что больше крейсер или линкор
Линкор, дредноут, крейсер, эсминец – что это за корабли, боевое применение, сходство и различия
Названия военных кораблей звучат красиво и загадочно: линкор, эсминец, дредноут, крейсер. Но людям, далёким от военно-морской тематики, порой сложно понять, о чём идёт речь. Постараемся разобраться, что это за корабли и какие боевые функции на них возложены.
Линкор
Слово «линкор», как и многие военные термины, является сокращением, образованным от словосочетания «линейный корабль». Это был класс боевых кораблей с мощным бронированием и тяжёлыми артиллерийскими установками на борту.
Залп главного калибра линкора «Айова». Wikimedia Commons / Phan J. Alan Elliott
Фактически линкоры были наиболее крупными военными кораблями после авианосцев. Они достигали в длину 150-280 метров, а их водоизмещение варьировало в пределах от 20 до 70 тысяч тонн. Численность экипажа такого корабля составляла от полутора до трёх тысяч человек, главный орудийный калибр – от 280 до 460 мм, т.е. в стволе главного орудия спокойно помещался человек. Название «линейный корабль» произошло от тактики боевых действий, при которой корабли выстраивались в линию для усиления ударной мощи.
Линкоры составляли основу боевых флотов во время первой мировой войны. Их основным предназначением была борьба с надводными кораблями аналогичного класса и поддержка сухопутных войсковых операций при помощи своей мощной артиллерии.
Развитие подводного флота и авиации постепенно снижало эффективность линкоров, и морские сражения второй мировой войны это ярко продемонстрировали. Несмотря на толщину брони и большое количество крупнокалиберных орудий на борту, эти корабли в условиях современной войны оказались не слишком жизнеспособными. Они представляли собой большую, хорошо заметную цель, которую довольно легко уничтожить с самолёта или подводной лодки гораздо меньшего класса.
В настоящее время линкоры практически повсеместно выведены из состава военных флотов. Сегодня они либо выполняют функцию музейных экспонатов, либо отправлены на переплавку.
Дредноут
Британский линкор «Дредноут». Wikimedia Commons / US Navy Historical Center Photo # NH 63367
После этого все боевые корабли данного типа, вооружённые артустановками максимального калибра, стали называть дредноутами. В России аналогом дредноутов были линкоры – линейные корабли. С течением времени толщина брони и калибр главных орудий увеличивались, но соответственно росла и стоимость судов. К началу второй мировой войны дредноуты были во флотах всех ведущих государств. Однако боевые действия быстро выявили их слабые места – слабую защищённость против атак из-под воды и с воздуха. Последний дредноут был построен на верфях Британии в 1946 году.
Крейсер
Крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске. Wikimedia Commons / Александр Вепрёв (CC BY-SA 3.0)
В ХХ столетии крейсерами стали называть боевые корабли универсального назначения, которые выполняли широчайший ряд задач: участвовали в обороне флотилий и конвоев, уничтожали лёгкий флот противника и торговые суда, обеспечивали высадку десантов и оказывали сухопутным войскам огневую поддержку, ставили минные заграждения и т.д. Начиная со второй половины ХХ века военные корабли начали приобретать определённую специализацию и действовать преимущественно в группах. В настоящее время крейсеры сохранились только во флотах США и России.
В настоящее время крейсеры оснащаются газотурбинными и атомными силовыми установками, а также несут на борту весь спектр современного корабельного вооружения – зенитные установки, торпедные аппараты, ракетные комплексы и т.д. Водоизмещение крейсера составляет примерно 10 тысяч тонн. Это наиболее крупные корабли, помимо авианосцев, выполняющие боевые задачи как в составе групп, так и самостоятельно.
Эсминец
Название этого класса кораблей является сокращением от слов «эскадренный миноносец». Первые эсминцы предназначались для формирования минных полей, а их вооружение было довольно слабым – малокалиберная артиллерия и торпедные аппараты. В настоящее время основным предназначением эсминцев является поражение надводных, подводных и воздушных целей в составе эскадры. Кроме того, эсминцы выполняют разведывательные и патрульные задачи, поддерживают огнём высадку десанта, ставят минные заграждения и дымовые завесы.
Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков». Wikimedia Commons / Сергей Федюнин, Mil.ru (CC BY 4.0)
Водоизмещение эсминцев в России составляет 6,5 тысяч тонн, в других странах этот показатель варьирует от 2,5 до 10 тысяч тонн.
Что больше крейсер или линкор
Еще одним вариантом тяжелого артиллерийского корабля были появившиеся в начале 20 века линейные крейсера. При равном с линкорами водоизмещении и вооружении корабли этого типа имели облегченную броню, но повышенную до 25-29 узлов скорость. Предполагалось, что сочетание проворства и вооружения позволит линейному крейсеру участвовать как в рейдах, так и в сражениях.
Но на деле для патрулирования на коммуникациях линейные крейсера оказались избыточно вооруженными. Орудия калибром 343-381-мм могли понадобиться только для борьбы с линкорами. Но вот с ними-то крейсеру не позволяла вступать в бой броня. Еще в Цусимском сражении первым на дно отправился именно линейный крейсер «Ослябя». В Ютландской же битве англичане потеряли 3 линейных крейсера, но ни одного линейного корабля. Со стороны немцев также были потеряны старый броненосец и линейный крейсер.
Тем не менее, после Первой Мировой войны флагманом флота Ее Величества стал именно линейный крейсер «Худ» — самый крупный и самый близкий к идеалу «быстроходного линкора» корабль. Но результат его встречи с настоящим быстроходным линкором — «Бисмарком» — был вполне предсказуем. После второго попадания «Худ» взорвался. Тогда как линкор «Принц Уэльский», даже получив от «Бисмарка» 5 снарядов, вышел из боя лишь из-за технической неисправности.
Линейные крейсеры Второй Мировой: «Худ» и «Гнейзенау».
Линейные крейсера нового поколения проектировались уже только в расчете на бой с другими крейсерами, что позволило уменьшить калибр орудий. К началу войны французы построили «Дюнкерк» и «Страсбург», немцы же обзавелись «Шарнхорстом» и «Гнейзенау». И если французские корабли выделялись в первую очередь оригинальным размещением вооружения (главный калибр в двух 4-орудийных башнях на носу, вспомогательные орудия — на корме), то немецкий вариант отличало несуразно мощное для линейного крейсера бронирование. Ограничившись защитой лишь от огня 203-мм орудий, немцы получили бы действительно идеального «убийцу крейсеров» со скоростью 34-35 узлов.
Связаны оригинальные характеристики «Шарнхорстов» были с тем, что, освободившись в 1935 году от версальских (но не вашингтонских!) ограничений, немцы попытались получить сразу и полноценный линкор, и рейдер. Причем уложившись в разрешенные 35000 тонн. Естественно, результат оставлял желать лучшего.
Французский линейный крейсер «Дюнкерк».
Конструировали линейные крейсера и в других странах. Но американские «Аляска» и «Гуам» (несомненно, лучшие корабли в своем классе) появились только к концу войны, и принять участие в боевых действиях не успели. Два советских крейсера типа «Кронштадт» достроены не были.
Классификация немецких кораблей серии «Дойчланд» — старый предмет спора. Можно ли их считать линейными крейсерами?
На самом деле спорить здесь не о чем. Самими немцами определение «панцершип» применялось, только чтобы обойти версальские ограничения. После начала войны «Дойчланды» сразу были отнесены к классу тяжелых крейсеров, на принадлежность к которому явно указывали как их водоизмещение, так и броня.
Крейсер «Дойчланд» («Германия») позже был переименован в «Лютцов». Для сокращения морального урона в случае его потопления.
Линкор против авианосца
Водоизмещение современных авианосцев превышает 90000 тонн. Рекорд «Ямато» побит.
В наше время нередко утверждают, что уже к началу Второй Мировой линкор был устаревшим типом корабля. Исход сражений определяли авианосцы, ведь самые мощные пушки бьют максимум на 40-45 км, а палубная авиация способна обнаружить и атаковать противника на расстоянии 300-400 км.
Но стратеги 40-х годов не разделяли этой точки зрения, справедливо полагая, что сравнивать линкор с авианосцем столь же нелепо, как и с подводной лодкой. Преимуществ морской авиации никто не оспаривал, но ведь на суше самолеты не заменили пушек. Лишь в Японии производство линкоров прекратилось в 43 году. В США и Великобритании линейные корабли строились до конца войны.
Но тяжело в учении — легко в бою. Ночью японцы в обычные бинокли раньше обнаруживали американские корабли, чем американцам удавалось заметить противника с помощью радара. Англичане же проводили конвои через Сицилийский пролив в такую погоду, когда вражеские эсминцы, отправленные на перехват, исчезали в волнах, радировав: «Мы тонем, да здравствует Италия!».
Согласно довоенным представлениям английских, японских, немецких и американских адмиралов, авианосец должен был постоянно сопровождать 2-3 линкора, осуществляя разведку и прикрывая их от атак с воздуха. Соответственно, он вынужден был действовать независимо от погоды и сближаться с противником на ту же дистанцию, что и его «подопечные». А это, в свою очередь, требовало снабдить корабль мощной броней даже в ущерб числу самолетов на борту. Дальше всех зашли японцы, вооружившие некоторые свои авианосцы 8-дюймовыми пушками.
Авианосцы так и остались бы вспомогательной силой при линейном флоте. Но в 1941 году адмирал Ямамото принял революционное решение применять их самостоятельно и массированно. Только выбирая время и место боя по своему усмотрению, морская авиация могла полностью использовать свои преимущества. Потеряв линкоры в Перл-Харборе, такой же тактики вынужденно стали придерживаться и американцы. Англичане же еще долго оставались при своем мнении.
Американская авиация потопила гигантские «Ямато» и «Мусаси», и этот факт часто рассматривается как доказательство превосходства авианосцев. Действительно, от армады бомбардировщиков линкоры не спасала ни мощнейшая зенитная артиллерия (24 универсальных 127-мм орудия и до 150 25-мм автоматов), ни заградительные залпы из 460-мм орудий. Но. никакой авианосец не продержался бы так долго и против четверти брошенных на «Ямато» сил. Дело было лишь в том, что на действия в условиях полного господства противника в воздухе линкор все-таки не рассчитан.
«Жан Барт», последний из построенных линкоров, был заложен еще до войны.
В 30-х годах стандартным вооружением линкоров стали 12-20 универсальных орудий калибром 114-133-мм, предназначавшихся для огня как по надводным, так и по воздушным целям. Исключением оказались немецкие «Шарнхорсты» и «Бисмарки». Их создатели в такой степени были уверены, что для борьбы с эсминцами требуется калибр не менее 150-мм, что пытались поставить 6-дюймовые орудия даже на собственные эскадренные миноносцы.
Естественно, 12 таких пушек получил и линкор. Для борьбы с авиацией предназначались еще 14-16 зениток. В результате суммарный вес залпа вспомогательной артиллерии по отношению к весу залпа главного калибра составлял у «Шарнхорста» 26%, вместо 3-13% у «нормальных» линкоров. Несомненно, «стандартный комплект» вспомогательной артиллерии при меньшем весе лучше защитил бы корабль от атак как с моря, так и с воздуха.
Огонь зенитных орудий.
Послевоенные годы
«Новороссийск» после катастрофы.
С последними залпами Второй Мировой в основном закончилась и история линкоров. Хотя они еще строились. В 1946 году англичане спустили на воду «Вэнгард» — ничем не примечательный корабль, отличающийся от собратьев типа «Кинг Джордж» лишь увеличенной до 30 узлов скоростью и вооруженный восемью 381-мм пушками, снятыми со старых дредноутов. Французы же в 1950 году достроили однотипный с «Ришелье» «Жан Барт».
В СССР новые проекты линкоров продолжали прорабатываться до 53 года. Но ни один из планов не получил воплощения в металле. В результате флагманом советского флота оставался «Новороссийск» — трофейный итальянский линейный крейсер «Джулио Чезаре» (тип «Кавур») 1914 года рождения.
К концу 50-х разделке на металл уже подверглись не только старые линейные корабли, но и большинство новейших. Лишь 4 «Айовы» американцам было жаль. Их решили законсервировать до случая. В итоге вечный покой этих линкоров оказался весьма беспокойным. «Айовы» повоевали у берегов Кореи, потом их «пробудили» во время Вьетнамской войны. Затем они поддерживали высадку американских войск в Ливане. В 84 году линкоры даже решили снова ввести в строй «на постоянной основе», довооружив 32 «Томагавками». Предполагалось, что с помощью крылатых ракет и пушек они смогут защищать авианосцы и поражать наземные цели.
«Айовы» бы еще послужили. Если б не распался СССР.
В своем последнем «перерождении» «Айовы» сочетали артиллерийское вооружение с ракетным.
Таблица 1 Быстроходные линкоры ВМВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 2 Линейные крейсеры ВМВ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Стоит упомянуть об еще одном качестве линкора, которое в 1984 году казалось американцам важным преимуществом. Линейный корабль выглядит внушительнее авианосца и, в отличие от него, может подойти к враждебному берегу достаточно близко, чтобы аборигены смогли заметить военное присутствие США невооруженным глазом.
Линкор космических сил.
Не потому ли линкоры не отпускают человеческое воображение и до сих пор остаются флагманами космических эскадр в фантастических романах и электронных играх?
Самые большие по водоизмещению и наиболее мощные по вооружению корабли в мире
Военный флот всегда являлся не только эффективным инструментом борьбы на море, но и своего рода «выставкой достижений». Далеко не каждое государство может позволить себе строительство крупных и хорошо вооруженных кораблей. Само их наличие, пусть и в небольшом количестве, уже является своего рода заявкой на получение звания великой державы. Довольно часто усилия, потраченные на создание морских гигантов, в конечном итоге себя не оправдывали, однако, огромные боевые корабли в любом случае оставались в истории, если не как победители, то хотя бы как материальное свидетельство о прохождении очередного этапа на пути развития цивилизации.
Самые большие парусные военные корабли
На протяжении целых тысячелетий мореплаватели вынуждены были обходиться всего двумя движителями – вёслами и парусами. Со временем размеры судов постепенно увеличивались, но процесс этот был медленным.
Первые по-настоящему крупные парусники появились в XIV веке в Португалии. Это были так называемые каракки, отличавшиеся от предшествующих им каравелл намного лучшей хорошей мореходностью и своеобразной формой корпуса с завышенной кормой. Далеко не все они отличались значительной величиной, однако построенная в 1418 году английская каракка «Грейс Дью» уже обладала водоизмещением в 2750 тонн – по тем временам просто громадина.
Массовое же строительство больших военных парусников началось почти век спустя, когда пушки стали настолько совершенными, что появилась возможность размещения их на корабле. Так, в 1510 году в Англии была спущена на воду каракка «Мэри Роуз», на борту которой установили 78 орудий. Спустя 24 года её несколько перестроили, добавив еще 13 пушек, что сделало «Мэри Роуз» самым мощным военным кораблем той эпохи.
Вплоть до конца XVI века морями правили каракки и пришедшие им на смену галеоны. В 1604 году в Англии ввели своего рода стандартизацию, разделив все военные корабли на ранги (ranks, впоследствии rate) в зависимости от количества пушек. Приблизительно в то же самое время развернулось строительство парусных линкоров. Они были намного маневреннее и легче в управлении, чем галеоны, но главным их качеством стала возможность использования линейной тактики (отсюда и название – линейные корабли).
Уже в 1637 году англичане спустили на воду нового «чемпиона» — знаменитый линкор HMS Sovereign of the Seas. На трёх его палубах размещалось сто две пушки. «Повелитель морей» если и не самым большим, то самым дорогим и самым тяжеловооруженным кораблем. Что касается водоизмещения, то оно достигало 1522 тонн.
Гонка морских вооружений, развернувшаяся между ведущими странами Европы, начиная с XVII века (а при Петре I-м в это соревнование включилась и Россия), приводила к появлению всё более крупных деревянных парусных линкоров. Количество пушек постепенно увеличилось до 120-130 и даже 144 штук, при постоянном нарастании их калибров, а водоизмещение таких кораблей вплотную подошло к отметке в 5 000 тонн.
Перечень лучших военных кораблей мира
Едва ли можно составить абсолютно объективный топ-список самых мощных кораблей в истории. Даже такой вроде бы однозначный критерий, как водоизмещение, применим для составления рейтинга далеко не всегда. Ясно, что любой крейсер по этому признаку будет уступать авианосцу или линкору, но ведь вполне очевидно, что «Дредноут», к примеру, не выстоит в бою с «Петром Великим» — его просто не подпустят на дистанцию залпа. Поэтому есть смысл перечислить корабли, ориентируясь не на мощь или величину, на тот вклад, который они внесли в развитие военного флота.
Авианосцы класса «Нимиц»(США)
Концепция «суперавианосца» возникла в США еще в 50-е годы прошлого века. Первый такой корабль появился в 1961-м году. Это был CVN-65 Enterprize, прослуживший в составе ВМФ США вплоть до 2012 года. В силу целого ряда причин данный проект дальнейшего развития не получил. Вместо этого, начиная с 1968 года, развернулось строительство еще более крупных суперавианосцев класса «Нимиц» (название – по головному кораблю серии).
Длина этих кораблей превышает 330 метров, что отчасти обусловлено величиной взлетно-посадочной полосы для самолетов. Нормальное водоизмещение составляет 97 тысяч тонн, а полное – свыше ста четырех тысяч тонн. Огромный корабль способен двигаться со скоростью в 30 узлов (55,6 км/ч) при помощи двух ядерных реакторов, развивающих до 260 000 лошадиных сил.
Основная задача авианосцев типа «Нимиц» — это «проецирование силы США» в самых разных регионах мира. Для этого на его борту размещается внушительная авиагруппировка, насчитывающая до 90 различных самолетов и вертолетов. Несмотря на то, что в последние годы появились некоторые сомнения относительно того, действительно ли так эффективны эти самые большие военные корабли мира, «Нимиц», безусловно, является настоящим техническим шедевром, вершиной эволюции судостроения.
Линкор HMS Dreadnought («Неустрашимый», Великобритания)
3 октября 1906 года в состав Королевского флота Великобритании ввели линейный корабль, который мгновенно сделал устаревшими все броненосцы того времени. Новый линкор носил название Dreadnought, что переводится как «Неустрашимый». Это имя он унаследовал от пяти своих «предшественников», однако именно ему удалось сделать слово «дредноут» нарицательным.
Главной особенностью «Неустрашимого» стал состав артиллерии – на нем не было пушек промежуточного калибра, что дало возможность увеличить количество мощных 305-мм орудий до десяти, обеспечив кораблю огневое превосходство над любым соперником. Кроме того, «Дредноут» двигался с рекордной по тем временам скоростью в 21 узел, поскольку обладал новейшим типом силовой установки с паровыми турбинами.
Создание этого корабля привело к поспешному перевооружению не только британского, но и всех других военных флотов – повсюду моряки стремились получить собственные «дредноуты». Их вооружение и скорость увеличивались так быстро, что в началу Первой Мировой войны сам HMS Dreadnought успел устареть, а после её завершения был отправлен на металлолом. Тем не менее свой след в истории кораблестроения он оставил.
Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (СССР/Россия)
Основу авиационной группировки этого корабля составляют истребители Су-30 и МиГ-29К. Кроме того, возможно использование «морской» версии штурмовика Су-25. В настоящее время «Адмирал Кузнецов» находится на ремонте, причем есть вероятность того, что в итоге он будет списан, как это уже произошло с некоторыми другими кораблями.
Подводная лодка проекта 941 «Акула» (СССР/Россия)
Если советские авианесущие крейсеры не могли поспорить по размеру со своими заокеанскими «коллегами», то в области строительства субмарин ситуация была прямо противоположной – именно СССР создал самую большую атомную подводную лодку в мировой истории. Её водоизмещение достигает 48 000 тонн при длине в 172 метра.
Столь значительная величина обусловлена не стремлением к «рекорду» и не гигантоманией, а необходимостью размещения на борту двадцати межконтинентальных баллистических ракет с десятью ядерными боеголовками каждая. Субмарины, вооруженные этим арсеналом, строились по проекту 941 (шифр «Акула»). В США эти подлодки обозначали как Typhoon (то есть «Тайфун»).
«Акула» обращает на себя внимание не только своими размерами, но и необычной конструктивной схемой – у нее два прочных корпуса, соединенные между собой несколькими переходами и блоком для размещения ракет. Весь этот «катамаран» заключен в общий легкий корпус. Огромные размеры подводной лодки позволили обеспечить для команды очень хорошие условия прохождения службы. Примечательно, что при столь внушительной величине «Акула» является достаточно тихой, обнаружить её крайне сложно.
Крейсер «Петр Великий» (Россия)
Среди всех надводных военных кораблей мира, не являющихся авианосцами, самым крупным стал современный тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий». Его стандартное водоизмещение достигает 23 750 тонн при длине в 250 метров. На борту этого корабля установлены два ядерных реактора, развивающие в общей сложности до 140 тысяч лошадиных сил.
Парусный линейный корабль Santisima Trinidad («Святейшая Троица», Испания)
Испанский парусный линкор Santisima Trinidad, построенный в 1769 году, обладал рекордным для своего времени водоизмещением в 4902 тонны при длине в 61,3 метра. Но самым мощным кораблем мира он стал не сразу, а только после модернизации 1795 года, когда на нём появилась четвертая орудийная палуба. Это позволило увеличить количество пушек до 144-х.
Испанские моряки, тем не менее, не были в восторге от этого линкора, поскольку он стал тяжелым и неповоротливым, а перенос центра тяжести вверх потенциально мог привести к опрокидыванию корабля.
Двумя наиболее известными эпизодами применения «Святейшей Троицы» стали бой при Сент-Винсенте и Трафальгарское сражение. В первом случае линкор отразил атаки семи английских кораблей, а во втором удача была не на его стороне – «Сантисима-Тринидад» попал в плен и через некоторое время его затопили. К сожалению, отыскать обломки этого представляющего немалую историческую ценность судна так и не удалось.
Линкор «Бисмарк» (Германия)
После окончания Первой Мировой войны немецкие судостроители долгое время не занимались изготовлением крупных боевых кораблей, однако после прихода к власти Гитлера эта ситуация не могла не измениться. В 1936 году в на верфях Гамбурга состоялась закладка нового линкора, в дальнейшем получившего название «Бисмарк». Поначалу он создавался как усиленный тяжелый крейсер, предназначенный для самостоятельных действий против торговых коммуникаций, но уже через несколько месяцев проект был пересмотрен в сторону увеличения и усиления корабля.
К службе «Бисмарк» приступил уже во время Второй Мировой войны, 24 августа 1940 года. При стандартном водоизмещении около 41,7 тысяч тонн и длине в 242 метра он стал самым крупным военным кораблем в мире. Правда, к этому моменту уже был спущен на воду куда более громадный «Ямато», но в состав японского флота его ввели лишь в конце 1941 года.
В дуэльном поединке «Бисмарк» мог побить любой американский или английский корабль при помощи восьми своих 380-мм орудий главного калибра, что и подтвердилось во время первого и последнего боевого похода немецкого линкора.
24 мая 1941 года «Бисмарк», действуя совместно с тяжелым крейсером «Принц Ойген», в ходе короткого боя в Датском проливе потопил английский линейный крейсер «Худ» и вынудил к отступлению линкор «Принц Уэльский».
Полученные в ходе этого сражения повреждения заставили командира «Бисмарка» повернуть назад, но в базу он не вернулся: англичане собрали против немецкого корабля огромные силы – три линкора, два тяжелых крейсера, три эсминца и один авианосец. Участие последнего стало решающим – поднявшийся с его палубы торпедоносец удачным попаданием вывел из строя рулевое управление «Бисмарка».
В результате англичанам удалось догнать и уничтожить линкор. Находясь под жесточайшим обстрелом, этот корабль продемонстрировал удивительную живучесть, но это лишь отсрочило неизбежный финал – около половины 11 утра 27 мая 1941 года гигант ушел под воду вместе с подавляющим большинством членов экипажа.
Линкоры класса «Айова» (США)
Хотя американские кораблестроители задумывались о создании новых линкоров увеличенного размера еще в 30-е годы, строительство таких кораблей началось лишь в 1940-м году – видимо, не без влияния сообщений о появлении «Бисмарка» и «Ямато». Первый линкор новой серии, «Айова», удалось ввести в строй лишь в конце февраля 1943 года, однако он успел поучаствовать в войне на Тихом океане. Всего в последующем было построено 4 корабля этого класса.
Послевоенная судьба линкоров класса «Айова» оказалась причудливой – их дважды выводили из состава флота, а затем вновь возвращали в строй. В 80-е годы прошлого века корабли вооружили ракетами «Томагавк» и привлекали для выполнения целого ряда операций в Персидском заливе. Последний из линкоров этого класса, «Висконсин», прослужил в ВМС США до 2006 года.
Линкор «Ямато» (Япония)
Самый большой из когда-либо существовавших линкоров построили в Японии. Это был «Ямато» — исполин с полным водоизмещением почти в 73 тысячи тонн при длине в 263 метра. Этот корабль, кроме того, обладал и самой сильной артиллерией главного калибра – она состояла из девяти 460-мм орудий. «Ямато», безусловно, представлял собой выдающееся техническое достижение, но в то же время он стал и очевидным доказательством заката короткой эпохи «сверхдредноутов» — будущее им уже не принадлежало.
Большую часть войны этот корабль находился в базе, заслужив у японских моряков прозвище «самой большой и бесполезной вещи в мире». Единственной операцией, в которой «Ямато» мог добиться крупного успеха, стал бой в заливе Лейте, но из-за нерешительных действий командира японского соединения этого не случилось.
МДКВП «Зубр» (СССР/Россия)
В 1988 году в составе советского военного флота появился новый тип десантных кораблей – МДКВП проекта 12322 «Зубр». Эта сложная аббревиатура расшифровывается как «малый десантный корабль на воздушной подушке».
Несмотря на присутствие в полном обозначении слова «малый», «Зубр» стал самым большим в мире военным судном на воздушной подушке для высадки десанта. Главным преимуществом этого корабля является его способность с легкостью передвигаться как по морю, так и по земле. «Зубр» может преодолевать траншеи, проезжать над минами, не вызывая их детонации, а также свободно перемешается по болоту.
Во всем мире только 30% от общей длины морского побережья недоступны для этого корабля. Во всех остальных случаях десант будет доставлен по назначению, причем в сжатые сроки – «Зубр» очень быстрый, он развивает скорость до 60 узлов (более 111 км/ч).
Номинальная вместимость корабля – 366 человек и 10 БТР. Вместо бронетранспортеров можно взять на борт три танка или 8 БМП. Кроме того, «Зубр» — это не просто транспорт, он вооружен. Поддержать высадку десанта можно огнем из установок для запуска 140-мм ракет, а защиту от атак с воздуха обеспечивают два корабельных автомата АК-630 с шестиствольными автоматическими пушками калибра 30 мм.