что будет вместо алых парусов в строгино
Торговая сеть «Алые паруса» закрывается, но «Елисеевский» останется
Cеть магазинов «Алые паруса» будет закрыта. Но легендарный универмаг «Елисеевский» на Тверской улице в Москве, который также находился в управлении торговой сети, продолжит работу.
О закрытии торговой сети сообщило издание «Коммерсантъ». Сеть «Алые паруса» была создана основателем компании «Дон-строй» Максимом Блажко еще 20 лет назад. Одноименное название носит и элитный жилой комплекс в Строгино, который построил «Дон-строй».
В последние годы сеть управляла 9 супермаркетами. Считается, что «Алые паруса» сильно пострадали из-за продуктового эмбарго, так как изначально были нацелены на продажу именно импортных дорогостоящих продуктов. Ассортимент пришлось сокращать, из-за чего ушли и постоянные покупатели. Ситуацию ухудшили и проблемы с девелоперским бизнесом Блажко. А пандемия привела к падению поставок разрешенного импорта.
«Алые паруса» работали в премиальном сегменте рынка и конкурировали с «Азбукой вкуса», но не выдержали падения спроса и роста конкуренции во время пандемии. Ведь покупатели все чаще переходят в магазины эконом-класса.
Вместо супермаркетов «Алые паруса» откроются магазины «Перекресток» или «Пятерочка». Владеющая ими X5 Retail Group уже арендовала освобождающиеся площади. А для «Елисеевского» подберут новую управляющую компанию.
«Алые паруса» уплывают с рынка из-за кризиса. Их место займут «Перекрёстки»
«Алые паруса» уплывают с рынка
Об уходе «Алых парусов» сообщил «Коммерсант]» со ссылкой на свои источники на рынке коммерческой недвижимости. По информации издания, три магазина «Алых парусов» на северо-западе Москвы и в Подмосковье уже арендовала X5 Retail Group, на их месте появятся «Перекрёстки».
«Алые паруса», принадлежащие семье основателя «Дон-строя» Максима Блажко, — один из старейших участников российского рынка ретейла. Основанная матерью бизнесмена Ольгой Блажко в 1999 году сеть на пике развития насчитывала 18 магазинов, работающих в премиальном сегменте.
По состоянию на 2020 год у ретейлера оставалось восемь магазинов, в том числе под его управлением был исторический универмаг «Елисеевский» на Тверской улице, основанный в 1901 году. Сейчас управление этим магазином должно перейти к другому игроку, его уже предлагали «Азбуке вкуса» и X5 Retail Group, но те отказались.
Как пишет Коммерсантъ, «Елисеевский» может достаться премиальной сети «Глобус Гурмэ», которая ранее перешла под контроль владельца Novikov Group Аркадия Новикова и Антона Пинского (управляет клубом Gipsy, сетью «ТоДаСе»).
Закрыться продуктовую сеть заставил кризис, хотя проблемы у «Алых парусов» наблюдались с 2014 года. Тогда из-за обвала рубля и введения продуктового эмбарго магазин лишился значительной части своих зарубежных поставщиков, а те, кто остались, стоили слишком дорого даже для карманов москвичей.
В то же время на рынке усилилась конкуренция со стороны набиравших обороты конкурентов — «Азбуки вкуса», «Перекрёстка» и сети SPAR. Кроме того, добавились проблемы с девелоперскими активами Максима Блажко. В августе 2019 года сеть выставили на продажу после того, как её выручка снизилась на 17,5%, а чистая прибыль упала на 66,4% год к году.
Ещё ближе к делу — главные новости и самые интересные истории в нашем Telegram-канале.
Крах мечты: почему закрылись «Алые паруса»
«Коммерсантъ» 2 декабря со ссылкой на свои источники сообщил, что сеть «Алые паруса» закрыла все свои объекты. Многие из них уже несколько месяцев не пополняли товарный запас и стояли с полупустыми полками — редкое явление для московской розницы. «Пока магазинами занималась мать, в прошлом работник торговли, было еще ничего», — вздыхает кассир, которая проработала в одном из магазинов несколько лет.
С чего начинались «Алые паруса»
Продуктовую сеть «Алые паруса» в 1999 году основала Ольга Блажко — мать одного из основателей девелоперской компании «Донстрой» Максима Блажко.
Бизнес создавался как сопутствующий девелоперской деятельности — в те годы было модно создавать вертикально интегрированные холдинги, вспоминает президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.
Первые магазины появились у метро «Щукинская». Неподалеку от нее «Донстрой» возводил один из первых и самых ярких своих проектов — высотки бизнес-класса с красными крышами на самом берегу реки. Жилой комплекс назвали «Алые паруса», такое же имя получила и сеть универсамов. Магазины позиционировались как элитные, в них продавались импортные продукты, и сеть, хоть и была небольшой, успешно конкурировала с «Седьмым континентом», «Глобусом Гурмэ» и «Азбукой вкуса». Карпов говорит, что магазины «Алые паруса» пользовались спросом, имели удачные локации и высокий трафик.
В 2005 году «Алые Паруса» взяли в управление открывшийся после реставрации (завершилась в 2004 году) знаменитый магазин «Елисеевский» на Тверской, 14.
Своего пика «Алые Паруса» достигли в 2013 году: выручка приблизилась к 12 млрд рублей, сеть состояла из 18 объектов (15 супермаркетов и трех гипермаркетов) общей торговой площадью около 26 000 кв. метров, говорит Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитика».
А потом случился кризис
По словам Андрея Карпова, с 2014 года картина сильно поменялась. Из-за присоединения Крыма и конфликта на востоке Украины США и Евросоюз ввели против России экономические и политические санкции. В ответ Россия ввела продовольственное эмбарго на продукцию поддержавших их стран.
Пострадали все продуктовые сети премиум-сегмента, имеющие в ассортименте импортные товары, говорит Карпов: «Молочные продукты, рыба, мясо, овощи и фрукты из-за рубежа исчезли из ассортимента магазинов, а заменить их было просто нечем». Одновременно стал замедляться оборот розничной торговли, упала покупательная способность. Нужно было искать выход, перезаключать контракты, срочно искать поставщиков, но компании не удалось быстро решить проблему импортозамещения, констатирует Карпов.
Дело в совокупности факторов, согласен и Бурмистров: в 2014 году из-за девальвации рубля и ограничения импорта «Алым парусам» так и не удалось восстановить привлекательный и уникальный ассортимент, цены остались высокими, сеть стала быстро терять клиентов. Далее компания поэтапно начала закрывать торговые объекты и сокращать выручку, что негативно сказалось на операционной и финансовой эффективности, усилило дисбаланс между ценами, ассортиментом и качеством продуктов, продолжает он. По оценке INFOLine, в 2019 году выручка сети уже не превышала 3 млрд рублей. В феврале прошлого года РБК писал, что «Алые паруса» выставили на продажу.
Проблемы сети также связаны с ее высокой зависимостью от девелоперского бизнеса семьи Блажко, утверждает Бурмистров: «Не то чтобы владелец вкладывал средства от девелопмента в развитие сети, но наверняка смотрел сквозь пальцы на низкую арендную доходность «Алых парусов». По словам аналитика, большинство точек ретейлера располагались в зданиях, принадлежащих компаниям Блажко, и имели особые условия. После кризиса 2014 года стало очевидно, что «Алые паруса» значительно снизили свою арендную доходность, но владельцы бизнеса этого почему-то предпочли не замечать, рассказывает он.
Блажко — сооснователь крупного девелопера премиальной недвижимости «Донстрой». Его компания еще в 2009 году столкнулась со сложностями в погашении ранее полученных кредитов. В результате их реструктуризации ВТБ отошли жилые проекты компании. Объекты коммерческой недвижимости также постепенно достались кредиторам. Например, бизнес-центр Nordstar Tower на Беговой и торгово-развлекательный центр «Щука» на Щукинской получила Riverstretch Trading & Investments, последняя выкупила долг структур Блажко (около 30 млрд руб.) у Сбербанка. Еще пару лет назад возле метро «Щукинская» работало два гипермаркета «Алые паруса» через дорогу друг от друга: один — в «Щуке», второй — в жилом комплексе. Сейчас в обеих точках разместился «Перекресток».
В 2014 году Блажко пытался вернуться в бизнес с громким проектом. Его «Нордстар Девелопмент» должна была построить город на 8 млн кв. метров стоимостью 300 млрд рублей в подмосковной Рузе. Судьба этого проекта неизвестна, а «Нордстар Девелопмент» летом 2017 года признали банкротом.
Последним крупным проектом Блажко был многофункциональный комплекс «Нескучный Home & Spa» на Ленинском проспекте, который начинала возводить его Gorn Development. Но в 2018 году из-за финансовых сложностей все работы на площадке и продажи квартир были приостановлены.
На сайте «Алых парусов» указано, что у компании восемь универсамов: на Большой Бронной, на улицах Кулакова, Маршала Катукова, Щукинской, проспекте Мира, Новокуркинском и Хорошевском шоссе, а также исторический гастроном «Елисеевский» на Тверской. На запрос Forbes в компании не ответили, телефоны центрального офиса недоступны. Связаться с Максимом Блажко не удалось.
«Место знаковое»
Сегодня все магазины «Алые паруса» закрыты, сообщили Forbes несколько консультантов по торговой недвижимости. Помещение на проспекте Мира арендовал Spar, площади на Хорошевском шоссе были в собственности владельцев «Алых парусов», но теперь выставлены на продажу, говорит один из консультантов. Помещение на Большой Бронной уже выкуплено группой инвесторов, его поделят на блоки с отдельными входами под рестораны, магазины фэшн-ретейлеров, говорит другой консультант. На Щукинской, Новокуркинском шоссе и в Голубых башнях на Авиационной X5 Retail Group уже открыла магазины сети «Перекресток», сообщил представитель ретейлера.
Открыт и пока работает лишь «Елисеевский». Информацию подтвердил Forbes сотрудник магазина. По словам консультантов, само здание на Тверской является «памятником культурного наследия и принадлежит городу». Правительство Москвы не участвует в операционной деятельности предпринимателей, работающих в помещениях гастронома, сообщил источник в правительстве, эту недвижимость контролирует ООО «Елисеевский магазин». Основной бенефициар последней — кипрская Grestalen Services (данные ЕГРЮЛ).
ООО «Елисеевский магазин» арендует у города часть помещений под торговлю, утверждает источник в правительстве Москвы, соответствующий договор аренды действует до 2035 года. «Алые паруса» взяли гастроном в субаренду, утверждают консультанты по недвижимости.
Теперь его оператор, скорее всего, сменится. В «Елисеевский» могут прийти «Глобус Гурмэ», «Мираторг» или гастроном Bosco, также помещение может заинтересовать непродовольственного ретейлера для открытия флагманского магазина, считает Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла Knight Frank.
Представитель Bosco di Ciliegi заявил, что компания не рассматривает возможности взять в управление «Елисеевский».
«Место знаковое: посетить «Елисеевский» — сродни [тому, чтобы] побывать в Большом театре, — сказал Forbes Аркадий Новиков, владелец Novikov Group. — Правда, дизайн гастронома несколько устарел, плохо для места и отсутствие парковки, к тому же туристов такой исторической диковиной уже не удивишь. Однако если бы «Глобус Гурмэ» предложили этот проект, то можно было бы что-то и придумать». Новиков и ресторатор Антон Пинский в январе этого года купили контрольный пакет сети «Глобус Гурмэ».
Представитель «Мираторга» от комментариев отказался.
«Алые паруса» закрывает все магазины сети
Источник: «Алые паруса»
Розничная сеть «Алые паруса», специализирующаяся на работе в премиальном сегменте и конкурировавшая с «Азбукой вкуса», закрывает все свои магазины, рассказали два источника издания из числа консультантов на рынке коммерческой недвижимости. Три торговые точки «Алых парусов» на северо-западе Москвы и в Подмосковье займет X5 Retail Group — на их месте появятся «Перекрестки».
Сеть «Алые паруса» является одним из старейших участников российского рынка ритейла — в 1999 г. ее основала Ольга Блажко, мать основателя девелоперской компании «Дон-строй» Максима Блажко. На пике своего развития сеть насчитывала до 18 магазинов. В 2019 г. выручка «Алых парусов» снизилась на 17,4% — до 194,5 млн рублей, а чистая прибыль сократилась на 66,4% — до 6,2 млн рублей год к году. Тогда ритейлер был выставлен на продажу.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что сеть «Алые паруса» не справилась с усилившейся конкуренцией на рынке — «Азбукой вкуса», обновленным «Перекрестком» и сетью SPAR, которая заняла некоторые точки обанкротившегося «Седьмого континента».
По словам директора департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгении Хакбердиевой, сокращение аудитории премиального сегмента и переориентация на более узкие форматы — магазины здорового питания, продуктовые рынки и онлайн-покупки — привели к кризису «Алых парусов».
Магазин-гастроном «Елисеевский», оператором которого с 2005 г. является сеть «Алые паруса», может заинтересовать премиальную сеть «Глобус Гурмэ», считает собеседник издания.
Ранее сообщалось, что Topshop готовится к банкротству.
Источник: «Алые паруса»
Розничная сеть «Алые паруса», специализирующаяся на работе в премиальном сегменте и конкурировавшая с «Азбукой вкуса», закрывает все свои магазины, рассказали два источника издания из числа консультантов на рынке коммерческой недвижимости. Три торговые точки «Алых парусов» на северо-западе Москвы и в Подмосковье займет X5 Retail Group — на их месте появятся «Перекрестки».
Сеть «Алые паруса» является одним из старейших участников российского рынка ритейла — в 1999 г. ее основала Ольга Блажко, мать основателя девелоперской компании «Дон-строй» Максима Блажко. На пике своего развития сеть насчитывала до 18 магазинов. В 2019 г. выручка «Алых парусов» снизилась на 17,4% — до 194,5 млн рублей, а чистая прибыль сократилась на 66,4% — до 6,2 млн рублей год к году. Тогда ритейлер был выставлен на продажу.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что сеть «Алые паруса» не справилась с усилившейся конкуренцией на рынке — «Азбукой вкуса», обновленным «Перекрестком» и сетью SPAR, которая заняла некоторые точки обанкротившегося «Седьмого континента».
По словам директора департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгении Хакбердиевой, сокращение аудитории премиального сегмента и переориентация на более узкие форматы — магазины здорового питания, продуктовые рынки и онлайн-покупки — привели к кризису «Алых парусов».
Магазин-гастроном «Елисеевский», оператором которого с 2005 г. является сеть «Алые паруса», может заинтересовать премиальную сеть «Глобус Гурмэ», считает собеседник издания.
Ранее сообщалось, что Topshop готовится к банкротству.
Семья основателя «Донстроя» выставила на продажу магазины «Алые паруса»
Розничная сеть «Алые паруса» выставлена на продажу, РБК рассказал источник на рынке коммерческой недвижимости. Другой источник, знакомый с предложением о продаже, знает, что оно включает в себя девять торговых объектов, шесть из которых находятся в собственности компании, три — под арендой, рассматривается возможность как полной, так и частичной продажи сети.
Собственники «Алых парусов» выходили с предложением о покупке их объектов, подтвердил РБК президент сети «Азбука вкуса» Вадим Долгов. По его словам, «Азбуке вкуса» могут быть интересны некоторые из выставленных на продажу объектов.
«К нам выходили с предложением о продаже магазинов, но нас оно не заинтересовало», — ответили в пресс-службе «Ленты». X5 Retail Group, по словам ее представителя, не имеет каких-либо договоренностей с собственниками «Алых парусов» о приобретении бизнеса или отдельных объектов, тем не менее, некоторые помещения сети находятся в привлекательных локациях и могли бы быть интересны группе.
Существующая с 1999 года сеть «Алые Паруса» принадлежит Ольге Блажко — матери основателя девелопера «Донстрой» (тогда работал под брендом «Дон-строй») Максима Блажко. Об этом он сам рассказывал в интервью «Ведомостям» в 2006 году: при строительстве «голубых башен» у метро «Щукинская» было решено построить торговую зону. Проектом занялась мать Максима Блажко, которая раньше имела опыт в розничном бизнесе. В 2005 году было решено масштабировать проект. Тогда же в состав сети вошел знаменитый гастроном «Елисеевский» на Тверской улице в Москве.
На пике развития сеть состояла из 18 супермаркетов и гипермаркетов. На 1 февраля 2019 года это были, по информации «INFOLine-Аналитики», только пять супермаркетов, три гипермаркета и «Елисеевский». Их общая торговая площадь — 15,5 тыс. кв. м. Каждый магазин оформлен на отдельное юридическое лицо.
«Елисеевский» не включен в основное предложение о покупке, уверяет источник РБК. В предложении о покупке фигурируют девять объектов, но тогда сеть насчитывала десять магазинов — один уже успел закрыться.
Выручка ретейлера планомерно снижалась с 2014 года, следует из расчетов «INFOLine-Аналитики». В 2017-м падение составило 38%, до 4 млрд руб., по сравнению с предыдущим годом. Оценок за 2018 год пока еще нет.
Операционный бизнес, за исключением «Елисеевского», может стоить не более 400 млн руб. при условии, что собственники не будут продавать помещения, отмечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.
РБК направил запрос в приемную Ольги Блажко. Представитель структур Максима Блажко на запрос не ответил.
Почему владельцы «Алых парусов» расстаются с бизнесом и все ли объекты сети можно продать — читайте в материале «РБК Pro».