что будет если автомобильную рацию включить без антенны
Проверяем легенду: что будет если выйти на передачу без подключенной антенны?
✅ Автор и создатель журнала RADIOCHIEF.RU Радиолюбитель (позывной R2AAB). Более 10 лет в сфере гражданской и профессиональной радиосвязи. Пишу и снимаю обзоры на технику связи, а также занимаюсь ремонтом и доработками радиостанций.
Шедеврально.
Как-то была в начале у меня такая рация. Забыл поставить антенну и пытался связаться.Когда понял почему меня не слышат аж руки вспотели ну думал в ремонт, но ничего у нового хозяина не первый год работает.
Спасибо. Очень полезное и познавательное видео.
Узнал, что есть приспособа к смарту в виде тепловизора.
Ну и благодарность за доработанную мегажуть-650. Служит верой и правдой уже два года!
Спасибо Денис. Очень познавательно. Даже стало жалко радейку. Удачи.
Дорогая игрушка – этот Seek Thermal
Тоже нос сунул и мало сказать, что офигел от цены вопроса.
Приветствую! Подскажите пожалуйста. Поставил на релинг крепление даймонд 9000 на креплении установлена антенна президент айова рация мегаджет 600 плюс турбо. Передача отличная прием никакой. Кинута масса с антенны на болт держащий релинг. До этого антенна стояла так же но без этого крепления всего лишь на пластине.
По человечески поставьте антенну, а для того, чтобы понять как это сделать, посмотрите это видео. https://www.youtube.com/watch?v=8DZubuzf7io
Интересный и нужный эксперимент.
Кстати, у разоблачителей легенд такой серии нет.
Класс!
С уважением.
Вот за что люблю этот сайт, всегда чем-то удивит Автор!
С уважением.
Так всё таки почему горят транзисторы в новых мегажутях?
Если эксперимент нам показывает, что ничего не угрожает транзистору – ни КЗ пинцетом, ни обрыв антенны, ничего не смогло вывести из строя транзистор! А в новых то мегажутях почему транзисторы горят?
Вывод – только один, это плохие выходные транзисторы установлены в новых мегажутях!
Кто может аргументированно опровергнуть данное утверждение?
Вопрос, как сгорели?
Что сделали с радейкой, что оный шельмец погорел?
Горят, и не только в мегажутях. В есанах тоже горят даже на идеально настроенных антеннах. Я в своем эскалибуре два раза менял, пока хороший транзистор не поставил, мучения не кончились. Теорий много причин выхода из строя тоже не мало и опровергать нечего. Раньше транзисторы которые ставили в выходной каскад действительно были лучше, факт. Взять хотя бы те же оригинальные 2SC2969. Их сейчас в оригинале уже не достать, только из доноров или китайцы, которые, на удивление, даже работают. Что касается 2SC2078, то они и сейчас есть хорошие, но стоят они дороже и заводы, чтобы угодить заказчику низкой ценой закупают барахло. Оптимизация расходов, максимизация прибыли, общее падение качества, все это звенья одной цепи.
Денис, приветствую! Ну и вывод то какой – в новых мегажутях стоят бракованные транзисторы! Надо так и сказать всем людям.
Я бы все под одну гребенку не чесал. Да, брака стало больше, но это общая тенденция. Святых производителей и заказчиков на этом рынке нет. Я могу только отметить общее ухудшение качества, а клеймить хламом одних, и восхвалять и превозносить других я не буду, поскольку подобный подход за километр разит заангажированностью в чью-то пользу. Это не правильно и непрофессионально. Да, я хоть и симпатизирую определенным маркам, но стараюсь не терять объективности в своих суждениях. Мне за рекламу никто не платит. Так что, у всех есть свои плюсы и минусы.
Денис, всё понятно, тебе платят за доработку мегажутей. Хотя есть модели Оптим, дешевле и не требующие доработки, просто если в мегажутях и Оптимах стоит одинаково плохой выходной транзистор, то я бы выбрал Оптим, чего и всем советую,ну а твой хлеб – доработки мегажутей, поэтому твой ответ звучит так дипломатично.
И в оптимах не все гладко, есть проблемы которые вылезают при повседневном использовании в особенности на перегруженном эфире 15 канала. Об этих проблемах Бобр писал уже неоднократно, и в целом, я с ним согласен, я практик, и мир воспринимаю не только через призму приборов, у меня есть машина на которой я проверяю поведение радиостанций в эфире и в поведении некоторых оптимовских станций мне не все нравится, что я тоже стараюсь в меру своего разумения корректировать. А что касается дипломатической позиции, то она является для меня ключевой. Я стараюсь ни с кем открыто не конфликтовать и не ссориться, у меня просто нет для этого никаких оснований.
Денис, ещё всё таки я не понял твоей логики в этом твоём эксперименте. Тебе главное было показать, что в какой то старой мегажути не вылетает выходной транзистор и типа люди подумают, вот здорово, в мегажути не вылетают выходные транзисторы! Но ведь ты сам сейчас ответил – плохие сейчас стоят выходные транзисторы и у тебя вылетали тоже! Получается этим видео ты вводишь людей в заблуждение относительно нынешнего качества продукции! Какой смысл тестировать, то чего уже давно нет в продаже? Тебе тогда надо было взять новую мегажуть-650 и сделать вот этот опыт, так было бы честнее и правильнее, как ты говоришь сам, профессионально, а сейчас ты получается заангажирован в пользу мегажутей, надо было показать что не вылетает выходной транзистор, не важно, что этой мегажути уже “сто лет”, и этот эксперимент не актуален в настоящее время.
Валера, ты невнимательно смотрел видео, советую еще раз посмотреть начало и конец, а также попытаться понять ход моих мыслей. Не надо пытаться видеть везде пиар мегажутей, нет его. Я совершенно не это хотел сказать. Мегажуть взята для примера, просто потому, что она попалась мне под руку, она была убита (не до конца) предыдущими владельцами таксосами и ее было не очень жалко.
Рассуждал я примерно так: MJ-300 довольно много на руках у водителей, в частности у дальнобойщиков. Это народная, массовая радиостанция, очень любимая таксистами. И поставить на ней опыт будет наиболее показательно. Еще под руками у меня была TTI TCB-550, но у нее выбить выходник не получиться, это еще сложнее, хоть до посинения ее гоняй без антенны спалить крайне сложно. И перед тем, как выбрать станцию я советовался с Пашей, мы с ним обсуждали этот вопрос и пришли к единому мнению, что мегаджет, это эдакий середнячок по качеству, достаточно массовый (я уже повторяюсь) и поэтому выбор пал на нее. Собственно, если есть современная мегажуть, та же MJ-650 и кто-то готов ее предоставить на растерзание и опыты, я с удовольствием проведу и такой эксперимент, но я не олигарх, чтобы покупать радиостанции и сжигать их ради науки. Государство меня в этом не поддерживает, за рекламу производители не платят, спонсоров у меня нет, все опыты делаются на голом энтузиазме. Если производители или заинтересованные люди предоставят на тест экземпляр станции, я с удовольствием сделаю сравнение, так было бы еще интереснее. Ты готов оплатить или предоставить станцию для теста?
Ну и самое главное, что хотел показать, так это то, что кратковременное нажатие на передачу безопасно для любой правильно спроектированной радиостанции. Ни один человек в здравом уме (себя в расчет не беру ) не будет гонять станцию без антенны столь длительное время. А за минуту или две, и 650я мегажуть не сгорит, что неоднократно проверено в лаборатории на практике, во время процесса доработок. Это просто из личного не задокументированного опыта. что будет дальше, не знаю, не гонял. Я не защищаю мегажути, у них есть свои достоинства и недостатки, как и у других станций.
Радио Форумы о радиостанциях: портативные, автомобильные, стационарные радиостанции. Описания, отзывы, тесты раций.
Использование портативок в автомобиле без внешней антенны
Использование портативок в автомобиле без внешней антенны
Garrison » 14 сен 2008, 13:01
Serg » 14 сен 2008, 15:26
Re: Использование портативок в автомобиле без внешней антенн
Serg » 14 сен 2008, 15:33
Антиквар » 15 сен 2008, 13:53
Где-то на «радиосканере» мне встречалась ссылка на описание т.н. щелевой антенны. То есть «антенны», роль которой выполняет щель между багажником (капотом?) и кузовом автомобиля. Такая антенна абсолютно незаметна и неуязвима для злоумышленников (автор предлагал использовать ее для автосигнализации), а несмотря на невысокую эффективность, она работает все же лучше, чем штатная «резинка» внутри салона машины. Если что, могу поискать.
Garrison » 15 сен 2008, 21:07
Serg » 16 сен 2008, 07:25
Антиквар » 16 сен 2008, 22:06
Вот что может быть, Вам подойдет:
Это рамочная антенна, представляющая из себя провод, спрятанный под уплотнителем заднего стекла. Снаружи видна только пластмассовая вертикальная трубочка, проходящая посередине стекла. По эффективности она примерно как штырь 0.7 метра на крыше. То есть, существенно лучше, чем штатная антенна портативки внутри кузова машины.
Re: Использование портативок в автомобиле без внешней антенн
Пётр » 14 ноя 2008, 08:37
Это в каком городе такие аппетиты у РЧЦ?
Посмотрите в ФАКе у нашего клуба http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=126&i=107&t=107
Re: Использование портативок в автомобиле без внешней антенн
alexm » 14 ноя 2008, 09:04
Это в каком городе такие аппетиты у РЧЦ?
Посмотрите в ФАКе у нашего клуба http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=126&i=107&t=107
Пётр, простите за любопытство, Вы предлагаете ездить к Вам за регистрацией радиостанций? Суммарно выйдет дороже.
Re: Использование портативок в автомобиле без внешней антенн
Пётр » 14 ноя 2008, 09:10
alexm » 14 ноя 2008, 09:33
Пётр » 14 ноя 2008, 09:41
alexm » 14 ноя 2008, 10:02
Это так оно в идеале. В Новосибирском РЧЦ иная ситуация. Человек, занимающийся регистрацией, просто следует прейскуранту. При попытке возражения предлагают поговорить с вышестоящими инстанциями, которых «нет на месте». В результате ради спасения 200 рублей можно потерять день, а то и больше. И не факт, что с успехом.
Я не одобряю аппетиты этих организаций. Но борьба за идею получается у меня не очень хорошо. Так что лучше предоставить это дело специалистам в области юриспруденции, готовым добровольно бороться с гигантскими юридическими монстрами.
Пётр » 14 ноя 2008, 10:30
alex53 » 06 окт 2009, 09:36
░ FAQ ДЛЯ НОВИЧКА ░
В связи с участившимися в сообществе вопросами типа: «Мужики, подскажите, а чо мне надо?» откопал достаточно толковый FAQ. Пользуйтесь.
===
В: Нужно выбрать комплект для связи на си-би. Поможете?
О: Вопрос, на самом деле довольно обширный. Для начала определитесь для чего он Вам, от этого будет зависеть конечный результат, поскольку есть разные радиостанции, спроектированные под разные задачи. Выбор должен быть разумным и осознанным.
В: Нужна рация для канала дальнобойщиков (15AM), что посоветуете?
О: В принципе, таких станций довольно много. Выбрать действительно есть из чего. Стоит помнить, что дальнобойщики работают в амплитудной модуляции, и не у всех станций она есть. Например, рации ТАИС 41 и 43 (кроме модели с ЖКИ) начисто ее лишены. Так что в первую очередь радиостанция должна иметь амплитудную модуляцию. Второй момент, на который стоит обратить внимание, это наличие порогового шумоподавителя. Таким шумоподавителем обладают все станции фирмы Midland ALAN. Все станции President. Все станции Yosan (из тех, что продаются на территории РФ) и часть станций MegaJet. Общие рекомендации по выбору радиостанций изложены здесь (radiochief.ru/obzory/reko…tantsij-ot-radiochief-ru/)
В: Почему дальнобойщики работают в AM? Разве FM не лучше?
О: Так сложилось исторически. Дело в том, что родина гражданского диапазона находится за океаном, в США, а там для использования в личных целях разрешен только этот вид модуляции (AM) и боковая полоса (SSB). И когда у нас был разрешен гражданский диапазон, грузовики, приходившие из-за океана с установленным комплектом связи могли работать только в AM, FM в них просто не было. Отсюда и традиция. Но это даже удобнее, поскольку FM хоть и чище и менее подвержен помехам, но в среде дальнобойщиков не прижился по той причине, что в присутствии большого количества работающих станций в канале будет слышно только самую сильную, а в AM есть шанс разобрать несколько одновременно работающих станций. Таким образом получить нужную информацию проще.
В: А на сколько километров берет рация (название рации)?
О: Ну, во-первых не берет а принимает, а во-вторых принимает не рация, а антенна. Именно от выбора антенны, ее правильной установки и настройки на 80% зависит успех работы рации. Сама по себе рация, естественно, ничего принять не может. Так что вопрос поставлен не корректно. Но в общем виде на него можно ответить от 100 метров и до 40 километров.
В: Какая дальность у такого комплекта: рация XXXX и антенна YYYY. На сколько километров будет принимать и передавать такой комплект?
О: Вопрос очень сложный и без дополнительной информации на него ответить невозможно. Очень много зависит от того, как установлено оборудование связи на автомобиле. Правильно ли запитана радиостанции, правильно ли установлена антенна. Не зная этих данных делать какие-либо выводы относительно расстояния связи не представляется возможным. Кроме того нужно учитывать то, как установлено и настроено оборудование связи у другого корреспондента. Какое оборудование используется там, на другом конце. Дальность работы правильно и не правильно установленного и настроенного комплекта могут отличаться в разы не говоря уже о типах применяемых антенн и способах их установки. Не последнюю роль играет и рельеф местности. Поэтому с некоторой долей вероятности можно утверждать, что если продавец Вам рассказывает, что такой вот комплект будет работать на столько-то километров, а вот такой на столько, то он либо не понимает о чем говорит, либо пытается Вас обмануть.
В: Подскажите в чем проблема, разговариваем с коллегой по рации, прием отличный. Подъехал к нему рядом, сигнал пропал, я его слышу плохо, он меня вообще не слышит, отъехал от него метров на 10 связь возобновилась, разговаривали на 15 канале АМ.
О: Это называется «затык» в приемника в АМ. Нормальное явление, связанное с перегрузкой входных каскадов приёмника радиостанции. На близких дистанциях используйте частотную FM модуляцию, там такой эффект отсутствует.
В: Мне продали на рынке радиостанцию MegaJet MJ-300, 400, 600+ (Turbo), 3031M Turbo и сказали, что она отлично подходит для работы в канале дальнобойщиков, но шумоподавитель меня уже достал, он постоянно открывается и действует на нервы. Это брак или можно как-то исправить?
О: Как уже писалось выше, только некоторые станции MegaJet обладают пороговым шумоподавителем, который эффективно работает в 15 канале в амплитудной модуляции (AM). У вышеперечисленных станций порогового шумоподавителя НЕТ! В магазине Вам наверняка сказали, что он есть и даже, наверное, показали ручку, который он регулируется, однако действительно, ручка есть, а порогового шумоподавителя там нет! В этих станциях шумоподавитель только спектральный (автомат) с возможностью регулировки порога срабатывания который выведен на ту самую ручку с надписью SQ. У MJ-600+ есть даже кнопка ASQ которая якобы включает автоматический шумоподавитель. На самом деле эта кнопка просто переключает в цепь порога автомата вместо переменного резистора постоянный, и все! Автоматический, он же спектральный шумоподавитель не способен нормально работать в перегруженном канале, где используется амплитудная модуляция (AM), он будет постоянно открываться и действовать на нервы, поэтому выбирать вышеперечисленные станции для работы в 15 канале не рекомендуется. Для любознательных и желающих изучить вопрос глубже есть вот этот материал (radiochief.ru/radio/megaj…-rabote-shumopodavitelej/)
В: Хочу поставить в машину портативную радиостанцию Alan 42, чтобы и в руках таскать и в машине была связь. Что скажете?
О: Скажу, что это плохая идея, поскольку изначально эта станция спроектирована как носимая, а не возимая. И не смотря на то, что у нее есть т.н. каблук для подключения рации к внешней антенне и прикуривателю, в машине нормально она работать не будет. Сам каблук никак не защищен от наводок и как хорошая антенна будет собирать весь мусор с бортовой сети автомобиля. Перегруженность приемника станции помехами, сильно снижает чувствительность и как следствие, дальность приема. И то, что некто Вася, Петя, Вова катаются и что-то там принимают ни разу не аргумент в пользу этого варианта. Рекомендую посмотреть в сторону автомобильных, возимых радиостанций, а носимую использовать по прямому назначению.
В: У меня седан с салоном, в котором проблематично разместить рацию. Посоветуйте станцию для скрытой установки.
О: На данный момент таких станций 3 (из тех, что можно купить в РФ), это MegaJet MJ-555, President William и Optim Apollo 1. Наиболее достойный вариант, это Optim Apollo 1. Первая (MJ-555) довольно глючный и сырой аппарат, которые совершенно безобразно собран в Китае, второй (William) стоит как 3 MJ-555, при этом не обладает тем же функционалом что и 555, плюс имеются определенные недостатки в работе. Управление у Вильяма, правда, несколько удобнее, чем у MJ-555. Некоторым особняком стоит Оптим, который в принципе, если закрыть глаза на мелкие не существенные недостатки способен показать хорошее соотношение цена/качество.
В: Говорят, что нельзя включать радиостанцию, пока к ней не подключена антенна, это правда?
О: И да, и нет. Смотря, что под этим понимать. Включить рацию, именно включить ручкой или кнопкой, без антенны конечно можно, например, чтобы проверить, включается ли она в принципе. А вот выходить на передачу без антенны строго не рекомендуется. Может выйти из строя выходной каскад передатчика.
В: Посоветуйте самую крутую и навороченную рацию
О: Yaesu FT-857D
В: Посоветуйте хорошую антенну для автомобиля.
О: Здесь, как и с радиостанциями, выбор огромен и каждая антенна спроектирована под определенный круг задач, на которые она рассчитана. Необходимо определиться с задачей и только после этого осознано выбирать антенну. Короткий обзор антенн можно посмотреть здесь (radiochief.ru/obzory/avto…-grazhdanskogo-diapazona/)
В: Нужна хорошая антенна для канала дальнобойщиков.
О: Для канала дальнобойщиков нужна эффективная антенна! Объясняется это тем, что практически у всех дальнобойщиков антенна представляет из себя руины! Сгнившая катушка, не припаянный провод, просто дерьмовая антенна которую установили на пластиковый спойлер и.т.п. В связи с этим весь комплект из рации и такой антенны работает по принципу «кого вижу, того и слышу». Поэтому, для того, чтобы их хорошо слышать и работать в эфире так, чтобы слышали они, необходимо иметь эффективную аппаратуру. По хорошему, это врезная антенна 2м и не самая дешевая радиостанция.
В: Посоветуйте (совместимую, подходящую) антенну для рации ХХХХ.
О: Антенна есть устройство независимое, и ей, по большому счету абсолютно все равно какая к ней подключена станция, равно как и станции, совершенно все равно какая к ней подключена антенна, лишь бы станция и антенна были спроектированы для работы на одном и том же диапазоне. Если все согласовано правильно, то любая рация гражданского будет работать с любой исправной антенной гражданского диапазона. Так что ответ будет — любую подходящую под Ваши задачи.
В: Нужна врезная эффективная и надежная антенна для автомобиля, до 2х метров.
О: Из класса 2х метровых антенн внимания заслуживают Sirio Performer 5000, Sirio Turbo 5000, Sirio Performer P-1000 Optim CB-2001, Lemm AT-73. Lemm AT-2001 Turbo (оригинал).
В: 2 метра это для меня слишком, что можно поставить из 1,5м антенн?
О: Из класса 1,5м антенн стоит посмотреть в сторону Lemm AT-1000 Eagle. Sirio Performer P-800. Из антенна на магнитном основании лучше всего зарекомендовала себя Midland ML-145. Также достойны внимания Sirio ML-145 Mag и Optim CB-27, Optim ML-145.
В: А если меньше 1,5 метра?
О: Антенна длиной меньше 1,5 метра работают плохо. Исключение составляют только спиральные антенны, вроде Sirio T3-27, они не плохо работают на прием, но плохо на передачу.
В: Какие из КСВ-метров для си-би диапазона заслуживают внимания и корректно работают из коробки, а какие бесполезны и годятся только для индикации «наличия антенны»?
О: Все дешевые измерители коэффициента стоячей волны (около 500р.), вроде SWR-420, 430, 171 и подобные, за редким исключением врут. Поэтому покупка такого, с позволения сказать, прибора есть лотерея. Вам может попасться как нормально работающее устройство, так и совершенно не работающее в силу того, что у прибора где-то непропай или просто заклинило стрелку при некачественной сборке. В любом варианте все показания подобных приборов перед использование должны сравниваться с неким эталоном, антенными анализатором, уже проверенным КСВ метром и пр., поскольку все дешевые приборы могут основательно врать во всем рабочем диапазоне частот, как привило они сильно занижают показания давая оптимистичную картину, там где ее нет. Из КСВ-метров заслуживающих внимания, которые уже похожи на нормальные приборы и доступны, я бы отметил VEGA SX-200 клон Diamond SX-200 последний для наших задач неоправданно дорог.
===
Приём, приём, как слышно: самостоятельно подключаем и настраиваем Си-Би-радиостанцию в автомобиле
Несмотря на погодные катаклизмы, лето в этом году все же вступило в свои права, и множество легких на подъем автотуристов устремилось в дальние маршруты – кто на юга, а кто и в более любопытные и отдаленные уголки необъятной России. В разгар периода путешествий у автовладельцев традиционно возрастает интерес к Си-Би-радиостанциям, работающим на «канале дальнобойщиков», способных принести пользу в дальнем путешествии. Для желающих приобрести и установить рацию самостоятельно – наш инструктаж!
Подключение радиостанции к питанию
Н ижеследующий гайд по инсталляции Си-Би-рации в автомобиль касается не тех, кто юзает радиосвязь ежедневно и профессионально, а тех, кому она нужна для эпизодического использования, в основном в дальних поездках. В этом случае большинство водителей предпочтет не крепить рацию в салоне стационарно, портя интерьер и провоцируя парковочных воров, а захочет пристроить её временно в подходящем месте: между сиденьями, между сиденьем и боковой стойкой или в лотке для мелких вещей под торпедо, как это сделано, к примеру, на фото Chevrolet Lachetti:
Пристроили рацию – подключаем к ней питание! Бытует мнение, что радиостанцию в автомобиле непременно нужно подключать отдельной проводкой от АКБ, однако это решение больше подходит для ежедневного использования. В нашем же случае эпизодического использования это совершенно не нужно – гораздо удобнее взять питание с разъема прикуривателя. Это самое простое, быстрое, и при этом, особо подчеркнем, вполне корректное подключение. Не халтурно-компромиссное, как некоторые думают, а отвечающее всем требованиям – как в плане силовой части, так и в плане непосредственной работы радиостанции в эфире.
Такой коннект абсолютно безопасен для электропроводки и осуществляется за полчаса. А главное, он оптимален в случае нового автомобиля и вредных гарантийщиков, только и ищущих повод, чтобы отказать в гарантии по надуманным причинам.
У радиостанции с выходной мощностью 4-5 ватт максимальный потребляемый ток не превышает 2-3 ампера, а у радиостанции мощностью 8-10 ватт – менее 5 ампер, что как минимум вдвое-втрое меньше тока предохранителя, защищающего разъем прикуривателя.
штекер провода питания рации должен быть вставлен именно в прикуриватель в торпедо, использовать разветвители, качество которых часто отвратительное, нежелательно!
Если же гнездо прикуривателя одно, а питать в дороге нужно и телефон, и регистратор, и другие гаджеты, а гарантийный период уже завершился, и ваши умелые руки не пугаются необходимости протащить провод из подкапотного пространства в салон, то можно подключить радиостанцию напрямую к АКБ. Хотя ещё раз замечу в скобках: такое подключение не имеет каких-либо преимуществ перед питанием через прикуриватель – ни с точки зрения электробезопасности, ни с точки зрения качества связи.
В этом случае придётся купить трёхметровый (примерно) отрезок обычного электросетевого провода сечением 2х1,5 мм, упаковать его по всей длине в пластиковую гофру и протащить от аккумулятора в салон через какой-либо резиновый уплотнитель моторного щита. На концы проводов возле АКБ обжимаются или паяются клеммы под болтики М6 и предохранитель на 10 ампер (предохранитель ставится в плюсовой провод рядом с аккумулятором), а к двум противоположным концам проводов подключается «хвост» питания радиостанции с соблюдением полярности. Место соединения проводов тщательно изолируется липкой лентой или термоусадкой.
Установка антенны
Станция установлена и подключена, теперь монтируем антенну. Будем считать, что она у нас быстросъемная на магнитной подошве, что не потребует портить кузов для установки. Поэтому дадим лишь несколько общих тезисов – без углубления в лишнюю теорию.
Настройка антенны
Собственно, настройка антенны — самый важный момент всей нашей истории. Возможно, настройку стоит заказать профессионалам: эти услуги недороги, работа занимает менее получаса и предлагается на парковках грузовиков и возле крупных автомагазинов на трассах. Но многие предпочитают самостоятельно разобраться в вопросе, исповедуют принцип «хочешь сделать хорошо – сделай сам!» и хотят иметь собственный комплект инструментов для контроля состояния антенны в дальнейшем. Для них — нижеследующий мастер-класс. Опять же: только алгоритм, без углубления в лишнюю теорию и физику происходящих процессов, в которую каждый при желании сможет погрузиться самостоятельно.
Для настройки антенны нам понадобится прибор под названием КСВ-метр (измеритель коэффициента стоячей волны), который несложно приобрести – Google в помощь. Стоимость простейшей модели – от 500 до 1000 рублей. Наиболее распространен прибор, уже много лет встречающийся в продаже под разными названиями (SWR-420, 430, KW-520, и т.п.), на самом деле – один и тот же китайский КСВ-метр с одним и тем же принципом работы и одинаковым обозначением переключателей и разъёмов. Прибор, безусловно, более чем средненький, но для нечастого использования вполне сойдет.
Также нам потребуется высокочастотный соединитель того же стандарта, что и гнездо на рации и штекер на кабеле. Он нужен, чтобы включить КСВ-метр между радиостанцией и антенной, не удлиняя существенно антенный кабель. Подойдет переходник-«бочонок» формата «папа-папа» (для жесткого подключения), или коротенький (10-20 см) антенный кабель, также с разъемами «папа» на обоих концах. Стандарт разъемов наиболее известен под именем «PL», именно так его нужно спрашивать в магазине.