что библия говорит про церковь
Библия о церкви — какой должна быть библейская церковь?
Це́рковь (от греч. Κυριακόν, «Господу принадлежащее», «Собрание») — религиозное сообщество христиан, объединённых общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и её Глава. Какой должна быть библейская церковь и что Библия говорит о церкви?
Библия о церкви — церковь это не здание
Для большинства людей слово «церковь» означает некое религиозное здание, храм. Если вы родились и проживаете в культуре, где распространена одна из традиционных религий, то ваше представление о церкви, скорее всего, будет связано с этой культурой. Большинство людей имеет представление о церкви, основанное на информации, полученной из разных источников, но не из первоисточника — не из Библии. Поэтому, если вы хотите разобраться, что есть церковь на самом деле, что Бог вложил в это понятие — необходимо начать смотреть, что об этом говорит Библия.
Вот лишь несколько таких мест:
Бог не живет в храмах
Так как Бог, сотворивший мир и всё, чем полон он, есть Господь небес и земли, то Он не живёт в храмах, построенных руками человеческими… (Деяния 17:24)
Идея церкви — это идея и замысел Бога
Я говорю тебе также, что ты — Пётр, и на камне этом Я создам Церковь Мою, и силы смертные не одолеют её. (Евангелие от Матфея 16:18)
Создание церкви — Божья идея и замысел. Какой должна быть церковь и по каким принципам она будет жить — решает Бог. И самые основные принципы существования церкви прописаны в Библии.
Церковь — это семья Бога, а храм Божий — это люди
И, следовательно, вы более не чужие друг другу и не посторонние. Напротив, вы сограждане с людьми Божьими. Вы строите на основании, которое держится на Апостолах и пророках, имея самого Христа Иисуса краеугольным камнем этого основания. Он поддерживает Собой всё это строение, и оно растёт, чтобы стать святым Храмом Господним. (К Ефесянам 2:19-21)
Церковь — это собрание людей, которые связаны друг с другом крепкими отношениями. И именно такое собрание людей, преданных учению Христа Библия и называет церковью — Храмом Господним.
Узнайте больше о церкви — напишите нам, чтобы начать изучать Библию.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Что такое церковь согласно Библии
Что такое церковь и что Библия говорит о церкви? Если вы никогда не читали Библию, то ваше представление о том, что же такое церковь будет, скорее всего, ошибочным. Хотите узнать правду?
Что Библия говорит о церкви?
Большинство людей имеет представление о церкви, основанное на информации, полученной из разных источников, но не из первоисточника — не из Библии. Поэтому, если вы хотите разобраться, что есть церковь на самом деле, что Бог вложил в это понятие — необходимо начать смотреть, что об этом говорит Библия. Вот лишь несколько таких мест:
Бог не живет в храмах
Церковь (от греч. Κυριακόν, «Господу принадлежащее», «Собрание») — религиозное сообщество христиан, объединённых общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и её Глава.
Для большинства людей слово «церковь» означает некое религиозное здание или храм. Интересно, что даже в базе поисковой системы Яндекс слова «церковь» и «храм» являются синонимами. Если вы родились и проживаете в культуре, где распространена одна из традиционных религий, то ваше представление о церкви, скорее всего, будет связано с этой культурой. Вот, что сказано в Деяниях святых апостолов:
Так как Бог, сотворивший мир и всё, чем полон он, есть Господь небес и земли, то Он не живёт в храмах, построенных руками человеческими. (Деяния 17:24)
Идея церкви и первые слова о церкви в Библии
Кто впервые заговорил о церкви и чей это был замысел? Когда Библия впервые упоминает церковь на своих страницах? Давайте посмотрим:
Создание церкви — Божья идея и замысел. Какой должна быть церковь и по каким принципам она будет жить — решает Бог. И самые основные принципы существования церкви прописаны в Библии.
Церковь — это семья Бога. Храм Божий — это люди.
Еще один отрывок, показывающий, что церковь это не человеческое строение, находится в послании Ефесянам, которое написал апостол Павел. Давайте посмотрим этот отрывок:
И, следовательно, вы более не чужие друг другу и не посторонние. Напротив, вы сограждане с людьми Божьими. Вы строите на основании, которое держится на Апостолах и пророках, имея самого Христа Иисуса краеугольным камнем этого основания. Он поддерживает Собой всё это строение, и оно растёт, чтобы стать святым Храмом Господним. (К Ефесянам 2:19-21)
Если вы хотите больше узнать о Библии и о том, как быть христианином, напишите нам через раздел контакты на нашем сайте.
Если у вас есть вопрос, связанный с христианской верой, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.
Что говорит библия о церкви?
Обновление статьи от 19/04/2016
Церковь это
Что приходит на ум, когда сегодня Вас приглашают в церковь?
Церковь — это здание, клуб, новая вера?
Слово церковь в библии переводится с греческого: экклезия — собрание, общество созванных.
Предлагаю по порядку разобраться, что же говорит Писание про церковь.
Библия про церковь: когда появилась?
В день Пятидесятницы на Церковь (только на Апостолов — Деян 5.13) сошел Дух Святой (Деян 2.1-4) и они получили обещанную им силу.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
(Деян.5:13)
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
(Деян.2:1-4)
И поскольку Церковь была явлена в определенное историческое время, Ее не могло быть во времена Ветхого Завета. Более того, тайна Ее была сокрыта во все времена от всех пророков,
8 Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово
(Еф.3:8)
26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
(Кол.1:26)
хотя в эту тайну хотели проникнуть и Ангелы.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
(1Пет.1:10,11)
Получается, что по плану Бога, церковь была явлена только после воскресения Иисуса Христа, в определенное время.
18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матф.16:18)
В Ветхом Завете церкви не было, она была явлены человеку только в Новом Завете.
Что говорит библия о церкви?
Что в Библии говорится о церкви?
Библия о церкви цитаты:
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
(Еф.5:25)
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
(Еф.5:31,32)
Церковь — это супруга Христа, Он ее Глава.
Еще с Ветхого завета подобные сравнения использовал Бог, чтобы показать Свою любовь и переживания.
5 Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он.
6 Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и [как] жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой.
(Ис.54:5,6)
14 Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион.
(Иер.3:14)
Народ Бога, Его супруга, дети — все говорит о семье и о любви, которой Бог руководствуется. Если в Ветхом Завете это были лишь образы, то в Новом Завете явил свою заботу через Иисуса Христа.
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
(Кол.1:24)
Церковь — это тело Христа.
Какой адрес церкви Христа?
Если есть церковь, то логично предположить, что у нее есть адрес.
Как я могу найти собрание сегодня, если захочу поклоняться Богу в Духе и истине?
В Ветхом Завете был храм, построенный Соломоном, где прибывал Дух Бога. Его строили 13 лет. На храм было израсходовано (по 1Пар 22.14; 29.4,7): 3888,03т золота, 36612т серебра, много больше 648т меди и более 3600т железа (3Цар 7.47; 1Пар 22.14; железо).
Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней — 1Пар 29.1,8, и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можем напомнить, что плата солдата и поденного рабочего в 1 веке равнялась примерно 1 кг серебра в год..
Этот Храм разрушали несколько раз и снова воссоздавали, к нему стекались евреи для служения и он был центром веры Ветхого Завета.
А что в Новом Завете?
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
(Матф.18:19,20)
Иисус сказал, что в любом месте, где христиане будут собираться вместе, молиться Богу, Он будет среди нас.
Какая великая радость знать, что Бог рядом!
Бог разрушил храм Соломона в первом веке руками римлян и рассеял христиан, тем самым упразднив место Богослужения. Бог сделал универсальное место для церкви — любое место!
Собрание можно проводить на улице, на природе, в квартире, в музее, в большом зале — место не важно!
В Новом Завете собрания начали проводить:
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян.2:46,47)
Адрес церкви может быть адресом места, где собираются христиане, а это может быть квартирой, домом или любым помещением.
Библия про храмы
Продолжая духовные сравнения, мы увидим, что даже значение «храм», где в Ветхом Завете иудеи приносили жертвы Богу — в Новом Завете поменяло свое место и значение.
Вот, что говорит Библия про храм:
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы.
(1Кор.3:16,17)
Тело христианина и есть храм, где живет Дух Божий, храм — тело, это не здание!
Во времена Ветхого Завете жертвы приносили, используя животных, а сегодня:
5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
(1Пет.2:5)
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
(Гал.5:22,23)
То есть место храма, его значение и жертвы Ветхого Завета кардинально отличаются от Нового Завета.
Церковь не здание, она может иметь любой адрес, храм — тело человека, а жертвы духовные.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
(Иоан.4:23,24)
Время, о котором говорил Иисус уже настало: поклонение в Духе и истине.
Какое название церкви?
В Библии вы нигде не встретите названия церкви.
Поместные церкви, что были образованы в 1 века носили название по городу, в котором собирались христиане.
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
(1Кор.1:2)
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
(2Фесс.1:1)
2 находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе:
(Кол.1:2)
Как можно увидеть, при обращении к христианам, Павел уточняет только их местоположение по городу, где есть церковь.
Иного названия церкви в Библии мы не найдем. Библия говорит о церкви, когда ссылается на ее географическое положение — город. И сегодня должно быть также.
Если церковь не служит в Духе и истине?
Что написано в библии про церковь, которая не служит?
Более того, если мы забывает, что такое любовь. Цитата из библии про церковь:
4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
(Откр.2:4,5)
7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
(Откр.2:7)
Сегодня христиане — народ святой, люди собранные в церкви Бога.
Церковью является обществом Его ближайших, вернейших учеников, где прославляется Всемогущий.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
(1Пет.2:9)
То есть, церковь из конкретного города может быть неверной перед Богом.
Что такое церковь | что говорит Библия
Что Библия подразумевает под словом церковь, или что о церкви говорит Новый Завет?
Одни ли Христиане употребляют слово церковь?
Какой изображена церковь в Библии, с чем она сравнивается?
Существует одна церковь или их много?
Обо всем этом мы поговорим в этой статье, разберем шаг за шагом места писания, на основании текстов увидим, что же Библия говорит о церкви.
Универсальная единая Церковь Христа
Описание церкви в Новом Завете
Новый Завет описывает церковь в виде духовного здания
Первое послание Апостола Павла, обращенное к христианам в Коринфе, содержало в себе серьезную тему для поместной церкви. Павел, увидев, что в общине возникли разногласия, появились лжеучителя и явный грех, спешит напомнить о власти Христа в жизни церкви, и в жизни каждого христианина.
Павел желает донести своим посланием главную мысль, что несмотря на все опасности и угрозы, которые несут люди забывшие кто есть глава церкви. Христианин, должен понимать, что не люди являются главою церкви. Напоминает, что мы всего лишь соработники, мы Божья нива, и должны полностью подчиниться Христу!
Также и Петр в своем послании укрепляет христиан, и призывает оставаться верными Христу, верными Его учению в любых обстоятельствах.
Петр в своем послании делает это весьма выразительно:
Плоды которые желает произвести Христос через каждого христианина, тоже известны. Это благоприятные Богу плоды нашей веры, приносимые каждым верующим созидающим духовный дом из самого себя:
Новый Завет описывает церковь в виде духовного Храма
Новый Завет описывает церковь в виде Тела
Новый Завет описывает церковь в виде Невесты
Новый Завет описывает церковь в виде Паствы
Новый Завет описывает церковь косвенно в виде семьи
Библия говорит о двух аспектах церкви
Первый аспект и основа универсальной церкви.
Во главе, в основании духовного здания универсальной церкви находится Сам Христос! Он глава угла. Именно Иисус является создателям Церкви, только Его дело спасение и привело к созданию Церкви.
Как видим из писания, строение духовного храма сравнивается со строением архитектурного сооружения. Однако, как любому архитектурному зданию требуется основание, так и духовному храму необходим прочный фундамент. Таким прочным фундаментом и является Иисус Христос, основатель церкви.
Участники универсальной церкви
Церковь строится и состоит из всех спасенных, без различия рас, языков или национальной принадлежности. Таким образом все, принявшие Святой Дух, являются членами Тела Церкви.
Однако, невозможно построить здание из кривых неказистых и непригодных кирпичей. Попробуйте из такого стройматериала построить что то прочное, это невозможно по причине деформации кирпичей, нам придется их калибровать, выравнивать, обтачивать и подгонять один к другому.
Такими непригодными кирпичами являемся мы люди. Бог желает построить церковь, но человек, таким каким он является по природе, Ему не пригоден. Вначале человек должен пройти некий процесс обтесывания, калибровки, обновления ума. Посмотрим как это происходит в Новом Завете.
Как стать частью Церкви Христовой?
Необходимые основные последовательные шаги:
Каждый принявший спасение кем бы он не был, в тот же момент воссоединяется с Церковью.
Универсальная Церковь является духовным организмом, которого не видно в совокупности. Она представляет собой духовную действительность семейство Божьего.
Глава универсальной Церкви
Существование универсальной Церкви не зависит ни от какой организационной человеческой деятельности. Главой Церкви является Сам Иисус Христос.
Для правильного дальнейшего понимания, Библия описывает церковь прибегая к определенной метафоре, сравнивая Церковь с человеческим телом.
Если представим туловище без головы, то мы сразу понимаем, что здесь чего то не хватает, не может тело жить и существовать без головы. Для чего голова нужна телу? Голова нужна человеку для управления и контроля.
И Церкви нужна “голова”, глава. Кто является этой главой?
Это Он, Иисус руководит созиданием, освящением и жизнью Церкви, а так же и контролирует.
Единство универсальной Церкви
Универсальная Церковь, как и тело человека, представляет собой единое целое.
Точно также Дух Святой действует в Церкви:
Единство церкви является в первую очередь делом Святого Духа, поскольку все ее члены получили “единого Духа”.
Кроме того дети Божии объединены одной общей надеждой, одним Господом, одной верой, одним крещением.
Однако такое единство вовсе не означает полного сходства всех участников Церкви Христовой.
Назначение универсальной Церкви
Действие церкви обращено в три направления.
Первое действие направление вверх: славить Бога!
Второе действие направление наружу: ознакомить мир с Богом и Его волей, возвещать о Иисусе Христе и о Его деле спасения
Третье действие, внутрь: духовно рости как качественно, так и количественно до “полной меры роста”.
Конечное призвание универсальной Церкви
Церковь будет навек объединена с Иисусом Христом, как невеста с ее женихом.
С уважением Владимир
Уведомление о выходе новых статей
Понравилась статья? Поделись!
Нет комментариев
Оставить комментарий
Подписка на статьи
Делюсь интересной информацией не только на блоге, но и в социальных сетях!
YouTube Instagram Facebook Вконтакте
Подпишитесь на Новые Статьи, чтобы Ничего Не Пропустить
Только самое актуальное, самое жизненное, интересное!
Все самое интересное впереди!
С уважением,
автор этого блога,
Влад Плиев
Священное Писание о Церкви
Содержание
Вступление
Христианам апостольских времен не надо было объяснять, что такое Церковь, потому что они составляли ее и жили ею. После 16-го столетия, с появлением всевозможных сект, понятие о Церкви в христианском мире становилось все более и более расплывчатым. Тем не менее истинная Церковь, непрерывно восходящая к апостольской Церкви, существует и в наше время и будет существовать до конца мира. Чтобы уяснить природу Церкви и в чем состоит ее жизнь, мы приводим здесь учение о ней Священного Писания. Тексты Писания помещены по темам и сопровождены краткими пояснениями; более обстоятельные пояснения потребовали бы несколько объемистых книг. Таким образом, данная брошюра является скорее справочником, чем всесторонним изложением учения о Церкви.
Вникая в учение Писания о Церкви, мы видим, что она представляет собой небесно-земное общество, в котором верующие таинственным образом соединяются с Христом. Христос создал и освятил Церковь Своими крестными страданиями. Он управляет ее жизнью. Церковь – это Царство добра. Ее цель – нравственно возрождать людей: учить, освящать и привлекать к небу. Духовное возрождение достигается усилиями самого человека, и, одновременно, с помощью благодатной силы Христовой, подаваемой в таинствах, богослужениях и частной молитве.
Как человек состоит из тела и души, так и Церковь имеет видимую и невидимую стороны. Невидимое в ней – действие благодати Христовой, духовное совершенствование верующих и ее небесная часть – Церковь Торжествующая. Здесь многое – не поддается исследованию. Видимая сторона Церкви – это ее учение, иерархия, церковные соборы, храмы, богослужения, законы, вся каноническая структура поместных церквей.
Некоторым непонятно, нужна ли Церковь. Не достаточно ли читать Евангелие и верить в Христа? Вникая в учение Спасителя и Его апостолов, мы видим, что по божественному плану люди призваны спасаться не в одиночку или как придется, но в Его благодатном Царстве. Верующие призваны содействовать спасению друг друга, и этим учатся смиряться и любить. Грех и заблуждения – начала разъединяющие, а истина, благодать Божия и любовь – начала соединяющие. В Церкви люди находятся на разных духовных уровнях. Те, которые достигли большего совершенства, должны помогать своим немощным собратьям. Сам Господь установил порядок, в котором одни учат, другие учатся.
В Церкви христианин познает истину и освящается благодатью Духа Святого. В таинстве Причащения он входит в реальное общение с Христом, воплотившимся Сыном Божиим, через Него делается причастником Божеского естества. В этом таинственном общении с Богом человек получает силы бороться с грехом и любить Бога и ближних.
Сделав это вступление, рассмотрим теперь подробнее учение Спасителя и апостолов о Церкви.
Церковь – Царство Божие
В священном писании Церковь именуется Царством Божиим, или Царством Небесным. В обычном употреблении этого слова, мы называем царством высокую стадию развития общества – государство с его законодательными, юридическими, исполнительными и другими инстанциями. Государство состоит из граждан, правительства, администрации; оно имеет свои законы, свой язык, обычаи, армию и т. д. Церковь есть Царство, но особое, благодатное. Она состоит из нравственно возрождающихся людей. Церковь имеет свою Главу – небесного Царя, Господа Иисуса Христа, Сына Божия, имеет свои границы, законы, определенную внутреннюю структуру, служителей (иерархию) и своих верующих. Без этих качеств она была бы не царством, а чем-то бесформенным и неопределенным. Христианин пользуется привилегиями граждан духовного Царства, к которому он принадлежит, но вместе с тем он должен стараться быть полезным членом Церкви и содействовать общему благу.
Условия для вступления в Царство: «Покайтесь (дословно: перемените образ мыслей), ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ). Вход в это Царство возможен только через таинство Крещения, в котором человек рождается для духовной жизни: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3:5 ).
Смирение, вера, послушание и стремление к добру – это необходимые для верующих качества. «Блаженны нищие духом» (смиренные) ( Мф. 5:3 ) – это первая заповедь Христова. «Если не обратитесь и не будете как дети, то не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 18:3 ). «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Мк. 10:14, 15 ). Потом идут заповеди: блаженны плачущие (кающиеся), кроткие, любящие правду, милостивые, чистые сердцем, гонимые за правду ( Мф. 5 гл.). «Овцы слушаются голоса его» ( Ин. 10:3 ). Взор христианина направлен к небу: «Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах» ( Мф. 5:12 ).
Раскрытие природы Церкви в образных сравнениях
Образные сравнения (притчи) помогают понять природу Царства Небесного. Каждая притча о Церкви раскрывает какую-нибудь сторону ее жизни, в своей же совокупности они учат об единстве Церкви: один овечий двор, один виноградник, одна лоза, один Ноев ковчег, одно Тело, одно здание и т.д. Как Бог един, а душа неделима, так и истинная Церковь должна быть единой и неделимой, сохраняя свою сущность на протяжении всего своего существования и не подвергаясь дроблению.
Церковь – зерно, выросшее над землей в могучее дерево ( Мф. 13:31, 32 ). Здесь показывается внутренняя жизненная сила Царства Божия, как прообраз быстрого роста Церкви. «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян. когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф. 13:31, 32 ). Проходя стадии своего развития, дерево несколько меняет свой вид, но не сущность. Подобным образом и Церковь на своем историческом пути проходила через разные фазы изменения внешней церковной жизни и богослужебной практики: менялись формы управления поместных церквей, совершенствовались богослужения, появлялись новые благочестивые обычаи, праздники и посты, возникали новые молитвы и церковные мелодии, уточнялась формулировка христианских истин с использованием новых философско-религиозных терминов, но суть учения Христова и сила благодати остались теми же, что и при апостолах.
Церковь – лоза. Этим образным сравнением обнаруживается наличие органической связи между Христом и верующими, от Которого они получают духовные силы.
«Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есть лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего не пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» ( Ин. 15:1–8 ).
Таинственный союз между Христом и верующими осуществляется в Причащении Его Телом и Кровью. Для того Сын Божий и воплотился, чтобы через Свою Человеческую природу соединить нас с Божественной. О необходимости Причащения Господь подробно разъяснил в Своей беседе о Хлебе Жизни (Иоанн 6-я глава).
«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6:53, 54 ). Научив Своих учеников необходимости поддерживать единство с Собой, Господь в Великий Четверг, накануне Своих крестных страданий, установил и само таинство Причащения, повелев апостолам: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ).
Ап. Павел разъясняет, что Причащение есть реальное соединение с Христом:
Христос – глава Церкви: «в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф. 1:10 ). «Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол. 1:18 ).
Пастыри Церкви (епископы, священники) продолжают дело верховного Пастыреначальника Христа:
«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( 1Пет. 5:1–5 ).
Церковь – поле, на котором, кроме пшеницы прорастают и плевелы. Здесь разъясняется, что соблазны в Церкви неизбежны до дня Страшного Суда. Виновник соблазнов – дьявол, но и люди несут часть вины, потому что нерадивы. «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» ( Мф. 13:25–30 ).
«Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строить. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3:10, 11 ), – писал ап. Павел христианам. – «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояитесь в жилище Божие Духом» ( Еф. 2:19–22 ).
Ветхозаветные тексты. Церковь в образе горы (Сион)
Уподобления Царства Божия горе часто встречается у пророков. В псалме Бог Отец говорит: «Я помазал Царя Моего (Своего Сына) над Сионом, святой горой Моей» ( Пс. 2:6 ).
«Чтобы ты знал, если замедлю, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ). «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих», и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» ( 2Тим. 2:19–21 ). «А Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» ( Евр. 3:6 ).
Церковь – жена, облаченная в солнце ( Откр. 12:1–17 ). Здесь речь о духовной славе гонимой Церкви.
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Мф. 12:30 ). Христос перед Своими страданиями молился: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы. мир возненавидел их, потому что они не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое. истина. за них Я посвящаю Себя, чтобы. они были освящены истиною. да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и те да будут в Нас едино» ( Ин. 17:11, 14, 17, 19, 21 ).
Единство Церкви осуществляется в соборности – гармоническом взаимодействии верующих, в котором духовные качества одного дополняют духовные качества другого, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол. 3:11 ). Внешние признаки: национальность, язык, социальное положение и т. п. – не столь важны.
Небесно-земная Церковь
Универсальность Церкви не ограничивается физическим миром, но простирается и в мир небесный. Бог Отец «все небесное и земное соединил под главою Христом» Он – «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1:10, 21–23 ). «Ибо в Нем (Христе) обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» ( Кол. 2:9, 10 ). Церковь – это вселенская организация.
Ап. Павел пишет верующим: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр. 12:22–24 ).
Непобедимость Церкви
Утешение верующим во время испытаний:
«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет. без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове. сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» ( Мф. 10:29–31 ). Христос говорит: «Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» ( Ин. 10:28 ). «Даю вам власть наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако. тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» ( Лк. 10:19, 20 ).
Христос ап. Петру: «Я говорю тебе: Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Слова, сказанные апостолам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:18, 20 ).
«Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, призывающий имя Господне» ( 2Тим. 2:19 ).
Свойства Церкви: ее пребывание в истине и святость
Даже если духовные наставники и не исполняют то, чему учат, следует уважать учение истины: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, облюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» ( Мф. 23:2, 3 ).
Господь повелел апостолам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. Кто поверит и крестится, спасен будет; а кто не поверит, осужден будет» ( Мф. 28:19, 20 ; Мк. 16:15, 16 ). «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин. 8:32 ).
Иисус сказал: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин. 14:6 ).
Истина – отличительное свойство Духа Святого: «Утешитель, Дух Истины. Он наставит вас на всякую истину» ( Ин. 16:13 ). Первосвященническая молитва Христа: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» ( Ин. 17:17 ). «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Ин. 18:37 ). «Сей есть Иисус Христос, пришедший водой и кровью и Духом, не водой только, но водою и кровью, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» ( 1Ин. 5:6 ). Истина есть природа Духа.
Отношение апостолов к христианскому учению: «Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца» ( 2Ин. 1:4 ). «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» ( 3Ин. 1:4 ).
Дух Святой учил апостолов:
В особенности предстоятели Церкви должны знать истину и только ее проповедовать. Ап. Павел наставляет своих учеников Тимофея и Тита:
О явлении Сына Божия в мир:
«Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин. 1:14, 16, 17 ).
Христос учил беречь духовные сокровища Церкви:
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями« ( Мф. 7:6 ). Святость от Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них» ( Мф. 18:20 ). Истина очищает разум: «Вы уже освящены чрез слово, которое Я проповедал вам» ( Ин. 15:3 ). «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» ( Ин. 17:17 ).
Благодать дается верующим ради крестных страданий Спасителя:
«Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять. Он. наставит вас на всякую истину» ( Ин. 14:16, 17, 16:13 ). «Лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин. 16:7 ). Обилие благодати в Церкви: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовеки; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:14 ).
В апостольское время верующие христиане «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в весельи и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян. 2:46, 47 ). Апостолы учили:
«Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ). «Это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» ( 1Пет. 5:12 ).
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5:25–27 ).
«Да приступает с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» ( Евр. 4:16 ). «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви» ( Рим. 11:16 ). «Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» ( Рим. 6:22 ). Обычное обращение апостола к разным церквам: «церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым» ( 1Кор. 1:2 ).
Надо беречь нравственную чистоту:
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы. соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои?» ( 1Кор. 3:16, 6:15, 17, 19 ). «Неверующий муж освящается женой верующей. и дети их святы» ( 1Кор. 7:14 ). «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать сосуд свой в святости и чести. Ибо Бог призвал нас не к нечистоте, но к святости» ( 1Фес. 4:3, 7 ). «Бог поступает с вами, как с сынами. чтобы нам иметь участие в святости Его» ( Евр. 12:7, 10 ). «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати. будем хранить благодать, которой будем служить благоугодно Богу» ( Евр. 12:15, 28 ).
Церковная иерархия
Апостолы и их преемники – епископы, пастыри и учители – продолжают дело Христово. Для этой цели они облечены особыми благодатными дарами. Их миссия – учить истине, освящать верующих через таинства, все направлять к славе Божией и спасению верующих.
Господь облек апостолов властью:
«Если (согрешающий) не послушает их (свидетелей), скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). «Слушающий вас Меня слушает, а отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10:16 ). «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. И, сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» ( Ин. 20:21, 22 ).
Из книги Деяний видно, что не всякий имел право возлагать руки и давать благодать Духа. Например, после крещения самарян «находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:14–17 ).
Ап. Иаков о таинстве елеосвящения: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа» ( Иак. 5:14 ).
Обращение ап. Петра к пастырям Церкви:
«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( 1Пет. 5:1–5 ).
Сами Апостолы свидетельствуют о том, что не общество верующих, но Сам Господь призвал их на дело служения в Церкви:
«Не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом,избранный Апостол» ( Гал. 1:1 ). «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» ( 1Кор. 4:1, 2 ). «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор. 4:15 ). «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою» ( 1Фес. 5:12, 13 ). Ап. Павел своему ученику Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ).
Ап. Павел объясняет Тимофею и Титу, какими качествами должен отличаться епископ:
«Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» ( 1Тим. 5:22 ). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил неоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не задорный, не корыстолюбив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных» ( Тит. 1:5–10 ).
Священство основано Богом, ибо «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых (таинств), на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры. дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения. но истинною любовью все возрастили в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких. связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф. 4:11–16 ).
Епископ и пресвитеры – соработники (продолжатели дела Спасителя и Апостолов): «Я (Павел) насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возрастающий. мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне. благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. основание. Христос. Строит ли кто. из золота, серебра» ( 1Кор. 3:6, 7, 9–11, 12 ). Епископы – это ангелы, ответственные за духовное состояние своих церквей ( Откр. 2:1, 8, 12 ).
У каждого должно быть свое призвание и служение, нужное целому:
«Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагается попечения; и неблагообразные наши более благовидно прикрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенных большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, помощи, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще более превосходный» ( 1Кор. 12:12–31 ).
О благодати священства: «Возгревай дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» ( 2Тим. 1:6, 7 ).
Возведение в епископы должно быть согласно воле Божией: «как проповедовать, если не будут посланы?» ( Рим. 10:15 ). «Никто сам собою не приемлет этой (священнической) чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр. 5:4 ).
По всем этим причинам верующие должны почитать духовенство: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове» ( 1Тим. 5:17 ).
Значение апостольского предания
Церковь древнее Писания. Апостолы преимущественно наставляли устно. Церковь долгое время жила без Писания. Кроме того, не все было записано апостолами: «Многое. другое сотворил Иисус; но, если. писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить. написанных книг» ( Ин. 21:25 ).
Христиане первых веков руководствовались преимущественно устными наставлениями апостолов: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Апостолы ссылались на установившиеся обычаи: «Если. кто хочет спорить (относительно стрижки волос), то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (т.е. ни остальные церкви не знают такого обычая) ( 1Кор. 11:16 ). Традиция, передаваемая устно, имела первостепенное значение для христиан:
«Вы спасаетесь (благовествованием), если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не напрасно уверовали» ( 1Кор. 15:2 ). «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте» ( Фил. 4:9 ). «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или. какой-нибудь праздник. это есть тень будущего, а тело – во Христе» ( Кол. 2:16, 17 ). «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Завещаем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес. 2:15, 3:6 ).
Своим преемникам апостолы излагали Христианское учение полнее и подробнее, чем остальным: «Мудрость же мы сообщаем. совершенным, но мудрость не века сего» ( 1Кор. 2:6 ). К таким совершенным принадлежал Тимофей: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» ( 1Тим. 6:20 ). Таким образом, Предание – это вероучительная традиция Церкви, ее память и мировоззрение, закрепленные в ней Духом Святым устами апостолов. Господь Иисус Христос велит Ангелу (епископу) Филадельфийской церкви: «держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» ( Откр. 3:11 ).
Постепенно письменные труды апостолов были собраны в комплект Новозаветного Писания. Но Предание не потеряло своего значения. Напротив, когда возникало недоумение, как понимать то или другое место Священного Писания, христиане всегда обращались к установившейся апостольской традиции – к Преданию. Фактически, Писание есть часть Предания.
В вопросах практических, касающихся, например, богослужений, способа выражения веры, общественного благочестия, постах, крестного знамении и т.д., пастыри церкви, руководимые Духом Святым, свободны выбирать то, что содействует благу и духовному росту христиан. Разъясняя это, апостол учит: «Все испытывайте, хорошего держитесь» ( 1Фес. 5:21 ).
Отношение христианина к внешним
Существуют два вида внешних: ищущие и знающие. Первые хотят научиться, вторые – поучать. Поэтому:
а) С одной стороны, верующие должны быть готовы дать ответ всякому вопрошающему: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас ответа в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет. 3:15 ).
Есть незнание, которое происходит от наивного невежества, как и есть нравственные недостатки, происходящие от немощи. А есть упорное сопротивление истине и упорное пребывание в грехе. Первое есть грех не к смерти, второе – грех к смерти.
Отношение к людям, согрешающим по немощи:
«Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин. 1:8 ). «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не грешили, а если. кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин. 2:1, 2 ). «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» ( 1Ин. 5:16–18 ).
Разномыслия неизбежны. Они не отсекают человека от Церкви, пока он способен смириться и осознать свою ошибку. Ап. Иаков:
«Братья мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» ( Иак. 3:1 ). «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор. 11:19 ). «Вкравшимся лжебратьям, скрытно приходящим подсмотреть за нашей свободою. чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовестия сохранилась у вас» ( Гал. 2:4, 5 ). «Цель. увещания есть любовь. от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» ( 1Тим. 1:5–7 ). «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь» ( Евр. 13:9 ).
Даже и пастыри не всегда отвечают высоте своего звания:
«Берегитесь злых делателей» ( Фил. 3:2 ).
Господь предсказывает судьбу обществ, чуждых Церкви:
«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин. 4:1 ). «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Ин. 1:9–11 ). Ап. Петр: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь от искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» ( 2Пет. 2:1 ).
Ап. Павел много внимания уделяет опасности ложных учений. Он, например, оставляет такое завещание служителям Церкви, которых он рукоположил:
«Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своей. Ибо я знаю, что, после отъезда моего войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» ( Деян. 20:28–31 ). «Мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренне, как от Бога, пред Богом, во Христе» ( 2Кор. 2:17 ). «Таковы лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» ( 2Кор. 11:13–15 ). «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» ( Кол. 2:8 ). На епископе лежит обязанность держаться «истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти» ( Тит. 1:9–11 ).
Апостол объясняет, как пагубна всякая ересь:
«Если бы мы или даже Ангел с неба стал бы благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (т. е. да будет отсечен от Церкви) ( Гал. 1:8, 9 ). Поэтому «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит. 3:10 ). Господь хвалит Ангела (епископа) за его ненависть к учению Николаитов (гностиков), и порицает Ангелов (епископов) Пергамской и Фиатирской церквей за их равнодушие к еретическому учению Валаама и пророчицы Иезевели, которые вводят в заблуждение верующих ( Откр. 2:6, 14, 20 ).
Предсказание о неспособности людей последних времен принять истину:
«Они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Фес. 2:10–12 ). «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» ( 1Тим. 4:1, 2 ). «А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Имений и Филит, которые отступили от истины. Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, призывающий имя Господне» ( 2Тим. 2:16–19 ). «Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» ( 2Тим. 4:3, 4 ).
Жизнь Церкви – возрастание в любви
«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» ( 1Ин. 3:16 ). «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин. 3:1 ).
2. Наша любовь к Богу выражается в верности и послушании Ему. Надо верить и жить не так, как нам хочется, но как Он учит нас:
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Ин. 14:15 ). Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею и всем помышлением твоим: это – первая и наибольшая заповедь» ( Мф. 22:37, 38 ). «Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» ( 1Ин. 2:5 ). «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней» ( 2Ин. 1:6 ).
3. Любовь к ближним выражается в заботе об их спасении и в помощи им.
«Вторая. (заповедь) подобна ей (первой): возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:39, 40 ). «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга» ( Ин. 15:12 ). «Милости хочу, а не жертвы» ( Мф. 9:13 ).
Описание христианского общества в апостольское время:
«У множества. уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян. 4:32–35 ).
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он верует, а дел не имеет. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. человек оправдывается делами, а не верой только. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак. 2:14, 19, 24, 26 ).
«Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» ( 1Пет. 4:8 ). «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиной» ( 1Ин. 3:16–18 ). «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:7, 8, 4:17–21, 5:2, 3 ).
Другие положительные качества, лишенные любви к Богу и ближним, теряют свою силу:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор. 13:1, 2 ). «Знание надмевает, а любовь назидает. кто любит Бога, тому дано знание от Него» ( 1Кор. 8:1, 3 ).
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся» ( 1Кор. 13:4–8 ).
По мере усвоения любви христианин приобщается к новой благодатной жизни Церкви:
«Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» ( 1Ин. 3:14 ). «Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1:2 ).
Большим препятствием любви к ближним является наш эгоизм и самолюбие, от которых рождаются разные страсти. Христианину необходимо преодолевать свое самолюбие, греховные наклонности и как бы умерщвлять свои плотские хотения. Поэтому Христос назвал путь в Царство Небесное узким путем и тесными вратами. Вопросу борьбы с грехом Священное Писание уделяет много внимания. Но современные сектанты избегают говорить о необходимости подвига и рисуют христианство в розовом свете: Только верь, и ты спасен! Не надо ни постов, ни богослужений, ни таинств, ни даже добрых дел. Такой мнимой легкостью спасения они обольщают массы и ведут их по широкому пути. Не так учили апостолы, не так жили христиане первых веков. Мы расскажем подробнее о христианской жизни, о развитии добродетелей и о борьбе со страстями в следующих брошюрах.
Заключение
Как мы видим, Христос не пожелал, чтобы верующие в Него жили разрозненно, но соединил их в одно общество, в одну духовную семью, все члены которой связаны одной верой и взаимной любовью. Это общество называется Церковью.
Иисус Христос дал Церкви правильное устройство и послал ей животворящую силу Св. Духа. Он сделал это для того, чтобы каждый верующий в Него был частью Церковного Союза и, укрепляемый благодатью Св. Духа, легче и вернее мог достичь Царства Небесного. Когда христиан было немного и все они жили в Иерусалиме, тогда они были, как одна любящая семья. У них было одно сердце и одна душа. Богатые отдавали свое имущество апостолам, а апостолы оказывали из него помощь бедным. Каждый день верующие собирались для молитвы, слушали наставления св. апостолов, причащались св. Христовых Тайн. Когда христианская Церковь из Иерусалима распространилась по другим городам, то в каждом таком городе все верующие также составляли одну семью – они часто собирались для молитвы, для чтения слова Божия и причащения святых Тайн и с любовью помогали друг другу и заботились о больных, стариках и сиротах. Каждое такое общество называлось церковью, а все они вместе составляли одну христианскую Церковь.
Для управления Церковью, наставления верующих и совершения богослужений апостолы рукополагали епископов, священников (пресвитеров) и дьяконов.
Мало-помалу в церквах устанавливался одинаковый порядок богослужения, одинаковые церковные обычаи и правила – посты, крестное знамение, богослужебные одежды и т. п. Составлялись церковные песнопения, которые входили во всеобщее употребление Церкви, писались сочинения в защиту и для разъяснения веры, созывались общие соборы для обсуждения и решения церковных дел. Так постепенно складывалась церковная жизнь в том виде, в каком она существует теперь в Православной Церкви. Все жили одной церковной жизнью.
Претерпев в течение первых трех веков своего существования жестокие гонения от иудеев и язычников, христианская Церковь во все последующие века вплоть до середины 9-го века, вынуждена была претерпеть не менее жестокую внутреннюю борьбу с еретиками, которые стремились изменить апостольское учение своими утверждениями. Церковь, отстояв на Вселенских Соборах чистоту Христова учения, к середине 9-го века украсилась всею полнотою своего вероучения, богослужебного порядка и песнопений.
Мы видели, что полнота Божественного Откровения находится в Писании и Предании. Предание – это единая вероучительная традиция. Православный христианин должен знать свою веру, ясно понимать ее преимущества перед неправославными учениями, и должен помочь ищущему человеку стать на правильный путь. При этом надо избегать религиозных споров, от которых рождается озлобление. Главное в христианской жизни – любить Бога и ближних. Мощным средством для возрастания в духовной жизни является таинство Причащения, в котором верующий соединяется со своим Спасителем. Причастие есть истинное Тело и Кровь вочеловечевшегося Сына Божия.
Человеку, верующему в Спасителя и желающему спасти свою душу, необходимо принадлежать к Христовой Церкви – к тому необъятному собранию верующих, главою которого является Господь Иисус Христос, которое заключает в себе огромное множество святых угодников Божиих, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведников всех времен.
В этой брошюре мы привели учение Священного Писания о Церкви. Мы видели, что Она – Царство Божие. Ее главные сокровища – это истина и благодать Духа Святого. Церковь – «столпом и утверждением истины» ( 1Тим. 3:15 ). Иисус Христос обещает Церкви несокрушимую крепость: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ).
Господь предсказывал о гонениях за веру: «Поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства пред ними и язычниками. не бойтесь убивающих тело. враги человеку – домашние его» ( Мф. 10:18, 28, 36 ). «Вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. претерпевший. до конца спасется» ( Мф. 24:9, 13 ).
«Все, желающие жить благочестиво. гонимы будут» ( 2Тим. 3:12 ).
Апостол Павел христианам: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие» ( Еф. 6:11–13 ) – духовный приют и духовную пищу, где наша душа получает правильное и здоровое духовное развитие, учится истинной христианской жизни. «Если мы посеяли у вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное. Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор. 9:11, 14 ).
«Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Ин. 4:17–21 ). «Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» ( 1Ин. 5:2, 3 ).
Источник: Александр (Милеант) еп. Священное Писание о Церкви. [Электронный ресурс] // Миссионерский Листок № 45