что будем изучать в 8 классе по биологии
Биология 8 класс темы уроков
В биологию в 8 классе в темы уроков входит изучение строения человека, его анатомии, психологии, физиологии и генетики. Также проходят эволюцию человека и его внутриутробное развитие. Подробно рассматриваются внутренние органы, нервная, дыхательная, пищеварительная, половая, сердечно-сосудистая, иммунная система, опорно-двигательный аппарат.
Общий обзор организма человека
Данный раздел является фундаментом для последующего изучения тела человека, так что его следует разбирать подробно. Начинаются темы уроков по биологии за 8 класс с общего обзора организма людей:
Системы органов: пищеварительная, нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная, половая система и опорно-двигательный аппарат.
Нервная и эндокринная системы
Мозг – сосредоточение сознания и мышления, поэтому исследование особенностей нервной системы очень важно. Поэтому начинают изучение человека с нервной и эндокринной системы:
Органы чувств. Анализаторы
Рассматривается каждый анализатор в отдельности:
Опорно-двигательная система
При изучении опорно-двигательного аппарата делается акцент на следующих моментах:
Кровь и кровообращение
Система кроветворения и кровообращения обычно соединяется вместе при изучении человека в школе. Темы для уроков следующие:
Дыхательная система
Обязательно включают в биологию 8 класса темы уроков, связанные с дыхательной системой:
Пищеварительная система
Многие заболевания связаны именно с желудочно-кишечным трактом, поэтому исследование этих органов является очень важным. При изучении пищеварительной системы проходят следующие темы:
Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа
Исследование обмена веществ даёт представление об организме человека, как о едином целом. Кроме того, необходимо освоить выделительную систему. Изучаются следующие темы:
Поведение и психика
Человек не являлся бы самим собой без сознания и свойственного только ему мышления. Поэтому исследование материалистических основ духовного мира – важнейший раздел на курсе. При изучении данной темы делаются акценты на следующих аспектах:
Индивидуальное развитие организма
Каждому школьнику полезно знать о том, как изменяется его собственный организм и на какой стадии он находится. В темы уроков по биологии за 8 класс обязательно входят изучение роста и развития человека:
Заключение
Эти уроки помогут школьникам понять, как взрослеет человек, а также то, как работает его тело. Курс даст представление о физиологических процессах, которые происходят в каждой системе органов и в организме в целом. Кроме того, важно изучить становление человека в процессе онтогенеза для лучшего представления о его строении и развитии.
Что будем изучать в 8 классе по биологии
Биология 8 класс начинает изучение этого предмета с общих понятий науки о человеке. На первых уроках с биологии в восьмом классе школьники будут знакомиться с такими биологическими разделами, как анатомия, психология, физиология и гигиена человека.
На уроках с этого предмета школьники познакомятся с основными понятиями анатомии, происхождение человека и этапами развития и становления.
На протяжении учебного года в восьмом классе школьники более детально будут изучать организм человека и его строение. Они узнают много нового о внешних и внутренних органах, о дыхании, пищеварении, обмене веществ, об индивидуальном развитии организма и еще много других интересных и необходимых тем.
Глава 1. Науки, изучающие организм человека
Глава 2. Происхождение человека
Глава 3. Строение организма
Глава 4. Опорно-двигательная система
Глава 5. Внутренняя среда организма
Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы
Глава 7. Дыхание
Глава 8. Пищеварение
Глава 9. Обмен веществ и энергии
Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
Глава 11. Нервная система
Глава 12. Анализаторы. Органы чувств
Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Глава 14. Эндокринная система
Глава 15. Индивидуальное развитие организма
Программа обучения биологии в 8 классе
Изучая темы по анатомии в восьмом классе из раздела «Происхождение человека» ученики узнают об историческом прошлом человека и о расах, населяющих нашу планету.
Благодаря главе «Строение организма» школьники получат общий обзор человеческого организма, познакомятся с его клеточным строением, тканями и регуляцией.
Проходя темы раздела опорно-двигательной системы, учащиеся получат знания о строение скелета, расширят свои знания о значении опорно-двигательного аппарата, изучат строение костей, мышц, научатся оказывать первую помощь при травмах и будут иметь представление об осанке человека.
Также на протяжении этого учебного года школьники будут изучать кровеносную систему человеческого организма, узнают, что такое иммунитет и как нужно вести борьбу с инфекцией.
Очень важным в изучении этого предмета является получить представление о строении и работе сердца, а также о регуляции кровоснабжения.
Из раздела дыхания, дети изучат строение дыхательной системы, ее органы и узнают о механизме регуляции дыхания.
На уроках анатомии в восьмом классе школьники будут иметь представление об органах пищеварения, узнают о работе и функциях желудка, печени, толстого и тонкого кишечника. Также они узнают о тонкостях правильного питания и познакомятся с гигиеной органов пищеварения.
Кроме всех вышеперечисленных разделов, особое внимание будет уделено изучению нервной системы, органов чувств, обмену веществ, эндокринной системе, а также покровным органам.
Достаточно внимания будет уделено и темам о высшей нервной деятельности. С этого раздела вы сможете узнать об особенностях высшей нервной деятельности человека, о его поведении, познавательных процессах, а также о воле, внимании и эмоциях.
Что нам дает изучение биологии в восьмом классе?
Благодаря такому предмету, как анатомия, каждый из учеников:
• Во-первых, научится оказывать первую необходимую помощь при различных травмах; кровотечениях и сердечных заболеваниях; • Во-вторых, будет иметь представление о гигиене различных органов; • В-третьих, сможет научится контролировать свои эмоции и поведение; • В-четвертых, благодаря полученным знаниям, школьники смогут более ответственно относиться к своему здоровью и рациону питания. • В-пятых, узнают о жизненных циклах человека, наследственных заболеваниях и становлении личности.
Изучение биологии с Гипермаркетом знаний
В Гипермаркете Знаний с помощью полных уроков учащиеся в более широком объеме могут получить знания с этого предмета. Благодаря полным урокам школьники смогут изучить не только теоретическим материал, но и наглядный. В структуре таких уроков есть видеоматериалы, тестовые задания, графические изображения, которые помогут каждому ученику досконально разобраться со сложной темой и с интересом ее изучить.
Также вы можете посмотреть обычные школьные уроки по предмету Биология 8 класс
Повторение курса 8 класса по биологии
Биология. Термины 8 класс
1.Авитаминоз- это хроническое патологическое состояние, возникающее при остром выраженном дефиците какого-либо витамина.
2.Автономная нервная(вегетативная) система является частью периферической, регулирующей внутренние процессы организма человека.
3.Автономия сердца -это его способность к ритмическому сокращению без всяких видимых раздражений под влиянием импульсов, возникающих в самом органе.
4.Адреналин основной гормон мозгового вещества надпочечников, а также нейромедиатор.
7.Анализатор- путь, по которому проводятся возбуждение от рецепторов до определенной зоны коры.
8.Анатомия- это наука о форме органов и систем органов, их строении.
9.Антиген любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого организм обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
10.Антитело белковые соединения плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека или теплокровных животных бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.
11.Аорта- самый большой непарный артериальный сосуд большого круга кровообращения.
12.Артерии — это кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца к органам.
13.Артериальное давление- это процесс сдавливания стенок капилляров, артерий и вен под влиянием циркуляции крови.
14.Аппендикс- – продолговатый придаток слепой кишки, ( орган рудиментарный), который в процессе эволюции утратил свое главное предназначение- переваривание.
15.Аппендицит- воспаление аппендикса.
16. Болезни щитовидной железы:
базедова болезнь- гиперфункция щитовидной железы.
микседема- гипофункция щитовидной железы
17.Близорукость и дальнозоркость
23.Витамины- это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ.
27. Гигиена- наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия.
28 Голень- часть ноги человека от колена до стопы.
32.Гиповитаминоз- недостаток в организме одного или целой группы витаминов.
34. Гипофиз- является частью промежуточного мозга и состоит из трех долей: передняя
35. Гликоген – это углевод В клетках животных служит основным запасным углеводом и основной формой хранения глюкозы.
40. Доли кори головного мозга –
42. Дыхательная система-
43. Дыхательный центр – находится в продолговатом мозге.
46.Зубные болезни пульпит и кариес
47. Жизненная ёмкость лёгких
48. Железы внутренней, внешней и смешенной секреции
49. Желудочки сердца
51. Иммунитет – это невосприимчивость организма к различным инфекционным агентам (вирусам, бактериям, грибкам, простейшим, гельминтам) и продуктам их жизнедеятельности.
52. Иммунная реакция
53. Инсулин- это гормон, вырабатываемый поджелудочной железой, контролирующий уровень глюкозы в крови.
60. Кровотечение- излитие крови во внешнюю среду, естественные полости тела, органы и ткани. Может возникать при нарушении целостности сосуда или проницаемости сосудистой стенки; развиваться вследствие травм или заболеваний
61. Круги кровообращения
63. Лимф- жидкая ткань организма, содержащаяся в лимфатических сосудах и узлах высокоорганизованных позвоночных и человека.
67. Нервная система
68. Нервная система: симпатическая и парасимпатическая
Нервная система: соматическая и вегетативная (автономная)
69. Норадреналин- вырабатывается надпочечниками.
70. Нейрон, нейроглия-
71. Первичная и вторичная моча-
72. Органы чувств- слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса
73. Орган равновесия
75. Пищеварительная система, пищеварительные железы
76. Пищеварительные ферменты
Амилаза, птиалин –ферменты слюны расщепляют углеводы в ротовой полости.
Пепсин трипсин – ферменты желудочного сока, расщепляют белки в желудке.
Липаза- образуется в поджелудочной железе расщепляет жиры.
81. Серое и белое вещество нервной системы
Серое вещество- главный компонент центральной нервной системы позвоночных животных и человека, включающий клеточные тела нейронов, нейропиль (частично: дендриты, безмиелиновые аксоны).
Белое вещество — компонент центральной нервной системы позвоночных животных и человека, состоящий главным образом из пучков аксонов, покрытых миелином.
88. Типы темперамента
Рабочая программа по биологии 8 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Высокская средняя общеобразовательная школа»
Мглинского района Брянской области
ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС
2020 – 2021 учебный год
Учитель: Шевелев Анатолий Васильевич
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по биологии, примерной программой по биологии для основного общего образования, авторской программой по биологии для 8 класса (В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко), (Биология. Рабочие программы. 5- 9 классы: для общеобразовательных организаций М.: Просвещение,2016)
· Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 года «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
· Приказ Министерства образования и науки от 30 августа 2013 года
№ 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
· Приказ Министерства образования и науки от 07 августа 2015 года
№ 08-1228 «О направлении рекомендаций»;
· Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года);
· Приказ Министерства образования и науки от 31 марта 2014 года
№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
· Учебный план МБОУ «Высокская СОШ» на 2020-2021 учебный год;
Согласно действующему в ОУ учебному плану, календарно – тематическое планирование предусматривает следующее распределение учебного материала рабочей программы по биологии в 8 классе: 70 часов в год, из расчёта 2 учебных часа в неделю.
Учебно–методическое обеспечение образовательного процесса:
Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко М.: «Вентана-Граф», 2018. – 336 с. : ил. – (Российский учебник).
Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии в 6-8 классе» (М., «Дрофа», 1996 г.).
Биология. Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнике, пер. с нем. – М. Дрофа, 2000.
Биологический энциклопедический словарь. М.,1989
Основными целями курса являются:
• освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; проводить наблюдения за биологическими объектами;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными.
При изучении курса решаются следующие задачи:
• знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Животные;
• систематизация знаний учащихся о животных организмах, их многообразии;
•продолжение формирования представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования (работа с биологическими приборами, инструментами, справочниками, наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты);
• продолжение развития у учащихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям;
• продолжение формирования основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируются ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
· ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
· понимания сложности и противоречивости самого процесса познания. Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:
· уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
· понимание необходимости здорового образа жизни;
· осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
· сознательный выбор будущей профессиональной деятельности. Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
· правильному использованию биологической терминологии и символики;
· развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
· развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Планируемые результаты изучения курса биологии 8 класс
1. Личностные результаты:
• осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
• развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
• формирование потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
• формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
• умение применять полученные знания в практической деятельности.
1) познавательные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
• определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
• составлять тезисы, планы (простые, сложные и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятиям;
• проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
• сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
2) регулятивные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
• организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
• самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
• работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3) коммуникативные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
• слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
• строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
1. Определять роль в природе изученных групп животных.
2. приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;
3. находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение;
4. объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
5. объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;
6. приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение;
7. различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих);
8. объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в т.ч. ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие);
В результате изучения биологии в 8 классе ученик научится :
• различать признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
•понять сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма;
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
•изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
В результате изучения биологии в 8 классе ученик получит возможность научиться:
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения;
• выявлять: изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы) и делать выводы на основе сравнения;
•проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника заданную информацию; в биологических словарях и справочниках – значение биологических терминов; в различных источниках – необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
•использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, соблюдения правил поведения в окружающей среде, выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.
Содержание курса «Биология 8 класс»
Тема 1. Общие сведения о мире животных. (5 ч)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира. Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Экскурсия. Многообразие животных в природе.
Тема 2. Строение тела животных. (2 ч+1)
Клетка. Наука цитология. Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их роль в жизнедеятельности клетки. Сходство и различия строения животной и растительной клеток. Ткани, органы и системы органов. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки. Органы и системы органов, особенности строения и функций. Типы симметрии животного, их связь с образом жизни.
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные. (4 ч)
Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые.
Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея. Разнообразие саркодовых.
Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы
Среда обитания, строение и передвижение на примере эвглены зелёной. Характер питания, его зависимость от условий среды. Дыхание, выделение и размножение. Сочетание признаков животного и растения у эвглены зелёной. Разнообразие жгутиконосцев.
Тип Инфузории. Среда обитания, строение и передвижение на примере инфузории-туфельки. Связь усложнения строения инфузорий с процессами их жизнедеятельности. Разнообразие инфузорий.
Лабораторная работа № 1
«Строение и передвижение инфузории-туфельки».
Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты. Дизентерийная амёба, малярный плазмодий, трипаносомы — возбудители заболеваний человека и животных. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. (2 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность.
Общие черты строения. Гидра — одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Особенности жизнедеятельности, уровень организации в сравнении с простейшими.
Разнообразие кишечнополостных Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные циклы, процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы, характерные черты строения и жизнедеятельности, жизненный цикл.
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. (6 ч)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторная работа №2. Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.
Тема 6. Тип Моллюски. (4 ч)
Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение моллюсков. Черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхождение моллюсков
Класс Брюхоногие моллюски
Среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека. Класс Двустворчатые моллюски
Среда обитания, внешнее строение на примере беззубки. Строение и функции систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека.
Лабораторная работа № 4
«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».
Класс Головоногие моллюски. Среда обитания, внешнее строение. Характерные черты строения и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции систем внутренних органов. Значение головоногих моллюсков. Признаки усложнения организации.
Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч)
Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные
Характерные черты типа Членистоногие. Общие признаки строения ракообразных. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие речного рака. Разнообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека. Класс Паукообразные
Общая характеристика, особенности внешнего строения на примере паука-крестовика. Разнообразие паукообразных. Роль паукообразных в природе и жизни человека. Меры защиты от заболеваний, переносимых отдельными клещами, от укусов ядовитых пауков.
Общая характеристика, особенности внешнего строения. Разнообразие ротовых органов. Строение и функции систем внутренних органов. Размножение.
Лабораторная работа № 5
«Внешнее строение насекомого».
Типы развития насекомых
Развитие с неполным превращением. Группы насекомых. Развитие с полным превращением. Группы насекомых. Роль каждой стадии развития насекомых.
Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых
Состав и функции обитателей муравейника, пчелиной семьи. Отношения между особями в семье, их координация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые насекомые.
Красная книга. Роль насекомых в природе и жизни человека.
Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека
Вредители сельскохозяйственных культур. Насекомые — переносчики заболеваний человека и животных. Методы борьбы с вредными насекомыми.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие»
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы. (6 ч)
Хордовые. Примитивные формы Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные. Класс Ланцетники. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие ланцетника — примитивного хордового животного. Черепные, или Позвоночные. Общие признаки. Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение. Особенности внешнего строения, связанные с обитанием в воде. Строение и функции конечностей. Органы боковой линии, органы слуха, равновесия.
Лабораторная работа № 6
«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».
Внутреннее строение рыб.
Опорно-двигательная система. Скелет непарных и парных плавников. Скелет головы, скелет жабр. Особенности строения и функций систем внутренних органов. Черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником.
Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика. Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые, двоякодышащие и кистепёрые. Место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Меры предосторожности от нападения акул при купании.
Промысловые рыбы. Их использование и охрана
Рыболовство. Промысловые рыбы. Трудовые хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумные рыбы.
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии. (4 ч)
Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика
Места обитания. Внешнее строение. Особенности кожного покрова. Опорно-двигательная система земноводных, её усложнение по сравнению с костными рыбами. Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде.
Строение и деятельность внутренних органов земноводных
Характерные черты строения систем внутренних органов земноводных по сравнению с костными рыбами. Сходство строения внутренних органов земноводных и рыб.
Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных
Влияние сезонных изменений в природе на жизнедеятельность земноводных. Размножение и развитие земноводных, черты сходства с костными рыбами, тип развития. Доказательства происхождения земноводных.
Разнообразие и значение земноводных
Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах, жизни человека. Охрана земноводных. Красная книга.
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.(4 ч)
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика
Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Особенности строения скелета пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся
Сходство и различия строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности пресмыкающихся к жизни на суше. Размножение и развитие. Зависимость годового жизненного цикла от температурных условий.
Разнообразие пресмыкающихся. Общие черты строения представителей разных отрядов пресмыкающихся. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачебной помощи. Значение пресмыкающихся, их происхождение
Роль пресмыкающихся в биоценозах, их значение в жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов. Красная книга. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий.
Тема 11. Класс Птицы. ( 9 ч)
Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту. Типы перьев и их функции. Черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.
Лабораторная работа № 8
«Внешнее строение птицы. Строение перьев».
Опорно-двигательная система птиц
Изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту. Особенности строения мускулатуры и её функции. Причины срастания отдельных костей скелета птиц.
Лабораторная работа № 9
«Строение скелета птицы». Внутреннее строение птиц
Черты сходства строения и функций систем внутренних органов птиц и рептилий. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями.
Размножение и развитие птиц. Особенности строения органов размножения птиц. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Характерные черты развития выводковых и гнездовых птиц.
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери. (10 ч)
Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих
Отличительные признаки строения тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности. Внутреннее строение млекопитающих
Особенности строения опорно-двигательной системы. Уровень организации нервной системы по сравнению с другими позвоночными. Характерные черты строения пищеварительной системы копытных и грызунов. Усложнение строения и функций внутренних органов.
Лабораторная работа № 10
«Строение скелета млекопитающих». Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл Особенности развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл. Изменение численности млекопитающих и её восстановление. Происхождение и разнообразие млекопитающих
Черты сходства млекопитающих и рептилий. Группы современных млекопитающих. Прогрессивные черты строения млекопитающих по сравнению с рептилиями.
Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные. Общая характеристика, характерные признаки строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов. Роль в экосистемах, в жизни человека.
Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные
Характерные черты строения и жизнедеятельности водных млекопитающих, парнокопытных и непарнокопытных. Охрана хоботных. Роль животных в экосистемах, в жизни человека.
Высшие, или плацентарные, звери: приматы.
Происхождение домашних животных. Отрасль сельского хозяйства — животноводство, его основные направления, роль в жизни человека. Редкие и исчезающие виды млекопитающих, их охрана. Красная книга.
Тема 13. Развитие животного мира на Земле. (4 ч)
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина
Разнообразие животного мира. Изучение особенностей индивидуального развития и его роль в объяснении происхождения животных. Изучение ископаемых остатков животных. Основные положения учения Ч. Дарвина, их значение в объяснении причин возникновения видов и эволюции органического мира.
Развитие животного мира на Земле
Этапы эволюции животного мира. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей.
Усложнение строения многоклеточных организмов. Происхождение и эволюция хордовых.
Эволюционное древо современного животного мира.
Современный мир живых организмов. Биосфера
Уровни организации жизни.
Календарно – тематическое планирование уроков биологии в 8 классе