коллег можно прибегнуть к методу популяризации читальных залов путем организации публичных мероприятий.

В первую очередь, это проведение конференций на актуальные темы. Библиотекари могут организовывать публичные выступления, выбрав предмет разговора самостоятельно, либо приглашать экспертов. Плюсами конференций является передача знаний и опыта слушателям. Но зачастую, выбранные темы узконаправленные и сугубо профессиональны, поэтому привлечь большое количество людей не получиться.

Если в корне поменять этот процесс, то всё больше людей будут приходить на открытые выступления. Для этого, необходимо тщательно готовиться к чтению материала, быть хорошим спикером. Информация должна быть общей, чтобы она могла быть полезна как мастерам, так и обычным слушателям.

Инновации в детской библиотеке

Еще одной инновацией в библиотечном деле является создание книжных клубов.

Естественно, это место чтения. Познакомившись с новым произведением, хочется поделиться мнением, обсудить детали, порекомендовать к прочтению. Но если среди окружения никто не разделяет взглядов, люди приходят в клубы по интересам.
Книжные клубы могут делаться по возрасту. Для детей можно организовывать костюмированные представления, показывать документальные фильмы или разыгрывать понравившиеся моменты.

Создание книжных кружков привлечёт большое количество книгоманов, которые будут провозить заседания, мероприятия или костюмированные вечера. Общая заинтересованность сплотит людей, они будут рекомендовать присоединиться своим знакомым, и, как следствие, появятся новые посетители.

что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Смотреть фото что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Смотреть картинку что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Картинка про что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Фото что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня

В клубе для взрослых необходимо назначить руководителя для обсуждения организационных моментов. Он будет назначить время и дату сбора, назначать тему недели и привлекать новых посетителей. Для того, чтобы помочь людям в создании и сохранении книжных клубов, библиотекари могут предоставлять читателям списки книг с интересующими темами. Например, каждая неделя может быть разной тематики. В течение будней члены клуба будут знакомиться с новой литературой, а в выходные обсуждать её на сборах.

Хорошим примером инновационной деятельности в библиотеке считается открытие книжного кафе.

Расширяя спектр оказываемых услуг, крупные филиалы могут открыть на базе кафе, где читатель сможет купить кофе, чай и десерт, чтобы во время чтения создавалась атмосфера уюта.

Например, студенты или научные сотрудники могут часами сидеть за литературой в поиске нужной информации. Проголодавшись, они будут вынуждены сдать книгу и отправиться в столовую или домой, чтобы перекусить. Но если на территории открыть кафе или хотя бы буфет, то это улучшит сервис и заставит читателя возвращаться снова и снова.

Многие консерваторы скажут, что во время чтения есть нельзя. Это отвлекает от процесса, не полезно для пищеварения или можно испортить бумагу, пролив на нее кофе. Для этого и существует инновационная деятельность в библиотеке.

что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Смотреть фото что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Смотреть картинку что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Картинка про что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня. Фото что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня

Исследования показывают, что приём пищи во время чтения никак пагубно не сказывается ни на процессе восприятия новой информации, ни на желудочно-кишечном тракте. Во-вторых, организуя продажу напитков на территории читального зала, администрация должна сделать выбор в пользу термостаканов. Даже при падении жидкость останется внутри посуды и не навредит книгам.

Инновационная деятельность библиотек

Чтобы привлечь читателей в библиотеку с помощью инноваций, важно помнить, что главный ресурс – интернет.

Создание компьютерного пространства с подключенным интернетом сможет привлечь людей разных возрастов и статусов.

Студенты приходят в библиотеку для написания дипломных или курсовых работ в поисках информации, но иногда в книгах её недостаточно или она устарела. Помимо стеллажей и ресепшена, в библиотеке важно установить несколько десятков современных компьютеров с интернетом. Розетка возле каждого стола позволит читателю зарядить гаджеты. Для сохранения личного пространства столы должны находиться на расстоянии или быть разделены перегородками.

В комплекте с компьютером должны идти наушники, чтобы посетитель мог посмотреть фильм или прослушать музыкальный файл никому при этом не мешая.

Библиотечные инновации пространства

Пространство библиотеки должно делиться на: читальный зал, архив книг с ресепшеном, компьютерный зал и книжное кафе.

Библиотека начинается с ресепшена, где сотрудник должен быстро записать читателя в обходной лист и предложить помощь. У посетителя должна быть альтернатива в выборе книг, самостоятельно отправиться к стеллажу или обратиться к дежурному библиотекарю. Определившись с выбором, посетитель может отправиться к столам для чтения, в компьютерный зал или забрать книгу с собой.

На примерах инновационной деятельности в библиотеке можно быстро и эффективно изменить пространство и организацию процесса чтения. Важно соблюдать все новейшие тенденции, чтобы поддерживать процесс модернизации и развития технологий.

Источник

Что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня

Библиотека превращается в многофункциональный социокультурный центр. Читатель приходит сегодня в библиотеку не только за книгой, но и за общением, удовлетворением и реализацией своих способностей, талантов, общественных амбиций, за интеллектуальным досугом и информацией. Современная библиотека должна таким образом организовывать свое пространство и время, чтобы стать открытой площадкой активного социального воздействия, в которой каждый может принять участие, где можно комфортно общаться, учиться и т.д.

Мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях деятельности, и без них не должно обходиться ни одно крупное библиотечное мероприятие. Показ на большом экране видеофильмов, слайдов, фотографий, иллюстраций, электронных изданий делают встречу с книгой более эффектной. Такая форма преподнесения информации вызывает большой интерес у самых разных людей, усиливает характер ее психологического восприятия, глубину усвоения материала.

Сейчас в библиотечной среде идет смещение интереса в сторону нестандартных форм проведения мероприятий, нестандартных сценариев взаимодействия с пользователем. В последнее время широкое распространение получила библиотечная акция. Акции дают возможность громко заявить о себе, продемонстрировать свою необычность. Библиотечные акции отличает творческий подход, оригинальность подачи материала, интерактивные формы проведения.

I. По целям их проведения:

Чаще всего организуются акции и с целью повышения эффективности патриотического воспитани я детей и юношества. Их участники благоустраивают места воинской сланы, оказывают шефскую помощь ветеранам войны, участникам военных событий. Эти мероприятия позволяют людям глубже осмыслить личную сопричастность к истории, осознать спою роль и укреплении и развитии страны. «Журавли нашей памяти», «Читаем книгу о войне», «Обелиск», «Георгиевская ленточка», и др.

— «Каждой пичужке-своя кормушка»;

— «БУНТ» (большая уборка нашей территории),

• «Создадим сад своими руками»;

— «Чистый поселок» и др.

Акции к юбилейным литературным датам: «День с Гайдаром», «По проспекту с Гоголем», и др.

Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс, но и эффективный результат, необходимо продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий.

Кроме того, на этапе подготовки особое внимание следует уделить развитию партнерских взаимоотношений. В первую очередь, нужно заручиться поддержкой властей, например, управления образования, комитета по делам молодежи, комитета по туризму и спорту. Они могут стать важными стратегическими партнерами, способными оказать как административную и организационную, так и финансовую или материальную поддержку.

Итогом проведенных акций является формирование положительного имиджа библиотеки, повышение ее статуса в читательской среде, развитие творческого, инновационного потенциала библиотечной работы, активное привлечение читателей к сотворчеству.

Читатели вместе с библиотекарями всё чаще становятся инициаторами и активными участниками новых библиотечных проектов. Благодаря проектной деятельности усиливается роль библиотек в местном сообществе, улучшается качество услуг, предоставляемых читателям, библиотеки формируют положительный имидж, появляются новые перспективы в работе.

Российскими библиотеками сегодня накоплен определенный опыт использования такого вида социального проектирования, как создание целевых комплексных программ. С помощью создания и реализации программ библиотеки пытаются решить наиболее актуальные проблемы: развитие информационной деятельности библиотек, сохранение культурных и исторических традиций, создание новых моделей обслуживания населения и т.д.

Важно отметить, что проектная деятельность библиотек отличается огромным разнообразием форм и тематики. Основные из направлений данной деятельности, естественно, определяются профилем работы каждой из библиотек, ее расположением, потребностями и интересами ее аудитории. При этом, к числу приоритетных направлений проектирования необходимо отнести такие:

— организация культурного досуга населения в целом и отдельных его категорий (молодые родители, пенсионеры, приемные и опекунские семьи, дети и подростки и т. п.);

— восстановление и сохранение исторических и культурных традиций; помощь в решении вопросов обеспечения занятости населения, и многое другое.

Что касается тематической направленности проектной деятельности, то это традиционные для библиотек направления: краеведение, экология, социализация личности, развитие образования и самообразования.

Важно отметить так же и то, что виртуальное пространство и социальные медиа — это новые открытые площадки для реализации библиотечных проектов. На данный момент библиотеки имеют собственные веб-страницы и страницы в социальных сетях, блоги, создают краеведческие порталы. Реализация этих проектов дает возможность развивать журналистские и дизайнерские способности самих работников библиотек, организовывать общение для пользователей, распространять уникальную информацию о библиотеке в информационном пространстве, внедрять новые услуги. Активная проектная деятельность побуждает библиотеки постоянно находиться в творческом поиске, развивать социальные партнерства, генерировать новые идеи, сотрудничать с обществом для повышения положительного имиджа библиотеки, книги и информации в обществе.

— проектная деятельность на современном этапе является одним из самых эффективных способов библиотекам «заявить о себе», повысив тем самым престиж библиотеки, подчеркнув ее значимость и роль в местном сообществе;

— в детской библиотеке проектная деятельность позволяет очень успешно реализовывать различные творческие идеи, эффективно вести досуговую деятельность;

— проектная деятельность библиотеки является возможностью рассказать о ее возможностях и услугах, сформировав тем самым привлекательный образ, так как любой качественный проект сопровождается рекламой;

— проектная деятельность дисциплинирует, сплачивает и организует рабочий коллектив библиотеки. При этом в сам творческий процесс совершенно без принуждения со стороны вовлекаются не только сами сотрудники библиотеки, но также и читатели, а проектная деятельность способствует, помимо прочего, и личностному их развитию;

— проектная деятельность публичных библиотек дает возможность библиотеке освоить наиболее перспективные направления, стать доступным центром общения для населения. Проектная работа библиотек позволяет им целенаправленно вести работу по разным направлениям во взаимодействии со всеми заинтересованными лицами и организациями — социальными партнерами.

Проектная деятельность способствует привлечению внебюджетных средств, что, безусловно, важно, так как дает дополнительную финансовую поддержку для наиболее эффективного развития, открытия новейших перспектив, внедрения различных инновационных форм работы, улучшения материально-технической базы библиотек. На сегодняшний день есть грантовые конкурсы, выиграв которые, можно получить деньги на реализацию смелых идей.

Ежегодно проводится конкурс на присуждение 100 грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Одна из номинаций — библиотечное дело.

Фонд Михаила Прохорова ежегодно с 2008 года проводит благотворительный конкурс «Новая роль библиотек в образовании». Его цель — поддержать социокультурные библиотечные проекты, направленные на поддержку образования, образовательных программ, конкретных учебных курсов. При отборе победителей оцениваются инновационность подхода, реалистичность исполнения проекта, а также насколько будет востребован результат.

В рамках конкурса «Читающая Россия» благотворительный фонд «Созидание» принимает заявки от публичных библиотек из населённых пунктов численностью до 12 тысяч жителей. Ежегодно гранты можно получить в разных номинациях. Например, в 2019 году это были:

• Библиотека без границ. Работа с читателями с ограниченными возможностями.

• Хранители. Сохранение частной истории населённого пункта или отдельно взятой семьи.

Финансирование осуществляется из средств, пожертвованных фонду. Размер гранта составляет от 30 до 50 тысяч рублей. Подробности можно выяснить на сайте БФ «Созидание».

Заявки на конкурс принимают с начала года. Контакты и подробности можно прочесть на сайте Фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Проектный подход к библиотечной деятельности постепенно становится одним из качественных критериев работы библиотеки, формой реализации творческих идей, проведения различных акций.

Летний читальный зал.

Хорошо зарекомендовали себя проекты библиотек по организации летних читальных залов, расположенных в удобных людных местах или рядом с библиотекой, которые легко можно собрать, используя мобильные стеллажи и пластиковую мебель. Такие читальные залы могут работать по определенным дням недели и, конечно, в праздничные дни, когда наплыв жителей ожидается наибольшим.

Во время работы «летнего читального зала» под открытым небом посетителям раздаются флаеры-приглашения с указанием адреса и телефонов библиотеки; различные закладки-памятки для детей и родителей на тему чтения, буклеты с информацией о новинках литературы. Летний читальный зал можно назвать так: «Библиотека под зонтиком», «Книжный сад: открытое пространство для чтения», «Читающий бульвар», «Книжный шатер».

Летний читальный зал может стать для жителей местом интеллектуально­-развлекательного отдыха, где можно не только почитать книги и журналы в комфортных условиях на свежем воздухе, но и пройти тест на скорость чтения, нарисовать любимого персонажа, номинировать любимую книгу на звание «Книжная симпатия», собрать пазлы, сфотографироваться на память с книгой. Внимание прохожих можно привлечь стендом «Лица «читающей национальности», на котором разместить фотографии самых активных читателей библиотеки и информацию об их любимых книгах.

Проекты касаются и традиционной для библиотек выставочной работы. Инновационность в данном случае заключается в использовании нетрадиционных форм (артобъекты, инсталляции, мастер-классы, буктрейлеры).

Также в рамках проектов в библиотеках проводятся уроки медиаграмотности, где юные читатели знакомятся с информационной безопасностью при использовании интернет-ресурсов. Подобные мероприятия проходят также в игровой форме, где подростков учат составлять надежные пароли, распознавать сомнительные ресурсы, на которых не стоит оставлять свои личные данные.

Обучение навыкам работы на компьютере является весьма актуальной задачей, так как с каждым годом всё больше государственных и социальных услуг принимают электронный вид. На протяжении ряда лет обучение компьютерной грамотности, содействие социальной адаптации в современной информационно-компьютерной среде омичей пенсионного возраста является одним из приоритетов в деятельности омских муниципальных библиотек.

В Центральной городской библиотеке г. Омска был разработан информационно­-просветительский проект «Компетентный Е-гражданин». Проект предусматривал организацию деятельности по доступу омичей из социально незащищенных групп населения (в первую очередь, пенсионеров) к общественно значимой информации об органах государственной и муниципальной власти, информирование населения о предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также обеспечение доступа граждан и государственным услугам, предоставляемым в электронной форме.

В рамках проекта была разработана программа занятий, включающая темы:

— «Электронное правительство: госуслуги быстро и доступно» (лайф-презентация)

— «Служба одного окна»

— «Личный кабинет электронного гражданина»

— «Пенсионная система в один клик»

— «ЗАГС через Интернет»

— «Электронные платежи: оплата услуг, не выходя из дома»

— «Как найти работу с помощью Интернета» и др.

Овладев новыми знаниями и навыками, пожилые омичи смогли почувствовать себя более уверенно в развивающемся информационном пространстве.

— Активнее используйте возможности поисковых систем Интернет, изучайте передовой опыт (в частности, читайте библиотечные блоги, переписывайтесь по электронной почте с коллегами) и адаптируйте его применительно к своим условиям;

— Определите, какие ресурсы потребуются для осуществления инновации (финансовые, временные, кадровые);

— Попробуйте: выделить одно из направлений деятельности и использовать его как плацдарм для нововведений;

— Тщательно проанализируйте, чего недостает или что не устраивает пользователей в работе библиотеки;

— дружите с властью, доказывая ей свою полезность, заинтересовывая ее в сотрудничестве;

— Настройтесь на успех, не говорите о трудностях, рассказывайте о будущих преимущества.

Консультация подготовлена зав.отделом библиотечного маркетинга и инноваций Ю. В. Джусь для семинара «Библиотека: новые возможности и новое качество. Работа с отдельными категориями пользователей»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *