что больше крузенштерн или седов

Легендарные парусники «Крузенштерн» и «Седов»: история последних выжимателей ветра

«Крузенштерн» и «Седов» – два известнейших и самых крупных парусных корабля не только современной России, но и мира. Совсем скоро каждый из них отпразднует свой 100-летний юбилей! Однако даже несмотря на столь значительный возраст, оба парусника продолжают совершать учебные плавания, участвуют в регатах и ходят вокруг света. «Крузенштерн» и «Седов» принято постоянно сравнивать между собой. В их судьбе действительно есть удивительно схожие моменты, но также много и различий. Об этом мы и поговорим в статье!

что больше крузенштерн или седов. Смотреть фото что больше крузенштерн или седов. Смотреть картинку что больше крузенштерн или седов. Картинка про что больше крузенштерн или седов. Фото что больше крузенштерн или седов

Чем похожи и различаются парусники?

Оба парусных корабля относятся к морским судам типа «барк», на каждом из них оборудовано по четыре мачты и пять палуб. Правда, самая высокая мачта у «Седова» на три метра длиннее, чем у «Крузенштерна»: 58 метров против 55. Хотя невооруженным глазом эту разницу бывает сложно заметить, все-таки это высота 14-15 этажного дома! К слову, во время плавания на такую высоту приходится подниматься матросам, курсантам и даже присоединившимся к ним обычным туристам-практикантам.

Разница в длине корпуса у кораблей опять же всего три метра: 117,5 метров у «Седова» и 114,5 метров у «Крузенштерна». Различие в ширине судов и того меньше — всего 70 см, опять же в пользу «Седова». Именно поэтому он и включен в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой учебный парусник мира.

что больше крузенштерн или седов. Смотреть фото что больше крузенштерн или седов. Смотреть картинку что больше крузенштерн или седов. Картинка про что больше крузенштерн или седов. Фото что больше крузенштерн или седов

Существенное различие между двумя кораблями наблюдается в площади парусов — их главной движущей силе. 32 паруса «Крузенштерна» вместе занимают 3553 м². Его самый крупный парус площадью 272 м² по размеру равен теннисному корту! На «Седове» те же 32 паруса занимают гораздо большую площадь — 4192 м², что по меркам обывателей на 2,5 теннисных корта больше. С помощью парусов судна могут разгоняться до 32-33 км/ч (17,4 и 18 узлов соответственно), а за счет двигателей развивают скорость до 18,5 км/ч (10 узлов).

И «Крузенштерн», и «Седов» относятся к типу кораблей, называемому «windjammer», или «выжиматель ветра». Подробнее о том, как в конце XIX века появился такой вид парусных судов, чем они отличались от предшественников и для чего их строили, узнаете в первой серии нашего морского цикла «История последних выжимателей ветра».

Как появились парусники «Седов» и «Крузенштерн»?

Сходство в истории двух парусников начинает прослеживаться уже с момента их появления. Построены они были на верфях в Германии и когда-то носили совершенно другие имена. В 1921 году в городе Киле на верфях знаменитого концерна «Круппа» спустили на воду «Седова». На тот момент парусник назывался «Magdalene Vinnen II». Постройку корабля оплатила компания «Ф.А. Виннен & Ко», а ее владелец Карл Виннен назвал корабль в честь дочери.

Изначально парусник должен был возить сухие грузы через Атлантику. Однако в 1936 году Виннен разорился и перепродал судно другой бременской компании «Norddeutscher Lloyd». Ну а «Магдалена» стала «Командором Йенсеном» и была преобразована в учебно-торговое судно. Так оно и ходило по морям и океанам под парусами этой компании вплоть до Второй мировой войны.

что больше крузенштерн или седов. Смотреть фото что больше крузенштерн или седов. Смотреть картинку что больше крузенштерн или седов. Картинка про что больше крузенштерн или седов. Фото что больше крузенштерн или седов

Строительство будущего «Крузенштерна», а пока парусника «Падуя», закончили в 1926 году на верфях Иоганна Текленборга в Бремерхафене. Принадлежало судно компании «F. Laeisz», которая к тому времени уже владела несколькими винджаммерами серии «Летучий-П-Лайнер». В то время суда этого типа били все рекорды скорости! Ну а «Падуя» стала не только их заключительным приобретением, но и последним парусников, построенным в Бремерхафене.

Кстати, большинство кораблей из флота компании «Лайеш» называлось на букву «П» — «Пруссия», «Памир», «Померания», «Пекин» и так далее. Традиция эта пошла после того, как в 1857 году сын основателя компании назвал первый парусник в честь своей супруги — Софии Лайеш. Где здесь буква «П», спросите вы? Все просто, в семейном кругу Софию за мелкие кудри любя называли «Пуделем». Именно так стали именовать и парусник, давший начало великой серии «Летучих-П-Лайнеров».

О том, что произошло после окончания Великой Отечественной войны с обоими парусниками, об удивительных людях, которые спасли «Седова» и «Крузенштерна» от незавидной участи, а также о других интересных событиях из истории кораблей смотрите в нашей второй серии «Капитаны и парусники».

Главные достижения российских парусников

Парусник «Седов» может похвастаться одной документально подтвержденной кругосветкой, произошедшей в 2012-2013 годах. Плавание тогда заняло 13 месяцев, а началось и закончилось оно в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта. Хотя, возможно, впервые корабль обогнул земной шар еще под флагами Германии в 1920-1930-х годах.

«Седов» дважды (в 1991 и 1995 годах) побеждал в престижнейшей парусной регате «Cutty Sark». Также парусник участвовал в специальном европейском плавании в честь 70-летия окончания Великой Отечественной войны. Вообще «Седов» частый гость морских портов Европы, где неизменно приглашает туристов и местных жителей прогуляться по своим палубам и познакомиться с корабельной жизнью. Ну а самые смелые могут присоединиться к учебной команде во время плавания и стать настоящими матросами!

что больше крузенштерн или седов. Смотреть фото что больше крузенштерн или седов. Смотреть картинку что больше крузенштерн или седов. Картинка про что больше крузенштерн или седов. Фото что больше крузенштерн или седов

За 90 лет своего существования барк «Крузенштерн» обошел вокруг света четыре раза! Правда, дважды он совершал коммерческие рейсы, еще в свою бытность «Падуей», так что они в расчет не принимаются. А вот первую исследовательскую кругосветку парусник совершил в 1995-1996 годах. Более того, в 2009 году корабль «тряхнул стариной» и отправился в Трансатлантическое плавание!

В истории «Крузенштерна» было еще множество регат, на которых он завоевывал призовые места. Кроме того, первым в истории России «Крузенштерн» получил приз «Cutty Sark» — своеобразный «Оскар» в парусном спорте. Наконец, в 2020 году судно должно отправиться в свою пятую юбилейную кругосветку! Из нашей следующей серии «Гонки больших парусников» вы узнаете не только о знаковых победах «Крузенштерна» в регатах, но и о самом драматичном и невероятно вдохновляющем плавании, произошедшем в 2000 году в рамках одной из парусных гонок.

«Седов» и «Крузенштерн» в кино

Путешествия под парусом и морская романтика остаются актуальными темами в кино даже в наш век «дизельных двигателей». И, конечно, если мы говорим о российских и советских фильмах, посвященных этой теме, то неизменно видим на экранах либо барк «Седов», либо его собрата — барк «Крузенштерн».

«Крузенштерн» попал на киноэкраны еще в 1935 году, когда появился в немецкой картине «Улица Большая свобода, 7». В 1937-1940-х годах немецкие режиссеры сняли на его борту еще несколько фильмов. В российском же кинопрокате «Крузенштерн» появился лишь в 1969 году, когда вышел советский фильм «Рыцарь мечты». В дальнейшем кино на борту корабля снимали не часто — примерно раз в 10 лет. Ну а самые известные фильмы с «Крузенштерном» — романтическая мелодрама Станислава Говорухина «Пассажирка» (2007 год) и детский музыкальный фильм «Выше радуги» (1986 год).

что больше крузенштерн или седов. Смотреть фото что больше крузенштерн или седов. Смотреть картинку что больше крузенштерн или седов. Картинка про что больше крузенштерн или седов. Фото что больше крузенштерн или седов

Что касается «Седова», то его кинокарьера началась гораздо позже. Первый художественный фильм на борту парусника сняли только в 1988 году. Причем сделала это команда из ГДР для немецкого фильма «Das Herz des Piraten». В российской картине «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» Сергея Соловьева парусник появлялся лишь в финальной сцене, и было это в 1989 году.

Однако киноиндустрия дважды значительно повлияла на судьбу «Седова». В 2004 году для съемок немецкого фильма «Гибель «Памира», корпус судна перекрасили с белого в двухцветный — черно-белый. Именно такая расцветка была у «Памира» и у его собрата «Падуи», сейчас барка «Крузенштерн». Кстати, в честь 100-летия парусника корпусу судна планируют вернуть исторический белый цвет. Ну а самое главное влияние на судьбу «Седова» оказал документальный фильм «Кому нужны паруса?» студентки ВГИКа Ады Лазо, снятый в 1975 году. Об этом мы подробнее расскажем в четвертой серии нашего морского цикла — «Второе рождение Седова».

Как проходят учебные плавания на кораблях?

И «Седов», и «Крузенштерн» относятся к учебным судам. Каждый год они принимают на борт курсантов морских вузов страны и отправляются в многодневные плавание. Ежегодно парусники совершают по 2-3 учебных перехода. Экипаж «Седова» насчитывает 54 человека, а на борт может взять до 102 курсантов и 54 практиканта. На «Крузенштерне» постоянно присутствует экипаж из 60 человек, а участвовать в учебных плаваниях могут до 120 курсантов и не более 34 практикантов.

Кто такие курсанты объяснять не нужно! Нам гораздо интереснее «практиканты», вступить в ряды которых может любой желающий. Участвовать в учебном плавании разрешено даже детям с 13 лет (конечно, в сопровождении взрослых). Больше ограничений по возрасту нет! Однако не думайте, что «практикант» на корабле — это обычный турист. И что в течение 7-11 дней в море вы будет прогулочным шагом расхаживать под парусами, глядеть на морскую даль, обедать и ужинать в шикарном ресторане, а спать в каюте экстра-класса.

что больше крузенштерн или седов. Смотреть фото что больше крузенштерн или седов. Смотреть картинку что больше крузенштерн или седов. Картинка про что больше крузенштерн или седов. Фото что больше крузенштерн или седов

Учебные парусники — это настоящие корабли, где все находящиеся на борту становятся членами команды. Здесь нужно беспрекословно соблюдать дисциплину и подчиняться капитану. Хотя от туристов многого не требует, в отличие от обычных матросов-курсантов. Однако жить придется в кубрике на 10-12 коек, есть по общему меню в столовой, вставать с утренним подъемом и отправляться набоковую после официального отбоя.

Как же устроен день на учебном паруснике:

Утренняя зарядка и общее построение;

Четыре приема пищи: 7:30, 11:30, 15:30 и 19:30;

Лекции по морскому делу;

Практические занятия по работе с парусами, завязыванию морских узлов и управлению кораблем;

Тренировочные подъемы на мачты и участие в настоящих морских авралах!

что больше крузенштерн или седов. Смотреть фото что больше крузенштерн или седов. Смотреть картинку что больше крузенштерн или седов. Картинка про что больше крузенштерн или седов. Фото что больше крузенштерн или седов

Парусники «Крузенштерн» и «Седов» — настоящие города! На каждом из них есть стоматология, больница и медчасть, спортзал и музей, лекционная комната и столовые. Здесь даже оборудовано собственное «ателье» по починке парусов. Правда, все это гораздо меньшего размера, чем мы привыкли видеть на большой земле. Более того, ежедневно в судовых кухнях обоих парусников выпекают по 60 буханок свежего хлеба! Делает это специальный корабельный пекарь.

Ну а о других интересных традициях на кораблях, первых впечатлениях на борту и об известных участниках плаваний смотрите в нашей завершающей серии морского цикла — «Кругосветные плавания». Будем рады видеть вас на борту последних в мире парусных судов — выжимателей ветра!

Экспедиции под парусами «Крузенштерна» и «Седова»

Клуб путешествий Михаила Кожухова уже несколько лет участвует в учебных плаваниях «Седова» и «Крузенштерна». К одной из этих экспедиций под парусами мы приглашаем присоединиться и вас! Чем наши путешествия отличаются от обычного учебного плавания? Во-первых, вас ждет не только насыщенная программа обучения морскому делу, но и интересный досуг. Перед началом и по окончании экспедиции мы проводим экскурсии по портовым городам. Ну а в плавание берем с собой «душу компании»: известных музыкантов и артистов. Они создают на борту невероятную творческую атмосферу: дают концерты, показывают кино или просто удивляют интересными рассказами.

Во-вторых, мы уже опытные морские волки. Поэтому поможем справиться с морской болезнью и возьмем с собой важные вещи, которые обязательно забывает большинство «практикантов». В-третьих, мы уже свои люди на парусниках, поэтому знаем, как быстро влиться в команду. Ну и в-четвертых, в такое важное приключение нужно отправляться только в хорошей и проверенной компании. Поэтому ждем вас на борту!

Источник

Капитан раскрыл секреты парусников «Седов» и «Крузенштерн»

Михаил Новиков: «У каждого есть свой маленький «якорек»

Когда у парусника «Крузенштерн» подняты все 32 его паруса площадью 3553 «квадрата», эпитет «идет» не уместен, только — «летит» или «несется» по волнам. Размеры этого гиганта впечатляют! Длина барка — 114,5 метра, высота мачты над палубой — 55, а самый крупный его парус по размеру равен теннисному корту.

что больше крузенштерн или седов. Смотреть фото что больше крузенштерн или седов. Смотреть картинку что больше крузенштерн или седов. Картинка про что больше крузенштерн или седов. Фото что больше крузенштерн или седов

Объявлен парусный аврал. Фото: Из личного архива

Как вести в открытом океане этот огромный парусник-дом, поймать ветер в паруса, обратить во благо шторм, а также слаженно управлять командой в 225 человек, — доподлинно знает Михаил Новиков, который провел на паруснике четверть века, из них восемь лет стоял на капитанском мостике. А сейчас управляет делами как «Крузенштерна», так и другого парусника-гиганта — «Седова», уже с берега в качестве капитана-наставника и начальника управления мореплавания и практической подготовки Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота.

О том, что такое парусный аврал, зачем нужно подниматься на грот-мачту, на высоту 54 метра, как на барке борются с морской болезнью, что берут с собой в дальний поход, как устраивают забортный бассейн. А также о стартовавшей уникальной кругосветной экспедиции сразу трех российских парусников — фрегата «Паллада» и барков «Крузенштерн» и «Седов», Михаил Новиков рассказал «МК».

— Почему вы решили связать свою жизнь с морем?

— Я вырос у моря, в городе Балтийске, в военном гарнизоне. Отец служил в морской пехоте. Я с детства видел корабли, парады, военно-морскую форму. Поэтому однозначно хотел стать моряком. Сначала думал стать военным, но потом жизнь распорядилась так, что я пошел в гражданский вуз. Поступил в Калининградское высшее инженерное морское училище. Выбрал судоводительский факультет. Мне самому хотелось управлять судном.

После первого курса нас всех забрали в армию. Кто-то попал на два года, кто-то на три. Я служил сначала под Ригой, потом в мотострелковых войсках в Кушке, в Туркмении. Учеба растянулась на семь долгих лет. В целом то, что я ожидал от морской специальности во время плавательной практики на «Седове», на промысловых судах, то и получил. Убедился, что в море у людей проявляются лучшие черты характера, взаимовыручка, мужественность. Увидел реальные мужские отношения.

— Как попали работать на парусник?

— У тех, кто хорошо учился, была возможность попасть на большие промысловые траулеры или транспортные суда. А в 1991 году в учебное заведение передали парусник «Крузенштерн». И выпускникам при распределении на наш поток выделили три места. Я очень трепетно относился к парусникам. Был одним из претендентов и с радостью воспользовался этой возможностью.

— Вспомните свой первый рейс.

— Для меня это стало неким испытанием. Недалеко от побережья Германии мы ночью попали в сильный шторм, налетевшая стихия выбила несколько иллюминаторов в кают-компании, в судно хлынула вода. Погас свет, кто-то светил фонариком, слышались крики, парус оказался разорванным. В этот момент я выскочил на палубу и увидел, как судно спокойно, уверенно идет под парусами. Как настоящий властелин. А капитан с ним был единым целым. Это очень удивительное явление, когда такой огромный технический объект вместе с человеческим разумом побеждают невероятную морскую стихию.

— Наверняка найдутся те, кто спросит: а что хорошего в парусниках, когда есть современные, оснащенные мощными машинами лайнеры? Что вы ответите этим скептикам?

— Мы в нашей повседневной жизни все время куда-то бежим, чего-то добиваемся, суетимся. Нам некогда задуматься о том, какие мы есть на самом деле. Плавание под парусом, особенно на таком крупнотоннажном судне, это удивительный процесс. Когда остановлен главный двигатель, наступает тишина, и ты внутри этого процесса наслаждаешься происходящим, как приложены силы, знания, как сложена команда. Ты ни на что не нажимаешь, никуда не спешишь, твой мир едет вместе с тобой.

— Сколько может длиться дальний поход?

— Он может длиться по решению судовладельца достаточно долго. Раньше экспедиция того же И.Ф.Крузенштерна продолжались три года. Самое длительное в моей практике кругосветное плавание длилось 14 месяцев. Сейчас парусник «Седов» отправится в рейс, который продлится 12 месяцев, а тот же «Крузенштерн» будет находиться в море 10 месяцев. В отличие от обычного рейса, который продолжается 2–3 месяца.

— «Крузенштерн» — это учебное парусное судно?

— Это учебное судно, так же как парусник «Седов» и фрегат «Паллада». Курсанты, находящиеся на борту, это исключительно гражданские лица. На паруснике они проходят свою первую плавательную практику, постигают азы, что такое вахта и каково это — долго находиться в море вдали от своих близких.

— Что такое парусный аврал?

— Это авральные работы, которые требуют незамедлительного участия большей части экипажа и всех курсантов. Для совершения какого-то маневра на палубе одновременно находится порядка 150 человек. Это могут быть любые действия с парусным вооружением, как, например, поворот судна, постановка или уборка парусов. Получая команду с мостика, все, кто находится на палубе, выполняют определенные манипуляции. Действуют четко, слаженно, быстро. И порой со стороны даже сложно понять, кто именно управляет этим процессом.

— Как часто объявляются парусные авралы?

— Во время регаты это довольно частое явление. В течение часа может быть объявлено несколько парусных авралов. Когда судно следует через океан, парусный аврал может случиться лишь один раз в день, а то и один раз за несколько дней.

— Курсанты, работая с парусами, буквально парят между небом и палубой, зависают порой на высоте 50 метров. А это почти 22‑этажный дом. А как быть тем, кто не может побороть в себе страх высоты?

— Все работы на высоте выполняются с использованием страховки. Это современная обвязка, несколько видов страховочных карабинов. Курсанты проходят специальное обучение, сдают зачет по технике безопасности. И когда уже во время плавания поднимаются на высоту до 50 метров, чувствуют себя уверенно. Тем более что с ними рядом работают профессиональные матросы. А для тех, кто боится высоты, всегда найдутся работы на палубе. У нас нет намерения таких курсантов переломить.

— По каким поводам поднимаются на высоту 54 метра, на самую высокую точку на грот-мачте?

— Когда идут под парусами в самый слабый ветер, то поднимаются на высоту порядка 50 метров и отдают паруса. Там может оказываться электрик, когда требуется поменять лампочки в системе светового маневрирования. Также на эту высоту поднимаются, если возникает необходимость частично уменьшить высоту мачты для прохода под мостами.

В этом году, например, барк «Седов», пройдя 80 миль по реке Сене, впервые ошвартовался в Руане, исторической столице Нормандии. Причем проследовал под несколькими мостами. Я принимал участие в проектировании конструкции мачты, чтобы она опускалась. Чувствуя определенную ответственность, поднимался, помогал, смотрел, все ли там правильно сделано. И испытал гордость, когда «Седов» во время лоцманской проводки прошел под Танкарвильским мостом с зазором в 70 сантиметров. Конечно, для достижения максимальной осадки были заполнены топливом или водой все цистерны и танки судна.

что больше крузенштерн или седов. Смотреть фото что больше крузенштерн или седов. Смотреть картинку что больше крузенштерн или седов. Картинка про что больше крузенштерн или седов. Фото что больше крузенштерн или седов

Капитан-наставник Михаил Новиков. Фото: Из личного архива

— Четырехмачтовый барк «Крузенштерн» был построен в 1925–1926 годах на верфи в Германии и ранее назывался «Падуя». Что осталось от того парусника?

— Весь корпус родной, так же как и мачты, рангоут — общее название устройств для постановки парусов, палубы, все внутренние конструкции.

— Большой штурвал на корабле рабочий?

— Большой штурвал, основной пост, который находится у рубки, выведен из эксплуатации. Но кормовое рулевое устройство действующее, как это было почти 95 лет назад. Поэтому, когда судно выходит в океанское плавание, мы ставим туда курсантов — и они имеют возможность почувствовать, как раньше моряки управляли таким судном, стоя на корме. А на паруснике «Седов» оба рулевых устройства, два больших штурвала, находятся в эксплуатации. И курсанты там постоянно несут вахту, сменяясь каждые четыре часа.

Тут надо отметить, что «Крузенштерн» и «Седов» — это современные крупнотоннажные суда, которые должны соответствовать определенным требованиям. И если судно этим требованиям не удовлетворяет, например по маневренности, скорости разворота, его просто не выпустят в море.

— Что значит «поймать ветер в паруса»?

— Это когда все паруса настроены правильно. Это можно видеть по форме самих парусов, когда они ровные, расправленные, без складок. Когда они не хлопают, а, как говорят моряки, работают.

— Главное — не бороться со штормом, а уметь его обойти?

— У каждого своя стратегия. Мой наставник, например, говорил, что важнее не бороться со штормом, а понять, как его можно обойти, используя все сильные его стороны. Зная характеристики развития циклона или антициклона, выбрать правильный курс и пройти максимальную дистанцию с максимальной скоростью под парусами. В этом и состоит профессионализм.

— В какой из самых сильных штормов вы попадали?

— Это было в самом первом кругосветном плавании, 13 марта 1996 года. «Крузенштерн» в Тихом океане попал в серьезный 12-балльный шторм. Он продолжался несколько дней. Это было достаточно серьезным испытанием и для экипажа, и для судна.

— Как побороть страх, когда накатывают 16-метровые волны?

— На судне есть капитан, есть старший помощник, которые через подобные шторма проходили. Ты смотришь на своих товарищей, которые чувствуют себя достаточно спокойно, и у тебя возникает чувство уверенности, что ты на большом судне, что ты уверен в его конструкции, уверен в мощности двигателей. И чувствуешь себя в безопасности.

— Как бороться с морской болезнью? Есть какие-то рецепты у бывалых моряков?

— Сейчас существует много медицинских препаратов от укачивания. Тот, кто хочет испытать себя, может есть соленые огурцы, лимон. Кто-то пытается отвлечься, давая себе физические нагрузки на палубе. Кто-то просто сидит в средней точке судна, где меньше всего качает.

— Как часто парусники принимают участие в гонках?

— Ежегодно проводятся разного масштаба гонки. В основном они связаны с проведением различных фестивалей в европейских портах. Их продолжительность — 3–4 дня. Людям важно соприкоснуться с историей, с морскими традициями. Надо показать молодому поколению, что есть такая настоящая мужская работа, такое вот отношение человека и моря. Чтобы они сохранили эту связь и традиции.

— Не ставится целью прийти первыми?

— Это, безусловно, имеет место быть. Но это не гонки профессионалов-яхтсменов. Здесь на первое место выступают взаимовыручка, дружба, международный контакт. Мы встречаемся с другими экипажами, обмениваемся мнением, учимся друг у друга. Для этого и гоняются большие парусники.

— Как на наши парусники реагирует за границей?

— К нашей стране вообще большой интерес. И очень многие в иностранных портах пользуются возможностью подняться на российские корабли. А самые большие очереди, на мой взгляд, выстраиваются на наши парусники.

— Было немало случаев, когда наши барки снимались с гонок, чтобы помочь попавшим в беду. Можете вспомнить один из них?

— Это было в 2000 году, когда «Крузенштерн» участвовал в престижной международной регате. Судном тогда командовал Геннадий Васильевич Коломенский. Во время шторма на польской шхуне «Погория» с нижнего рея упала девушка на палубу. Поляки стали звать на помощь. А на нашем паруснике были штатный врач, фельдшер, амбулатория и даже рентген. Капитан принял решение сняться с гонки и взять на борт эту девушку. «Крузенштерн» — большой по размерам, его меньше качает в условиях шторма. Когда девушка оказалась на борту, выяснилось, что по медицинским показаниям ее необходимо эвакуировать в береговое лечебное учреждение. Поэтому было принято решение следовать обратно в Канаду. Через сутки барк подошел к месту, куда уже мог прилететь спасательный вертолет. Девушку упаковали в люльку, ее подняли на борт вертолета. А «Крузенштерн» продолжил гонку, и у капитана появилась возможность продемонстрировать свой профессионализм, готовность экипажа сражаться. Улыбнулась удача, ветер усилился, и Геннадий Васильевич выиграл эту гонку.

В моей практике тоже были случаи, когда заболевал кто-то из членов экипажа, и мы вызывали вертолет, который эвакуировал людей с палубы или со спущенной шлюпки. Для этого и существуют всякие тревоги, тренировки на судне, экипаж постоянно находится в готовности.

что больше крузенштерн или седов. Смотреть фото что больше крузенштерн или седов. Смотреть картинку что больше крузенштерн или седов. Картинка про что больше крузенштерн или седов. Фото что больше крузенштерн или седов

Российское учебное парусное судно «Крузенштерн». Фото: Из личного архива

— Можете рассказать об одной из экстремальных ситуаций в своей практике?

— Это было в начале моего капитанства. Мы участвовали в трансатлантической парусной регате. Шли с Бермудских островов к Американскому континенту. И на следующий день после старта сильный шквал сломал первую мачту на судне. Мы вынуждены были сняться с гонки. В американском порту Чатем часть сломанной мачты, которая весила около 16 тонн, демонтировали с помощью специального крана. Нештатная ситуация сплотила экипаж. Это был своего рода личностный вызов. В Калининград «Крузенштерн» вернулся с половиной одной мачты, где наши судостроители ее успешно восстановили.

— Что с собой берут в дальний поход?

— По-разному — кто-то подушку, кто-то любимую чашку, кто-то книжку. У каждого есть свой маленький «якорек». Но гораздо важнее то, по какой причине мы выходим в море. Чтобы вновь и вновь испытать чувство единения со стихией, уникальное ощущение от возвращения домой, потому что для любого мужчины в любом возрасте важно быть неким победителем, демонстрировать силу характера. Ведь самая важная победа — это победа над собой. И море — это как раз та стихия, которая может дать эти ощущения.

— Можно ли взять с собой в поход домашнего питомца?

— Это случается, но редко, потому что в иностранных портах ко всем животным, в том числе и к домашним, предъявляются достаточно серьезные требования, в частности по прививкам. В первом кругосветном плавании «Крузенштерна» в 1995 году на борту была собака. Ей были сделаны все необходимые прививки. Но в каких-то портах ей разрешали прогуляться по земле, а где-то запрещали спускаться на берег.

— Говорят, что вы устраиваете для курсантов в открытом море из паруса некий забортный бассейн.

— Это происходит не так часто, потому что это достаточно затратная, долгая процедура. Необходимо, чтобы была штилевая погода. Закрепляем определенным образом один из самых больших парусов, он поддерживается на реях с помощью снастей и опускается в воду. Даем возможность курсантам поочередно, человек по 20, поплавать. В таком забортном бассейне есть возможность контролировать ребят на случай, если что-то пойдет не так. Подобные купания устраиваем, чтобы поднять настроение и моральный дух экипажа.

— К еде на корабле особое отношение?

— У нас 4-разовое питание. На судне — один шеф-повар, два сменных повара и повар-пекарь. Кормят достаточно вкусно, калорийно. Аппетит у экипажа хороший. Очень многие большую часть времени проводят на открытом воздухе. В море покачивает. Еда — это определенный плюс к настроению, ей уделяется большое значение. Бывает, когда весь экипаж с курсантами готовит своими руками пельмени. Это массовое мероприятие всегда приносит много положительных эмоций кроме вкусности.

— Расскажите о предстоящей кругосветке «Паруса мира».

— Уникальность этой экспедиции заключается в том, что впервые в истории все три парусника Росрыболовства, барки «Крузенштерн», «Седов», а также фрегат «Паллада», одновременно задействованы в одной большой экспедиции. Плавание приурочено к 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями, а также к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Маршрут экспедиции частично повторяет плавание экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Ибо «Седов» и «Крузенштерн», как отмечают ветераны, — это военные трофеи, которыми страна в нынешнее время может гордиться. И отрадно, что их удалось сохранить.

Это яркое историческое событие, большой государственный проект. Впервые три парусника встретятся в ближайшей точке к Антарктиде. Это произойдет в феврале 2020 года в 300 милях от островов Южная Георгия в Атлантике. Там же пройдет 200-мильная регата.

Я, как капитан, принимал участие в разработке маршрута, учитывал направления преобладающих ветров, течений, помогал набирать экипажи. По ходу кругосветки буду заниматься оперативным управлением, в частности в каких портах можно заправиться топливом и пополнять продуктовые запасы.

— У вас есть какое-то сухопутное хобби?

— Времени свободного у меня очень мало, и я предпочитаю проводить его где-нибудь в саду.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *