что будет вместо магазина касторама в котельниках
Сделай это сам: почему сеть Castorama уходит из России
Владелец сети магазинов Castorama — британская Kingfisher — объявила о закрытии своих магазинов в России. Группа также прекратит работать в Испании и Португалии и сосредоточится на основных рынках, где занимает лидирующие позиции или может их достичь, следует из заявления генерального директора Kingfisher Вероник Лори.
Первый магазин Castorama открылся в России в 2006 году, в Самаре, сейчас сеть состоит из 20 гипермаркетов. Их планируется закрыть в течение 2019 года, уточнил представитель Kingfisher.
Почему российский рынок перестал быть интересным для владельца Castorama, разбирался РБК.
Сколько Castorama зарабатывала в России
Сеть Castorama несла убытки, и было неизвестно, сколько ее владелец готов был их терпеть, констатирует член совета директоров «Максидом» Мария Евневич.
Из отчетности Kingfisher за предыдущий, 2017/18 финансовый год, закончившийся 31 января, следует, что продажи российского бизнеса тогда снизилась почти на 4%, до £391 млн, или 29,5 млрд руб. по среднему курсу за год. Впервые за последние пять лет российский бизнес стал убыточным — на £8 млн, или 604 млн руб., за отчетный период.
Выручка в России стабильно росла до 2016/17 финансового года, когда увеличилась всего на 0,2%. Прибыль постепенно снижалась уже с 2013/14 финансового года.
Что такое Kingfisher
Помимо Castorama британской Kingfisher принадлежат сети Screwfix, Brico Dépôt, B&Q UK & Ireland. В 2017/18 финансовом году выручка Kingfisher составила £11,7 млрд, чистая прибыль — £849 млн. Капитализация на 21 ноября — более £5 млрд.
В России в сегменте строительно-отделочных материалов и товаров для дома (Do It Yourself, или DIY) Castorama занимала четвертое место по выручке после сетей Leroy Merlin (225,3 млрд руб.), СТД «Петрович» (37,8 млрд руб.) и OBI (36 млрд руб.), следует из соответствующего рейтинга агентства «INFOLine-Аналитика».
Как Castorama покинет Россию
При уходе из России Kingfisher готова рассмотреть как продажу сети целиком, что было бы предпочтительнее, так и по частям, сообщил представитель британской группы. По его словам, процесс только начался, поэтому говорить о конкретных претендентах на покупку рано.
Ранее в этом году об уходе с российского рынка сообщила другая крупная сеть — K-Rauta, принадлежащая финскому холдингу Kesko. Сеть, насчитывавшая 14 торговых точек и заработавшая в 2017 году, по оценке «INFOLine-Аналитика», 12,1 млрд руб., была продана за €169 млн лидеру рынка — Leroy Merlin. Генеральный директор российского подразделения Leroy Merlin Венсан Жанти заявил РБК, что для его компании планы Castorama уйти из России стали новостью и Leroy Merlin не планирует покупать бизнес конкурента.
Около трети площадей Castorama в России находятся в аренде, с учетом этого рыночная стоимость помещений, занимаемых сетью, может составлять 16–19 млрд руб., оценил директор департамента финансовых рынков и инвестиций Knight Frank Игорь Роганович.
Объекты сети Castorama в России будут интересны другим компаниям, работающим в сегменте DIY, предположила руководитель отдела финансовых рынков и инвестиций компании JLL Наталия Тишендорф. По ее мнению, помимо прямых конкурентов эти активы могут также заинтересовать продуктовых ретейлеров и интерьерные магазины, которые развиваются в формате от 10 тыс. кв. м.
Что происходит с российским DIY-рынком
Ситуация на российском рынке DIY с 1998 по 2014 год (за исключением короткого падения в 2009-м) в целом была очень благоприятной, рассказал РБК генеральный директор СТД «Петрович» Евгений Мовчан. По его словам, ретейлеры развивались за счет экстенсивного роста и просто на общей волне подъема рынка. В 2015 году началось сокращение рынка, которое продолжилось и в 2016-м (на 8 и 12%), конкуренция заметно усилилась, отметил Мовчан.
В 2015–2016 годах российский рынок строительных и отделочных материалов сократился на 1,8 и 1,5% соответственно, подсчитали аналитики «РБК Исследования рынков». При этом влияние кризиса в этой сфере было менее ощутимым, чем в других сегментах розничной торговли. Тогда этот рынок поддержал рекордный ввод жилой недвижимости, который по итогам 2015 года увеличился на 1,3% и достиг 85,3 млн кв. м. В следующие годы объем строительства также был выше, чем в докризисный период.
В 2017 году рынок строительных и отделочных материалов вырос на 9,6%, до 1,6 трлн руб., по оценке «РБК Исследования рынков», — купившие недвижимость в 2015–2016 годах потребители начали ремонт, который откладывали до лучших времен. В 2018 году ожидается рост рынка на 5,7%, до 1,7 трлн руб.
Рынок «очищается», пишут аналитики «РБК Исследования рынков». За последние годы помимо ухода из России K-Rauta закрылась сеть «Метрика» из Петербурга, у которой на пике развития было 112 гипермаркетов, обанкротились сети «СуперСтрой» и «Стройдепо», прекратил существование сибирский ретейлер «Домоцентр».
Как первичный рынок недвижимости влияет на сегмент DIY
По данным риелторской компании «Метриум», 26% квартир (11 тыс. штук), которые продаются в строящихся жилых и апартаментных комплексах Москвы, предлагаются с отделкой от застройщика. Еще 10% (4,2 тыс. штук) предложений — это квартиры с предчистовой отделкой, то есть они готовы к косметическому ремонту. Таким образом, «черновые» квартиры, требующие значительных затрат от покупателей для проведения ремонтных работ, достигают 64% предложения рынка новостроек, рассказала управляющий партнер «Метриума» Мария Литинецкая. По ее словам, в 2014 году доля квартир с отделкой составляла 9% (в абсолютном выражении — 1,2 тыс.). Таким образом, за последние четыре года количество таких предложений на первичном рынке увеличилось более чем в 9 раз.
Чем больше у клиентов выбор готовых для заселения квартир, тем меньше потенциальных покупателей строительных материалов, то есть меньше спрос на DIY-рынке. Литинецкая обратила внимание на то, что в российских городах практически в каждом квартале, особенно в новых жилых районах, есть по одному магазину строительных материалов, электрики, мебели и т.п. В Европе, где жилье сдается преимущественно с отделкой, такого разнообразия нет, констатировали в «Метриуме».
Спрос на материалы для самостоятельного ремонта напрямую связан со спросом на жилую недвижимость, также отметил директор по продажам группы «Гранель» Рустам Арсланов. По его словам, чем больше на первичном рынке недвижимости будет квартир с отделкой, тем больше спрос на строительные материалы будет смещаться из розничного сегмента в оптовый.
Совладелица «Максидома»: ребрендинга Castorama пока ожидать не стоит
«Максидом» выкупил у британской группы Kingfisher гипермаркеты Castorama в России. Стоимость сделки составила 7,4 млрд рублей. Как рассказала АБН совладелица «Максидома» Мария Евневич, ребрендинга Castorama в ближайшее время ожидать не стоит, а сам процесс интеграции двух сетей может занять длительное время.
Сообщении о завершении сделки появилось на официальной странице британского ретейлера.
Там говорится, что 80% суммы от продажи магазинов в России Castorama получит при закрытии сделки, а еще 20% «Максидом» будет выплачивать равными долями в течение двух лет.
Стороны закрыли сделку 30 сентября и получили все необходимые разрешения от регуляторов.
Теперь петербургской сети DIY (англ. Do It Yourself — «сделай это сам») отойдут 18 магазинов в 13 городах РФ, два из которых находится в Петербурге.
«Castorama нам была интересна тем, что она хорошо представлена в регионах, где у нас магазинов нет. Castorama — это известный бренд, поэтому ребрендинга в ближайшее время ожидать не стоит. Массовый ребрендинг, особенно в тех местах, где нас вообще не знают, пока не имеет никакого смысла», — рассказала о дальнейшей судьбе магазинов британской марки совладелица «Максидома» Мария Евневич.
Мария Евневич / Фото: mariae.ru
Она подчеркнула, что интегрироваться приобретение будет долго, назвав этот процесс далеко не простым.
По словам собеседницы АБН, интеграция включает в себя информационные технологии, контрактные соглашения с контрагентами, правила внутреннего распорядка, особенности трудовых взаимоотношений, корпоративной культуры.
Конечно, изменения коснутся и маркетинг, добавила госпожа Евневич, но они находятся в отдаленном эшелоне интеграции.
Castorama в России и «Максидом» предпринимательница назвала сопоставимыми по размеру компаниями.
Годовая выручка ООО «Касторама рус» в прошлом году составила 26 млрд рублей, но все последние годы она снижалась. Еще пять лет назад объем годовой выручки превышал 39 млрд рублей.
У «Максидома» последние годы выручка наоборот росла. В прошлом году она составила 23 млрд рублей. В настоящее время сеть объединяет 15 магазинов из семи регионах России. Помимо Петербурга сеть представлена в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Самаре, Уфе и Московской области.
«Максидом» крепко себя чувствует, другое дело, что проблемы были у Castorama. Еще несколько лет назад они приняли решение прекратить активное развитие в РФ. Им было трудно транслировать свои закупочные условия на российском рынке, как они это делают в Европе. Но в целом рисков для петербургской компании я здесь не вижу», — комментирует АБН сделку председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.
Финансовые показатели Castorama серьезно ухудшились в первом полугодии 2020 года, когда выручка сети на фоне пандемии коронавируса сократилась сразу на 27%.
Мария Евневич соглашается, что во время пандемии сети DIY, как и многие другие компании, понесли определенные потери.
Но при этом она с трудом может представить себе ситуацию, при которой люди во всей стране перестанут ремонтировать дом, покупать посуду, устанавливать унитазы или обустраивать дачи.
«Если у нас будут изменения в форматах торговли, значит мы будем под них подстраиваться. DIY не относится к рынкам настолько первой необходимости, как еда или лекарства, но обустройство жилища является важной частью человеческой жизни. Более того, внимание к ней на фоне самоизоляции только возросло», — уверяет совладелица «Максидома».
В Ассоциации экспертов рынка ретейла соглашаются, что говорить о насыщении российского рынка DIY еще рано, и он сможет проглотить еще несколько компаний, сравнимых по объему и обороту с Леруа Мерлен.
Французская сеть товаров для дома в 2018 году занимала более 21% всего рынка и была крупнейшим игроком в сегменте DIY в России.
Почему уходит Castorama?
Этот вопрос обсуждали участники DIY Forum, организованного агентством INFOLine в рамках выставки MosBuild.
«Для DIY-ритейла стало традицией каждый год констатировать уход с рынка одной из сетей топ-10», — отметил Иван Федяков, генеральный директор исследовательского агенства INFOLine.
По оценке Инфолайн, в 2018 году выручка ритейлера снизилась на 0,4%. По разным данным, в последние 4 года сеть работала в убыток. Тогда как крупнейшие конкуренты в топ-10, напротив, продолжали рост. По итогам 2018 г. выручка «Леруа Мерлен» выросла на 20,7%, «Петрович» — на 30,5%, OBI и «Сатурн» на 2,8 и 9,4% соответственно.
По мнению Ивана Федякова, генерального директора INFOLine, уход Castorama стал закономерным результатом просчетов в стратегии развития компании: «20 гипермаркетов Castorama размещены в 20 субъектах Российской Федерации. В большинстве регионов, где представлена компания, у нее 1 или 2 магазина. Если посмотреть на их зоны покрытия, то видно, что Castorama существенно уступает конкурентам. Когда в регионе один магазин, эффективность управления, рекламы, логистики и прочих затрат оставляет желать лучшего. При том, что конкуренция на рынке очень велика и борьба идет за каждый процент прибыли, это непозволительная роскошь.
В Москве зона покрытия магазинов Castorama хорошая, но что интересно: в 2018 году Castorama открыла в столице свой самый большой магазин в мире. Тогда как отрасль озадачена омниканальностью, оптимизацией форматов и эффективностью торговых объектов, руководство Castorama посчитало правильным открыть свой самый большой магазин».
Участники форума также обсудили, что будет с магазинами Castorama в будущем.
Филипп Мужо, директор по маркетингу «Леруа Мерлен» отметил, что лидер DIY-рынка отказался от покупки сети Castorama. При этом Филипп Мужо пошутил, что уход Castorama — это DIY-Брексит: никто не знает, как это будет происходить. Продать сеть в России целиком Castorama вряд ли удастся, продавать по частям не очень интересно, так как какие-то объекты все равно останутся. Да и вообще, в связи со сменой генерального директора Kingfisher неизвестно, не изменятся ли планы компании в принципе.
Ранее сообщалось о том, что Kingfisher закрывает 34 магазина Castorama, Screwfix и Brico Dépôt, а Leroy Merlin, «Петрович» и OBI присматриваются к Castorama.
Этот вопрос обсуждали участники DIY Forum, организованного агентством INFOLine в рамках выставки MosBuild.
«Для DIY-ритейла стало традицией каждый год констатировать уход с рынка одной из сетей топ-10», — отметил Иван Федяков, генеральный директор исследовательского агенства INFOLine.
По оценке Инфолайн, в 2018 году выручка ритейлера снизилась на 0,4%. По разным данным, в последние 4 года сеть работала в убыток. Тогда как крупнейшие конкуренты в топ-10, напротив, продолжали рост. По итогам 2018 г. выручка «Леруа Мерлен» выросла на 20,7%, «Петрович» — на 30,5%, OBI и «Сатурн» на 2,8 и 9,4% соответственно.
По мнению Ивана Федякова, генерального директора INFOLine, уход Castorama стал закономерным результатом просчетов в стратегии развития компании: «20 гипермаркетов Castorama размещены в 20 субъектах Российской Федерации. В большинстве регионов, где представлена компания, у нее 1 или 2 магазина. Если посмотреть на их зоны покрытия, то видно, что Castorama существенно уступает конкурентам. Когда в регионе один магазин, эффективность управления, рекламы, логистики и прочих затрат оставляет желать лучшего. При том, что конкуренция на рынке очень велика и борьба идет за каждый процент прибыли, это непозволительная роскошь.
В Москве зона покрытия магазинов Castorama хорошая, но что интересно: в 2018 году Castorama открыла в столице свой самый большой магазин в мире. Тогда как отрасль озадачена омниканальностью, оптимизацией форматов и эффективностью торговых объектов, руководство Castorama посчитало правильным открыть свой самый большой магазин».
Участники форума также обсудили, что будет с магазинами Castorama в будущем.
Филипп Мужо, директор по маркетингу «Леруа Мерлен» отметил, что лидер DIY-рынка отказался от покупки сети Castorama. При этом Филипп Мужо пошутил, что уход Castorama — это DIY-Брексит: никто не знает, как это будет происходить. Продать сеть в России целиком Castorama вряд ли удастся, продавать по частям не очень интересно, так как какие-то объекты все равно останутся. Да и вообще, в связи со сменой генерального директора Kingfisher неизвестно, не изменятся ли планы компании в принципе.
Ранее сообщалось о том, что Kingfisher закрывает 34 магазина Castorama, Screwfix и Brico Dépôt, а Leroy Merlin, «Петрович» и OBI присматриваются к Castorama.
Касторама закрытие магазинов: почему уходит из России, что за магазины, распродажа в связи с закрытием
Castorama уйдет из российского рынка для того, чтобы построить новую стратегию продажей во Франции
Из-за своей новой бизнес-стратегии сеть супермаркетов Castorama уйдёт из российского рынка. Такое сообщила компания владелец из-за того, что директора этой известно европейской и мировой компании избрали новую стратегию развития и убирают свои представительства из тех стран, в которых им не удалось реализоваться на 100%.
ПОЧЕМУ CASTORAMA УХОДИТ ИЗ РОССИИ
Британская компания Kingfisher, которая является номинальным владельцем сети Castorama объявила о том, что она убирает свои представительства не только в России, но и в Португалии, а также в Испании.
Это компания сообщила в своём отчёте, который огласила за третий квартал. Директор британской компании Вероник Лори сообщает о том, что компания убирает свои магазины из тех стран, в которых она не смогла занять лидирующие позиции. Также директор сообщил о том, что компания придумала новый стратегический курс развития, и благодаря тому, что она закроет свои представительства в таких странах, как Испания, Португалия и Российская Федерация, она сможет привлечь дополнительное внимание к своей новой стратегии, значительно укрепить позиции в тех странах, в которых она на 100% может реализовать себя и занимает лидирующие позиции по продажам.
Представители компании сообщают о том, что на данный момент они ищут покупателей, или потенциальных инвесторов, которые на территории России смогли бы целиком выкупить все комплексы компании Castorama. По словам генерального директора британской фирмы, покупка целиком всей сети этих магазинов стала бы наиболее выгодным решением ухода из российского рынка.
Но на данный момент нет ещё никаких предложений, и пока еще рано говорить о каких-либо покупателях. Поэтому предложение о покупке известной сети гипермаркетов пока еще остается актуальным для всех желающих.
Генеральный директор, также отметил что процесс ухода из российского рынка только в своём первоначальном этапе и ещё долго нужно будет ожидать завершающей фазы, когда фирма полностью уйдет из России, но также директор подчеркнул о том, что это решение является окончательным и руководство компании не намерено его менять.
ЧТО ЗА МАГАЗИНЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СЕТЬ CASTORAMA
Британская компания Kingfisher является владельцем не только сети гипермаркетов Castorama, которые расположены по всему миру. Также на множественных мировых рынках им принадлежат следующие сети магазинов, а также гипермаркетов: Brico Dépôt, B&Q UK & Ireland и другие, которые являются не такими большими.
Также в отчете, которые составили директора британской фирмы говорится о том, что в этом квартале прибыль всей сети магазинов возросла на 1,2%. Но всё же это ниже практически на 1,3% чем в аналогичный период времени в прошлом году.
По сообщению директора компании, это случилось из-за того, что значительным образом упали покупки на французском рынке фирмы Castorama, который является наибольшим сегментом и всегда приносил наибольшее количество прибыли в Европе для этой фирмы.
РАСПРОДАЖИ В СВЯЗИ С ЗАКРЫТИЕМ
Именно поэтому в последующие годы совет директоров собирается сменить стратегию и направить все свои усилия на то, чтобы развивать сеть французских гипермаркетов Castorama, являющихся основным источником дохода. В отчете было сказано, что на данный момент специальная пиар-кампания, которую разработали директора фирмы Castorama уже работает и прилагает все усилия для того, чтобы увеличить доходность французского сегмента гипермаркетов.
В отчете говорится, что пока не видно никаких четких результатов, касательно того, будет ли работать новая стратегия, или нет. В компании говорят, что нужно подождать некоторое время чтобы новая стратегия дала свой результат.
Аналитики утверждают, что после 2017 года гипермаркеты Castorama на российском рынке занимают четвертое место среди общего количества проданных товаров. Также отмечается, что за последний год совокупная выручка первых 10 самых крупных сетей гипермаркетов в России составила практически 450 млрд. руб.
Напоминаем, что первый гипермаркет фирмы Castorama открылся в России в 2006 году. Со временем в самых больших городах Российской Федерации открылись также такие гипермаркеты. В общей сложности на российском рынке Castorama представлена сетью гипермаркетов из 20 штук.
На сайте компании говорится о том, что в десяти европейских странах, а также в России и в Турции присутствуют магазины компании Kingfisher. Эксперты уже сейчас отмечают и прогнозирует, что в будущем году из-за того, что сеть магазинов Castorama выходит из российского рынка, значительно вырастут продажи в других подобных сетях магазинов и гипермаркетов, что не может не сказаться положительно на их присутствие на российском рынке.
Что будет вместо магазина касторама в котельниках
Касторама начинает медленно закрываться, но гипермаркет в Одинцово пока еще продолжит работу 🚶🏼♂️
Один из гипермаркетов ритейлера товаров для дома и ремонта Castorama в Москве закроется досрочно. Об этом говорится в официальном сообщении торговой сети. Раньше срока прекратит работу магазин на арендованных площадях в ТРЦ «Золотой Вавилон» (проспект Мира, 211).
Данный гипермаркет Castorama закроет свои двери 19 августа текущего года. «Мы приняли решение о прекращении работы магазина раньше срока по просьбе арендодателя, чтобы дать ему возможность начать ремонт торгового центра уже в начале осени», — сказано в материале.
«У Castorama Россия еще пять магазинов в Москве и Московской области. И мы уверены, что они в полной мере удовлетворят потребности жителей столицы по обустройству дома», — добавляется в нем. Тем самым, пока продолжат работу гипермаркеты на Новорязанском шоссе в Котельниках, на Восточной улице в Щербинке, на Восточной улице в Одинцове, на Пролетарском проспекте в Щёлково и на Фрязевском шоссе рядом с Электросталью.
Также Castorama, в ноябре прошлого года заявившая о своем уходе с российского рынка, испытывает сложности с продажей магазинов. Ведущие игроки рынка — СТД «Петрович» и Leroy Merlin — не собираются покупать магазины британской сети. Об этом Ради Дома PRO рассказали сразу несколько источников на рынке. Leroy Merlin ранее уже заявляли, что не ведут переговоры о покупке магазинов.
«Петрович» ранее также называли одним из претендентов на покупку магазинов британской сети, прежде всего, в московском регионе. Питерская компания неоднократно заявляла о намерении расширять свое присутствие в столице, в том числе, за счет открытия новых магазинов. Однако источники утверждают, что открывать новые объекты «Петрович» будет вовсе не на месте бывших магазинов Castorama. Помещения британской сети не походят «Петровичу» по формату.
Магазины Castorama не попадают под формат «Петровича», у которого общая площадь магазина составляет порядка 10-15 тыс. кв. м (как у Castorama), но основную долю занимает зона склада, а не торговый зал, соглашается директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбредиева. Кроме того, она отмечает, что «Петрович» на текущий момент ориентирован на развитие нового формата с зонами touch&feel при параллельной оптимизации работающих магазинов.
«Помещения Castorama не подходят для таких целей, поэтому их покупка нецелесообразна», — говорит эксперт.
По мнению Хакбредиевой, магазины Castorama не попали и в форматы других крупных игроков российского рынка. OBI и Leroy Merlin — это большие объекты площадью более 15 тыс. кв. м или городской формат до 3 тыс. кв. м.
«Поэтому у Castorama есть шанс продать весь пакет, только если новый игрок примет решение выйти на наш рынок», — резюмирует эксперт.
Впрочем, магазины Castorama могут быть интересны другой питерской сети — «Максидом». По крайней мере, ее представители недавно заявляли о том, что ищут в столице подходящее место под магазин.
«Москва — лакомый кусок для DIY, уровень зарплат там выше, людей больше, при этом конкуренция ниже. Количество площадей DIY на душу населения там почти в два раза ниже, чем в Петербурге», — рассказывала в феврале РБК член совета директоров компании Мария Евневич, добавляя, что единственная проблема в Москве — найти в столице место под магазин.
Один из участников рынка в беседе с корреспондентом Ради Дома PRO предположил, что Castorama ждет участь сети «Метрика», заявившей о закрытии своих магазинов в 2016 году, но до сих пор распродающей свои объекты по всё более низким ценам.
Впрочем, Евгения Хакбредиева отмечает, что проблемы «Метрики» с продажей помещений и земельных участков связаны не с отсутствием интереса к покупке, а с запутанной ситуацией сначала со сменой собственников перед самыми торгами, а затем с судебными разбирательствами по банковским залогам.
Напомним, в ноябре 2018 года британская компания-ритейлер Kingfisher (головная компания Castorama) заявила об уходе из России. По итогам финансового года 2017-2018, доход компании в России упал на 163,8 млн евро (13,7 млрд руб.). В России работают 20 магазинов сети. По итогам 2017 года, британская сеть была четвертым игроком на российском DIY-рынке — после Leroy Merlin, СТД «Петрович» и OBI. Ранее о своем уходе с российского рынка заявила также финская сеть «К-Раута».