что будет в кубусе вместо карусели
Покупателям предложат сойти с «Карусели»
Объявленное накануне решение о сворачивании сети гипермаркетов «Карусель» в X5 Retail Group объясняют ростом популярности онлайн торговли и магазинов «у дома». Изменения на рынке ритейла сейчас только набирают обороты, считает эксперт.
Гипермаркеты «Карусель», которые долгие годы, радовали своих покупателей свежей выпечкой и выгодной программой лояльности, реализуемой в несколько сумрачных помещениях средне-огромной площади, могут прекратить свое существование.
О закрытии и трансформации в ближайшие месяцы оставшихся гипермаркетов сообщил 15 июня начальник управления корпоративных финансов и связей с инвесторами Андрей Васин в ходе онлайн-конференции «ВТБ Мои инвестиции». По его словам, X5 Retail Group «не сильно верит в формат» «Карусели», так как он не пользуется популярностью ни в России, ни в мире.
Трансформация сети гипермаркетов началась еще в сентябре 2019 года. Тогда наблюдательный совет X5 принял это решение в связи с тем, что «Карусель» принесла X5 за полгода 2019 года лишь 5,1% общей выручки и 2,9% консолидированной EBITDA.
По данным сайта Retail.ru за тот период, в 2019 году по сравнению с 2018 годом «Пятерочка» показала рост выручки на 14,1%, «Перекресток» – на 18,3%, а выручка «Карусели» сократилась на 3,8%.
На тот момент под брендом «Карусель» работал 91 магазин, из них 49 — на собственных площадях, 42 – на арендованных. Как объясняли решение о трансформации сети гипермаркетов в X5 Retail Group, наибольшей популярностью пользуются форматы «у дома», а также закупки впрок с помощью онлайн-магазинов.
«Еще в 2019 году, когда было озвучено о трансформации части гипермаркетов “Карусель” в “Перекрестки”, было понятно, к чему все идет. “Карусель” тогда приносила порядка 5% выручки для Х5, сейчас, наверное, эта цифра еще меньше, думаю порядка 2%. Так что всем очевидно, что Х5, как и другие ключевые игроки рынка, видят куда большие перспективы в дискаунтерах (например, формат “Чижик|), чем в гипермаркетах», — пояснил Expert.ru генеральный директор компании Faretti (партнер X5 Retail Group) Глеб Козлов.
Перед тем, как принять решение о судьбе гипермаркетов «Карусель», X5 провели в 2019 году пилотный проект. Он показал, что открытие на базе «Карусели» супермаркетов «Перекресток» приводят к улучшению экономических показателей. В результате этого было решено часть гипермакетов бренда «Карусель» отдать «Перекрестку», часть закрыть, а остальные продать, объяснили решение в пресс-релизе X5 в 2019 году.
В конце марта текущего года под брендом «Карусель» остались 49 гипермаркетов. За I квартал 2021 года были закрыты семь магазинов, а четыре преобразованы в «Перекрестки».
Как отметил Козлов, за время пандемии покупатели освоили формат онлайн-заказов и больше не хотят тратить время на поездки в гипермаркеты.
«Что касается самой «Карусели» и нашего с ней взаимодействия на сегодняшний день — мы не так давно согласовали расширение нашей ассортиментной матрицы до 8SKU. Но нужно отметить, что общая динамика по данной сети нас не очень радует: 2021 год против 2020 года — снижение в кг на 23,8%, с учетом сокращения сети с 92 ТТ до 54 ТТ. Хотя, если брать продажи LFL (like-for-like), при прежнем количестве торговых точек, то продажи в «Карусели» показали бы положительную динамику», — добавил гендиректор Faretti.
По его словам, в целом информация о закрытии «Карусели» — это хорошая новость, так как она говорит о том, что X5 «чутко улавливает экономические тренды и работает с ситуацией на опережение, усиливая свои конкурентные позиции».
«Мой прогноз — уже в этом году мы увидим продажу “Карусели” (либо всей сети |в одни руки|, либо ее торговых точек по отдельности) кому-то из наиболее активных игроков рынка в плане M&A. Консолидация рынка ритейла только набирает обороты, и это будет далеко не последнее приобретение, которое мы увидим в этом году», — объяснил он.
Действительно, уже стали появляться сообщения о покупке гипермаркетов «Карусель» другими крупными сетями. Например, в начале июня O`KEY Group S.A, владелец сети крупных розничных гипермаркетов «ОКЕЙ», заключила соглашение с X5 о приобретении гипермаркета «Карусель» на Озерной улице в Москве в рамках расширения сети в ЦФО.
По мнению руководителя проектов рекламного агентства «Траст Групп» Валерии Моревой, на решение X5 о трансформации «Карусели», помимо снижения популярности формата гипермаркетов, мог повлиять подход к ассортименту и ценообразованию, выбранный ранее компанией.
«Если мы вспомним, в формате гипермаркетов “Карусель” был внедрен новый подход к ассортименту и ценообразованию, а также выделен тренд на здоровую и натуральную еду – очевидно, это не те акценты, на которые необходимо делать ставку в современных реалиях», — пояснила она Expert.ru.
Чем меньше город, тем больше гипермаркеты
Рост онлайн-торговли и снижение покупательской способности на фоне пандемии повлияли на популярность гипермаркетов в целом и задали тенденцию к уменьшению торговых площадей, считает и глава архитектурного бюро A61 Дмитрий Морозов.
Такая тенденция пока наблюдается в городах-миллионниках, где высока конкуренция и быстрое развитие технологических решений в торговле, уточнил глава архитектурного бюро.
«В малых городах гипермаркеты они пока более востребованы, но и там со временем рынок будет двигаться в сторону новых форматов. Развитие любого крупного бизнеса происходит в парадигме оптимизации», — добавил Морозов.
Группа X5 приобрела сеть «Карусель» у компании Formata Holding B.V в 2008 году. Тогда эксперты оценили сделку, как выгодную, что и было справедливо на тот период. Гипермаркеты, с преимущественно продовольственным, но и довольно-таки широким непродовольственным ассортиментом и умеренными ценами, они нашли своих покупателей. Но позднее имидж «очень большой “Пятёрочки”» стал, по-видимому, для них менее привлекательным.
Федеральный ретейлер закроет часть магазинов в Петербурге
Компания X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») в рамках трансформации бизнеса закрывает три гипермаркета в Петербурге. Две «Карусели» будут переоборудованы в «Перекрестки» нового формата, от одного объекта ретейлер откажется. Как отмечают эксперты, «Карусели» — самый неудачный проект в портфеле Х5 и скорее всего компания не будет его развивать в Петербурге.
Плановая трансформация
До конца недели Х5 закроет гипермаркеты «Карусель» на ул. Руставели, Коломяжском пр. и на ул. Карбышева. Последний день их работы — 10 мая, говорится в официальном сообщении ретейлера. Два гипермаркета — на Коломяжском и Карбышева — будут реконструированы в супермаркеты «Перекрёсток» увеличенного формата. Площадь торгового зала будущих «Перекрёстков» составит по 2,8 тыс. кв. м, это почти в три раза больше площади среднего супермаркета сети. Третья «Карусель» закроется. В результате под управлением Х5 останется девять гипермаркетов в Петербурге. Как подчеркнули в компании, они продолжат работу.
Трансформацию «Каруселей» в «Перекрестки» Х5 начала еще в прошлом году — с магазина на пр. Большевиков. В феврале был переоборудован гипермаркет на пр. Просвещения. Сколько еще гипермаркетов сети сменят вывеску, компания не сообщает.
Сложная судьба
«Карусель» — единственная сеть в портфеле Х5, оборот которой сокращается. Так, согласно финансовой отчетности ретейлера, в 1 квартале 2020 года выручка гипермаркетов снизилась на 18,8% по сравнению с 1 кварталом 2019 года, до 17,8 млрд руб. Аналогичными темпами сокращалась торговая площадь гипермаркетов — на 20%, до 295,5 тыс. кв. м. Сопоставимые продажи «Каруселей» (этот показатель высчитывается без учета новых объектов) в 1 квартале снизились на 3,2%, трафик — на 6,3%, при этом средний чек вырос на 3,2%.
Гендиректор INFOLine Иван Федяков ожидает, что в Петербурге в конечном счете все «Карусели» будут закрыты. «Сама компания заявила в прошлом году, что больше половины из примерно 90 «Каруселей» переформатирует в «Перекрестки», и только около 30 магазинов оставит в качестве экспериментальной площадки. Полагаю, это магазины, которые компания просто не может закрыть в силу обязательств по объектам недвижимости», — говорит Иван Федяков.
Еще могут «выстрелить»
По его мнению, причины слабых результатов «Каруселей» отчасти связаны с тем, что компания никогда не выделяла на этот проект достаточно ресурсов. Еще одна причина связана с ухудшением рыночной конъюнктуры, считает эксперт и поясняет, что формат
гипермаркетов стагнировал в 2018 году, начал проседать в 2019 году, а сейчас оказался в наиболее тяжелом положении. «Из-за боязни людей заразиться коронавирусом гипермаркеты в регионах потеряли до 50% выручки, чего не было даже в худшие кризисные годы», — говорит Иван Федяков.
Однако, по его мнению, у этого формата еще есть шанс «выстрелить» в среднесрочной перспективе. Во-первых, в условиях неминуемого снижения доходов будут востребованы центры мелкооптовой торговли. Во-вторых, перспективным эксперт считает симбиоз гипермаркетов и служб доставки. «Огромные площади, которые в гипермаркетах занимает непродовольственный ассортимент можно было бы переоборудовать в локальные дарк сторы и зарабатывать на food tech, который сейчас стремительно растет», — сказал Иван Федяков РБК Петербург.
Дикие очереди в трех гипермаркетах «Карусель» в Петербурге были вызваны их закрытием
Торговая сеть «Карусель» в рамках трансформации бизнеса закрывает гипермаркеты в Петербурге по трем адресам. В данный момент там для покупателей доступны продукты с дополнительными скидками. Позже на местах этих магазинов появятся супермаркеты «Перекрёсток» большого формата.
В пресс-службе X5 Retail Group рассказали о том, что в Петербурге 10 мая закрываются три гипермаркета «Карусель», которые расположены на улице Руставели, 43, на Коломяжском проспекте, 17 и на улице Карбышева, 9.
В данный момент для посетителей данных магазинов доступны большие скидки на продукты, но компания в связи с распространением корнавируса просит покупателей соблюдать все меры по профилактике при посещении гипермаркетов: использовать средства индивидуальной защиты и соблюдать дистанцию.
Остальные гипермаркеты «Карусель» Петербурге продолжают свою работу, где для покупателей по-прежнему доступны товары по привлекательным ценам, в магазины ежедневно поставляются свежие продукты — овощи, фрукты, охлажденное мясо, рыба и птица, работает собственное производство — кулинария и пекарня.
Гипермаркеты на Коломяжском проспекте и улице Карбышева будут реконструированы в супермаркеты «Перекрёсток» большого формата. Там будет организована система самостоятельного сканирования продуктов self scan, терминал лояльности и комната матери и ребенка.
Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали о том, что накануне читатели удивились огромным очередям в «Карусели» на улице Руставели, 43, а также в ТК «Сити Молл» на станции метро «Пионерская». Даже появилось видео толпящихся покупателей в магазине на Руставели.
«Карусель» на Кузнецовской закрылась в ожидании возможного сноса
Гипермаркет «Карусель» на Кузнецовской улице, 31, закрылся для покупателей: в последние недели в нем шли распродажи. По некоторой информации, его собирается снести ради строительства бизнес-центра.
Прежде квартал, ограниченный проспектом Юрия Гагарина, Кузнецовской улицей, проспектом Космонавтов и Бассейной улицей, не предполагал объектов, не связанных со спортом. Главным его объектам был спортивно-концертный комплекс (проспект Юрия Гагарина, 8), возведенный в 1980 году. Вокруг традиционно оставалось открытое пространство.
В 2006 году в квартале со стороны Кузнецовской улицы построили гипермаркет «Карусель». Застройщиком был ГСК «Спортивный». Здание представляет собой коробку со стеклянными включениями и пристроенным с запада многоярусным паркингом.
С начала сентября в «Карусели» стали проводиться распродажи. В середине месяца магазин выглядел опустевшим. В воскресенье, 19 сентября, был последний рабочий день.
О планах владельца участка официально не объявлено. В Х5 Group, куда входит сеть «Карусель», «Канонеру» пока не дали комментарий. Сама «Карусель», подтвердив получение запроса, не ответила. В своем официальном ВК-паблике «Карусель» последовательно не отвечала на вопросы покупателей о закрытии и сносе, используя формулировку: «Следите за новостями в вашем регионе и вы всегда будете в курсе всех событий».
На месте СКК продолжается строительство ледовой арены СКА, застройщиком выступает ООО «СКА арена». Официальный представитель компании сообщил «Канонеру», что «СКА арена» «не планирует» выкупать участок под «Каруселью» для расширения территории.
Участник рынка демонтажа поведал, что, по его данным, после сноса гипермаркета на его месте хотят построить бизнес-центр.
Часть магазинов «Карусель» закрывается по решению владельцаВ России закроют часть магазинов сети «Карусель». К 2021 году в России останется 37 гипермаркетов бренда
В России закроют часть магазинов сети «Карусель». К 2021 году в России останется 37 гипермаркетов бренда.
Владелец крупнейших торгово-розничных сетей в России «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель» — компания X5 Retail Group – приняла решение о частичной ликвидации супермаркетов бренда «Карусель». Часть из них будет закрыта, часть перепрофилируют под бренд «Перекресток».
Сеть магазинов «Карусель» в России
Руководство намерено полностью ликвидировать 20 гипермаркетов, 34 магазина станут «Перекрестками», оставшиеся 37 будут работать под прежним наименованием.
Причины закрытия магазинов «Карусель»
Руководство компании примет окончательное решение по тому, какие магазины будут закрыты или перепрофилированы, после подведения итогов за 3 квартал 2019 года: отчет должен быть готов к 23 октября. Причиной расформирования сети в компании называют проблемы, с которыми формат гипермаркетов сталкивается в настоящее время, а именно: рост популярности онлайн-торговли, а также предпочтения покупателей, выбирающих в основном «магазины у дома» или супермаркеты.
Гипермаркеты в итоге не приносят тех доходов, на которые рассчитывали бизнесмены, а рентабельность по индексу EBITDA оказалась ниже целевых значений. Владельцы X5 Retail Group в связи с этим решили сделать ставку на гораздо более успешные «Перекресток» и «Пятерочку».
Эксперты в свою очередь считают, что причина неудачи бренда «Карусель» в том, что в компании сосредоточены магазины разных форматов, каждый из которых требует своих методов управления: мультиформатными сетями очень сложно руководить. Аналитики приводят в пример бренды «Лента» и Metro, представленные исключительно гипермаркетами: эти компании чувствуют себя на рынке вполне уверенно и намерены развиваться и дальше.
Реорганизация сети «Карусель» по прогнозам администрации займет 2 года.