что будет вместо гимна россии на олимпиаде
России запретили «Катюшу» вместо гимна. Почему и какие теперь варианты?
России не разрешили использовать песню «Катюша» вместо гимна на двух ближайших Олимпиадах – хотя казалось, проблем с утверждением этой музыки не возникнет.
Кто запретил знаменитую песню? И что же теперь заиграет в честь побед наших спортсменов?
Зачем вообще нужна замена гимну?
В декабре Спортивный арбитражный суд (CAS) частично утвердил санкции WADA против России. Вместо четырех лет тотального бана для наших спортсменов впереди два года выступлений без флага и гимна (ограничения касаются только чемпионатов мира и Олимпиад).
С тех пор, как санкции вступили в силу, прошел почти полный зимний сезон. До этого проблем с композициями в честь российских победителей на ЧМ не было: конькобежцы выбрали фрагмент из Концерта №1 для фортепиано с оркестром Петра Чайковского, под эту же музыку будут чествовать и наших фигуристов на ЧМ в Стокгольме.
В остальных видах поступили проще – согласились на гимны международных федераций.
Почему «Катюшу» отклонили?
В середине января комиссия спортсменов ОКР, в которую входят Елена Исинбаева, Алия Мустафина, Федор Климов и другие чемпионы, выбрала альтернативу гимну – патриотическую песню «Катюша». Оставалось дождаться согласования от МОК.
«Катюшей» хотели заменить наш гимн в спорте. Песню написали еще до войны, а теперь ее поет весь мир
Спустя два месяца пришел первый ответ – правда, еще не от МОК. В CAS рассказали, что к ним поступил запрос на разъяснение той части решения, которая касается российского гимна.
«Гимн России (или любой другой гимн, связанный с Россией) нельзя исполнять или петь на официальных объектах, где проходит турнир, или в любых других локациях, относящихся к мероприятию (включая церемонии награждения и открытия/закрытия)», – говорится в решении CAS.
Формулировка довольно расплывчатая – вероятно, поэтому ее и уточняли. Кто? Либо российская сторона, либо МОК. Теперь CAS ответил более развернуто:
Что же теперь делать?
Если речь о песнях со словами, то запрет на «Катюшу» кажется логичным. Если же песня-замена не должна быть связана с Россией совсем, то почему произведение главного русского композитора Чайковского все-таки разрешили фигуристам и конькобежцам на чемпионатах мира? Объяснений от CAS не последовало.
«Катюша» – очень патриотичная песня, известная всему миру, поэтому и был предложен этот вариант. Чтобы когда российский спортсмен выступал, то об этом знали бы все страны. Раз отклонили, то будем искать другой вариант».
Если что, нам всегда доступен олимпийский гимн, звучавший в честь Алины Загитовой и хоккеистов в Пхенчхане. Но видимо, российская сторона не хочет повторяться.
Концерт №1 Чайковского – наш гимн в спорте. Композитора разгромили за эту музыку, и сейчас звучит вариант, который он не одобрял
В ближайшие два года на чемпионатах мира и Олимпиадах точно не прозвучит гимн России (все из-за санкций WADA) – и ему наконец-то нашли замену – концерт №1 для фортепиано с оркестром композитора Петра Чайковского. Вы слышали эту музыку, даже если пока не очень соотносите с названием.
Почему выбор именно такой? И что за история у концерта?
Задумка с Чайковским появилась еще до запрета «Катюши». Концерт играл на ЧМ-2021 по фигурке
Идею использовать концерт №1 Чайковского впервые предложил Союз конькобежцев России (СКР) – музыку захотели ставить вместо гимна на церемониях награждения чемпионата мира по конькобежному спорту-2021.
10 февраля стало известно, что Международный союз (ISU) предложение одобрил.
«Нам хотелось, чтобы музыка была торжественной, узнаваемой во всем мире и при этом отсылала к богатейшему культурному наследию нашей страны», – рассказывала исполнительный директор СКР Варвара Барышева.
Интересно, что это случилось еще до того, как CAS запретил использовать «Катюшу». Тогда выбор музыки на замену гимну только обсуждался, хотя «Катюша» и считалась приоритетным вариантом.
Как именно наказали Россию? Объясняем кратко
В Олимпийском комитете России (ОКР), который и продвигал «Катюшу», к идее СКР с Чайковским отнеслись осторожно, без явного одобрения: «Любой выбор и его оценка всегда субъективны. Детальных критериев решением CAS определено не было, как и какого-то унифицированного для всех варианта, поэтому некоторые коллеги пробуют импровизировать», – отметила председатель комиссии спортсменов ОКР Лада Задонская.
Впервые концерт Чайковского прозвучал на награждении конькобежцев 12 февраля – в честь победы Ангелины Голиковой на дистанции 500 м.
В тот же день с выбором СКР согласилась и Федерация фигурного катания России – новый «гимн» одобрили топ-тренеры: Елена Чайковская, Тамара Москвина, Татьяна Тарасова и Алексей Мишин.
Важно понимать: к тому моменту на Чайковского поставили только конькобежцы и фигуристы, а ОКР в это время ждал решения CAS по «Катюше», которая виделась заменой гимна для всех сборных на всех ЧМ и Олимпиадах. 12 марта суд отказал России в «Катюше».
России запретили «Катюшу» вместо гимна. Почему и какие теперь варианты?
На поиск нового варианта ушло две недели. Но 25 марта ОКР подтвердил – теперь вместо гимна будет играть Чайковский, если идею одобрит МОК. Министр спорта Олег Матыцин предложение оценил: «Я с уважением отношусь к инициативе ОКР, насколько я знаю, это вопрос, предварительно согласованный со спортсменами.
Для нас очень важно, чтобы в период санкций наши победы, а такие, я уверен, будут на Олимпийских играх в Токио и Пекине, сопровождала значимая музыка, которая ассоциируется с культурой нашей страны, традициями нашей страны. Поэтому если эта инициатива будет поддержана со стороны Международного олимпийского комитета, будем только рады».
Ну а на ЧМ-2021 по фигурному катанию в Стокгольме концерт Чайковского звучал трижды – в честь трех золотых медалей сборной.
Покровитель Чайковского разнес концерт: играть его невозможно, музыка украдена
Петр Чайковский приступил к написанию концерта №1 для фортепиано с оркестром в 1874 году. Композитору хотелось, чтобы его будущее произведение первым исполнил пианист-виртуоз Николай Рубинштейн, который всячески помогал Чайковскому, когда тот был молод и мало зарабатывал.
Работа не шла, Чайковский в письме брату признавался, что концерт «туго и плохо дается». Но в том же году произведение удалось закончить, и Чайковский показал его Рубинштейну, ожидая восторженной реакции.
Но слова Рубинштейна шокировали композитора (стиль сохранен):
«Из уст Николая Григорьевича полился поток речей, сначала тихий, потом все более и более переходивший в тон Юпитера-громовержца. Оказалось, что концерт мой никуда не годится, что играть его невозможно, что как сочинение это плохо, пошло, что я то украл оттуда-то, а то оттуда-то, что есть только две-три страницы, которые можно оставить. Посторонний человек, попавший бы в эту комнату, мог подумать, что я — маниак, бездарный и ничего не смыслящий писака, пришедший к знаменитому музыканту приставать с своей дребеденью», – вспоминал Чайковский через три года после того неприятного дня.
С мнением Рубинштейна он все-таки не согласился и затаил обиду, убрав посвящение пианисту из первой рукописной страницы партитуры.
Впервые концерт №1 прозвучал 25 октября 1875 года в Бостоне – играл пианист Ганс фон Бюлов с оркестром под управлением Бенджамина Ланга. Произведение одобрительно встретили как зрители, так и критики. В России премьера состоялась 1 ноября того же года – в Санкт-Петербурге сыграл Густав Кросс (и Чайковскому его исполнение не понравилось).
А Рубинштейн все же пересмотрел отношение к концерту №1 и позже часто его исполнял.
Концерт играют в третьей редакции, которую не одобрял Чайковский; этот вариант распространился после его смерти
Музыка набрала популярность еще при жизни композитора. Чайковский часто исполнял концерт в ходе гастролей по США, а также сыграл в честь открытия Карнеги-холл в Нью-Йорке.
В наше время концерт №1 играют в третьей редакции – Чайковский не одобрял этот вариант и, несмотря на уговоры, отказывался уходить от более ранней версии. После смерти композитора третью редакцию опубликовал пианист и дирижер Александр Зилоти – она здорово разошлась и теперь звучит по миру в подавляющем большинстве случаев.
Произведение состоит из трех частей и длится около 35 минут, но, конечно, на награждении российских спортсменов звучит только самое начало.
Концерт №1 стал одним из самых известных и часто исполняемых классических произведений в мире. Он часто использовался (и используется до сих пор) на торжественных мероприятиях, что нравится далеко не всем музыкантам.
Вот, например, мнение известного российского пианиста Андрея Гаврилова: «Это бесконечное повторение дискредитировало, измучило прекрасное, нежнейшее произведение. Злоупотребление первым концертом в СССР и в России на всяческих торжественных, в прошлом — коммунистических, сейчас — патриотических, празднествах привело к тому, что у многих русских людей концерт набил оскомину, а за рубежом его зачастую даже принимают за некий музыкальный апофеоз русского великодержавного шовинизма.
А ведь это музыкальное сочинение, как бы сотканое из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни, этот сладкий русский симфонический экзистенциализм принадлежит едва ли не к десятку лучших созданий человеческого гения.
Для исполнения первого концерта Чайковского нужно быть не только технически совершенным пианистом, но и обладать соответствующим жизненным опытом, быть в ладах с замечательной русской культурой XIX века, нужно глубоко понимать русскую религиозную философию или, как ее иначе называют, органическую жизненную мудрость»
Интересно, что выбор России на замену гимну успели раскритиковать в США.
Авторитетный журналист Филипп Херш (тот самый, что писал в ISU из-за коронавирусных нарушений на Кубке России по фигурке) удивляется в соцсетях: «Ирония этого события меня поразила. Страна с отталкивающими антигомосексуальными законами и институционализированной гомофобией празднует свои спортивные успехи музыкой гения, который был геем».
Кстати, вопрос об ориентации Чайковского очень спорный – до сих пор нет четких фактов о том, что он действительно был гомосексуалистом, а многие доводы в пользу этого предположения основаны на слухах.
Концерт Чайковского стал гимном России на Олимпиаде. В редакции бежавшего в США музыканта
Статья опубликована в газете под заголовком: «Концерт Чайковского стал гимном России на Олимпиаде»
В ближайшие два года Россия из-за санкций CAS выступит на крупных соревнованиях с альтернативным гимном — вступлением к концерту №1 Петра Чайковского. Этот вариант сегодня был утвержден МОК.
Композиция станет шестым гимном для отечественных спортсменов на олимпиадах. Первую нашу победу на Играх одержал еще в 1908 году Николай Панин-Коломенкин, который мог бы услышать «Боже, царя храни», хотя тогда практики исполнения гимна не было — да и исполнить его можно было разве что на граммофоне, патефоне или вживую. СССР появился на олимпиадах уже в момент, когда гимном была музыка Александрова — вместо «Интернационала».
В 1992 году гимном Объединенной команды СНГ был олимпийский гимн. Затем на несколько лет победы России сопровождала «Патриотическая песня» Глинки. К ней не успели утвердить слова, хотя уже был готов проект. В 2001 году нам вернули гимн Александрова, но с новыми словами Сергея Михалкова. Но в 2021-2022 годах его на олимпиадах мы не услышим.
Авторы идеи — конькобежцы, которые придумали его в последний момент
На замену временно пришел Первый концерт Чайковского — музыка, которая раньше часто исполнялась на крупных официальных мероприятиях. Любопытно: такую замену предложили сами российские спортсмены — если быть точным, конькобежцы. Исполнительный директор Союза конькобежцев России Варвара Барышева рассказала «СЭ», что музыка была «выбором команды» перед чемпионатом мира.
— Кто автор идеи? Петр Ильич Чайковский, — смеется Барышева. — Команда уже находилась в соревновательном «пузыре» в голландском Херенвене, и буквально перед стартом чемпионата мира мы среди прочих требований и комментариев узнали, что используемая в качестве гимна альтернативная музыка может быть предложена нами. Мы находились в постоянных консультациях с ОКР. И поскольку предложенная им «Катюша» на тот момент не прошла никаких освидетельствований на предмет ее применения, они не могли нам посоветовать. У нас была возможность сделать выбор. И наша комиссия спортсменов выбрала наиболее узнаваемую композицию, с прямым отсылом к нашей стране. Получается, решение, принятое в последний момент, оказалось верным.
— Но за отсылки к России «Катюшу» как раз и забанили.
— В общем, часто решения, принимаемые «на флажке», самые эффективные.
— Мы старались (смеется). Гимн России мог придумать Кулижников. Или Голикова с Фаткулиной на пару. Потом его же взяли себе фигуристы — и выиграли под Чайковского три золота из четырех на чемпионате мира. В общем, музыка для нас счастливая.
Американский след
Американский журналист Филип Херш, известный своей критикой российского фигурного катания, уже успел поиздеваться над выбором.
Интересно, что исполняют Первый концерт почти везде, в том числе и на последних спортивных мероприятиях, не в редакции Чайковского. С вариантами музыки связан небольшой скандал. Настоящий автор самого распространенного варианта произведения — Александр Зилоти, русский пианист. При жизни Чайковского он уговаривал мэтра внести в музыку изменения, но тот не согласился. Хотя за первую редакцию его наставник, Николай Рубинштейн, первоначально разнес Петра Ильича в пух и прах. Но позже смилостивился и исполнял произведение сам.
А вот Зилоти решил все проще — он опубликовал свой вариант после смерти Чайковского, и именно его взяло на вооружение большинство исполнителей. После революции в России Зилоти сопротивлялся большевикам, организовал забастовку в Мариинском театре. Его арестовали, но после беседы с Феликсом Дзержинским отпустили под обязательство отмечаться в советских органах. Зилоти предпочел бежать и обосновался в США. Большевики бы сказали — музыкальный Родченков. Если бы знали про существование Григория Михайловича.
Причем Зилоти в интервью New York Times (еще одно пересечение с беглым ученым) подчеркивал свою роль в создании новой редакции концерта. В письмах брату Чайковского Модесту он говорил, что Петр Ильич согласился на нововведения, хотя их личная переписка свидетельствует об обратном.
Впрочем, и сам Чайковский много путешествовал по миру. С Первым концертом он лично открывал легендарный Карнеги-холл в Нью-Йорке. Его же он играл и на последнем своем концерте в Петербурге — после которого пришел в гостиницу, попросил стакан воды. Поскольку вода была некипяченая, у композитора началась холера, от которой случились осложнения, закончившиеся летальным исходом.
МОК отверг «Катюшу», но в Чайковском отсыла к России не заметил
До Чайковского основным претендентом на замену гимна России была «Катюша» — но ее Международный олимпийский комитет не одобрил на основании того, что песня «ассоциируется с Россией». Правда, ни одного слова с этим корнем в песне нет — видимо, МОК на самом деле не понравились яблони и груши. Первый концерт Чайковского ассоциаций с нашей страной у чиновников не вызвал. Хотя большего патриота России, чем Чайковский, было не найти. Вот что писал он сам:
— Я не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь вообще и в ее великорусские части в особенности. Напрасно я пытался бы объяснить эту влюбленность теми или другими качествами русского народа. Качества эти, конечно, есть, но влюбленный человек любит не потому, что предмет его любви прельстил его своими добродетелями, — он любит потому, что такова его натура, потому, что он не может не любить. Вот почему меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголке Парижа, которые с каким-то сладострастием ругают все русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобств и комфорта меньше.
Теперь дело за российскими спортсменами. С Чайковским у наших уже четыре золота чемпионатов мира. На олимпиадах хотелось бы побольше. А если пойдут успехи — может, к этой музыке кто-нибудь и текст решит написать. Удивляться и так уже нечему.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
В Токио с Чайковским и фан-зоны по всей России
Статья опубликована в газете под заголовком: «В Токио с Чайковским и фан-зоны по всей России»
Для всего олимпийского движения 2020-й выдался непростым — пандемия, сорванный график отборочных турниров перед главным стартом четырехлетия, да и вообще остановка почти всех спортивных стартов. И, наконец, перенос на год самих Олимпийских игр.
Но теперь, спустя ровно год, Международный олимпийский комитет и японские власти полны решимости все-таки провести Игры в Токио. Пусть с оговорками и соответствующими противоэпидемиологическими мерами. И российские спортсмены тоже готовятся к турниру, который обещает стать самым необычным в истории мирового олимпийского движения.
— Сейчас завершаются последние отборочные соревнования, и наши спортсмены на них достаточно успешно выступают, — напомнил журналистам после заседания исполкома глава ОКР Станислав Поздняков. — Мы на днях получили лицензию в женском гандболе, в полном составе на Играх выступят мои коллеги-фехтовальщики. Старты идут одни за другими, чтобы завершить период квалификации, прерванный год назад пандемией.
«Команда ОКР» под музыку Петра Ильича
А ведь как могло не быть самой Олимпиады в Токио, так могло не быть на ней и российских атлетов. По крайней мере такой была позиция Международного антидопингового агентства, требовавшего на несколько лет отстранить Россию от участия в любых международных стартах высокого уровня. Дело, напомним, решалось в конце декабря в Спортивном арбитражном суде (CAS), который заметно поумерил аппетиты ВАДА.
Напомним, что спортсменов было решено допустить без каких-либо оговорок. Ограничения коснулись национальной символики — флага, гимна и самого наименования «сборная России». О том, как идет процесс согласования альтернатив, Поздняков рассказал журналистам.
— Как вы уже знаете, флаг Олимпийского комитета России был утвержден в качестве официального для нашей делегации на Игры в Токио, а сборная будет называться «команда ОКР», — сказал четырехкратный олимпийский чемпион. — Также МОК был одобрен проект дизайна экипировки, которая будет использоваться на турнире в Японии.
По словам Позднякова, ОКР проведет официальную презентацию формы российских олимпийцев. Церемония запланирована на 14 апреля, когда до Игр останется ровно 100 дней. В переговорах с МОК на данный момент остается согласовать только мелодию, которая заменит наш национальный гимн.
Ранее комиссия спортсменов ОКР предложила использовать в качестве такой композиции на различных протокольных и торжественных мероприятиях всемирно известную песню «Катюша». Но этот вариант международные структуры отвергли. Причину глава национального олимпийского комитета в четверг озвучил.
— Международный олимпийский комитет попросил разъяснений у CAS, а арбитраж в ответ сказал, что «Катюша» напрямую ассоциируется с Россией, — пояснил Поздняков. — Таким образом, суд применил более широкую трактовку своего же решения.
В то же время ряд национальных федераций уже столкнулся с этой проблемой в ходе проведения чемпионатов мира в январе и феврале. На некоторых использовался гимн международных организаций, но был создан и удачный прецедент. Международный союз конькобежцев (ISU) согласовал для российских федераций по конькобежному спорту и фигурному катанию в качестве альтернативного гимна фрагмент из Первого концерта для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. По этому же пути решил пойти и ОКР.
— Мы предварительно проговорили этот вариант с коллегами из международных организаций, — отмечает Поздняков. — Чайковский — наш соотечественник, великий русский композитор, эта торжественная мелодия будет уместна во время официальных мероприятий. Хотя Петр Ильич тоже напрямую ассоциируется с Россией, но его творчество является безусловной частью мирового культурного наследия. Поэтому мы надеемся, что в ближайшее время МОК согласует наше предложение.
Вакцины для спортсменов и фан-зоны для болельщиков
Как уже было сказано, Олимпиада в Токио состоится, но с рядом ограничений. Например, уже ясно, что для всех участников, будь то спортсмены, тренеры либо члены национальных делегаций, будет действовать очень строгий медицинский протокол. Кроме того, уже известно, что МОК и оргкомитет Игр рекомендовали всем будущим гостям Японии вакцинироваться от COVID-19.
В России этот процесс уже запущен, и каждая федерация сама его регулирует. Как отметил Поздняков, принуждать к прививкам никого не будут, но рекомендацию вынесут.
— Безусловно, вакцинация членов олимпийской делегации будет добровольной — каждый для себя решает этот вопрос, — подчеркнул он. — Но, конечно, практика проведения соревнований в последнее время показывает, что случаи заражения спортсменов коронавирусом по-прежнему случаются. И не хотелось бы повторения ситуаций, подобных возникшей недавно в ходе отбора — одна из команд накануне ответственного старта понесла потери. Ведь такая же проблема может возникнуть уже в ходе Игр.
Могут случиться совсем неприятные истории — кто-то сдаст положительный тест на коронавирус, а люди, контактировавшие с ним, могут быть отправлены на карантин прямо накануне своего выступления, если у них нет справки о вакцинации. И даже не заболев, спортсмен пропустит свой старт. Поэтому я рекомендую всем кандидатам в олимпийскую команду, тренерам и другим специалистам пройти вакцинацию. Она организуется ФМБА, сделать прививку можно без каких-либо сложностей.
Также руководитель ОКР напомнил о прошедшем в онлайн-формате совещании с участием национальных олимпийских комитетов под руководством президента МОК Томаса Баха по вопросам «Повестки 2020+5» и предстоящих Олимпийских игр в Токио и Пекине. На нем обсуждались и меры по борьбе с коронавирусом, и стало известно, что Ассоциация национальных олимпийских комитетов Африки (АНОКА) обратилась к ОКР с просьбой посодействовать приобретению российской вакцины «Спутник-V».
— Мы вышли с инициативой ответить на запросы ряда национальных олимпийских комитетов и обеспечить их вакцинами российского производства, — сказал Поздняков. — Отмечу, что министерство спорта активно включилось в процесс. И с некоторыми странами переговоры уже находятся в финальной стадии. Российское олимпийское движение является лидером не только в спортивном плане, но и в гуманитарном.
Еще одно важное и в то же время грустное ограничение — японские власти решили не допускать на Олимпиаду иностранных болельщиков. Тем из них, кто уже успел купить билеты на соревнования, оргкомитет гарантировал возврат денег.
— Конечно, мне жаль, — сказал Поздняков. — Я как спортсмен выступал на нескольких Олимпиадах, в том числе далеко от дома — Атланта, Сидней, но даже те немногочисленные российские болельщики, которые присутствовали на этих соревнованиях, создавали неповторимую атмосферу, добавляли мотивации и сил. В этой связи мы готовимся открыть фан-зоны в ряде регионов России с учетом эпидемиологических требований. Очень надеюсь, что ситуация к лету позволит нам это сделать.
С другой стороны, все спортсмены будут в одинаковых условиях. И хорошо, что у них есть такая возможность, ведь Игры в Токио могли вообще не состояться. Безусловно, сейчас большая нагрузка ляжет на СМИ, которые должны стать основным проводником между атлетами и болельщиками. МОК тоже сейчас ищет новые подходы к освещению Олимпиады — чтобы и эмоциональная составляющая побед атлетов передавалась по разным каналам коммуникации. Ситуация нетривиальная, неоднозначная, и к ней нужен особый подход. Но уверен, что и в таком формате Игры станут праздником спорта.
Уже известно, что центральная площадка, которую ОКР готовит вместе с коллегами из Москомспорта, разместится неподалеку от штаб-квартиры комитета, на территории спорткомплекса «Лужники».
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter