что больше всего нравится в своем ребенке
Что вы больше всего цените в своем ребенке?
Ростов-на-Дону. Форум многодетных родителей
Что вы больше всего цените в своем ребенке? ⇐ Ростов-на-Дону
Сообщение Надин3 » 30 июн 2016, 01:25
Сообщение ВИРА » 30 июн 2016, 03:04
Сообщение Надин3 » 30 июн 2016, 22:36
Говорите своему ребенку ☝
1. Я люблю тебя.
2. Люблю тебя, несмотря ни на что.
3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
8. Спасибо.
9. Мне понравилось сегодня с тобой играть.
10. Моё любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе.
21. Вашего ребенка в машине.
22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
23. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается в вашей помощи.
24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.
32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать.
33. Как свистеть в травинки.
34. Как тасовать карты, сделать веер/домик.
35. Как резать еду.
36. Как складывать белье.
37. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
38. Привязанность к вашему супругу.
38. Что заботиться о себе, ухаживать за собой очень важно.
39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
40. Чтобы посмотреть на птиц.
41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
42. Ходить в какие-то места вместе.
43. Копаться вместе в грязи.
44. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
45. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.
✔Порадуйте своего ребенка:
46. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
47. Положите шоколад в блины.
48. Выложите еду или закуску в форме смайлика.
49. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать.
50. Играйте с ними на полу.
51. Чувство вины.
52. Ваши мысли о том, как должно было быть.
53. Вашу потребность быть правым.
54. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
55. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
56. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
57. Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
58. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
59. Делайте ванну в конце длинного дня.
60. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.
В какой стране живут самые счастливые дети, и в чём секреты их воспитания
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Лагом как основная шведская философия
2. Никакой роскоши и вычурности. Кичиться богатством и выглядеть, как новогодняя елка утром во вторник – это совсем не про шведов. Лагом – это не дорогие часы, машина последней серии и модная одежда класса люкс. Даже если человек богатый и может себе позволить все и даже больше, не значит, что нужно это показывать. И тем более, покупать в кредит что-то из премиум-сегмента, только чтобы похвастаться, шведы точно не будут.
3.Ставка на натуральность. Шведов с детства приучают к бережному отношению к планете и ее ресурсам. Поэтому неудивительно, что они выбирают природные материалы в одежде и мебели, а походу в клубы и рестораны предпочтут вылазку на природу. Шведки выступают за натуральность и не боятся в любое время дня появляться с минимумом макияжа или же совсем без него. А если уже и выбирают средства в свою косметичку, то покупают экологичные бренды.
4. По философии лагом основной источник позитивных эмоций – это польза, которую каждый человек может принести. Шведы живут по правилу «Reduce – Reuse – Recycle», то есть «Сокращай, используй повторно, перерабатывай». Например, они отдают в благотворительные фонды одежду, которая им не нужна, или сдают на переработку.
Основы воспитания детей в Швеции
В декрет по очереди
Равенство и плюрализм мнений
Швецию можно смело назвать страной победившего феменизма. Архаичное разделение обязанностей по дому на женские и мужские давно кануло в Лету. Мужчины в этой стране не комплексуют, если их партнерша больше зарабатывает, и не видят ничего зазорного в том, чтобы дома готовить еду и убираться в квартире. А вот женщины успешно строят карьеру, становятся топ-менеджерами и платят за мужчину на свидании в ресторане.
И равенство это распространяется не только на взрослых, но и на детей. В Швеции табу на конфликты и уж тем более, на физические наказания. С детьми принято говорить, как с равными. С 1979 года в стране на законодательном уровне утвердили запрет на телесные наказания детей.
Никакого розового и голубого
То, к чему в западных странах только стремятся, в Швеции вовсю внедрено и прекрасно работает. Речь о гендерно-нейтральном подходе. В стране отказались от гендерных стереотипов не просто на словах, а на законодательном уровне. Для того, чтобы при обращении к человеку не подчеркивать его половую принадлежность даже ввели новое слово «хен», которое позаимствовали у соседей-финнов. Важно, что именно словом «хен» воспитатели обращаются в гендерно-нейтральных детсадах к деткам. Стоит отметить, что такие сады не все, есть и традиционные, но их количество постепенно сокращается.
Гендерная нейтральность помогает ребенку развиваться всесторонне без привязки к полу. В Швеции отказались от так называемых игр для девочек и для мальчиков. Это значит, что девочка может спокойно играть в машинки, а мальчик в куклы и никому даже в голову не придет косо на ребенка посмотреть. Таким образом, толерантность в шведах воспитывается с малых лет и становится частью их жизни.
Осознанное родительство
Разумеется, шведы просто люди и даже при всем благополучии и успешности им не чужды проблемы. В стране очень высокий процент разводов, почти половина браков распадается. Но развод у шведов – это не война с дележкой домов, вилок и детей. Если мужчина и женщина решили, что больше жить вместе не хотят, то это не значит, что теперь в жизни ребенка остается только мать, а отец, если повезет, просто платит алименты и приходит увидеться с ребенком на выходные и день рождения.
По закону, после расторжения брака ребенок должен общаться как с мамой, так и с отцом. И чаще всего он живет неделю с мамой, и неделю с папой. Даже во время развода шведы придерживаются норм равноправия. Нередко кто-то из бывших супругов просто селится рядом, чтобы ребенок мог жить половину времени у него, ходить в ту же школу и не терять друзей.
Вообще к семье и браку у шведов особое отношение. По закону нет никакой разницы, жената пара официально или просто вместе живет. Поэтому неудивительно, что половина детей в стране рождена у родителей, которые не расписаны. Но это никак не мешает им расти полноценными, свободными, толерантными и счастливыми. Изучая шведский образ жизни, интересно будет почитать 7 книг, которые расскажут о том, что такое счастье и как его обрести.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Меня душат заботой». Какие поступки родителей бесят подростков (а какие — радуют)
Жизнь с подростком — бесконечная история про то, что кого-то что-то бесит. То родители негодуют из-за неубранной комнаты и отключенного телефона, то дети — из-за того, что к ним со всем этим пристают. Мы попросили старшеклассников рассказать, что раздражает их в собственных мамах, папах и бабушках. И — для баланса — что в них же умиляет и радует.
«Папа запрещает мне нервничать»
Я живу c мамой, папой и сестрой, которая младше меня на четыре года. У нас есть две семейные традиции. Первая: мы уже 6 лет отмечаем Новый год в Воркуте у родственников. Вторая: летом эти родственники приезжают к моей бабушке. Раньше их визиты мне нравились, но сейчас начали ужасно раздражать. И я бы хотела это откорректировать. Я не понимаю, зачем взрослые люди устраивают встречи, которые всем приносят только негативные эмоции.
Еще меня раздражает, что родители часто называют окружающих глупыми. Мне же не нравится, когда человек начинает сплетничать о других и пытаться доказать, что он лучше.
Бесит, что папа запрещает мне нервничать. Он говорит, взрослые люди ко всему относятся спокойно и без стресса. А я не понимаю, как это. Получается, реагировать адекватно — значит быть равнодушным? Но я так не хочу! Как бы я ни старалась, мне сложно относиться к разным событиям без эмоций. И я не всегда могу найти в себе силы вести себя «по-взрослому». Но от меня этого уже требуют.
Когда-нибудь я обязательно стану взрослой, буду относиться ко всему спокойно, но не сейчас
Я много думаю о том, как буду воспитывать своих детей. Некоторые идеи даже записываю. Например, думаю, что я всегда буду готова выслушать ребенка, что бы ни случилось. А если он будет в плохом настроении, то не стану его доставать, потому что каждый имеет право на грусть, на выражение своих эмоций. Третье: никогда не буду ставить детям кого-то в пример. Мои отношения со многими детьми из нашего поселка испорчены из-за того, что родители сравнивают их со мной. Еще я всегда буду поддерживать своего ребенка и не стану про него сплетничать.
Что касается положительных качеств моих родителей, то мне нравится, что у нас в семье все общаются в границах, уважают личную территорию друг друга. Только мы с сестрой иногда ссоримся, когда я хочу послушать музыку, а ей надо делать уроки. Но это обычные сестринские ссоры.
Наказаний у нас не бывает. И я благодарна родителям за это. Они, наоборот, стараются как можно чаще нас с сестрой хвалить и подбадривать.
«Мои хотелки всегда исполняются»
Я единственный ребенок в семье, чему очень рада, поскольку мне нужно много внимания. С детства я жила с мамой. Моим воспитанием в основном занималась бабушка: забирала меня из садика, потом из школы, помогала делать уроки, водила на разные кружки. Отца никогда не видела, и он мной ни разу не интересовался.
Касательно учебы в нашей семье нет никаких правил. Моя мама всегда давала мне право выбора — где учиться, какие уроки делать. Не помню, чтобы из-за оценок меня когда-либо ругали. Если я получала двойку, мама не заставляла меня сидеть и отрабатывать тему, которую я так себе освоила. Она говорила: «Гораздо важнее количество нейронных связей, которые появляются и крепнут во время обучения». И меня этот подход вполне устраивал.
Мы с мамой проводим достаточно много времени вместе. Мы ходим в салоны красоты и на шопинг, часто путешествуем.
У меня от мамы нет секретов. Если что-то случилось, я всегда сперва расскажу об этом ей, а не подругам
Знаю, что не у всех подростков так, некоторые больше доверяют друзьям. И это очень печально. Дверь в мою комнату всегда открыта, и моя мама может в любой момент ко мне зайти. Я точно знаю, что она не станет копаться в моих вещах или телефоне, потому что доверяет мне.
У меня никогда не было карманных денег: если я чего-то хотела, всегда могла сказать об этом маме, и мои хотелки исполнялись. Зато не тратила на всякую ерунду. Меня никогда не контролировали, всегда отпускали на ночёвки к подругам.
Возможно, избыток внимания сделал меня в некоторой степени эгоисткой, но зато я никому не позволяю нарушать мои границы и не стесняюсь того, что у меня на все есть собственное мнение.
Я уверена, что доверие и разговор — лучшая профилактика проблем в подростковом возрасте. Важно интересоваться увлечениями своих детей и поддерживать их во всех начинаниях. Современным родителям приходится быть очень креативными, ведь мир меняется и потребности детей растут. К тому же мы много времени проводим в смартфонах, забывая об общении не только с ровесниками, но и с родителями. Важно больше времени проводить с детьми, придумывая свои традиции, занятия.
Любимая фраза моей мамы: «Не воспитывайте своих детей, воспитывайте себя: дети все равно будут похожи на вас». И для нее это не пустые слова, она действительно так живет.
«Учу маму и бабушку общаться в границах»
Раньше я жила с бабушкой, пока она не переехала на дачу. Теперь живу вместе с мамой. Отца не знаю.
Мама полностью мне доверяет, и я организую свое учебное время сама — тем более что чаще всего она занята и за этим не особо следит. Иногда мне становится грустно, что мы проводим мало времени вместе. Мне бы хотелось, чтобы у нас были семейные традиции: совместные ужины, просмотр фильмов, празднование чего-то.
Я очень долго учила и до сих пор учу маму и бабушку общаться в границах. В мою комнату часто заходят без стука, меня нередко тискают и трогают, когда мне этого не хочется. А еще не слышат «нет», когда я устала и не готова разговаривать. С мамой в этом плане проще: она сама порой запирается, поэтому в большинстве случаев уважает и моё право на это. Но бабушка, к сожалению, к такому совсем не привыкла и очень обижается, когда я говорю, что мне некомфортно из-за каких-то ее действий. Это выводит меня из себя, ведь я стараюсь найти компромисс.
Мне бы хотелось, чтобы родные были внимательнее к тому, что причиняет мне дискомфорт
Несмотря на то что мама уважала мою свободу, её было очень мало в моей жизни. В основном меня воспитывала бабушка, а образ мамы из детства я даже не могу вспомнить. Возможно, что я бы согласилась даже на более строгое воспитание, если бы в таком случае мама принимала большее участие в моей жизни.
Мне не нравится, когда меня душат заботой, когда ведут себя так, будто бы я не способна что-то сделать сама. Навязчиво предлагают сделать то или иное, дают непрошеные советы. А еще излишне контролируют. Меня обижает подозрительность и то, что маме дозволено больше. Она вот редко объясняет, куда и с кем идёт, а я должна писать о том, что делаю, каждый час.
Однако я благодарна маме за то, что меня никогда не наказывали. Мне кажется, что запрещать детям что-либо бесполезно, взрослый лишь полностью потеряет над ними контроль. Так они растят не послушных детей, а тех, кто знает, как «обойти закон» и не попасться. Лучше дать ребёнку знать, почему взрослый что-то не одобряет. А выводы он сделает самостоятельно.
Изображение на обложке: shuttestock / Grinbox
Из первых уст: почему я люблю работать с детьми
Преподаватель английского – это не только перспективная карьера, стабильный доход, постоянный профессиональный рост и банально интересная работа. Преподаватель английского – это еще и «по любви»: к языку и к своим ученикам. Мы спросили преподавателей нашего детского направления, почему они любят работать с детьми.
Китаева Анна
«Работать с детьми люблю по одной простой причине: на уроках я могу раскрепоститься и вести себя эмоционально, порой по-детски. Отключиться от “взрослого” мира с его сложностями и погрузиться в мир ребенка – непосредственный и полный энергии. Это совсем не так, как с придирчивыми, порой твердолобыми и такими непростыми взрослыми…
Конечно, дети попадаются разные. Сил на уроке с ребенком расходуется гораздо больше, чем со взрослым: удержи внимание, переключи, если нужно, заинтересуй, мотивируй – иначе ты “потеряешь” его. Но даже “бука” – это все-таки ребенок, и если такой на моем уроке начинает улыбаться и хихикать, тогда я вижу: дверь в сердце открылась. Для меня это – одно из высших достижений и удовольствий».
Юлия Болдакова, методист направления Skyeng Junior
«Главным фактором моего выбора работы с детьми является корысть, абсолютно точно! Почему? Я стараюсь постоянно обновлять свои знания, умения и навыки, придерживаюсь принципа longlife learnin g. А поколение Z (мои ученики) помогает оставаться «в тренде» – узнавать новое, интересное, актуальное. Вот, например, лишь некоторые из ресурсов, которыми поделились со мной мои ученики.
Макс, 13 лет: “Установите себе прокси и пользуйтесь телеграмом, там и стикеры классные!”
Миша, 14 лет: “Про мстителей можно здесь почитать».
Даша, 12 лет: “Хотите получать письма из Хогвартса? Здесь можно подписаться».
А еще от них же я узнала, с помощью какого сервиса можно сделать прозрачный фон у картинки, на каких сайтах учат полезным “штукам», что из-за пакета Яровой наверняка интернет-провайдеры поднимут абонентскую плату, что китайские ноутбуки Xiaomi недорогие, но очень хорошие (НЕ реклама :)), что незачем тратить деньги на курсы по рисованию, ведь на YouTube есть куча каналов с тьюториалами… А еще про Соболева, Данилу Поперечного, Badcomedian и многих других, теперь уже известных мне блогеров. Я расту и развиваюсь вместе со своими учениками, делюсь с ними английским, а они со мной – своей интересной информацией. Поэтому, я даже больше в плюсе, чем мои ученики. P.S. От студента 39 лет я узнала, что бензин подорожал … а ведь у меня и машины нет
Алина Браткевич
«С детьми мне хочется творить! Они наполняют меня свежестью, радостью, новыми знаниями, мудростью, счастьем и просто заставляют развиваться! Когда я вижу, что ученику нравится занятие, мой преподавательский потенциал зашкаливает неимоверно…
Кристина Бабаскина
«Я люблю работать с детьми потому, что с ними весело! Можно попеть, потанцевать, поиграть и подурачиться. Ещё дети, особенно маленькие, – очень искренние: они рассказывают о своих новостях, домашних животных, показывают новые игрушки и вообще превращают меня, своего преподавателя, в часть своего маленького мира.
Для взрослых же преподаватель бывает просто очередным поставщиком услуг, и работа таким образом превращается в рутину. С детьми так почти никогда не бывает… Совсем недавно один из моих юных студентов, у которого был очень негативный опыт изучения английского и наработанная зажатость, вдруг начал разговаривать на английском на уроке – это было очень большое достижение! Плакали его мама и бабушка, я с трудом удержалась… А строители, которые в это время делали ремонт в квартире, отметили мое хорошее произношение (вот это признание :))! В общем, дети дарят искренность и эмоции, которых мало во взрослом мире, а слышать слова благодарности от родителей невероятно радостно: чувствуешь, что делаешь что-то важное и нужное».
Алена Чечулина
«Дети – это постоянно какие-то забавные истории, ситуации на уроках, порой педагог может даже насладиться персональным концертом! Когда учитель создает для ребенка на уроке волшебный мир, он сам становится чуточку ребенком. Это прекрасно, что будучи взрослыми, мы можем ненадолго продлить себе детство!
Дети помогают постоянно быть в движении. Педагогу приходится быть в курсе новой информации, в поиске идей, «хаков» – чтобы снова удивить, заинтересовать своего маленького студента. Нужно знать, чем ребенок живет в современном мире, чтобы подобрать к нему «правильный ключик»… Дети чисты и открыты, они максимально искренние. Наедине ребенок всегда скажет правду: что ему понравилось, что нет, что для него «интересно», «смешно», «красиво». Я люблю честность… Глаза детей горят любовью к жизни, и это, несомненно, заряжает, дает вдохновение на новые подвиги».
Юлия Григорьева
«Я просто очень люблю детей, они открывают для меня мир под другим углом! Никогда более человек не развивается так быстро, как в детстве. То, на что способен человеческий мозг в этот период, восхищает ученых всего мира… Помогать детям поверить в свои силы, вдохновлять на новые свершения, радоваться вместе с ними их успехам и победам – это и есть дело моей души!
Да, работа с детьми отнимает много эмоциональных сил, но эти же дети и дарят эмоции… Одна из моих учениц поступила в языковую школу через несколько месяцев после наших занятий. Успешно сдав экзамен, она позвонила мне, и я радовалась за нее, прямо как член семьи! Удивительное чувство, когда ты причастен к поворотным моментам в жизни юного человека… Я невероятно обрадовалась, когда один из моих учеников, который несколько месяцев наотрез отказывался читать (дислексия и психологический барьер “я не смогу”), на одном из наших уроков начал читать. Именно такие моменты дарят ощущение того, что я делаю что-то важное в жизни».
Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте
Проблема комплексного изучения детско-родительских отношений ставит перед психологом задачи накопления и расширения методического арсенала в области семейного и возрастно-психологического консультирования. Одной из информативных диагностических техник в выявлении родительской позиции является методика «Родительское сочинение» 3, однако проективный характер методики вызывает определенные трудности при ее проведении и интерпретации полученных результатов.
Диагностическую ценность традиционно используемой методики свободного сочинения на заданную тему («Мой ребенок», «Я как родитель» и т.д.) в ряде случаев существенно ограничивает недостаточный культурно-образовательный и интеллектуальный уровень родителей, и, в первую очередь, уровень развития у обследуемых родителей письменной речи и способности к рефлексии, что встречается достаточно часто в современных неблагополучных, дисгармоничных, проблемных семьях.
К трудностям проведения методики относятся нередкие отказы родителей от выполнения задания из-за его сложности или отсутствия времени. Наиболее часто отказываются от выполнения задания родители, не имеющие постоянной практики и опыта письменного изложения своих мыслей и чувств. В этих случаях отказ может сопровождаться альтернативными предложениями со стороны родителя рассказать о ребенке и проблемах более подробно, ответить на любые вопросы психолога, заполнить анкеты и опросники.
В большинстве случаев необычность и непривычность задания, длительное время, требующееся для его выполнения, стремление родителя к уединению в процессе написания сочинения приводит к тому, что родитель просит написать сочинение дома, в форме «домашнего задания». Это не позволяет психологу осуществить наблюдение за особенностями эмоционального отношения родителя к заданию, фиксировать речевые комментарии родителя в процессе написания сочинения и проч. Кроме того, при интерпретации полученных данных для проведения контент-анализа текста сочинения от психолога требуется высокая квалификация и значительные временные затраты.
Практика показывает, что модифицированный вариант методики «Родительское сочинение» в форме незавершенных предложений снимает основные трудности проведения и интерпретации результатов. Родители легче и охотнее соглашаются на диагностическое взаимодействие с психологом, оказываясь в привычной ситуации заполнения анкет и опросников. Заданность и последовательность предъявления диагностического материала позволяет актуализировать исследуемые особенности родительско-детских отношений: прямые и отраженные оценки ребенка; ценностные ориентации родителя, включающие систему идеальных ожиданий, реальных требований и возможных страхов и опасений; особенности совместной деятельности родителя и ребенка.
По результатам методики «Родительское сочинение» становится возможным выявление родительской позиции в семьях дошкольников, сложившегося образа ребенка у родителя, особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Методика позволяет также получить данные об индивидуально-личностных особенностях родителя.
В используемом нами модифицированном варианте методики «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений особенности родительской позиции выявляются по одиннадцати шкалам: «Открытая», «Сравнительная оценка ребенка», «Значимые характеристики ребенка», «Позитивные особенности ребенка», «Идеальные ожидания», «Возможные страхи, опасения», «Реальные требования», «Причины трудностей», «Анамнестические данные», «Интересы, предпочтения ребенка», «Ситуация «Мы-взаимодействия»».
1. «Открытая» шкала выявляет общий спектр проявлений особенностей родительской позиции с помощью ненаправленных незаконченных предложений. Результаты позволяют получить дополнительную информацию о переживаниях родителя, значимых характеристиках сложившегося образа ребенка у родителя.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
2. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала позволяет также выявить степень признания родителем самоценности ребенка.
Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
3. Шкала «Значимые характеристики ребенка» позволяет выделить основные качества и свойства ребенка, являющиеся значимыми для родителя.
Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
4. Шкала «Позитивные особенности ребенка» выявляет принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Описываемые качества могут включать в себя физические особенности и внешность ребенка; его знания, умения, навыки или достижения; особенности поведения и деятельности; выполнение требований родителей; интеллектуальные, моральные, волевые, эмоциональные качества ребенка; особенности гендерной идентичности.
Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
5. Шкала «Идеальные ожидания» выявляет декларируемые или реальные цели и ценности родительского воспитания, восприятие перспектив развития ребенка и отношений с ним, предпочитаемые качества ребенка.
Шкала включает в себя четыре незаконченных предложения:
6. Шкала «Возможные страхи, опасения» выявляет зоны возможной обеспокоенности, тревоги, вины, страха родителя по отношению к ребенку и перспективам его развития. Позволяет выявить степень переживания родителем ответственности за возникающие трудные ситуации в жизни ребенка и возможные фрустрации в детско-родительских отношениях.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
7. Шкала «Реальные требования» выявляет особенности воспитательной позиции родителя, ее эффективность и ресурсы, особенности практики воспитательных воздействий родителя на поведение ребенка.
Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
8. Шкала «Причины трудностей» выявляет не принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Шкала позволяет выявить конфликтные зоны во взаимоотношениях с ребенком.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
9. Шкала «Анамнестические данные» направлена на получение информации, позволяющей более полно реконструировать историю развития ребенка, выявить значимые события в генезисе развития ребенка и характер переживания родителем этих событий.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
10. Шкала «Интересы, предпочтения ребенка» позволяет понять особенности предпочитаемых видов деятельности ребенка, выявить сферу интересов ребенка «глазами родителя», особенности принятия Интересов и предпочтений ребенка родителем.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
11. Шкала «Ситуация «Мы-взаимодействия»» позволяет определить зоны принятия ребенка в значимых для родителя сферах. Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
Методика позволяет выделить определенные компоненты родительской позиции, включающие в себя образ ребенка, образ отношений в семье, образ самого родителя.
Блок «Образ ребенка» включает в себя идеальный и реальный образы ребенка.
Идеальный образ ребенка отражается в декларируемых родителями целях и ценностях воспитания, их представлениях о будущем ребенка (учеба, профессия, личностные особенности, сравнение ребенка с родителем), страхах и опасениях родителей (шкалы 5, 6, 7).
Реальный образ ребенка включает в себя представления родителей о значимых особенностях и качествах ребенка, его интересах, особенностях отношений с взрослыми и сверстниками. Реальный образ ребенка складывается из образа ребенка в прошлом (анамнестические сведения, шкала 9) образа ребенка в настоящем — оценочный (прямая и сравнительная оценка ребенка, шкалы 2, 4) и констатирующий (значимые характеристики, интересы, трудности, шкалы 3, 8, 10) компоненты образа.
Блок «Образ отношений в семье» включает в себя воспитательные требования родителей, особенности совместной деятельности родителя и ребенка, эмоциональный компонент отношений ребенка с родителями, особенности отношений с другими взрослыми в семье (шкала 11).
Определенную информацию дают результаты ответов родителей на нейтральные незаконченные предложения (шкала 1). По этой шкале родители имеют возможность высказаться о наиболее важном и значимом для них в относительно свободной форме.
Сочинения родителей анализируются по следующим критериям: распространенность среди высказываний определенных содержательных категорий, их эмоциональный знак, особенности временной перспективы высказываний (временная направленность на настоящее, прошлое, будущее) и центрированность высказываний (на ребенке, на родителе, на отношениях между ребенком и родителем). Подсчитываются также коэффициент распространенности описания и коэффициент значимости блоков «Образ идеального ребенка», «Образ реального ребенка» и «Образ отношений в семье».
Полное описание методики приведено в Приложении 2.
Общее количество контент-единиц по выборке составило 1 720.
1. Категории высказываний
Контент-анализ сочинений родителей позволил выделить ряд категорий высказываний, специфичных для каждого блока анализируемых показателей.
Обобщенный список категорий контент-единиц по блоку «Образ ребенка», относящихся к представлениям родителей о реальном и идеальном ребенке
Значимые характеристики, качества:
1) личностные особенности;
2) волевая сфера, самоконтроль;
3) когнитивная сфера;
4) коммуникативная сфера; навыки;
5) эмоциональная сфера;
7) внешность, физическое развитие;
8) самообслуживание, бытовые
10) вкусовые предпочтения.
Интересы, деятельностные предпочтения:
1) природа (животные, растения);
2) культурные мероприятия;
4) компьютер; (математика, языки);
6) продуктивные виды деятельности;
10) интеллектуальные занятия
12) обучение, поступление в детский сад / школу / вуз.
2) близость, симбиоз;
3) совместность во взаимодействии;
Трудные жизненные ситуации:
1) утрата, сепарация;
2) развод, конфликт, переезд.
1) обобщенные высказывания;
2) переживания родителей.
В блоке «Образ отношений в семье» среди выделенных категорий не представлены категории, отражающие значимые характеристики и качества ребенка, и более дифференцированы категории, характеризующие качественные различия в характеристике детско-родительских отношений.
Обобщенный список категорий по блоку «Образ отношений в семье»
Интересы, деятельностные предпочтения:
2) совместность в деятельности (без конкретизации вида деятельности);
3) бытовое взаимодействие;
4) межличностное общение;
5) культурные мероприятия;
7) продуктивные виды деятельности;
10) занятия, обучение.
Характер отношений с ребенком:
6) близость, симбиоз.
1) обобщенные высказывания;
2) шаблон «мы — дружная семья».
Категории высказываний по «Открытой» шкале:
1) чувство «принадлежности» ребенка;
2) условный симбиоз;
3) личностные качества;
4) коммуникативные качества;
5) волевые качества;
6) навыки самообслуживания;
7) эмоциональные проявления;
9) обучение, профессия;
11) детско-родительские отношения;
13) сравнительная оценка;
14) внешние влияния;
15) телесный контакт;
17) обобщенные высказывания;
16) переживания родителя;
18) сензитивность к состоянию ребенка.
2. Эмоциональный знак отношения
Эмоциональная составляющая высказываний родителей отражает особенности принятия ребенка родителем (положительный, отрицательный, амбивалентный, нейтральный, эмоциональные знаки высказывания).
Эмоциональный знак высказываний не анализируется по шкалам «Возможные страхи, опасения», «Причины трудностей» (предполагает отрицательный знак), «Интересы, предпочтения ребенка» (предполагает нейтральный знак), «Реальные требования» (предполагает нейтральный и отрицательный знаки).
3. Временн а я перспектива образа
Временная отнесенность образа ребенка, себя как родителя или отношений с ребенком (на прошлое, настоящее, будущее) определяется по «Открытой» шкале. По другим шкалам временная направленность высказываний задана изначально. В высказываниях родителей могут встречаться исключения, и они интересны для разбора индивидуальных случаев.
4. Характер центрированности высказываний
Определение характера центрированности высказываний (на ребенке, на родителе, на отношениях родителя с ребенком) возможно также только по «Открытой» шкале. По другим шкалам центрированность высказываний в основном задана изначально. Отражением центрированности высказываний на родителе служит выраженность по группе в блоке «Образ ребенка» такой категории, как «переживания самого родителя». Отражением центрированности на отношениях с ребенком служит выраженность по группе в блоке «Образ ребенка» таких категорий, как «послушание», «близость, симбиоз», «совместность во взаимодействии».
5. Распространенность описания
Коэффициент распространенности описания (К распр. ) — показатель степени полноты, подробности идеального и реального образов Ребенка; образа самого родителя и особенностей его воспитательной Позиции; образа детско-родительских отношений.
К распр. = кол-во контент-единиц по блоку / кол-во чел. (по группе)
6. Значимость блоков «Образ идеального ребенка», «Образ реального ребенка», «Образ отношений в семье»
Показатель предпочитаемой ориентации родителей на реальный, идеальный образы ребенка или на образ отношений с ним. Коэффициент значимости (К знач. ) образа отражает степень значимости определенного блока высказываний для родителей.
К знач. = К распр. / количество вопросов в блоке
В нашем исследовании были представлены пять групп испытуемых, различающихся по типам взаимодействия родителя и ребенка (табл. 1). Деление на группы осуществлялось путем использования кластерного анализа результатов пробы на совместную деятельность методом К-средних. Сопоставление групп между собой с использованием U-критерия Манна-Уитни показало, что выделенные группы значимо различаются по определенным переменным, отражающим деятельностный и эмоциональный компоненты взаимодействия.
Типы взаимодействия родителя и ребенка
На основании полученных данных нами описаны особенности родительской позиции при различных типах взаимодействия с ребенком.
Характеристика родительской позиции при конфликтном типе взаимодействия
Основным характерным отличием образа ребенка при конфликтном типе взаимодействия является то, что он менее дифференцирован, по сравнению с другими типами. Интересно, что при прямой оценке особенностей ребенка родителей в основном волнует развитие определенных способностей (спорт, музыка) и физическое благополучие ребенка (хорошо кушает, здоров, красив). При сравнении своего ребенка с другими детьми большинство родителей говорят о его коммуникативных качествах. Отмечают, что их ребенок лидирует, старается со всеми подружиться, найти общий язык. Та же ситуация наблюдается и в образе идеального ребенка: также представлены категории, связанные с физическим благополучием (будет сильным, будет заниматься спортом), коммуникативными качествами (будет лидером, будет много друзей) и развитием способностей (изучит любую науку). Опасения родителей в будущем связаны с физическим благополучием (здоровье) и послушанием ребенка (будет непослушен, капризен).
Образ ребенка в прошлом (анамнестические сведения) у конфликтных родителей в основном складывается из оценки физической стороны развития (была как кукла, был подвижный, шустрый) и деятельностных предпочтений (любил машинки, мультики). Интересы ребенка глазами родителей не имеют определенной выраженной направленности. Чуть более выражен интерес к спорту, танцам, что тоже подчеркивает важность физического компонента в образе ребенка.
Эмоционально-личностные особенности в образе ребенка у родителей из конфликтной группы значительно менее представлены и упоминаются в связи с возможными зонами конфликтности. Родители видят среди основных возникающих трудностей особенности эмоционального реагирования ребенка (беспричинно ревет, расстраивается, раздражается).
Таким образом, у конфликтных родителей образ ребенка ориентирован в основном на внешнюю активность: определенные достижения ребенка в интеллектуальной, коммуникативной, деятельностной сферах; физическое состояние (здоровье, внешность, физическая активность). Эмоционально-личностная сторона образа затрагивается в негативном контексте.
Родители из конфликтной диады ориентированы на настоящее — К знач. блока «Образ реального ребенка» равно 0,98. Если рассматривать отдельно нейтральные высказывания как наиболее информативные для выявления центрированности и направленности позиции родителя, то в среднем 83% из них направлены на настоящее и центрированы на ребенке.
Образ ребенка в целом имеет эмоционально-положительную окраску. Исключение составляет образ ребенка в прошлом с приоритетом нейтральных по знаку высказываний (67%), в особенности при сравнении ребенка с другими детьми (50% нейтральных высказываний). По критерию эмоциональной направленности будущее представляется родителям более позитивным, чем настоящее (ожидания в 98% случаях позитивные).
Родитель относится к ребенку в прошлом по большей части эмоционально-нейтрально. Все значимое и важное для родителя происходит в настоящем, при этом в будущем ребенок видится более позитивно, чем в настоящем.
Относительно образа отношений с ребенком можно сказать, что он положительно окрашен (78% положительных высказываний). Приоритет каких-либо определенных категорий в образе отношений между ребенком и родителем выявить не представляется возможным. Родители в равной степени отмечают дружбу, любовь, близость во взаимоотношениях с ребенком. Совместная деятельность строится вокруг чтения, пения и свободного времяпрепровождения.
Пример 1. Протокол сочинения мамы Насти С.
Сравнительная оценка ребенка
Значимые характеристики в оценке ребенка
Положительные особенности ребенка
Возможные страхи, опасения
Интересы, предпочтения ребенка
Характеристика родительской позиции при гармоничном типе взаимодействия
Наиболее значимыми характеристиками в реальном образе ребенка для родителей из гармоничных диад являются его личностные особенности. Интересно, что в отличие от других групп большинство Родителей отмечают доброту как основное качество их ребенка. Родители также отмечают такие личностные качества ребенка, как открытость, непосредственность, наивность, добродушие. При сравнительной оценке качеств ребенка фокус образа смещается в сторону коммуникативной сферы («находит общий язык», «общительный» «со всеми играет»). В целом эмоциональный знак реального образа ребенка положительный.
Диапазон предпочтений в образе ребенка достаточно широкий, но наиболее выражены игровые предпочтения. Чуть менее выражена категория «чтение», еще менее — вкусовые предпочтения, любовь к животным/растениям, просмотр телевизора. В некоторых случаях в сферу интересов родитель включает себя или другого родителя («играть с папой», «сидеть дома с мамой»).
Причины негативных проявлений в поведении ребенка (трудностей) родители из гармоничных диад видят в особенностях развития волевой сферы («неусидчив, рассеян»), внутрисемейного взаимодействия («не слушает», «перенимает не то, что хотелось бы»), в коммуникативной сфере («скован», «не имеет близких друзей»).
Родитель склонен рассматривать себя в контексте трудностей ребенка («просит меня, когда мне некогда», «приходится говорить ему по нескольку раз»).
Предъявляемые ребенку требования касаются его эмоциональной сферы («перестал плакать», «расстраиваться», «переживать») и интеллектуальных занятий («писал», «читал», «занимался»). Вообще, плач упоминается родителями этой группы значительно чаще, чем в других диадах. Такие негативные эмоциональные реакции, как раздражение, злость, вообще не упоминаются.
Ожидания у родителей концентрируются вокруг здоровья («чтобы не болел», «вырос крепким») и часто носят обобщенный характер (в форме пожеланий ребенку хорошего в дальнейшей жизни). Опасения родителей также носят, скорее, обобщенный характер («в жизни будет нелегко, тяжело») или связаны со здоровьем ребенка.
В образе идеального ребенка у родителей из гармоничных диад, наряду с когнитивной и физической сторонами, достаточно значимой является эмоционально-личностная («спокойный», «счастливый», «умный», «здоровый»).
Образ ребенка в прошлом достаточно дифференцирован. В основном для родителей важно, каким было внутрисемейное взаимодействие с ребенком. Важно отметить, что почти во всех высказываниях просматривается эмоциональная включенность родителя во взаимодействие с ребенком («радовала меня», «мы много путешествовали», «все его баловали», «я пыталась лучше ее узнать»). На отрицательном полюсе высказываний в основном упоминаются эмоциональные проявления ребенка (капризы, плач, беспокойство).
Среди пережитых ребенком трудных ситуаций отмечаются разлука с родителями (до нескольких месяцев), болезнь (нахождение в больнице). Причем на том же уровне выраженности находится и показатель отсутствия трудных ситуаций у ребенка в прошлом, т.е. мы не можем говорить о каких-либо определенных тенденциях в этой области.
Гармоничный тип взаимодействия отличается тем, что образ отношений с ребенком у большинства родителей характеризуется как дружеский, и, по сравнению с другими группами, в гармоничных диадах родители чаще говорят о любви во взаимоотношениях с ребенком и эмоциональный знак высказываний по шкале «Ситуация «Мы-взаимодействия»» максимально положительный по выборке (87% положительных высказываний). Коэффициент значимости блока «Образ отношений в семье» по группе наиболее выражен (Кзнач. = 1,0).
Категории ответов по «Открытой» шкале в гармоничных диадах достаточно размыты. Интересно, что, по сравнению с другими типами диад, здесь наиболее выражена центрированность высказываний на отношениях с ребенком («он сильно привязан ко мне», «хочу поскорее увидеть его»).
Пример 2. Протокол сочинения мамы Алины Щ.
Сравнительная оценка ребенка
Значимые характеристики в оценке ребенка
Позитивные особенности ребенка
Возможные страхи, опасения
7. Я очень раздражаюсь, когда. мне приходится говорить своему ребенку одно и то же (например, убрать игрушки) и все без толку.
17. Мне не нравится в нем/ней. то, что она повторяет за мной то, что мне не нравится в себе (например, как она повышает голос, если ей что-то не нравится).
Интересы, предпочтения ребенка
Характеристика родительской позиции при дистантном типе взаимодействия
В образе ребенка при дистантном типе взаимодействия выражены следующие категории высказываний: самостоятельность, послушание, коммуникативные и личностные качества. Интересно, что среди значимых личностных характеристик ребенка всего один раз упоминается доброта. В других группах доброта упоминается значительно чаще. В рассматриваемых диадах в реальном образе ребенка наблюдается тенденция к подчеркиванию близости («я вижу в ней себя», «разговаривает со мной по душам», «рассуждает со мной о жизни») и в то же время к удовлетворенности тем, что ребенок может сам себя занять, самостоятелен («занят увлекательным делом — лучше, если самостоятельно», «всегда сам может найти себе занятие»). В коммуникативной сфере также наблюдается амбивалентность отношения к ребенку («он всех заводит», «ей трудно найти партнера по игре»). Эмоциональный знак образа реального ребенка по шкале «Значимые характеристики ребенка» выраженно-нейтральный (57%) или амбивалентный (14%), а по шкале «Сравнительная оценка ребенка» 22% отрицательных высказываний. При этом родители подробно говорят об увлечениях ребенка разнообразными занятиями. Среди предпочтений родители в основном отмечают те, где ребенок сам себя может занять: игра, рисование — по шкале «Позитивные особенности ребенка»; ТВ, игра, чтение, продуктивные виды деятельности — по шкале «Интересы, предпочтения ребенка».
Среди основных причин трудностей родители называют непослушание и упрямство ребенка с акцентом на то, что родителю приходится предпринимать что-то для преодоления позиции ребенка («приходится по нескольку раз просить», «не убирает за собой», «ленится»). Те качества, которые не нравятся в ребенке, сформулированы в достаточно резкой форме (эгоизм, лень, упрямство). В отличие от других групп, нет указаний на негативные эмоциональные реакции ребенка (например, конфликтные проявления, плач).
Образ ребенка в прошлом (шкала «Анамнестические данные») отражает наличие дистанции в отношениях («был очень спокойным, до трех лет все делал сам», «раньше было меньше хлопот», «почти никогда не плакал», «я никогда не выделяла ее, старалась ровно относиться»). В основном родители констатируют, что в прошлом с ребенком не было проблем.
В опасениях родителей нет определенных ярко выраженных тенденций. Родители в равной степени говорят о послушании, обучении в школе, и, что интересно, о близости («порчу своей любовью», «в трудную минуту меня не будет рядом»). Необходимо отметить, что по параметру временной направленности родители из дистантных диад более ориентированы на будущее (36% по «Открытой» шкале), чем родители из других диад.
Образ отношений с ребенком описывается родителем без превосходных степеней качественных прилагательных. Не встречаются такие описания отношений, как, например, в гармоничной группе («замечательные», «прекрасные», «чудесные»). Родители констатируют без выраженной эмоциональной включенности, что отношения с ребенком «строятся на доверии» «характеризуются взаимопониманием», «мы хорошо относимся друг к другу».
Пример 3. Протокол сочинения мамы Алеши Т.
Сравнительная оценка ребенка
Значимые характеристики ребенка
Позитивные особенности ребенка
13. Мне нравится в моем ребенке. что он правильно понимает некоторые жизненные ситуации — отношения детей к взрослым, к девочкам — одних уважать, других защищать, не обижать.
Возможные страхи, опасения
Интересы, предпочтения ребенка
Характеристика родительской позиции при типе взаимодействия «Родитель-диктатор»
Образ ребенка у авторитарного родителя имеет несомненное качественное своеобразие. При сравнении своего ребенка со сверстниками родители отмечают большую зрелость своего ребенка («рано повзрослела», «более ответственна», «рассудительна не по годам», «выглядит старше»). Значимой категорией для авторитарных родителей являются коммуникативные качества ребенка, причем родители оценивают их как позитивно («очень общителен», «коммуникабелен», «охотно идет на контакт»), так и негативно («плохо контактирует», «всегда уступает нагловатым детям», «недостаточно раскован»).
Среди значимых характеристик ребенка родители этой группы наиболее часто называют личностные и волевые качества. Среди позитивных личностных качеств преобладают отзывчивость, открытость, дружелюбие, справедливость, умение прощать. Значимых негативных личностных качеств по выборке не выявлено. К волевым качествам родители относят упрямство, упорство, настойчивость, умение доводить дело до конца.
При оценке позитивных особенностей ребенка для родителей также приоритетными являются личностные качества ребенка (доверчивость, доброта, желание помочь), а также послушание («слушается и помогает», «помогает мне и слушает родителей») и позитивное эмоциональное состояние («жизнерадостный», «веселый», «в хорошем настроении»).
Интересно, что в высказываниях по шкале «Сравнительная оценка ребенка» выражена тенденция центрированности родителя на себе, своих переживаниях и на близости с ребенком. Например, при ответе на вопрос «Когда мы с ним/ней бываем среди других детей. » на положительном полюсе такие высказывания, как: «мне с ним легко», «нам очень хорошо», «мне бывает приятно наблюдать за ней», на отрицательном — «он предпочитает не замечать, что рядом есть мама», «полностью переключает на них свое внимание».
Основной причиной трудностей во взаимодействии с ребенком родители называют непослушание («не могу ее переубедить», «упрямится, хотя знает, что не права»). Здесь наиболее часто используется определение «упрямство». Многие родители говорят о склонности ребенка к лени и вранью. По сравнению с другими типами диад, значимость образа реального ребенка высокая (Кзнач.= 1,08).
Образ ребенка в прошлом имеет положительную эмоциональную окраску. Родители отмечают, что с ребенком было в основном легко и называют различные качества ребенка: внешность («был похож на медвежонка», «был как одуванчик»), физическую активность («был шустрым, подвижным»), когнитивное развитие (речь, память, любознательность). Пережитые ребенком трудности в основном связаны со здоровьем и сепарацией.
В идеальном образе ребенка среди требований к ребенку преобладает категория послушания («хотелось бы, чтобы ребенок перестал пререкаться, капризничать, упрямиться»). Наиболее часто в этой категории употребляется глагол «упрямиться». Родитель предъявляет к своему ребенку требование быть активным (перестал бы «стесняться рассказывать стихи», «быть таким застенчивым», «всего бояться»), но при этом послушным и позитивно эмоционально настроенным. Большинство родителей, очерчивая круг желательной активности ребенка в будущем, говорят о достижении успехов в обучении. Вообще, «достичь» и «добиться» — наиболее часто употребляемые здесь глаголы.
Та же тенденция наблюдается и в идеальных ожиданиях. По данной шкале достаточно много отрицательных высказываний, касающихся послушания («не был бы таким упрямым», «почаще прислушивалась к тому, что ей говорят, что от нее требуют» и в то же время «был бы поупорнее») и коммуникативных качеств («был более коммуникабельным», «легко сходился с людьми»). Авторитарные родители чаще, чем в других группах, говорят, что ожидают от ребенка приобретения конкретных умений и навыков («научился кататься на коньках», «научилась шить, вязать», «развила способности к рисованию», «делала мелкую домашнюю работу», «продолжала занятия танцами как можно дольше»), т.е. ожидания в отношении ребенка достаточно конкретизированы. Ожидания также касаются дальнейших отношений с ребенком, в основном в аспекте помощи родителям и взаимного доверия («вырастет и будет помогать маме», «вырастет заботливым сыном», «мы были бы лучшие подруги», «отношения были бы доверительные»). Упоминания собственно эмоционально-личностных качеств в ожиданиях мало. Родители хотели бы, чтобы их ребенок был понежнее, поменьше тревожился, был более уравновешен.
Возможные страхи и опасения касаются в основном оказания внешнего влияния на ребенка («подчинится чужому влиянию», «обращал внимание на отрицательных героев», «влияли плохие поступки других детей», «попадет в плохую компанию», «чтобы кто-то командовал им»), послушания и потери близости с ребенком. Среди основных эмоционально-личностных качеств, которые родитель не хотел бы видеть в своем ребенке, — застенчивость, нерешительность, тревожность, излишняя эмоциональность, ранимость. Но о них родитель говорит мало. Родитель хочет видеть своего ребенка решительным, стойким, послушным, независимым от внешнего окружения и опасается потери влияния на ребенка.
В образе отношений с ребенком (шкала «Ситуация \»Мы-взаимодействия\»») превалирует категория дружбы, даже подчеркивается равенство позиций родителя и ребенка («общаемся на равных», «учим друг друга»). Общий эмоциональный знак высказываний — положительный, но без выраженных превосходных степеней в описании отношений с ребенком. Можно сказать, что эмоциональная оценка отношений, скорее, сдержанная («неплохие», «нормальные», «пока хорошие», «можно назвать гармоничными», «дружеские, но до определенной степени»).
По характеру открытых высказываний можно сказать, что родители много внимания уделяют своим переживаниям относительно ребенка (интерес, гордость, волнение, радость). Родителями декларируется чувствительность к состоянию ребенка. В образе ребенка приоритет коммуникативных качеств сохраняется.
Пример 4. Протокол сочинения мамы Наташи Л.
Сравнительная оценка ребенка
Значимые характеристики ребенка
Позитивные особенности ребенка
14. Я всегда мечтала о том, что. чтобы она хорошо кушала и слушалась.
Возможные страхи, опасения
18. Когда он/она был(а) маленьким(ой).
Интересы, предпочтения ребенка
Характеристика родительской позиции при типе взаимодействия «Ребенок-диктатор»
В образе ребенка среди значимых характеристик выражены волевые качества («требователен», «настойчив», «стремится добиться чего-то» «целеустремленность»), личностные качества («серьезность», «спокойствие», «прямолинейность»). Родители отмечают также любознательность и речевую активность ребенка (силен в разговорах, спорах, сочинении историй).
Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители отмечают удовлетворенность поведением ребенка («прекрасно себя ведет», «довольна его поведением и мне редко бывает за него стыдно»). Среди категорий высказываний наиболее выражена категория коммуникаций («ищет общения и лидерства», «быстро вливается в игру», «общительна и рассудительна»).
По шкале «Позитивные особенности ребенка» родители отмечают способность ребенка к адекватному и самостоятельному построению коммуникаций («знает, с кем разговаривать и с кем не надо», «умеет разбираться в людях»). Отмечаемая зрелость отражается также в подчеркивании характеристик, относящихся к тендерным показателям («умеет пользоваться косметикой, делает себе прически», «защищает девочек», «интересуют отношения между полами», «любит наряжаться»).
В прошлом родители отмечают, что ребенок был «более беспокоен, чем сейчас», «доставлял больше хлопот», «был капризным», «часто плакал». К пережитым трудным ситуациям родители относят болезнь, сепарацию с близкими взрослыми и адаптацию в детском саду. По сравнению с другими группами, потворствующий родитель чаще отрицает ситуацию возможных пережитых трудностей в анамнезе ребенка.
Среди интересов и предпочтений ребенка в большинстве случаев выражен интерес к продуктивным видам деятельности (рисованию), игре, просмотру телевидения.
Ребенок в такой диаде в глазах родителя «самостоятелен», «рассудителен», «смел», «серьезен», «коммуникабелен», «настойчив», «неусидчив», «упрям». В отличие от других групп, среди эмоционально-личностных качеств в образе ребенка почти не встречается упоминания тревожности, плаксивости.
В идеальном образе ребенка потворствующие родители, в отличие от других групп, более ориентированы на получение ребенком образования, причем упоминается часто высшее образование («будет учиться в институте», «окончит школу и поступит учиться дальше», «будет ученым», «будет учиться в России»). Значима для них также волевая сфера («был более внимателен», «сдержан», «усидчив», «уравновешен», «вынослив»).
Требования, предъявляемые ребенку, в основном касаются послушания и самоконтроля. Наиболее яркими иллюстрациями здесь служат высказывания: «бесится или чего-то требует измором, пока ему не уступят», «капризничает и делает что-то из вредности, назло», «ноет, пытаясь добиться того, что хочет». Большинство родителей отмечают неусидчивость, упрямство и даже эгоизм ребенка (что не встречается в других группах). Опасения касаются личностных особенностей, самоконтроля, здоровья, внешних влияний. Потворствующий родитель не всегда уверен, что ребенок оправдает его надежды. Это тоже специфично только для данной группы диад. Встречаются случаи, когда родитель отмечает, что ребенку «с его характером будет трудно в жизни». В образе отношений с ребенком родители делают акцент на совместности во взаимодействии. Наречие «вместе» встречается достаточно часто, причем родители указывают на определенные виды деятельности, среди которых наиболее распространены совместный отдых, прогулки, культурные мероприятия. В отличие от других групп, занятия (например, подготовка к школе, письмо, чтение) почти не указываются. Также используются категории «похожи», «близки», «любим друг друга», но, что интересно, категория «дружба» почти не используется.
Среди открытых высказываний выражены категории: переживания родителей (счастлива, волнуюсь, беспокоюсь), близость (как поиск телесного контакта с ребенком), личностные качества ребенка. Причем родитель чаще, чем в других группах употребляет превосходные степени определений («мой ребенок самый лучший», «лучше всех», «самый красивый»).
Пример 5. Протокол сочинения мамы Наташи К.
21. Я всегда замечал(а). что в сложных ситуациях мы ведем себя одинаково.
Сравнительная оценка ребенка
Значимые характеристики ребенка
Позитивные особенности ребенка
Возможные страхи, опасения
15. Я боюсь, что. получение этого образования будет слишком дорогим через несколько лет.
25. Мне бы не хотелось, чтобы. моя дочь имела секреты от своих родителей.
28. Самое трудное, что пережим мой ребенок. на сегодняшний день — это переезд из маленького города в Москву.
Интересы, предпочтения ребенка
Сравнительный анализ особенностей родительских сочинений показывает (Приложение 1), что существуют значительные различия в образе ребенка и отношений с ним при различных типах родительско-детского взаимодействия. В целом можно сказать, что родителей дошкольников волнует физическое благополучие ребенка, получение им образования в школе и даже вузе. Почти при всех типах взаимодействия отмечается наличие категории «дружба» в описании взаимоотношений с ребенком, что говорит о том, что уже в старшем дошкольном возрасте родитель относится к ребенку с позиции потенциально равного партнера.
Говоря о специфических отличиях, необходимо отметить, что у Диад с конфликтным типом взаимодействия наблюдается слабая ориентация родителей на эмоционально-личностные особенности Ребенка. Родители больше ориентированы на внешние особенности Ребенка: физическую активность, внешность, особенности общения, Достижения ребенка. Гармоничному типу, наоборот, характерна ориентация родителей на положительные личностные качества ребенка, где наиболее часто упоминаемое качество ребенка — «доброта». Дистантному типу характерно амбивалентное отношение к качествам ребенка. Дистантным родителям важна самостоятельность ребенка. Доминирующий родитель (тип взаимодействия «Родитель-диктатор») отмечает в ребенке большую зрелость, по сравнению со сверстниками. Подчиняющийся родитель (тип взаимодействия «Ребенок-диктатор») отмечает в ребенке хорошо развитые коммуникативные и волевые качества, речевую активность и любознательность.
Характер опасений родителей и восприятие причин трудностей во взаимодействии с ребенком также различаются.
При конфликтном типе родителей беспокоит физическое благополучие и непослушание ребенка с негативными эмоциональными проявлениями.
Доминирующий родитель опасается, что его ребенок может попасть под чужое влияние.
Подчиняющийся родитель говорит об опасениях, связанных с личностным развитием ребенка (часто упоминается «эгоизм») и о своем неумении воздействовать на ребенка.
Сравнительный анализ родительских сочинений по типам взаимодействия «Ребенок—родитель»