что будет в 2022 году в казахстане

Как изменятся доходы казахстанцев в 2022 году

что будет в 2022 году в казахстане. Смотреть фото что будет в 2022 году в казахстане. Смотреть картинку что будет в 2022 году в казахстане. Картинка про что будет в 2022 году в казахстане. Фото что будет в 2022 году в казахстане

Иллюстративное фото: Getty Images / Roman Chekhovskoy

Как за счет повышения размеров базовых экономических показателей изменятся доходы казахстанцев в 2022 году, узнали журналисты Нурфин.

По сообщению Министерства труда и социальной защиты населения РК, с начала следующего года изменятся размеры месячного расчетного показателя, прожиточного минимума и минимальной заработной платы.

Повышение этих показателей приведет к росту пенсий и пособий для 5,1 млн человек и повышению дохода еще у 1,6 млн граждан, работающих во всех отраслях экономики.

Как изменятся размеры зарплат

С 1 января 2022 года размер минимальной заработной платы (МЗП) будет увеличен с 42 500 тенге до 60 000 тенге, тем самым составив рост на 41%.

Согласно Трудовому кодексу, работодатели не могут устанавливать для работников заработную плату ниже установленного минимального уровня. Поэтому при повышении нижнего уровня заработных плат обычно происходит пересмотр и повышение окладов для категорий работников, чьи доходы зависят от МЗП.

Также правительство последовательно повышает заработные платы работникам бюджетной сферы. С 2020 года растут заработные платы педагогов, и к 2023 году они будут увеличены в два раза. С 2021 года активно повышаются заработные платы медицинских и социальных работников, планируется увеличить их в два раза в течение четырех лет.

С 2022 года в Минтруда обещают увеличивать заработные платы архивариусов, библиотекарей, музееведов, лесников, технического персонала и других работников. Их общее количество составляет порядка 588 тыс. человек.

В целом заработная плата повышается у порядка 1,2 млн гражданских служащих.

Насколько вырастут пенсии и пособия

Правительством принимаются регулярные действия для предотвращения снижения уровня жизни граждан, одним из них является ежегодный пересчет прожиточного минимума (ПМ) и месячного расчетного показателя (МРП) исходя из прогноза уровня инфляции.

В 2020 году, в связи со сложившейся обстановкой, МРП и ПМ менялись дважды, увеличившись на 10%. В 2021 году их рост составил 5%, достигнув уровня 2 917 тенге и 34 302 тенге.

что будет в 2022 году в казахстане. Смотреть фото что будет в 2022 году в казахстане. Смотреть картинку что будет в 2022 году в казахстане. Картинка про что будет в 2022 году в казахстане. Фото что будет в 2022 году в казахстане

Иллюстративное фото: Getty Images / Yevgeniy Sambulov

В 2022 году месячный расчетный показатель будет проиндексирован на 5% и его размер составит 3 063 тенге. Прожиточный минимум будет увеличен до 36 018 тенге (также на 5%).

Отметим, что с увеличением МРП повысятся и пособия из госбюджета, которые зависят от размера показателя, например, материальная помощь для многодетных семей.

Повышение прожиточного минимума повлияет на уровень доходов более 900 тыс. человек, получающих адресную социальную помощь. От ПМ также зависят размеры пособий для инвалидов и потерявших кормильца казахстанцев.

На индексацию пенсий и социальных пособий из республиканского бюджета на 2022 год выделено 190,4 млрд тенге, из которых:

Отметим, что доходы казахстанцев в текущем году устойчиво растут по сравнению с 2020 годом. Финансовые итоги третьего квартала показывают, что по сравнению с прошлым периодом номинальные доходы граждан выросли на 15,4%, а с учетом инфляции – на 6%.

Среднемесячная заработная плата по сравнению с третьим кварталом прошлого года выросла на 19% и составила 243 667 тенге, реальный ее рост составил 9,8%.

В следующем году с учетом повышения многих экономических показателей доходы казахстанцев также обещают определенный рост.

что будет в 2022 году в казахстане. Смотреть фото что будет в 2022 году в казахстане. Смотреть картинку что будет в 2022 году в казахстане. Картинка про что будет в 2022 году в казахстане. Фото что будет в 2022 году в казахстане

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Повышение пенсии в Казахстане в 2022 году на сколько процентов и когда повысят

что будет в 2022 году в казахстане. Смотреть фото что будет в 2022 году в казахстане. Смотреть картинку что будет в 2022 году в казахстане. Картинка про что будет в 2022 году в казахстане. Фото что будет в 2022 году в казахстане

Названы планируемые на 2022 год в Казахстане размеры минимальной заработной платы (МЗП), базовых пенсий и месячного расчетного показателя (МРП), передает корреспондент агентства.

Повышение пенсии в Казахстане в 2022 году на сколько процентов и когда повысят

«Установить с 1 января 2022 года: 1) МЗП – Т42 500; 2) минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – Т19 450; 3) минимальный размер пенсии – Т46 302; 4) МРП для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – Т3 063 тенге; 5) величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – Т36 018», — говорится в проекте бюджета.

Также планируют установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учетом повышения их размеров с 1 января 2022 года на 7%.

Напомним, ранее уже назывались основные параметры по доходам и затратам проекта бюджета на 2022 год. Также агентство информировало, что почти Т3 трлн планируют изъять в 2022 году из Нацфонда Казахстана в виде трансфертов.

Что изменится в пенсионной системе Казахстана в 2022

В Казахстане разработаны поправки по улучшению действующей модели пенсионной системы до 2030 года. В Минтруда подробно рассказали о том, что изменится для пенсионеров Казахстана.

Одно из главных изменений в новой системе — переход от базовой пенсионной выплаты к минимальной гарантированной пенсии с 2028 года. Директор департамента политики соцстрахования, базового социального и пенсионного обеспечения Минтруда Виктория Шегай рассказала, чем новый механизм лучше действующего.

Увеличение минимального порога пенсии

По словам Виктории Шегай, при переходе к минимально гарантированной пенсии увеличится минимальный порог этой выплаты для всех пенсионеров.

«Если сегодня размер базовой пенсии на минимальном уровне составляет 54 процента от прожиточного минимума, около 18 500 тенге сегодня, то при переходе к минимально гарантированной пенсии минимальный порог увеличивается до 70 процентов от величины прожиточного минимума, около 24 тысяч тенге», — объяснила представитель Минтруда.

Сокращение минимального стажа для участия в новой пенсионной системе

По действующей системе минимальный стаж участия в пенсионной системе — 10 лет, по новой системе стаж участия снизится до 5 лет.

«На уровне 70 процентов от величины прожиточного минимума будут получать те пенсионеры, у которых нет стажа либо этот стаж составляет менее 5 лет. За каждый год сверх установленного стажа размер пенсии увеличивается на 2 процента», — рассказала директор департамента Минтруда.

Отмена максимального ограничения размера пенсии

Если базовая пенсия сегодня ограничивается 100 процентами от величины прожиточного минимума, то при переходе к минимально гарантированной пенсии предлагается не устанавливать верхний предел.

«То есть за каждый год, который проработал человек сверх пяти лет, размер этой пенсии предлагается увеличивать на 2 процента и без ограничений. Если человек проработал, скажем, 20 лет, то сегодня он получает порядка 74 процентов от прожиточного минимума — около 25,5 тысячи тенге. При переходе на систему минимальной гарантированной пенсии с таким же стажем человек будет получать 100 процентов от прожиточного минимума. На сегодняшний день это 34 302 тенге», — поделилась директор департамента Минтруда.

Право отложенного выхода на пенсию

В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.

«Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.

Обязательные пенсионные взносы работодателей

Еще одно направление модернизации — введение пятипроцентных обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ работникам за счет средств работодателей с 2023 года.

Виктория Шегай отметила, что это изменение предусматривалось еще с 2018 года, однако отложилось до 2020 года из-за роста нагрузки на фонд оплаты труда для работодателя в связи с введением обязательного социального медицинского страхования. В 2020 году введение пятипроцентных взносов отложили на 2023 год из-за экономических последствий COVID-19.

«Фактически введение пятипроцентных взносов работодателя завершает формирование в Казахстане многоуровневой сбалансированной пенсионной системы, которая основывается не только на ответственности государства и работника за обеспечение пенсионного будущего казахстанцев, но и на ответственности самого работодателя. Это, в принципе, и есть повсеместная международная практика», — подчеркнула она.

В качестве сравнения директор департамента Минтруда привела пример России, где взнос работодателя в пенсионную систему соцстрахования сегодня составляет 22 процента.

Пенсионный аннуитет

Пенсионные аннуитеты заключаются между вкладчиком ЕНПФ и страховой организацией. Это значит, что, заключив договор пенсионного аннуитета и передав компании по страхованию жизни определенную сумму своих пенсионных накоплений, граждане получают право на ежемесячные аннуитетные пенсионные выплаты.

По словам Шегай, если ранее размер аннуитетной пенсионной выплаты устанавливался не ниже размера минимальной пенсии (около 43 тысяч тенге на сегодняшний день), то сегодня размер минимальной аннуитетной выплаты снижен до 70 процентов к величине прожиточного минимума (около 24 тысяч тенге на сегодняшний день).

«Что это нововведение привнесло в жизнь казахстанцев? Во-первых, пенсионный аннуитет стал более доступным, за счет того, что этот договор можно заключать с 45-летнего возраста. При этом выплата может начать осуществляться с 55 лет. Размер страховой премии, которую выплачивает человек из своих пенсионных накоплений в страховую компанию, стал более доступным. Если раньше размер страховой премии для мужчины 55 лет составлял порядка 13 миллионов тенге, то сегодня он составляет от 7 до 7,7 миллиона тенге», — заявила директор департамента Минтруда.

Защита пенсионных накоплений от инфляции в 2022 году

Виктория Шегай отметила, что ежегодно размеры солидарной пенсии индексируются на 2 процента сверх уровня прогнозируемой инфляции, размеры базовой пенсии индексируются в соответствии с ростом прожиточного минимума или на уровень прогнозной инфляции.

«При этом размер базовой пенсии, это в соответствии с законом уже республиканской пенсии, соответствует росту величины прожиточного минимума и составляет с начала этого года соответственно 7 и 5 процентов», — заключила Виктория Шегай.

О том, что Министерство труда и социальной защиты населения разработало поправки в концепцию дальнейшей модернизации пенсионной системы до 2030 года, стало известно 4 октября.

Источник

Казахстан ждет кризис в 2022 году: Нацбанк разогнал инфляционную спираль

Государство исчерпало ресурсы для роста благосостояния граждан. Инструментов безболезненно остановить инфляционные ожидания нет, пишет 365info.

что будет в 2022 году в казахстане. Смотреть фото что будет в 2022 году в казахстане. Смотреть картинку что будет в 2022 году в казахстане. Картинка про что будет в 2022 году в казахстане. Фото что будет в 2022 году в казахстане

Инфляция в Казахстане ускоряется теперь уже до 8,9%, написал на своей странице в Facebook экономист Айдархан Кусаинов. Нацбанк назвал две основные причины роста инфляции — ее импорт извне и структурные проблемы экономики, которые регулятор решать не уполномочен.

Эксперт коротко проанализировал аргументы Нацбанка.

С больной головы на здоровую

«Импорт инфляции. Рекомендую познакомиться с исследованием Нацбанка «Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в РК». Там сказано, что «Шок обменного курса, равный 1 п. п., приводит к росту цен на 0,12 п. п. на третий месяц после шока. Влияние на уровень цен сохраняется и статистически значимо в течение почти полугода. Проще говоря, если номинальный курс резко ослабнет на 10%, то есть цены на все входящие товары (импорт) моментально вырастут на 10%, через три месяца максимальный прирост инфляции от этого составит 1,2%.

Соответственно, во-первых, страшная инфляция августа в России на наши цены еще повлиять физически не могла. В июне же она была 6,5% (год к году). Это всего на 2,5% выше планового коридора в 4%. И это не шоковый одномоментный рост, а годовой. И затрагивает он не весь импорт, а только 30% казахстанского импорта. Если всю эту историю учесть, реальный вклад «импорта российской инфляции» в нашу будет не более 0,05-0,07%.

То есть из 8,9% нашей инфляции возможно 0,1% приписать импорту инфляции, остальные 8,8% — наши

«Структурные проблемы. Среднеисторическая инфляция в стране за 20 лет (включает в себя три девальвации, причем одна из них двукратная) составляет 8%. Среднеисторическая инфляция за последние 10 лет (включает в себя суммарное падение тенге в 2,8 раза: от 150 до 420) — 7,3%. Для понимания: установленный верхний порог 6% — это выше, чем обычная инфляция в стране без учета девальваций и безо всяких попыток инфляционного таргетирования.

Рассказы о структурных проблемах экономики, виноватых в инфляции свыше 6%, это чушь

Это рассказ на уровне «я не могу выполнить молодежные нормативы, потому что я молод». Никто и не требует взрослых нормативов (2-4%), твоя молодость (структурные проблемы) уже учтена в принятых для тебя молодежных нормативах 6%. Так что ты просто провалил дело».

Нелогичные ошибки

Что же на самом деле произошло в экономике, если это не импорт инфляции и не структурные проблемы в экономике?

что будет в 2022 году в казахстане. Смотреть фото что будет в 2022 году в казахстане. Смотреть картинку что будет в 2022 году в казахстане. Картинка про что будет в 2022 году в казахстане. Фото что будет в 2022 году в казахстане

Произошел полный провал денежно-кредитной политики Нацбанка, который придумывает бессмысленные аргументы, — говорит Кусаинов. — Регулятор давно должен был повысить базовую ставку и не раздавать деньги в кризис. Он сделал все ровно наоборот.

По состоянию на октябрь 2021 инфляция ускоряется до 8,9%. Какой вы ее прогнозируете в конце года? Как будем выкручиваться?

— Вероятнее всего, инфляция перешагнет 9-процентный рубеж. Как выкручиваться, мы уже видим — «виновато правительство, мировая инфляция и другая чушь». А Нацбанк не при делах.

Как будет выглядеть экономика Казахстана в 2022 году и что теперь делать, когда все неверные шаги уже сделаны?

— Только путем ужесточения денежно-кредитной и бюджетной политики. Это будет больнее, чем было бы в 2019 году.

На самом деле и правительство, и Нацбанк сделали много ошибок

Они просто испортили экономику, если говорить уж совсем грубо.

А разве было что-то, что можно было испортить?

— Было. И за последние три года можно было круто развернуть экономику. Но сделали наоборот. А теперь конкретика.

Нацбанк уверяет, что ведет политику инфляционного таргетирования.

Я еще в 2019 году говорил, что инфляция вышла из коридора. А сегодня регулятор говорит, что у него есть немонетарные сложности, поэтому он не влияет на инфляцию

Напомню, в 2019 году по указанию Нурсултана Назарбаева понизили стоимость коммунальных услуг. И Нацбанк «умыл руки» — сервисная инфляция для него теперь не показатель. Это понятно, потому что цены на коммунальные услуги понизили не монетарно, а директивно. С точки зрения денежно-кредитной политики глупо теперь ориентироваться на сервисную инфляцию, которую притормозили волевым способом.

Значит, в формировании общей инфляции остались только два компонента — продуктовый и непродуктовый.

Силовое сдерживание инфляции

Получается искаженная картина по двум оставшимся компонентам?

— Нет, по двум остальным показателям картина не искаженная. Они все также зависят от денежно-кредитной политики. Невозможно же приказать базарам прекратить рост цен на продовольствие и непродовольственные товары.

И еще в августе 2019 года я говорил, что эта модифицированная инфляция, с учетом всей ситуации, вышла из коридора.

Нацбанку уже тогда нужно было повысить базовую ставку. Повысил бы — остановил развитие инфляционной спирали

Но теперь в мае 2020 года уже президент Касым-Жомарт Токаев снова понизил тарифы на ЖКХ в качестве антиковидной меры. И что в итоге получается? Сервисная инфляция у нас административно зажата, и денежно-кредитная политика на нее никак не влияет. Нацбанк при этом наивно отчитывается, что общая-то инфляция у него в коридоре. Но продуктовая «в звездах», выше 10%. Непродуктовая тоже выросла. И хотя внешне общая картина смотрится нормально, в стране стремительно развивается инфляционная спираль.

Допускать этого нельзя, потому что люди привыкают к росту цен. И это подстегивает дальнейший рост

Покупатель, понимая, что завтра товар будет еще дороже, покупает впрок. И тем самым добавляет очередной виток к инфляционной спирали.

Инфляционное таргетирование на то и делается, чтобы не допускать высоких инфляционных ожиданий. Но это не про Нацбанк Казахстана. Никак не влияя на рост продуктовой инфляции, он за два года раскрутил спираль.

Так почему инфляция сейчас растет, ведь цены на услуги ЖКХ отпустили?

— Инфляцию меряют год к году. К маю 2021 года те антиковидные эффекты исчерпались. А за лето и начало осени сервисная инфляция даже не приблизилась к норме. Она будет еще ускоряться. Поэтому в июле-августе мы видели всплеск инфляции. И он не неожиданный, а очень даже ожидаемый.

Регулятор регулятору рознь

Если многие вещи случились из-за силового вмешательства, стало быть Нацбанк не самостоятелен в принятии решений? Это же глупо — видеть раскручивание кризиса и никак на это влиять?

— Я не знаю. Нацбанк просто хороший политик. Он знает, как завернуть негативную картину в красивую обертку.

Если Ерболат Досаев повысит базовую ставку, значит, он не сдержит свое обещание при назначении о фиксированном курсе и низких ставках для кредитования

Так что Нацбанк блестяще выполнил свою политическую функцию. Дал деньги экономике по низким ставкам, и инфляция у него в коридоре.

Когда один из трех компонентов по нулям, а два остальных галопирующе растут, это коридор по-нацбанковски?

— Формально же все хорошо. Если бы Нацбанк в 2019 году поднял базовую ставку, задушив инфляцию и закрепив инфляционные ожидания, то в 2020 кризисном году он бы смог ее понизить. Без всяких льготных кредитов.

Центробанк России в пандемию в 1,5 раза снизил базовую ставку. У него на тот момент были зафиксированы инфляционные ожидания, и он спокойно вошел в кризис. А в 2021 году Центробанк уже почти в 1,5 раза повысил базовую ставку. И опять здесь прослеживается здравая логика. Экономика выходит из кризиса, происходит разгон инфляции, и Центробанк тормозит ее повышением базовой ставки. В этом и есть смысл, когда центральный банк правильно работает с инфляционными ожиданиями.

Если это Нацбанк Казахстана, то он в 2019 году инфляционные ожидания не зафиксировал. А в кризис не смог понизить базовую ставку. И в 2021 году повысить снова боится

Правительство тоже большие молодцы. Раздали кучу денег не людям, а бизнесу. Сравним антикризисный пакет помощи в той же России и у нас. У соседей, по разным оценкам, он составил где-то 4,5% от ВВП. Экономика упала на 3%. В Казахстане антикризисный пакет — 9% от ВВП, мы упали на 2,6%. Результат практически сопоставим. Только Казахстану это обошлось в два раза дороже. Почему? Потому что Россия антикризисный пакет направила в сторону людей, а Казахстан — в сторону бизнеса.

Спасет «бетонная стена»

Который не дал никакого эффекта?

— Именно. Деньги просто разошлись.

И третий элемент, который помог разогнать инфляционную спираль — пенсионная реформа. 1,7 трлн тенге, досрочно изъятых из ЕНПФ, так или иначе пришли в экономику. И они тоже, с одной стороны, подстегнули инфляцию, а с другой — внесли невообразимый психологический бардак. Цены на недвижимость взлетели.

В 2022 году по сравнению с 2021 годом формально возможностей для роста доходов населения будет меньше

Потому что вряд ли снова придут 1,7 трлн тенге из пенсионного фонда. И даже если у врачей и будет такая же высокая зарплата, динамики к росту все равно не будет.

С точки зрения фискальных стимулов правительство зря их все применило в один год. Еще и неразумно. Я имею в виду досрочное изъятие из ЕНПФ.

Что касается инфляции, ожидания разогнались. Приведу аналогию. Когда камень с горы только начинает катиться, его легко можно остановить двумя небольшими камушками. А когда он уже разогнался, нужна бетонная стена.

Вот и выводы о том, как оценивать аргументы Нацбанка о растущей инфляции. Это он разогнал инфляционные ожидания до уровня 2016 года, когда была двукратная девальвация тенге. И тогда, чтобы остановить инфляцию, ставку приходилось поднимать до 16%.

В 2022 году вряд ли правительству при такой критической ситуации удастся добиться роста благосостояния бюджетными методами. Зарплата и соцпособия уже повышены до возможного предела. А тут еще инфляция 9%.

Нам светит кризис. И в этот момент Нацбанк даже не может понизить базовую ставку. Потому что он должен ее сначала поднять

То есть в следующем году Казахстан получит двойную экономическую оплеуху.

Масла в огонь подливают и планы Нацбанка в 2023 году выйти из кредитования экономики. Идет разговор о сокращении ипотечных программ. При том, что пузырь на рынке недвижимости надут до предельных размеров. Надеяться на его стагнацию в 2022 году как минимум наивно. И тут появляется объявление о закрытии ипотечных программ. Рынок рухнет. Люди-то кредитовались по высоким ценам, а доходы у них не растут, и за кредит платить надо.

«Во всем виноват мировой кризис»

Вариант избавиться от ипотеки нулевой, потому что тех цен уже не будет. Продажа не покроет даже всю сумму кредита. Люди останутся и без денег, и без жилья.

— Именно! Поэтому и получается, что в 2019, 2020 и 2021 году в погоне за краткосрочными результатами надули большой пузырь. И вот он, 2022 год наступает.

Так Нацбанк же должен эту реальную картину показать в итоге?

— Он показывает то, что мы видим. В очередной раз нам обещают, что инфляция в 2022 году будет в коридоре 4-6%. И без разницы, что это просто нарисованные цифры.

И без разницы, что в марте 2020 года Нацбанк обещал удержать курс на уровне 380 тенге за доллар, а 23 марта он был 460. Обещать — не жениться

В этом проблема инфляционного таргетирования. А ответственности за допущенные ошибки можно избежать, навешав лапши на уши об импорте инфляции из России и структурных проблемах в экономике. Это же мировой кризис, нам говорят!

Даже не удивлюсь, что поступят как в 2007 году, когда Нацбанк заявил о том, что мировой кризис в Казахстан пришел на год раньше. Не исключаю, сейчас ждут 2023 года — а вдруг в мире что-то произойдет, чтобы сказать: это все не мы, это мировой кризис.

Источник

Закон направлен на подпись президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву

НУР-СУЛТАН, 24 ноя — Sputnik. Депутаты мажилиса парламента Казахстана согласились с поправками сената по бюджету на 2022-2024 годы, передает корреспондент Sputnik Казахстан.

Таким образом, парламент принял бюджет на ближайшие три года, закон направят на подпись президенту Казахстана.

Закон направлен на реализацию общенациональных приоритетов и Нацплана развития Казахстана до 2025 года, в рамках которых планируется обеспечить качественный и устойчивый рост экономики, формирование инклюзивной платформы деятельности государства, увеличение благосостояния каждого гражданина. Были внесены изменения и дополнения, направленные на повышение качества жизни населения, развитие регионов и проекта по поддержке одаренных детей «Ел үміті» (Надежды народа), развитие теплоснабжения и водоснабжения, строительство реабилитационного центра.

Также перераспределены средства на повышение зарплаты отдельных категорий гражданских служащих, на реализацию проекта «Ауыл – ел бесігі» (Село – колыбель народа).

Общий объем расходов республиканского бюджета планируется:

В рамках трехлетнего бюджета на общегосударственные расходы предусмотрено 11 187 млрд тенге, в том числе на 2022 год – 3 589 млрд тенге, на 2023 год – 3 771 млрд тенге, на 2024 год – 3 827 млрд тенге.

Наибольший удельный вес в расходах бюджета в трехлетнем периоде составляют расходы социальной сферы – 26,7 трлн тенге, из них на 2022 год – 8 трлн тенге, или 50,8% от общего объема расходов, с увеличением на 643 млрд тенге к уровню текущего года. К 2024 году этот показатель составит 59,8%.

Основными факторами роста являются индексация социальных выплат (пенсий, пособий) и повышение заработной платы педагогов и врачей.

Значительную долю расходов социальной сферы составляют социальное обеспечение и социальная помощь.

На реализацию Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшения качества жизни инвалидов в трехлетнем бюджете запланировано 80 млрд тенге, из них на 2022 год – 22,7 млрд тенге.

Расходы на систему здравоохранения на 2022-2024 годы составят 5,6 трлн тенге, из них в 2022 году – 1,7 трлн тенге.

На развитие системы образования и науки в проекте бюджета предусмотрено 7 трлн тенге, в том числе на 2022 год – 1 812,0 млрд тенге с увеличением на 477 млрд тенге к уровню 2021 года.

Основные факторы роста:

Расходы на развитие культуры и спорта в 2022-2024 годах составят 412 млрд тенге, из них на 2022 год – 173 млрд тенге.

На поддержку и развитие реального сектора экономики, связанные с привлечением частных инвестиций, развитием дорог республиканского и местного значения, обеспечением питьевой водой сельских населенных пунктов, жильем малообеспеченных многодетных семей, развитием газотранспортной системы, развитием и повышением эффективности АПК, созданием условий для технологической модернизации и цифровизации отраслей экономики, в среднесрочном периоде по данному направлению предусмотрено 3,5 трлн тенге, из них на 2022 год – 2 трлн тенге, или 12,6% к общим расходам бюджета.

При этом на реализацию мероприятий в рамках государственных программ в трехлетнем периоде предусмотрены расходы:

Для развития аграрного сектора на трехлетний период предусмотрено 524 млрд тенге, из них на 2022 год – 253 млрд. тенге.

На развитие транспортной инфраструктуры в 2022-2024 годах планируется выделить 859,0 млрд тенге, из них в 2022 году – 466,0 млрд тенге.

На газификацию в 2022-2024 годах предусмотрено 99 млрд тенге, из них в 2022 году – 45,3 млрд тенге.

На обеспечение обороноспособности и безопасности государства, охрану правопорядка и поддержание внутренней стабильности, обеспечение защиты населения и устойчивости управления в кризисных ситуациях на трехлетний период предусмотрено 4,5 трлн тенге, из них на 2022 год – 1 705 млрд тенге, на 2023 год – 1 443 млрд тенге, на 2024 год – 1 369 млрд тенге.

Дефицит республиканского бюджета на 2022 год определен в размере 2 906 млрд тенге, что составляет 3,3% к ВВП, на 2023 год – 2 670 млрд тенге, или 2,8% к ВВП, на 2024 год – 2 607 млрд тенге, или 2,5% к ВВП.

Прогноз поступлений в Нацфонд на 2022 год составил 2 549,8 млрд тенге, в том числе от организаций нефтяного сектора в сумме 2 522 млрд тенге, исходя из объема добычи нефти 87,9 млн тонн, мировой цены на нефть 60 долларов за баррель, курса тенге к доллару США 425 тенге с увеличением против оценки по текущему году на 855,5 млрд тенге.

Какие изменения в проект бюджета внесли сенаторы

Кроме того, перераспределены средства между государственными органами в связи с передачей функций, а также поддержаны другие предложения депутатов.

Предложений по увеличению расходов в общем поддержано на 86 млрд тенге, в том числе в 2022 году на 64,5 млрд тенге.

Финансирование увеличения расходов будет осуществляться за счет перераспределения расходов, которые были предусмотрены в резерве правительства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *