в чем состоит трагедия героя медный всадник
В чем состоит трагедия героя медный всадник
Форма входа
Главное меню
Изложения (тренинги)
Сейчас на сайте
Сейчас 52838 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте
Новости сайта
17. Как раскрыта трагедия маленького человека в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»?
А. С. Пушкин стал основоположником темы маленького человека в русской литературе. В своей поэме «Медный всадник» поэт оригинально раскрыл ее, описав трагическую судьбу главного героя Евгения, ставшего жертвой из-за честолюбия главы государства.
Изначально, автор восхищенно в деталях описывает прекрасный город, «Петра творенье», к чьим богатым пристаням стремятся «корабли толпой со всех концов земли», но, прежде, чем перейти к самому повествованию, он внезапно использует явно контрастные предложения:
Об ней свежо воспоминанье.
И тут в произведении появляется тот самый «маленький человек», Евгений, чья трагическая судьба стала наглядным примером противостояния бедняка и великого государя. Герой, как и многие русские люди, стремился к тихой и размеренной жизни: трудом себе доставить «независимость и честь», построить «приют смиренный и простой», завести семью и пройти весь жизненный путь рядом с одним единственным человеком. Но мечты и планы Евгения за один день разрушила «бурлива» Нева, подобная царскому произволу, ломающему судьбы многих людей, нарушая привычный ход их жизни. Стихия, гневаясь, уничтожила все, что было дорого герою: возлюбленную Парашу, ее мать и дом.
Отныне жизнь бедного чиновника потеряла всякий смысл. Его «смятенный ум» не смог вынести таких «ужасных потрясений». Оглушенный «шумом внутренней тревоги», Евгений просто скитался по Петербургу: «ни зверь, ни человек, ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый», он просто доживал свой век.
А. С. Пушкин предоставляет своему «маленькому человеку» возможность взбунтоваться против Петра, «чьей волей роковой под морем город основался». Император предстает перед героем в образе Медного Всадника, который в этот страшный момент был для Евгения не «мощный властелин судьбы», а всего лишь «горделивым истуканом». Поэтому несчастный бедняк и осмелился угрожать государю:
«Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Бессмысленный бунт против Петра, чье честолюбие принесло горе многим простым, беспомощным людям, обернулся для Евгения трагедией: герой впадает в безумие, ему кажется, что всадник преследует его. В итоге восставший против государства Евгений заканчивает свой век на маленьком острове в ветхом домике своей любимой, который когда-то туда принесло наводнение.
Таким образом, А. С. Пушкин раскрывает трагедию маленького человека, сталкивая враждебные друг другу миры: отдельной личности и государства.
Поделись с другом в социальной сети
Анализ поэмы «Медный всадник» Пушкина
В поэме «Медный всадник» отражены размышления автора на тему исторического персонажа – о противоречивой личности Петра Великого, о неоднозначности его поступков. Предлагаем для ознакомления краткий и полный анализ поэмы Пушкина «Медный всадник». Поэту удалось создать красивейшее стихотворное описание масштабных планов Петра, бурлящих вод Невы, раскрыть большую человеческую трагедию «маленького» человека.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Правление Петра I – выдающегося самодержца России.
Проблема: Самодержавная власть руководствуется исторической необходимостью, а не интересами человека.
Ненависть главного героя к царю проявляется не сразу. Когда сознание у безумного Евгения проясняется, то он, как бы, видит основного виновника своей трагедии – царя, заложившего город в неудачном месте. Петр I руководствовался политической необходимостью – укреплением границ России со шведами, не подумав о последствиях своего замысла для народа. Сложно сказать, действительно ли наводнение – следствие недальновидности Петра или нет, но здесь важен смысл. Авторитарное правительство во главу угла ставит свои интересы, удовлетворяет собственные амбиции, а не потребности народа в защите и безопасности. Нередко диктаторы разжигают войны, принося, тем самым, много бед и страданий. На поле битвы погибают лучшие сыны отечества.
2. Тема: Петр I – особенности его личности.
Проблема: Противоречивость человеческой природы на примере личности Петра I.
В произведении на примере Петра I, показано, насколько противоречив человек. Когда мы видим конкретную историческую личность со всеми его достижениями, преобразованиями, реформами и открытым проявлением негативных качеств характера, то сложно определиться в своем отношении к нему. Скорее всего, Пушкин не мог собрать образ Петра воедино, почему и написал «Медного всадника».
3. Тема: Взаимоотношение государственной власти и отдельного маленького человека.
Проблема: Очень часто народ недоволен правительством, обвиняет его в собственной несостоятельности. Для авторитарных правителей важны достижения в целом, они не учитывают нужды народа. История рассказывает о том, что за строительство Петербурга подневольный люд заплатил своим здоровьем, а иногда и жизнью. Самодержавная власть особо не обращала внимания на подобные «мелочи». С другой стороны, бедняки исторически привыкли к тому, что их жизнью управлял господин, и так существует до сих пор. Человек может изменить свою ситуацию, но он ничего не делает, обвиняя правительство во всех своих нерешенных проблемах.
Проблема: Потеря любимого человека может обернуться серьезной болезнью, пожизненной трагедией для другой половины.
Главный герой Евгений – мелкий служащий, бедный молодой человек, не имеющий собственного угла. Уже в этом описании чувствуется, что его жизнь бедна событиями, и то, что он чувствует себя неудачником. Конфликт усугубляется, когда Евгений теряет в наводнение свой единственный луч света – возлюбленную Парашу. У него нет больше ничего, что ему дорого – несчастный сходит с ума. Так человек реагирует на трагедию, когда он недоволен собой, и у него немного собственных интересов, целей, друзей, материальных благ.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Пафос поэмы передан в восхищении автором деяниями Петра I. На месте будущей столицы вначале был пустырь, болота, непроходимые леса, чернели чухонские избы. Благодаря царю на этом же месте появился город, сверкающий своей красотой.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
В поэме ощущается сильное противоборство образов Евгения и царя, символически представленного Медным всадником. Конфликт образов показан обоюдный. Главный герой обвиняет царя в произошедшей трагедии, а царь преследует его за «преступные» мысли.
п.4. Литературные приёмы
С большой теплотой и любовью описывает Пушкин строительство города, его величие. Поэт использует яркие эпитеты, метафоры, в результате чего из-под его пера выходят красивейшие строки. Благодаря его литературным приемам, появляется чувство гордости за решение, которое принимает Петр I, за воплощение его великого замысла. Из описания видно, как Пушкин восхищается Петербургом, верит в будущее России.
Красиво, сильно, эмоционально описан момент наводнения – взбунтовавшаяся стихия, сметающая все на своем пути.
Большую роль в поэме играют такие символы, как Медный всадник. Сам памятник – это символ самодержавной власти, всадник – правитель, а конь – народ России, пришпоренный умелым седоком.
Символичен тот момент, что безумный Евгений бунтует, но бунт его больше не в словах, а в его состоянии, умело переданным Пушкиным. Евгений говорит царю всего два слова, но всадник начинает преследовать его. Этот момент тоже символичен. Он показывает, что любой народный бунт жестоко карается авторитарной властью.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – противостояние интересов властей и предпочтений маленького человека, стремящегося к максимальной безопасности для себя и своих близких.
Здесь сталкиваются два полюса – сила и слабость. Решения конфликта я не вижу. Можно только сказать, что он стал проявленным в момент озарения Евгения-безумца.
Маленький человек в поэме «Медный всадник»
сочинение по литературе 10 класса
Общая характеристика
А. С. Пушкин одним из первых в русской литературе ввел образ т. н. «маленького человека». В поэме «Медный Всадник» этот образ воплощен в бедном чиновнике Евгении, представляющем собой полную противоположность «горделивому истукану».
Пушкин не случайно вводит своего «ничтожного героя» после вступления, описывающего «славные дела» Петра Великого. Тем самым достигается резкий контраст между двумя сюжетными линиями, между великим монархом и ничего на значащим Евгением.
Евгений — само олицетворение посредственности и униженности. Он относится к древнему дворянскому роду, имя которого когда-то было известно всей России («под пером Карамзина в родных преданьях прозвучало»). Логично предположить, что упадок этого рода начался в годы великих преобразований Петра I, когда главными ценностями человека были объявлены не знатность и происхождение, а личные качества. Предки Евгения оказались «не у дел». Постепенное вырождение привело к тому, что Евгений уже «не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине».
«Маленький герой» — представитель серой и безликой массы петербургского чиновничества. Он не обладает сколько-нибудь значимыми индивидуальными качествами. Исчерпывающая характеристика Евгения — «живет в Коломне; где-то служит».
Полностью соответствуют «ничтожному» положению Евгения его ограниченные мечты. Они не простираются дальше получения «местечка», долгожданной свадьбы с мещанской девушкой Парашей и скромной семейной жизни. Обретение «приюта смиренного и простого» — вершина желаний Евгения. Это еще раз подчеркивает непреодолимую пропасть между идеалами рядового обывателя и масштабами преобразований Петра Великого.
Духовное перерождение «маленького человека»
Во время небывалого наводнения Евгений, глядя на бушующие волны, предстает в новом качестве. Ничем не примечательный чиновник боится «не за себя». Все его духовные силы нацелены на «ветхий домик», где живут Параша с матерью. «Ничтожный герой» в гуманистическом смысле поднимается над «кумиром на бронзовом коне», который с холодным равнодушием взирает на страшное народное бедствие.
У Евгения впервые возникает трагическая мысль: «И жизнь ничто, как сон пустой». Пока еще неосознанно он связывает наводнение с фигурой Медного Всадника.
Трагедия «маленького человека»
После отступления водной стихии Евгений, рискую собственной жизнью, спешит к скромному жилищу своей возлюбленной. Здесь его ждет нечто не укладывающееся в сознании простого обывателя: «Где же дом?». Евгений просто шокирован тем, что произошло. Бедный чиновник в одночасье лишился самой прочной основы, связывающей его с реальной жизнью. Рухнула не только его связь с настоящим, но и все планы и надежды на будущее.
В результате «сумрачная забота» сводит Евгения с ума. Безумец теряет человеческий облик и превращается в жалкое существо: «ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый».
Бунт «маленького человека»
После долгих безумных скитаний Евгений случайно возвращается на место, с которым у него связаны страшные воспоминания. Происходит его вторая встреча с тем, «кто неподвижно возвышался» в разгар народной беды. При виде «кумира с простертою рукою» сознание «ничтожного героя» временно проясняется. Его своеобразное восстание представляет собой кульминацию всего произведения.
Не так важен практический результат (а точнее, его отсутствие) бунта Евгения. В самом грозном обращении к «державцу полумира» («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!») заключается огромная духовная сила «маленького человека», высшая точка его самосознания.
Большое значение имеет погоня Медного Всадника за «бунтарем». Если прежде «кумир» относился к подвластной ему серой массе людей, их бедам и страданиям с холодным безразличием, то теперь он столкнулся с открытым неповиновением.
Бедный Евгений обречен: безумная ночная погоня заканчивается его смертью. Однако сам факт восстания представляет собой духовную победу «маленького героя» над грозным «властелином судьбы».
4449,Сочинение, трагическая судьба евгения – главного героя поэмы а, с, пушкина «медный всадник»
Евгений является одним из центральных образов великого творения Пушкина «Медный всадник». В этом произведении именно образ Евгения стал собирательным образом всего русского народа, который вступил в конфликт с государством, обличенного в образ Петра Великого, а позднее памятник «Медному всаднику».
Евгений был простым служащим. Автор не дает ему ни фамилии, ни звания, ни чина. Мы не знаем, где он служит, откуда он родом, как выглядит, каков его характер. Даже имя своему главному герою Пушкин выбрал по привычке: «… с ним давно мое перо к тому же дружно …». В общем, Евгений был простым «серым» человеком, каких были миллионы. Единственное, о чем мечтал главный герой – тихая и спокойная жизнь со своей любимой девушкой по имени Параша.
Но, не смотря на всю свою «серость», Пушкин показывает своего героя, как очень смелого, готового пожертвовать собой ради спасения близких ее людей. Так во время наводнения, которое случилось в Петрограде, Евгений забыв о чувстве собственного сохранения, бросается в лодку и мчится на помощь к своей возлюбленной. Страшные картины наводнения не испугали его. Евгений свято верит, что Параше удалось спастись, и она не пострадала от наводнения. К огромному сожалению это было не так. Вода смыла ее дом и девушка погибла. Все это легло тяжелым отпечатком на сознания Евгения. Не выдержав такого потрясения, молодой человек сходит с ума.
И теперь жизнь главного героя стала еще более серой. Он уходит из дома, ночует на речной пристани.
В один из дождливых осенних дней (через год после страшного наводнения), Евгений, словно тень, бродил по улицам Петрограда. Увидев памятник «Медному всаднику» молодой человек кинулся к нему, обвинив во всех своих бедах.
В конечном итоге, Евгений умирает, а памятник «Медному всаднику» стоит и по сей день.
В своей поэме Пушкин решился показать конфликт простого человека и государства. Но решения этого конфликта нет и, скорее всего, не будет никогда.
Сочинение про Евгения
Главным героем поэму Пушкина « Медный всадник» является Евгений. Главный персонаж – типичный житель Петербурга, думает лишь о материальном достатке и о том, как скорее продвинуться по карьерной лестнице ввысь.
Евгений весь в семейных хлопотах, не задумывается о будущем, о своем долге и Родине. Если все эти компоненты соединить воедино, получится образ маленького человека. Таких Александр Сергеевич не любит.
У данного героя нет фамилии. В этом элементе, в принципе, проявляется отношения автора к персонажу. Таким приемом Пушкин пытается доказать читателю, что на роль главного персонажа данного произведения подойдет любой житель Петербурга.
Во время наводнения в городе, Евгений не пытается никак помочь в ситуации, он просто наблюдает. В этом и заключается эгоизм персонажа, он не думает ни о чем, кроме своей выгоды и себя. Все его мысли заняты весьма банальными вещами.
После происшествия в городе Евгению становиться не по себе, ему кажется, что он медленно сходит с ума. Он постоянно блуждает по любимым улицам Петербурга. В голову лезут мысли о прошлом, как же раньше было хорошо. Для Пушкина это положительное качество живого и настоящего человека.
На фоне всего этого стресса выступает природа. Окружающий шум хорошо гармонирует с шумом в душе Евгения. После того, как к нему приходит осознание всего произошедшего, к Евгению возвращается здравый ум. Он начинает ощущать огромную потерю.
Наконец-то в главном герои просыпается патриотизм. Он хочет отомстить за все, поэтому и поднимает восстание. Читая произведение, на данном этапе можно заметить коренные изменение в герои.
Главной задачей Пушкино было показать насколько может быть беспощадным маленький человек, который затеял бунт. Хоть этот случай и можно назвать трагедий, но, не смотря на эмоции, люди могут и хотят бороться за правду.
Можно сказать, что Евгений – прототип русского народа, который иногда слеп, но главное вовремя открыть глаза. Русский народ может и хочет менять свою жизнь к лучшему. Наверное, это то главное, что хотел донести своим читателем Александр Сергеевич Пушкин. Он своим произведением призывал всех идти до конца и бороться за правду.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Вариант 3
Наряду с нашим знаменитым всадником, есть в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» еще один главный герой — это Евгений.
Он молодой и здоровый мужчина, который родился в богатой и славной семье. Его аристократические корни берут начало из старинного боярского рода. Но, несмотря на его богатый род, Евгений не смог стать успешным, а главное он не смог найти почет среди высшего общества. Стыдясь своего провала, он старается избегать богатых и знатных людей, мужчина корит себя за то, что уничтожил свой прославленный род.
Как ему бы не хотелось, он не работает большим начальником или директором, он всего лишь мелкий чиновник, который несколько лет работает на государство. И, не смотря, казалось бы на низкую должность, Евгений работает из всех сил, трудиться сутками напролет, только чтобы выжить в этом суровом мире. Ему едва хватает денег на небольшую комнатку в Петербурге. И хотя он почти все свои дни проводит на работе, даже для чиновника, нашлось время для любви.
Герой довольно сильно влюблен в бедненькую девушку Парашу. Евгений надеется, что ему хватит сил, чтобы создать с девушкой крепкую и дружную семью, что благодаря ее поддержке он сможет подняться по карьерной лестнице и у них родятся прекрасные и милые детишки. Но как бы все не, казалось, красочным в его мыслях, это не сбудется, так как его любовь Параша, трагически умирает и все планы юноши просто разрушаются.
После ее гибели, у Евгения пропадает смысл жизни. Ведь раньше он жил не только работой, а и мечтами о счастье с девушкой. Но теперь весь огонь в его сердце потух, а глаза парня стали пустыми и стеклянными. Евгений, позабыл о своей работе, и просто бродит по уличкам Петербурга, вспоминая былые времена, когда был поистине счастлив рядом с любимой. Некогда молодой, здоровый и надеявшийся на лучшее будущее человек, полностью потух, и жизнь Евгения стала бессмысленной и жалкой.
Во время ужасного стихийного бедствия, Евгений стоит рядом с всадником, и они, вдвоем, смотрят на утопающий город. Главное что подчеркивает автор в этот момент это мысли героев, которые можно прочитать в их глазах. Всадник смотрит не на разрушающиеся дома и погибающих людей, он смотрит на это как на историческое событие, а сам Евгений смотрит исключительно на старый дом любимой, который смывается сильной стихией.
Судьба главного героя Евгения, трагична. Как бы он не старался обрести свое счастье, оно полностью ускользнуло из его рук. Он человек, который собственноручно потерял все самое лучшее.
Медицинская энциклопедия. Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология
«Трагедия маленького человека в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник. Трагедия маленького человека в поэме «Медный всадник Евгений маленький человек в поэме медный всадник
Особенности жанра
Образ маленького человека в русской литературе
Каков же образ маленького человека в русской литературе? Этот человек мал в социальном плане. Он находится на одной из низших ступеней общественной иерархии. Кроме того, мир его притязаний и духовной жизни до крайности беден, узок, наполнен множеством запретов. Философских и исторических проблем не существует для этого героя. Он находится в замкнутом и узком мире своих жизненных интересов.
Рассмотрим теперь образ маленького человека в поэме «Медный всадник». Евгений, герой ее, является порождением так называемого петербургского периода отечественной истории. Его можно назвать маленьким человеком, поскольку смысл жизни Евгения состоит в обретении мещанского благополучия: семьи, хорошего места, дома. Кругом семейных забот ограничено существование этого героя. Для него характерна непричастность к своему прошлому, так как он не тоскует ни о забытой старине, не о почиющей родне. Эти черты Евгения для Пушкина неприемлемы. Именно благодаря им этот персонаж представляет собой образ маленького человека в поэме «Медный всадник». Александр Сергеевич намеренно не дает подробную характеристику этого героя. У него даже нет фамилии, что говорит о том, что на его место можно поставить любого другого человека. В фигуре Евгения отразилась судьба множества подобных людей, чья жизнь пришлась на петербургский период истории. Однако образ маленького человека в поэме «Медный всадник» не статичен, он трансформируется по ходу повествования. Об этом мы расскажем чуть ниже.
Взгляд Петра и Евгения
Евгений в сцене наводнения сидит, сжав руки крестом (в чем видится параллель с Наполеоном), однако без шляпы. За его спиной находится Медный всадник. Эти две фигуры смотрят в одном направлении. Тем не менее взгляд Петра отличается от взгляда Евгения. У царя он направлен в глубь веков. Петр не заботится о судьбах простых людей, поскольку он решает главным образом исторические задачи. Евгений же, представляющий образ маленького человека в поэме «Медный всадник», смотрит на дом своей любимой.
Главное отличие между Петром и Евгением
Можно выявить следующее главное отличие, сопоставляя бронзового Петра с этим героем. Образ Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» характеризуется тем, что у этого персонажа есть сердце и душа, он обладает способностью чувствовать, умеет переживать за судьбу человека, которого он любит. Его можно назвать антиподом Петра, этого кумира на бронзовом коне. Евгений способен мучиться, мечтать, печалиться. То есть, невзирая на то что Петр размышляет о судьбах всего государства, то есть озабочен благоустройством жизни всех людей, в абстрактном смысле (включая и Евгения, который в будущем должен стать жителем Петербурга), в глазах читателя Евгений, а не царь становится более привлекательным. Именно он пробуждает в нас живое участие.
Наводнение в судьбе Евгения
Протест
В то мгновение, когда Евгений вдруг прозревает, он превращается в Человека в его связи с родом. Следует отметить, что в этом отрывке герой ни разу не назван по имени. Это делает его в определенной степени безликим, одним из многих. Пушкин описывает противостояние олицетворяющего самодержавную власть грозного царя и Человека, который наделен памятью, имеет сердце. Обещание возмездия и прямая угроза слышатся в шепоте прозревшего героя. За них ожившая статуя, «возгоря» гневом, наказывает этого «безумца бедного».
Безумие Евгения
Над морем город основался…
работа с учебными понятиями:
работе с метопредметными понятиями:
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, использование презентации (приложение).
Тип урока: урок-формирование.
Методы обучения: беседа, слово учителя, исследование, постановка проблемных вопросов.
Формы работы с учащимися: индивидуальное сообщение, самостоятельная работа в группах, элементы дискуссии.
1. Вступительное слово учителя: постановка проблемных вопросов.
2. Индивидуальное сообщение на тему: “Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя”. Тема “маленького человека” в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” и в поэзии А.Н. Некрасова.
3. Анализ вступления поэмы, беседа, элементы дискуссии. Анализ основной части поэмы. Исследовательская работа в группах.
3. Чтение и анализ отрывка поэмы: “Ужасный день…”.
4. Самостоятельная работа. Два лика города: сравнительно-сопоставительный анализ. Работа по лексике поэмы. Какова авторская позиция в отношении к Петру I? Работа с критической литературой, формирование собственной точки зрения. Петербург сегодня. Работа с эпиграфом.
1. Вступительное слово учителя.
Тема “маленького человека” неразрывно связана с образом Петра Великого. Исторический деятель. О нем поэт писал много (“Полтава”, “Арап Петра Великого”). Пушкин первым дерзнул раскрыть тему “маленького человека” в контексте исторических событий. Три эпохи проходят перед нами: прошлое (деяния Петра I, эпоха Александра I, когда произошло наводнение) и эпоха Николая I, то есть современность Пушкина.
И судьба “маленького человека” призвана показать другие следствия деятельности “державца полумира”, Петра I.
Анализируя поэму, ответим на вопросы:
2. Индивидуальное сообщение.
Чтобы лучше и полнее понять образ города “на берегу пустынных волн”, обратимся к образу Петербурга в более поздней литературе.
Маленький чиновник, занимающий определенное положение в обществе, все испытал на своем веку: и унижение, и оскорбление. Авторская позиция здесь налицо: не только просьба о милосердии к таким, как Акакий Акакиевич, но и одновременно выражение протеста против несправедливости, зла, бездушия тех, кого Гоголь называет “значительным лицом”. Это Петербург 30-40-х годов. Время, когда Пушкин работает над поэмой “Медный всадник”.
Трагические картины большого города в поэзии Н.А. Некрасова.
И Гоголь, и Достоевский, и Некрасов, основываясь на лучших традициях русской литературы, вслед за Пушкиным по-своему раскрывает тему “маленького человека” в большом городе – столице Российской империи.
3. Анализ поэмы “Медный всадник”.
Три исторические эпохи.
В чем смысл композиции?
4. Анализ основной части.
1) Проверка домашнего задания. Исследовательская работа в группах.
К чему привели преобразования Петра? Стало лучше жить человеку?
Почему слово “ужасный” повторяется в 1-й части 3 раза?
Охарактеризуйте судьбу Евгения, его стремления, размышления. Как меняется тон повествования в рассказе о жизни и мечтах Евгения?
2) Работа с текстом.
Описание наводнения (чтение ): “Ужасный день…”
Самостоятельная работа. Заполнение 2-й части таблицы “Два лика города”.
В поэме постоянно возникает образ памятника, поднимающийся над землей, над потоком, над людьми: “в непоколебимой вышине”, “в темной вышине”, “на высоте”. Случайны ли эти детали или связаны с оценкой деятельности Петра I?
Как в этом отрывке соединяются похвала Петру и порицание?
5. Работа с критической литературой (разные взгляды критиков).
Чья оценка ближе вам?
Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (отрывок).
Мережковский Д. Пушкин – 1986 год.
Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина – 1974 год.
Кто виновен в бедах Евгения?
Все эти споры лишь подтверждают многозначность и многоплановость пушкинского шедевра. Это позволяет ставить великого Пушкина в один ряд с писателями и поэтами мира.
Современность и актуальность произведения.
7. Домашнее задание.
Написать эссе на тему: “А.С. Пушкин в моей жизни”.
А. С. Пушкин стал основоположником темы маленького человека в русской литературе. В своей поэме «Медный всадник» поэт оригинально раскрыл ее, описав трагическую судьбу главного героя Евгения, ставшего жертвой из-за честолюбия главы государства.
Изначально, автор восхищенно в деталях описывает прекрасный город, «Петра творенье», к чьим богатым пристаням стремятся «корабли толпой со всех концов земли», но, прежде, чем перейти к самому повествованию, он внезапно использует явно контрастные предложения:
Об ней свежо воспоминанье.
И тут в произведении появляется тот самый «маленький человек», Евгений, чья трагическая судьба стала наглядным примером противостояния бедняка и великого государя. Герой, как и многие русские люди, стремился к тихой и размеренной жизни: трудом себе доставить «независимость и честь», построить «приют смиренный и простой», завести семью и пройти весь жизненный путь рядом с одним единственным человеком. Но мечты и планы Евгения за один день разрушила «бурлива» Нева, подобная царскому произволу, ломающему судьбы многих людей, нарушая привычный ход их жизни. Стихия, гневаясь, уничтожила все, что было дорого герою: возлюбленную Парашу, ее мать и дом.
Отныне жизнь бедного чиновника потеряла всякий смысл. Его «смятенный ум» не смог вынести таких «ужасных потрясений». Оглушенный «шумом внутренней тревоги», Евгений просто скитался по Петербургу: «ни зверь, ни человек, ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый», он просто доживал свой век.
А. С. Пушкин предоставляет своему «маленькому человеку» возможность взбунтоваться против Петра, «чьей волей роковой под морем город основался». Император предстает перед героем в образе Медного Всадника, который в этот страшный момент был для Евгения не «мощный властелин судьбы», а всего лишь «горделивым истуканом». Поэтому несчастный бедняк и осмелился угрожать государю:
Бессмысленный бунт против Петра, чье честолюбие принесло горе многим простым, беспомощным людям, обернулся для Евгения трагедией: герой впадает в безумие, ему кажется, что всадник преследует его. В итоге восставший против государства Евгений заканчивает свой век на маленьком острове в ветхом домике своей любимой, который когда-то туда принесло наводнение.
Поэма «Медный всадник» была написана в 1833 году в Болдине. К печати её не допустил Николай I.
В поэме рассказывается о бедном государственном служащем Евгении, жителе Петербурга. Он влюблён в Парашу, живущую на другом берегу реки. Казалось бы, ничто не тревожит их счастья, кроме временной разлуки, Евгений мечтает о семье и достатке, «И вдруг, как зверь остервенясь,/ На город кинулась» Нева.