что больше эрмитаж или третьяковская галерея
20 самых посещаемых музеев мира в 2020 году: от Лувра до Эрмитажа и Третьяковки
Издание The Art Newspaper представило рейтинг самых посещаемых музеев мира по итогам ковидного 2020 года. Составители списка сравнили эти показатели с результатами 2019 года (везде — в сторону значительного сокращения), а также, где это было возможно, уточнили количество дней, которое музеи были закрыты из-за пандемии (очень много).
В подробный топ-20, опубликованный в издании, попали сразу три российских музея. Впервые в истории самым посещаемым музеем России в списке оказался Русский музей. Он занял седьмую строчку с показателем 1,203 млн человек, при этом посещаемость упала ровно вдвое по сравнению с 2019 годом, а вынужденное закрытие из-за эпидемии продлилось 97 дней. Эрмитаж потерял место в первой десятке рейтинга и занял 11 место: 968,6 тыс. посетителей (на 80% меньше, чем в 2019-м) и 104 дня карантина. 13-й в списке идет Третьяковская галерея: 894,3 тыс. гостей (-68% к 2019 году), 124 дня закрытия.
Топ-20 самых посещаемых музеев мира в 2020 году:
Кроме того, в топ-100, который будет представлен позднее, вошли еще четыре музея из России: на 22-м месте — дебютант музей Фаберже (728,7 тыс. посетителей), на 33-м — Пушкинский музей (564,4 тыс. посетителей, 62% падения посещаемости), на 46-м — Музеи Московского Кремля (424 тыс. посетителей, 86% падения посещаемости), на 81-м — «Гараж» (291 тыс. посетителей, 69% падения посещаемости).
Рейтинг посещаемости мировых музеев по итогам 2019 года можно изучить здесь.
До самых до окраин
Большая музейная четверка — Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русский музей и Третьяковская галерея — последовательно открывает в российских регионах филиал за филиалом
Два события 2020 года вновь привлекли внимание к открытию музейных отделений в регионах: 25 февраля в Калининграде был заложен камень в основание филиала Государственной Третьяковской галереи, а в конце мая в Екатеринбурге состоялась техническая сдача в эксплуатацию центра «Эрмитаж-Урал». Приход в регионы столичных музеев — устойчивый тренд, и нынешние кризисные обстоятельства способны разве что затормозить процесс, но не отменить.
В России идею музейных филиалов первым начал претворять в жизнь Михаил Пиотровский. Новые институции он называет спутниками Эрмитажа. Пока их на карте три: в Казани (открылся в 2005-м), Выборге (2010) и Омске (центр «Эрмитаж-Сибирь» начал работу в ноябре 2019-го). Сейчас на подходе Екатеринбург. На всех площадках Эрмитаж показывает превосходные выставки; например, на открытии в Омске — «„Сжимая рукоять меча. “ Воинская культура и оружейные традиции Ближнего Востока».
Освоение регионов Пиотровский считает эрмитажным ноу-хау: алгоритма нет, «каждый раз все делается по особым лекалам». В Казани Эрмитаж занял 1 тыс. кв. м в здании, где, помимо него, располагается Музей естественной истории, в Выборге — отреставрированный памятник архитектуры функционализма 1930-х. В Омске центру «Эрмитаж-Сибирь» отдали дореволюционный дом страхового общества «Саламандра» (реставрация стоила 70 млн руб.). Вводимый сейчас в строй «Эрмитаж-Урал» разделит здание с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств.
Особый путь у Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В прошлом году к музею присоединилась региональная сеть бывшего Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) — филиалы в восьми городах России. «Многим такое присоединение показалось странным, — комментирует замдиректора ГМИИ по региональному развитию Екатерина Кочеткова, — но наш музей изначально создавался в учебных целях, сейчас мы распространяем просветительскую миссию на территорию всей страны. Каждый филиал имеет свое лицо, мы эту уникальность поддерживаем. ГМИИ привлечет к выставкам и программам в регионах своих западных партнеров: коллекционеров, музеи, ярмарки, посольства. Мы планируем налаживать горизонтальные обмены между филиалами, сотрудничать с университетами для создания новых программ по искусствоведению и музейному менеджменту. Наконец, происходящие в регионах художественные события получат отражение в Москве — в выставочном пространстве на Зоологической улице».
Государственный Русский музей придумал свою стратегию: он открывает филиалы виртуальные. Их уже 170, из них 137 в России и 33 за рубежом. Оригинальная компьютерная программа позволяет по-разному использовать оцифрованные произведения из коллекции музея: составлять из них квесты и викторины, складывать в учебные циклы, просматривать эскизы, увеличивать детали, давать поясняющие комментарии. А еще с 2016 по 2018 год Русский музей создал в регионах четыре культурно-выставочных центра (КВЦ): в Казани — на базе Государственного музея изобразительных искусств Татарстана, в Ярославле — в сотрудничестве с Ярославским художественным музеем, в Мурманске — в стенах Мурманского областного художественного музея и в Саранске — в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи. На этих площадках ГРМ делает по одной-две выставки в год, привозит лекторов, оказывает местным музеям методическую помощь.
Государственная Третьяковская галерея работает над открытием в ближайшие пять лет филиалов в Калининграде, Самаре и Владивостоке. В первом случае для нее строят музейный комплекс площадью 17,6 тыс. кв. м на острове Октябрьский. Сюда переместят часть экспозиции с Крымского Вала, когда Новая Третьяковка в Москве закроется на реконструкцию в 2023 году. ГТГ также приглашает в Калининград в качестве партнеров Эрмитаж и Русский музей. Филиал в Самаре откроется в 2022-м — в уникальном здании в форме серпа и молота, шедевре конструктивизма начала 1930-х годов. Сейчас полным ходом идет его реставрация.
А во Владивостоке представительство ГТГ располагается пока в здании Приморской картинной галереи. В 2019-м Третьяковка устроила там выставку одной картины — полотна Федора Решетникова «Опять двойка». В рамках сотрудничества с Дальневосточным федеральным университетом запущены образовательные программы. Вообще же в городе планируют создать крупнейший в регионе музейно-концертный комплекс, который объединит работу Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, Музея Востока, местных и зарубежных партнеров. Помимо Владивостока, подобные музейные мегакластеры должны появиться еще в трех городах: Калининграде, Кемерове и Севастополе. Этот стратегический замысел финансируется в рамках национального проекта «Культура»; для его реализации создан фонд «Национальное культурное наследие».
Эрмитаж или Третьяковка? Что скажет искусствоведческая литература?
С давно знакомых эрмитажных стен, \ Чей облик детской памятью продлился, \ Явился мне однажды Поль Гоген, \ И глаз впервые цветом утолился. Владимир Ханан «У Голубой лагуны». Том 4Б «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ГОСПОДИН ГОГЕН»\Поля Гогена
Зачем-то лед залили на Дворцовой, \ Но Эрмитаж пока еще стоит. \ “А Пиотровский просто трусит, баба! \ Колонна, может быть, не упадет. \ Давайте спросим мнение прораба. Егор Фетисов «Нева» 2008, №4 Госпиталь
Да, я был в Эрмитаже. Там все покупное, не наше\ Там мясистые бабы глядят похотливо со стен\ Там какая-то римлянка грудь предлагает папаше\ И какие-то матери плачут о мертвом Христе\ Это все нам чужое и нашей тоски не развеет\ По грядущему миру, простому как шар голубой\ Не возьмут за живое амуры, венеры, евреи\ Только ум искалечат, а нашу не вылечат боль Сергей Стратановский 1981-83 Из сборника «СТИХИ» 1993 ЭРМИТАЖ
Еще мы были в доме Гете… \ Признаюсь, олимпиец наш\ Любил, как видно, навороты —\ В своей квартире Эрмитаж\ Соорудил; второй этаж: \ Хариты, гении, эроты — Алексей Машевский «Звезда» 2006, №12 Еще мы были в доме Гете…
У вас в Москве эмалированных нет чайничков, таких, как в Эрмитаже, нет картин. И вообще, полным-полно начальничков, а у нас товарищ Толстиков один. Юз Алешковский 1966 БЕЛЫЕ ЧАЙНИЧКИ\Андрею Битову
— Что за картина, псих? \ — Это же — эпатаж! \ Ты, пожевав усы, \ Вымолвишь: \ — В Эрмитаж. Сергей Катеринич Крещатик, 2007 N2 Валентину Тарасову\\ Не про тебя галдёж:
Я нe xoчу, чтoбы вce этo длилocь, \ я нe xoчу эту Бoжию милocть\ в вeчный oтдaть эрмитaж. Сергей Магид Из цикла «Не в сезон» 1997-8
Сквозь две арки прошли к остановке, \ мимо детской площадки, парковки. \ По Ордынке продолжили путь. \ Рассказала мне, что в Третьяковке\ ты хотела луну сколупнуть. Александр Переверзин «Новый Мир» 2006, №6 Сквозь две арки прошли к остановке,
Интересны и цели собирательства произведений искусства, положившие начало Эрмитажу и Третьяковской галерее. Как известно, по распоряжению Екатерины 2 для интимных приемов и отдыха царской семьи строились так называемые эрмитажи ( » уединенные уголки»), которые украшались купленными ценными произведениями искусства, выставлявшимися за границей. Императорские коллекции явились основой будущего Эрмитажа. Кстати, до середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так, например, А. С. Пушкин смог получить пропуск в музей только благодаря В. Жуковскому.
Культурная Россия превращается в филиал Москвы и Петербурга
Вертикализация управления может стереть локальные особенности регионов
Так будет выглядеть самарский филиал Государственной Третьяковской галереи после реконструкции. Фото сайта tretyakovgallery.ru
На днях в Самаре прошла презентация реконструированного здания фабрики-кухни, где сейчас находится филиал Третьяковской галереи. Первая выставка здесь пройдет уже в 2022 году. Расширение, экспансия крупнейших культурных институций Москвы и Петербурга в регионы идет уже не первый год. Начало положили Мариинский театр, который прирос сценой во Владивостоке, и Эрмитаж, открывший филиалы в Казани и Екатеринбурге (Приморье – в работе). Более того, сегодня существует государственная программа, согласно которой культурные кластеры – филиалы Большого или Мариинского театра, Эрмитажа, Русского музея, одной из столичных академий хореографии, кинематографических вузов и т.д. – должны появиться в Калининграде, Кемерове, Владивостоке и Севастополе.
Понятно, что выбраны ключевые точки на карте – западный и восточный форпосты России, Сибирь, Крым. Все эти планы связаны с крупными строительными проектами – здания для институций в большинстве случаев должны быть новые. Строительство филиала Большого в Калининграде уже идет, его должны завершить в 2023 году. Здание для Эрмитажа во Владивостоке проходит сложный этап реконструкции.
С одной стороны, иначе как грандиозным этот проект не назвать. В городах, где не было, скажем, оперных театров, они появятся. Неоспоримый плюс и в том, что финансирование будет идти из федерального бюджета и не зависеть от местного.
Но у системы, в которую превратились отдельные случаи, есть опасные стороны. Тенденция вертикализации власти, характерная для российской политики, применяется к культурной сфере. Управление крупными культурными точками будет осуществляться из двух столиц. В стране 11 часовых поясов, разница между этническими группами, характерными особенностями каждого региона огромна. И если в краткосрочной перспективе результатом будет быстрое получение качественного продукта, то в долгосрочной возможно нивелирование локальных традиций, апатия местного руководства. Есть федеральное предложение: Эрмитаж показывает импрессионистов, Московская консерватория присылает своих педагогов – к чему напрягаться и выстраивать что-то свое, взращивать местное? Стоит ли поощрять местных художников, когда Эрмитаж и так покажет великих?
А между тем столицы в XX веке питали региональные авторские школы. Скажем, школа Захара Брона в Новосибирске дала миру блистательных скрипачей, и таких примеров много. Сила России, как всегда считалось, именно в разнообразии культурных школ, и сейчас это разнообразие будет постепенно стираться.
Исторически, правда, складывалось и так, что столицы давали импульс. Так, культурная миграция была очень сильна в годы Великой Отечественной войны, и в городах, где «квартировался» Большой или Кировский, проросли творческие зерна. В 1945 году в Молотове (Пермь), куда был эвакуирован Кировский театр, появилось хореографическое училище, директором которого стала артистка из Ленинграда. Сейчас это учебное заведение со своими традициями, своим почерком, чьи выпускники узнаются профессионалами по характерным чертам, присущим пермской школе. В нынешней схеме вряд ли такое возможно.
Проблему понимает Владимир Урин, который в одном из интервью отметил, что задача Большого – запуск театра в Калининграде, помощь на первых этапах, но в перспективе он должен стать самостоятельной организацией. Правда, оставаясь в системе Большого… То есть финансовые и управленческие решения (возможно, и художественные) будут приниматься на Театральной площади в Москве, или в кабинете на Дворцовой в Санкт-Петербурге, или в Лаврушинском переулке и т.д. У руководителя филиала вряд ли будет право на ошибку, на собственный путь. Так вся культурная Россия грозит превратиться в филиалы, а местные творческие школы, традиции рискуют уйти в песок.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Виртуальное искусство – Эрмитаж, Третьяковка, Государственный Русский музей
В период пандемии коронавируса крупнейшие музеи и выставочные залы России открывают виртуальные двери в свои владения.
Государственный Эрмитаж обладает коллекцией, насчитывающей около 3 млн произведений искусства и памятников мировой культуры. В её составе — живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.
В главный ансамбль Эрмитажа, расположенный в центре Санкт-Петербурга, входят Зимний дворец — бывшая парадная резиденция русских императоров, здания Малого, Старого и Нового Эрмитажей, Эрмитажный театр и Запасной дом. В музейный комплекс включены Дворец Меншикова и восточное крыло здания Главного штаба, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и музей Императорского фарфорового завода.
Компьютерные модели представляют дворец и городское пространство вокруг него в разные исторические эпохи — в царствование императоров Николая I (середина XIX века), Николая II (конец XIX — начало XX века), а также в наши дни. Панорамы сопровождаются комментариями и дополнены произведениями живописи, графики и документальными фотографиями.
Государственная Третьяковская галерея — один из крупнейших музеев русского искусства, расположенный в самом центре Москвы — купеческом районе Замоскворечье. Собрание Галереи представляет собой одну из крупнейших коллекций произведений русских художников, внесших весомый вклад в развитие русской истории и культуры. Собрание музея включает более 180 000 произведений живописи, скульптуры и графики. Русское искусство периода XI — начала XX века экспонируется в историческом здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. В новом здании Третьяковской галереи на Крымском Валу представлена уникальная экспозиция искусства XX века.
Государственный Русский музей — до 1917 год «Русский музей Императора Александра III», — крупнейшее собрание российского искусства в мире. Находится в центральной части Санкт-Петербурга. Современный Русский музей представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий: Михайловский дворец (главное здание музея) с выставочным корпусом Бенуа, Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец и Летний дворец Петра I. В состав музея входят также Михайловский сад, Летний сад, сад Михайловского (Инженерного) замка и Домик Петра I на Петровской набережной и ряд других зданий. Директор музея — Владимир Александрович Гусев. На 1 января 2015 года собрание Русского музея составило 410 945 единиц хранения. В это число входят произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы.
ИА «МариМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна. Категория 6+