что будет если аккумулятор закипел
Почему на машине кипит аккумулятор и как этого избежать
Автомобильный аккумулятор – устройство довольно чувствительное к характеру эксплуатации и температурному режиму. Небрежная эксплуатация и отсутствие обслуживания АКБ приводит к значительному сокращению срока службы батареи. К примеру, зимой в разряженном аккумуляторе электролит может просто замёрзнуть из-за низкой плотности. В летнее время чаще всего другая напасть. Аккумулятор «кипит». Здесь стоит сразу определиться с понятиями. Под кипением электролита в АКБ понимают процесс гидролиза воды, то есть её разложение на кислород и водород. Причины такого кипения электролита свидетельствуют о неисправностях в бортовой электрической системе машины.
Причины закипания электролита
Причинами того, что на машине кипит аккумулятор, могут быть следующие:
Перезаряд аккумуляторной батареи
Основной причиной избыточного заряда аккумулятора на машине является неисправное реле-регулятор напряжения в бортовой сети. Как известно, напряжение от генератора зависит от текущего числа оборотов двигателя и меняется во времени. Поэтому предусмотрено реле-регулятор, которое стабилизирует напряжение в сети. В идеале напряжение, подаваемое на выводы аккумуляторной батареи, должно быть 12,9─13,4 вольта. На практике у большинства машин это значение находится в диапазоне 14─14,3 вольта. Большие значения – повод провести диагностику.
Если генератор изношен или неисправен, то напряжение будет ниже установленных пределов. Тогда аккумулятор не будет полноценно заряжаться между пусками двигателя. Если напряжение выше установленных пределов, то в АКБ резко активизируется процесс гидролиза воды. Как говорят, аккумулятор на машине кипит.
Неправильная эксплуатация
Часто наблюдается такая ситуация. Владелец автомобиля включает мультимедийную систему, обогрев и другие потребители при заглушённом двигателе. В результате аккумулятор сильно разряжается, а затем при пуске двигателя и движении электролит в АКБ кипит. Это происходит из-за того, что ток от генератора на разряженный аккумулятор подаётся значительно выше, чем на заряженный. Поэтому разряженный аккумулятор следует подзарядить сетевым зарядным устройством током 0,1 от номинальной ёмкости.
Другая ошибка часто бывает при эксплуатации аккумуляторов для грузовых автомобилей. На автобусах, спецтехнике и грузовых автомобилях часто ставят 2 аккумуляторные батареи. Но при этом часто совершают ошибку, устанавливая аккумуляторы с разными значениями ёмкости или сроком эксплуатации. Если они заряжаются общим током, то возникает ситуация, когда одна АКБ ещё не заряжена, а в другой уже перезаряд и аккумулятор кипит.
Короткое замыкание пластин
Причиной того, что АКБ на автомобиле кипит, могут стать и неисправности автомобильного аккумулятора. Бывают ситуации, когда в результате короткого замыкания выходит из строя одна из банок (элементов) аккумулятора.
Тогда общий вольтаж батареи уменьшается на величину напряжения отдельного элемента (2,1 вольта). В результате вместо 12,6 мы имеем 10,4 вольта. В результате напряжение 14 вольт от генератора значительно превышает значение, необходимое для заряда. И электролит в оставшихся банках кипит.
Короткое замыкание может произойти по разным причинам:
Высокая температура
Эта проблема появляется в летнее время года. В жаркий период температура под капотом с разогретым двигателем может доходить до 100 градусов Цельсия. Для АКБ рабочая температура не больше 50 градусов. В результате дистиллированная вода просто испаряется и уровень электролита понижается.
Вернуться к содержанию
Последствия кипения электролита в аккумуляторе
Вредные последствия кипения электролита существуют как для самого аккумулятора, так и для окружающих его узлов под капотом. При электролизе воды или простом её испарении снижается уровень электролита и меняется его концентрация.
Это отражается на работе и характеристиках батареи. В частности, увеличивается сульфатация пластин и снижается ёмкость АКБ.
Если нерегулярно следить за аккумулятором, то уровень электролита может упасть ниже уровня пластин. В таком состоянии эксплуатация крайне не рекомендуется, поскольку резко сокращается его срок службы.
Когда аккумулятор кипит, на поверхность корпуса поднимаются пары электролита. В результате начинается окисление токовыводов. Если электролит находится на крышке, то к нему тут же прилипает грязь, пыль, масло. Образуется токопроводящая плёнка, которая способствует увеличению саморазряда АКБ. То есть, пагубные процессы с аккумулятором растут лавинообразно. А вы потом ломаете голову над тем, почему быстро разряжается аккумулятор на машине.
Что делать, если аккумулятор кипит?
Предпринимать действия нужно в зависимости от того, какой причиной вызвано кипение электролита. Если это перезаряд АКБ на машине, то следует приводить в порядок регулятор напряжения или генератор. За этим придётся обращаться к автомобильному электрику. Регуляторы напряжения бывают механические, электромеханические и электронные. В зависимости от того, какой у вас на машине, специалисты проводят его замену или регулировку.
Поломки генераторов обычно сводятся к выгоранию диодов, износу щёток. В зависимости от поломки и состояния генератора его либо реставрируют, либо заменяют. В ходе эксплуатации стоит периодически проверять напряжение, выдаваемое генератором.
Если неисправность в самом аккумуляторе. Допустим, аккумулятор кипит по причине замыкания в одной из банок. Тогда уже нужно менять АКБ. Если аккумулятор ещё новый, то его можно сдать по гарантии производителя на АКБ. Если гарантийный срок закончен, то, скорее всего, придётся покупать новый. Восстановление автомобильного аккумулятора при замыкании банок крайне затруднительно на современных батареях.
При высокой температуре под капотом и испарении дистиллированной воды в летнее время постарайтесь чаще проверять уровень электролита. Доливайте дистиллированную воду при необходимости.
Причины кипения аккумулятора при зарядке и способы устранения проблемы
Сначала уточним, о каких аккумуляторах идет речь.
В каждом транспортном средстве важной комплектующей является кислотная батарея (АКБ). Она запускает двигатель работу, служит источником питания для энергозависимых устройств в автомобиле при выключенном двигателе.
Практически каждая марка автомобиля «сотрудничает» со своим типом аккумулятора.
Это химический элемент, в котором химическая энергия преобразовывается в электрическую. В «банке» (так называется корпус) находятся пластины с выводами (клеммы) для подключения (плюс/минус), помещенные в электролит.
В современных марках автомобилей в состав материала пластины добавляется металлический кальций. Когда АКБ заряжают от зарядного устройства запускается химическая реакция, начинает вырабатываться химическая энергия.
После того как батарея полностью зарядилась, зарядное устройство отключается, идет обратный процесс превращения химической энергии в электрическую. Сам аккумулятор не вырабатывает электроэнергию, а только накапливает во время зарядки. Потом при разрядке отдает ее.
Виды аккумуляторов
В зависимости от электролита различают жидкостные (водный раствор серной кислоты) и безжидкостные: вместо электролита используется стекловолокно (иногда по аналогии называют гелиевыми).
Они постепенно и настойчиво вытесняют жидкостные, потому что имеют по сравнению с первыми значительные преимущества. Их относят к типу необслуживаемых.
Выпускаются в герметичном корпусе, не требуют контроля над уровнем электролита и емкости.
Устойчивы к перепадам тока, механически выносливы, позволяют более свободное обращение при переносе и эксплуатации, не боятся любого наклона. Более долговечны и безопасны.
АКБ не может «похвалиться» такими характеристиками. Виной этому является жидкий электролит. Именно из-за него называются обслуживаемыми. Необходима съемная крышка для доступа ко всем элементам для профилактики, ремонта.
Необходимо постоянно поддерживать требуемый уровень электролита, доливать дистиллированную воду. Не допускать больших наклонов при переносе, осмотре.
Для этих АКБ характерно кипение электролита. Оно может быть вызвано разными причинами.
Когда кипение должно насторожить
Нужно всегда быть внимательным к процессам, происходящим в аккумуляторе. От него зависит, поедете ли вы сегодня куда-нибудь. Особый интерес и тревогу вызывает кипение электролита.
Следует различать, является ли это естественным химическим процессом, или пора бить тревогу, применять срочные меры, потому что это сигнал о неполадках.
Допустим, аккумулятор полностью заряжен. На него в таком состоянии подается постоянный ток с напряжением 14,5 В.
Через некоторое время начинается химический процесс (электролиз) с появлением газов (смесь кислорода и водорода). Это явление не должно настораживать. Все идет своим чередом, так проявляется химическая реакция.
Важно только заметить начало этого процесса: как быстро появляются признаки закипания. Временной интервал от подключения до начала кипения и появления газов зависит от емкости АКБ и силы тока.
На существенные отклонения в работе аккумулятора, его неисправность и возможные проблемы указывает закипание электролита сразу же после поступления тока (еще до полной зарядки). Вот это уже серьезно.
Уровень электролита снижается, и это ведет к возникновению нарушений в работе устройства и его неполадкам. Во время езды трудно определить, когда начинается этот процесс.
Только при зарядке удается «отмерить» отрезок времени от начала зарядки до закипания электролита. После этого можно определить исправен аккумулятор или нет.
Все зависит от того, когда начинается кипение электролита.
Рассмотрим случай: аккумулятор находится в исправном состоянии. Он подключается к зарядному устройству. Что может произойти? Происходит вот что:
Первый и третий случаи могут быть сигналами о возможных неполадках. Но торопиться менять батарею не нужно. Прежде необходимо выяснить, вызваны ли эти явления внешними причинами или, действительно, указывают на повреждения в аккумуляторе.
В исправном АКБ быстрое закипание может возникнуть еще по другим причинам:
Это случаи, когда кипение вызвано внешними причинами, не являются признаками неисправности АКБ. Не нужно торопиться выбрасывать его на свалку.
Вывод такой: полностью исправный аккумулятор не должен сразу же закипать при подключении к зарядному устройству.
Какой из аккумуляторов лучше и почему
Сейчас хорошо известны и более распространены кальциевые аккумуляторы благодаря улучшенным характеристикам: не требуют добавок воды, более устойчивы к коррозии, имеют самый длительный срок службы, выдерживают повышенное напряжение.
До закипания проходит больше времени (даже если подаваемый ток намного превышает предельно допустимый).
О недостатках тоже не нужно забывать.
Кальциевые аккумуляторы следует устанавливать только в автомобили. Но не каждый автомобиль сможет создать приемлемые условия для их эксплуатации. Они хорошо служат, когда автомобиль продолжительное время движется без остановок.
Тогда не производятся глубокие разряды при каждом запуске двигателя. Не рекомендуется включать одновременно все энергозависимые устройства, которые при выключенном двигателе могут работать только от батареи.
Если долгое время машина не используется, батарею лучше извлечь. В противном случае срок службы аккумулятора значительно снижается.
Какое бывает зарядное устройство
Зарядное устройство необходимо для зарядки аккумулятора и поддержки его работоспособности. В зависимости от конструкции ЗУ может работать в обычном и автоматическом режиме.
При обычном режиме работы (в устаревших конструкциях) необходимо постоянно следить за основными параметрами.
В настоящее время ЗУ чаще работает в автоматическом режиме, избавляет от постоянного контроля за уровнем электролита, чтобы избежать его закипание. ЗУ отключается автоматически после полной зарядки.
Когда возникает и к чему приводит сульфатация пластин
Сульфатанация – это процесс осаждения сульфата свинца на положительной пластине. Чем толще налет, тем меньше становится емкость и эффективность работы батареи.
Следует как можно чаще внимательно осматривать батарею, чтобы по первым внешним признакам определить начало сульфатанации.
Важным является подача такого напряжения, которое предусмотрено фирмой-изготовителем. При превышении допустимого значения быстро наступает закипание.
Такой же эффект следует ожидать при повышенной силе тока. Ее расчетная величина составляет 10% от емкости АКБ. Такое соотношение должно сохраняться в процессе работы.
Если в результате сульфатации емкость снижается, становится меньше исходной емкости батареи, тогда прежняя сила тока для уменьшенной емкости в процентном отношении окажется завышенной. Это приводит к значительному перезаряду и закипанию.
Необходимо сразу прекратить зарядку, отключить зарядное устройство от сети и аккумулятора.
Что происходит при коротком замыкании
Короткое замыкание способствует быстрому закипанию электролита. Оно может произойти между несколькими пластинами, тогда на неповрежденные пластины, которых не коснулось короткое замыкание, сразу начинает действовать повышенная сила тока.
Кипение возникает одновременно с подключением, но не во всех банках, а только там, где произошло короткое замыкание. Может вообще кипеть только одна банка аккумулятора, если пластинам нанесен незначительный вред.
Для диагностики причин это хорошая подсказка: кипение не всех банок одновременно говорит о коротком замыкании.
Есть случаи (о них надо помнить), что одна банка может кипеть, когда в ней недостаточно электролита.
Кипение электролита, вызванное коротким замыканием, негативно влияет на состояние АКБ, приводит к ее разрушению.
Причинами выхода из строя батареи является полная непригодность пластин, снижение емкости за счет образования значительного слоя налета, коррозия металлических частей.
Но более опасно, когда батарея взрывается. Это грозит не только пожаром, но и химическими ожогами серной кислотой, которая разбрызгивается в большом количестве в разные стороны.
Какие действия нужны, когда аккумулятор кипит
Прежде всего необходимо обесточить устройство, прекратить подачу электрического тока на клеммы.
Если причиной кипения служат неправильные значения подаваемого тока или напряжения, отличающиеся от рекомендуемых, следует привести эти параметры в соответствие с требуемыми величинами.
В случае когда кипение продолжается, а процесс зарядки уже завершился, это признак того, что АКБ полностью заряжена. ЗУ отключается, аккумулятор возвращается в машину.
Если обнаружится, что кипение начинается сразу же, это однозначно говорит о необходимости замены аккумулятора.
Разрушение пластин и значительная сульфатация резко сокращает срок действия аккумулятора. Чаще всего вернуть к работе АКБ уже не удается.
В начале процесса сульфатации, когда слой налета еще небольшой, предпринимаются попытки увеличить емкость в особом режиме подачи напряжения от зарядного устройства (не равномерно, а прерывисто).
Своевременные профилактические работы позволяют снизить толщину налетного слоя и увеличить емкость, тем самым, продлить срок эксплуатации батареи.
Почему при зарядке аккумулятора кипит электролит?
Калькулятор расчета тока утечки в автомобиле
Расчет допустимой утечки тока в автомобиле | Онлайн калькулятор
Многим автовладельцам знакомо явление, когда при зарядке аккумулятора кипит электролит. Строго говоря, образование пузырьков газа в растворе кислоты — вовсе не кипение, но обычно его называют именно так. Этот процесс сам по себе не является признаком неисправности АКБ, однако несвоевременное и неравномерное кипение электролита может говорить о неполадках, а чрезмерно интенсивное и длительное газовыделение даже вывести батарею из строя.
О том, что будет, если закипит аккумулятор, что это за процесс, на какие неисправности он указывает и как узнать, что аккумулятор заряжен, по кипению электролита — читайте в нашей статье.
Почему при зарядке кипит электролит?
Для начала разберемся, что происходит при зарядке аккумулятора и из-за чего кипит электролит.
При подаче зарядного тока на электроды образовавшийся ранее при разрядке батареи сульфат свинца (PbSO4) в результате химических реакций восстанавливается до свинца (Pb) и диоксида свинца (PbO2). Одновременно происходит образование серной кислоты, в результате чего растет плотность электролита, заряд и напряжение АКБ. После того как большая часть сульфата превращается в кислоту, диоксид и свинец, а напряжение поляризации превысит определенную отметку, начинается активное выделение водорода и кислорода на электродах.
Почему кипит аккумулятор при зарядке: видео
Именно поднимающиеся на поверхность пузырьки этих газов создают впечатление, что при зарядке вскипает электролит. На самом деле водный раствор соляной кислоты не достигает температуры кипения и в физическом смысле не кипит, газообразование же происходит в результате электролиза воды.
Когда аккумулятор бурлит при зарядке спустя 5—8 часов после подключения зарядного устройства, это говорит о том, что процесс протекает нормально и близится к завершению. Интенсивное образование газов указывает на то, что батарея заряжена на 70—80% и через 2—3 часа ЗУ можно будет отключить.
Если электролит в АКБ начинает кипеть сразу после подключения ЗУ — это признак неисправности батареи. Причины могут быть следующими:
Проверка мультиметром банок аккумулятора на замыкание
Подробнее о симптомах, причинах проблем и способах их решения рассказано в разделе ниже.
“Кипение” электролита характерно в первую очередь для свинцово-кислотных батарей, а должен ли кипеть гелевый аккумулятор? В процессе зарядки гелевой батареи образующиеся в результате химических процессов газы рекомбинируют в воду. К тому же большинство гелевых АКБ являются необслуживаемыми и процесс газообразования визуально наблюдать не получится.
Что делать, если при зарядке аккумулятор закипает
Когда аккумулятор закипает спустя 5 и более часов после начала зарядки, а газообразование идёт равномерно во всех отсеках, достаточно лишь контролировать процесс и своевременно его остановить. Автоматическое зарядное устройство отрегулирует параметры и отключится само. При зарядке в ручном режиме нужно предотвратить чрезмерно интенсивное кипение, уменьшив ток заряда.
Если электролит при зарядке АКБ кипит интенсивно практически сразу или этот процесс наблюдается лишь в отдельных банках — это признак неисправности батареи либо неверного выбранного напряжения или тока заряда. Наиболее распространенные причины и способы устранения нежелательного кипения перечислены в таблице:
Причина интенсивного закипания АКБ | Почему электролит кипит при зарядке | Что делать, если кипит аккумулятор |
---|---|---|
Перезаряд | Чрезмерно высокое напряжение или сила тока, превышено время зарядки. | Снизить напряжение или ток, либо отключить АКБ от ЗУ, если плотность электролита достигла 1.28 г/см³ и держится на этом уровне несколько часов, а напряжение на клеммах без нагрузки 12,7 В. |
Короткое замыкание | Из-за КЗ пластин в одном или нескольких отсеках происходит перезаряд в остальных. | Отключить аккумулятор от ЗУ, найти причину замыкания, устранить её. Для равномерного восстановления заряда во всех отсеках батарею сначала нужно будет разрядить, например, с помощью автомобильной лампы. |
Сульфатация и разрушение пластин | Осаждение нерастворимых кристаллов сульфата свинца на пластинах приводит к уменьшению их активной площади. Это, как и разрушение пластин, снижает общую емкость батареи, в результате чего зарядный ток оказывается выше необходимого. | Для десульфатации пластин необходимо осуществлять подзарядку малыми или импульсными токами. Если активные пластины разрушены, поможет лишь замена АКБ. |
Низкий уровень электролита | Уровень снижается из-за перехода содержащейся в нём воды в газообразное состояние, в результате быстро растёт концентрация серной кислоты и плотность электролита. | Необходимо долить в банку дистиллированную воду и продолжить зарядку. |
Ответы на популярные вопросы
Понимание того, почему при зарядке аккумулятора кипит электролит и как должен проходить этот процесс, позволит выявить неисправности батареи и генератора, выбрать оптимальное значение зарядного тока и своевременно отключить зарядное устройство. Ответы на самые популярные вопросы о кипении АКБ в процессе зарядки вы найдете в таблице.
Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке?
Так называемое кипение — на самом деле выход гремучего газа (смеси кислорода и водорода), который образуется в результате электролиза содержащейся в электролите воды. Этот процесс начинается когда плотность электролита близка к максимальной. В исправном АКБ происходит интенсивное газообразование, внешне схожее с кипением, когда процесс зарядки близок к завершению. Исключение составляют лишь гелевые батареи, где этот процесс проходит менее интенсивно и незаметно для наблюдателя, так как в гелевых батареях газы рекомбинируют в воду, поэтому активно во внешнюю среду не выделяются. Если автомобильный аккумулятор «закипел» ранее чем через 5 часов спустя зарядки либо лишь в нескольких банках это говорит о его неисправности.
Почему аккумулятор начал сразу кипеть при подключении зарядки?
Преждевременное газообразование свидетельствует о нарушении электрохимических процессов в результате превышения тока зарядки. Это может произойти как по внешним причинам (неправильно выбраны параметры заряда, неисправно ЗУ или генератор), так и вследствие механических повреждений внутри АКБ, падения уровня электролита или уменьшения активной площади пластин.
Что нужно предпринять, если в процессе подзарядки кипение наблюдается не во всех банках?
Отсутствие газообразования в отдельной секции указывает на то, что в ней не происходит преобразование сульфата свинца в серную кислоту. Это означает, что напряжение в этой секции не достигнет необходимого значения около 2,1В, а общее напряжение АКБ будет пропорционально ниже и использовать его в автомобиле не получится.
Следует найти и устранить причину, из-за которой плотность электролита в отдельных секциях не растёт. В случае разрушения пластин восстановить батарею можно только путем их замены со вскрытием корпуса. Но так как это нецелесообразно, то аккумулятор подлежит утилизации. Если замыкание вызвано попаданием постороннего предмета, его можно попробовать извлечь с помощью пинцета или промывки секции.
Как проверить банку, которая не берет заряд?
Если даже после многочасовой зарядки плотность электролита остается низкой, значит секция не принимает заряд из-за замыкания, разрушения или сульфатации пластин. В этом случае АКБ будет либо сразу кипеть, либо образование газа не произойдет вовсе.
Нужно проверить уровень, прозрачность и плотность электролита. Уровень электролита должен достигать специальной отметки на корпусе и полностью покрывать пластины. Признаком разрушения пластин является сильное помутнение электролита. Налет сульфата на пластине можно увидеть визуально. Короткое замыкание определяется с помощью нагрузочной вилки — при её подключении напряжение АКБ будет ниже 9 В, а электролит в закороченной банке начнёт кипеть.
Почему не заряженный аккумулятор не кипит?
Газообразование начинается только после достижении определенного уровня заряда.
Электролиз воды под воздействием зарядного тока начнется только после того, как практически весь сульфат свинца будет преобразован в серную кислоту, свинец и диоксид свинца. До этого момента газы выделяются неактивно и визуально процесс почти незаметен.
Как долго должен кипеть АКБ в процессе подзарядки?
Продолжать зарядку нужно не больше трех часов после начала интенсивного закипания.
Продолжительное кипение приводит к перезаряду, уменьшению уровня электролита, повреждению пластин и деформации корпуса из-за перегрева.
Почему АКБ кипит на машине?
Закипание электролита в АКБ под капотом автомобиля происходит если неисправен аккумулятор или превышено напряжение заряда от генератора.
При исправном генераторе и реле-регуляторе напряжение на клеммах АКБ при запущенном двигателе обычно не превышает в 14,8 В (более высокое напряжение возможно на моделях, оснащенных кальциевыми батареями), а ток автоматически снижается по мере увеличения заряда, и не достигает значения, при котором начинается интенсивное выделение газов. Когда напряжение превышено в течение длительного времени, это приводит к переразряду и кипению.
Если аккумулятор кипит при езде, но напряжение в бортсети в пределах нормы, это указывает на неисправности самой батареи — КЗ, разрушение, сульфатацию пластин, низкий уровень электролита.
Почему при зарядке не закипает электролит?
Батарея ещё не достигла необходимого уровня заряда либо аккумулятор неисправен.
Исправный аккумулятор начнет активно кипеть, когда уровень заряда достигнет 80%. Обычно на это требуется не менее 5 часов.
Отсутствие газообразования в отдельных секциях является признаком разрушения, короткого замыкания или сильной сульфатации пластин. Если же бурления нет ни в одной из секций, — проверьте плотность электролита в каждой по отдельности и замерьте напряжение на клеммах АКБ, а на выходе с зарядного устройства проверьте силу тока, возможно, аккумулятор не заряжался вовсе.