что будет в конце аниме баскетбол куроко
Обзор аниме Kuroko no Basket («Баскетбол Куроко», «Kuroko no Basuke»)
Кажется, я уже неоднократно отмечал, что после поражения во Второй мировой войне японская культура оказалась под усиленным влиянием Запада, в особенности – культуры США. Это выразилось не только в музыке, кинематографе, но и в спорте. К примеру, широкое распространение обрел такой нетрадиционный для остального мира вид спорта, как бейсбол. Ему по популярности лишь немного уступают и другие виды спорта, среди которых на особом месте находится баскетбол. Разумеется, баскетбольная тематика не могла пройти мимо вселенной японской анимации. Данный обзор я хочу посвятить одному из нашумевших спортивных тайтлов прошлых лет – Kuroko no Basket («Баскетбол Куроко», «Kuroko no Basuke»).
Краткие сведения
Kuroko no Basket – спортивное аниме про баскетбол, выпущенное студией Production I.G. На момент написания обзора было выпущено три полноценных сезона и несколько special-эпизодов. Первый сезон появился весной 2012 года, и состоит из двадцати пяти эпизодов. Второй сезон появился осенью 2013 года, и состоит из двадцати пяти эпизодов. Третий сезон появился зимой 2015 года, и так же состоит из двадцати пяти эпизодов. В основу сериала положена манга за авторством Тадатоши Фуджимаки (Tadatoshi Fujimaki). Кроме того, было выпущено три фильма-перекомпиляции сериала и один фильм-продолжение Kuroko no Basket Movie 4: Last Game. В данном обзоре я затрону лишь первые три сезона.
Баскетбольный клуб средней школы Тэйко – это необычайно сильная команда с более чем сотней игроков и тремя чемпионскими титулами подряд. Но среди блестящих игроков выделялись пять гениев, более известных как «Поколение чудес». Тем не менее, вокруг этой пятерки ходил странный слух, будто в команде был еще один игрок, неизвестный и абсолютно незаметный, которого признали все пять гениев. Призрачный шестой игрок по имени Тэцуя Куроко (Tetsuya Kuroko). Так уж вышло, что после окончания средней школы все игроки «Поколения чудес» разбежались в разные старшие школы с сильными баскетбольными командами. Тэцуя же пошел в неизвестную своими заслугами школу Сэйрин (Seirin), где, встретившись с подающим надежды одноклассником Тайга Кагами (Taiga Kagami), решает пойти навстречу новым горизонтам. И главным среди них является победа над бывшими сокомандниками из «Поколения чудес». Вот только путь до нее еще очень и очень длинный…
Персонажи
Как и во всех спортивных аниме, посвященных командным видам спорта, в Kuroko no Basket персонажей очень много. Оно и не удивительно – в каждой команде должно быть как минимум пять игроков основного состава + игроки скамейки. А со сколькими командами за все три сезона предстоит сыграть Сэйрин? Думаю, команд десять, в которых нам показывают хотя бы пару игроков, наберется. Вот и считайте. Разумеется, важными среди всего этого многообразия персонажей являются порядка двадцати. По-настоящему яркими же… я бы выделил троих. Во-первых, больше всех в Kuroko no Basket мне понравился Дайки Аомине (Daiki Aomine) – ас из «Поколения чудес». В принципе, остальные игроки из Тэйко так же получились вполне себе интересными, однако именно Аомине оказался лучше всего раскрывающимся и сильнее всего меняющимся персонажем, который на протяжении всех трех сезонов не теряет своего очарования. За ним мне действительно было интересно наблюдать. Вторым, как ни странно, выделю капитана Сэйрин – Джунпэй Хьюга (Junpei Hyuuga) – который достаточно далек от образа идеального капитана, и тем интересен. А третьими, пожалуй, выделю нескольких антагонистов, которые лучше всего раскрываются во втором и третьем сезонах и отлично справляются с задачей вызова негативных эмоций – их действительно легко ненавидеть.
В Kuroko no Basket два основных протагониста, который на протяжении сюжета не раз противопоставляются друг другу, как Инь и Ян. Куроко, с одной стороны, не является плохим протагонистом, однако и желания сопереживать у меня он не вызвал. Впрочем, тут все совершенно индивидуально – Куроко определенно не плох. Он является этаким серым кардиналом, больше всех влияющим на течение матчей Сэйрин. Казалось бы, не столь уж часто встречающийся типаж, который даже можно назвать незаезженным. Однако он все равно мне не понравился. Пожалуй, я просто не люблю аморфных персонажей, которых по какой-то причине делают неоправданно сильными – нет ни единого объяснения, почему он заслужил ту силу, которой обладает. Он просто сильный, потому что любит баскетбол и много тренируется – вот и все. И похрен, что все остальные персонажи тоже поголовно любят этот вид спорта и впахивают на тренировках – им это не сильно помогает. Второй протагонист – Тайга Кагами (Taiga Kagami) – куда более прямолинеен. От подобных шумных персонажей, крущащих все на своем пути, я как-то подустал. Но он, хотя бы, действительно старается для получения силы, что может вызвать определенную степень уважения. Нет, не интереса – именно уважения. В общем, если подвести итоги – персонажей очень много, но интересными среди них мне показались лишь немногие.
Сюжет
Знаете, за что я люблю баскетбол? За его зрелищность и непредсказуемость. Зрелищность, потому что спортсмены демонстрируют вершины использования натренированного тела. Они прыгают выше, бегают быстрее, кидают точнее и думают лучше. Они должны уметь абсолютно все. Непредсказуемость, потому что в баскетболе до последнего свистка не ясно, кто станет победителем. История знает огромное количество случаев, когда команды отыгрывались с, казалось бы, невозможных отставаний и выигрывали матч. А счет порой остается равным вплоть до последней секунды, и матчи плавно перетекают в войну на выносливость в овертаймах, которых в баскетболе может быть неограниченное количество. Это сложный, зрелищный и непредсказуемый спорт, поэтому не удивительно, что и в аниме про баскетбол я ожидал увидеть все его лучшие качества, демонстрируемые напоказ. Впрочем, все оказалось не так просто.
Со зрелищностью в Kuroko no Basket дела обстоят хорошо – матчи буквально наполнены яркими передачами, мощными слэм-данками, единоборствами и дальними попаданиями. Кроме того, многие персонажи оснащены необычными способностями, за раскрытием и столкновением которых мне было интересно наблюдать – все в лучших традициях сенэнов. К тому же, судьба большинства матчей здесь решается, как и в жизни, в момент последнего броска. Пожалуй, именно из-за зрелищности Kuroko no Basket, несмотря на нескончаемые потоки пафосности и болтливости, смотрится достаточно легко и ненапряжно – в конце концов, давно я уже не смотрел аниме захлебом.
С другой стороны, непредсказуемость в Kuroko no Basket находится на уровне, близком к нулю. В определенный момент мне начало казаться, что я смотрю День сурка, в котором разные матчи с разными людьми протекают по совершенно одинаковым сценариям. Во-первых, это касается результатов матча – ей богу, за просмотр всех трех сезонов я ошибся с прогнозом один раз (и то из-за того, что ничья это редкий результат). Впору в букмекерские конторы идти и миллионером становиться. Не нужно быть экстрасенсом, чтобы предугадывать исход матчей в Kuroko no Basket – здесь использовано самое стандартное для спортивных тайтлов сюжетное клише, когда команда перспективных новичков сначала кое-как справляется с противниками, потом наталкивается на первую непроходимую преграду, проигрывает, рыдает, а затем возвращается сильнее, чтобы взять реванш и продвинуться дальше по турнирной сетке. И так повторяется, сколько необходимо.
Предсказуемость касается не только исхода матча, но и его течения. В определенный момент я начал замечать, что за пару секунд до наступления события я уже знал его результат. Почему? Да потому что они реализованы по самым распространенным шаблонам, которые из матча в матч лишь меняются местами. Игрок выучил какой-то новый суперприем, который никак нельзя остановить? Значит в матче он пару раз применит его успешно, а затем у противника все равно найдется способ его остановить. Если перед применением приема команда начинает радоваться – значит все, прием будет 100% провальным. И наоборот, если команда вдруг теряет надежду, то следующее же действие её игрока будет успешным. Если у команды не идет игра – выйдет Куроко и новой замечательной тактикой сократит отставание. У Куроко не идет игра? Значит она 100% пойдет у его товарищей, которые до этого пинали продолговатые предметы и не могли ничего сделать. А в борьбе за подбор его совершит тот игрок, который громче всего кричит. Матч же выиграется игроками, которые на один раз больше скажут противнику, что они не проиграют! Вот таким, вкратце, является рецепт успеха из Kuroko no Basket – отдаю бесплатно! Вперед на баскетбольные площадки его реализовывать.
Вероятно кто-то сейчас начнет спорить, и скажет, что все спортивные аниме предсказуемы, ведь результатом в спорте может быть лишь победа и поражение (иногда ничья), и вариантов тут немного. В какой-то мере это правда, и к предсказуемости результатов матчей в Kuroko no Basket я отнесся спокойно. Однако предсказуемость каждого отдельного действия, будь то бросок, перехват или передача, обычно не присущи качественным спортивным тайтлам, так как они убивают всякую интригу. По сути, это все равно, что видеть спойлеры за пару секунд до наступления непосредственного события. Учитывая и без того неспешный темп повествования, существенно разбавленный бесполезной болтовней, отсутствие неожиданностей в Kuroko no Basket для меня оказалось серьезным недостатком.
Однако есть Kuroko no Basket еще одна черта, которая мне серьезно не понравилась. Что любопытно, будь я обычным зрителем, то вряд ли обратил бы на нее внимание. Однако так уж вышло, что за баскетболом я слежу, баскетболом активно интересуюсь и в баскетбол играю, и посему данный факт не смог утаиться от моих глаз. Дело в том, что про сам баскетбол в Kuroko no Basket рассказывается маловато, что в случае со спортивным аниме играет серьезную роль. Разумеется, я не говорю про какие-то поверхностные вещи вроде того, что надо кидать мяч в кольцо, и кто больше попадет – тот и победил. Они и в Kuroko no Basket демонстрируются вполне наглядно. В первую очередь я имею в виду терминологию, а так же теоретическую составляющую баскетбола. А ведь рассказать здесь определенно было о чем! Недаром в профессиональных командах, а в особенности – в НБА, существуют целые аналитические отделения, для которых пишется дорогущее программное обеспечение. Если, смотря Haikyuu!! или условный Yuri on Ice, я узнавал что-то новое про описываемый вид спорта, то про Kuroko no Basket я подобного сказать не могу. Черт, да в тайтле практически нет сцен, где площадка демонстрируется целиком с тактическим расположением спортсменов – ни о какой глубине выбранной тематики речи здесь не идет.
Это печально, ведь на самом деле баскетбол является одной из самых умных игр, в которой помимо мощных мышц необходимо обладать светлой головой. Грамотно разыгранная комбинация может быть не менее зрелищной, чем взрывной данк, что не раз доказывали различные команды NBA на пути к чемпионству (например, Spurs). Я могу простить Kuroko no Basket нереалистичность, когда каждый матч состоит из набора хайлайтов, в реальном баскетболе случающихся достаточно редко – в конце концов, без этих преувеличений и суперприемов аниме было бы скучным. Могу простить постоянные пафосные разговоры во время матчей, полностью уничтожающие динамику повествования – без этого сенэн не был бы сенэном. Но мне было очень обидно увидеть, что в Kuroko no Basket глубина баскетбола не была раскрыта даже на пятьдесят процентов. Пожалуй, тот факт, что я являюсь баскетбольным фанатом, в какой-то мере испортил впечатление от просмотра. А ведь сколько отсылок можно было забабахать… Сколько информации добавить… Эх. А тут даже Майкла Джордана ни разу не упомянули – это ж надо…
Пару слов про второй и третий сезоны. В принципе, они дают тебе именно то, чего от них ожидаешь: раскрытие знакомых второстепенных персонажей, добавление пары-тройки новых героев, приемов, шутеек, и несколько предсказуемых матчей. Первый сезон мне показался откровенно слабым; второй – чуть более качественным, во многом благодаря эпичному противостоянию Аомине и Тайги; а третий оказался еще лучше благодаря повышенной динамике и приближению к финалу. Если бы не третий сезон, я бы остался разочарован. Кстати про шутейки – юмор в Kuroko no Basket оказался максимально простым и доходчивым. Это и повторяющиеся на протяжении всего сюжета сценки про незаметность Куроко. И шутейки про малый размер груди тренерши. И переругивания Тайги со всеми окружающими. И символы удачи Мидоримы. Ненавязчиво, простенько, и даже временами смешно – все в лучших традициях сенэнов.
Рисовка
Баскетбол – это одна из самых динамичных спортивных дисциплин, существующих во вселенной. Это постоянное движение, атлетизм и демонстрация пределов человеческих возможностей. Это безумно быстрый и красивый вид спорта, в котором каждая секунда промедления стоит потерянных очков, а порой и проигранной игры. Разумеется, исходя из вышесказанного, при просмотре аниме про баскетбол ожидаешь увидеть много качественной анимации, ведь предпосылок к этому тема тайтла предоставляет огромное количество. Это и слэм-данки, и аллей-упы, и заслоны, и кроссоверы, и слаженное перемещение игроков команды с выверенными передачами. В общем, ожидания от визуальной составляющей Kuroko no Basket у меня были высоки, ведь показать здесь можно было очень многое. К сожалению, в полной мере они не оправдались.
С одной стороны, меня порадовал дизайн персонажей – запоминаются они достаточно легко, да и к характерам внешность вполне подходит. Даже пресловутые ненатуральные цвета волос в данном случае отторжения не вызывают, ведь они вполне вписываются в тему баскетбола – достаточно вспомнить Денниса Родмана, красившего волосы в бешеные цвета. Кроме того, порадовали графические эффекты, использующиеся при применении персонажами их спецспособностей (вроде передач Куроко). С другой же стороны, в Kuroko no Basket слишком много статики. Непростительно много. За все серии первого сезона было от силы две-три сцены, в которых я бы по-настоящему ощутил динамику движения мяча и перемещений спортсменов по площадке. Для спортивного аниме качество анимации играет ключевую роль, и, как мне кажется, в Kuroko no Basket с этим имеются определенные проблемы. Не критичные, но заметные. А теперь представьте, как выглядел бы тайтл, если бы матчи в нем были нарисованы так же, как в первом опенинге второго сезона? Даже если бы не весь, но хотя бы ключевые моменты? Это был бы совсем иной уровень. В Haikyuu!!, который Production I.G выпустили спустя всего два года после Kuroko no Basket, динамика волейбола передана в разы лучше. Набили руку, видимо. Хотя это заметно и в рамках Kuroko no Basket – так, третий сезон ожидаемо нарисован намного лучше, и больше всего приблизился к графическим ожиданиям.
Музыка
Музыкальная составляющая традиционно считается одной из важнейших в спортивных тайтлах, и, как правило, оказывается достаточно качественной. К счастью, создатели Kuroko no Basket не стали пренебрегать традициями и уделили музыке существенное внимание. В ней гармонично смешались классические и рок-мотивы, что для спорт-тайтлов подходит оптимально. Конечно, до уровня того же Haikyuu!! не дотягивает, однако и плохим его назвать язык не повернется: фоновая музыка отлично справляется с воссозданием необходимой атмосферы, будь то переживания от поражения, радость победы или напряжение от матча. Однако особенно удачными оказались опенинги и эндинги, причем во всех трех сезонах: ни разу не возникло желание их перематывать – все очень динамично и в тему. Да и визуальная составляющая в них на высоком уровне.
№1.1: Can Do в исполнении GRANRODEO (эпизоды 1-13);
№1.2: RIMFIRE в исполнении GRANRODEO (эпизоды 14-25);
№2.1: The Other self в исполнении GRANRODEO (эпизоды 1-13);
№2.2: Hengen Jizai no Magical Star в исполнении GRANRODEO (эпизоды 14-24);
№3.1: Punky Funky Love в исполнении GRANRODEO (эпизоды 1-12);
№3.2: ZERO в исполнении Kensho Ono (эпизоды 13-16);
№3.3: Memories в исполнении GRANRODEO (эпизоды 17-25);
№1.1: Start it right away в исполнении Hyadain (эпизоды 1-13);
№1.2: Catal Rhythm в исполнении OLDCODEX (эпизоды 14-25);
№2.1: WALK в исполнении OLDCODEX (эпизоды 1-13);
№2.2: FANTASTIC TUNE в исполнении Kensho Ono (эпизоды 14-24);
№3.1: GLITTER DAYS в исполнении Fo‘xTails (эпизоды 1-12);
№3.2: Ambivalence в исполнении SCREEN mode (эпизоды 13-16);
№3.3: Lantana в исполнении OLDCODEX (эпизоды 17-25);
Оценки
Персонажи – 7.5. Много шаблонных героев, но встречаются и вполне интересные личности вроде Аомине.
Сюжет – 7.0. Ни о какой оригинальности речи не идет – стандартная сюжетная линия спортивных тайтлов.
Рисовка – 7.0. Для спортивного аниме в Kuroko no Basket слишком мало динамичных сцен. Потенциал баскетбола раскрывается лишь частично.
Музыка – 8.0. Отличное музыкальное сопровождение, справляющееся со своими задачами.
Сезон 1 – 6.0. История очень долго набирает обороты и не смогла зацепить меня ни оформлением, ни смыслом.
Сезон 2 – 7.5. Здесь Kuroko no Basket набирает обороты и становится намного более качественным произведением со все теми же смысловыми проблемами.
Сезон 3 – 8.5. Куда более динамичное и интересное зрелище по сравнению с первыми двумя сезонами, сглаживающее общее впечатление от просмотра.
Заключение
Скажу прямо – у меня были очень противоречивые впечатления от просмотра первых двух сезонов, однако третий сезон в какой-то мере исправил положение. С одной стороны, я очень люблю баскетбол, и рад, что ему посвятили тайтл длиной в аж семьдесят пять серий. С другой стороны, я определенно видел более удачные спортивные тайтлы, посвященные другим видам спорта, и мне обидно, что Kuroko no Basket так или иначе не дотягивает до высоко заданной планки. Причем это касается и визуальной составляющей, и сюжетной. Я не жалею о потраченном времени, так как получил именно то, чего и ожидал, однако… хотелось, чтобы он превзошел мои ожидания. Увы, этого не случилось. Kuroko no Basket – это во всех смыслах стандартный спортивный тайтл, со всеми вытекающими преимуществами и недостатками, и начинать просмотр советую только полностью их осознавая.