что будет если аниме исчезнет
Психолог объяснил, для каких детей опасно аниме
Детский омбудсмен Подмосковья обвинила мультфильмы для взрослых в самоубийствах подростков
Детский омбудсмен Московской области Ксения Мишонова заявила, что аниме являются серьезной угрозой для российских детей. Уполномоченный по правам ребенка отметила, что мультфильмы, которые в той же Японии идут с маркировкой 18+, у нас находятся в свободном доступе. В начале года по стране прокатилась волна детских самоубийств, одной из причин которых эксперты назвали японскую анимацию. Мы выяснили у специалистов, чем опасны аниме для психики детей и подростков и почему их просмотр подталкивает ребят к смерти.
После серии самоубийств подростков, увлекавшихся японской анимацией, в Санкт-Петербурге местные суды признали запрещенными к распространению в России более десятка аниме и аниме-сериалов с суицидальной и агрессивной направленностью. Случаи добровольного ухода из жизни подростков, замеченных за просмотром японской анимации, в этом году были зафиксированы в разных городах страны, в том числе в Московском регионе.
Говоря об опасности аниме, уполномоченный по правам ребенка Московской области Ксения Мишонова привела в пример случай в Химках, когда попытку суицида совершили две маленькие девочки, одной из которых впоследствии удалось выжить. Школьницы росли в благополучных семьях и хорошо учились, однако выяснилось, что они увлекались аниме. «Аниме, которые в той же Японии идут с маркировкой 18+, у нас доступны в Ютубе детям. Главные герои этих аниме с суицидальной направленностью, периодически заканчивают жизнь самоубийством разными способами, но потом возрождаются вновь. И эти аниме – реальная угроза для наших детей», – отметила омбудсмен.
По мнению клинического психолога Елизаветы Коноваловой, главная проблема аниме в том, что большинство подобных мультфильмов изначально не предназначено для просмотра детской и подростковой аудиторией.
Проблема еще и в том, что для Японии нормальна ситуация, когда аниме отдельно снимаются для детской и взрослой, в том числе молодежной аудитории. У нас же мультфильмы воспринимаются как что-то сугубо детское, поэтому родители часто не понимают, каким контентом увлекается их ребенок, и вовремя не вмешиваются в ситуацию. Хотя иногда именно увлечение аниме становится сигналом к тому, что подросток уже оказался в шаге от смерти.
Почему суды о запрете аниме — лучшее, что могло случиться с жанром в России
Год назад Роскомнадзор (РКН) объявил крестовый поход против аниме. Сегодня «Известия», ссылаясь на сайт регулятора, сообщили, что за год РКН добился удаления и блокировки более 1,9 тыс. ссылок на сайты с аниме-сериалами или мультипликационными произведениями, которые признаны запрещенными.
«Столицей» расправы над мультфильмами стал Санкт-Петербург. В интересах неопределенного круга лиц, не слишком определенные истцы при поддержке полуанонимных экспертов запретили несколько японских анимационных сериалов, таких как «Тетрадь смерти», «Инуяшики», «Акира», «Токийский гуль» и другие.
Истцы настаивали на том, что заботятся о детях: якобы в мультфильмах содержатся сцены насилия, некоторые из них оправдывают что-то социально неприемлемое, так что запретим лучше все и сразу — дети здоровее вырастут.
За год все уже привыкли к решениям о запрете того или иного аниме. Но давайте посмотрим на вещи реалистично: к чему может привести такой процесс?
Само аниме из интернета не исчезает. Суд и Роскомнадзор блокируют конкретный сайт с пиратским контентом. Плохо, не слишком удобно, но посмотреть его можно и легально: тот же «Токийский гуль», который смутил экспертов сценами «расчлененки», установками на «формирование садистских наклонностей» и «склонением к людоедству» и уже заблокирован, есть на нескольких российских стриминговых сервисах и там, слава Миядзаки, никого не смущает. Аниме можно купить на носителе, можно посмотреть на иностранных сервисах или даже — о ужас — по телевидению.
В центре сюжета «Токийского гуля» студент Кен Канэки, который в результате нападения гуля попадает в больницу, где ему незаконно пересаживают органы этого же и одного из сильнейших гулей, чтобы спасти ему жизнь. Из-за пересадки органов Канэки становится лишь наполовину гулем, но питаться человеческой плотью ему необходимо, как и всем остальным. Юноша стремится сохранить свою человечность, стараясь сохранить связь с миром людей, погрузившись в сообщество гулей.
Интерес к аниме у подростков тоже не пропадет. Так вышло, что в России популяризация жанра — дело рук энтузиастов и по большому счету — нишевая история. Что не помешало тысячам пользователей по всей России играть в Pokemon Go до официального релиза вместе с миллионами игроков по всему миру. В России проводятся косплей-фестивали, ролевые игры, в любом крупном городе можно найти единомышленников. И, какой кошмар, иногда оно добирается до кинотеатров — то есть прокатчики и Минкульт в самом жанре ничего плохого не видит. Хотя бешеную кассу фильмы и не собирают, свой зритель у него есть.
В бесконечных судах есть и элемент пиара: многие уже привыкли, что государство последние годы редко запрещает что-то действительно плохое, разрешая при этом готовиться к войне в «Юнармии» или ходить под флагами «Единой России» хоть с детского сада. Зато кто-нибудь может узнать пару новых тайтлов.
Слухи о губительном влиянии аниме преувеличены. Люди не действуют [Роскомнадзор] под влиянием «Тетради смерти», «как главный герой». Во-первых, потому что главный герой ничего подобного там не делает и стремится к жизни так, как никто другой. Во-вторых, потому что аниме не про [Роскомнадзор], а про то, что неограниченная власть, безнаказанность и возможность произвольно карать тех, чье поведение тебе кажется неприемлемым, — путь тупиковый, ведущий к моральному разложению и чрезвычайно вредный для общества. Интересно, как эту простую и прозрачную мысль проглядели эксперты и суд? Любой зритель, посмотрев сериал, это поймет, а главное — усвоит и, возможно, проживет более достойную жизнь. И кто тогда выигрывает от его запрета: общество или любители линчевать все, что может уличить их в порочности?
Несколько сериалов, действительно, не предназначены для детей — но на то есть маркировка, хотя и она не уберегла нас от детства под «Улицы разбитых фонарей» и «Глухаря» (что не сделало большинство из нас преступниками или полицейскими). Да что там: в сказках братьев Гримм насилия подчас больше, чем в среднем эпизоде какого-нибудь популярного среди подростков аниме. Не говоря уже о том, что там поводов для насилия обычно два: корысть (у злых персонажей) и месть (у добрых). Так себе воспитательная работа.
Но никто не делает анимацию с целью популяризовать зло.
Чаще авторы аниме прививают зрителям простые и одобряемые педагогами и даже российской властью ценности: верность слову, преданность Родине, самоотверженность и готовность к самопожертвованию, любовь к близким, уважение к традициям, а также упорный труд как способ достичь целей и готовность к диалогу для перевоспитания сбившихся с пути людей.
Это все о сериале «Наруто», который тоже порываются запретить. Шанс привить детям что-то доброе и светлое с его помощью исчезнет — и что они тогда будут смотреть, «Ментовские войны — 5», шоу «Давай поженимся»? И чему они там научатся?
Так может ли кто-то в России выиграть от суда о запрете аниме? Да, может: ведь пока суд занят этим, кого-то не арестуют за мирный пикет, кого-то не оштрафуют за случайный репост, а кто-то узнает из новостей название аниме и познакомится с отличным сериалом. Но выиграет ли кто-то от запрета аниме? Я сомневаюсь.
Поэтому я призываю суды не делать поспешных решений: не верить ни мне, ни экспертам, которые преследуют неясные цели, давая заключение о вреде каких-то вещей, даже не ознакомившись с произведением целиком. Чтобы понять, что на самом деле происходит в сериале, необязательно даже смотреть все 700 с лишним серий — достаточно первых 300 эпизодов, что составляет около 100 часов чистого времени, или две с половиной рабочих недели. Исследовать материал лучше полностью и обстоятельно, можно вместе с прокурором, представителями Роскомнадзора и всеми заявленными экспертами. И только после этого делать выводы о том, что прививает аниме детям и стоит ли его запрещать. Желаю приятного просмотра.
Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.
Исчезнет ли Аниме, которое мы знаем?
анимешница со стажем
госпожа старшая кошка
ты думаешь, что западная шиза повлияет на японское производтсво? мне в это верится с трудом, по-моему, они скорее работают для внутреннего рынка. так что вряд ли мода на западе повлияет на что-то в самом сюжете, жанрах, видах, подвидах аниме.
на распространение наверняка, возможно будет больше совместных проектов и заказных (вроде афросамурая), возможно к чему-то будут сразу сами делать вторую версию, вместо банальной кастрации при показе в канаде и сша.
Добавлено:
а тем про фэндом у нас в путеводителе достаточно, предлагаю там это и обсуждать, а тут речь о самом аниме
Например. Сейчас появляются компьютеры, способные генерировать в «три-дэ» ЛИЦА. Это техническая сторона. Не учитывать ее тоже нельзя.
Кстати, заметили, что аниматоры сильно отошли от популярного ранее в 90-х киберпанка. Сейчас сплошное «альтернативное прошлое» или вообще другой мир, где не изобрели еще ни компов ни сложной техники.
Во-первых аниме уже стало частью современной культуры и нечего пакниковать. Это повилияет (повилияло), скажем так, на эксклюзивность аниме, на анимешное комьюнити (не в лучшую сторону ИМО), но не само качество японского аниме, а это главное. Разве что наверняка станет (стало) больше аниме делаемого на заказ для той же америки, что тож, конечно, не есть гуд, ну да фиг с ней, ибо аниме выпускаемого для японского рынка тоже будет хватать. ))
В общем, конечно, японское аниме в какой-то степени преобразится, эволюционирует, но это неизбежное развитие, пусть оно может и кому-то не нравится, ибо Япония тоже развивается, тоже в свою очередь абсорбирует другие культуры. В мире сейчас везде идёт сглаживание, абсорбация культур.
И вообще, мода тоже приходит и уходит.. В общем не так всё мрачно, как может показаться. ))
госпожа старшая кошка
Suliko, а ходят слухи, что кибер-панк уже не предел, говорят, последний писк, это транс-гуманизм http://parus.web.ur.ru/sta.shtml/
только это все и в литературе, и в кино, ничего тспецифически анимешного тут нет.
что касается техники, то да, есть три-д, есть уже не ова, а ona, но по-моему, никто не поднимал паники, когда появились компутерные фоны и пр., которые сделали многие телесериалы красивее, чем раньше.
Великий Вождь и Мудрый Учитель ^_^
Теперь аниме. Там таки по сию пору идет кризис, и еще в середине 90-х аниме предрекали скорый крах. И где он? Там же, где загнивание капитализма. Когда гниет у них, а дурной запах у нас.
Лично я думаю, что и дальше будет идти рост разнообразия аниме. Сужаться будут целевые аудитории. А качество вещей «для всех» будет падать. Это если индустрия не пойдет вверх, и не появится новый гений. Человек (или люди) уровня Миядзаки, Анно, Осии, Ринтаро, Тэдзуки, Дэдзаки или Мацумото. Человек типа Такахаси или Отомо. Если не появится новый супер-сериал уровня Гандама, Сейлормун или ГЭ999, способный серьезно изменить индустрию. Если что-то такое произойдет, то всяко может быть. И конечно, никто знает, что случиться с техникой.
Короче, черт его знает, но новые волны ремейков не дадут погибнуть преемственности, в этом нет никаких сомнений.