что библия говорит о животных и человеке
Почему Бог попускает живодерство?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя
Почему Господь попускает живодерство? Как он спокойно смотрит на издевательства животных, на дикие страдания и боль, которые испытывают беззащитные? Я слышу о происходящем, например, но не могу помочь из-за ограниченности своей. Почему Всесильный и Всемогущий не в силах оказывается помочь или облегчить страдание? Почему мне жалко, хотя я не очень и добрая, может быть, а Ему, Который есть Любовь, не жалко?
Отвечает иерей Сергий Ширапов:
Почему Бог спокойно смотрит на живодерство? Тот факт, что Бог попускает нам жить свободно, вовсе не значит, что Богу нравится все, что мы делаем, и что это Он оставит без наказания.
Вспомним такой рассказ из жития преподобного Пафнутия Боровского:
А вот такой случай описан в житии преподобного Нектария Оптинского:
«Из раннего его детства известен только один случай: однажды он играл около матери, а рядом сидела кошка, и глаза у нее ярко светились. Мальчик схватил иголку и вздумал проколоть глаз животного, чтобы посмотреть, что там светится, но мать ударила его по руке: «Ах ты! Вот как выколешь глаз кошке, сам потом без глазу останешься». Через много лет, уже монахом, старец припомнил этот случай. Он пошел к скитскому колодцу, где был подвешен ковш с заостренной рукояткой. Другой монах, не заметив батюшки, поднял ковш так, что острие пришлось прямо против батюшкиного глаза, и лишь в последнее мгновение старцу удалось оттолкнуть острие. «Если бы я тогда кошке выколол глаз, и я был бы сейчас без глаза, — говорил он. — Видно, всему этому надо было быть, чтобы напомнить моему недостоинству, как все в жизни от колыбели до могилы находится у Бога на самом строгом учете»».
kimcelliors
Jericho Rose
Бостонский крабик
(no subject)
Отношение к животным по Библии и святым отцам
Когда-то давно я прочитала утверждение восточного учения, что человек создан по образу и подобию Божьему, а животные – по образу и подобию – ангельскому. Это навело меня на мысль собрать из Священного Писания и святых отцов изречения о животных, а также примеры праведного отношения к ним.
***
Библия говорит, что животные находятся под охраной Творца: «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» (Пс. 35:7). У Господа не забыта даже малая птица: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога» (Лк. 12:6). Бог питает их: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26).
Закон, который Бог дал Израилю, охранял и животных, предусматривая субботний покой и для них: «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения её, а в седьмой оставляй её в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх.23:10-12).
О праведном отношении к животным Священное Писание говорит так: «Праведный печётся и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит. 12:10).
***
Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых.
Святой Антонио Абада жил в Египте в III-IV вв. и ухаживал за больными животными, даже хищниками.
Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.
По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла медведица.
Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым в монастыре. А когда старец умер и монахи привели льва на могилку святого, зверь громко взревел и тут же скончался…
Покровителями животных традиционно считаются мученики Флор и Лавр. На их иконе рядом с этими святыми традиционно изображают лошадей. Кроме того, о домашних животных молятся великомученику Георгию и мученику Трифону.
***
И, напоследок, несколько высказываний святых о животных:
Исаак Сирин: «Животные обоняют запах рая и идут к святым».
Святой Симеон Новый Богослов говорит, что люди в грехопадении пали ниже животных, а животные по существу остались на этом райском уровне. Поэтому у нас есть чему у них поучиться: терпению, незлобивости, простоте, открытости и доверчивости.
Паисий Святогорец: «Любовь все меняет! Змея. Казалось бы, холодное создание, чего от нее ждать? Всю зиму лежит, свернувшись калачиком, под камнем, чуть выглянет солнце, вылезает она на поверхность, чтобы немножко согреться, а ей тут же готовы размозжить голову. Тебе бы понравилось такое обращение? Я проявил к одной змее любовь, и она стала со мной дружить. Да-да, правда. Сам не ожидал».
Как относится Библия к смерти животных?
Животные в Библии
При выходе из Египта псов и коты считались нечистыми тварями, сравнение с собакой в еврейском обществе считалось верхом оскорбления. Во времена царя Давида псы охраняли стада, скотоводы не могли обходиться от своих четвероногих помощников.
В Новом Завете при встрече с хананеянкой Иисус вначале отказал ей в просьбе спасти дочь, на что она ответила, что и псы питаются со столов хозяев. Это можно воспринимать так, что собаки жили уже в домах (Матв. 15:27).
Встреча Иисуса с хананеянкой
Пренебрежительное отношение к псам выразил апостол Павел, говоря о грехе, сравнивая грешника с собакой, которая возвращается на блевотину свою (2 Петра 2:22).
В исторических посланиях пятого века содержатся сведения, что жестокий Аттила, вождь гуннов, был рожден после совокупления женщины с псом.
Иисус не один раз во время Своей земной жизни подчеркивал, что нет никакого сравнения между людьми и животными, птицами и растением. Именно человек имеет ценность в глазах Творца. Однако Церковь ничего не говорит о том, можно ли животных держать в доме.
Птицы в Библии
Основная статья: Птицы в Библии
Птицы в Библии служили источником пищи (на них охотился Исав), некоторые виды птиц были запретны для поедания. Также птиц приносили в жертву. Нередко птицы играют символическую роль.
Отношение христианства к животным
Бог создал всякую тварь, и относиться к ней надо, как к Его творению. Вначале Всевышний Творец создал флору и фауну, а после этого сотворил человека. Адам стал хозяином Эдемского сада, ему Бог предоставил право давать имена зверям, птицам, поэтому человек обязан почитать творения Бога.
Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию
Исходя из 10 заповедей Божьих, христиане должны на первое место любовь и почитание Бога, а затем человека, к животным нельзя относиться, как к людям.
Холодный российский климат, особенно на севере, не стал поводом держать псов в доме, их использовали на охоте, для охраны, в упряжках.
Для охраны городской квартиры псов вначале селили в коридорах, но по мере выведения декоративных пород домашние питомцы постепенно перебрались на диваны и даже в постель к хозяевам, порой имея свое место и за столом. Собака не может заменить друга — человека, ибо она не создана по Божьему образу.
По замыслу Божьему только человеческая душа является бессмертной. Святитель Василий Великий с возмущением осуждал некоторых философов, говорящих об однородности человеческой и животной души.
Христианство не отрицает заботу о домашних животных, но при этом, не поощряет усиленного внимания к питомцам, которое превышает заботу о людях. Некоторые владельцы собак и котов любят их больше, чем детей и соседей.
Важно! Православие ни в коем случае не хочет дискриминировать роль животных, христианство призывает относиться к людям, как к людям, а к собакам и котам, как к животным.
Порой, особенно в западном мире, отношение домашним любимцам доходит до абсурда. Собакам и котам оставляют наследство, их выбирают подружками на свадьбы, на них женятся.
Православная церковь говорит, что отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им
Называя животных человеческими именами, люди сознательно грешат против Церкви, ибо каждое имя берется из святцев. Подобное кощунство является поруганием Христа и оскорблением Всевышнего Бога, наплевательским отношением к святым, тогда о каком христианстве можно говорить. Негоже православному верующему уподобляться твари, даже самой любимой.
Православный дом всегда узнаваем по наличию красного угла с иконами, образами святых, свечами, где регулярно читаются молитвы. Домашние питомцы не наделены разумом, и великим святотатством будет кошка, собака, которые улягутся под образами.
Об отношении человека к животным
Болит рука, болит голова, болит сердце… И мы невольно стараемся унять эту боль, потому что она мешает нам трудиться, отдыхать, радоваться. Мы торопимся прогнать боль как нечто чуждое. Это нормально и естественно для человека. Но есть у боли и другая сторона: если какой-то орган болит, значит он жив. И если ещё болит моя душа, значит, она тоже еще не умерла!
Автор: Священник Виталий Головатенко, настоятель храма во имя Poждeствa Пресвятой Богородиицы при Санкт-Петербургской консерватории
Мнение святых об отношении к животным
Любовь преподобного Серафима Саровского, жившего в землянке, распространялась не только на людей, но и на животных. Он не превратил ни одну зверюшку в домашнее животное, но регулярно из своих скудных запасов подкармливал зайцев, лис, белок и медведя.
Читайте о православных святых:
Преподобный Сергий Радонежский не стал философствовать, можно ли молиться над животным, когда один раз обнаружил около своей избушки медведицу и слепого ее детеныша. По молитве веры медвежонок обрел зрение и был спасен.
По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелен слепой медвежонок
Даже льва можно приручить любовью. По свидетельству старца Герасима Иорданского к нему подошел лев, из лапы которого торчала большая заноза. Старец не побоялся раненого царя зверей, вытащил занозу, после чего лев всю жизнь оберегал святых и умер на могиле старца.
Старцы на Афоне относятся ко всему живому, как к творению Божьему, но никто из святых не поклонялся животным, делая их равными людям.
Чистые животные в Библии (пригодные в пищу)
Христианство и милосердие
Отношение человека к животному и домашнего питомца к хозяину взаимосвязано. Некоторые родители покупают для своих детей зверят, чтобы воспитать у ребятишек чувство заботы, милосердия, но когда маленькая игрушка надоедает, ее просто выбрасывают или усыпляют.
Если вы взяли в дом питомца, будьте готовы содержать его до самой смерти или обеспечить для него достойное существование в другом месте. Православная церковь против жестокого отношения к животным, к брошенным или бездомным котам и собакам следует относиться с милосердием.
Важно! Христиане должны любить не только себе подобные создания. С милосердием относиться к творениям Божьим — закон любви Творца.
Тем, кто утверждает, что наши младшие братья не имеют цены в глазах Бога, хочется ответить словами Соломона. Царь сказал, что любя все, что сотворено Творцом, ты не будешь к нему относиться с пренебрежением. (Прем.11:25). Всевышний любит Свое творение, ведь все сотворенное Им — дар.
Бог, люди и животные
Пол Якобсон
Не так давно заинтересовался одним богословским вопросом, так и не найдя на него ответа. Я спрашивал у знакомых священников, но мне было сказано что церковь не дает ответа и определений. Читал разные православные сообщения на эту тематику, но информация противоречива. Высказывания священников также во многом противоречивы.
Речь пойдет о животных, их роли в этом мире, судьбе и предназначении в нем.
У меня есть несколько вопросов, на которые мне хотелось бы получить ответы, желательно священника конечно.
Вопрос первый: Смысл?
Если попытаться в интернете найти ответ на вопрос: Зачем Бог создал животных?
То найдем мы примерно такой ответ:
«Бог создал животных не только для дружбы, но и чтобы человек мог ими пользоваться для себя и чтобы они служили человеку. От животных имеем рабочую силу, шерсть, кожу, мясо. Некоторые животные есть и для забавы и для лечения.»
Мир тлен, и потому он полон несправедливости где каждое живое существо страдает в борьбе за свою жизнь. Но так было не всегда, когда то все живые существа находились в раю, где не было злобы и раздора, все было нетленно и совершенно. Человек нарушил эту идиллию, за что и был изгнан. Вместе с ним, из рая были изгнаны все прочие живые существа. И тут возникает вопрос: почему?
Говорят, существа были признаны служить человеку. Но в раю люди не в чем не нуждались. Тогда для чего же они были созданы? Есть мнение что Бог создал животных для того чтобы человек был свидетелем премудрости и величия Бога, для того чтобы мир был разнообразен. Бог запрещал людям употреблять в пищу мясо животных, все изменилось после потопа: и люди все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт.9:3-4).
Значит не для еды Бог создал животных, не это было Его целью. Тогда зачем? Не ужели только для разнообразия?
Совсем другой вопрос: почему Бог разрешил употреблять в пищу мясо?
Блаженный Феодорит дает такой ответ: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которых можно убивать и съедать»
Святитель Филарет Московский пишет следующие: «Животные назначаются в пищу после потопа потому, как думают некоторые, что: а) земных плодов со временем не достало бы для множества человеков; плодотворная сила земли оскудела бы, и слабость человеческого тела требовала сильнейших вспоможений для сего сохранения» (Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, М., 1867, с. 8).
Ссылаясь на авторитет можно также заключить что плоть употреблять в пищу не желательно, именно так и поступают монахи, чтобы приблизиться к первородному образу безгрешного человека, для котрого употребление в пищу мяса Богом не рассматривалось. В этом нет ничего удивительного, это благоразумно. Однако вопрос смысла существования животных для меня остается по прежнему не решенным.
Раньше, охота была необходимым, и почтительным видом деятельности. Животные были добычею, для пищи и меха. Это был способ выживания. У охотников покровителем считается Святой Трифон. Теперь же, другие времена. Человеку не голодно и не холодно, он может купить пищу и одежду. Ныне охота потеряла свою значимость, теперь это «спорт» и развлечение. Но что думают об этом священнослужители? И главное, есть ли официальная позиция церкви об охоте?
И что церковь думает о звероводстве?
Теперь, хотелось бы перейти к самому главному вопросу, о котором я и писал в начали поста.
Существует следующие мнение основывающиеся на сравнении в Библии крови животного с душою. Например, Лев. 17,11 и Втор. 12, 23 «душа тела в крови», «кровь есть душа»
«Да изведет земля душу живу.Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поскольку, по Писанию, душа всякаго животнаго кровь его есть (Лев. 17, 11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное. Итак да изведет земля душу живу.Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею, и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе, и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела. Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорить о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами. А я, хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что, когда писали cиe, были бессмысленнее рыб» (Беседы на шестоднев. Беседа 8-я)
Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим.8:19-23)
Многие утверждают что душа термин многозначный, а у животных есть только дух, который является энергией, умирающая вместе с телом. И хотя в Азбуке Веры написано именно так, далеко не все священники склоняются этого мнения. Видя страдания животных, и коль душа их смертна, то и бессмысленность этих страданий, возникает мысль о несправедливости Бога по отношению к животных. Ведь животные не были не в чем виноваты перед Богом, когда он их изгнал из рая. И говориться, что Бог лишил животных бессмертия (когда они были в раю) обрекая их на бессмысленные страдания. Но ведь мы знаем что Бог будучи идеалом, справедлив во всем.
Помнится один из святых представлял душу животных как некую субстанцию, душу животного мира, которая едина для всех животных, и частью ее наделяется всякое безсловестное существо.
Да, животные это не биомашины, какими их часто представляют по телевидению. Порой животные способны на удивительные поступки, кроме того каждое животное индивидуально, понятно что дух животных примитивен, но темнее Бог наделил животных психологией, мышлением притом от размера головного мозга способности животного к обучению не зависят. Даже вороны способны к установлению причинно-следственных связей. Однако у животных нет духовных качеств, а, следовательно, нет никакого нравственного чувства, включая чувство ответственности за свои поступки. Потому то человек несет перед Богом ответственность за воспитание и содержание питомца. Интересно было также узнать, что не все хищные дикие животные агрессивны по отношению к человеку. Так например, рысь, лисица, и гепард не нападут на человека, за исключением случаев бешенства и самозащиты.
Думаю дух есть у примитивных животных, а примитивная но бессмертная душа у более сложных существ. Пока я прихожу именно к такому выводу. (Думаю что улитка и собака животные не равнозначные)
Я не могу причислить себя к любящим животным, но я чувствую несправедливость и она беспокоит меня. Кроме того, я категорически против ереси равенства человека с животным, которую так активно навязывают некоторые зоозащитники.
Большая просьба к администрации. Я создал эту тему для того чтобы узнать мнение людей, поскольку считаю серьезной, подлежащей обсуждению. Мне бы очень не хотелось чтобы тема была закрыта только потому что кто-то захочет принести сюда раздор.
Мария
другиня
Мария свет Владимировна
Вячеслав1959
Разумно ли православным ссылаются на непонятно какого (католического или протестантского) исповедания писателя-фантаста Льюиса? Полагаю, что не разумно. У православных есть много своих исповедников, не говоря уже о святых отцах и учителях Церкви.
По теме.
Пол, у Вас большой текст, который мало кто прочитает. Лично я просмотрела Ваш текст по диагонали. Прошу пояснить, почему Вас не устраивает святоотеческое пояснение о том, что человек должен властвовать на животными, которые должны ему помогать в его хозяйственной деятельности после согрешения, что они даны для жертвоприношения, а также в пищу?
Павел И
А для чего Бог сотворил человека? Разве Бог нуждается в людях? Разве Бог в чем-то или в ком-то нуждается?
Евгений Ананьев
Супер Модератор
Пол Якобсон
Доброго времени суток. Я читал это еще давно. Темы также видел.
Меня не устраивает утверждение о смертности души животных. Ибо тогда это означает что Бог не справедлив по отношению к животным.
Вячеслав1959
Павел И
Вячеслав1959
Пол Якобсон
Да, я читал эту статью. В ней высказывается мнение о том что бессмертная душа животных все таки может существовать. Весьма занятно. Но опять таки, это лишь мнение одного человека. Почему нет единого мнения или консенсуса?
Вячеслав1959
Пол Якобсон
Вячеслав1959
Если искать смысл, этот смысл в том, что животные по слову Бог созданы землёй по их разным родам.
Быт. 1:24,25
24И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
Земная сила по своей природе смертная, поэтому и живые тела от земли смертные, ибо земля есть прах, а тела из праха (пыли) бессмертными не бывают.
Это библейский смысл.
Евгений Ананьев
Супер Модератор
Вячеслав1959
Вот именно, что никто не писал. Вот именно этот критерий (никто не писал) выводит данное произведение Льюиса, впрочем как и другие его произведения, из православной сферы рассуждений, которые имеют единство в духе и истине.
Более того, Господь запрещал демонам озвучивать истину и принимать истину от них, ибо их истина от лукавства, но не от благодати Господа Святого Духа.
Мне не принесло повреждение, потому что я не принял чтение произведений Льюса за добро. У меня изначально вызвалО недоумение как автор, которому приписывается православие вне православия, может так живо и со знанием дела излагать об искушении людей от лица демонов? Равно и другое его произведение «Просто христианство» критически оценивал на соответствие святоотеческому учению и пришёл к выводу, что это обычное протестантское и экуменистический произведение.
Считаю, что те православные, которые принимают писанину Льюиса за некое православие, находятся в реальной опасности и уже в неком смысле уклонились от православной веры.
Мария
другиня
Дмитрий 2/3
Маша, к примеру, вот Вам и всем нам информация для размышления :
Юваль Ной Харари «Sapiens: Краткая история человечества» гл.17
«. Механизировались даже растения и животные. Гуманистические религии вознесли Homo sapiens на уровень божества, но параллельно происходил и другой процесс: к скоту стали относиться не как к живым существам, чувствующим горе и боль, а как к полезным машинам. Сегодня их даже и производят в фабричных условиях, формируют их тела в соответствии с промышленными надобностями, всю жизнь они проводят на положении шестеренок гигантского конвейера, продолжительность и качество их жизни определяются прибылью и затратами корпорации. Даже если производству они нужны живыми, здоровыми и откормленными, до социальных и психологических потребностей животных никому нет дела (кроме тех случаев, когда настроение сказывается на объеме продукции).
Например, у кур-несушек сложный набор поведенческих инстинктов и нужд. Им хочется исследовать окружающий мир, клевать на воле, выстраивать социальные иерархии, строить гнезда, чистить перышки. Но их запирают в тесные клетки, порой до четырех кур в клетке размером 25 на 20 сантиметров. Еды вдоволь, но повернуться негде, невозможно построить гнездо, разметить свою территорию, делать то, к чему они предназначены природой. Клетки настолько малы, что в них и крыльями не помашешь, порой нет даже возможности выпрямиться во весь рост.
Свиньи — одни из самых умных и любознательных млекопитающих, интеллектом они уступают, кажется, только приматам. Но индустриализованные фермы помещают свиноматок в столь узкие загоны, что там нельзя повернуться, не то что пройтись или самостоятельно поискать пищу. Там они находятся круглосуточно целый месяц, пока вскармливают приплод. Затем поросят переводят в другие загоны, а свинью вновь оплодотворяют.
Многие молочные коровы также почти всю жизнь проводят в тесном отсеке хлева, стоя и лежа в собственных экскрементах. Одна машина выдает им порцию пищи с необходимыми лекарствами и гормонами, другой аппарат раз в несколько часов осуществляет дойку. Корова — это рот для приема сырья и вымя для выдачи готовой продукции. Когда с живыми существами, которые наделены сложным эмоциональным миром, обращаются словно с машинами, это причиняет им не только физический дискомфорт, но и разрушает их социальную иерархию, вызывает сильный психологический стресс.
Как трансатлантическая работорговля не происходила из нелюбви к неграм, так и современное животноводство нисколько не враждебно животным: оно равнодушно. Люди, производящие и потребляющие яйца, молоко и мясо, редко задумываются об участи кур, коров и свиней, чье мясо или иную «продукцию» они потребляют. Задумывающиеся часто прикрываются таким аргументом: мол, домашний скот — те же машины, они ничего не чувствуют, не испытывают эмоций, они не страдают. Какая ирония, что те же ученые, которые создавали машины по производству молока и яиц, недавно вполне убедительно доказали, что и четвероногие, и птицы обладают сложным комплексом эмоций и восприятий. Они испытывают не только физическую боль, но и эмоциональные переживания.
В 1950-е годы американский психолог Гарри Харлоу отделил новорожденных мартышек от матерей и посадил в клетки, где их выращивали две искусственные «матери» — одна из проволоки, но с бутылочкой молока, из которой малыш кормился, а другая деревянная, обтянутая тканью и внешне походившая на настоящую мартышку, от которой малыш ничего не получал. Предполагалось, что малыши будут льнуть к кормящей матери — хоть и проволочной — а не к бесполезной.
К изумлению Харлоу, маленькие обезьянки явно предпочитали «тряпичную маму» и большую часть времени проводили с ней. Если оба чучела ставили рядом, то малыши сосали бутылочку «проволочной мамы», цепляясь при этом за «тряпичную». Харлоу решил, что они просто мерзнут, и поместил внутрь «проволочной мамы» электрическую лампу, которая излучала тепло, — и все равно большинство мартышек, кроме совсем маленьких, остались верны «мягкой маме».
Дальнейшие исследования показали, что обезьянки, которых осиротил Харлоу, выросли эмоционально неприспособленными, хотя и получали необходимое питание. Они не вписались в обезьянье общество, с трудом вступали в коммуникацию, страдали от высокого уровня тревоги и агрессии. Вывод очевиден: у мартышек помимо материальных потребностей имеются психологические и, когда эти нужды остаются без удовлетворения, животные тяжко страдают. В следующие десятилетия многочисленные исследования подтвердили, что это относится не только к обезьянам, но и к другими млекопитающим, а также к птицам. Но эксперимент Харлоу воспроизводится миллион раз на дню: фермеры отделяют телят, ягнят и другой молодняк от маток и выращивают в изоляции.
Десятки миллиардов сельскохозяйственных животных находятся на положении шестеренок конвейера, около 50 миллиардов ежегодно убивают. Эти промышленные методы разведения скота привели к значительному росту аграрной продукции и пищевых ресурсов человека. В сочетании с механизацией растениеводства промышленное животноводство превратилось в основу всего современного социального уклада. До индустриализации сельского хозяйства большая часть урожая и приплода «расходовалась» на прокормление самих же крестьян и скота. Лишь малый процент оставался ремесленникам, учителям, священникам и чиновникам. Соответственно, почти во всех обществах крестьяне составляли более 90% населения. Когда же сельское хозяйство перешло на промышленные рельсы, значительно меньшее число крестьян оказалось способно кормить растущую армию рабочих и «белых воротничков». Ныне в Соединенных Штатах лишь 2% населения — фермеры, но эти 2% не только кормят все население США, но и экспортируют излишки в другие страны. Без индустриализации сельского хозяйства городская промышленная революция не могла бы осуществиться — не хватило бы рук и мозгов, чтобы укомплектовать фабрики и офисы. «