что больше крузенштерн или седов
Легендарные парусники «Крузенштерн» и «Седов»: история последних выжимателей ветра
«Крузенштерн» и «Седов» – два известнейших и самых крупных парусных корабля не только современной России, но и мира. Совсем скоро каждый из них отпразднует свой 100-летний юбилей! Однако даже несмотря на столь значительный возраст, оба парусника продолжают совершать учебные плавания, участвуют в регатах и ходят вокруг света. «Крузенштерн» и «Седов» принято постоянно сравнивать между собой. В их судьбе действительно есть удивительно схожие моменты, но также много и различий. Об этом мы и поговорим в статье!
Чем похожи и различаются парусники?
Оба парусных корабля относятся к морским судам типа «барк», на каждом из них оборудовано по четыре мачты и пять палуб. Правда, самая высокая мачта у «Седова» на три метра длиннее, чем у «Крузенштерна»: 58 метров против 55. Хотя невооруженным глазом эту разницу бывает сложно заметить, все-таки это высота 14-15 этажного дома! К слову, во время плавания на такую высоту приходится подниматься матросам, курсантам и даже присоединившимся к ним обычным туристам-практикантам.
Разница в длине корпуса у кораблей опять же всего три метра: 117,5 метров у «Седова» и 114,5 метров у «Крузенштерна». Различие в ширине судов и того меньше — всего 70 см, опять же в пользу «Седова». Именно поэтому он и включен в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой учебный парусник мира.
Существенное различие между двумя кораблями наблюдается в площади парусов — их главной движущей силе. 32 паруса «Крузенштерна» вместе занимают 3553 м². Его самый крупный парус площадью 272 м² по размеру равен теннисному корту! На «Седове» те же 32 паруса занимают гораздо большую площадь — 4192 м², что по меркам обывателей на 2,5 теннисных корта больше. С помощью парусов судна могут разгоняться до 32-33 км/ч (17,4 и 18 узлов соответственно), а за счет двигателей развивают скорость до 18,5 км/ч (10 узлов).
И «Крузенштерн», и «Седов» относятся к типу кораблей, называемому «windjammer», или «выжиматель ветра». Подробнее о том, как в конце XIX века появился такой вид парусных судов, чем они отличались от предшественников и для чего их строили, узнаете в первой серии нашего морского цикла «История последних выжимателей ветра».
Как появились парусники «Седов» и «Крузенштерн»?
Сходство в истории двух парусников начинает прослеживаться уже с момента их появления. Построены они были на верфях в Германии и когда-то носили совершенно другие имена. В 1921 году в городе Киле на верфях знаменитого концерна «Круппа» спустили на воду «Седова». На тот момент парусник назывался «Magdalene Vinnen II». Постройку корабля оплатила компания «Ф.А. Виннен & Ко», а ее владелец Карл Виннен назвал корабль в честь дочери.
Изначально парусник должен был возить сухие грузы через Атлантику. Однако в 1936 году Виннен разорился и перепродал судно другой бременской компании «Norddeutscher Lloyd». Ну а «Магдалена» стала «Командором Йенсеном» и была преобразована в учебно-торговое судно. Так оно и ходило по морям и океанам под парусами этой компании вплоть до Второй мировой войны.
Строительство будущего «Крузенштерна», а пока парусника «Падуя», закончили в 1926 году на верфях Иоганна Текленборга в Бремерхафене. Принадлежало судно компании «F. Laeisz», которая к тому времени уже владела несколькими винджаммерами серии «Летучий-П-Лайнер». В то время суда этого типа били все рекорды скорости! Ну а «Падуя» стала не только их заключительным приобретением, но и последним парусников, построенным в Бремерхафене.
Кстати, большинство кораблей из флота компании «Лайеш» называлось на букву «П» — «Пруссия», «Памир», «Померания», «Пекин» и так далее. Традиция эта пошла после того, как в 1857 году сын основателя компании назвал первый парусник в честь своей супруги — Софии Лайеш. Где здесь буква «П», спросите вы? Все просто, в семейном кругу Софию за мелкие кудри любя называли «Пуделем». Именно так стали именовать и парусник, давший начало великой серии «Летучих-П-Лайнеров».
О том, что произошло после окончания Великой Отечественной войны с обоими парусниками, об удивительных людях, которые спасли «Седова» и «Крузенштерна» от незавидной участи, а также о других интересных событиях из истории кораблей смотрите в нашей второй серии «Капитаны и парусники».
Главные достижения российских парусников
Парусник «Седов» может похвастаться одной документально подтвержденной кругосветкой, произошедшей в 2012-2013 годах. Плавание тогда заняло 13 месяцев, а началось и закончилось оно в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта. Хотя, возможно, впервые корабль обогнул земной шар еще под флагами Германии в 1920-1930-х годах.
«Седов» дважды (в 1991 и 1995 годах) побеждал в престижнейшей парусной регате «Cutty Sark». Также парусник участвовал в специальном европейском плавании в честь 70-летия окончания Великой Отечественной войны. Вообще «Седов» частый гость морских портов Европы, где неизменно приглашает туристов и местных жителей прогуляться по своим палубам и познакомиться с корабельной жизнью. Ну а самые смелые могут присоединиться к учебной команде во время плавания и стать настоящими матросами!
За 90 лет своего существования барк «Крузенштерн» обошел вокруг света четыре раза! Правда, дважды он совершал коммерческие рейсы, еще в свою бытность «Падуей», так что они в расчет не принимаются. А вот первую исследовательскую кругосветку парусник совершил в 1995-1996 годах. Более того, в 2009 году корабль «тряхнул стариной» и отправился в Трансатлантическое плавание!
В истории «Крузенштерна» было еще множество регат, на которых он завоевывал призовые места. Кроме того, первым в истории России «Крузенштерн» получил приз «Cutty Sark» — своеобразный «Оскар» в парусном спорте. Наконец, в 2020 году судно должно отправиться в свою пятую юбилейную кругосветку! Из нашей следующей серии «Гонки больших парусников» вы узнаете не только о знаковых победах «Крузенштерна» в регатах, но и о самом драматичном и невероятно вдохновляющем плавании, произошедшем в 2000 году в рамках одной из парусных гонок.
«Седов» и «Крузенштерн» в кино
Путешествия под парусом и морская романтика остаются актуальными темами в кино даже в наш век «дизельных двигателей». И, конечно, если мы говорим о российских и советских фильмах, посвященных этой теме, то неизменно видим на экранах либо барк «Седов», либо его собрата — барк «Крузенштерн».
«Крузенштерн» попал на киноэкраны еще в 1935 году, когда появился в немецкой картине «Улица Большая свобода, 7». В 1937-1940-х годах немецкие режиссеры сняли на его борту еще несколько фильмов. В российском же кинопрокате «Крузенштерн» появился лишь в 1969 году, когда вышел советский фильм «Рыцарь мечты». В дальнейшем кино на борту корабля снимали не часто — примерно раз в 10 лет. Ну а самые известные фильмы с «Крузенштерном» — романтическая мелодрама Станислава Говорухина «Пассажирка» (2007 год) и детский музыкальный фильм «Выше радуги» (1986 год).
Что касается «Седова», то его кинокарьера началась гораздо позже. Первый художественный фильм на борту парусника сняли только в 1988 году. Причем сделала это команда из ГДР для немецкого фильма «Das Herz des Piraten». В российской картине «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» Сергея Соловьева парусник появлялся лишь в финальной сцене, и было это в 1989 году.
Однако киноиндустрия дважды значительно повлияла на судьбу «Седова». В 2004 году для съемок немецкого фильма «Гибель «Памира», корпус судна перекрасили с белого в двухцветный — черно-белый. Именно такая расцветка была у «Памира» и у его собрата «Падуи», сейчас барка «Крузенштерн». Кстати, в честь 100-летия парусника корпусу судна планируют вернуть исторический белый цвет. Ну а самое главное влияние на судьбу «Седова» оказал документальный фильм «Кому нужны паруса?» студентки ВГИКа Ады Лазо, снятый в 1975 году. Об этом мы подробнее расскажем в четвертой серии нашего морского цикла — «Второе рождение Седова».
Как проходят учебные плавания на кораблях?
И «Седов», и «Крузенштерн» относятся к учебным судам. Каждый год они принимают на борт курсантов морских вузов страны и отправляются в многодневные плавание. Ежегодно парусники совершают по 2-3 учебных перехода. Экипаж «Седова» насчитывает 54 человека, а на борт может взять до 102 курсантов и 54 практиканта. На «Крузенштерне» постоянно присутствует экипаж из 60 человек, а участвовать в учебных плаваниях могут до 120 курсантов и не более 34 практикантов.
Кто такие курсанты объяснять не нужно! Нам гораздо интереснее «практиканты», вступить в ряды которых может любой желающий. Участвовать в учебном плавании разрешено даже детям с 13 лет (конечно, в сопровождении взрослых). Больше ограничений по возрасту нет! Однако не думайте, что «практикант» на корабле — это обычный турист. И что в течение 7-11 дней в море вы будет прогулочным шагом расхаживать под парусами, глядеть на морскую даль, обедать и ужинать в шикарном ресторане, а спать в каюте экстра-класса.
Учебные парусники — это настоящие корабли, где все находящиеся на борту становятся членами команды. Здесь нужно беспрекословно соблюдать дисциплину и подчиняться капитану. Хотя от туристов многого не требует, в отличие от обычных матросов-курсантов. Однако жить придется в кубрике на 10-12 коек, есть по общему меню в столовой, вставать с утренним подъемом и отправляться набоковую после официального отбоя.
Как же устроен день на учебном паруснике:
Утренняя зарядка и общее построение;
Четыре приема пищи: 7:30, 11:30, 15:30 и 19:30;
Лекции по морскому делу;
Практические занятия по работе с парусами, завязыванию морских узлов и управлению кораблем;
Тренировочные подъемы на мачты и участие в настоящих морских авралах!
Парусники «Крузенштерн» и «Седов» — настоящие города! На каждом из них есть стоматология, больница и медчасть, спортзал и музей, лекционная комната и столовые. Здесь даже оборудовано собственное «ателье» по починке парусов. Правда, все это гораздо меньшего размера, чем мы привыкли видеть на большой земле. Более того, ежедневно в судовых кухнях обоих парусников выпекают по 60 буханок свежего хлеба! Делает это специальный корабельный пекарь.
Ну а о других интересных традициях на кораблях, первых впечатлениях на борту и об известных участниках плаваний смотрите в нашей завершающей серии морского цикла — «Кругосветные плавания». Будем рады видеть вас на борту последних в мире парусных судов — выжимателей ветра!
Экспедиции под парусами «Крузенштерна» и «Седова»
Клуб путешествий Михаила Кожухова уже несколько лет участвует в учебных плаваниях «Седова» и «Крузенштерна». К одной из этих экспедиций под парусами мы приглашаем присоединиться и вас! Чем наши путешествия отличаются от обычного учебного плавания? Во-первых, вас ждет не только насыщенная программа обучения морскому делу, но и интересный досуг. Перед началом и по окончании экспедиции мы проводим экскурсии по портовым городам. Ну а в плавание берем с собой «душу компании»: известных музыкантов и артистов. Они создают на борту невероятную творческую атмосферу: дают концерты, показывают кино или просто удивляют интересными рассказами.
Во-вторых, мы уже опытные морские волки. Поэтому поможем справиться с морской болезнью и возьмем с собой важные вещи, которые обязательно забывает большинство «практикантов». В-третьих, мы уже свои люди на парусниках, поэтому знаем, как быстро влиться в команду. Ну и в-четвертых, в такое важное приключение нужно отправляться только в хорошей и проверенной компании. Поэтому ждем вас на борту!
Капитан раскрыл секреты парусников «Седов» и «Крузенштерн»
Михаил Новиков: «У каждого есть свой маленький «якорек»
Когда у парусника «Крузенштерн» подняты все 32 его паруса площадью 3553 «квадрата», эпитет «идет» не уместен, только — «летит» или «несется» по волнам. Размеры этого гиганта впечатляют! Длина барка — 114,5 метра, высота мачты над палубой — 55, а самый крупный его парус по размеру равен теннисному корту.
Объявлен парусный аврал. Фото: Из личного архива
Как вести в открытом океане этот огромный парусник-дом, поймать ветер в паруса, обратить во благо шторм, а также слаженно управлять командой в 225 человек, — доподлинно знает Михаил Новиков, который провел на паруснике четверть века, из них восемь лет стоял на капитанском мостике. А сейчас управляет делами как «Крузенштерна», так и другого парусника-гиганта — «Седова», уже с берега в качестве капитана-наставника и начальника управления мореплавания и практической подготовки Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота.
О том, что такое парусный аврал, зачем нужно подниматься на грот-мачту, на высоту 54 метра, как на барке борются с морской болезнью, что берут с собой в дальний поход, как устраивают забортный бассейн. А также о стартовавшей уникальной кругосветной экспедиции сразу трех российских парусников — фрегата «Паллада» и барков «Крузенштерн» и «Седов», Михаил Новиков рассказал «МК».
— Почему вы решили связать свою жизнь с морем?
— Я вырос у моря, в городе Балтийске, в военном гарнизоне. Отец служил в морской пехоте. Я с детства видел корабли, парады, военно-морскую форму. Поэтому однозначно хотел стать моряком. Сначала думал стать военным, но потом жизнь распорядилась так, что я пошел в гражданский вуз. Поступил в Калининградское высшее инженерное морское училище. Выбрал судоводительский факультет. Мне самому хотелось управлять судном.
После первого курса нас всех забрали в армию. Кто-то попал на два года, кто-то на три. Я служил сначала под Ригой, потом в мотострелковых войсках в Кушке, в Туркмении. Учеба растянулась на семь долгих лет. В целом то, что я ожидал от морской специальности во время плавательной практики на «Седове», на промысловых судах, то и получил. Убедился, что в море у людей проявляются лучшие черты характера, взаимовыручка, мужественность. Увидел реальные мужские отношения.
— Как попали работать на парусник?
— У тех, кто хорошо учился, была возможность попасть на большие промысловые траулеры или транспортные суда. А в 1991 году в учебное заведение передали парусник «Крузенштерн». И выпускникам при распределении на наш поток выделили три места. Я очень трепетно относился к парусникам. Был одним из претендентов и с радостью воспользовался этой возможностью.
— Вспомните свой первый рейс.
— Для меня это стало неким испытанием. Недалеко от побережья Германии мы ночью попали в сильный шторм, налетевшая стихия выбила несколько иллюминаторов в кают-компании, в судно хлынула вода. Погас свет, кто-то светил фонариком, слышались крики, парус оказался разорванным. В этот момент я выскочил на палубу и увидел, как судно спокойно, уверенно идет под парусами. Как настоящий властелин. А капитан с ним был единым целым. Это очень удивительное явление, когда такой огромный технический объект вместе с человеческим разумом побеждают невероятную морскую стихию.
— Наверняка найдутся те, кто спросит: а что хорошего в парусниках, когда есть современные, оснащенные мощными машинами лайнеры? Что вы ответите этим скептикам?
— Мы в нашей повседневной жизни все время куда-то бежим, чего-то добиваемся, суетимся. Нам некогда задуматься о том, какие мы есть на самом деле. Плавание под парусом, особенно на таком крупнотоннажном судне, это удивительный процесс. Когда остановлен главный двигатель, наступает тишина, и ты внутри этого процесса наслаждаешься происходящим, как приложены силы, знания, как сложена команда. Ты ни на что не нажимаешь, никуда не спешишь, твой мир едет вместе с тобой.
— Сколько может длиться дальний поход?
— Он может длиться по решению судовладельца достаточно долго. Раньше экспедиция того же И.Ф.Крузенштерна продолжались три года. Самое длительное в моей практике кругосветное плавание длилось 14 месяцев. Сейчас парусник «Седов» отправится в рейс, который продлится 12 месяцев, а тот же «Крузенштерн» будет находиться в море 10 месяцев. В отличие от обычного рейса, который продолжается 2–3 месяца.
— «Крузенштерн» — это учебное парусное судно?
— Это учебное судно, так же как парусник «Седов» и фрегат «Паллада». Курсанты, находящиеся на борту, это исключительно гражданские лица. На паруснике они проходят свою первую плавательную практику, постигают азы, что такое вахта и каково это — долго находиться в море вдали от своих близких.
— Что такое парусный аврал?
— Это авральные работы, которые требуют незамедлительного участия большей части экипажа и всех курсантов. Для совершения какого-то маневра на палубе одновременно находится порядка 150 человек. Это могут быть любые действия с парусным вооружением, как, например, поворот судна, постановка или уборка парусов. Получая команду с мостика, все, кто находится на палубе, выполняют определенные манипуляции. Действуют четко, слаженно, быстро. И порой со стороны даже сложно понять, кто именно управляет этим процессом.
— Как часто объявляются парусные авралы?
— Во время регаты это довольно частое явление. В течение часа может быть объявлено несколько парусных авралов. Когда судно следует через океан, парусный аврал может случиться лишь один раз в день, а то и один раз за несколько дней.
— Курсанты, работая с парусами, буквально парят между небом и палубой, зависают порой на высоте 50 метров. А это почти 22‑этажный дом. А как быть тем, кто не может побороть в себе страх высоты?
— Все работы на высоте выполняются с использованием страховки. Это современная обвязка, несколько видов страховочных карабинов. Курсанты проходят специальное обучение, сдают зачет по технике безопасности. И когда уже во время плавания поднимаются на высоту до 50 метров, чувствуют себя уверенно. Тем более что с ними рядом работают профессиональные матросы. А для тех, кто боится высоты, всегда найдутся работы на палубе. У нас нет намерения таких курсантов переломить.
— По каким поводам поднимаются на высоту 54 метра, на самую высокую точку на грот-мачте?
— Когда идут под парусами в самый слабый ветер, то поднимаются на высоту порядка 50 метров и отдают паруса. Там может оказываться электрик, когда требуется поменять лампочки в системе светового маневрирования. Также на эту высоту поднимаются, если возникает необходимость частично уменьшить высоту мачты для прохода под мостами.
В этом году, например, барк «Седов», пройдя 80 миль по реке Сене, впервые ошвартовался в Руане, исторической столице Нормандии. Причем проследовал под несколькими мостами. Я принимал участие в проектировании конструкции мачты, чтобы она опускалась. Чувствуя определенную ответственность, поднимался, помогал, смотрел, все ли там правильно сделано. И испытал гордость, когда «Седов» во время лоцманской проводки прошел под Танкарвильским мостом с зазором в 70 сантиметров. Конечно, для достижения максимальной осадки были заполнены топливом или водой все цистерны и танки судна.
Капитан-наставник Михаил Новиков. Фото: Из личного архива
— Четырехмачтовый барк «Крузенштерн» был построен в 1925–1926 годах на верфи в Германии и ранее назывался «Падуя». Что осталось от того парусника?
— Весь корпус родной, так же как и мачты, рангоут — общее название устройств для постановки парусов, палубы, все внутренние конструкции.
— Большой штурвал на корабле рабочий?
— Большой штурвал, основной пост, который находится у рубки, выведен из эксплуатации. Но кормовое рулевое устройство действующее, как это было почти 95 лет назад. Поэтому, когда судно выходит в океанское плавание, мы ставим туда курсантов — и они имеют возможность почувствовать, как раньше моряки управляли таким судном, стоя на корме. А на паруснике «Седов» оба рулевых устройства, два больших штурвала, находятся в эксплуатации. И курсанты там постоянно несут вахту, сменяясь каждые четыре часа.
Тут надо отметить, что «Крузенштерн» и «Седов» — это современные крупнотоннажные суда, которые должны соответствовать определенным требованиям. И если судно этим требованиям не удовлетворяет, например по маневренности, скорости разворота, его просто не выпустят в море.
— Что значит «поймать ветер в паруса»?
— Это когда все паруса настроены правильно. Это можно видеть по форме самих парусов, когда они ровные, расправленные, без складок. Когда они не хлопают, а, как говорят моряки, работают.
— Главное — не бороться со штормом, а уметь его обойти?
— У каждого своя стратегия. Мой наставник, например, говорил, что важнее не бороться со штормом, а понять, как его можно обойти, используя все сильные его стороны. Зная характеристики развития циклона или антициклона, выбрать правильный курс и пройти максимальную дистанцию с максимальной скоростью под парусами. В этом и состоит профессионализм.
— В какой из самых сильных штормов вы попадали?
— Это было в самом первом кругосветном плавании, 13 марта 1996 года. «Крузенштерн» в Тихом океане попал в серьезный 12-балльный шторм. Он продолжался несколько дней. Это было достаточно серьезным испытанием и для экипажа, и для судна.
— Как побороть страх, когда накатывают 16-метровые волны?
— На судне есть капитан, есть старший помощник, которые через подобные шторма проходили. Ты смотришь на своих товарищей, которые чувствуют себя достаточно спокойно, и у тебя возникает чувство уверенности, что ты на большом судне, что ты уверен в его конструкции, уверен в мощности двигателей. И чувствуешь себя в безопасности.
— Как бороться с морской болезнью? Есть какие-то рецепты у бывалых моряков?
— Сейчас существует много медицинских препаратов от укачивания. Тот, кто хочет испытать себя, может есть соленые огурцы, лимон. Кто-то пытается отвлечься, давая себе физические нагрузки на палубе. Кто-то просто сидит в средней точке судна, где меньше всего качает.
— Как часто парусники принимают участие в гонках?
— Ежегодно проводятся разного масштаба гонки. В основном они связаны с проведением различных фестивалей в европейских портах. Их продолжительность — 3–4 дня. Людям важно соприкоснуться с историей, с морскими традициями. Надо показать молодому поколению, что есть такая настоящая мужская работа, такое вот отношение человека и моря. Чтобы они сохранили эту связь и традиции.
— Не ставится целью прийти первыми?
— Это, безусловно, имеет место быть. Но это не гонки профессионалов-яхтсменов. Здесь на первое место выступают взаимовыручка, дружба, международный контакт. Мы встречаемся с другими экипажами, обмениваемся мнением, учимся друг у друга. Для этого и гоняются большие парусники.
— Как на наши парусники реагирует за границей?
— К нашей стране вообще большой интерес. И очень многие в иностранных портах пользуются возможностью подняться на российские корабли. А самые большие очереди, на мой взгляд, выстраиваются на наши парусники.
— Было немало случаев, когда наши барки снимались с гонок, чтобы помочь попавшим в беду. Можете вспомнить один из них?
— Это было в 2000 году, когда «Крузенштерн» участвовал в престижной международной регате. Судном тогда командовал Геннадий Васильевич Коломенский. Во время шторма на польской шхуне «Погория» с нижнего рея упала девушка на палубу. Поляки стали звать на помощь. А на нашем паруснике были штатный врач, фельдшер, амбулатория и даже рентген. Капитан принял решение сняться с гонки и взять на борт эту девушку. «Крузенштерн» — большой по размерам, его меньше качает в условиях шторма. Когда девушка оказалась на борту, выяснилось, что по медицинским показаниям ее необходимо эвакуировать в береговое лечебное учреждение. Поэтому было принято решение следовать обратно в Канаду. Через сутки барк подошел к месту, куда уже мог прилететь спасательный вертолет. Девушку упаковали в люльку, ее подняли на борт вертолета. А «Крузенштерн» продолжил гонку, и у капитана появилась возможность продемонстрировать свой профессионализм, готовность экипажа сражаться. Улыбнулась удача, ветер усилился, и Геннадий Васильевич выиграл эту гонку.
В моей практике тоже были случаи, когда заболевал кто-то из членов экипажа, и мы вызывали вертолет, который эвакуировал людей с палубы или со спущенной шлюпки. Для этого и существуют всякие тревоги, тренировки на судне, экипаж постоянно находится в готовности.
Российское учебное парусное судно «Крузенштерн». Фото: Из личного архива
— Можете рассказать об одной из экстремальных ситуаций в своей практике?
— Это было в начале моего капитанства. Мы участвовали в трансатлантической парусной регате. Шли с Бермудских островов к Американскому континенту. И на следующий день после старта сильный шквал сломал первую мачту на судне. Мы вынуждены были сняться с гонки. В американском порту Чатем часть сломанной мачты, которая весила около 16 тонн, демонтировали с помощью специального крана. Нештатная ситуация сплотила экипаж. Это был своего рода личностный вызов. В Калининград «Крузенштерн» вернулся с половиной одной мачты, где наши судостроители ее успешно восстановили.
— Что с собой берут в дальний поход?
— По-разному — кто-то подушку, кто-то любимую чашку, кто-то книжку. У каждого есть свой маленький «якорек». Но гораздо важнее то, по какой причине мы выходим в море. Чтобы вновь и вновь испытать чувство единения со стихией, уникальное ощущение от возвращения домой, потому что для любого мужчины в любом возрасте важно быть неким победителем, демонстрировать силу характера. Ведь самая важная победа — это победа над собой. И море — это как раз та стихия, которая может дать эти ощущения.
— Можно ли взять с собой в поход домашнего питомца?
— Это случается, но редко, потому что в иностранных портах ко всем животным, в том числе и к домашним, предъявляются достаточно серьезные требования, в частности по прививкам. В первом кругосветном плавании «Крузенштерна» в 1995 году на борту была собака. Ей были сделаны все необходимые прививки. Но в каких-то портах ей разрешали прогуляться по земле, а где-то запрещали спускаться на берег.
— Говорят, что вы устраиваете для курсантов в открытом море из паруса некий забортный бассейн.
— Это происходит не так часто, потому что это достаточно затратная, долгая процедура. Необходимо, чтобы была штилевая погода. Закрепляем определенным образом один из самых больших парусов, он поддерживается на реях с помощью снастей и опускается в воду. Даем возможность курсантам поочередно, человек по 20, поплавать. В таком забортном бассейне есть возможность контролировать ребят на случай, если что-то пойдет не так. Подобные купания устраиваем, чтобы поднять настроение и моральный дух экипажа.
— К еде на корабле особое отношение?
— У нас 4-разовое питание. На судне — один шеф-повар, два сменных повара и повар-пекарь. Кормят достаточно вкусно, калорийно. Аппетит у экипажа хороший. Очень многие большую часть времени проводят на открытом воздухе. В море покачивает. Еда — это определенный плюс к настроению, ей уделяется большое значение. Бывает, когда весь экипаж с курсантами готовит своими руками пельмени. Это массовое мероприятие всегда приносит много положительных эмоций кроме вкусности.
— Расскажите о предстоящей кругосветке «Паруса мира».
— Уникальность этой экспедиции заключается в том, что впервые в истории все три парусника Росрыболовства, барки «Крузенштерн», «Седов», а также фрегат «Паллада», одновременно задействованы в одной большой экспедиции. Плавание приурочено к 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями, а также к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Маршрут экспедиции частично повторяет плавание экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Ибо «Седов» и «Крузенштерн», как отмечают ветераны, — это военные трофеи, которыми страна в нынешнее время может гордиться. И отрадно, что их удалось сохранить.
Это яркое историческое событие, большой государственный проект. Впервые три парусника встретятся в ближайшей точке к Антарктиде. Это произойдет в феврале 2020 года в 300 милях от островов Южная Георгия в Атлантике. Там же пройдет 200-мильная регата.
Я, как капитан, принимал участие в разработке маршрута, учитывал направления преобладающих ветров, течений, помогал набирать экипажи. По ходу кругосветки буду заниматься оперативным управлением, в частности в каких портах можно заправиться топливом и пополнять продуктовые запасы.
— У вас есть какое-то сухопутное хобби?
— Времени свободного у меня очень мало, и я предпочитаю проводить его где-нибудь в саду.