что брызгает на стекло лобовое
Что делать, если плохо брызгают форсунки омывателя
Отказ омывателей лобового стекла подстерегает владельца практически любой машины. Сопла форсунок со временем забиваются солями и прочими отложениями, остающимися при использовании как специальных омывающих жидкостей, так и обычной воды из-под крана. Постепенно из-за них диаметр сопла сужается и в конце концов в нем формируется пробка, которую не может пробить давлением насоса системы. Ездить, конечно, можно и так, но лобовое стекло будет хуже очищаться от грязи, обзор ухудшится. А это уже грозит аварией. Итак, у нас имеется «инвалидная» форсунка (или две сразу, бывает и так), которая из-за засоров «пшикает» отвратительно.
Девушка или бородатый хипстер-дровосек в таком случае, скорее всего, побегут за помощью «к специалисту» — поедут со своей печалькой в автосервис. Нормальный же водитель постарается прочистить форсунки самостоятельно. Для ликвидации такого безобразия с минимальными трудозатратами нам потребуется тонкая иголочка или булавка. Операцию очистки можно попробовать провести и одному, но удобнее с помощником. На его роль подойдет малолетний ребенок и даже совсем блондинистая блондинка. Идея операции — иголкой расковырять отложения в форсунке и смыть их работой штатного омывателя лобового стекла. Для начала поднимаем «дворники» слеклоочистителя, чтобы в процессе промывки они не елозили зря по «лобовухе» и не царапали ее при этом.
Далее берем иголочку в руку и приступаем к крвырянию в неработающей форсунке. Тот, кто не уверен в твердости своих пальцев, может зажать иголку в небольших пассатижах. Расковыривая иголкой отверстие форсунки, даем команду нашему помощнику включить омыватель на несколько секунд. Затем повотряем операцию до полного восстановления работоспособности распылителя. В отсутствии ассистента придется самому время от времени ходить к рулю и нажиать на подрулевой рычажок, брызгая на стекло. Повторяем операцию до тех пор, пока все загрязнения из отверстий распылителя не будут выплюнуты давлением омывающей жидкости. Закончив с одним, переходим к форсункам следующего.
Бывает, однако, что такого метода чистки недостаточно и прикипевшие отложения никак не хотят пропадать. В этом случае придется демонтировать распыляющую головку с машины и промыть ее дома с помощью теплой воды из-под крана и щетки. Этого обычно хватает для полного «просветления» большинства форсунок. Но в редчайших случаях часть особо прикипевших загрязнений не желает исчезать. Тогда следует взять небольшую емкость с водой, растворить в ней пару столовых ложек пищевой лимонной кислоты и замочить в полученном растворе нашу форсунку. За час накипь из нее должна исчезнуть полностью. После этого очищенную деталь останется только установить на место.
Заставляем работать «псыкающие» форсунки омывателя стекла
Давненько затаил я злобу на родные форсунки (они же жиклеры) омывателя лобового стекла. Они работают по настроению. Притом именно своему настроению, а учитывая что их две, то под эти настроения подстроиться невозможно. Что я только не делал. Пробовал настраивать чтобы струйки попадали куда надо. Но мало того что на скорости эти струи начинали значительно прижиматься к капоту, так еще с наступлением холодов впадали в режим экономии и «сыканья»на стекло. Замены на новые форсунки, так и с разбора не помогли. Проверял напряжение доходящее до мотора-насоса. Хоть там проводок и ооочень тонюсенький, но все равно в районе 12В всегда доходило. Проверял уже дома мотор, подсоединив его к одной форсунке и подав 12В. Чуть всю ванную не затопил от мощной струи. Все таки он дает 2,5 Атм давления и это очень заметно. Так в чем же тогда подвох. Получается все дело в шланге (арматуре) форсунок. Мало того что она от перепада температур стала дубовая, так еще кое где заузилась. При попытке ее снять она у меня в 3 местах сломалась вообще. А с форсунок я ее кусачками скусывал. Решил переделать всю систему совсем по другому. Раз уж на заводе кроме нашего чуда ничего больше не придумали. В магазине купил бачок от ВАЗ 21213 на 5,2 литра и на 2 мотора. Да я не описался, именно на два мотора. Докупил к моему моторчику монстру еще один мотор на 2,5 Атм, правда не такой же точно, а немного другой (синего цвета) чтобы можно было сравнивать их в работе. Купил также силиконовый шланг 2 метра.
Заодно увидел на витрине датчик бачка омывателя от ВАЗ-2110 да еще разборный, и его тоже прихватил.
Сразу озадачил продавца чтобы он мне на моторчик подобрал экзотическую Т-образную колодку на 2 контакта. Продавец поискал и ничего не нашел, более того сказал что подобный не припомнит даже. Поиски в других магазинах закончились безрезультатно, на меня смотрели как на идиота, когда я им описывал эту колодку. В интернете эти колодки вообще почему то продаются только в Питере. Начал ломать голову, не хотелось снова делать одиночные колодки и вставлять поотдельности. В итоге, перебирая в памяти все колодки где есть подобное т-образное крепление, вспомнил про колодку от реле. В ней этих Т-образных навалом, Нашел их в своих запасах. Примерил, и надо же подошло.
Тогда не долго думая отчикал лишние отделения и получилась почти заводская. Да еще и остались одиночные колодки которые можно будет где-нибудь использовать, там где они вечно от жары рассыпаются.
Приступил к установке в новый бачок датчика жидкости. Вариант с врезкой в бачок горловины для датчика отпал сразу. Потому что не вижу необходимости в лишней крышке. Избавился от крышки и прокладки этого датчика, Примерил, как глубоко датчик опустится.
Отметив по крышке отверстие, высверлил и промыл водой, чтобы опилки не засорили форсунки.
Закрепил датчик, затянув три винта без каких либо проблем. Смотрится отлично и не мешает.
Кстати первоначально хотел датчик поставить в соседнюю секцию бачка, даже нарисовал отверстие, но потом задумался, а дотянусь ли я через горловину пальцами чтобы держать датчик изнутри. Не дотянулся, поэтому и пришлось датчик перенести к горловине. Притащил домой свой родной бачок и был удивлен насколько мой бачек тяжелее чем новый. Экономят пластмассу, капиталисты, а потом мы удивляемся почему они лопаются.
Переставил моторчик, залил водой и проверил оба моторчика. Работают мощно, при этом мой не уступает новому. Новый бачок при монтаже оказывается выше старого на 2см. Это не мешает закрывать капот, но к сожалению петли капота упираются в один из моторов. Поэтому пришлось пока кронштейн слегка пригнуть в сторону ДВС, но весной по теплу перенесу кронштейн ближе к воздушному фильтру.
Обжал контакты последовательно и подсоединил. Мои самопальный т-образные колодки смотрятся даже ничего. Проводку под датчик буду делать уже весной, так как сейчас уже холодно.
Потом проложил новый силиконовый шланг от каждого моторчика до своей форсунки, все подключил и проверил. Напор с форсунок стал мощный, что аж от стекла отлетают брызги вверх. Результат порадовал.
Однако на этом я останавливаться не захотел. Решил я заменить наши форсунки на что-то приличное. Да и захотелось мне вместо струек поставить веерные форсунки. В магазине посмотрел на ассортимент. Честно, даже форсунки на корейские машины настолько похабно сделаны по качеству что аж в руках неприятно держать, уже не говоря о наших. Тогда заглянул в отдел иномарок. Продавец на мои пожелания принес мне форсунку от Toyota Camry.
Веерная, с боковым подключением и по размерам близка к моей. Сделано в США но и цена кусается — 375р. Однако решил пробовать, взял одну на эксперимент. Да на ней нету подогрева, но у наших форсунок этот подогрев реально работал очень давно, когда еще была намотана нить накала, а сейчас там тупо вставляют резистор который хоть себя бы нагрел в мороз. Дома первым делом все обмерил и получилось, что новая на 1мм шире и на 2 мм короче. Также сделал сравнительный лист формы лобовых стекол и понял что брызгать она будет не туда куда хочу.
Проблему ширины решил просто. Так как саму форсунку обтачивать нельзя (тонкие стенки, видел в инете к чему это приводит), то решил напильником расширить маленько отверстие в капоте. Благо краска под родными форсунками все равно повздувалась, заодно почистил, обработал РастСтоп и подкрасил кисточкой.
Подключил новую форсунку и вставил в отверстие. Результат не порадовал. Мало того что она не фиксировалась защелками, так она еще и вертелась вокруг оси. Печально. Кое как ее зажал и решил попробовать как она хоть брызгает. Результатом был приятно поражен. Полное распыление по лобовому. Шикарно. К сожалению мои опасения подтвердились и брызгала она низко, чуть выше самих дворников. Но качество распыления подтолкнуло меня к изобретению прокладки для фиксации и изменения угла распыления. Колесо изобретать не стал и решил сделать прокладку из родной форсунки. Благо за годы эксплуатации у меня их накопилось с десяток. Она позволяла решить три главные проблемы новой форсунки: угол, фиксация и проворачивание. Первый блин как всегда был комом, потому что начал делать не в той последовательности. И она у меня лопнула. Вторую форсунку начал делать другим путем. Снял с новой форсунки резиновую прокладку и приложил к форсунке. Обрисовал внутренний контур, Потом зажал в тисочки и высверлил 4 отверстия по ушам крепления новой форсунки, а потом центральное с постепенным увеличением диаметра сверла.
Т.к сверла на 11 нету то после 10 подгонял круглым напильником.
В итоге когда форсунка новая благополучно влезала в отверстие, тогда и начал делать из старой форсунки угловую прокладку.
Самое главное обязательно оставить переднюю часть квадратного основания с выступом для крепления. Думаю по фоткам все понятно.
Распылители старые удалил, а оставшиеся отверстия заклеил и зашкурил. Покрасил черной глянцевой краской для моделирования Revell. Она очень хорошо ложится и держится на пластмассе.
После высыхания вставил новую форсунку в прокладку. Защелки ее зафиксировали очень жестко. Замер показал что новые фиксаторы на 2 мм длиннее чем отверстие в капоте.
В итоге слегка углубил канавку в передней части прокладки. И пошел ставить. Защелкнулась она замечательно, с характерным щелчком. И даже нету намека на вываливание из отверстия, чтобы часто было с родными.
Конечно по сравнению с родными она стала выше, как пирамидка. Кто-то может сказать колхоз. Но пусть лучше колхоз работает с японским качеством, чем родные с колхозным «псыканьем». Подключил ее и проверил. Результат — КЛАСС По сравнению со второй (пока штатной, на пассажирском стекле) водительская распыляет по всей моей половине с хорошим напором. В ближайший день куплю вторую японскую и до капитальных морозов сделаю.
Как быстро отогреть лобовое стекло машины
Зима – сложный период для владельца автомобиля. Машина, припаркованная на ночь на автостоянке или возле дома, обмерзает и с утра требует как минимум полчаса времени на прогрев и очистку от снега и наледи. Особое внимание требуется стеклам в авто – на зимней дороге необходим полноценный обзор, и их необходимо обязательно очистить.
Как быстро отогреть лобовое стекло, которое покрыто коркой льда? В современных авто устанавливаются сегодня «мягкие» стекла, которые снижают риск травмирования водителя при ДТП, но требуют очень аккуратного обращения в зимний период. Стеклянные поверхности при очистке ото льда можно легко поцарапать или повредить. Поэтому отогрев лобового стекла требует применения только щадящих технологий.
Что использовать для устранения наледи на стеклах автомобиля
Утром обычно все спешат на работу и по делам, на длительный «щадящий» отогрев лобового стекла часто нет времени, и приходится отогревать стекло быстро. Самый простой вариант: включить печку в салоне и направить обдув на стекло. Этот способ хорош в двух случаях: у вас есть время на полный прогрев машины, либо на улице не было сильного мороза, и стекло обмерзло незначительно.
Если же был сильный мороз, и на стекле образовалась толстая корка льда, короткий и мощный обогрев опасен – лобовое стекло может просто треснуть от резкого температурного перепада. Такой же печальный результат даст и попытка растопить лед кипятком.
Поэтому отогревать лобовое стекло нужно аккуратно, используя для этого менее агрессивные способы и дополнительное оборудование.
Пластиковый скребок и щетка
Если сильной наледи на стекле авто нет, а налипший снег имеет более-менее рыхлую структуру, его можно попытаться счистить скребком и щеткой. Такой инвентарь опытный водитель всегда возит с собой в багажнике в зимнее время.
Скребок должен иметь покрытие из мягкого пластика или плотной резины. Металлические и твердопластиковые скребки исключены – вы просто поцарапаете стекло. Но даже мягкий скребок следует использовать по минимуму и очень аккуратно. Параллельно следует запустить печку на теплый (не максимальный!) обдув стекол изнутри и немного подождать, пока нижний слой льда слегка подтопится – тогда пласты наледи будут легко скользить по образовавшейся водяной пленке под действие щетки.
Важный момент! Счищать наледь пластиковым скребком можно только с чистого лобового стекла. Если оно покрыто грязью, вы рискуете поцарапать поверхность острыми песчинками.
Отопитель
Чтобы избежать механических повреждений лобового стекла, лучше использовать только отопитель. Для этого печку лучше включить при незапущенном моторе, чтобы исключить растрескивание стекла от сильного перепада температур. В течение 10-15 минут наледь подтопится, и ее можно будет счистить обычной щеткой.
Второй вариант: запускаете мотор и печку на максимальный обогрев салона, а на стекло направляете минимальный обдув. Пока двигатель будет нагреваться, стекло будет обдуваться сначала холодным воздухом, а затем все более теплым. Параллельно можно включить рециркуляцию, чтобы обдув забирал теплый воздух из салона, а не холодный с улицы.
Угроза получить трещину на стекле есть только в то случае, если вы сначала прогреете мотор авто, а затем направите сильный поток горячего воздуха на стекло. Особенно опасен такой способ отогрева, если на «лобовухе» уже есть старые трещинки от механических повреждений.
Теплая вода
Наледь на стекле машины можно растопить водой, если времени на обдув у вас нет. Это старый проверенный метод, но вода должна быть теплой – не более 50°С, и лить ее на стекло нужно медленно. Тонкий слой льда быстро растает, а толстый подтопится снизу и его можно будет сковырнуть скребком.
Ни в коем случае не лейте на стекло кипяток! При резком перепаде температур поверхность может треснуть, особенно, если она уже имеет мелкие механические трещинки.
Размораживатель стекол
Просто распылите размораживатель на лобовое стекло, подождите несколько минут и приступайте к очистке поверхностей щеткой.
Старайтесь не покупать дешевые размораживатели – они малоэффективны, могут разъедать уплотнительную резину на стекле, а некоторые содержат опасный для человека метиловый спирт. Лучше потратиться один раз и баллончика качественного размораживателя вам хватит на всю зиму.
Незамерзайка
Если корка льда на лобовом стекле не слишком толстая, можно очистить ее, включив дворники и омыватель стекол. Незамерзайка, которая обычно заливается в бачок омывателя, имеет температуру замерзания ниже, чем у воды, а значит, будет подтапливать наледь на стекле, и ее потом будет легко счистить дворниками и щеткой.
Процедуру омывания стекла необходимо повторить несколько раз, чтобы размягчить и подтопить наледь. Предварительно очистите ото льда щетки дворников, чтобы они не царапали стекло.
Спирт
На тонкий слой наледи спирт лучше не лить, а распылять на обмороженное стекло. В этом случае лед мгновенно начнет размораживаться и стекать по стеклу вниз. Толстую корку льда лучше пропитать спиртом, наливая его на верхнюю часть «лобовухи», чтобы он свободно стекал вниз. Подтопленный и разрыхленный наст затем можно счистить скребком и щеткой.
Как предотвратить образование наледи
Если вас утомляет ежедневная чистка лобового стекла от наледи и снега, или у вас нет на это времени, лучше заняться обслуживанием стекол, чтобы льда не было, или было меньше. Для этого существует несколько простых и необременительных способов.
Проветривание салона
После того, как запаркуете вечером машину на стоянке или возле дома, откройте двери на 5 минут и дайте холодному воздуху проникнуть в салон. Если внутри авто температура не намного выше чем снаружи, стекла меньше обмерзают. За пару минут до парковки также можно отключить печку в салоне.
Укрывание стекол
Старый способ – укрывать «лобовуху» на ночь автоодеялом. С утра весь лед будет скапливаться на нем, и стекло не нужно будет чистить и размораживать. Чтобы одеяло не сдуло ветром, или чтобы его не украли, прижимайте края ткани закрытыми передними дверями, а само полотно стеклоочистителями. Вместо одеяла можно также использовать полиэтиленовую пленку (она не намокает и не примерзает к стеклам).
Гидрофобная обработка стекол
Чтобы уменьшить обмерзание стекол в машине, их можно периодически обрабатывать «антидождем», который создает на стекле тончайшую водоотталкивающую пленку. Влага не держится на поверхности и стекает вниз, а заодно не замерзает в прочную ледяную корку и легко счищается утром.
Защита стеклоочистителей
Иногда, при сильном морозе, щетки стеклоочистителей примерзают к лобовому стеклу. При их включении, из строя может выйти электромотор стеклоочистителей. Чтобы не пришлось с утра возиться еще и с «дворниками», периодически обрабатывайте их силиконом. Он отталкивает влагу и создает на щетках тонкую водонепроницаемую пленку.
Средство от замерзания стекол авто зимой
Использование стеклоочистителей для отогрева и очистки лобового стекла ото льда и снега – это эффективное решение. Однако следует выбирать этот вид автохимии очень осторожно: в некоторых аэрозолях содержатся вредные ля покрытий машины вещества или метиловый спирт, опасный для человека.
Другое дело – стеклоочищающие жидкости, смешанные своими руками. Тут вы будете точно знать состав компонентов и их дозировку. Опытные автолюбители пользуются стеклоочистителями собственного изготовления и рекомендуют два вида таких жидкостей – растворы на спирту и на основе соли.
Стеклоочиститель на спирту
В состав раствора входит спирт, вода и бытовое средство для мытья посуды (последний компонент желателен, но необязателен ). Спирт смешивается с водой в соотношение 2:1, после чего в растворе растворяется несколько капель моющего геля, и готовая жидкость заливается в емкость с распылителем. При напылении ее на обмороженное лобовое стекло, вы получите максимально быстрый результат – лет топится мгновенно, и удаляется щеткой.
Стеклоочиститель на основе соли
Если под рукой нет спирта, в воду можно добавить соль (8-10 столовых ложек соли на 5 литров воды). Раствор также нужно залить в емкость с распылителем. Он не так эффективен как спиртовая смесь, но. Если нанести его на стекло и подождать несколько минут, лед разрыхлится, и его можно будет легко счистить.
Обратите внимание! Часто использовать соляной стеклоочиститель нежелательно – соль разъедает уплотнительную резину и вызывает коррозию металлических поверхностей.
В завершении следует отметить, что ездить зимой на автомобиле с замерзшим лобовым стеклом. Заснеженная трасса требует особого внимания и полного водительского обзора поэтому выезжать на дорогу следует только после того, как «лобовуха» будет полностью очищена.
Однако стекло требует бережного отношения, и, чтобы защитить его от царапин и трещин, следует по минимуму применять механические усилия при о чистке наледи с поверхностей. Лучше сначала лед подтопить теплой водой, щадящим обдувом от печки в салоне, незамерзайкой, спиртом, купленными или самостоятельно смешанными стеклоочистителями.
Как подобрать и установить веерные форсунки омывателя лобового стекла
Хороший обзор дорожной ситуации через лобовое стекло автомобиля позволяет водителю безопасно управлять машиной в условиях насыщенного транспортного движения. Поэтому состоянию лобового стекла нужно уделять достойное внимание. Метеорологические осадки и перепад температур снаружи и внутри салона ухудшают прозрачность стекла, отрицательно влияя на безопасность управления. Грязь из-под колёс, налипшие насекомые, снег и потоки дождя с внешней стороны стекла должны как можно быстрее устраняться системой очистки, состоящей из автоматических механических дворников, омывателей переднего и заднего стекла, бачка с незамерзающей жидкостью.
Работа веерных форсунок омывателя лобового стекла
Веерные форсунки омывателя лобового стекла относятся к более поздним и модным разработкам системы подачи воды на стекло, по сравнению с классическими струйными разбрызгивателями воды. Они имеют свои особенности применения, знание которых позволит автолюбителям более осознанно подойти к выбору того или иного вида форсунок.
Веерные форсунки омывателя лобового стекла — положительные и отрицательные стороны
Основной отличительной особенностью форсунок секторного способа разбрызгивания является формирование широкого фронта мелких брызг моющей жидкости наподобие дождя, который полностью покрывает всю поверхность лобового стекла в отличие от струйных форсунок, подающих струю воды только на определённые участки перед водителем и передним пассажиром. Эта система расходования воды является более экономичной и эффективной по качеству и быстроте очистки стекла.
К преимуществам веерных форсунок омывателя лобового стекла относятся:
К недостаткам веерного способа смачивания стекла относятся:
Кратковременное ухудшение видимости при работе форсунок
Выбор веерных форсунок омывателя лобового стекла
Струйные и веерные форсунки
Идеальным случаем является покупка фирменных форсунок, предназначенных для использования на данной конкретной модели автомобиля. Сегодня многие производители автомобильных аксессуаров выпускают такие оригинальные форсунки под конкретную марку и модель авто. Кроме того, существуют и универсальные виды веерных форсунок, которые могут быть приспособлены для использования на разных марках и моделях машин. В некоторых случаях возможно проведение небольших доработок.
Универсальными веерными форсунками считаются изделия под номерами 30655605 и 7845009010 в каталоге деталей автомобилей фирм Volvo и Ssang Yong. Первые используются в качестве штатных форсунок на Volvo S80. Оба изделия абсолютно одинаковы по конструкции, но отличаются в цене. «Кореец» стоит практически в два раза дешевле «шведа». Зато вольвовские форсунки считаются более престижными. Оба они могут быть использованы и на других марках автомобилей, в частности на «Дэу», «Субару», «Тойота», «Мазда» и далее.
Альтернативным вариантом могут быть форсунки от концерна Toyota для автомобилей бизнес класса. Они тоже могут применяться на различных моделях авто. Но здесь нужно знать, что в комплекте предусмотрена лишь одна форсунка, поэтому при покупке товара по каталогу следует повторить заказ дважды, чтобы получить две форсунки на машину. Чтобы заменить свои штатные струйные жиклёры веерными форсунками требуется приобрести сами форсунки и к нему ещё тройник со шлангами и обратным клапаном.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Видео: Lada Granta — установка и испытание веерных форсунок омывателя
Подбор обратного клапана стеклоочистителей
Штатная конструкция омывателя может не иметь обратного клапана, который предназначен для предупреждения стекания жидкости из шлангов обратно в бачок во время отключения подсасывающего насоса. Клапан обеспечивает непрерывность подачи жидкости особенно в момент включения насоса, так как в трубопроводы не попадает воздух через отверстия форсунок. Клапан представляет собой обычный подпружиненный шарик, который закрывает собой отверстие форсунки при отсутствии давления жидкости. Можно использовать систему и без обратного клапана. Тогда надо предусмотреть механическую или электрическую схему задержки начала движения дворников относительно момента подачи воды. Жидкость должна успеть пройти по шлангам от бачка до форсунок до того, как начнут работать дворники.
Универсальный обратный клапан для форсунок фирмы Toyota
Здесь можно использовать обратный клапан для «Жигулей» 8 и 9 модели под № 21080-5208550-00 в каталоге деталей ВАЗ или обратный клапан от топливной системы под номером 2108-1156010-01. Можно применять и импортные клапаны, например, для марок «Вольво» — каталожный номер детали 30896546 или для марок «Тойота» — 85321-26020. В качестве альтернативного варианта достойно внимания использование готового тройника со встроенным обратным клапаном для «Митсубиси» — номер детали M850641.
Нестандартным, но приемлемым решением является применение обратного клапана, используемого в аквариумном воздушном компрессоре. Он стоит обычно в выходной трубке компрессора, обладает высокой надёжностью и эффективностью работы. Кроме него в зоомагазине можно приобрести и гибкую силиконовую трубку для изготовления патрубков на обратный клапан и форсунки, которая используются для подачи воздуха в аквариум. Эта трубка по приспособленности к перепаду температур и сроку службы намного превосходит штатные шланги, применяемые в «Жигулях».
Установка веерных форсунок омывателей лобового стекла
Порядок установки веерных форсунок предусматривает выполнение следующих работ:
Видео: Универсальные веерные форсунки — обзор, установка, пример работы
При установке и настройке форсунок может потребоваться корректировка отверстий, подгонка форсунок по размерам, направлению, высоте и наклону положения. Для этого нужно подрезать, подпиливать или, наоборот, наращивать основание форсунок с помощью инструментов и резиновых или пластиковых прокладок. В результате нужно добиться, чтобы площадь разбрызгивания жидкости по поверхности стекла была максимальной, но не выходила за его пределы.